Научная статья на тему 'Новые исследования сербской народной традиции: архаика и современность'

Новые исследования сербской народной традиции: архаика и современность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
189
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ / СЕРБСКАЯ НАРОДНАЯ ТРАДИЦИЯ / АРХАИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ / РАЗНЫЕ ЧАСТИ СЕРБСКОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ТЕРРИТОРИИ / АКТУАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ТЕНДЕНЦИИ / РЕДУКЦИЯ И УСЛОЖНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тодорович И.

New researches on Serbian folk tradition: archaism and modernity. Lately, there have been published new multi-aspect researches on the Serbian folk tradition, which was considered in its archaic and modern condition. In the article, the author suggests a general overview of the author’s researches which reflect the results of field studies made in different parts of Serbian ethnic territory. In other words, this article, which is in fact a synthesis, pays attention to some distinctive examples which illustrate recent processes and trends when speaking about the study of forms of Serbian folk tradition today and first and foremost folk mythological and religious vision which are emphasized. Those are phenomena of folk medicine, mythology of gold, mythological creatures, archetype motives and initiation motives, which are highlighted. Special attention is paid to events, which throw light on the so-called reduction amplification relation (that is mythological and religious visions). At the moment, it can be seen as distinctive that some of the events of Serbian folk tradition still demonstrate surprising vitality, whereas others have almost disappeared.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые исследования сербской народной традиции: архаика и современность»

И. Тодорович

(Этнографический институт САНИ, Белград)

Новые исследования сербской народной традиции: архаика и современность

Abstract:

Todorovich I. New researches on Serbian folk tradition: archaism and modernity.

Lately, there have been published new multi-aspect researches on the Serbian folk tradition, which was considered in its archaic and modern condition. In the article, the author suggests a general overview of the author's researches which reflect the results of field studies made in different parts of Serbian ethnic territory. In other words, this article, which is in fact a synthesis, pays attention to some distinctive examples which illustrate recent processes and trends when speaking about the study of forms of Serbian folk tradition today and first and foremost folk mythological and religious vision which are emphasized. Those are phenomena of folk medicine, mythology of gold, mythological creatures, archetype motives and initiation motives, which are highlighted. Special attention is paid to events, which throw light on the so-called reduction - amplification relation (that is mythological and religious visions). At the moment, it can be seen as distinctive that some of the events of Serbian folk tradition still demonstrate surprising vitality, whereas others have almost disappeared.

Ключевые слова: новые исследования и заключения, сербская народная традиция, архаика и современность, разные части сербской этнической территории, актуальные процессы и тенденции, редукция и усложнение.

Общие положения*. Изучение народной традиции, мифов и религиозных представлений. В современных обстоятельствах, в самом широком смысле слова, особенно остро встает вопрос об отношении традиционного и современного, это актуально, когда речь заходит о верованиях, ритуалах, мифологическо-религиозных представлениях, которыми мы в основном занимались в предыдущий период.

* Статья является результатом работы над проектом „Южнославянская народная традиция: архаика и современность" (Сотрудничество САНИ и РАН), а также над проектом „Интердисциплинарное исследование культурного и языкового наследия Сербии". Разработка мультимедийного интернет портала „Понятийный словарь сербской культуры", № 47016, который финансирует Министерство образования, науки и технологического развития Республики Сербия.

Многочисленные примеры подтверждают важность традиции для современного человека, т.е. значение переноса того, к чему с трудом приходили целые поколения предков - прикладывая силы, чтобы открыть новое и неизвестное, как и для того, чтобы свои знания передать потомкам. Традиция, понимаемая таким образом (ср. НаумовиЙ 2008) одновременно является и основой идентичности, как личной, так и коллективной1. Более того, если обратимся к сути, когда речь идет о Сербии - «можно без преувеличения сказать, что вопрос отношения к собственному наследию и традиции является одной из основных линий разграничения между различными культурными и политическими опциями в этой стране» (ЪурковиЙ и Ву^адиновиЬ 2010, 1361).

С другой стороны, традиционные идеи многократно демонстрировали свое современное и страшное лицо, а в отдельных случаях многие СМИ связывали некоторые убийства, которые произошли в последние годы, с народной магией2. В этих ситуациях общественность могла столкнуться с очень актуальным и живым существованием этого скрытого измерения действительности, т.е. с тем фактом, что и сегодня (как и когда-то) многие люди живут в соответствии с принципами «давнишнего» магического взгляда на мир (ср. Eliade 1983, с. 88-98), т.е. прошлое сохранилось не только в своих лучших и принимаемых общественностью формах, но и в своих самых зловещих аспектах и проявлениях.

В значимости традиции и, прежде всего, мифов в современном сербском обществе мы убедились во время наших исследований, проведенных в предыдущие годы, а к подобному выводу подводят нас факты, которые, в виде короткого и сжатого/иллюстративного обзора - мы излагаем в данной статье. Многочисленные примеры нас убедили в том, что миф и реальность только на первый взгляд разделены3, представляя собой две стороны одного целого.

Более глубокое представление, которое мы получаем, глубоко изучая культуру и этнос, подводит нас к недвусмысленной констатации, что идеи из области религии и мифологии представляют как раз то, на первый взгляд, скрытое и с трудом замечаемое измерение, которое определяет смысл как индивидуальной, так и коллективной реальности. В связи с этим нашей целью является представление новых исследований сербской народной традиции - и здесь мы преимущественно занимаемся теми явлениями, в центре которых оказываются непосредственно мифы, а также аспекты реальности с мифологическим подтекстом.

Иллюстративные тематические комплексы. В нескольких характерных примерах представлены типичные образцы (фрагменты), процессы и формы сербской традиционной духовной культуры в прошлом и в настоящий момент, с акцентом на народные мифолого-религиозные представления. Подобный подход и соответствующий тематический комплекс непо-

средственно связаны с глубоким, более широко понимаемым разгадыванием первичных кодов мифо-ритуального и этнокультурного мышления, т.е. понимания действительности (см. работы ТодоровиЙ 2005а; ТодоровиЙ 2005б; ТодоровиЙ 2009а). В данном контексте - в предыдущем периоде - базовые культурные, прежде всего мифо-ритуальные образцы, структура мифологического и магического мышления и основной мифологический код народной традиции сербов, как и основной код так. наз. «народной религии», отбирались из этнографического материала, собранного в разных частях сербской этнической территории (см. работы автора в списке литературы). В данной статье в фокус внимания попадает этномедицинский мифо-ритуальный комплекс, мифология поиска золота, поверья о мифических существах, вода в традиционных представлениях, архетипические мотивы и инициация. [Помимо приведенных тем, представленных в этой статье, ранее также были рассмотрены: ритуал ношения креста (как самый значительный ритуал до начала Второй мировой войны), национальная и религиозная идентичность, а также мифологическая роль и значение сербского народа (как современные показательные мифические системы, происходящие из традиционных семантических рамок); данных тем мы не будем касаться в этой статье, а читателя отсылаем к другим работам автора, посвященным этим темам (см. ТодоровиЙ 2005б; ТодоровиЙ 2010а)]. Другими словами, подобным образом - на основе релевантных и достаточно иллюстративных показателей/примеров - обращается внимание на систему опорных мифических образцов сербской традиционной духовной культуры, прежде всего - народной мифологии (которые в ранних работах представлены достаточно полно).

