«НОВЫЕ» КОМПЕТЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛя В УСЛОВИях ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА
«NEW» EXECUTIVE COMPETENCIES IN THE CONTEXT OF DIGITAL BUSINESS TRANSFORMATION
ПОЛУЧЕНО 30.10.2020 ОДОБРЕНО 02.11.2020 ОПУБЛИКОВАНО 25.02.2021
СВИСТУНОВ В.М.
Д-р экон. наук, профессор кафедры управления персоналом, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва
SVISTUNOV V.M.
Doctor of Economic Sciences, Professor, Department of Human Resource Management, State University of Management, Moscow
e-mail: personal guu@mail ru
УДК 65 .012 .41 DOI 10.12737/2305-7807-2021-10-1-5-10 ЛОБАЧЕВ В.В.
Канд. экон. наук, доцент кафедры международного производственного бизнеса, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва
LOBACHEV V.V.
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of International Manufacturing Business, State University of Management, Moscow
e-mail: personal .guu@mail.ru
Аннотация
Повышение конкурентоспособности отечественных предприятий базируется на внедрении прогрессивных, в том числе информационных, технологий бизнеса и управления. Современные условия ведения бизнеса все чаще вызывают настоятельную необходимость расширения у руководителей горизонта цифрового видения не только текущего, но и перспективного управления компанией. Руководителю сегодня недостаточно просто обладать надлежащими профессиональными знаниями в определенных функциональных сферах деятельности и иметь широкий управленческий кругозор. Современный руководитель должен быть способен инициировать внедрение и использование перспективных информационных систем и технологий, практически во всех реализуемых бизнес-процессах своей компании. При подготовке статьи использованы материалы исследования, проведенного на ряде отечественных промышленных предприятий. Выводы и основные положения опираются на результаты анализа реальной практики внедрения и эксплуатации корпоративных информационных систем. Полученные в ходе проведенного исследования результаты, включая мнения экспертов, которыми выступили работники промышленных предприятий, были использованы в проведении целенаправленной работы по установлению приоритетного перечня наиболее актуальных и значимых профессиональных областей знаний и профессиональных качеств, которые способны помочь современному руководителю достигнуть успеха при внедрении и практическом использовании корпоративных информационных систем. Основным результатом проведенного исследования следует считать формирование такого приоритетного перечня.
Ключевые слова: внедрение, знания, качества, компания, корпоративная информационная система (КИС), персонал, сопротивление внедрению. Abstract
Improving the competitiveness of domestic enterprises is based on the introduction of advanced business and management information technologies. The current business environment is increasingly causing an urgent need for managers to expand the horizon of digital vision not only for current, but also for future management of the company. Today, it is not enough for a Manager to simply have proper professional knowledge in certain functional areas of activity and have a broad managerial Outlook. A modern Manager should be able to initiate the introduction and use of advanced information systems and technologies in almost all implemented business processes of his company. When preparing the article, the materials of research conducted at a number of domestic industrial enterprises were used. Conclusions and main provisions are based on the results of analysis of real practice of implementation and operation of corporate information systems. The results obtained in the course of the research, including the opinions of experts, which were made by employees of industrial enterprises, were used in conducting targeted work to establish a priority list of the most relevant and significant professional areas of knowledge and professional qualities that can help a modern Manager achieve success in the implementation and practical use of corporate information systems. The main result of the research should be considered the formation of such a priority list.
Keywords: implementation, knowledge, quality, company, corporate information system (CIS), personnel, resistance to implementation.
ВСТУПЛЕНИЕ
Все более ускоряющиеся процессы цифровой трансформации всех без исключения видов бизнеса, происходящие на фоне всеобщей глобализации, с неизбежностью становятся причиной не только ожесточенной конкурентной борьбы, но и усложнения процедур и инструментов управления. Имеются все основания говорить о том, что адекватность применяемых менеджментом процессов и инструментов управления во многом определяет итоговые результаты деятельности современной компании. Активный процесс цифровизации, опирающийся на максимально воз-
можную и допустимую автоматизацию не только производственных, но и бизнес-процессов; возрастающая ответственность менеджмента за достижение компанией достаточного уровня конкурентоспособности, все чаще заставляют специалистов вести дискуссию о том, какими «новыми» профессиональными знаниями и качествами должен обладать персонал современной компании [11]. Особенно острая дискуссия идет в процессе обсуждения спектра «новых» профессиональных знаний и качеств, нужных руководителю как лицу, определяющему не только основные цели и задачи практически всех бизнес-процессов, протекающих в возглавляемой им компании, но и тех структурных и ор-
ганизационных изменений, которые становятся обязательными вследствие разработки, внедрения и все более широкого распространения современных корпоративных информационных систем (далее — КИС), базового элемента цифровой трансформации любой компании [6].
