Научная статья на тему 'Новые материалы для перспективного двигателя ОАО "НПО "Сатурн”"'

Новые материалы для перспективного двигателя ОАО "НПО "Сатурн”" Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
234
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОЖАРОПРОЧНЫЕ ДЕФОРМИРУЕМЫЕ СПЛАВЫ / КЕРАМИЧЕСКИЕ КОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ЭЛЕКТРОННО-ЛУЧЕВАЯ СВАРКА

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Шмотин Ю.Н., Старков Р.Ю., Данилов Д.В., Оспенникова О.Г., Ломберг Б.С.

В июне 2012 года исполняется 80 лет со дня основания Всероссийского института авиационных материалов (ВИАМ) − признанного авторитета в области разработки материалов для газотурбинных двигателей. ОАО «НПО „Сатурн”» является одним из лидеров отечественного газотурбо-строения и реализует программу создания российского авиационного двигателя 5-го поколения. Творческое научно-техническое сотрудничество ФГУП «ВИАМ» и ОАО «НПО „Сатурн”» обеспечит успешное решение этой задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Шмотин Ю.Н., Старков Р.Ю., Данилов Д.В., Оспенникова О.Г., Ломберг Б.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые материалы для перспективного двигателя ОАО "НПО "Сатурн”"»

В настоящее время в институте разработаны высокопрочные Al-Li сплавы следующего поколения (В-1461 и В-1469), обладающие повышенными усталостной долговечностью и коррозионной стойкостью. Проводятся работы по освоению в металлургическом производстве листов, тонкостенных прессованных профилей, отработке технологии изготовления гнутых профилей из ленты сплава В-1469 методом стесненного изгиба применительно к элементам планера МС-21. Завершаются работы по внедрению плит из сплава В-1461 (взамен сплава В95п.ч.) для силового набора, что обеспечит существенное снижение массы конструкции планера изделия Т-50.

Особо следует отметить работы ВИАМ по восстановлению производства полимерных композиционных материалов на основе углеродных армирующих наполнителей, не уступающих по свойствам зарубежным аналогам. Данные материалы найдут применение в изделии Т-50 и конструкции крыла самолетов МС-21 и SSJ-NG, других перспективных программных проектах.

Результатом совместной работы специалистов ОАО «ОАК» и ФГУП «ВИАМ» стала разработка программ по организации опытно-технологических работ по освоению новых металлических материалов, полимерных композиционных материалов, полуфабрикатов и технологий для планера перспективных самолетов комплексной Программы климатических испытаний конструктивных образцов, узлов, агрегатов, соединений, изготовленных на основе новых авиационных материалов. Указанные программы, согласованные с руководителями всех ведущих ОКБ авиационной отрасли, учитывают специфику разрабатываемых перспективных изделий авиационной техники, необходимую номенклатуру полуфабрикатов и требуемый уровень их свойств, а также проведение квалификационных и натурных климатических испытаний.

Плодотворное сотрудничество с ФГУП «ВИАМ» в области материалов и технологий их переработки является основой для создания ОАО «ОАК» конкурентоспособных изделий авиационной техники с требуемыми тактико-техническими характеристиками.

УДК 669.018.44:669.24

Ю.Н. Шмотин*, Р.Ю. Старков*, Д.В. Данилов*, О.Г. Оспенникова, Б.С. Ломберг

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ ОАО «НПО „САТУРН"»

В июне 2012 года исполняется 80 лет со дня основания Всероссийского института авиационных материалов (ВИАМ) - признанного авторитета в области разработки материалов для газотурбинных двигателей.

ОАО «НПО „ Сатурн "» является одним из лидеров отечественного газотурбостроения и реализует программу создания российского авиационного двигателя 5-го поколения. Творческое научно-техническое сотрудничество ФГУП «ВИАМ» и ОАО «НПО „ Сатурн "» обеспечит успешное решение этой задачи.

Ключевые слова: высокожаропрочные деформируемые сплавы, керамические композиционные материалы, электронно-лучевая сварка.

Двигатели 5-го поколения производят только Россия, США и консорциум стран общеевропейского союза. При этом использование новых жаропрочных материалов, разработанных во ФГУП «ВИАМ» в рамках работ по опережающему научно-техническому заделу, имеет очень важное значение для достижения требуемых параметров двигателя.

*ОАО «НПО „Сатурн"».

На основании сравнительного анализа свойств разработанных российских деформируемых сплавов установлено, что в качестве материала дисков турбины перспективного изделия может быть выбран жаропрочный никелевый сплав разработки ФГУП «ВИАМ» - ВЖ175-ИД, обладающий наиболее высоким комплексом характеристик.*

Сплав ВЖ175 превосходит лучшие отечественные и зарубежные аналоги по кратковременной и длительной прочности - до 15%, по усталостным характеристикам - до 30%. Применение нового материала в перспективных двигателях обеспечит повышение рабочей температуры дисков турбины на 50-100°С и ресурса - в 1,5-2 раза.

