Научная статья на тему 'НОВЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ЗОНЕ БАМ'

НОВЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ЗОНЕ БАМ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
86
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК / БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / МЕГАПРОЕКТ / ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ / МУЗЕЙ ИСТОРИИ БАЙКАЛО-АМУРСКОЙ МАГИСТРАЛИ В Г. ТЫНДА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Пешков Д.А.

В статье анализируется новый источник по истории строительства Байкало-Амурской магистрали - «Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. Технический отчет», выявленный автором в Музее истории Байкало-Амурской магистрали в г. Тында. Рассматриваются условия создания источника, анализируются его составные части с акцентом на информацию, касающуюся истории жилищного строительства в зоне БАМ. Автор приходит к выводу, что данные, приведенные на страницах отчета, позволяют более масштабно раскрыть ряд вопросов по истории строительства БАМ, начиная от проектирования магистрали и заканчивая ее эксплуатацией после открытия сквозного движения. Кроме того, он может служить для исследователя источником информации по планировке постоянных и временных поселков, объемам жилищного и социального строительства в них, при этом в виде не только статистических данных, но и сведений о различных недостатках и упущений, вскрывшихся в ходе строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW SOURCES ON THE HOUSING CONSTRUCTION HISTORY IN THE BAIKAL-AMUR MAINLINE ZONE

The article analyzes a new source on the Baikal-Amur Mainline construction history - “Baikal-Amur Mainline. Technical Report”, found by the author in the Museum of the History of the Baikal-Amur Mainline in Tynda. The conditions for creating the source are considered, its constituent parts are analyzed with an emphasis on information relating to the housing construction history in the Baikal-Amur Mainline (BAM) zone. The author comes to the conclusion that the data provided on the pages of the report allow a more extensive disclosure of a number of questions on the BAM construction history, ranging from the design of the mainline to its operation after the opening of through traffic. In addition, it can serve as a source of information for the researcher on the planning of permanent and temporary settlements, the volume of housing and social construction in them, not only in the form of statistical data, but also information on various shortcomings and omissions revealed in the course of construction.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ЗОНЕ БАМ»

Общество: философия, история, культура. 2022. № 12. С. 240-244. Society: Philosophy, History, Culture. 2022. No. 12. P. 240-244.

Научная статья

УДК 94(571.6):728.1

https://doi.org/10.24158/fik.2022.12.38

Новые источники по истории жилищного строительства в зоне БАМ Дмитрий Андреевич Пешков

Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток, Россия, Peshkov275@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2307-7919

Аннотация. В статье анализируется новый источник по истории строительства Байкало-Амурской магистрали - «Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. Технический отчет», выявленный автором в Музее истории Байкало-Амурской магистрали в г. Тында. Рассматриваются условия создания источника, анализируются его составные части с акцентом на информацию, касающуюся истории жилищного строительства в зоне БАМ. Автор приходит к выводу, что данные, приведенные на страницах отчета, позволяют более масштабно раскрыть ряд вопросов по истории строительства БАМ, начиная от проектирования магистрали и заканчивая ее эксплуатацией после открытия сквозного движения. Кроме того, он может служить для исследователя источником информации по планировке постоянных и временных поселков, объемам жилищного и социального строительства в них, при этом в виде не только статистических данных, но и сведений о различных недостатках и упущений, вскрывшихся в ходе строительства.

Ключевые слова: исторический источник, Байкало-Амурская магистраль, Дальний Восток, мегапро-ект, жилищное строительство, технический отчет, Музей истории Байкало-Амурской магистрали в г. Тында

Финансирование: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-39-90012-А.

Для цитирования: Пешков Д.А. Новые источники по истории жилищного строительства в зоне БАМ // Общество: философия, история, культура. 2022. № 12. С. 240-244. https://doi.org/10.24158/fik.2022.12.38.