Многие специалисты ошибочно принимают исключительно процессы разработки, внедрения и практического использования компанией современных информационных технологий за цифровую трансформацию бизнеса. Сегодня цифровую трансформацию следует рассматривать как значительно более содержательную категорию. Цифровая трансформация включает в себя все множество процессов от момента понимания руководством неизбежности автоматизации реализуемых бизнес-процессов, до момента завершения формирования принципиально новой структуры компании, максимально полно отвечающей происходящим внутренним преобразованиям и обеспечивающей эффективное использование возможностей внедряемых КИС [2].
Следовательно, цифровая трансформация — это вся совокупность работ и практических действий, выполняемых сотрудниками компании и являющихся реакцией действующей системы управления на решения, принятые руководителем в части автоматизации технико-технологических, производственных и управленческих процедур и процессов. К числу важнейших из них следует отнести:
- решения по объему и срокам инвестиций в современные информационные и автоматизированные технологии;
- пересмотр ассортимента выпускаемой продукции и оказываемых услуг как результат новых технико-технологических и информационных возможностей компании;
- приобретение и использование персоналом компании необходимых профессиональных знаний, обеспечивающих высокоэффективную работу в условиях широкой автоматизации технико-технологических и бизнес-процессов;
- происходящие структурные изменения в компании как ответная реакция на внедрение КИС;
- формирование принципиально новых стратегических направлений развития компании, ставших доступными в результате обретения способности сбора (получения), анализа и хранения актуальной информации об интересующих компанию рынках и «игроках» на них в существенно больших, чем даже 5—10 лет назад, объемах [9].
Объем работ, который необходимо выполнить, и накопленный ведущими мировыми компаниями практический опыт свидетельствуют о том, что внедрение и использование цифровых технологий — это не только многоплановый, но и исключительно сложный процесс, требующий от руководства компании значительных финансовых и временных затрат. Однако конечный результат, получаемый компанией от их применения в практике своей деятельности, может и должен окупить понесенные затраты [15].
По оценкам специалистов, цифровая трансформация практически всегда сопровождается проведением руководством значительных и зачастую болезненных организационно-методических изменений в работе компании. Происходящие изменения чаще всего воспринимаются работниками неоднозначно. В коллективе сотрудников формируются различные группы — от открытых противников до явных сторонников происходящих изменений. Причины такого восприятия происходящих изменений сотрудниками могут быть следующими: неуверенность в своей будущей профессиональной востребованности; рост вероятности в необходимости переобучения в целях приобретения требуемых профессиональных знаний и навыков; серьезные опасения
возможных изменений в системе оплаты и стимулирования труда; сложная ситуация на рынке труда, порождающая боязнь остаться без работы и др. [12].
В складывающихся условиях только наличие у руководства компании необходимых и надлежащих профессиональных знаний и качеств способно обеспечить требуемый уровень доверия персонала к проводимым изменениям. Достижение требуемого уровня доверия обеспечит снижение уровня сопротивления сотрудников изменениям, вызванным внедрением цифровых технологий [19].
Современные цифровые инструменты и технологии способны обеспечить компании достижение успеха в области цифровых преобразований только в том случае, если они дополнены высоким профессиональным уровнем специалистов компании, гибким и грамотным руководством. В свою очередь, скорейшее овладение менеджментом компании необходимым и достаточным объемом знаний в указанной профессиональной области — обязательное условие решения задачи повышения эффективности использования современных информационных технологий.
