Научная статья на тему 'НОВЫЕ ЛИЦА В РОДОСЛОВИИ Н.В. ГОГОЛЯ: КОСЯРОВСКИЕ, ШОСТАКИ, ЩЕРБАКИ. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ'

НОВЫЕ ЛИЦА В РОДОСЛОВИИ Н.В. ГОГОЛЯ: КОСЯРОВСКИЕ, ШОСТАКИ, ЩЕРБАКИ. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
генеалогия / родословие Н.В. Гоголя / Косяровские / Шостак / Щербак / малороссийское духовенство / Войско Запорожское / Гетманщина / казацкая старшина / те-стамент / публикация источника

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иртенина Наталья Валерьевна

В ходе генеалогического исследования выявлены неизвестные ранее предки Н.В. Гоголя по женским линиям — священники и казаки Косяровские, представители казацкой стар-шины Гетманщины XVIII в. Шостаки и Щербаки. Установлены места их жительства, прослежены родословные цепочки, выяснен состав семейств нескольких поколений предков Гоголя по этим линиям. Выявлены подробности службы и служебного продви-жения представителей всех трех фамилий. В рамках статьи опубликовано найденное за-вещание прапрадеда Гоголя — войскового товарища Лубенского полка Андрея Степа-новича Щербака.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ЛИЦА В РОДОСЛОВИИ Н.В. ГОГОЛЯ: КОСЯРОВСКИЕ, ШОСТАКИ, ЩЕРБАКИ. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»

Н.В. Иртенина

НОВЫЕ ЛИЦА В РОДОСЛОВИИ Н.В. ГОГОЛЯ: КОСЯРОВСКИЕ, ШОСТАКИ, ЩЕРБАКИ. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Родословие Н.В. Гоголя — тема, привлекающая внимание не только исследователей биографии и творчества великого русского писателя малороссийского происхождения, но и многих почитателей его литературного таланта. В судьбах пращуров Гоголя сконцентрирована история Малороссии XVII-XVIII вв.: героические походы казаков-запорожцев против татар и турок, война Богдана Хмельницкого против польского панства, буйные времена Руины, верность и измены казачьей старшины русским царям, мазепин-ское предательство, угасание Войска Запорожского и Гетманщины, превращение казацкой элиты в панов-землевладельцев, переход ее в дворянское сословие Российской империи, на службу в императорскую армию...

Генеалогическая тема в биографии Гоголя, казалось бы, изучена поколениями историков вдоль и поперек, что-либо новое обнаружить невозможно. Вопросами гоголевского родословия исследователи занялись с середины XIX в., сразу после кончины писателя. Историки-генеалоги А.М. Лазаревский и В. Л. Модзалевский предприняли научную разработку этой темы. В наше время публикуются издания, обобщающие все накопленные сведения, в том числе фундаментальная «Летопись жизни и творчества Н.В. Гоголя» (см.: Родословие, 2009; Виноградов, 2017). Интерес к происхождению и личностям предков Николая Васильевича не спадает и доныне, подогреваемый также событиями в идейно-политическом поле, «перетягиванием» Гоголя между Россией и Украиной. Правда, как заметил еще в 1960-х гг. историк-эмигрант А.П. Оглоблин по поводу позднейших исследователей генеалогии Гоголя, «нового материала в их работах, по сути, очень немного» (Оглоблин, 1968: 7). В последние годы вместо твердо установленных фактов появляются ничем не подкрепленные фантазии на тему польских, великорусских, татарских и еврейских корней Гоголя.

Однако сейчас в родословной писателя виден перекос — преобладает линия его отца. Подробно изучен род Яновских-Гоголей, составлено родословное древо Татьяны Семеновны Лизогуб-Яновской-Гоголь, бабки Николая Васильевича, наследницы громких фамилий в истории казацкой Гетманщины. Именно от нее в жилах Гоголя текла кровь гетманов Войска Запорожского, казачьих полковников, иных представителей казачьей старшины с высоким статусом: Дорошенко, Скоропадского, Танских, Забел, Лизогубов. Ветви родословного древа Николая Васильевича со стороны его матери оставались почти неизученными. Отчасти причина такой ситуации в том, что сама мать писателя, Мария Ивановна Гоголь, урожденная Косяровская, располагала весьма скудной информацией о своих даже ближайших предках. В автобиографических записках она признавалась, что «о предках наших по детской моей беспечности дальше не приходило на мысль расспросить у родителей и других знавших, а теперь уже и не у кого расспрашивать» (Родословие: 19). Она приводит некоторые запомнившиеся ей в детстве сведения о своем отце, Иване Матвеевиче, и деде Матвее Васильевиче (даже не приводя имени последнего) Ко-сяровских, несколькими фразами касается семейства бабушки и дедушки по матери — Шостак, вскользь упоминает своих прадедушку и прабабушку Щербак со стороны бабки Косяровской (притом неверно называя их Щербаковыми).

Проблема изучения родословия Косяровских, Шостаков, Щербаков упиралась в отсутствие сведений о том, где они жили. Генеалогический поиск невозможен без установления места жительства представителей рода или хотя бы узкого «ареала» их обитания в конкретные периоды времени. Более того, отсутствие такой информации может порождать разнообразные фантазии на тему происхождения пращуров: так, например,

Ивана Матвеевича Косяровского, деда писателя, «народная энциклопедия» Википедия сделала уроженцем города Орла — основанием чему стали всего лишь несколько лет его службы в этом городе по почтовому ведомству.

В эпоху цифровизации и автоматизированного поиска информации, когда происходит оцифровка архивных документов, выкладывание их в свободный интернет-доступ и создание баз индексированных данных, проблема эта решается.

В ходе генеалогического исследования автору этих строк удалось определить локализацию всех трех фамилий на территории Малороссии, воссоздать непрерывную родословную линию Косяровских вплоть до середины XVII в., найти документальные сведения о семействе прадеда и прабабки Н.В. Гоголя — Шостаках, идентифицировать как прапрадеда писателя Андрея Степановича Щербака, установить его происхождение, ближайших предков, подробности службы. Кроме того, было обнаружено его завещание 1765 г., в сокращенном виде оно публикуется в конце статьи.

Источниковой базой исследования стали метрические книги, исповедные росписи, хранящиеся в архивах Сумской и Полтавской областей, а также в Центральном государственном историческом архиве Украины (ЦГИАК); списки полковых присяг Гетман -щины русским царям за XVIII в. из архивов Киева и Москвы; документы Генеральной описи Левобережной Украины 1760-х гг., содержащей генеалогическую информацию не только в переписях жителей городов и сел, но также в копиях владельческих и купчих документов1. Кроме того, ценные сведения находятся в некоторых печатных изданиях, вышедших в постсоветское время на Украине: до сих пор они не были введены в тему родословия Гоголя. Немалый пласт информации предоставляют сетевые ресурсы — генеалогические порталы, главный и обширнейший из которых — форум сайта «Всероссийское генеалогическое древо» (ВГД). Некоторые сведения о Косяровских на форуме ВГД поданы в общем потоке генеалогической информации и также пока что не были введены в научный оборот в рамках гоголевского родословия.

Отправная точка исследования — отыскание «родового гнезда» Косяровских, предков Н.В. Гоголя по матери. Ревизские сказки крепостных крестьян 10-й ревизии податного населения Российской империи (1858 г.), составленные в Роменском уезде Полтавской губернии, сообщают о помещиках Косяровских села Медвежьего и двух хуторов при нем (Государственный архив Сумской области. Ф. 993. Оп. 1. Д. 155. Л. 944, 949, 954, 957, 960)2. Ныне это село относится к Сумской области и по-украински называется Вед-меже. В XVIII в. название писалось разнообразно: Ведмежье, Ведмежое, Ведмедовка, Медвежое. До отмены сотенно-полкового военно-административного устройства малороссийской Гетманщины в 1782 г. оно числилось в Роменской, затем Хмелевской сотнях Лубенского полка. При чтении описи архивного фонда Лубенской полковой канцелярии (ЦГИАК) в делах 1760-х гг. автору этих строк несколько раз попалось имя Матвея Косяровского. Следовательно, искать этот род стоило в документах именно Лубенского полка и, предположительно, в документах церковного учета села Медвежьего.