В более ранний период акцент делался на непосредственные полевые исследования, без которых, конечно, не было бы достаточно материала для теоретических обобщений и выводов. Исследования проводились в разных областях и культурных зонах (от Тумнавы и Мачвы до Верхнего и Среднего Полимья, Косова и Метохии, т.е. от Вишеградского Старого Влаха до Алек-сандровачкой Жупы, Црной Травы, Сврлишской области и т.д.); в отдельных регионах, которые наиболее репрезентативны, исследовательская работа проводилась более тщательно и в течение длительного времени. Также следует подчеркнуть, что данная работа является преимущественно обзорной, причем автор представляет результаты собственных поисков (при параллельном указании на соответствующие работы и выводы других авторов, полезные с точки зрения комплексного рассмотрения приведенной проблематики); в связи с этим автор часто ссылается на собственные работы, которые необходимо упомянуть в контексте проведения основного методологического концепта текста.

Базовый концепт о приоритетах этнолого-антропологической науки в Сербии в настоящий момент (дигрессивный обзор). Проблематикой изучения основных образцов традиционной культуры сербов и населения Сер-

бии, а также всей сербской этнической территории мы занимались, исходя из широкого понимания этнолого-антропологической науки с подчеркнуто мультидисциплинарным характером. Во время новых исследований особенно значительными оказались феномены витальности и стойкости явлений из области традиционной культуры, а также их редукция (с другой стороны), т.е. для обновления в предыдущем периоде забытых или вытесненных феноменов (как это было с крестным ходом; ср. Radie 1995, 188-196; Радий 2002, 229-234). Также акцент делался на христианском контексте, прежде всего на проблематике рассмотрения степени и роли христианства в формировании различных аспектов сербской народной традиции (см. ТодоровиЙ 2006а; ТодоровиЙ 2010а; ср. работы: ДрагсуловиЙ 2008; Бо]анин 2008а; Бо]анин 2008б; РадосавлевиЙ 2004; ПавковиЙ 2005). В связи с вышесказанным, общий вывод заключается в том, что традиционная духовная культура сербов в современных обстоятельствах находится в исключительно важном, можно было бы сказать решающем поворотном моменте - причем в ситуации, когда она трансформируется в совсем новые формы, как в направлении дальнейшего усложнения, так и в направлении редукции ее содержания (ср. ТодоровиЙ 2008а, 56-62; ТодоровиЙ 2010а, 208-209).

Приведенная констатация согласуется с тем, что в современных обстоятельствах важное значение для этнологии и антропологии в Сербии (ср. ТодоровиЙ 2005в) имеет интенсификация этнографических исследований (сохраненных форм и трансформаций) традиционной культуры, а также проведение исследований в области прикладной этнологии - прежде всего в связи с ревитализацией села, сохранением, обновлением и продвижением традиционной культуры (ср. ЪурковиЙ и Ву]адиновиЙ 2010), как и с установлением равновесия плотности населения (на территории Сербии при реафирмации культуры жизни, т.е. рождения (ср. ТодоровиЙ 2011а, 376-379 и далее). С этими приоритетами связано внимание к сербской этнической территории как феномену, который был полностью недооценен во время существования СФРЮ (ср. МилосавлевиЙ 2002; в позитивном контексте см. Енцикопедща 2008), в особенности - внимание к тем частям Сербии, которые в настоящий момент окупированы (ср. напр. Косово и Метохща 2004; Косово и Метохща 2007; Косово и Метохща 2008). Также с упомянутыми приоритетами связаны: оценка теистического/теологического контекста и соответствующего аспекта действительности (ПавиЙевиЙ 2009; ПавиЙевиЙ 2006; см. ТодоровиЙ 2012а; ср. ШщаковиЙ 2002); интенсификация (совсем оставшихся в тени) этногенетических и палеоэтнологических исследований (ТодоровиЙ 2008б; ТодоровиЙ 2013; ср. и МилосавлевиЙ 2002; Лома 1993; Пипер 2008); обращение более пристального внимания к феномену антисербства/сербофобии и исключительно тяжелому положению сербского народа, языка и культуры в современных обстоятельствах (см. Пипер 2004, 57-59, 41-42; АнтониЙ 2008;

АврамовиЙ 2009; ВуковиЙ 2009; Vlajki 2001; ср. и ЕкмечиЙ 2002, 343-365; МитровиЙ 1991); „внутреннее" исследование этнолого-антропологической науки и общественно-гуманитарных наук в сербском контексте, как и этнологических учреждений и научной общественности (ПавиЙевиЙ 2005; ТодоровиЙ 2005в; ср. и БлагсуевиЙ 2005а; Антоний 2007). Иначе говоря, без рассмотрения перечисленных вопросов невозможно понять современную и традиционную культурную реальность Сербии, что должно было бы являться основной задачей этнолого-антропологической науки в данном регионе.

Конкретные специфические пространства народной традиции.

Изучение разных аспектов народной медицины. Как уже было сказано, в контексте исследований современных явлений сербской народной традиции для нас ранее было важно изучение народной медицины с магическим характером. Здоровье - одна из важных тем в традиционной культуре, мифологическое мышление связано с этномедициной и сегодня сохранило витальность в сербском этническом контексте, о чем свидетельствует интерес СМИ (ср. напр. текст Svaki peti trazio pomoc maga ili vracare 2012; см. работы РаденковиЙ 1996а; РаденковиЙ 1996б). В соответствии с этим, с целью лечения применялись и все еще применяются разные практики - магического и немагического характера. Практики магического характера всегда занимали специфическое положение в сербской народной традиции, находясь на периферии разрешенного и принимая двусторонний амбивалентный характер «святого» и (одновременно) «ужасного», необходимого или зловещего и нечистого.

В связи с этим проблематика народной медицины магического характера может рассматриваться разными способами, в соответствии с фокусированием многих ее равнозначных аспектов. С «формальной» стороны -через представленный феномен (как идеальный исследовательский полигон) можно прийти к заключению о том, каким образом функционирует разум в культуре4; с другой, «семантической» стороны - через явления, которые он охватывает, можно непосредственно наблюдать некоторые существенные измерения патологии, содержащиеся в негативных аспектах народной традиции, т.е. в идейной системе, из которой происходят практики, связанные со «сглазом» и «колдовством» (см. ТодоровиЙ 2007б; ср. РаденковиЙ 1996а; ср. и ранние записанные примеры в: КазимировиЙ 2006). В предыдущие годы в различных работах представлены многочисленные специфические и иллюстративные примеры, начиная от примеров, записанных в области Тамнавы, которая для наших исследований этномедицины была особенно важна (ТодоровиЙ 2002/2003).5

Для нас наиболее существенным было то, что феномен магического, как и соответствующего специфического (способа) мышления и системы

идей, перешел из традиционной культуры в многочисленные современные контексты, сохраняясь в разных формах. В новейших работах рассматриваются также базовые постулаты магического мышления, т.е. его коммуникационно-логическая структура. Одним из основных тезисов является то, что магическое мышление, на котором основывается народная медицина сербов, может быть представлено при помощи сжатых формул, которые показывают его сущность; к этой базовой структуре можно подойти при помощи объективного и научно обоснованного способа. В соответствии с этим структура специфической „магической логики" в предыдущих работах показана в крайне сжатом виде (ТодоровиЙ 2006/2007), основываясь на результатах ранних исследований и моделей универсальной первичной структуры мышления, которая представлена обширнее в других работах6. Упомянутые конкретизированные представления структуры магического мышления выдвинуты на основе сербского этнографического материала с целью иллюстративного объяснения присутствия первичной логической модели (как ключевого аспекта упомянутой универсальной первичной структуры мышления) в основе магического мышления7.

