Научная статья на тему 'Новые инструменты управления строительными программами и проектами в экономике формирующегося уклада'

Новые инструменты управления строительными программами и проектами в экономике формирующегося уклада Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
255
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / ЦИФРОВЫЕ ДАННЫЕ / CONSTRUCTION / KNOWLEDGE ECONOMY / DIGITAL ECONOMY / PROJECT MANAGEMENT / GOVERNMENT PROGRAMS / DIGITAL DATA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Силка Дмитрий Николаевич, Козулин Сергей Валентинович

Предмет исследования: экономика нового формирующегося уклада напрямую связана с активным применением цифровых технологий. Экономические процессы являются более формализованными, и для принятия управленческих решений становится возможным в большей степени оперировать точными критериями и сведениями чем вероятностными допущениями. В качестве предмета исследования представлены новые инструменты управления строительными программами и проектами. Цель исследования: состоит в формировании общих принципов и направлений цифровизации экономических отношений в инвестиционно-строительной деятельности, ведущих к обеспечению эффективности реализации проектов нового поколения. Материалы и методы: показаны состав государственных программ и проектов в строительной сфере и системные проблемы их выполнения. Рассмотрены организационные методы повышения их эффективности. Результаты: выявлены наиболее перспективные направления реализации новых инструментов управления инвестиционно-строительными программами и проектами. Выводы: показана современная динамика изменений в технических и социально-экономических системах на уровне сферы строительства. Указано что задачи социально-экономического характера требуют разработки уникальных подходов, так как особенности российского законодательства, сложившихся норм и правил ведения хозяйственной деятельности препятствуют прямому тиражированию успешного иностранного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Силка Дмитрий Николаевич, Козулин Сергей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW INSTRUMENTS FOR MANAGEMENT OF CONSTRUCTION PROGRAMS AND PROJECTS IN THE NEW ECONOMY STRUCTURE

Subject: the new economy structure is directly related to the active application of digital technologies. Economic processes are more formalized and for making administrative decisions it becomes possible to operate in a greater degree with precise criteria and information than probabilistic assumptions. As a subject of research, new tools for managing construction programs and projects are presented. Research objectives: the purpose of the study is to formulate general principles and directions for the digitization of economic relations in investment and construction activities to ensure the effectiveness of implementation of new generation projects. Materials and methods: to achieve the goal, the article shows the composition of state programs and projects in the construction sector and the system problems of their implementation. Organizational methods of increasing their effectiveness are considered. Results: the most promising areas of implementation of new management tools for investment and construction programs and projects are identified. Conclusions: the article shows the current dynamics of changes in technical and socio-economic systems at the level of construction sector. It is pointed out that the tasks of socio-economic nature require the development of unique approaches since the peculiarities of Russian legislation, of the prevailing norms and rules of economic activity prevent the direct replication of successful foreign experience.

Текст научной работы на тему «Новые инструменты управления строительными программами и проектами в экономике формирующегося уклада»

ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

УДК 334.02; 69.003 DOI: 10.22227/1997-0935.2017.11.1214-1220

новые инструменты управления строительными программами и проектами в экономике формирующегося уклада

Д.Н. Силка, С.В. Козулин*

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУМГСУ), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26; *Федеральное казенное учреждение «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы Московской области («Налог-сервис»), 125373, г. Москва, Походный пр., вл. 3, стр. 3

Предмет исследования: экономика нового формирующегося уклада напрямую связана с активным применением цифровых технологий. Экономические процессы являются более формализованными, и для принятия управленческих решений становится возможным в большей степени оперировать точными критериями и сведениями чем вероятностными допущениями. В качестве предмета исследования представлены новые инструменты управления строительными программами и проектами.

Цель исследования: состоит в формировании общих принципов и направлений цифровизации экономических отношений в инвестиционно-строительной деятельности, ведущих к обеспечению эффективности реализации проектов нового поколения.

Материалы и методы: показаны состав государственных программ и проектов в строительной сфере и системные проблемы их выполнения. Рассмотрены организационные методы повышения их эффективности. Результаты: выявлены наиболее перспективные направления реализации новых инструментов управления инвестиционно-строительными программами и проектами.