Забегая вперед, скажем, что дед Н.В. Гоголя Иван Матвеевич Косяровский действительно родился в Медвежьем, но в раннем детстве был оттуда увезен. Семья жила в других местах, где его отец получал служебные назначения, и в родовое село больше не возвращалась. В Медвежьем продолжали жить другие ветви рода Косяровских.

Об истории этого села фактически ничего не известно. В советской «Истории городов и сел УССР», в томе, посвященном Сумской области, сообщается, что Медвежье известно с середины XVIII в. Это абсолютно неверная информация. Оно существовало

1 Поиск велся по цифровым копиям документов, выложенным в открытый доступ на сайте Fami-lySearch.com.

2 Информация с форума ВГД, сообщенная В.В. Ковальским. URL: https://forum.vgd.ru/post/1467/80826/ p3218087.htm#pp3218087 (дата обращения: 13.11.2023).

по меньшей мере с начала XVIII столетия — именно как село с церковью, а не хутор или деревня, и Косяровские жили в Медвежьем как минимум с тех же времен. Во второй половине того же века в селе действуют уже два православных храма, Покровский и Троицкий. Ныне поблизости от села расположен населенный пункт Косяровщина — по-видимому, бывший в XIX в. хутором, которым владели Косяровские.

Информация об Иване Матвеевиче Косяровском доныне скудна и изобилует домыслами. Его дочь, Мария Ивановна, мать Н.В. Гоголя, писала о нем: «Отец мой при других науках учился юриспруденции, но пожелал служить лучше в военной службе, в обращении был очень любезен, всегда бывал в лучшем круге, когда стоял с полком своим в Петербурге. Первый раз женат был на дочери бывшей фрейлины. Единственное дитя у своих родителей, она была Зверевых. Красавица и добра, как ангел, 16 лет. Любила своего мужа до обожания... С первых родов она умерла, за ней последовал и сын, виновник ее смерти. Смерть ее чуть было не скосила ее мужа, он был в беспрестанных обмороках и когда пришел в себя, то, возвратя все приданое родителям ее. просил [командование полка], чтобы посылали его во все тяжелые случаи, чтобы скорее прекратить свое существование на земле, но религия поддержала его. Когда он был послан по каким-то делам по службе в зимнее время, на дороге застигла его страшная стужа, так что не мог никуда добиться и оставался (несколько) более суток без приюта. Когда его нашли по прекращении бури без чувств, на глазах был лед. По долгом лечении его объявили ему (как он мне говорил), что один его глаз умер. Тогда он не мог продолжать военной службы и должен был служить по гражданской части...» (Родословие: 19-20).

Уже биограф Гоголя И.П. Золотусский приписал Ивану Матвеевичу службу в гвардии, хотя в записках М. И. Гоголь ничего подобного нет. Орловский историк и краевед А.Ю. Саран в своем исследовании орловского периода жизни И.М. Косяровского повторяет этот пассаж и усиливает акцент на столичной жизни гвардейца: «Он служил в Санкт-Петербурге и вел жизнь, обычную для офицера императорской гвардии» (Саран: 99). А сегодня в интернете, в той же Википедии, можно найти утверждения, что И. М. Косяров-ский служил в лейб-гвардии Измайловском полку. Называется также имя фрейлины, на чьей дочери он женился. Насколько достоверны или недостоверны эти сообщения, выяснить не удалось, поскольку непонятно, откуда взята информация. Однако имеются большие сомнения в ее обоснованности.

В действительности И.М. Косяровский служил в конном Черниговском карабинерном полку. Эти сведения находятся в формулярных списках офицеров полка за 1785— 1786 гг. Так, в послужном списке от 31 августа 1785 г. приведены следующие данные о его службе: «Корнет Иван Косяровский 25 лет — из малороссийского шляхетства, вступил в службу в январе 1772 г.; квартермистром 1773, вахмистром 1774, кадетом 1782, адъютантом 1785 март, из нижнего чина переведен корнетом в мае 1785» (Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 489. Оп. 1. Д. 7086. Л. 317об.-318)1. В формулярном списке 1786 г. Иван Косяровский — корнет, продолжает службу в том же полку (РГВИА. Ф. 489. Оп. 1. Д. 2084. Л. 615—660)2. Родившийся в 1760 г., на военную службу он определился с 12 лет, что в те времена было нормой для дворянского сословия и малороссийского «шляхетства». Служба, однако, в столь юные годы проходила в домашней обстановке за учебниками.

Черниговский карабинерный полк отсчитывал свою историю с 1668 г., когда он был еще охочекомонным (добровольческим) полком. На протяжении XVIII в. он несколько раз менял название и лишь в 1784 г. получил наименование Черниговского

1 Информация с форума ВГД, сообщенная Ю. Забелло. URL: https://forum.vgd.ru/post/174/17860/ p456855.htm#pp456855 (дата обращения: 13.11.2023).

2 Информация с форума ВГД, сообщенная пользователем Teatroved. URL: https://forum.vgd.ru/post/174/ 17860/p3999807.htm#pp3999807 (дата обращения: 13.11.2023).

карабинерного — стал одним из десятка малороссийских карабинерных полков, формировавшихся на регулярной основе вместо прежних территориальных полков Войска Запорожского. С 1790-х гг. переименования и переформирования полка продолжились, но Иван Матвеевич к тому времени в нем давно уже не служил.

А вот старший брат его Петр Матвеевич военную карьеру продолжал и весьма успешно, дослужившись до подполковника. Начинал он тоже в карабинерном полку, только Киевском. В 1785-1786 гг. П.М. Косяровский — кадет этого полка (РГВИА. Ф. 489. Оп. 1. Д. 2091. Л. 291-325; РГВИА. Ф. 489. Оп. 1. Д. 2084. Л. 515-543)1.

Автору этих строк удалось обнаружить документальный след семейной трагедии И.М. Косяровского, когда первая его жена «с первых родов... умерла, за ней последовал и сын, виновник ее смерти». В метрической книге села Барановки Голтвянского уезда Миргородской протопопии за 1788 г. содержатся записи 1. о рождении 4 января сына Ивана у отставного поручика Ивана Косяровского и жены его Веры; 2. о смерти его сына Ивана 5 января и жены Веры 10 января. Ей было 17 лет, скончалась она «по исповеди без причастия по случаю чадородия» (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 1012. Д. 885а. Л. 292, 300).

Следует зафиксировать: И.М. Косяровский на январь 1788 г. — отставной поручик. О гвардии опять же никаких упоминаний. Тогда как бывший на крестинах восприемником младенца Петр Матвеевич Косяровский назван гвардии вахмистром. По-видимому, отставка Ивана Матвеевича состоялась в связи с женитьбой, предположительно в 1787 г., и чин поручика получен был при уходе со службы. Первую жену его звали Вера (не отсюда ли в памяти М. И. Гоголь, слышавшей эти рассказы в детстве, взялась по созвучию фамилия «Зверевы»?). Как Иван Матвеевич оказался на жительстве в селе Бара-новке, довольно далеко от Медвежьего, на территории другого полка, Миргородского, будет сказано ниже.

Вторым браком И.М. Косяровский был женат на Марии Ильиничне Шостак. По словам М.И. Гоголь, она происходила из семьи небогатого малороссийского помещика. Сведения эти нуждаются в корректировке, но об этом речь пойдет позже.

К 1765 г., когда Ивану Косяровскому было около 5 лет, его семья уехала из Медвежьего. Но в 1763 г. они все еще там. Исповедная роспись Покровской церкви этого села в последний раз сообщает о Матвее Васильевиче Косяровском 36 лет, на тот момент имевшем чин войскового товарища, его жене Феодосии Андреевне 28 лет, детях: Анне 8 лет, Петре 5 лет, Иване 2 лет, а также их дворовых людях (ГАСумО. Ф. 960. Оп. 3. Д. 184. Л. 126).