При этом руководитель, работающий в условиях цифровой трансформации бизнеса, должен являться высокопрофессиональным экспертом, компетенции которого находятся на стыке таких областей знаний, как: менеджмент; управление персоналом и человеческими ресурсами; современные технологии, включая информационные и др. [5, 7]. Симбиоз профессиональных качеств в указанных областях знаний призван помочь руководителю обеспечить снижение уровня сопротивления персонала компании процессам внедрения современных информационных технологий.
МЕТОДОЛОГИЯ
Наличие у руководителя надлежащих профессиональных знаний и качеств позволяет надеяться на существенное снижение уровня негативной реакции персонала компании (определенных его групп или отдельных сотрудников) на реализуемые процедуры цифровой трансформации. Такая негативная реакция не только существенно затрудняет процессы внедрения и практического использования КИС, но и делает их эксплуатацию малоэффективной. По мнению многих специалистов, сопротивление следует рассматривать как вполне ожидаемую реакцию персонала на цифровую трансформацию корпоративных бизнес-процессов. Сопротивление объясняется неготовностью персонала к осуществляемым нововведениям, зачастую затрагивающим большую часть фундаментальных основ деятельности компании и вынуждающим сотрудников становиться активными участниками современной модели «образование через всю жизнь». При этом сопротивление внедрению передовых информационных технологий выражается в лучшем случае в пассивном участии сотрудников в процессе внедрения. В худшем случае наблюдается использование тактики скрытого несогласия, часто переходящей в скрытый саботаж происходящих изменений [4, 8].
В условиях цифровой трансформации бизнеса имеется настоятельная необходимость расширения у руководителя цифрового видения управления компанией [14]. Современному руководителю недостаточно обладать профессиональными знаниями в таких отраслях, как экономика, управление персоналом, финансы, маркетинг и иметь широкий управленческий кругозор. Руководитель должен быть способен не только инициировать внедрение и использование в реализуемых бизнес-процессах современных информационных систем и технологий. Теперь в круг его деятельности входит как проведение единой корпоративной политики
в новой цифровой сфере, так и контроль исполнения проектов внедрения эффективных цифровых платформ [1]. Главная цель деятельности руководителя может быть определена как стимулирование развития компании на основе перехода от традиционных методов работы к инновационным. При достижении сформулированной цели нельзя забывать о том, что инновационные методы работы должны соответствовать как существующим, так и перспективным потребностям преобразования компании на базе все более активного использования современных информационно-коммуникационных технологий.
Цифровая трансформация, происходящая в условиях сложившихся стереотипов и предубеждений работников, как никогда остро ставит задачу целесообразности определения тех профессиональных знаний и качеств, которыми должен обладать руководитель, с одной стороны, нацеленный на скорейшее внедрение и эффективную эксплуатацию современных информационных технологий, а с другой стороны, способный если не преодолеть полностью, то хотя бы значительно снизить уровень сопротивления происходящим изменениям у различных категорий персонала компании [13]. Преодоление явного или скрытого сопротивления должно обеспечить повышение уровня приверженности персонала процессам цифровой трансформации и существенно увеличить количество сотрудников компании не только готовых поддерживать, но и активно участвовать в процедурах внедрения и эксплуатации корпоративной информационной системы.
Проведенное исследование посвящено проблеме определения необходимых руководителю профессиональных областей знаний и качеств, существенно повышающих результативность процессов цифровой трансформации на современных отечественных предприятиях.
Соответствующее исследование было проведено авторами статьи в феврале-ноябре 2019 г. Цель исследования была сформулирована следующим образом: проанализировать и обобщить мнения участников процесса внедрения или эксплуатации КИС на ряде отечественных предприятий о роли и месте руководителя в данных процессах; перечне профессиональных областей знаний и качеств руководителя, необходимых ему для проведения успешной цифровой трансформации компании, включая преодоление сопротивления ее сотрудников происходящим изменениям.
На первом этапе исследования для достижения сформулированной цели был проведен анализ мнений ряда отечественных и зарубежных специалистов и консультантов, занимающихся проблемами цифровой трансформации бизнес-процессов. Обобщение и теоретическое осмысление собранной информации позволило: выделить искомые профессиональные области знаний и качества, существенным образом определяющие успешность руководителя в достижении ожидаемого результата в процессах цифровой трансформации корпоративных бизнес-процессов.