Original article

New Sources on the Housing Construction History in the Baikal-Amur Mainline Zone Dmitry A. Peshkov

Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok, Russia, Peshkov275@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2307-7919

Abstract. The article analyzes a new source on the Baikal-Amur Mainline construction history - "Baikal-Amur Mainline. Technical Report", found by the author in the Museum of the History of the Baikal-Amur Mainline in Tynda. The conditions for creating the source are considered, its constituent parts are analyzed with an emphasis on information relating to the housing construction history in the Baikal-Amur Mainline (BAM) zone. The author comes to the conclusion that the data provided on the pages of the report allow a more extensive disclosure of a number of questions on the BAM construction history, ranging from the design of the mainline to its operation after the opening of through traffic. In addition, it can serve as a source of information for the researcher on the planning of permanent and temporary settlements, the volume of housing and social construction in them, not only in the form of statistical data, but also information on various shortcomings and omissions revealed in the course of construction.

Keywords: historical source, Baikal-Amur Mainline, Far East, megaproject, housing construction, technical report, the Museum of the History of the Baikal-Amur Mainline in Tynda

Funding: the research was carried out with the financial support of the RFBR within the framework of scientific project No. 20-39-90012-А.

For citation: Peshkov, D.A. (2022) New Sources on the Housing Construction History in the Baikal-Amur Mainline Zone. Society: Philosophy, History, Culture. (12), 240-244. Available from: doi:10.24158/fik.2022.12.38 (In Russian).

Строительство Байкало-Амурской магистрали являлось последним мегапроектом советской власти. При всех экономических и военно-стратегических задачах строительства БАМа (освоения крупных месторождений полезных ископаемых районов Крайнего Севера, создания нового транспортного коридора к портам Тихого океана и переноса путей сообщения дальше от границы с Китаем) немаловажным фактором стало заселение северных районов регионов, через которые должна была пройти магистраль.

Несомненно, что добывать полезные ископаемые, обслуживать дорогу и поезда должны были люди, прибывавшие на БАМ. По разным оценкам, всего за 1974-1989 гг. (годы строительства БАМа

© Пешков Д.А., 2022

от указа о начале строительства до открытия сквозного движения по магистрали) прибыло порядка полумиллиона рабочих, включая военных строителей (Поворознюк, 2020: 37). В короткий период в зоне создания магистрали возникли новые и постоянные жилые поселки с населением от 200 до 3 000 человек. При этом, учитывая фактор дальнейшего развития производительных сил в зоне строительства магистрали (формирование территориально-промышленных комплексов, дальнейшее продвижение железной дороги на север), новые поселки должны были соответствовать необходимым условиям постоянного комфортного проживания в суровых климатических условиях.

История формирования социальной инфраструктуры в зоне строительства БАМа нашла отражение в работе многих ученых. Возведение жилья и других социальных объектов являлось предметом исследования таких историков, как Н.С. Байкалов1, Г.П. Власов (2015: 116), О.А. Поворознюк (2020), А.Б. Архангельский (2012), С.А. Власов (2008), Т.Ю. Воронина (2012). В то же время основные источники, используемые авторами в работах, сводятся к группе различных архивных данных местных и центральных архивов, материалам средств массовой информации, воспоминаниям участников строительства, выраженным в мемуарах, сборниках, а также собираемым самими авторами в виде нарратива, законодательным актам, касавшимся строительства БАМа.

Целью исследования является характеристика новых источников, затрагивающих историю строительства жилья и социальных объектов в зоне Байкало-Амурской магистрали, в первую очередь многотомного труда «Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. Технический отчет». Актуальность упоминания этой работы, по нашему мнению, сводится к необходимости более активного использования данного источника в работах, посвященных истории строительства БАМа. В связи с заявленной целью предстоит решить ряд задач:

- определить основные условия издания и структуру технического отчета;

- проанализировать основное содержание отчета;

- выявить материалы, касающиеся истории строительства объектов жилья и социальной инфраструктуры в зоне БАМа;

- дать оценку выделенных материалов для дальнейшего изучения истории строительства населенных пунктов в районе строительства Байкало-Амурской магистрали.