О своем деде Матвее Косяровском М. И. Гоголь рассказала вкратце: «. дед мой был уважаем всеми не по одному только уму, приписываемому ему, но по добрым качествам души и благородству поступков его. Он имел два сына и две дочери, служил по штатной службе, занимал почетную должность, но, к стыду моему, не знаю какую, чин он имел коллежского асессора, наследственное имение было около 60 душ на реке Голтве в 7 верстах от нашей Васильевки. И мне виден ум моего дедушки, потому что он доставил своим детям порядочное отличное воспитание тогда, как луч просвещения еще не касался нашей Малороссии» (Родословие: 19-20). Из-за недостатка информации о предке в ее рассказе содержатся несколько неточностей. Во-первых, дочерей у М.В. Косяровского было все-таки три. Во-вторых, служба его стала считаться статской, а не военной после окончательной ликвидации Гетманщины в 1782 г., упразднения военно-административного устройства Малороссии, когда всю власть, военную и гражданскую, осуществляла шляхетско-казацкая старшина Войска Запорожского. Чин войскового товарища Лубенского полка (присвоен в 1761 г.), земского писаря (а это именно чин) и, наконец, полкового судьи (присвоен в 1784 г. уже как пережиток эпохи Гетманщины)

1 Информация с форума ВГД, сообщенная пользователем Teatroved. URL: https://forum.vgd.ru/post/174/ 17860/p4135744.htm#pp4135744; https://forum.vgd.ru/post/174/17860/p3999829.htm#pp3999829

определяют место Матвея Васильевича Косяровского в военно-управленческих структурах Войска Запорожского и всей Гетманщины.

И. А. Виноградов в «Летописи жизни и творчества Н.В. Гоголя» сообщает вехи карьеры М.В. Косяровского, ориентируясь по печатным «Месяцесловам с росписью чиновных особ в государстве». В 1770-х гг. он писарь в Миргородском земском суде, с 1782 г. служит уездным казначеем в местечке Городище (Виноградов: 165, 168—172, 174). Стоит уточнить, что должность писаря в учреждениях Гетманщины была войсковой, с соответствующим чином. Так, полковой писарь (чин) — это третий старшина в полку (после полкового обозного и полкового судьи), заведовавший всем делопроизводством полковой канцелярии; по российской Табели о рангах чиновник 12 класса. Земский писарь ведал делами земского шляхетского суда, разбиравшего имущественные вопросы. Полковой судья — второй старшина в полку, 8 класс Табели о рангах, соответствовавший чину коллежского асессора. Именно с этим российским чином М.В. Косяровский вышел в отставку и после Миргорода и Городища обосновался на покое в селе Барановке, где затем пережил семейную трагедию его сын Иван (ныне это село Миргородского района Полтавской области). Исповедная роспись Успенской церкви Барановки за 1786 г. сообщает: «Коллежский асессор Матвей Васильев сын Косаревский (так!)1 вдов 51 [год], дочь его девица Агафья 16 [лет]» (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 1016. Д. 78. Л. 1120 об.). Именно это село, очевидно, имелось в виду в рассказе М.И. Гоголь: «наследственное имение. на реке Голтве в 7 верстах от нашей Васильевки.» Барановку и Васильевку, где жили Го -голи, разделяет 12 км, а стоит Барановка на реке Псёл (но относилась действительно к Голтвянскому уезду). Умер М. В. Косяровский, по словам его внучки, где-то через год после ее рождения, в 1792 или 1793 г.

Здесь следует сослаться на современные украинские исследования персонального состава гетманского Войска Запорожского — справочно-энциклопедические издания по казацкой старшине (Кривошея, 2009; Кривошея, 2010). В них даны сведения о нескольких представителях рода Косяровских, в том числе Матвее Васильевиче, однако связь между ним и Н.В. Гоголем не проведена. Российские же исследователи-гоголеведы, по-видимому, эту информацию упустили из виду, поскольку доступ к украинским научным изданиям в России затруднен. Приведем данные из этих справочников в переводе на русский язык: «Косяровский Матвей (1727 — ?) — сын священника, согласно "сказке" 1763 г. служил с 1738 г. писарем сотенным хмелевским, в звании войскового канцеляриста 11 лет (1740—1751), был в перевозке казенного провианта из внутренних магазинов в линейные, на размежевании земель великороссийских с малороссийскими, в перестановке верст по главному тракту от рубежа до Киева. в 1763 г. в наблюдении за вольными крестьянами в Миргородском полку. Жена: N Андреевна Щербак, дочь войскового товарища» (Кривошея, 2010: 434). Имени жены Матвея Васильевича здесь нет, оно устанавливается только по исповедным росписям села Медвежьего.

Итак, М.В. Косяровский — сын священника. Для времен Гетманщины в Малороссии это совершенно рядовая ситуация, когда представители казацко-старшинских родов принимают духовный сан, а отпрыски священников идут на службу в канцелярии (полковые либо Генеральную войсковую) и получают войсковые чины. Переходы туда и обратно в малороссийских родословиях за XVII—XVIII вв. встречаются сплошь и рядом, замкнутости духовного сословия, как в коренных губерниях Российской империи, не было.

Брак с Феодосией Андреевной Щербак был у Матвея Васильевича вторым (не позднее 1754 г.). В документе 1747 г., содержащем записи о выплате пошлин за совершение церковных треб, имеется запись о венчании «Матвея Косаровского жителя

1 В XVIII в. фамилия писалась по-разному: Косяровский, Косаровский, Косаревский, Косировский.

Ведмежовского с девицей Параскевой Стефановой» (ЦГИАК Ф. 127. Оп. 1012. Д. 232. Л. 10). Венчание совершилось в селе Студенки Глуховской сотни Нежинского полка, откуда родом была невеста. О роде Щербак, из которого происходила Феодосия Андреевна, будет сказано позднее.

В том же справочнике Кривошеи по казацкой старшине имеется статья, с некоторыми неточностями в датах, о младшем брате Матвея, который тоже пошел не по духовной стезе, а выстраивал военную карьеру: «Косяровский Григорий Васильевич (1731 — ?) — поступил в Киево-Могилянскую академию (1742), службу начал в 1745 г. в Гене -ральной войсковой канцелярии, войсковой товарищ. писарь полковой. отставной полковой судья. бунчуковый товарищ.» (Кривошея, 2010: 433). Сведения в исповедных росписях подтверждают эту информацию. Но настоящий год рождения Г.В. Косяровского — 1729. Чин бунчукового товарища — на ранг выше войскового товарища.

Вообще судьба Матвея Васильевича Косяровского, прадеда Н.В. Гоголя по женской линии, весьма схожа с биографией деда писателя по мужской линии Афанасия Демьяновича Яновского-Гоголя. Оба — поповичи, учились в Киево-Могилянской академии (Матвей — предположительно, поскольку его младший брат Григорий, учившийся в КМА, скорее всего, следовал по стопам старшего). Оба не стали церковнослужителями, избрав службу в войсковых канцеляриях и дослужившись до сходных чинов (Косяров-ский — коллежского асессора, Яновский — секунд-майора, по Табели о рангах тот и другой чин — 8 класс).

Отца братьев Косяровских — доселе никому не ведомого священника, предка Н.В. Гоголя — обнаруживаем в нескольких документах. Во-первых, в присягах Лубенского полка (списках присягавших) российским государям первой половины XVIII в. и, во-вторых, в исповедных росписях села Медвежьего. Списки духовенства Роменской протопо-пии, присягавшего императрице Елизавете Петровне в 1741 г., содержат имена «наместника Хмеловского села Ведмедовки церкви Покровской Василия Леонтиева» и попов «села Ведмежого Якова Василиева да Якима Василиева» (ЦГИАК. Ф. 51. Оп. 3. Д. 8230. Л. 383 об.). Фамилия их в соответствии с обычной практикой тех времен не записана. Яков и Яким — старшие сыновья отца Василия, штатные священники той же Покровской церкви. Четвертый и самый младший сын Григорий упомянут в разделе присяги Ромен-ской протопопии «Дети поповские». 14-летнего Матвея нет, потому что он в это время либо учится в КМА, числясь войсковым писарем, либо пребывает на службе в иных местах.