Результатом второго этапа исследования стало определение приоритетности профессиональных областей знаний и качеств, необходимых современному руководителю, исходя из практического опыта внедрения и эксплуатации КИС, накопленного сотрудниками отечественных компаний. Для этого были проанализированы и обобщены мнения экспертов, представляющих девять промышленных предприятий из пяти регионов Российской Федерации: г. Москва, г. Пермь, г. Казань, Московская и Тульская области. Эксперты, принявшие участие в исследовании, представляют предприятия, в настоящее время активно внедряющие или ранее уже внедрившие КИС в практику своей управленческой деятельности.
В рамках сформулированной проблемы, в ходе проведенного исследования, был применен метод интервью с постановкой как открытых, так и закрытых вопросов. Отвечая на поставленные вопросы, эксперты, представляющие конкретные промышленные предприятия:
1) имели возможность, исходя из своих профессиональных критериев, дополнить установленные на первом этапе исследования перечни иными профессиональными областями знаний и качествами;
2) ранжировали, опираясь на свои профессиональные знания и опыт, перечни профессиональных областей знаний и качеств, установленные на первом и втором этапах исследования;
3) опираясь на обобщенное мнение отечественных и зарубежных специалистов и консультантов, свои профессиональные знания и опыт, сформировали приоритетные перечни профессиональных областей знаний и качеств, помогающих современному руководителю быть успешным в процессах внедрения и использования КИС.
Порядок проведения исследования не допускал возможности внешнего влияния на экспертов при формулировании ими своего видения исследуемой проблемы. Не оказывали влияния на мнение экспертов предложенные варианты ответов и их последовательность, так как каждый эксперт получил случайно выбранный вариант последовательности профессиональных областей знаний и качеств. Использованный метод позволил собрать исходный материал для последующего анализа и оценки, характеризующийся открытыми высказываниями экспертов, имеющих самое непосредственное отношение к процессам внедрения и практической эксплуатации КИС в практике своей повседневной профессиональной деятельности. В дальнейшем полученные в процессе анкетирования и интервью исходные данные были подвергнуты количественному и качественному контент-анализу.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Результатом первого этапа проведенного исследования явилось выделение 14 наиболее актуальных с точки зрения специалистов и консультантов профессиональных областей знаний и качеств, помогающих современному руководителю в достижении успеха при внедрении и практическом использовании КИС. В процессе обобщения и теоретического осмысления собранной информации, отражающей мнение отечественных и зарубежных специалистов и консультантов, для дальнейшего анализа было оставлено по 7 наиболее часто и обоснованно упоминаемых профессиональных областей знаний и качеств, помогающих современному руководителю осуществлять эффективную цифровую трансформацию своей компании. Результаты обобщения мнения специалистов и консультантов представлены в табл. 1.
На втором этапе было проведено анкетирование на 9 отечественных промышленных предприятиях. В ходе анкетирования было опрошено 318 человек, представляющих четыре категории экспертов: руководители высшего управленческого звена (составили 4% от общего числа экспертов), руководители среднего звена (29%), руководители нижнего звена (21%) и специалисты (46%).
В выборку вошли заместители директоров компаний; руководители управлений, отделов и служб; линейные руководители; члены проектных команд и групп (специалисты), принимающие сейчас или принимавшие ранее участие в реализации проектных мероприятий по внедрению и эксплуатации КИС на своем предприятии. Всего эксперты, непосредственно участвующие в процессах внедрения, соста-
вили в выборке 54,8%. Эксперты, использующие в практике своей повседневной работы КИС, — 45,2%. Проведенные в целях сбора исходной информации интервью и опросы носили анонимный характер.
Таблица 1
Обобщенное мнение отечественных и зарубежных специалистов и консультантов о профессиональных областях знаний и качествах, способствующих руководителю в достижении успеха при внедрении и использовании КИС
Соотношение мужчин и женщин в выборке составило соответственно 82,0 и 18,0%. Возрастная структура выборки: самому младшему эксперту — 21 год, самому старшему — 71 год. Средний возраст экспертов 53 года.