В любом случае разнообразие и многочисленность народных верований и обычаев из этномедицинского комплекса и сегодня требуют постоянных полевых исследований и записей. В современных обстоятельствах народная медицина является одним из самых доступных проявлений традиционной духовной культуры сербов. В этот комплекс входит разное содержание, среди прочего (что уже было отмечено) чрезвычайно распространены магические практики (см. ТодоровиЙ 2007б). Особенно важным является вопрос противостояния и переплетения православно-христианских и нехристианских пластов. Скажем, характерно, что упомянутые народные лекари часто отсылают своих пациентов и последователей к Церкви - понимая христианскую веру и духовность своим магическим образом - что вызывает негативную реакцию у представителей Церкви.

В предыдущих исследованиях было отмечено, что в современных обстоятельствах можно обнаружить многочисленные примеры как редукции (с одной стороны), так и усложнения (с другой стороны) мифологического и магического комплекса народной медицины, что непосредственно связано с процессами, характерными для народной медицины (в целом), но и с процессами урбанизации, как и с усилением влияния СМИ (см. ТодоровиЙ 2008а, 58-59; ср. ИвановиЙ-БаришиЙ 2007). В связи с этим нужно подчеркнуть, что сегодня присутствуют новые формы, которые - разными способами - ревитализируют народную медицину как значительный аспект актуальной культурной действительности населения Сербии и сербской этнической территории.

Витальные народные мифические комплексы: представления о золоте. В контексте изучения новых выражений сербской народной традиции

для нас весьма важным является изучение мифологии золота, которая показательна из-за своей витальности, распространенности и комплексного характера. В мифических представлениях искателей золота/сокровищ, преимущественно на востоке сербской этнической территории (где этот феномен чрезвычайно распространен; особенно интересны были истории, записанные в Сврлишском крае) особым образом переплетаются древние и современные мотивы. В то время как старые мотивы можно связать с древними славянскими и балканскими представлениями, современные аспекты включают в ранее сформированные структуры многочисленные новые аспекты и мотивы (см. ТодоровиЙ 2006б, 126, 133; Mijailovic 1987/1990, 174). Жизнеспособность мифологии золота гарантирована вследствие того, что золото в современных обстоятельствах для многих искателей является смыслом жизни и наваждением, в основном деструктивного характера (ср. ФилиповиЙ и Миливо]евиЙ 2008), а каждый искатель золота (в восточной Сербии искателей золота/сокровищ часто называют златар) знает много историй с мифологическими элементами, связанными с нахождением золота и с соответствующими преградами (см. ТодоровиЙ 2006б). Впрочем, уже сам материал, который записан и представлен в течение предыдущих двадцати лет (помимо работ автора см. также: РомелиЙ 1999; РаденковиЙ 1990; ср. Karanovic 1989, ср. и литературу на с. 192-211) представляет непосредственное доказательство длительного характера, т.е. усложнения и витальности отдельных проявлений традиционной народной мифологии сербов в современных условиях.

Во всяком случае, нужно подчеркнуть, что мифология, которая связана с золотом, чрезвычайно сложна и вдохновляет, как в общем контексте, так и когда речь идет о проявлении сербской народной традиции (см. ТодоровиЙ 2010б). Часто золото рассматривается как сущность, приобретение которой одновременно представляет решение всех жизненных проблем, в результате чего оно перемещается из материальной, физической плоскости на метафизическую плоскость (ТодоровиЙ 2010б, 290, 294, 302). В более ранних работах автора представлен разный спектр подходов к мифологии золота, начиная с сопоставительного обзора и заканчивая аналитическим контекстом (с подчеркиванием поиска базовых архетипических образцов), который мифологический потенциал золота понимает на уровне синонимов для универсальной самореализации и достижения цели (ТодоровиЙ 2006б, 132; см. разные аспекты этого типа в работе ТодоровиЙ 2010б). Также особо подчеркивается связь структурно-семантических основ мифологии золота с концептом первичной мифической матрицы (ТодоровиЙ 2010б, 297-301)8.

В этом смысле преимущественно выделяется связь золота с архети-пическим, экзистенциальным и эсхатологическим контекстом (т.е. - изучение золота во всех семантических ключах), которые выделяют мифологическое значение в виде особого проявления сербской традиции, с возможными

древними корнями и актуальностью (ТодоровиЙ 20106; ТодоровиЙ 20066). В пользу присутствия древних мотивов в этом мифологическом контексте говорит целый ряд показателей, скажем - синонимия золота с «подземным солнцем», что сопоставимо со множеством родственных мифологических представлений и сценариев архетипического характера (ТодоровиЙ 20066, 130-132). Семантические направления, которые происходят из приведенной мифологической системы, весьма разветвлены и направляют нас к возможной реконструкции протомифических корней сербской народной мифологии (ср. ТодоровиЙ 20106).

Архетипы и базовые мифические представления. Мифические существа и первичные мифологические коды. В течение последних лет были проведены многочисленные полевые исследования в разных областях сербской этнической территории, что - вместе с учетом результатов других исследователей и всех доступных факторов - помимо вышеприведенных аспектов народной традиции, способствовало обнаружению содержания особенного архетипического характера в сербской народной традиции. В подобных исследованиях произошло раскрытие единого мифического образца, который можно было бы определить с помощью термина базовая идеалти-пическая (глобального комплекса) сущность сербской народной мифологии9.

То, что нам на первый взгляд кажется как неисчислимое множество разных мифических сущностей и мотивов, после глубинного структурно-семантического анализа предстает как единая и обрамленная мифическая архетипическо-логическая матрица, основанная на точно определенных семантических категориях и отношениях (см. ТодоровиЙ 2004б). В этом смысле мы можем констатировать присутствие четырех базовых мифических сущностей (соотношение: змаj/здухаh - вампир - вила - вештица), которые находятся в основе соответствующей системы, т.е. четырехчленную матрицу первичного мифологического кода (см. ТодоровиЙ 2004б, 220-225; ТодоровиЙ 2009а, 172-174, 96-101; также ср.: ТодоровиЙ 2005а, 364-370; ТодоровиЙ 2005б, глава VII).

Приведенные основные мифические комплексы отмечаются и в тех областях сербской этнической территории, которые в предыдущих работах не были рассмотрены (в пользу чего можно было бы привести ряд примеров). Они представляют одну из первичных баз сербской народной мифологии, базу, которую мы обнаруживаем во время полевых исследований, за исключением специфических мифических сущностей и мотивов, которые не распространены (ср. ТодоровиЙ 2009б, 236 и 237).