В списках присяги Лубенского полка императрице Анне Иоанновне 1732 г. среди духовенства Роменской сотни также значится «Василий Леонтиев поп Ведмежовский» — «был у присяги и подписался» (Российский государственный архив древних актов. Ф. 248. Оп. 103. Д. 8250)1. Он же присутствует в присяге 1718 г. наследнику Петру Петровичу (сыну Петра I, вскоре умершему): «Василий Леонтиевич презвитер храма Покрова Пр[есвя]той Б [огороди] ци села Медвежого». В архивном деле со списками этой присяги удалось найти и его собственноручную подпись под «клятвенным обещанием», т. е. текстом присяги (РГАДА. Ф. 140. Оп. 1. Д. 31. Л. 16, 39 об.).

С фамилией Косяровский священник Василий Леонтиевич записан в двух исповедных росписях Покровской церкви за 1749 и 1750 гг. В первой читаем: «Иерей крестовый Василий Леонтиев Косяровский 66 [лет], жена его Анна Данилова 59 [лет], поп Яков Василиев 49 [лет], жена его Анна Герасимова 35 [лет]. поп Иоаким Василиев 39 [лет], жена его Параскева Иванова 32 [года]. Служители их. дворовые люди их.» (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 1015. Д. 15. Л. 153)2. Разницей в 10 лет между матерью и сыном следует

1 Информация с форума ВГД, сообщенная пользователем Huginn. URL: https://forum.vgd.ru/289/25144/ 0.htm?a=stdforum view&o= (дата обращения: 16.11.2023).

2 В конце исповедной росписи Покровского прихода — подпись иерея Василия Леонтиева Косяровского.

пренебречь, поскольку возраст определялся «на глазок», по внешнему виду. Яков и Ио-аким (Яким), старшие сыновья, родились в первое десятилетие XVIII в., младшие Матвей и Григорий появились на свет спустя два десятка лет.

Некоторую информацию об имущественном положении этого священнического семейства дают две ревизии Лубенского полка 1745 и 1747 г. В Медвежьем у «попов» Василия Косяровского, Якова и Якима Васильевичей — по двору на каждого, причем на дворах живут также казачьи подсоседки (числом от одного до пяти)1. Кроме того, за Василием Косяровским числятся несколько наемных людей, имеющие собственные дворы в селе. Плюс к тому, отец Василий имел двор в городе Ромны, где также жил подсоседок (ЦГИАК. Ф. 51. Оп. 3. Д. 19343. Л. 420 об., 737 об.; Д. 19345. Л. 260 об., 307 об., 345).

В тех же ревизиях в сотенном местечке Хмелове обнаружен «двор попа Иоанна Касяренка», названного в другой раз «попом Иваном Леонтиевым» (Там же. Д. 19343. Л. 741; Д. 19345. Л. 323 об.). Пластичное формообразование малороссийских фамилий путем прибавления к корневой части суффикса -енко подразумевает здесь младшего члена семьи, который мог остаться на всю жизнь с этим уменьшительным суффиксом. Предположим, что это младший брат Василия Леонтиевича Косяровского, тоже священник. Однако дальнейшая его идентификация затруднена. Среди иереев Роменской протопопии того периода удалось найти священника Георгиевской церкви села Малые Бубны Ивана Леонтиева 70 лет, но потомство его носило фамилию Леонтовичи (что тоже соответствовало тогдашнему обычаю брать фамилию по отчеству отца или деда).

В более поздних исповедных росписях села Медвежьего содержатся сведения о внуках Василия Леонтиевича Косяровского — Евстафии (Остапе) Яковлевиче, Федоре и Степане Якимовичах. Все трое пошли в войсковую службу, первые два имели чин войскового товарища, последний — значкового товарища (более низкий чин в казачье-стар-шинской иерархии Гетманщины). Информация о них приведена также в упомянутых выше справочниках В.В. Кривошеи (Кривошея, 2010: 434). Именно их потомки жили в Медвежьем в XIX в., многие служили по военной части. Так, в исповедной росписи Покровской церкви за 1825 г. значатся майор Василий Евстафьевич Косяровский, подпоручики Степан Степанович и Яков Федорович Косяровские (ГАСумО. Ф. 960. Оп. 3. Д. 188. Л. 291 об., 293 об.). У Григория Васильевича Косяровского, также доживавшего свой век в родном селе, потомства не было.

К 1759 г. священника Василия Леонтиевича Косяровского и его старшего сына Якова Васильевича уже нет в живых, судя по исповедной росписи за тот год. В Покровском храме служит Иоаким Васильевич.

О Якове стоит сказать чуть более. В метрической записи о рождении и крещении его сына Евстафия в 1731 г. в городе Гадяче (далеко от Медвежьего) его жена названа «Анна Кроткевичовна» (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 1012. Д. 65. Л. 90). При просмотре других метрических записей той же гадяцкой Богоявленской церкви за разные годы обнаруживается «панна» Дарья Герасимовна Кроткевичовна. Несколько раз она и полковник Га-дяцкого полка Григорий Грабянка2 на пару крестили младенцев в качестве крестных родителей. Поскольку, по исповедным росписям, жену Якова Васильевича Косяровского звали Анна Герасимовна, они — родные сестры. В справочнике В.В. Кривошеи находим их отца, правда, названного ошибочно Герасимом Кротовичем: «шляхтич. комиссар

1 Подсоседки — категория казаков Малороссии, не имевших собственного жилья и участков земли и вынужденных «подселяться» к более состоятельным людям. В качестве платы за это они отрабатывали по хозяйству (обрабатывали земли), зачастую попадая затем в крепостную зависимость и переходя в статус крестьян.

2 Известен как автор сочинения по истории Малороссии «Летопись полковника Грабянки». К слову, его жена стала крестной матерью Евстафия Косяровского в 1731 г., а крестным отцом — полковой судья Га-дяцкого полка Мартин Стишевский (Штишевский).

полковой гадяцкий. значковый товарищ Гадяцкого полка. Как брата смоленского митрополита в 1710 г. гетман взял его под свою протекцию.» (Кривошея, 2010: 443). В метрической записи о смерти 1731 г. он назван Герасимом Васильевым Кроткевичем (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 1012. Д. 65. Л. 116 об.). Его брат Дорофей Кроткевич в 1710 г. стал архимандритом Симонова монастыря в Москве, а через два года был возведен в сан митрополита, возглавил Смоленскую и Дорогобужскую епархию. У Н.В. Гоголя получается очень дальнее генеалогическое пересечение с этим архиереем: старший брат прадеда Го -голя был женат на племяннице владыки. Несущественно, но любопытно.

Отец медвежьевского священника Василия Леонтиевича — Леонтий Косяровский в литературных источниках фигурирует как основатель дворянского рода Косяровских. Но, по-видимому, лишь А.П. Оглоблин провел прямую генеалогическую связь между ним и Н.В. Гоголем (Оглоблин, 1968: 33). В «Малороссийском гербовнике» под описанием герба рода Косяровских сообщается: «Потомство Леонтия Павловича Косяров-ского, знатного товарища Лубенского полка (1710)» (Лукомский, Модзалевский: 81). У В.В. Кривошеи помещена дополнительная информация: «Косяровский Леонтий Васильевич — сын священника, знатный войсковой товарищ Лубенского полка (1710—1716), наместник хмелевский. Род внесен в 1 часть родословной книги Черниговского наместничества» (Кривошея, 2010: 434). Разность отчества одного и того же человека объясняется разными источниками, которыми пользовались составители дореволюционного «Малороссийского гербовника» и современный украинский исследователь. У первых источником был «Сборник гербов Малороссийского дворянства, представленных в 1797— 1800 гг. в Малороссийское Дворянское Депутатское Собрание, хранящийся в Архиве Черниговского Дворянского Депутатского Собрания» (Лукомский, Модзалевский: XXIX). У В.В. Кривошеи — «Родословная книга дворянским родам Черниговского наместничества. 1788 г. Часть I», хранящаяся в Институте Рукописи Национальной библиотеки Украины им. В. В. Вернадского.

