Научная статья на тему 'Новые издания: альманах «Детские чтения»'

Новые издания: альманах «Детские чтения» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
888
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПРОДОЛЖАЮЩЕЕСЯ ИЗДАНИЕ О ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / CHILDREN’S LITERATURE / JOURNAL ABOUT HISTORY AND THEORY OF CHILDREN’S LITERATURE / LITERARY STUDIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Литовская Мария Аркадьевна, Маслинская Светлана Геннадьевна

Обзор нового издания по проблемам теории и истории детской литературы «Детские чтения»: объяснение причин появления подобного издания и его целей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Editions: Journal “Children’s Readings”12

The first and second issues of the new scholarly journal “Children’s Readings” is overviewed: the intensions that stimulated the creation of the journal, outlines the goals of this publications.

Текст научной работы на тему «Новые издания: альманах «Детские чтения»»

УДК 82-93 ББК Ш401.39

М. А. Литовская Екатеринбург, Россия,

С. Г. Маслинская Санкт-Петербург, Россия,

НОВЫЕ ИЗДАНИЯ: АЛЬМАНАХ «ДЕТСКИЕ ЧТЕНИЯ»

Аннотация. Обзор нового издания по проблемам теории и истории детской литературы «Детские чтения»: объяснение причин появления подобного издания и его целей

Ключевые слова: литературоведение, детская литература, продолжающееся издание о теории и истории детской литературы.

M. A. Litovskaya

Yekaterinburg, Russia,

S. G. Maslinskaya

St. Petersburg, Russia

NEW EDITIONS: JOURNAL “CHILDREN’S READINGS”

Abstract. The first and second issues of the new scholarly journal “Children’s Readings” is overviewed: the intensions that stimulated the creation of the journal, outlines the goals of this publications.

Keywords: literary studies, children’s Literature, journal about history and theory of children’s Literature.

В 2012 году вышли два первых номера альманаха «Детские чтения» - нового научного издания, посвященного детской литературе и детскому чтению.

Так получилось, что в современной России, где литература более чем полтора века назад была объявлена главным искусством, а обучение чтению художественных текстов стало одним из важнейших составляющих образования, где существуют богатые тради ии детского чтения и детской литературы, где регулярно выходят интересные детские книги и постоянно появляются новые детские писатели, где ответственные родители и многочисленные любители создают в Интернете все новые сайты и сообщества, в которых кипят обсуждения старых и новых текстов для детей, не осталось ни одного издания, посвященного проблемам детского чтения в историко-литературном ключе. Функцию актуально-критического оценивания текущего литературного процесса отчасти принял на себя журнал «Переплет», отчасти ре ензионно-аналитическое сопровождение литературных премий и детские библиотеки.

Альманах «Детские чтения» основной акцент делает именно на истории и со иологии детской литературы и детского чтения, продолжая традицию, заложенную конференциями «Детские чтения»1, которые проводили на кафедре детской литературы Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Евгений Кулешов и Инна Сергиенко (Антипова). За десять лет эти конферен ии сплотили коллектив исследователей,

1 Советская детская литература: текст и миф - 1999; Детский текст - текст о детях - текст для детей - 2000; Детская литература и детский фольклор в социокультурном контексте - 2001; Формовка детского писателя: среда, рычаги, стимулы - 2002; Творчество Аркадия Гайдара: опыт нового прочтения - 2004; Учебный текст в советской школе - 2006; Переделка как явление ^льтуры - 2008.

результатом научных изысканий которых стал вышедший в 2003 году «Детский сборник: Статьи по детской литературе и антропологии детства». Методологически близкое сообщество сложилось на Урале: в Екатеринбурге и Перми прошли научнопрактические конферен ии, собравшие филологов, занимающихся историко-литературными проблемами детской литературы2. По результатам конферен-ий были выпущены сборники статей и материалов [В измерении детства 2008; Детская литература сегодня 2010; Мальчики и девочки 2004].