Выводы: показана современная динамика изменений в технических и социально-экономических системах на уровне сферы строительства. Указано что задачи социально-экономического характера требуют разработки уникальных подходов, так как особенности российского законодательства, сложившихся норм и правил ведения хозяйственной деятельности препятствуют прямому тиражированию успешного иностранного опыта.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: строительство, экономика знаний, цифровая экономика, управление проектами, государственные программы, цифровые данные

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Силка Д.Н., Козулин С.В. Новые инструменты управления строительными программами и проектами в экономике формирующегося уклада // Вестник МГСУ. 2017. Т. 12. Вып. 11 (110). С. 1214-1220.

NEW INSTRUMENTS FOR MANAGEMENT OF CONSTRUCTION PROGRAMS AND PROJECTS IN THE NEW ECONOMY STRUCTURE

o

£ D.N. Silka, S.V. Kozulin

Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; X *Federal Treasury Department "Nalog-servis" of the Federal Tax Service in the Moscow oblast

£ ("Nalog-servis"), domovl. 3, str.3, Pokhodnyyproezd, Moscow, 125373, Russian Federation

Л DO

<N

2 о

Subject: the new economy structure is directly related to the active application of digital technologies. Economic processes are more formalized and for making administrative decisions it becomes possible to operate in a greater degree with precise criteria and information than probabilistic assumptions. As a subject of research, new tools for managing construction programs and projects are presented.

Research objectives: the purpose of the study is to formulate general principles and directions for the digitization of economic relations in investment and construction activities to ensure the effectiveness of implementation of new generation

projects.

q Materials and methods: to achieve the goal, the article shows the composition of state programs and projects in the

^ construction sector and the system problems of their implementation. Organizational methods of increasing their effectiveness

g are considered.

^ Results: the most promising areas of implementation of new management tools for investment and construction programs

and projects are identified.

X Conclusions: the article shows the current dynamics of changes in technical and socio-economic systems at the level of

jj construction sector. It is pointed out that the tasks of socio-economic nature require the development of unique approaches

(D since the peculiarities of Russian legislation, of the prevailing norms and rules of economic activity prevent the direct

10 replication of successful foreign experience.

1214

© Д.Н. Силка, С.В. Козулин

KEY WORDS: construction, knowledge economy, digital economy, project management, government programs, digital data

FOR CITATION: Silka D.N., Kozulin S.V. Novye instrumenty upravleniya stroitel'nymi programmami i proektami v ekonomike formiruyuschegosya uklada [New instruments for management of construction programs and projects in the new economy structure]. Vestnik MGSU [Proceedings of the Moscow State University of Civil Engineering]. 2017, vol. 12, issue 11 (110), pp. 1214-1220.

ВВЕДЕНИЕ

На уровне стратегических приоритетов российской экономики использование цифровых технологий закладывается практически во все сферы жизни общества. Рассматриваются как вопросы более качественного и полного информационного сопровождения различных государственных услуг для граждан и предприятий, так и внедрение различных цифровых технологий в отрасли и сферы деятельности с целью выведения их на уровень эффективности нового поколения [1, 2]. В этой связи эксперты [3] отмечают: цифровая экономика, которая с середины 2017 г. стала важным стратегическим приоритетом Президента и Правительства РФ, позволяет представить данные в виде капитала. Его формирование, накопление и использование невозможно без сотрудничества: а) государства и бизнеса; б) государства и гражданского общества; в) бизнеса и гражданского общества. В то же время экономические преимущества получают те государства и хозяйствующие субъекты, которые имеют не только доступ к данным, но также новые эффективные технологии их обработки. Таким образом, качественный рост экономики можно будет получить при наличии технологий, дающих возможность повысить глубину и оперативность получения оценок о текущем состоянии рынков и отраслей. Также они должны позволить осуществлять эффективное прогнозирование их развития, быстро реагировать на изменения в конъюнктуре локального и мирового рынка. При наличии данных о динамике экономических процессов в сферах деятельности на основе методов анализа и агрегирования информации нового поколения появляется возможность модернизации методов поддержки принятия управленческих решений.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Исследователи уделяют большое внимание вопросам развития цифровой экономики, которая фактически является экономикой нового уклада. Российскими учеными из Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН и их коллегами на площадке Аналитического центра при Правительстве Рф вниманию экспертного сообщества была представлена версия общей программы развития цифровой экономики [3]. В программе предлагается точка зрения, что основными принципа-