Архетипическая вода в народной традиции. Параллельно с приведенными мифическими представлениями о золоте и сверхъестественных существах, в контексте изучения архетипов и базовых мифологических представлений особенно важны сюжеты, связанные с водой. Она присутст-

вует в мифах и ритуалах, в различных верованиях и религиозных представлениях (см. напр. Kuper 1986, 186-187; в общеславянском контексте см. Виноградова 2001). Именно по этой причине в ранних наших работах мы пытались дать ответы на вопрос - что выделяет воду как центральный мотив (мифолого-религиозный), во многих культурах, религиях и традициях и в сербской традиционной духовной культуре (ср. напр. Српски митолошки речник 1998, 104-106; ШапоаиЙ-Ашанин 2001). В связи с этим мы можем заниматься водой также в контексте реконструкции архетипического мифо-ритуального сценария, характерного для гипотетического универсального мифа с архетипическим характером, который (в соответствии с предположением и исследовательско-методологическими рамками) находится в основе общечеловеческой культурной матрицы. Мы занимались и более глубоким, символическим значением воды и рыбы (ср. Елщаде 2003, 155-157; Елщаде 1999, 176-186), т.е. сущностными семантическими кодами их психологической символики10. На основе сербского и другого, сопоставительного материала - конкретизируются общие границы (в связи с феноменологией воды) на примере рассмотрения возможности реконструкции универсального мифа и его элементов в сербской народной традиции (см. ТодоровиЙ 2004а).

Желинский дракон (Желинска ала) - миф на службе у идентичности. В контексте рассмотрения витальных современных мифологических преданий, т.е. - в связи с изучением все еще живых представлений о мифических существах (с целым рядом вариантов), особенно впечатляют сюжеты, в которых речь идет о желинском драконе; эти сюжеты присутствуют в области Александровачка Жупа и в ее окрестностях (см. ТодоровиЙ 2011б; ТодоровиЙ 2012б, 278-282, 285-286; ТодоровиЙ 2014). Представления о драконе - в соответствии с их семантической многослойностью - могут быть истолкованы на нескольких уровнях, несколькими способами. Прежде всего, с одной стороны, желинский дракон управляет атмосферными явлениями и является местным защитником Жупы (см. ТодоровиЙ 2011б, 209-210, 213-214). С другой стороны - в противовес этому - желинский дракон - враг, в первую очередь именно на уровне идентичности. Предоставляя благосостояние, этот дракон одновременно материально/буквально (постоянно поедает людей и скот, детей с похожими именами, братьев и сестер, избранных девушек и юношей, т.е. самый расцвет молодости) и символически (учитывая, что люди должны из-за благосостояния жертвовать/предавать свое будущее и свою независимость, т.е. свободу, покоряясь, но и „обожествляя" дракона как своего покровителя) уничтожает население Жупы (ТодоровиЙ 2014; ср. ТодоровиЙ 2011б, 210-212). Население может рассматриваться здесь как репрезентативное/архетипическое проявление сербского этноса и его основной исторической дилеммы (в рамках соответствующего

коммуникационного кода и геополитического контекста), т.е. как главная проблема сербской этнической ситуации на протяжении веков, и прежде всего - сегодня11. В соответствии с предыдущими исследованиями в новых работах в сжатом виде показано, как одна мифическая система на вневременном уровне коммуницирует с актуальным настоящим и каким образом миф, т.е. коллективная психика, предоставляет ответы на ключевые национальные вопросы и вопросы идентичности.

Инициальная мифо-ритуальная динамика. Инициальная структура и значение сербской сказки. Особенно важным для нас было изучение феномена инициации в контексте различных проявлений сербской народной традиции, причем как раз на примере мотивов инициации можно наблюдать процессы, характерные для сербской народной традиции сегодня; другими словами, отдельные традиционные формы почти полностью исчезли (сказка, которая основана на мотивах инициации), в то время как другие формы (ритуальная инициация мужчины) все же присутствуют в различных современных контекстах. Сказка - явление многопланового характера, но феномен инициации находится в особых отношениях с архетипичным масштабом действительности - и в сказке имеет ключевое значение (см. Prop 1990, 533-546; ср. и Prop 1982). Другими словами, на основе многочисленных показателей можно прийти к выводу, что суть сербских сказок представляет как раз инициация, цель которой - ритуальное введение в общество, т.е. в мир культуры, мир человеческого, признанных и взрослых, с венчанием как завершающим чином инициации (ТодоровиЙ 2007а). В сказке ясно подчеркивается тенденция к преодолению, т.е. аннулированию основных биологических человеческих нужд и ограничений, которые в данном семантическом контексте представляют природу, в смысле не-человеческое, в противовес культуре - духовному и человеческому. Как уже было сказано, используя структурно-семантический аналитический подход, мы приходим к выводу, что в сербских сказках значительное число элементов находится в тесной связи с инициацией. Эти сказки в большой степени сохранили структуру инициации и значение - о чем свидетельствуют многочисленные примеры, из которых некоторые (особенно иллюстративные и специфические) представлены в предыдущих работах (ТодоровиЙ 2007а; ТодоровиЙ 2009а, 43-70). При помощи этих характерных примеров, как и сербского этнографического материала, мы можем раскрыть некоторые сущностные образцы функционирования мифо-сказочного феномена.

Пространство и время мужчин - в контексте инициации. При рассмотрении сказки в контексте инициации возникает еще одна тема. В традиционной культуре сербов обрамлены пространство и время, которые, практически или символически, были связаны с мужскими качествами. Это в основном осуществлялось через оппозицию мужской/женский и соответст-

вующей символикой12. Инверсии на глубоких культурных уровнях присутствовали, но также существовало неизменяемое семантическое ядро, определенное традиционным патриархальным кодом. В настоящее время присутствуют реликты этих верований и символических систем, но дальше, в отдельных аспектах, можно говорить о пространстве и времени, предусмотренном исключительно для мужчин, в отличие от других экзистенциальных моделей, которые имеют или универсальный, или исключительно женский характер (ср. Кабакова 2001, 179).

В предыдущих работах мы сосредоточились на современных и традиционных способах выражения практического и символического проявления мужских качеств, непосредственно связанных с инициацией, которая означает переходный пространственно-временной контекст и которая в традиционной культуре представляет центр экзистенциальной парадигмы; именно инициация с половой точки зрения еще «неподтвержденного» мальчика/юношу производит в мужчину, и только после нее бывший неофит получает соответствующую роль в обществе. В соответствии с вышесказанным в сербском контексте выделяются аналогии традиционных и новейших мужских институций (колядники - болельщики - традиционные тайные мужские общества - прохождение военной службы) и косовский семантический круг, связанный с клятвами и инициацией (см. ТодоровиЙ 2008в; ТодоровиЙ 2010а).

Примеры, приведенные и рассмотренные в соответствующих работах (ТодоровиЙ 2008в), подтверждают тезис о живом присутствии в современных условиях образцов определения общественного статуса мужчины, который носит мифо-ритуальный характер и имеет архетипическое происхождение. Другими словами, и сегодня «пространство и время мужчины» могут быть реализованы через «мужскую инициацию», которая мужчине-неофиту (в некоторой степени аналогично примерам из сербских сказок) обеспечивает нахождение в мире сакрального, т.е. в измерении целевой действительности, вдалеке от мирских будней.