Многотомный труд был предоставлен нам работниками Музея истории Байкало-Амурской магистрали в Тынде, за что выражаем им глубокую благодарность. «Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. Технический отчет» - это объемная работа, выполненная под руководством группы ученых, относящихся к различным ведомствам, принимавшим участие в строительстве БАМа. Сам отчет был подготовлен по заказу Министерства транспортного строительства и Министерства путей сообщения СССР, а после перестройки - акционерного общества корпорации «Трансстрой» Министерства путей сообщения РФ. В состав главной редакционной комиссии отчета вошли В.А. Брежнев, Е.В. Басин, А.Н. Бевзенко, М.К. Макарцев, Г.Х. Савченко. Каждая часть готовилась группой авторов из числа инженеров, экономистов, историков и архитекторов. Более подробно структура отчета приведена в таблице 1.

Таблица 1 - Структура источника «Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. Технический отчет»2

Раздел Полное наименование Год издания

Часть 1 Изыскание и проектирование БАМа (по техническому проекту) 1990

Часть 2. Книга 1 Строительство и конструкции. Участок Усть-Кут (Лена) - Нижнеангарск-1 1989

Часть 2. Книга 2 Строительство и конструкции. Участок Нижнеангарск I (искл.) - Чара - Тында (вкл.) 1998

Часть 2. Книга 3 Строительство и конструкции. Участок Тында (искл.) - Ургал (искл.) 1991

Часть 2. Книга 4 Строительство и конструкции. Участок Ургал - Комсомольск 1990

Часть 3 Строительная индустрия 1991

Часть 4 Сводный краткий технический отчет (в целом по БАМу) 1997

Часть 5 Летопись трудовых достижений на строительстве БАМ 1967-1989 гг. 1993

1 Байкалов Н.С. Исторический опыт формирования и развития населенных пунктов в зоне Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (1970-1990-е гг.) : дис. ... д-ра ист. наук. Улан-Удэ, 2005. 555 с.

2 Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. Технический отчет. В 5 ч. Ч. 1. Изыскание и проектирование БАМа (по техническому проекту). М., 1990. 368 с. ; Ч. 2. Кн. 1. Строительство и конструкции. Участок Усть-Кут (Лена) - Нижнеангарск I (искл.). М., 1989. 216 с. Ч. 2. Кн. 2. Строительство и конструкции. Участок Нижнеангарск I (искл.) - Чара - Тында (вкл.). М., 1998. 218 с. ; Ч. 2. Кн. 3. Строительство и конструкции. Участок Тында - Ургал. М., 1991. 218 с. ; Ч. 2. Кн. 4. Строительство и конструкции. Участок Ургал -Комсомольск-на-Амуре. М., 1990. 209 с. ; Ч. 3. Строительная индустрия. М., 1991. 200 с. ; Ч. 4. Сводный краткий технический отчет (в целом по БАМу). М., 1997. 392 с. ; Ч. 5. Летопись трудовых достижений на строительстве БАМ 1967-1989 гг. М., 1993. 553 с.

Как мы видим, издание частей технического отчета происходило в условиях коренных изменениях во всех сферах жизни Советского Союза и Российской Федерации. С одной стороны, это позволяло членам коллегии авторов не быть зажатыми в рамках советской идеологии и открыто говорить о недостатках системы строительства. С другой стороны, в обществе существовало мнение о том, что БАМ - дорога в никуда, ненужный проект СССР, а учитывая участие непосредственно в строительстве магистрали, многие авторы испытывали обиду на государство, незаслуженно забывшее «стройку века». При этом стоит отметить и тот факт, что на некоторых частях отчета устанавливался гриф «для служебного пользования», а тираж ограничивался 500 экземплярами. Это говорит о том, что технический отчет не предназначался для широкой публики.