Для выяснения истинного отчества Леонтия Косяровского следовало обратиться к присяге Лубенского полка 1718 г. В списке духовенства Роменской протопопии значится «Леонтий Павлович презвитер храму Покрова Пр[есвя]той Б[огороди]ци села Мед-вежого». Имена отца и сына, священников Леонтия и Василия Косяровских стоят в этом архивном деле на одном листе, но на разных его сторонах. Собственноручная подпись иерея Леонтия Павловича под текстом «клятвенного обещания» также имеется (РГАДА. Ф. 140. Оп. 1. Д. 31. Л. 15, 39). Служили они в одном и том же храме, как потом и сыновья Василия Леонтиевича будут служить в одном с ним приходе. Оба, Леонтий Павлович и Василий Леонтиевич, каждый в свое время были наместниками хмелевскими. Хмелев (или Хмелов) — местечко, небольшой городок поблизости от Медвежьего, около 1740 г. ставший центром Хмелевской сотни, выделившейся из Роменской сотни. Хмелевская же «крестовая наместня» как самостоятельная часть Роменской протопопии Киевской епархии, как видно, существовала и ранее. «Крестовые наместники. — это лица белого духовенства, которые за какие-либо заслуги приобретали независимость от местных протопопов и духовных правлений. Эту награду они получали от митрополита» (Покровский: Эл. ресурс, сноска 907).

До принятия священного сана Леонтий Косяровский был казаком, получил в 1710 г. звание знатного войскового товарища. В.В. Кривошея, определяя понятие «знатного войскового товарища», пишет, что это звание давалось казацким старшинам, отставленным от должностей полковников, сотников, атаманов полковых городов и иных старшинских урядов (Кривошея, 2008: 59). Категория знатных войсковых товарищей существовала во второй половине XVII — начале XVIII в., потом ее заменили иерархией чинов бунчуковых, войсковых и значковых товарищей. Очевидно, Леонтий Косяровский до 1710 г. пребывал на какой-то старшинской должности.

К тому времени ему было не менее 50 лет (его сын Василий Леонтиевич родился приблизительно в начале 1680-х гг.). Возраст как раз подходящий для того, чтобы закончить военную службу и задуматься о душе. И не вызывает никаких сомнений, что, принимая сан, Леонтий Павлович следовал стопами собственного отца.

Как уже говорилось, препятствий к переходу из казачьего звания в духовное и обратно в Малороссии времен Гетманщины не было никаких. А.П. Оглоблин, приводя множество примеров таких переходов, «большой близости духовного и старшинско-шляхет-ского звания на Гетманщине», пишет о «семейных связях священнических родов с местным казачеством, городской элитой и казацкой старшиной, и даже шляхетством». «Немало духовенства было старшинского или шляхетского происхождения. Нередко казацкий старшина (или его сын) принимал сан священника (или шел в монахи); кандидаты в священники вступали в брак со старшинскими дочерями, а дети священников — с детьми старшины или шляхетства», «духовенство Гетманщины (особенно белое) владело имениями и имело своих "подданных", впоследствии крепостных» (Оглоблин, 1968: 17— 18).

К сожалению, об отце Леонтия Павловича священнике Павле Косяровском никаких сведений на данный момент не имеется. Следует лишь полагать, что родился он не ранее 1640 г., поскольку к 1660-му имел как минимум одного сына. Молодость либо зрелость его пришлась на бурную эпоху Богдана Хмельницкого. Но попытка обнаружить П. Косяровского в списках присяги Войска Запорожского 1682 г. царям Петру и Ивану Алексеевичам оказалась тщетной. Киевская митрополия перешла из константинопольской юрисдикции в ведение Московского Патриархата лишь в 1685 г., до этого времени малороссийское духовенство en masse русским царям не присягало.

Неизвестно даже, жил ли он на территории Лубенского полка или в других полках Гетманщины. Последняя треть XVII — первые десятилетия XVIII в. в Малороссии — это время великой нестабильности, массового движения народа, дважды организованного, в том числе в 1710-х гг. по велению Петра I, переселения целых полков с правого берега Днепра на левый. Нельзя исключить, что Павел Косяровский либо его сын Леонтий обосновались на Левобережье, в Лубенском полку, мигрировав с правобережных территорий. Некоторым свидетельством в пользу этого предположения может быть обнаружение сходной фамилии в селах Таращанского уезда Киевской губернии. Шляхтичи Козяров-ские, впоследствии дворяне и крестьяне (разные ветви рода имели разную судьбу), фиксируются там документами с конца XVIII в., т. е. после вхождения Правобережной Малороссии в состав Российской империи. В XVII столетии это территория Белоцерков-ского полка Гетманщины. При просмотре списков присяги этого полка 1654 г. царю Алексею Михайловичу в числе мещан местечка Боярка (поблизости от упомянутых сел) был обнаружен писарь Василий Козаровский (Присяжш книги: 78). И еще деталь: после Прутского договора России с Турцией правобережные полки Гетманщины в 1712 г. были упразднены, почти все их население, казаки, крестьяне и мещане, переведено на российское Левобережье (кое-кто все же остался на прежнем месте). Немалая часть Белоцер-ковского полка расселилась на территории Лубенского — в Смелянской сотне, соседней с Роменской. Но подкрепить эту версию — родственной связи между лубенскими Ко-сяровскими и белоцерковскими Козяровскими — более твердыми фактами пока невозможно.

Итак, в роду Н.В. Гоголя, потомка священников Яновских по отцовской линии, обнаружены еще трое представителей духовенства по прямой линии Косяровских и еще двое, а то и трое священников в боковых ответвлениях той же фамилии. Возможно, гого-леведам это даст дополнительную пищу для размышлений о глубинных и неочевидных корнях его мистического миросозерцания, истоках его глубокой погруженности в духовные материи и христианские идеи, его тяги к вероучительному наставничеству, столь

ярко проявившейся в «Избранных местах из переписки с друзьями» и «Размышлениях о Божественной литургии».

***

О втором браке своего отца, Ивана Матвеевича Косяровского, М. И. Гоголь писала: «Когда время несколько ослабило горе его, он еще был довольно молод и с расстроенным здоровьем, то видел, что ему надобно иметь подругу его жизни. Случилось ему быть в доме малороссийского помещика, имеющего 100 душ и 12 детей, по 6 сынов и дочерей, а другая такая же дюжина детей умерла. Фамилия его была Шостак. Это многочисленное семейство было очень щастливо, очень доброе, и все имели большие способности. Из этого-то семейства Бог указал моему отцу жену, девицу 20 лет, Марию Ильиничну, добрую и скромную» (Родословие: 21). В этом рассказе есть несколько неточностей, выявленных по документам.

Начнем с того, что автору недавно вышедшей обобщающей «родословной летописи» Гоголя И. А. Виноградову отец Марии Ильиничны, по сути, неизвестен. Имя его Илья выводится из отчества дочери. Состав семейства «помещиков» Шостаков также не называется, за единственным исключением: «Из сыновей Ильи Шостака известен только младший сын Григорий» (Виноградов: 182). Между тем в справочнике В.В. Кривошеи Шостаки представлены двумя поколениями рода.

Отец Марии Ильиничны «Шостак Илья Афанасьевич (1720/1723 — до 1824) — службу начал с 1735 г. при лубенской полковой канцелярии, прохоровский сотенный писарь, с 1739 г. — войсковой канцелярист Генеральной войсковой канцелярии, сотник лю-тенский (1747-1777). Обозный полковой (1777-1782). Имел 204 подданных в 2 местечках и 4 хуторах (1788). Жена: Евфросиния Ивановна Кириякова, дочь войскового товарища» (Кривошея, 2010: 765).

Трудности выявления генеалогических связей в гоголевском родословии связаны с тем, что в памяти матери писателя и других его ближайших родственников, сообщавших сведения биографам Николая Васильевича, не отложились географические локации, связанные с предками, названия мест их жительства. Так же как Косяровских, это касается и Шостаков, Щербаков, Лизогубов. Но справочник В.В. Кривошеи дает подсказки, хотя и не во всех случаях. В отношении Шостаков подсказкой стала должность Ильи Афанасьевича «сотник лютенский».

Лютенька — ныне село Гадяцкого района Полтавской области, а во времена Гетманщины — сотенное местечко, центр Лютенской сотни Гадяцкого полка. Расположено недалеко от Барановки, где жили Косяровские, — по прямой около 27 км.