Современные исследования народных религиозных представлений сербов. В завершение следует подчеркнуть, что то, что мы называем сербской народной традицией, в большей степени определено народным пониманием религии, что представляет собой продолжение (а также трансформацию) светосаввского православного культурного комплекса, характерного для сербской церковной традиции. Так. наз. «народная религия сербов» (по формулировке Д. Бандича; см. БандиЙ 2004; Bandic 1997; БандиЙ 2003) представляет сложный феномен, который можно определить и рассмотреть разными способами (ср. напр. JовановиЙ 2008, 46-49). Проведенные исследования и опубликованные работы дали нам возможность представить один вид сжатого синтеза динамических процессов, характерных для народного

религиозного представления сербов сегодня. Отмечены общие тенденции и процессы (ср. ИвановиЙ-БаришиЙ 2006; более широкий общественный и религиозный контекст см. в BlagojeviC 2005; BlagojeviC 2004), которые связаны с современным контекстом «народной религии сербов», если они рассматриваются как части единой динамичной системы, то показывают, каким образом переносится, исчезает и переосмысляется традиционное наследие. На базовом уровне для этих процессов, прежде всего, характерно то, что они зависят друг от друга, т.е. существуют в бинарной, комплементарно-противоположной кодовой форме, т.е. они двусторонне направлены (и утвердительно и отрицательно; к упрощению или к усложнению содержания и т.д.); вместе они формируют один вид модели изменения13. Когда речь заходит о современном динамичном образце, который формулирует контекст народного понимания и практики православия, как общую тенденцию (в связи с отношением «народной» и «церковной» модели) мы замечаем приближение народных представлений официальным церковным учениям, так что, судя по всему, можно ожидать небольшое дополнительное переформулирование так наз. народного православия в этом направлении14. Между тем, принимая во внимание и другие влиятельные процессы, мы делаем вывод о значительно более сложных и бурных моделях трансформации, связанных с попытками крайней редукции самых значимых комплексов народной традиции, что ускорило соответствующие процессы сопротивления, т.е. придало значительную динамику и сфокусировало сознание на необходимости реви-тализации традиционных культурных моделей15.

Новые исследования сербской традиции - завершающий обзор. Быстрое исчезновение многочисленных проявлений народной традиции, которые сохранялись в течение многих веков и таким образом определили сербский этнический контекст, приводит нас к выводу, что она сегодня находится на историческом, временном перепутье, аналогично своему пространственному положению, которое часто определяется как «перекресток цивилизаций». Как уже было сказано, здесь очень коротко обращается внимание на разные, особенно иллюстративные, характерные и значимые аспекты изучения сербской народной традиции («когда-то и сейчас»), с особым акцентом на феноменах, которые 1) все еще демонстрируют специфическую витальность, или которые 2) интересны и значимы из-за содержания архетипического характера, находящиеся в непосредственной связи с реконструкцией первичных этнокультурных и мифологических структур и матриц. Цель заключалась в том, чтобы в крайне сжатой форме (на основе результатов собственных исследований и работ автора) дать обзор некоторых существенных аспектов современного проявления сербской народной традиции, т.е. обозначить направления для декодирования ее семантической основы.

Кроме проблематики, рассматриваемой в данной статье, ранее автором изучались вопросы, связанные с культурными образцами и этнической идентичностью (см. ТодоровиЙ 2007в; ТодоровиЙ 2009б; ТодоровиЙ 2009в; ТодоровиЙ 2011а), а также формулирование общих теоретических положений о функционировании культурных систем, которые проистекают из результатов мультидисциплинарных исследований (в. ТодоровиЙ 2009а). В более ранних работах преимущественно анализировались религиозные, мифические и ритуальные образцы, от дохристианских, т.е. нехристианских культурных слоев, до тех аспектов, которые непосредственно проистекают из (доминантной) православно-христианской традиции (см. напр. ТодоровиЙ 2006а; ср. и другие исследования о взаимоотношении христианских и дохристианских пластов, напр. Лома 2002; РаденковиЙ 2006). Другими словами, в фокусе исследования было отношение дохристианских и христианских сюжетов, для того чтобы выяснить происхождение некоторых «модусов поведения», характерных для сербского этноса, т.е. для проявления его коллективной психики. В ранних работах применялся структурно-синхронный аналитический подход, была рассмотрена народная магия (см. напр. 2002/2003) и представление о другом Израиле (см. ТодоровиЙ 2010а; ср. БлагсуевиЙ 1994; БлагфвиЙ 2011, 169-171; ПоповиЙ 2006, 19, 21, 71-73 и т.д.; ГрчиЙ 2011, 191), т.е. и „самых низших" и „самых высших" культурных комплексах, между (условно сказано) самыми обыденными и сакральными выражениями/проявлениями сербской традиции.

Как уже было сказано, в этой статье мы представили только некоторые результаты исследований сербской традиционной духовной культуры, с особым вниманием к проблеме из области мифологии и религии, в первую очередь в контексте рассмотрения отношений архаичных и современных образцов (которые проистекают из народной традиции). В дальнейшем ожидаются интенсивные полевые и теоретические исследования явлений, которые относятся к области приведенной проблематики в рамках соответствующего/упомянутого международного проекта мультидисциплинарного характера (см. начало), который объединяет этнологию, антропологию и лингвистику.

Перевод с сербского языка Г.П. Пилипенко

Литература и источники

АврамовиЙ 2009: Зоран АврамовиЙ, Родомрсци, Институт за политичке студще, Београд, 2009.

АнтониЙ 2007: Слободан АнтониЙ, Расцепи у Срб^и и усталете демократке, Социолошки преглед, год. XXXXI, бр. 1, 2007. АнтониЙ 2008: Слободан АнтониЙ, Културни рат у Срб^и, Завод за уцбенике, Београд, 2008.

Bandic 1997: Dusan Bandic, Carstvo zemaljsko i carstvo nebesko, XX vek, Beo-grad, 1997.

БандиЙ 2003: Душан БандиЙ, Верски идентитет савремених Срба, Посебна издааа Етнографског института САНУ (ЕИ САНУ) 49, Београд, 2003. БандиЙ 2004: Душан БандиЙ, Народна религ:иjа Срба у 100 поjмова, Нолит, Београд, 2004.

Бер^ев 2001: Никола] Бер^ев, Смисао исторц'е, Дерета, Београд, 2001. БлагсуевиЙ 1994: Милош БлащевиЙ, О националним и државним интересима у делима Домент^ана - Срби изабрани народ, Исторщски гласник 1-2, 1994.

Blagojevic 2004: Mirko Blagojevic, Neke drustvene funkcije revitalizovanog pravoslavlja u Srbiji i Rusiji, u: Religija izmedu istine i drustvene uloge, Dereta, Beograd, 2004.

Blagojevic 2005: Mirko Blagojevic, Religija i crkva u transformacijama drustva, Institut za filozofiju i drustvenu teoriju, I. P. Filip Visnjic, Beograd, 2005. БлагсуевиЙ 2011: Милош БлагсуевиЙ, Српска државност у средтем веку, Српска каижевна задруга, Беооград, 2011.

БлагсуевиЙ 2005а: Гордана БлагсуевиЙ, О лаограф^и и антропологии у Грчщ, Зборник ЕИ САНУ 21, Београд, 2005.

БлагсуевиЙ 2005б: Гордана БлагсуевиЙ, Срби у Калифорнии, Посебна издааа ЕИ САНУ 54, Београд, 2005.

Бо]анин 2008а: Стажуе Бо]анин, Крст у сеоском атару: сакрална топографща и тена друштвена функц^а у парохц/и средтовековне Србще, Исторщски часопис, ка. LVI (2008), Београд, 2008.