На данном этапе все эксперты, участвовавшие в приведенном опросе, опираясь на свои профессиональные знания и опыт: дополнили каждый перечень, сформированный на первом этапе, иными профессиональными областями знаний и качествами в количестве не более трех; провели ранжирование профессиональных областей знаний и качеств, выделенных на основе обобщения мнения отечественных и зарубежных специалистов, консультантов и экспертов, располагая их в порядке приоритетности. Полученные результаты представлены в табл. 2—4.
Таблица 2
Обобщенное мнение отечественных экспертов о профессиональных областях знаний и качествах, способствующих руководителю в достижении успеха при внедрении и использовании КИС
Перечень помогающих современному руководителю, для успешного внедрения и использования КИС (мнение отечественных экспертов)
профессиональных областей знаний профессиональных качеств
Командообразование Ответственность за свои решения и действия возглавляемого коллектива
Управление изменениями Креативность
Лидерство Социальная ориентированность
Анализ мнения отечественных экспертов свидетельствует о том, что руководители высшего звена к числу наиболее приоритетных профессиональных областей знаний, помогающих руководителю в достижении успеха при внедрении и использовании КИС, отнесли области, которые помогают им понять потенциал цифровых технологий («перспективные цифровые платформы») и найти максимально эффективный вариант их практического применения («стратеги-
Таблица 3
Итоговое мнение отечественных экспертов, представляющих различные категории сотрудников, о профессиональных областях знаний, способствующих руководителю в достижении успеха при внедрении и использовании КИС
Категория экспертов Профессиональная область знаний
Стратегическое моделирование Деловые коммуникации Компьютерное моделирование объектов и процессов Перспективные цифровые платформы NBIC — конвергенция Теория коллективных мыслительных процессов Управление проектами Командообра-зование Управление изменениями Лидерство
Руководители высшего звена 1 9 8 2 4 3 7 10 5 6
Руководители среднего звена 6 4 3 7 10 1 2 9 8 5
Руководители нижнего звена 6 1 7 8 10 9 5 3 4 2
Специалисты 8 5 9 7 10 6 1 4 2 3
Итоговые приоритеты (1 — max, 7 — min) 7 4-6 3 8 10 4-6 1 9 4-6 2
Категория экспертов Профессиональное качество
Системное мышление Стратегическое мышление Динамическая адаптация Культура исполнения Осознанность принимаемых решений Стремление к профессиональному развитию Интеграция временной перспективы Ответственность за свои решения и действия возглавляемого коллектива Креативность Социальная ориентированность
Руководители высшего звена 2 1 3 5 4 8 6 9 7 10
Руководители среднего звена 1 4 7 9 3 6 10 5 2 8
Руководители нижнего звена 6 7 8 10 4 3 9 2 1 5
Специалисты 4 5 8 7 9 1 10 2 3 6
Итоговые приоритеты (1 — max, 7 — min) 1-2 3 7 9 6 4 10 5 1-2 8
Быть успешным в процессах внедрения и использования корпоративных информационных систем руководителю помогают следующие профессиональные (мнение отечественных и зарубежных специалистов и консультантов)
область знаний качество
Стратегическое моделирование Системное мышление
Деловые коммуникации Стратегическое мышление
Компьютерное моделирование объектов и процессов Динамическая адаптация
Перспективные цифровые платформы Культура исполнения
NBIC — конвергенция Осознанность принимаемых решений
Теория коллективных мыслительных процессов Стремление к профессиональному развитию
Управление проектами Интеграция временной перспективы
Таблица 4
Итоговое мнение отечественных экспертов, представляющих различные категории сотрудников, о профессиональных качествах, помогающих руководителю в достижении успеха при внедрении и использовании КИС
ческое моделирование» и «теория коллективных мыслительных процессов»).
Специалисты свой выбор сделали в пользу отраслей, которые формируют совокупность знаний, помогающих максимально полно и эффективно реализовать потенциал сотрудников, принимающих участие в выполнении работ по внедрению и эксплуатации КИС.