По этому населенному пункту за вторую половину XVIII в. сохранилось несколько исповедных росписей трех православных приходов. Начнем с самой ранней, за 1767 г. В исповедной росписи Никольской церкви указаны: «Сотник Лютенский Илия Шостак 47 [лет], жена его Ефросиния Ивановна 32 [лет]» и семеро их детей от 2 до 12 лет. Марии среди них нет, зато есть Марина 2 лет от роду. Далее перечисляются дворовые служители (ЦГИАК Ф. 127. Оп. 1016. Д. 30. Л. 822). В исповедной росписи того же прихода за 1771 г. перечислены: сотник Илья Шостак 51 года, жена его Ефросиния 33 лет, шестеро их детей, среди них — Мария 6 лет. Марины уже нет, очевидно, в первом документе была описка (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 1015. Д. 58. Л. 851). Исповедная роспись Никольской церкви 1782 г. дает сведения: «Обозный полковой Илья Афанасьев сын Шостак 62, жена его Ефросиния Иванова 44». Детей перечислено пятеро, Марии 16 лет (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 1015. Д. 78. Л. 1213 об.). В исповедной росписи 1784 г. Илья Афанасьевич Шостак уездный судья и по-прежнему обозный полковой. Дочери Марии 18 лет. Много дворни — 12 человек, включая малолетних (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 1015. Д. 84а. Л. 1015 об.). Наконец, в исповедной росписи за 1794 г. указаны премьер-майор Илия Афанасьев сын Шостак 74

лет, Ефросиния Иванов [н] а 56 лет и единственная оставшаяся еще незамужней, самая младшая дочь Ксения 16 лет. Опять много дворовых людей (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 1016. Д. 93. Л. 10 (784)).

Мария Ильинична вышла замуж около 1790 г., и спустя год у четы Косяровских родилась дочь, тоже Мария. Дата рождения самой Марии Ильиничны — приблизительно 1765-1766 гг. То есть под венец она шла 24-25 лет от роду, а не 20, как утверждала впоследствии ее дочь.

Относительно огромного числа детей в семье Шостаков из рассказа М.И. Гоголь — дюжина выживших и столько же умерших — возможно, это аберрация памяти и речь должна идти приблизительно о полудюжинах выживших и умерших. По наличным документам рожденных детей насчитывается 13 (если считать Марину и Марию одним и тем же ребенком). Вот их список в порядке старшинства: Ефросиния, Василий, Андрей, Николай, Ульяна, Александр, Дарья, Павел, Мария, Анастасия, Григорий, Антон, Ксения. Либо же умиравшие во младенчестве дети не успевали попадать в исповедные росписи, тем более что за другие годы эти документы (как и метрические книги) не сохранились.

Обозный полковой, чин, который был присвоен И. А. Шостаку, — это первый старшина в полку, заместитель полковника в его отсутствие. Поскольку в отставку Илья Афанасьевич вышел в чине премьер-майора, по Табели о рангах полковой обозный соответствовал 8 классу — тому же самому, в котором в отставке пребывали коллежский асессор М.В. Косяровский и секунд-майор А. Д. Яновский-Гоголь. Впрочем, конечно, всех их, ведущих размеренную жизнь на покое, в хлопотах по хозяйству, можно было назвать «малороссийскими помещиками».

Справочник В.В. Кривошеи содержит также статьи о братьях Ильи Афанасьевича. Все, как и он, начинали службу с войсковых канцелярий. Иван был сотенным атаманом 2-й Лохвицкой сотни, имел чин войскового товарища. Григорий — сотником Чернухской сотни. Андрей Афанасьевич Шостак также достиг чина полкового обозного, только Лу-бенского полка (Кривошея, 2010: 764-765).

Там же помещена справка об их отце: «Шостак Афанасий Лукич (1687 — ранее 1759) — службу начал в 1716 г. Был в Сулацком (Персидском. — Н.И.) походе (17221724). Значковый товарищ Лубенского полка, наказной сотник чернухский (1728), городовой атаман чернухский (1729-1742). Имел 3 шинка в Чернухах. Жена: Мария Васильевна Сухая, дочь полкового есаула полтавского» (Там же: 765).

Несохранившаяся исповедная роспись Воскресенской церкви местечка Чернухи (ныне Лубенский район Полтавской области) за 1739 г. давала такие сведения: «Афанасий Лукианов Шостак 52 лет, его жена Мария Василиевна 36 лет., их дети: Иван 23 л., Андрей 12 л., Григорий 11 л., Елена 14 л., Марина 10 л., Мария 9 л., Марфа 3 л.» (Астряб, 1912б: 65-66, сноска 3). Илья Афанасьевич в это время служил в другом месте.

О тесте Афанасия Шостака есауле Полтавского полка Василии Сухом удалось найти пару упоминаний в документах и литературе: он участвовал в защите Полтавы от шведов в 1709 г., за что был награжден имением.

Подытожим: эта ветка в родословном древе Н.В. Гоголя — целиком казачья, ее представители составляли средний слой казацкой старшины Войска Запорожского, от городовых атаманов и сотников до полковых есаулов и заместителей полковников. После ликвидации Гетманщины они получали соответствующие чины по Табели о рангах и

права российского дворянства, а выходя в отставку, превращались в помещиков.

***

В автобиографических записках М.И. Гоголь упомянула дедушку и бабушку своей тетки, сестры отца, Анны Матвеевны, урожденной Косяровской, у которой Мария Ивановна воспитывалась в детстве: «.она (тетка. — Н.И.) училась самоучкой, проживая у

своего дедушки и бабушки Щербаковых, очень богатых помещиков, но не имевших никакого способа доставлять воспитание. Они имели одного сына и того, по случаю, отправили за границу учиться» (цит. по: Виноградов: 193).

Вторую жену Матвея Васильевича Косяровского, как уже говорилось, звали Феодосия Андреевна, в девичестве Щербак. По справочнику В. В. Кривошеи, она — дочь войскового товарища. Однако идентифицировать ее отца по тому же справочнику оказалось непросто. В нем несколько Андреев Щербаков, два значковых и один войсковой товарищ Миргородского полка, но последний, по просмотру документов, оказался не годен на роль отца Феодосии Андреевны. Подсказку дал другой Щербак — Максим Андреевич — сотник пирятинский, есаул Лубенского полка, бунчуковый товарищ (Кривошея, 2010: 771). Один из вышеупомянутых Андреев Щербаков тоже в свое время «был за сотника пирятинского». Учитывая обычай наследования должностей в Гетманщине (причем необязательно подряд в хронологическом плане: сын мог наследовать должность отца через много лет после его смерти или отставки), следовало предположить, что здесь как раз такой случай.

В «Летописи жизни и творчества Н.В. Гоголя» И. А. Виноградова упоминается Михаил Максимович Щербак, двоюродный брат Анны Матвеевны и Ивана Матвеевича Косяровских, состоявший в переписке с семейством Гоголей. Следовательно, его отец Максим Щербак и жена Матвея Косяровского Феодосия Щербак были родными братом и сестрой. Упоминается в том же издании деревня Щербаковка Пирятинского уезда Полтавской губернии — имение Щербаков в XIX в.

В совокупности эта информация дала направление поиска следов Андрея Щербака — в Пирятине, сотенном городе Лубенского полка, или Пирятинском уезде.

Однако просмотр документов за 1740-е гг. — присяги Лубенского полка 1741 г. и ревизий того же полка 1745 и 1747 гг. дал скромный результат. Фамилия Щербак нигде не фигурировала. В наличии был только городовой атаман пирятинский Андрей Стефанов/Степанов, его дворы в Пирятине и собственноручные подписи.

Искомое нашлось в документах Генеральной описи Левобережной Украины, проведенной по указу генерал-губернатора Малороссии графа П. А. Румянцева во второй половине 1760-х гг. (так называемая Румянцевская опись: почти тысяча томов архивного фонда, хранящихся в киевском ЦГИАК). Переписчики, участвовавшие в этой грандиозной работе, кропотливо и тщательно копировали все имеющиеся у домохозяев и землевладельцев (казаков, казацкой старшины, мещан) документы на право владения недвижимостью, купчие, дарственные, завещания и др.