Исследования по проблемам детского чтения и детской литературы появляются в трудах Международного научного семинара «Культура детства: нормы, енности, практики» (руководители Виталий Безрогов и Галина Макаревич), активно работающего в Российском государственном гуманитарном уни-верситете3. 17 выпусков по материалам ежегодной конферен ии «Мировая словесность для детей и о детях» опубликовал Московский государственный педагогический университет. Издание за изданием, пополняясь все новыми разделами, выдерживает учебник «Детская литература», подготовленный Софьей Николаевой и Ириной Арзамасцевой. Семинары и научные конферен ии, посвященные творчеству отдельных писателей и даже текстов, периодически проходят в высших учебных заведениях, академических институтах, библиотеках различных уровней.

2 Детство как культурный перекресток: на пути к самотож-дественности (2003 год, Уральский государственный университет, Екатеринбург); Русская детская литература: национальное и региональное (2008 год, Пермский государственный педагогический университет, Пермь); Детская литература сегодня (2010 год, Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург).

3 См. сайт Семинара: http://childcult.rsuh.ru/section.html7id =4973.

В 2002-2003 годах Мария Майофис и Илья Ку-кулин подготовили тематические блоки публика ий о детской литературе в журнале «Новое литературное обозрение» и в сборнике «Веселые человеч-ки»[Веселые человечки 2008], посвященном любимым героям советских книг и мультфильмов. Однако тогда же, в 2002 году, осмысляя отсутствие стабильного интереса исследователей-филологов к детской литературе, во вступительной заметке к блоку «Семиотика детства» его составители писали о парадоксальном положении детской литературы: она неоспоримо много значит для общества, занимает важное место в литературном про ессе и одновременно является непривлекательной в качестве объекта филологического исследования. О последнем говорит заметная дискретность предпринимаемых попыток изучения детской литературы: нет единого научного сообщества, исследователи обращаются к детской литературе эпизодически, «когда позовут». Характерно, что для большинства исследователей, чьи работы вошли в уже названные сборники и тематические подборки, детская литература была и остается «побочным» научным интересом.

Давно намечены приоритетные направления изучения детской литературы, не утратившие своей актуальности по сей день: исследование детской литературы как полноправной части литературного про есса в елом и как части культуры детства, историко-литературное и со иокультурное изучение литературы, адресованной детям и/или читаемой ими. При очевидной убедительности такой программы силы исследователей истории детской литературы и проблем детского чтения по-прежнему разрознены, более того, в России закрывают последние спе иализированные кафедры детской литературы, перестал из-за финансовых проблем выходить спе иализированный журнал «Детская литература». Тиражи большинства упомянутых выше сборников минимальны, а несовершенная система распространения «от человека к человеку» делает их практически недоступными тем, кому они могут быть полезны: в первую очередь, преподавателям литературы и библиотекарям.

Если пытаться охарактеризовать проблемное поле изучения детского чтения, нельзя не заметить, что в исследованиях детской литературы преобладает не научно-объективный, а творчески-произвольный подход [Г аспаров 1994] к произведениям для детей. Не хватает работ обобщающего характера, идет ли речь о направлении или жанре, принадлежности к одному «моменту истории» (детская литература 1920-х, 1960-х и т. п.) или «траектории» писательской судьбы. Недостает биографических исследований, посвященных детским писателям, выполненных без восторженного придыхания, основанных на архивных данных, а не на воспоминаниях единственного современника, включающих творчество в широкий со иокультурный контекст. Не хватает ретроспективной библиографии по проблемам детского чтения, научновспомогательных указателей. Мало известно об отечественных институ иях, создававших и направлявших детскую литературу, о педагогиче-

ском влиянии на детскую литературу, как в части институ иональной, так и в части «истории идей», воплощенных в детской литературе. Разрознены данные о влиянии детской литературы и детского чтения на со иализа ию нашего соотечественника: вопрос не столько об индивидуальных особенностях ре еп ии, сколько о типологии читателей детской литературы, их поколенческом и со иальном портрете. Не хватает методологических работ о том, как изучать культурные мифы и коды, образ ы поведения, эстетические предпочтения, этические прин ипы и т.п., которые предлагала и предлагает ребенку детская литература. Более чем двухсотлетняя история отечественной словесности подталкивает к созданию реального комментария к текстам, причем не только XVIII века, но и к произведениям советской поры, ибо этнографические детали прошлого, отраженные в них, стремительно уходят из живого обихода. Не привлекало внимания исследователей изучение преподавания детской литературы, хотя именно в процессе преподавания (отборе имен, произведений, структуре учебников, составе курсов) во многом конструируется понятие детской литературы, репута ии и иерархии ее авторов.