Строительство БАМа сопровождалось масштабными научно-исследовательскими разработками, осуществляемыми Государственным комитетом науки и техники и Госстроем СсСр. Множество этих разработок были впервые апробированы при создании магистрали. В целях использования уникального опыта широкомасштабного масштабного строительства в экстремальных условиях Крайнего Севера Комиссия Совета министров по вопросам строительства БАМа в решении от 31 марта 1976 г. предусмотрела составление технического отчета «об изысканиях, проектировании и строительстве Байкало-Амурской магистрали», обязав выполнить эту работу Министерство транспортного строительства и Министерство путей сообщения1.

Отчет составлялся на основе ежегодных технических отчетов генподрядных и субподрядных организаций, по материалам Главного управления железнодорожных войск, института «Ги-прожелдорстрой», шефских организаций, Центрального научно-исследовательского института транспортного строительства и дирекции строительства БАМа2. В то же время разделение части 2 технического отчета на четыре книги могло бы стать еще одним вариантом классификации участков БАМа - альтернативой уже устоявшемуся в исторической литературе разделению магистрали: на Восточный и Западный участки или на Восточный, Центральный и Западный.

Строительство бамовских поселков являлось важной частью возведения магистрали. Поэтому неудивительно, что отдельным разделом книг части 2 технического отчета выделялись описания жилых поселков и городов БАМа. Данный раздел включал в себя параграфы по плани-ровочно-архитектурным решениям поселков, жилым и социально-культурно-бытовым зданиям, освещая вопросы застройки и объемов строительства.

В кратком техническом отчете (часть 4) отдельная глава посвящалась жилым поселкам и городам БАМа. В главе обозначены следующие аспекты:

- основные архитектурные решения, применявшиеся при планировке жилых поселков БАМа;

- типы жилых зданий, применявшихся при строительстве;

- характеристика ключевых социально-бытовых и культурных сооружений (вокзалов, больниц, школ, торгово-общественных центров и т. д.).

Особое место занимает характеристика визитной карточки жилых поселков - многоквартирных домов 122-й серии, выпускавшихся Шимановским комбинатом строительной индустрии. Так, авторы отчета указывают на недостатки домов этой серии:

1) низкие теплозащитные качества стыков панелей и самих однослойных панелей и, как следствие, их промерзание;

2) высокие трудозатраты как в заводских условиях, так и на стройплощадке;

3) сложная конфигурация наружных стен;

4) отсутствие балконов и лоджий, которые по условиям проживания на БАМе представляются необходимыми;

5) небольшие размеры треугольных альковов в комнатах;

6) недостаточные размеры ванных комнат3.

Для наглядности в техническом отчете о строительстве БАМа авторы разместили эскизы и фотографии поселков как на стадии их возведения, так и в законченном виде. Обращают на себя внимание эскизы благоустройства крупных городов, таких как Нижнеангарск, а также фотографии жилых домов разных населенных пунктов магистрали. Помимо этого, в отчете приведены таблицы, отражающие динамику объемов жилищного строительства поселков в разные годы, а также графики сроков ввода в эксплуатацию постоянных поселков БАМа4.

Часть 5 технического отчета о строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали посвящена общему обзору создания дороги, представленному в виде как справочного материала, так и воспоминаний участников. При этом выбор персоналий впечатляет. Это не просто рядовые строители, а люди, занимавшие руководящие посты как государственных органов власти, так и строительных организаций, задействованных на строительстве.

1 Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. Технический отчет. Ч. 4. С. 8.

2 Там же. Ч. 3. С. 8.

3 Там же. Ч. 4. С. 220.

4 Там же. Ч. 2, кн. 3. С. 203.

Относительно жилищного строительства в зоне БАМа авторы указывают на такие проблемы, как отсутствие производственного и общественного контроля, отставание в финансировании, отсутствие единого плана и управления в строительстве и т. д.1

Отдельного упоминания заслуживают воспоминания участников строительства БАМа. Так, на страницах приведены воспоминания В.Е. Бирюка (заместителя председателя Госплана СССР в 1977-1987 гг.), А.А. Борового (первого заместителя председателя Госстроя СССР в 19721982 гг.) о подготовке постановления о строительстве БАМа и месте в нем объектов жилищной и социальной инфраструктуры2.