Анализ мнения отечественных экспертов свидетельствует о том, что руководители высшего звена к числу наиболее приоритетных профессиональных качеств, помогающих руководителю в достижении успеха при внедрении и использовании КИС, отнесли следующие качества: стратегическое и системное мышление, динамическая адаптация. Такой выбор свидетельствует о том, что предпочтение отдано качествам, которые позволяют максимально полно предусмотреть возможные варианты изменчивости условий и обеспечить устойчивость протекающих бизнес-процессов.
Специалисты свой выбор сделали в пользу следующих профессиональных качеств: стремление к профессиональному развитию, ответственность за свои решения и действия возглавляемого коллектива, креативность. Такой выбор свидетельствует о понимании специалистами важности своего постоянного профессионального развития, их готовности и способности мгновенно реагировать на происходящие изменения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результатом проведенного исследования явилось формирование с помощью мнения экспертов приоритетного перечня наиболее актуальных, с их точки зрения, профессиональных областей знаний и качеств, помогающих современному руководителю в достижении успеха при внедрении и практическом использовании КИС. Результаты обобщенного мнения отечественных экспертов представлены в табл. 5.
Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют, что успешное осуществление комплекса работ по внедрению и эксплуатации КИС возможно только тогда, когда весь персонал компании, участвующий в этих процессах, прошел соответствующую специализированную подготовку и обладает необходимыми знаниями в рамках ранее рассмотренного перечня профессиональных областей знаний.
Вторым, не менее важным условием достижения успеха при использовании КИС, является готовность и способность сотрудников поддержать процессы цифровой транс-
формации своей компании. Именно те профессиональные качества, которые были обсуждены в данной статье, помогут сотруднику компании быть эффективным как в процессах внедрения, так и в процессах эксплуатации КИС.
ЛИТЕРАТУРА
1. Доэрти Пол, Джеймс Уилсон. Человек + машина. Новые принципы работы в эпоху искусственного интеллекта / пер. с англ. Олега Сивченко, Натальи Яцюк. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 304 с.
2. Коновалова О.В., Третьякова Ю.Д. Перспективы внедрения информационных технологий в систему риск-менеджмента российских компаний // Научный подход к общественному развитию. — 2018. — С. 30—32.
3. Овчинникова А.Ю. Текущее состояние рынка труда в России // Научные исследования. — 2019. — № 9 (10). — С. 44-46.
4. Колин К.К., Урсул А.Д. Информация и культура. Введение в информационную культурологию. — Москва: Изд-во «Стратегические приоритеты», 2015. — 300 с.
5. Коновалова В.Г. Компетенции для цифровой экономики: чему учить и чему учиться в ближайшем будущем // Материалы II Международного научного форума «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Революция в управлении: новая цифровая экономика или новый мир машин». Том 1. — Москва: Издательство ГУУ, 2018. — С. 127-134.
6. Какимов А.Б. Информационно-коммуникационная компетентность специалиста // Инновационное образование и экономика. — 2016. — № 21. — С. 14-16.
7. Mitrofanova E.A., Konovalova V.G., Mitrofanova A.E. Opportunities, Problems and Limitations of Digital Transformation of HR Management. Samara, The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, International Scientific Conference. Conference reports 2019 // «Global Challenges and Prospects of the Modern Economic Development». — 2019. — Vol. LVII. — pp. 1717-1727. — URL: https://www.european-proceedings.com/files/data/ article/ 101/4770/ article_ 101_4770_pdf_100.pdf (дата обращения: 18.11.2020).
8. Цифровая экономика и искусственный интеллект — новые вызовы современной мировой экономики: колл. монография. — Москва: Издательский дом ГУУ. — 2019. — 180 c.
9. 21-й Ежегодный Опрос Руководителей крупнейших компаний мира PwC. — 2018. — 31 c. — URL: https://www.pwc. ru/ru/publications/ceo-survey/21th-ceo-survey.html (дата обращения: 04.09.2020).