Бо]анин 2008б: Сташуе Бо]анин, Курбан пре курбана: Крвна жртва на пре-османском Балкану, Посебна издааа Балканолошког института 108, Бео-град, 2008.

Виноградова 2011: Л. Н. Виноградова, Вода, у: Словенска митологща -енциклопедщски речник, ZEPTER BOOK WORLD, Београд, 2001. Vlajki 2001: Emil Vlajki, Demonizacija Srba, Nikola Pasic, Beograd, 2001. ВуковиЙ 2009: Слободан ВуковиЙ, Етика западних мед^а - антисрпска пропаганда деведесетих година XX века, Издавачка каижарница Зорана СтсуановиЙа, Сремски Карловци, Нови Сад, 2009.

Golubovic 1991: Zagorka Golubovic, Antropoloski portreti, Zavod za udzbenike i nastavna sredstva, Beograd, 1991.

ГрчиЙ 2011: Мирко ГрчиЙ, Географи]а религи]а, Географски факултет Универзитета у Београду, Београд, 2011.

ДрагсуловиЙ 2008: Драголуб ДрагсуловиЙ, Паганизам и хришканство у Срба, Службени гласник, Политика, Београд, 2008.

Духовна култура и религиозност некад и данас 2012: Тематски зборник Духовна култура и религиозност некад и данас - различити контексти и традици]е, уредници Ивица ТодоровиЙ и Гордана БлагсуевиЙ, Група издава-ча, Београд, 2012.

Ъор^евиЙ 2006: Иван Ъор^евиЙ, Употреба традици]ских мотива у домако] научно-фантастичноj ктижевности, Гласник ЕИ САНУ 54, Београд, 2006. ЪурковиЙ и Ву]адиновиЙ 2010: М. ЪурковиЙ, Д. Ву^адиновиЙ, Политика етнологи]е: компаративно истраживате односа према фолклорном наслежу у Срби]и, ШР Македонии и Хрватско], Теме, г. XXXIV, бр. 4, октобар-децембар, Ниш, 2010.

ЕкмечиЙ 2002: Милорад ЕкмечиЙ, Србофоби]а и антисемитизам, у: М. Е., Дщалог прошлости и садашаости, Службени лист CPJ, Београд, 2002. Eliade 1983: Mircea Eliade, Okultizam, magija i pomodne kulture, GrafiCki zavod Hrvatske, Zagreb, 1983.

Елщаде 1999: Мирча Елщаде, Слике и симболи, Издавачка каижарница

Зорана Сто]ановиЙа, Сремски Карловци, Нови Сад, 1999.

Елщаде 2003: Мирча Елщаде, Свето и профано, Издавачка каижарница

Зорана Сто]ановиЙа, Сремски Карловци, Нови Сад, 2003.

Енциклопедща 2008: Енциклопеди]а српског народа, уредник Радош ЛушиЙ,

Завод за уцбенике, Београд, 2008.

ЗлатановиЙ 2003: Сааа ЗлатановиЙ, Свадба - прича о идентитету, Посебна издала ЕИ САНУ 47, Београд, 2003.

ИвановиЙ.БаришиЙ 2006: Милина ИвановиЙ-БаришиЙ, Традиционална религиозност и ревитализаци]а православна деведесетих година 20. века, Збор-ник ЕИ САНУ 22, Београд, 2006.

ИвановиЙ-БаришиЙ 2007: Милина ИвановиЙ-БаришиЙ, Календарски празни-ци и обича]и у подавалским селима, Посебна издааа ЕИ САНУ 59, Београд, 2007.

JовановиЙ 2008: Бо]ан JовановиЙ, Ча]кановикев пут од античке и народне ктижевности до српске религи]е и митологи]е, Гласник ЕИ САНУ LVI (1), Београд, 2008.

Jung 1996: Karl Gustav Jung, Aion, Atos, Beograd, 1996.

Кабакова 2001: Г.И. Кабакова, Жена, у: Словенска митологща -

енциклопедщски речник, ZEPTER BOOK WORLD, Београд, 2001.

КазимировиЙ 2006: Радован Н. КазимировиЙ, Чарате, гатате, врачате и прорицате у нашем народу, Sezam Medico, Београд, 2006; репринт издааа из 1941. године.

Karanovic 1989: Zoja Karanovic, Zakopano blago - zivot iprica, Novi Sad, 1989. Косово и Метохща 2008: Косово и Метохща, у: Енциклопедща српског народа, Завод за уцбенике и наставна средства, Београд, 2008. Косово и Метохща 2004: Косово и Метохщ'а у светлу етнолог^е, Етнографски музе] у Београду, Београд, 2004.

Косово и Метохща 2007: Косово и Метохща - прошлост, садаштост, будукност, Српска академща наука и уметности, Научни скупови CXV, Оделеае друштвених наука 28, Београд, 2007.

Kuper 1986: Dz. K. Kuper, Ilustrovana enciklopedija tradicionalnih simbola, Prosveta-Nolit, Beograd, 1986.

Levi-Strauss 1977: Claude Levi-Strauss, Strukturalna antropologija, Stvarnost, Zagreb, 1977.

Lie 1982: Edmund Lie, KlodLevi-Stros, Prosveta, Beograd, 1982.

Лома 1993: Александар Лома, Неки славистички аспекти српске етногенезе,

Зборник Матице српске за славистику, Нови Сад, 1993.

Лома 2002: Александар Лома, Пракосово, Посебна издааа Балканолошког

института САНУ 78, Београд, 2002.

Ludilo, vradzbine ili los dan 2007: Ludilo, vradzbine ili los dan, autori J. Lazic, D. Mihajlovic, Vreme 865, 1. avgust2007. http://www.vrEme.(jo.rs/cms/view.plip?id=507541 Mijailovic 1987/1990: Jasna Mijailovic, Upotrazi za zakopanim blagom, Zbornik radova Muzeja rudarstva i metalurgije u Boru 5/6, 1987/1990. МилосавлевиЙ 2002: Петар МилосавлевиЙ, Увод у србистику, Филозофски факултет у Косовсюу Митровици, Требник, Косовска Митровица - Београд, 2002.

Milosevic 1980: Nikola Milosevic, Predgovor, u: K. Levi-Stros, Mitologike I, Prosveta, BIGZ, Beograd, 1980.

МитровиЙ 1991: Jеремиjа Д. МитровиЙ, Србофоб^а и тени извори, Научна каига, Београд, 1991.

НаумовиЙ 2008: Слободан НаумовиЙ, Традиц^а, у: Енциклопедща српског народа, Завод за уцбенике, Београд, 2008.

ПавиЙевиЙ 2005: Александра ПавиЙевиЙ, Идентитет етнолог^е и (не)оствареност антрополог^е, Зборник ЕИ САНУ 21, Београд, 2005. ПавиЙевиЙ 2006: Александра ПавиЙевиЙ, На удару идеолог^а, Посебна издааа ЕИ САНУ 57, Београд, 2006.

ПавиЙевиЙ 2009: Александра ПавиЙевиЙ, Да ли су антрополози дужни да буду (не)религиозни (или Прилог проучавату „антрополошкогматери/ала"), Теме 4/2009, Ниш, 2009.