ми управления как на уровне государства, так и на уровне предприятий становятся следующие:

1) сбор и получение данных в режиме реального времени;

2) принятие решений для управления процессами на основе реализации автоматизированного анализа больших данных;

3) нарастание скорости принятия решений, возможность изменения правил в реальном времени, как результат — мгновенное реагирование на изменения и интерактивность среды;

4) ориентация на конкретного пользователя, жизненные ситуации клиентов как бизнес-процесс (пользователь становится ближе благодаря интернету вещей, мобильным устройствам);

5) эффективные решения в одно касание;

6) наличие центра синергии государства, бизнеса и граждан, выраженного через цифровую экосистему.

Как результат, в высококонкурентной и трансграничной цифровой экономике ключевым фактором успеха становятся уже не технологии, а новые модели управления технологиями и данными, позволяющие осуществлять оперативное реагирование и моделирование будущих вызовов и проблем для государств, бизнеса и гражданского общества. Исследователи обосновывают подход к цифровой экономике не как к набору отдельных направлений и сфер, а как к закономерному этапу развития экономики, на котором массовое применение цифровых е технологий становится естественным [4]. В усло- О виях ускорения экономического развития такие х технологии рассматриваются, в том числе, как инвариантные [5], вызывающие трансформационные ^ процессы на уровне мировой экономики [6-7].

При этом ученые подчеркивают, что для стро- У ительной отрасли возможности цифровой эконо- ^ мики, цифровых экосистем представляются как о весьма актуальные [8-11]. Это обусловлено тем, что 2 высокая капиталоемкость проектов строительства, ^ на протяжении их жизненного цикла затрагивает ^ интересы множества различных участников. Более Г точное и оперативное реагирование на различные у факторы на начальном этапе реализации проекта, учет корректирующих воздействий по ходу его реа- 1 лизации позволяет максимизировать эффективность 1 и увеличивать как объемы инвестиций в отрасль, 1 так и качество и количество готовой строительной продукции, имеющей своего потребителя. 5

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

С точки зрения основных трендов, которые могут быть поддержаны в сфере строительства в связи с новыми перспективами, следует рассматривать улучшение уже имеющегося пространства проживания граждан. Актуальными являются: а) формирование комфортной городской среды и управление ею; б) модернизация различных локальных, но основополагающих систем города, прежде всего ЖКХ. Для увеличения уровня удовлетворения потребностей граждан в новых объектах требует особого внимания совокупность вопросов повышения доверия к застройщикам жилой недвижимости в сфере жилищного строительства в условиях необходимости увеличения объемов ввода жилья. Необходимо применение новых стандартов, правил обеспечения реализации новых проектов, новых подходов достижения безопасности всей строительной деятельности.

В части мероприятий по последнему пункту следует рассматривать совершенствование работы с проектной документацией, в том числе исключение дублирования уже проведенных строительными предприятиями работ и активизация многократного применения утвержденных проектов. Кроме этого, системной обработке в цифровой среде достаточно эффективно поддается различная статистика по стоимости и иным параметрам, вся номенклатура применяемых в строительстве ресурсов. Различные финансовые гарантии, обязательства участников строительства перед партнерами и клиентами, компенсационные механизмы, в свою очередь, являются предметом деятельности саморегулируемых организаций, и данная совокупность вопросов в настоящее время также требует активного развития и прозрачности.

