Научная статья на тему 'НОВЫЕ КРИТЕРИИ СТРАТИФИКАЦИИ: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, КОММУНИКАТИВНАЯ ГРАМОТНОСТЬ'

НОВЫЕ КРИТЕРИИ СТРАТИФИКАЦИИ: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, КОММУНИКАТИВНАЯ ГРАМОТНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТИФИКАЦИЯ / КРИТЕРИЙ / ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАМОТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / STRATIFICATION / CRITERION / EDUCATION / LITERACY / COMPETENCE / PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Демешева М.П., Иванова Н.В., Авраменко Е.В.

В статье рассмотрено понятие «стратификация» и определены основные ее критерии, а также проанализированы статистические данные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW STRATIFICATION CRITERIA: EDUCATION, PROFESSIONAL COMPETENCE, COMMUNICATION LITERACY

The article discusses the concept of “stratification” and defines its main criteria, and also analyzes statistical data.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ КРИТЕРИИ СТРАТИФИКАЦИИ: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, КОММУНИКАТИВНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

УДК 316

Демешева М. П. студент 2 курс направление подготовки «Журналистика»

Иванова Н. В. студент 2 курс направление подготовки «Психология»

Авраменко Е.В. студент 3 курс направление подготовки «Журналистика» Филиал МГУ им. М.В.Ломоносова в г. Севастополе

Россия, г. Севастополь НОВЫЕ КРИТЕРИИ СТРАТИФИКАЦИИ: ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, КОММУНИКАТИВНАЯ

ГРАМОТНОСТЬ Аннотация: в статье рассмотрено понятие «стратификация» и определены основные ее критерии, а также проанализированы статистические данные.

Ключевые слова: стратификация, критерий, образование, грамотность, компетенция, профессионализм.

Demesheva M. P.

student 2 year, «Journalism» Lomonosov Moscow State University in Sevastopol

Russia, Sevastopol Ivanova N. V. student

2 year, «Psychology» Lomonosov Moscow State University in Sevastopol

Russia, Sevastopol Avramenko E. V., student

3 year, «Journalism» Lomonosov Moscow State University in Sevastopol

Russia, Sevastopol NEW STRATIFICATION CRITERIA: EDUCATION, PROFESSIONAL COMPETENCE, COMMUNICATION LITERACY

Annotation: the article discusses the concept of "stratification " and defines its main criteria, and also analyzes statistical data.

Keywords: stratification, criterion, education, literacy, competence, professionalism.

Деление общества на группы в зависимости от положения, роли в социуме является необходимой составляющей его нормального

1 15

ого

функционирования. П. Сорокин выделяет три типа социальной стратификации. Это экономическая, основанная на экономическом неравенстве. Это политическая, основанная на отношении к власти, авторитету. Это профессиональная, основанная на делении по видам деятельности.

Макс Вебер, немецкий социолог, историк и философ, давал следующее определение понятию «класс»:

«Класс— совокупность людей, имеющих сходные жизненные шансы, детерминированные их властью, дающей возможность получать блага и иметь доходы». [2]

Питирим Сорокин давал следующее определение стратификации:

«Социальная стратификация — это дифференциация некой совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге.»[1]

Социальная стратификация проявляется в существовании высших и низших слоёв населения. Её основой можно считать неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанности. Любая социальная система всегда стратифицирована по определённому признаку, так как не существует социальной группы, где все её члены равны между собой. Феодализм и олигархия продолжают своё существование в науке и искусстве, политике и менеджменте.

Важно рассмотреть критерии деления общества, потому что история не стоит на месте, сложно найти в ней устойчивые периоды существования. Возникновение новых критериев стратификации обусловлено все той же нестабильностью в развитии. На сегодняшний день важными критериями деления можно назвать уровень образования, профессиональную компетенцию и коммуникативную грамотность [4].

Факторы стратификации заметно различаются в разных социальных

слоях.

Гораздо менее значим, чем в 1990-х гг., оказался такой фактор стратификации, как регион проживания, так как развитие компьютерных технологий стирает границы.

Всё менее важными становятся критерии возраста и пола, т.е. они играют всё меньшую роль. Возраст влияет на адаптивную возможность человека.

Всегда оставались значимыми факторы, связанные с материальным благосостоянием. Особую роль играют факторы, связанные с положением человека на рынке труда. Также снизилась роль проявлений активности в решении различного рода вопросов [1].

Для выделения различающихся их благосостоянием групп был разработан специальный индекс уровня жизни - ИУЖ. В основе его построения лежала идея о том, что анализ реального уровня жизни обязательно должен включать не только оценку уровня благосостояния, но и уровня депривации, то есть испытываемых лишений и ограничений общепринятом наборе потребительских благ.