ПавковиЙ 2005: Никола Ф. ПавковиЙ, Народна религща у Законику и времену цара Душана, Законик Цара Душана, САНУ - научни скупови ка. CVIII, Оделеае друштвених наука ка. 24, Београд, 2005.

Пипер 2004: Предраг Пипер, Српски измену великих и малих jезика, Београд-ска каига, Београд, 2004.

Пипер 2008: Предраг Пипер, Увод у славистику 1, Завод за уцбенике, Београд, 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПоповиЙ 2006: Даница ПоповиЙ, Под окрилем светости - култ светих владара и реликв^а у средтовековноj Србщи, Посебна издааа Балканолошког института САНУ 92, Београд, 2006

ПрелиЙ 2008: Младена ПрелиЙ, (Н)и овде, (н)и тамо: етнички идентитет Срба у Ма^арс^ на краjу XX века, Посебна издааа ЕИ САНУ 64, Београд, 2008.

Prop 1982: Vladimir Prop, Morfologija bajke, Prosveta, Beograd, 1982. Prop 1990: Vladimir Prop, Historijski korijeni bajke, Svjetlost, Sarajevo, 1990. РаденковиЙ 1990: Радослав РаденковиЙ, Народне приче о закопаном благу, Развитак 6, За]ечар, 1990.

РаденковиЙ 1996а: Лубинко РаденковиЙ, Симболика света у народноj маг^]и Jужних Словена, Просвета Ниш, Балканолошки институт САНУ, Ниш, 1996.

РаденковиЙ 1996б: Лубинко РаденковиЙ, Народна баjата код Jужних Словена, Просвета, Балканолошки институт САНУ, Београд, 1996. РаденковиЙ 2006: Лубинко РаденковиЙ, Додир са светим у народном хришканству, Зборник ЕИ САНУ 22, Београд, 2006.

Radic 1995: Radmila Radic, Verom protiv vere - drzava i verske zajednice u Srbiji 1945-1953, Inis, Beograd, 1995.

РадиЙ 2002: Радмила РадиЙ, Држава и верске заjеднице 1945-1970 I, Институт за новщу исторщу Србще, Београд, 2002.

Радо_|ичиЙ 2007: Драгана Радо_|ичиЙ, Научноистраживачка делатност Ет-нографског института Српске академ^е наука и уметности, Гласник ЕИ САНУ LV (2), Београд, 2007.

РадосавлевиЙ 2004: Неделко РадосавлевиЙ, Религиозност српског друштва краjем XVIII и почетком XIXвека, Братство VIII, Београд, 2004. РомелиЙ 1999: Живка РомелиЙ, Легенде о злату, Етно-културолошки зборник V, Сврлиг, 1999.

Svaki peti trazio pomoc maga ili vracare 2012: Svaki peti trazio pomoc maga ili vracare, аутор Marko R. Petrovic, Blic magazin, 9. septembar, 2012. Српски митолошки речник 1998: Ш. КулишиЙ, П. Ж. ПетровиЙ, Н. ПантелиЙ, Српски митолошки речник, Етнографски институт САНУ, Интерпринт, Београд, 1998.

ТодоровиЙ 2002/2003: Ивица ТодоровиЙ, Прилог проучавату народне медицине у области Тамнаве, Гласник ЕИ САНУ L-LI, Београд, 2002/2003.

ТодоровиЙ 2004а: Ивица ТодоровиЙ, Феноменологи/а воде - општи митско-обредни контекст, Бдеае 7, Сврлиг, 2004.

ТодоровиЙ 2004б: Ивица ТодоровиЙ, Прилог реконструкции базичног ми-толошког кода српске народне религще - Митска бика Тамнаве, Гласник ЕИ САНУ LII, Београд, 2004.

ТодоровиЙ 2005а: Ивица ТодоровиЙ, Ритуал ума - значете и структура лити)ског опхода, Посебна издааа ЕИ САНУ 53, Београд, 2005. ТодоровиЙ 2005б: Ивица ТодоровиЙ, Митска истина Срба, Звоник, Београд,

2005.

ТодоровиЙ 2005в: Ивица ТодоровиЙ, Приоритети савремене етнолошко-антрополопшке науке у Срб^и, Зборник ЕИ САНУ 21, Београд, 2005. ТодоровиЙ 2006а: Ивица ТодоровиЙ, Хришканска и претхришканска димензи)а ритуала лит^ског опхода, Гласник ЕИ САНУ LIV, Београд, 2006. ТодоровиЙ 2006б: Ивица ТодоровиЙ, Митско злато, Братство X, Београд,

2006.

ТодоровиЙ 2006/2007: Ивица ТодоровиЙ, Слично и супротно - прилог проучавату комуникацщске структуре маг^ског мишлета у народноj ме-дицини, Етно-културолошки зборник XI, Сврлиг, 2006/2007. ТодоровиЙ 2007а: Ивица ТодоровиЙ, Иниц^ац^ска структура и значете српске ба)ке - етнолошки контекст, Probleme di filologie slavä/Проблеми словенске филологще XV, Universitatea de vest din Timiçoara, Timiçoara,

2007.

ТодоровиЙ 2007б: Ивица ТодоровиЙ, Народна медицина некада и данас, Зборник радова „Исторща медицине, фармацще и народне медицине", Институт за савремену исторщу - посебна издааа, Београд - За]ечар, 2007. ТодоровиЙ 2007в: Ивица ТодоровиЙ, Резултати савремених етнолошких истраживата Гортег Полимла, Милешевски записи 7, Прщеполе, 2007. ТодоровиЙ 2007г: И. ТодоровиЙ, Резултати истраживата обреда литща -допунски осврт, Зборник радова ЕИ САНУ 23, Београд, 2007. ТодоровиЙ 2008а: Ивица ТодоровиЙ, Резултати савремених истраживата народне религцjе Срба - општи пресек, Гласник ЕИ САНУ LVI (1), Београд,

2008.

ТодоровиЙ 2008б: Ивица ТодоровиЙ, Етнолошко-антрополошки поглед на Лепенски Вир, Етно-културолошки зборник XII, Сврлиг, 2008. Тодорович 2008в: Ивица Тодорович, Пространство и время мужчины в историко-антропологическом контексте, Наша повседневная жизнь, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук, Москва, 2008.

ТодоровиЙ 2009а: Ивица ТодоровиЙ, Света структура, Посебна издааа ЕИ САНУ 71, Београд, 2009.

ТодоровиЙ 2009б: Ивица ТодоровиЙ, Митске представе и идентитет у Гортем Полимлу и околним областима, Милешевски записи 8, Прщеполе,

2009.

ТодоровиЙ 2009в: Ивица ТодоровиЙ, Резултати нових етнолошких истраживата српског jуга, Лесковачки зборник 49, Лесковац, 2009. ТодоровиЙ 2010а: Ивица ТодоровиЙ, Матерти jезик сакралне географ^е Срба - митска симболика Косова у контексту одре^ета српског иденти-тета и проjекциjе истори/ске судбине, Тематски зборник „Косово и Метохща у цивилизацщским токовима", Jезик и народна традицща ка. 1, Косовска Митровица, 2010.

ТодоровиЙ 2010б: Ивица ТодоровиЙ, Значете злата: Специфични семантички простори митолог^е злата у српс^j народноj традиции -некад и данас, Тематски зборник „Традицща - фолклор - идентитет", Институт Академще СПЦ за уметности и консервацщу, Сремски Карловци,

2010.