В отношении формирования комфортной городской среды актуальность направления уже сей© час вызвана большим объемом вложенных и предусмотренных на будущее инвестиций. Комфортная городская среда представляет собой совокупность проектов по благоустройству городских территорий. На правительственном уровне уже решено, что £ приоритетный проект формирования комфортной Е городской среды будет иметь федеральное финансирование в течение пяти будущих лет. По сведениям рц курирующего госоргана, приоритетный проект формирования комфортной городской среды поддержан 2 многими регионами. Если из федерального бюджета |2 на соответствующие работы в 2017 г. было выделе-^ но 25 млрд рублей, то вместе с софинансированием О региональных бюджетов сумма оказалась близка к 42 млрд рублей. В 2017 г. также был получен ре-^ альный результат этого приоритетного проекта, что позволило заявить о его успешности и необходимо-I- сти продолжения.

Ф Реализацию поручения Президента России при (0 решении задач создания комфортной городской сре-

ды осуществляет государственный орган в лице Минстроя России. В утвержденной концепции предусмотрена не только деятельность по финансированию городских программ, но и осуществление совершенствования законодательства и проведение организационных мер в части благоустройства. При этом факты свидетельствуют, что в целом эффективность организации новых проектов страдает из-за нерешенности хронических проблем. Так, Счетная палата России отмечает, что в стране общая сумма, потраченная из бюджета «без достижения социально-экономического результата», выросла по итогам года в 12,5 раза. Об этом сообщила глава Счетной палаты Татьяна Голикова, отчитываясь перед депутатами о результатах проверки бюджетной инвестиционной дисциплины за 2016 г. [12]. Из 443 объектов Федеральной адресной инвестиционной программы, предусмотренных к вводу в 2016 г., были завершены строительством только 244. Из-за этого объем незавершенного строительства составляет 2,2 трлн рублей, или 12 тыс. объектов. «Такое положение дел в этой сфере требует самой серьезной оценки и принятия мер, для чего было дано соответствующее поручение президента России в августе 2015 г. Пока поручение в полном объеме не выполнено», — подчеркнула Татьяна Голикова [12]. В целом, фальсификация отчетности по стройкам за счет бюджета достигла 655 млрд рублей, что в пять с половиной раз больше, чем годом ранее. При этом основным методом улучшения результата государственных программ является реализация системы конкурсных механизмов отбора распорядителей и исполнителей инвестиций.

В то же время не только государственные проекты нуждаются в принятии мер и применении инструментов управления ими нового поколения. Сфера жилищного строительства, где роль государства как инвестора не является критической, в настоящее время зависит от эффективности механизмов долевого финансирования. Такой источник, среди прочих, является сейчас самым весомым. Застройщики обязаны тесно сотрудничать с государством в части формирования защитных механизмов, раскрытия информации и т.д. Но механизмов, полностью исключающих все риски, пока не создано. Проблемные ситуации дают о себе знать. Как сообщает Минстрой России [13], распоряжением Правительства России была утверждена обязанность субъектов РФ предоставить в Минстрой России региональный план-график по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр обманутых дольщиков. Ответственными за их реализацию назначены заместители губернаторов. В итоге были получены планы-графики от 72 субъектов РФ, в которых насчитывается 830 проблемных объектов долевого строительства и 38 150 обманутых дольщиков. Из 830 объектов строительство 139 планируется завершить уже в 2017 г., еще 187 объектов — в 2018 г., 160 — в 2019 г., остальные позже.

С.1214-1220

Есть часть объектов в составе 228, сроки достройки которых пока не обозначены. В этой связи продолжается корректировка планов-графиков.

Итак, для решения накопившихся проблем большое значение имеет повышение информационной обеспеченности управляющего уровня, которое ставится в зависимость от технологий цифровой экономики. Во многих случаях отмечается проблема запоздалого реагирования на негативные факторы. При этом перспективные возможности работы с данными и информацией делают возможным осуществлять управление действительно на новом качественном уровне.