Темы и проблемы, которые могут стать предметом изучения, можно множить и множить. О некоторых из них, возможно, уже было кое-что написано, но, как мы уже отмечали, сборник, в котором статья была опубликована, скорее всего, вышел тиражом 30 экземпляров, был роздан авторам и в библиотеках его не найти. Значит, возникает еще одна задача: собрать старые малотиражные публика ии, представляющие сегодня научный интерес и сделать их достоянием интересующихся. Цель нового издания - объединить усилия исследователей, работающих и работавших в этой спе ифической области науки, стать площадкой для обсуждения работ исследователей детской литературы.

Первый выпуск альманаха собран из работ членов редак ионной коллегии и редак ионного совета «Детских чтений», посвященных тем направлениям, которые близки составителям: детская литература 1920-х годов, влияние институтов власти на детскую литературу, стиховедческий анализ поэзии для детей, детская тема во взрослой литературе, массовые жанры детской литературы, библиографические описи изданий о детской литературе. Мы решили, что это хороший способ представиться нашим читателям.

Второй выпуск посвящен проблеме конструирования понятия детской литературы в учебных курсах высшей школы. Основной фокус сосредоточен на поисках ответов на вопросы: как писали и пишут историю детской литературы7 Какие принципы лежат в основе отбора авторов детской литературы для включения обзора их творчества в вузовские учебники7 По каким параметрам осуществлялась в дореволю ионный период и в советское время рота ия писателей, включаемых в пантеон «лучших детских авторов»7 В силу каких причин сложилось деление на «взрослые» и «детские» учебники отечественной литературы, почему биографии детских писателей не включаются во

«взрослые» учебники? Каким должен быть современный учебник по детской литературе?

В третьем выпуске альманаха, который сейчас находится в печати, мы обращаемся к теме «детские организации и детская литература», а четвертый будет посвящен проблемам современной литературы для детей.

Мы также размещаем на страницах нашего издания отчеты о конференциях и семинарах, связанных с детской литературой и детским чтением, рецензии на книги по соответствующей тематике. С этой задачей трудно справиться без широкого участия тех, кому интересны прошлое детской литературы и особенности ее современного развития. Мы надеемся, что нас немало, и приглашаем всех желающих присоединиться.

Альманах выходит в «бумажной» и электронной версиях.

«Бумажный» вариант можно заказать по адресу: http://www.armchair-scientist.ru/detlit/

Данные об авторах:

Мария Аркадьевна Литовская - доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы XX-XXI веков Уральского федерального университета (Екатеринбург).

Адрес: 620000, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 51.

E-mail: [email protected]

Маслинская Светлана Геннадьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и детского чтения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (Санкт-Петербург).

Адрес: 191186 г. Санкт-Петербург, Миллионная улица, д. 7.

E-mail: [email protected]

About the authors:

Maria Arkadievna Litovskaya is a Doctor of Philology, Professor of Russian Literature XX-XXI of Ural Federal University (Yekaterinburg).

Svetlana Gennadievna Maslinskaya is a Candidate of Philolgy, Assistant Professor of Literature and Children Reading of St. Petersburg Federal University of Culture and Art (St. Petersburg).

Электронный адрес: http://detskie-chtenia.ru

Там же можно найти адрес для корреспонден-ии, информа ию о редак ионной коллегии и ре-дак ионном совете журнала.

ЛИТЕРАТУРА

Веселые человечки: культурные герои советского детства: Сб. статей / Сост. и ред. И. Кукулин, М. Липо-вецкий, М. Майофис. - М.: Новое лит. обозрение. 2008. -544 с.

В измерении детства: Статьи о детской литературе. - Пермь: Перм. гос. пед. ун-т. 2008.- 314 с.

Гаспаров М. Л. Предисловие // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. - М.: Гнозис, 1994. С. 11-16.

Детская литература сегодня: Сб. науч. статей. - Екатеринбург: УрГПУ 2010. - 154 с.

Мальчики и девочки: реалии со иализа ии: сб. статей / под ред. М. А. Литовской, Е. Г. Трубиной, О. В. Ша-буровой. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. -374 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.