ТодоровиЙ 2010в: Ивица ТодоровиЙ, Традиц^а поново, Гласник ЕИ САНУ LVIII (1), Београд, 2010.

ТодоровиЙ 2011а: Ивица ТодоровиЙ, Прилог разматрату основних савремених проблема српског jуга и српског истока - „унутрашти аспекти", Лесковачки зборник LI, Лесковац, 2011.

ТодоровиЙ 2011б: Ивица ТодоровиЙ, Желинска ала. Резултати нових истраживата народних митолошких представа Жупе, Гласник ЕИ САНУ LIX (2), Београд, 2011.

ТодоровиЙ 2012а: Ивица ТодоровиЙ, Проблем мултидисциплинарног проучавата односа измену науке и религ^е - преиспитивате доминантне научне парадигме, у: Духовна култура и религиозност некад и данас -различити контексти и традицще, Рашка школа и други издавачи, Београд, 2012.

ТодоровиЙ 2012б: Ивица ТодоровиЙ, Резултати нових истраживата митско-религи)ских представа и идентитета на Пештеру и околним областима. Борба са пештерском аждаjом и сродне представе, Милешевски записи 9, Прщеполе, 2012.

ТодоровиЙ 2013: Ивица ТодоровиЙ, Нове могукности етногенетских проучавата становништва Срб^е, Гласник ЕИ САНУ LXI (1), Београд, 2013.

ТодоровиЙ 2014: Ивица ТодоровиЙ, О комуникац^ским аспектима и могукностима српског мита - на примеру разматрата примарних значета представа о желинскоали, Фолклорна и литерарна истраживааа - Зборник Института за каижевност и уметност посвеЙен др Мир]ани Дрндарски и др Ненаду ЛубинковиЙу, Београд, 2014 (у штампи).

Традицща - фолклор - идентитет 2010: Тематски зборник Традиц^а -фолклор - идентитет, уредници Гордана БлапуевиЙ и Ивица ТодоровиЙ,

Институт Академще СПЦ за уметности и консервацщу, Сремски Карловци, 2010.

Традиционално и савремено 2003: Тематски зборник Традиционално и сав-ремено у култури Срба, Посебна издааа ЕИ САНУ 49, Београд, 2003. ФилиповиЙ и Миливо]евиЙ 2008: В. ФилиповиЙ, С. Миливо]евиЙ, Уништавате археолошких локалитета, утвр^ета и сакралних места у области Сврлига, Етно-културолошки зборник XII, Сврлиг, 2008. ШапоаиЙ-Ашанин 2001: Снежана ШапоаиЙ-Ашанин, Вода у народноj традиции, Народни музе] у Чачку, Чачак, 2001.

ШщаковиЙ 2002: Боголуб ШщаковиЙ, О науци и религии у савременом сви)ету живота, Тематски зборник Наука - Религща - Друштво, Богословски факултет СПЦ, Министарство вера Владе РС, Београд, 2002.

Примечания

1 В предыдущем десятилетии традиция в Сербии рассматривалась в многочисленных этнолого-антропологических и в более широком смысле культурологических работах и тематических сборниках. См.: Традиционално и савремено 2003; Традицща - фолклор - идентитет 2010; Духовна култура и религиозност некад и данас 2012. Ср. также: ЪурковиЙ и Ву]адиновиЙ 2010; ПавиЙевиЙ 2006; Радо]ичиЙ 2007; ИвановиЙ-БаришиЙ 2007. О новейших исследованиях идентичности сербов (в различных контекстах) см. напр.: Благо]евиЙ 2005б; ПрелиЙ 2008; ЗлатановиЙ 2003; ТодоровиЙ 2007а.

2 См. характерный (и ужасный) случай, произошедший в селе Ябуковац в восточной Сербии. Мужчина под влиянием верований в черную магию (местного происхождения) убил девять человек и ранил еще несколько. Об этом на протяжении долгого времени сообщали все СМИ, см. напр.: Ludilo, vradzbine ili los dan 2007.

3 Как утверждает известный философ Николай Бердяев и как это подтверждают многочисленные выводы в этнолого-антропологических исследованиях, все по-другому, т.е. «миф не является чем-то противоположным реальному, но наоборот, миф указывает на самую глубокую реальность», и именно подобный подход «находит ключ для решения загадки метафизики истории» (Бер^ев 2001, 62).

4 Проблема «способа, как разум функционирует в культуре» особенно подчеркивается в контексте структуралистского подхода в этнологии и антропологии. См. прежде всего подход и работы К. Леви-Стросса; см. напр.: Levi-Strauss 1977; Lie 1982; Milosevic 1980; Golubovic 1991. По мнению Леви-Стросса, „мифы являются продуктом множества людей, которые на протяжении тысяч лет переносят в устной форме рассказ, в котором он заимствуется и заново толкуется, передаваясь далее другим индивидуумам и поколениям", и, вследствие этого, является „безвременной операцией, которая показывает не „как люди думают, но как мифы функционируют, а (люди) не осознают" (Golubovic 1991, 186). Другими словами, «неосознанные принципы духа упорядочивают культурные системы» (Golubovic 1991, 191).

5 Во время исследований, проведенных в упомянутой области, а также в других областях сербской этнической территории, были взяты интервью у большого числа информантов - разного возраста, пола и степени образования. Таким образом был собран многоаспектный материал, который позволяет получить ясную картину о функционировании этномедицины магического характера в прошлом и настоящем.

6 См. прежде всего ТодоровиЙ 2005а, глава VIII; ТодоровиЙ 2005б, глава VII.2; ТодоровиЙ 2009а, 215-252.

7 Ср. выводы, сделанные в работе ТодоровиЙ 2006/2007 с рассмотрением природы логических моделей в других культурных феноменах (см. предыдущее примечание).

8 О первичной мифической матрице и родственных структурных моделях см.: ТодоровиЙ 2005а, 364-370; ТодоровиЙ 2009а, глава III.2.

9 См. структурное представление схемы в: ТодоровиЙ 2004б, 222.

10 Ср. тексты К. Г. Юнга и его последователей. См. прежде всего Jung 1996.

11 Ср. рассмотрение соотношения идентичность - благосостояние в: Ъор^евиЙ 2006, 106-109. Джорджевич, анализируя употребление традиционных мотивов в сербской научно-фантастической литературе на основе репрезентативных примеров разбирает проявление - в данный момент очень актуального - отношения благосостояние/идентичность, через интерпретацию новейшей сербской фантастической литературы. В избранных иллюстративных примерах вопрос, который беспокоит главных героев, „является типичным традиционным образцом, согласно которому сербский народ находится перед вызывом: определиться в сторону благосостояния, но ценой потери веры, т.е. национальной идентичности, идентифицируемой с ней" (Ъор^евиЙ 2006: 106).

12 В славянской традиционной культуре «женщина противопоставлена мужчине, как левое правому, как негативное позитивному» (Кабакова 2001, 179).

13 См. соответствующие структурные представления в: ТодоровиЙ 2008а, 62, 65, 68.

14 См. общие выводы в: ТодоровиЙ 2008а, 68-69.

15Обновление традиционой системы ценностей на сербской этнической территории характеризуется движением вверх, которое логично направляется к тому, чтобы установить соответствующую общественную и государственную систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.