Для повышения технических и эксплуатационных показателей перспективных ГТД также требуется применение более высокопрочных сплавов для корпусов камер сгорания (КС), имеющих повышенную рабочую температуру, устойчивых к горячей коррозии и жестким режимам теплосмен, обладающих высоким ресурсом.

Для решения этих задач ВИАМ предложил сплав ВЖ172. В результате проведенных НИР по созданию демонстраторов узлов перспективного двигателя, совместными усилиями «НПО „Сатурн"» и ВИАМ были выполнены всесторонние исследования сплава ВЖ172. Отработаны режимы ковки, раскатки, объемной штамповки при изготовлении кольцевых заготовок и штамповок из этого сплава. Отработаны режимы листовой штамповки, режимы равноосного литья по выплавляемым моделям, аргоно-дуговой сварки.**

На основе результатов, полученных в ходе производства деталей из сплава ВЖ172, будут усовершенствованы технологии для обеспечения высоких механических свойств при последующем изготовлении деталей камеры сгорания перспективного изделия в условиях ОАО «НПО „Сатурн"».

Стоит отметить, что уровень свойств деформируемых жаропрочных сплавов уже не отвечает требованиям по температурной нагрузке, предъявляемым к современным камерам сгорания. Анализ зарубежных источников [1-5], а также общие тенденции развития высокотемпературного материаловедения показывают, что в настоящее время в мире интенсивно ведутся разработки и исследования композиционных материалов на основе керамической матрицы.

В связи с вышесказанным, «НПО „Сатурн"» совместно с ВИАМ*** провели отработку экспериментальной технологии изготовления детали «Экран» из керамического композиционного материала системы SiC-SiC с рабочей температурой до 1550°С для жаровой трубы газотурбинного двигателя. Получена опытная партия таких деталей (рис. 1). Проведенные исследования свойств указывают на высокий уровень жаростойкости при 1550°С - потери массы составили ~2% (по массе) за 100 ч, среда - воздух. Материал также обладает достаточным уровнем прочностных рИс. 1. Деталь «Экран» из композицион-свойств при плотности 2,57-2,81 г/см3. ного материала системы (ВИАМ)

*В работе участвовали М.М. Бакрадзе, С.В. Овсепян, E.H. Лимонова.

**В работе участвовали И.С. Мазалов, В.Д. Самсонов, В.Г. Ковальчук.

***В работе принимали участие Д.В. Гращенков, С.С. Солнцев.

Керамический композиционный материал, разработанный в BHAM, может применяться в теплонагруженных узлах и деталях перспективной авиационной техники, в наземных, энергетических, нефте- и газоперекачивающих станциях, транспортных системах с рабочей температурой 1550°С. В результате внедрения такого материала масса конструкций снижается на 40-60%, энергоемкость изготовления - на 30-40%, материалоемкость - на 10-30% и стоимость - в 8-10 раз благодаря использованию недорогого недефицитного исходного сырья вместо W, Co, Ni, Cr, V и других элементов, входящих в состав жаропрочных суперсплавов.

В настоящее время продолжаются работы, направленные на повышение технологических свойств жаропрочных материалов. Наиболее остро стоит вопрос создания сварного ротора КВД (рис. 2) для перспективного авиационного двигателя. С этой целью ведется отработка технологии штамповки заготовок дисков из сплава ВЖ172 и их электроннолучевой сварки. Достижение успеха в этом направлении позволит значительно снизить массу ротора и двигателя в целом, а также уменьшить нагрузки вследствие отказа от громоздкого болтового соединения.

Таким образом, многолетнее творческое научно-техническое сотрудничество ФГУП «BHAM» и ОАО «НПО „Сатурн"» послужит залогом успешной работы по созданию газотурбинных двигателей нового поколения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Andrees G., Filsinger D., Miinz. S., Schulz A., Wittig S. //J. of Engineering for Gas Turbines and Power. 2GG1. V. 123. P. 271-274.

2. Roode V., Price J. Ceramic Matrix Composite Liners: A Summary of Field Evaluations //J. Eng. for Gas Turbines and Power. 2007. V. 129. №1. P. 21-30.

3. DiCarlo J.A. //J. Am. Ceram. Soc. 2GG5. V. 87. P. 104-112.

4. Gotoh Jun, Tokaji Keiro //J. Ceram. Soc. Jap. 2002. V. 110. №1285. P. 852-858.

5. Igawa N., Taguchi T. //J. Nucl. Mater. 2GG4. P. 329-333.

a) 6)

Рис. 2. Сравнение конструкции традиционного ротора (а) и сварного (б) из перспективного материала с повышенной удельной прочностью — снижение массы составляет 15%

S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.