В одной из купчих 1756 г. было обнаружено упоминание хутора отставного атамана пирятинского Андрея Стефановича Щербака. Затем была найдена «Ведомость» имущественных владений сотника пирятинского Максима Щербака: перепись дворов, которыми он владел, всех обитателей этих дворов — служителей, «подданных» и подсо-седков и, главное, комплекс купчих документов на жилые и нежилые дворы, участки земли и леса, хутора, мельницы и пр. (ЦГИАК. Ф. 57. Оп. 1. Д. 425а. Л. 385—483). Подобные «Ведомости» в составе Румянцевской описи — ценный дополнительный, а порой и единственный источник генеалогических сведений о представителях казацкой старшины. В данном случае вся информация о роде Щербак взята именно оттуда. К тому времени, когда производилась Генеральная опись, А.С. Щербак был уже покойным. Все имущество перешло к его единственному сыну Максиму.

Городовым атаманом Пирятина Андрей Степанович Щербак был приблизительно с 1735-1736 гг. до конца 1740-х гг. В 1749 г. он уже отставной атаман — это следует из подписей под документами. В эти годы он пребывает в чине значкового товарища, а чин войскового товарища получает в 1760 г. (о чем в справочнике В.В. Кривошеи нет информации).

О его отце узнаем из описи дворов: «товарищ1 сотни Пирятинской Стефан Иванов Щербак» (ЦГИАК. Ф. 57. Оп. 1. Д. 425а. Л. 386). Далее в описи и в купчих документах упоминаются родственники А.С. Щербака, у которых он приобрел то или иное недвижимое имущество. Казаки пирятинские Петр и Андрей Грищенки (Григорьевичи) — двоюродные братья его отца Степана. Казаки Григорий и Андрей Степаненковы — дядья А. С. Щербака (вероятно, по матери). Евдокия и Ирина Григорьевны (с мужьями) — его двоюродные сестры. Атаман куренский (в сотенном местечке Куренька) Григорий Мартино-вич — его зять. Казак пирятинский Роман Курило — его племянник. Сообщается также о его деде Иване — он тоже жил в Пирятине, владел двором, который по наследству перешел к потомкам. Но неясно, был он казаком или мещанином.

Самая ценная часть этого комплекса документов — «тестамент», завещание А.С. Щербака, прапрадеда Н.В. Гоголя. Написано оно в 1765 г., незадолго до его смерти, и в виде копии помещено в Румянцевскую опись. Сочинитель завещания, сам А.С. Щербак, скрупулезно перечисляет все свое нажитое к тому времени недвижимое имущество, которое он оставляет сыну Максиму: у кого, когда и при каких обстоятельствах все это было приобретено. Так же тщательно перечисляется приданое, доставшееся трем дочерям, в том числе Феодосии, в замужестве Косяровской. Предваряет имущественную часть завещания духовное рассуждение о сроке, отмеренном каждому Богом, и приближающейся черте, за которой — неминуемая встреча с Всевышним и Его суд. Упоминается пророк царь Давид, а в конце завещания — пророк Моисей. Без знакомства с комплексом аналогичных малороссийских «тестаментов» казацкой старшины2 трудно сказать, насколько эти рассуждения трафаретно-этикетны или оригинальны и являются плодом размышлений самого составителя завещания.

В тексте завещания названа жена А.С. Щербака — Стефанида Григорьевна. Установить ее происхождение не удалось. Думается, родом она могла быть из какого-то стар-шинско-казачьего пирятинского семейства. Возможно, именно удачная женитьба помогла сыну рядового казака занять должность городового атамана.

Завещание А.С. Щербака публикуется здесь с сокращениями: полностью приведены только начальный и завершающий фрагменты. Подробная перепись владений опущена. Текст дается в современном написании букв, с расставленными знаками препинания.

«Тысяча семьсот шестдесять пятого году октября первого дня.

Я, нижеподписавшийся, всякому суду и правде кому сего теперь и впредь следующие времена ведати нужность укажет, чрез сей мой саморучний остатний тестамент чиню ведомо, имея я у свежой памяти предписанную пророком Давидом в семи- и осмидесяти летех человеческих, к коим я по щедротам Бога достиг уже неминуемую черту, чрез которую в сей временной гостини света многие з законними посп[т?]упками к вечному блаженному жиллю преходят; наследствовати чего желая и я приспособить себе к тому кроме другими добрами делами сим християнским и гражданским долгом упосредство почел будучи нине при доброй памяти и здравом рассуждении прежде проходу тоей неминуемой черти, которая уже сближается, на все как по умершому отцу моему, жителю и козаку пирятинскому Стефану Иванову, оставшиеся мне в поссесию недвижимие, так и самим мною с тех же нажитие движимие и недвижимие добра положением в сотнях Перво- и Второпирятинских находячиесь, чтоби по смерти моей те добра чрез судебние тяжби разоренни и беззаконно кем-либо захвачени не били, а за оние самому б мне в день

1 Из «рядового товарищества», т. е. рядовой казак.

2 «В Институте рукописи хранится целый сборник тестаментов 1636-1761 гг., кроме того, тестаменты разбросаны по разным архивным фондам» (Кривошея, 2008: 26).

суда Божия испитану не бить в силе законов правних, надлежащий сей последний мой тестамент, употребив во свидетельство оного честних троих шляхтичов и едного вряд-ника1, ниже подписавшихся, сочинить, какой мною и сочинен, а именно: 1. на двори жи-лие и подсуседочние в городе Пирятине состоящие. [далее описание 34 дворов, наследственных, купленных, в уплату долга доставшихся — у кого, от кого и когда ]; 2. на ко -мори, на ринку в замку стоячие. [далее сведения о 3 коморах2]; 3. на состоящие под городом Пирятином на реки Удаи по тракту на Чорнухи идучой дороги мельнице [далее сведения о двух мельницах]; 4. на леса отческие и самим мною купление, в разных урочищах состоящие [далее перечислены 44 участка леса, купленные у разных людей, в наследство или в уплату долга доставшиеся]; 5-е. на хуторе сотне Первопирятинской в разних местах положением имеючиесь со всеми к ним принадлежащими степом луками и пахатними полями: 1. хутор, прозиваемый Слепородский. 2. хутор, прозиваемый Скачок. 3. хутор. прозиваемий Сидорцеви. Четвертий хутор, прозиваемий Плескун.; 6. на находячиеся [в] сотне Второпирятинской в селе Харковцях подсуседочние двори мои [далее описание 6 дворов]. Те все вишеписание у городе Пирятине жилие и подсуседочние двори, комори, мелнице, леси, хуторе и в селе Харковцях подсуседочние двори, за правними крепостми спокойно мною владеемие, а при них и все движимое, яко то лошадиний и рогатий скот, також все домашние рухляди и другое, чтоби в доме моем не[ни] било, по смерти моей в досмотр и содержание жене моей Стефаниде Григориевой дочери по жизнь ей поручаю, а по ей смерти как прямому и единственному всех тех добр моих наследнику, сину моему сотнику первопирятинскому Максиму Щербаку, а оние движимие и недвижимие добра яко иние оному сину моему Максиму дедизние, а другие

3

с тех же мною нажитие, а не материстие сим моим саморучним правним тестаментом записую и поставление вообще в книге статут роздела 3 б[6?] артикула 41 да того же статута роздела 7 артикула 1: малороссийския права оному сину моему Максиму вливаю, по коим он и наследники его у полной поссесии тех добр вечно быть должни. Другие же дети мои, Мар[и]я, Феодосия и Параскевия, с коих две, Мария и Параскевия, уже умерли, и их наследники к тем моим добрам, что оние все за жизни моей взамуже видани и по характеру и возможности моей оние вивенени (?), и дано Марии Столповской денег триста двадцять рублей, перель4 за пятьдесят рублей, ланцужок5 золотий, куплений мною за двадцять рублей, дукатик у пяти червоних, сребра по части, скота рогатого: волов два-надцять, коров десять, овец сто, лошадей десятеро, кроме сукон, платя и коляски, а на детей оной дочери моей Марии еще положено двесте рублей, а всех пятьсот двадцять рублей денег; Феодосии Косяровской дано денег пятьсот рублей, перель за пятьдесять рублей, ланцужок золотий, дукатик у шести червоних, сребра по части, скота рогатого: волов десять, коров восемь, овец сто, лошадей пятеро, кобилиц восемь, кроме платя, коляски и прочого; Параскевии Вакуловичевой дано денег триста рублей, перель, куплених мною за восемьдесять рублей, кои по умертвии ей продани мною за сто рублей, ланцужок золотий, дукатик у шести червоних, сребра по части, [и?]з скота рогатого: волов два-надцять, коров десять, кобилиц восемь, жеребця лошадей трое с коляской, овец восемь-десять, кроме плаття, которое по смерти ей з ведома мужа ей роспродано и на оное за рукой моей реестр имеется; никакого уже впредь участия иметь не должни и по смерти самаго мене и жени моей показаним дочкам моим либо их наследникам реченний син мой Максим никаких вже более посагу6 и виправе по силе узаконеного в статуте роздела

1 От «уряд» — должность. Т. е. должностное лицо.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Нежилые строения.