Выделенные на основе применения этого индекса структурные позиции составляют 10 страт, которые можно объединить в 5 основных слоёв: бедствующие (1-3 страты, составлявшие по состоянию на 2012 г. 89% населения), малообеспеченные (4-5 страты, чуть более половины населения), среднеобеспеченные (6-7 страты, 21%), обеспеченные (8-9 страты, 15%) и высокообеспеченные (10 страта, 1%) [5]. Эти слои характеризуются различными жизненными шансами. У бедствующих и малообеспеченных главные различия состоят в настоящее время в степени их люмпенизированности и маргинализированности. Малообеспеченные -это, по сути, тот "базовый" или "медианный" класс российского общества, члены которого либо являются бедными (4 страта), либо балансируют на грани бедности (5 страта), но в любом случае могут рассматриваться как люди с многомерной депривацией и очень ограниченными возможностями потребления и изменения положения за счёт собственных усилий в силу низкой ресурсообеспеченности. Обеспеченные и высокообеспеченные широко используют возможности, открывшиеся для потребителей при переходе к рыночной экономике. Они обычно имеют какие-то активы, приносящие (или способные приносить) ощутимый доход - второе жилье, сбережения, ценные бумаги, собственный бизнес. Остальное население, входящее в состав среднеобеспеченных, - люди, благосостояние которых имеет значимые различия между собой, но которые в любом случае могут рассматриваться как относительно благополучные на фоне составляющих большинство россиян малообеспеченных и бедствующих [4].

Школьное образование является общедоступным и необходимым для социализации человека. Если раньше (в СССР) поступление в вузы было не обязательным и не важным для дальнейшего трудоустройства, то в современном обществе без этого нормальную работу не найти. В качестве примера, показывающего необходимость образования, можно вспомнить китайскую образовательную политику, согласно которой любой простолюдин, обладающий способностями в учении, поступал в вузы, после окончания которых, мог работать на высших должностях. По статистике июня 2016 года в вузы собирались 48% школьников, а в техникумы - 23%, работать - 1%, в сомнениях оставались -21%, а 7% не смогли дать ответа.

Профессиональная компетенция выражается в том, что зависимость от информации возрастает, усложняется дифференциация общества, а также немало важным фактором можно назвать дробление обязанностей -увеличение цикла обязанностей для выполнения [1]. Появление новых профессий обязывает иметь лучшую квалификацию, подготовку. Именно образование, имеющее отражение в профессиональной компетенции имеет важное значение, которое предопределяет положение человека в социуме. Не получив должной квалификации, диплома о профессиональных навыках, человек не сможет занимать каких-то постов, работать по специальности. Без так называемой бумажки, человека не примут во многие рабочие круги

Образование в этом случае служит определенным фильтром общества, его проходят именно профессионалы. Однако не следует забывать и о коммуникативной грамотности. В век информационных технологий важным аспектом является коммуникация, главной функцией которой можно считать именно воздействие на человека, поставка актуальной информации [2].Так как она является важным ресурсом, то чтобы им правильно пользоваться, крайне необходима коммуникативная грамотность. К тому же общение среди индивидов является важным аспектом их социальных отношений.

Таким образом, образование можно считать важным критерием социальной стратификации, в связи с тем, что оно являет собой институт, выполняющий кроме прямых функций еще и те, за которые раньше отвечали только семья, церковь и др.

Образование, профессиональная компетенция и коммуникативная грамотность - наиболее важные и необходимые критерии социальной стратификации в современном мире, они обуславливают дифференциацию общества и еще долго будут наиболее значимыми, так как сейчас информационный век.

Использованные источники:

1. Конецкая В.П. Социология коммуникаций. Учебник. - М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997 - 304 C.;

2. Логинова Галина Евгеньевна, Морозов Александр Сергеевич Специфика формирования среднего класса в современной России // Вестник КемГУ. 2015. №1-4 (61). URL: https://cyberlenmka.m/artide/n/spetsifika-formirovamya-srednego-klassa-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 27.01.2019);

3. Пронина Людмила Алексеевна Проблема стратификации в условиях информационного общества // Вестник ТГУ. 2012. №11 (115). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-stratifikatsii-v-usloviyah-informatsionnogo-obschestva (дата обращения: 21.01.2019).

4. Сорокин П.А. С 65 - Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / Ин-т социологии. - М.: Наука, 1994. — 560 с.;

5. Стефановская Наталия Александровна, Жуликова Ольга Валентиновна Информационно-культурная стратификация: теоретический аспект // Вестник ТГУ. 2012. №12 (116). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kulturnaya-stratifikatsiya-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 25.01.2019);

А

К»

г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.