результаты исследования

Анализируя в целом содержание мероприятий, направленных на повышение устойчивости, стабильности и эффективности строительной деятельности, отмечаем стремление госорганов свести к минимуму систематическое повторение различных ошибок на практике. В ином случае использование возможностей экономики нового уклада, что является критически важным для будущего развития, представляется весьма затруднительным. В качестве важной работы можно отметить активность Минстроя России по наполнению реестра типовой проектной документации. Возможность многократного использования проектной документации выгодна и удобна по ряду причин: способствует сокращению инвестиционного цикла, снижает затраты на строительство и оптимизирует расходы на дальнейшую эксплуатацию зданий. Подсчет возможного экономического и социального эффекта от применения проектной документации повторного использования можно провести на примере прогнозных показателей реализации Министерством образования и науки программы по строительству в субъектах новых общеобразовательных заведений, рассчитанной на 2016-2025 гг. Всего на строительство новых школ в период с 2016 по 2020 г. планируется привлечь 225 млрд рублей. Исходя из того, что реестр проектной документации повторного применения может быть в полном объеме сформирован к 2019 г., в период с 2016 по 2020 г. экономия на проектных работах должна составить около 2 млрд рублей. Учитывая, что средняя стоимость строительства одного школьного места составляет 500 тыс. рублей, данная экономия, в свою очередь, позволит создать 4000 дополнительных новых мест в школах [14].

Современные технические возможности делают работу по сбору проектной документации для повторного применения действительно эффективной. Главгосэкспертиза непосредственно поощряет перевод проектной документации в электронный вид, в том числе и сама имеет механизмы по выдаче легитимных заключений в безбумажном виде. Такой значительный объем информации как проектная до-

кументация, переведенный в виртуальное пространство, это большой прорыв в работе отрасли.

Накопление большого массива цифровых данных, раскрывающих содержание проектной документации, позволяет выявлять активно-применяемые строительные ресурсы, географию объектов и соответствующих ресурсных потребностей, исключать дублирование одних и тех же ресурсов, но имеющих разное кодирование и иные параметры в централизованных базах данных. Как результат, можно сформировать инструментарий нового поколения, позволяющий реализовывать объемно-пространственное представление требующихся строительных ресурсов на всей территории страны в онлайн режиме. Отсюда появляется возможность более точечной поддержки промышленности строительных материалов, реализации программ развития территорий, обеспечения сбалансированного ресурсного снабжения строительства в целом.

Цифровые технологии также делают возможным организацию обратной связи между заказчиками (в том числе в лице государства) и представителями бизнеса. Так, перевод различной документации на уровне подрядного предприятия в цифровой вид, а также применение гибридных подходов, когда бумажная документация параллельно имеет атрибуты в цифровом виде и, как следствие, может быстро оцифровываться, позволяет собирать достоверные статистические сведения о реализации проектов. На основе этого возможна проверка действительной обоснованности указанной в договоре цены, правильности проведения предварительных расчетов по стоимости отдельных работ, элементов и т.д. Это в свою очередь делает обратную связь новым инструментом, призванным сократить факты невыполнения контрактов со стороны исполнителей. Также оперативная и многокритериальная обработка информации, полученной по источникам обратной связи, позволяет формировать виртуальные модели и образы проектов, которые могут использоваться для сопоставления и проверки возможности выполнения подобных проектов на практике при организации закупочных процедур и анализе предложений будущих исполнителей. Как вариант, качественная и ценная информация может быть получена и для ее применения в информационном моделировании зданий [15-17].

Экономика нового поколения, в которой ключевую роль выполняют цифровые технологии, позволяет реализовывать методы получения оперативной информации также и о техническом состоянии объектов строительства в процессе их эксплуатации. На основе использования различных датчиков, интернета вещей и соответствующих коммуникаций это дает возможность:

1) получать обратную связь по параметрам эксплуатации объекта и сопоставлять с плановыми показателями исходя из проектных решений. Фиксация высоких эксплуатационных характеристик объекта на

Л

Ф

0 т

1

*

О У

Т

0

1

м

В

г

3

у

о *

этапе его проектирования в настоящее время является ключевым критерием принятия его к реализации;

2) осуществлять своевременные ремонтные работы, предупреждая неконтролируемое накопление критических разрушений и как следствие удорожание последующих восстановительных работ;

3) обеспечивать контроль безопасности самого объекта, что, например, является принципиально важным для работы саморегулируемых организаций и подтверждения профессиональной компетентности ее участников. В настоящее время подтверждение профессиональных качеств участников СРО является в большей степени теоретическим и упре-дительно не работает.