В.П. Калиничев, будучи начальником дирекции строительства БАМа в 1975-1980 гг., вспоминал первые годы Тынды и обустройство будущей «столицы магистрали» временными домиками. Также он указывает на такой недостаток: «Беда была в том, что некоторые руководители стремились сделать временные поселки не только удобными, но и занимались ненужным украшательством. Строили банкетные залы, особняки для руководителей, домики рыбака и охотника, престижные гостиницы. Все эти временные сооружения стоили недешево. Сметы на их сооружения часто завышались»3.

Делая общий вывод, мы можем говорить о том, что технический отчет является масштабной работой, проделанной строителями и другими причастными к строительству БАМа людьми. Те данные, которые приведены на страницах источника, позволяют более масштабно раскрыть ряд вопросов, касающихся «стройки века», начиная от проектирования магистрали и заканчивая ее эксплуатацией после открытия сквозного движения.

В аспекте жилищного строительства технический отчет может служить для исследователя источником информации по планировке постоянных и временных поселков, объемам жилищного и социального строительства в них, при этом в виде не только статистических данных, но и характеристики недостатков и упущений, вскрывшихся в ходе их создания.

В 2024 г. БАМ будет праздновать очередной юбилей. Наверняка будет запланировано множество торжественных мероприятий. На наш взгляд, переиздание многотомника «Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Технический отчет» стало бы заметной частью этого события.

Список источников:

Архангельский А.Б. Опыт формирования социальной инфраструктуры в регионе БАМ в 1970-1980-е гг. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 3 (13). С. 19-21.

Власов Г.П. Социально-демографические процессы в новых районах освоения Сибири. Братск, 2015. 162 с.

Власов С.А. Жилищное строительство на Дальнем Востоке (1946-1991 гг.). Владивосток, 2008. 203 с.

Воронина Т.Ю. Еще раз о квартирном вопросе в СССР: жилищное строительство в районе Байкало-Амурской магистрали // Социальная история : ежегодник. 2012. СПб., 2013. С. 299-313.

Поворознюк О.А. (Пост)советская инфраструктура: политика памяти, идентичности и эмоций на БАМе // Сибирские исторические исследования. 2020. № 3. С. 31-45. https://doi.org/10.17223/2312461X/29/3.

References:

Arkhangelsky, A.B. (2012) Experience of Social Infrastructure Formation in BAM Region (1970-1980). Historical and Social Educational Idea. (3), 19-21. (In Russian)

Povoroznuyk, O.A. (2020) (Post)Soviet Infrastructure: Politics of Identity and Emotions on the BAM. Siberian Historical Research. (3), 31-45. Available from: doi:10.17223/2312461X/29/3. (In Russian)

Vlasov, G.P. (2015) Socio-Demographic Processes in New Areas of Development of Siberia. Bratsk, Bratskii Gosuniversitet. (In Russian)

Vlasov, S.A. (2008) House Building in the Far East (1946-1991). Vladivostok, Dal'nauka. (In Russian)

Voronina, T.Yu. (2013) Eshche raz o kvartirnom voprose v SSSR: zhilishchnoe stroitel'stvo v rajone Bajkalo-Amurskoj mag-istrali [Once Again on the Housing Question in the USSR: Housing Construction in the Baikal-Amur Mainline Area]. In: Social'naya istoriya : ezhegodnik. 2012 [SocialHistory. Yearbook. 2012]. Saint Petersburg, Aleteyya, 299-313. (In Russian)

Информация об авторе

Д.А. Пешков - старший лаборант с высшим образованием, отдел социально-политических исследований, Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1117457

1 Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. Технический отчет. Ч. 5. С. 123-124.

2 Там же. С. 154-163.

3 Там же. С. 180.

Information about the author D.A. Peshkov - Senior Laboratory Assistant with Higher Education, Department of Socio-Political Research, Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1117457

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 07.11.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 28.11.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 13.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.