3 Не материнские, т. е. не от матери доставшиеся.

4 Жемчуг.

5 Цепочка.

6 Посаг — приданое.

5 артикула 4б[6?] права давать не повинен и они его ни в какий суд и право припозивать и никакого зиску на ему, сину моему, чинити не в сили, и даби сей мой саморучний теста-мент вчисто, без и малейшого оного нарушения зоставать, во всякого суда и права за сил-ний признавать бить могл, для того с положением на противника оного по предписанной законодавцем Моисеем заповеди для непочитающих родителей в сем свете в лишении жизни штрафа, а в будущем веце пред маестатом Божияго суда неослабного испитания, упросив во сведителство сего тестамента троих шляхтичей и едного врадника з дозволением оний на каком хотя уряде при жизни или по смерти моей конфермовать. Году, м[еся]ца и числа вышеспецефикованих сочинен.

В сподленном тако

К сему моему саморучнему остатнему тестаменту для сдержания в нем в чистой твердости и сили при моей печати подписался абшитований1 войсковий товарищ Андрей Стефанов Щербак.

При сочинении сего тестамента были и по персонательной сочинителя в него прозбе подписались протопоп пирятинский Илия Максимович при своей печати. Иерей Св[я]тоуспенской пирятинской церкви Елиссей Максимович при своей печати. Подкоморий2 Лубенского повету Иван Александрович при своей печати. Атаман сотенний горошинский Василей Иванов син Волинский Семперович». (ЦГИАК. Ф. 57. Оп. 1. Д. 425а. Л. 410—416 об.)

В дополнение приведем сведения о семье А.С. Щербака из несохранившейся исповедной росписи Успенской церкви Пирятина за 1749 г.: «Андрей Стефанович Щербак 57 л., его ж. Стефанида (50 л. в 1755 г., | ок. 1778 г.), их дети Максим 10 л., Феодосия 14 л., Параскева 12 л.» (Астряб, 1912а: 168, сноска 294). В той же справке М.И. Астряб сообщает, что Андрей Стефанович Щербак состоял на службе с 1711 г., и дает сведения о его сыне Максиме, которых нет в справочнике В. В. Кривошеи.

В целом эта ветка в родословии Гоголя являет собой пример возвышения простого казачьего рода до положения казацкой старшины средних степеней и его быстрого обогащения, вхождения фамилии в дворянское сословие Российской империи. Впоследствии юный Николай Гоголь учился на одном отделении Нежинской гимназии с Михаилом Михайловичем Щербаком — троюродным братом своей матери, правнуком войскового товарища Андрея Щербака (Виноградов: 314). По свидетельству однокашника Го -голя, еще и в 1820-е гг. Щербаки, жившие «около Пирятина», «были довольно богатые люди» (Виноградов: 388).

***

В жилах Николая Васильевича Гоголя текла кровь запорожских казаков, старшин-ско-казацких родов, унаследованная от предков как со стороны отца, так и матери. Но, по-видимому, по линиям Косяровских, Шостаков, Щербаков эта кровь была «спокойнее», не столь буйной и горячей, как у метавшихся в своих политических предпочтениях между русскими царями, польскими королями и турецкими султанами, то изменявших и уходивших за кордон, то возвращавшихся и вновь присягавших российскому престолу Дорошенко, Танских, Лизогубов. Чем выше было положение в иерархии Гетманщины — тем больше оказывалось соблазнов побороться за «самостийность», автономные «права и вольности» Малороссии, поискать союзников и покровителей среди монархов иных держав. Но предки Гоголя по материнской линии в изменнических делах, очевидно, не замарались, поскольку вообще видны становятся как представители казацкой старшины лишь в 1710-1730-х гг. В эти годы бурная пора малороссийских военно-политических

1 В отставке.

2 Судья, ведавший конфликтными имущественно-земельными делами.

смятений осталась уже позади, а старшина Войска Запорожского входила во вкус жизни новой «шляхты», размеренного бытия землевладельцев-скопидомов, более или менее успешно прибиравших к рукам богатства Малороссии.

Кроме того, и немалая доля «поповской» крови в жилах Николая Васильевича — опять же от предков как отца, так и матери, очевидно, сыграла в его судьбе великую роль, хоть он и знать не знал о священниках Косяровских. Христианское мирочувствие, горячее переживание христианских истин, попытки воплотить эти истины в собственной жизни и в литературных творениях, явить миру христианский человеческий идеал — все это Гоголь получил из семьи, из домашней религиозной, проникнутой христианским мистицизмом атмосферы, передававшейся из поколения в поколение.

И кому, как не Гоголю, носителю этих смешанных казацко-поповских кровей, было писать эпический гимн запорожскому казачеству, «рыцарству» православной веры — «Тараса Бульбу»?

БИБЛИОГРАФИЯ

Астряб М.И. Старая Полтавщина и столетняя тяжба Марковичей с Свечками и Пасютами (1720-1827 гг.) // Труды Полтавской ученой архивной комиссии. Вып. 8. Полтава, 1912[а]. Астряб М.И. Старшина Лубенского полка в 1777 г. // Труды Полтавской ученой архивной комиссии. Вып. 9. Полтава, 1912[б].

Виноградов И. А. Летопись жизни и творчества Н.В. Гоголя (1809-1852). С родословной летописью (1405-1808). Науч. изд. В 7 т. Т. 1. 1809-1828. М.: ИМЛИ РАН, 2017. 736 с. Золотусский И.П. Гоголь. М.: «Молодая гвардия», 1979. 541 с. («Жизнь замечательных людей».)

История городов и сел УССР: Сумская область / Гл. редколл. П.Т. Тронько и др. Киев: Ин-т истории АН УССР; Глав. ред. Украинской Сов. Энциклопедии, 1980. 698 с. Кривошея В.В. Козацька ел1та Гетьманщини. Киев, 2008. 452 с.

Кривошея В.В. Козацька старшина Гетьманщини: Енциклопед1я. Киев: «Стилос», 2010. 792 с.

Кривошея В.В., Кривошея И.И., Кривошея О.В. Неурядова старшина Гетьманщини. Киев: «Стилос», 2009. 432 с.

Лазаревский А.М. Сведения о предках Гоголя // Памяти Гоголя: Научно-литературный сборник / Под ред. Н.П. Дашкевича. Киев: Историческое общество Нестора-летописца, 1902. С. 3-12. URL: кйр8://ш^к18оигсе.ощ^1к1/Сведения_о_ предках_Гоголя ^Лазаревский) (дата обращения: 16.11.2023).

Лукомский В.К., Модзалевский В. Л. Малороссийский гербовник / Издание черниговского дворянства. СПб., 1914.

Покровский И.М. Русские епархии в XVI—XIX вв., их открытие, состав и пределы: опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. В 2 т. Т. 2. XVIII в. Казань, 1913. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ivan Pokrovskij/russkie-eparhii-v-16-19-vv-ih-otkrytie-sostav-i-predely-opyt-tserkovno-istoricheskogo-statisticheskogo-i-geograficheskogo-issledovanija-tom-2-18-v/8#note907 (дата обращения: 16.11.2023). Присяжш книги 1654 р. Бшоцерювський та Ижинський полки. Кшв, 2003. Родословие Н.В. Гоголя: Статьи и материалы / Под общ. ред. В.П. Викуловой; сост. и авт. вступ. ст. П.В. Михед. М.: АНО «Фестпартнер», 2009. 336 с.

Саран А.Ю. Орловские сюжеты в родословной Н.В. Гоголя // Вестник архивиста. 2007. № 2 (98). С. 99-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.