Таблица 5
Обобщенное мнение отечественных экспертов о профессиональных областях знаний и качествах, способствующих руководителю в достижении успеха при внедрении и использовании КИС
Ранжированный перечень помогающих современному руководителю, для успешного внедрения и использования КИС (мнение отечественных экспертов)
№ приоритета профессиональных областей знаний № приоритета профессиональных качеств
1 Управление проектами 1-2 Системное мышление
2 Лидерство Креативность
3 Компьютерное моделирование объектов и процессов 3 Стратегическое мышление
4-6 Деловые коммуникации 4 Стремление к профессиональному развитию
Теория коллективных мыслительных процессов 5 Ответственность за свои решения и действия возглавляемого коллектива
Управление изменениями 6 Осознанность принимаемых решений
7 Стратегическое моделирование 7 Динамическая адаптация
8 Перспективные цифровые платформы 8 Социальная ориентированность
9 Командообразование 9 Культура исполнения
10 NBIC — конвергенция 10 Интеграция временной перспективы
10. Kot M.K., Spanagel F.F., Belozerova O.A. Problems of digital technologies using in employment and employment relations. In S.I. Ashmarina, A. Mesquita, M. Vochozka (Eds.), Digital Transformation of the Economy: Challenges, Trends and New Opportunities. Advances in Intelligent Systems and Computing. — 2019. — Vol. 908. — pp. 227-234. URL: https://www. researchgate.net/publication/330910798_Problems_of_ Digital_Technologies_Using_ in_Employment_and_ Employment_Relations_Increasing_Livelihood_Security (дата обращения 04.11.2020).
11. Свистунов В.М., Кузина Т.П., Лобачев В.В. Уровень доверия в организации как фактор повышения эффективности внедрения новых технологий менеджмента // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2019. — № 3(42). — С. 5-14.
12. Свистунов В.М., Коновалова В.Г., Лобачев В.В. Цифрови-зация — ключевой фактор трансформации рынка труда // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2020. — № 1(46). — С. 5-13.
13. Troshina E.P., Mantulenko V.V. Influence of Digitalization on Motivation Techniques in Organizations: Lecture Notes in Networks and Systems. Springer Nature. — 2020. — Vol. 84. — pp. 317-323. — URL: https://link.springer.com/ chapter/10.1007/978-3-030-27015-5_38 (дата обращения: 18.11.2020).
14. Zelentsova L., Tikhonov A. Methodology for Assessing the Innovative Potential of a High-Tech Organization under the Economy Digitalization Impact. QUALITY — Access to Success. — 2020. — Vol. 21 (174). — pp. 7-13. — URL: https://www.srac.ro/calitatea/en/arhiva/2020/ QAS_ Vol.21_ No.174_Feb.2020.pdf (дата обращения: 18.11.2020).
15. Мюррей Крис, Йейтс Элизабет, Шах Прасун. Будущее HR: технологии, которые изменят HR-функцию. URL: https:// www.pwc.ru/ru/publications/ budushcheye-hr.html (дата обращения: 18.11.2020).
REFERENCES
1. Doerti Pol, Dzhejms Uilson. Chelovek + mashina. Novyeprin-cipy raboty v epohu iskusstvennogo intellekta [Man + car. New principles of work in the era of artificial intelligence]. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber Publ., 2019. 304 p.
2. Konovalova O.V., Tret'yakova Yu.D. Perspektivy vnedreniya informacionnyh tekhnologij v sistemu risk-menedzhmenta ros-sijskih kompanij [Prospects for the implementation of information technology in the risk management system of Russian companies]. Nauchnyjpodhod k obshchestvennomu razvitiyu [Scientific approach to social development]. Moscow, «Nauchnyj konsul'tant» Publ. 2018, pp. 30-32.
3. Ovchinnikova A.Yu. Tekushcheye sostoyaniye rynka truda v Rossii [The current state of the labor market in Russia]. Nauchnye issledovaniya [Research]. 2019, I. 9(10), pp. 44-46.
4. Kolin K.K., Ursul A.D. Informaciya i kul'tura. Vvedenie v in-formacionnuyu kul'turologiyu [Information and culture. Introduction to information cultural studies]. Moscow: «Strategic priority» Publ. 2015. 300 р.
5. Konovalova V.G. Kompetencii dlya cifrovoj ekonomiki: chemu uchit' i chemu uchit'sya v blizhajshem budushchem [Competencies for the digital economy: what to teach and what to learn in the near future]. Materialy IIMezhdunarodnogo nauchnogo foruma «SHag v budushchee: iskusstvennyj intellekt i cifrovaya ekonomika. Revolyuciya v upravlenii: novaya cifrovaya eko-nomika ili novyj mir mashin» [Proceedings of the II International scientific forum «Step into the future: artificial intelligence and digital economy. Revolution in management: a new
digital economy or a new world of machines»]. Moscow: GUU Publ. 2018, V. 1, pp. 127-134.