ВыВОДы

Технологии цифровой экономики открывают перспективы разработки и применения инструментов управления строительными программами и проектами нового поколения. Их отличие заключается в том, что в основе управления мы получаем большее количество четко формализованных сведений. Учитывая, что «экономика» в традиционном понимании — это открытая система с множеством воздействующих факторов и вариантов развития, повышение формализации данных, процессов, оперирование конкретными цифрами, а не вероятностными допущениями открывает новые перспективы в проектном менеджменте и государственном управлении. В настоящее время существует относительно хорошее понимание в области развития технических систем нового поколения, при этом социально-экономические системы еще требуют достаточно глубокого осмысления. Как показывает иностранный опыт, имеется множество инженерно-технических решений, которые уже показали свою высокую эффективность при снижении человеческого фактора. Это 3Б-печать, робототехника, использование больших данных [2, 18, 19]. Хотя известно, что в России роботизация в 70 раз ниже среднемировой. Соглас-

но данным Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР) [20], среднегодовые продажи промышленных роботов в России составляют 500-600 штук — около 0,25 % мирового рынка. Всего же в начале 2016 г. в стране работало около восьми тысяч промышленных роботов, тогда как в мире их насчитывалось около 1,6 млн. Мировым лидером по количеству купленных в 2015 г. промышленных роботов является Китай, предприятия которого закупили 69 тыс. роботов. Таким образом, потенциал применения робототехники в строительстве очень большой, и опыт может быть заимствован из других стран. Если отклониться от принципов развития современных инженерных систем и говорить об интеграции цифровых технологий в систему проектной и иной документации, обязательной к применению в строительстве, в сферу создания нематериальных активов, то здесь у России свой путь. Это вызвано тем, что в каждой стране свои правила ведения строительной деятельности и взаимоотношений ее участников, базовые законы и документы, поэтому для всех случаев копирование чьих-то идей не представляется возможным. Для разработки и реализации эффективных решений потребуется значительный интеллектуальный ресурс и вложения в нематериальный капитал. Строительство отличается большим количеством сведений, требующих учета при выполнении работ. Одинаковых проектов почти нет, хотя систематизация, стандартизация отдельных процессов является залогом успешности и обеспечения эффективности строительного предприятия. Возможности оцифровки строительной документации, нормативно-справочных сведений, накопления больших банков данных обуславливают новые перспективы развития. Для выполнения строительных программ и проектов образуется перспектива действительного разрешения современных проблем хронического перерасхода средств, утраты доверия участников проектов и выхода на качественно новый уровень удовлетворения рыночных потребностей.

О >

с

10

N ^

S о

H >

о

s

I h

О ф

литература

1. Канхва В.С., Терентьев В.В. Экономика знаний как основа новой экономической модели России // Экономика и предпринимательство. 2016. № 4-2 (69-2). С. 441-444.

2. Намиот Д.Е. Умные города 2016 // International Journal of Open Information Technologies. 2016. Т. 4. № 1. С. 1-3.

3. Развитие цифровой экономики в России: программа до 2035 года // Сайт С.П. Курдюмова. Режим доступа: http://spkurdyumov.ru/digital_economy/ razvitie-cifrovoj-ekonomiki-v-rossii-programma-do-2035-goda.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Бреслав Е.П. Как развить цифровую экономику в вашей организации уже сегодня // Качество. Инновации. Образование. 2017. № 4 (143). С. 51-61.

5. Журавлева Н.А. Цифровая экономика как основа экономики высоких скоростей // Транспортные системы и технологии. 2017. № 2 (8). С. 47-49.

6. Дятлов С.А. Энейро-сетевая экономика — новое направление междисциплинарных исследований в цифровую эпоху // Друкеровский вестник. 2017. № 3. С. 4-13.

7. Kupriyanovsky V., Dunaev O., Fedorova N. et al. On intelligent mobility in the digital economy //

С.1214-1220

International Journal of Open Information Technologies. 2017. Vol. 5. No. 2. Pp. 46-63.

8. Дружинин А.Н. Стратегия обмена знаниями в цифровой экономике // Век качества. 2015. № 4. С. 125-138.