6. Kakimov A.B. Informacionno-kommunikacionnaya kompe-tentnost' specialista [Information and communication competence of a specialist]. Innovacionnoe obrazovanie i ekonomika [Innovative education and economics]. 2016, I. 21, pp. 14-16.
7. Mitrofanova, E.A., Konovalova, V.G., Mitrofanova, A.E. (2019), Opportunities, Problems and Limitations of Digital Transformation of HR Management. Samara, The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences, International Scientific Conference. Conference reports 2019 // «Global Challenges and Prospects of the Modern Economic Development». 2019, Vol. LVII, pp. 1717-1727. Available at: https:// www.europeanproceedings.com/files/data/article/101/4770/ article_101_ 4770_pdf_100.pdf (accessed 18 November 2020).
8. Cifrovaya ehkonomika i iskusstvennyj intellekt — novye vyzovy sovremennoj mirovoj ehkonomiki [Digital economy and artificial intelligence — new calls of the modern world economy]. Moscow: GUU Publ. 2019, 180 p.
9. 21-j Ezhegodnyj Opros Rukovoditelej krupnejshih kompanij mira PwC [The 20th annual PwC survey of CEOs of the world's largest companies]. 2018, 31 p. Available at: https://www.pwc.ru/ ru/publications/ceo-survey/21th-ceo-survey.html (accessed 04 September 2020).
10. Kot M.K., Spanagel F.F., Belozerova O.A. Problems of digital technologies using in employment and employment relations. In S.I. Ashmarina, A. Mesquita, M. Vochozka (Eds.), Digital Transformation of the Economy: Challenges, Trends and New Opportunities. Advances in Intelligent Systems and Computing. 2019, Vol. 908, pp. 227-234. Available at: https://www. researchgate.net/publication/330910798_Problems_of_Digital_ Technologies_Using_in_Employment_and_Employment_ Relations_Increasing_Livelihood_Security (accessed 04 November 2020).
11. Svistunov V.M., Kuzina G.P., Lobachev V.V. Uroven' doveriya v organizacii kak faktor povysheniya effektivnosti vnedreniya novyh tekhnologij menedzhmenta [The level of trust in the organization as a factor of increasing the effectiveness of the introduction of new management technologies]. Upravlenie personalom i intellektual'nymi resursami v Rossii [Personnel and intellectual resources management in Russia]. 2019, I. 3(42), рр. 5-14.
12. Svistunov V.M., Konovalova V.G., Lobachev V.V. Cifro-vizaciya — klyuchevoj faktor transformacii ry'nka truda [Digitalization is a key factor in transforming the labor market]. Upravlenie personalom i intellektual'nymi resursami v Rossii [Personnel and intellectual resources management in Russia]. 2020, I. 1(46), рр. 5-13.
13. Troshina E.P., Mantulenko V.V. Influence of Digitalization on Motivation Techniques in Organizations: Lecture Notes in Networks and Systems". Springer Nature. 2020, Vol. 84, pp. 317-323. Available at: https://link.springer.com/chapter/ 10.1007/978-3-030-27015-5_38 (accessed 18 November 2020).
14. Zelentsova L., Tikhonov A. (2020) «Methodology for Assessing the Innovative Potential of a High-Tech Organization under the Economy Digitalization Impact». QUALITY — Access to Success. 2020, Vol. 21(174), pp. 7-13. Available at: https:// www.srac.ro/calitatea/en/arhiva /2020/ QAS_Vol.21_No.174_ Feb.2020.pdf (accessed 18 November 2020).
15. Myurrej Kris, Jejts Elizabet, Shah Prasun. Budushchee HR: tekhnologii, kotorye izmenyat HR-funkciyu [The future of HR: technologies that will change the HR function]. Available at: https://www.pwc.ru/ru/publications/budushcheye-hr.html (accessed 18 November 2020).