9. Силка Д.Н., Ермолаев Е.Е., Дуров Р.А., Ко-пельчук С.Ю. Инжиниринг инвестиционно-строительных проектов промышленного назначения. М. : Стройинформиздат, 2014. 256 с.

10. Яськова Н.Ю. Эволюция процессов развития инвестиционно-строительной деятельности // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 1 (60). С. 178-186.

11. Yaskova N., Alexeeva T. Development of modernization tools for construction complex through the mechanisms of enforcement // MATEC Web of Conferences. 2016. Vol. 73: XX International Conference "Topical Problems of Architecture, Civil Engineering, Energy Efficiency and Ecology — 2016". 07025.

12. Счетная палата: государственные инвестиции без результата // Эксперт. 2-8 окт., 2017. № 40 (1046). С. 4.

13. Планы-графики решения проблем обманутых дольщиков опубликованы на сайте Минстроя России // Минстрой России. Режим доступа: http:// www.minstroyrf.ru/press/plany-grafiki-resheniya-problem-obmanutykh-dolshchikov-opublikovany-na-sayte-minstroya-rossii/.

14. Экономия бюджетных средств с использованием типовых проектов при строительстве школ может составить порядка 2 млрд рублей // Минстрой России. Режим доступа : http://www.

minstroyrf.ru/press/ekonomiya-byudzhetnykh-sredstv-s-ispolzovaniem-tipovykh-proektov-pri-stroitelstve-shkol-mozhet-sosta/.

15. Ismail N.A.A., Drogemuller R., Owen R., Beazley S. A review of BIM capabilities for quantity surveying practice // MATEC Web of Conferences 2016. Vol. 66: The 4th International Building Control Conference 2016 (IBCC 2016). 00042.

16. Куприяновский В.П., Намиот Д.Е., Купри-яновский П.В. Стандартизация Умных городов, Интернета Вещей и Больших Данных. Соображения по практическому использованию в России // International Journal of Open Information Technologies. 2016. Т. 4. № 2. С. 34-40.

17. Грахов В.П., Мохначев С.А., Иштряков А.Х. Развитие систем BIM-проектирования как элемент конкурентоспособности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=17950.

18. Namiot D., Sneps-Sneppe M. On the domestic standards for Smart Cities // International Journal of Open Information Technologies. 2016. Vol. 4. No. 7. Pp. 32-37.

19. Грахов В.П., Якушев Н.М., Семенова С.В. Информационно-инвестиционное обеспечение градостроительной деятельности. Ижевск : Издательство ИжГТУ, 2013.

20. Национальная Ассоциация участников рынка робототехники. Режим доступа: http://robotunion. ru/ru/.

Поступила в редакцию 15 мая 2017 г. Принята в доработанном виде 1 сентября 2017 г. Одобрена для публикации 31 октября 2017 г.

Об авторах: Силка Дмитрий Николаевич — доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и управления в строительстве, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИу МГСу), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26; silkadn@mgsu.ru;

козулин Сергей Валентинович — директор филиала, Федеральное казенное учреждение «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы Московской области («Налог-сервис»), 125373, г. Москва, Походный пр., вл. 3, стр. 3; Mail@service-nalog.ru.

references

1. Kankhva V.S., Terent'ev V. V Ekonomika znaniy kak osnova novoy ekonomicheskoy modeli Rossii [Knowledge Economy as the Basis of a New Economic Model of Russia]. Ekonomika i predprinimatel 'stvo [Journal of Economy and Entrepreneurship]. 2016, no. 4-2 (69-2), pp. 441-444. (In Russian)

2. Namiot D.E. Umnye goroda 2016 [Smart Cities 2016]. International Journal of Open Information Technologies. 2016, vol. 4, no. 1, pp. 1-3. (In Russian)

3. Razvitie tsifrovoy ekonomiki v Rossii: programma do 2035 goda [Development of the Digital Economy in Russia: the Program until 2035]. Sayt S.P. Kurdyumova [Site of S.P. Kurdyumov]. Available at: http://spkurdyu-mov.ru/digital_economy/razvitie-cifrovoj-ekonomiki-v-rossii-programma-do-2035-goda. (In Russian)

4. Breslav E.P. Kak razvit' tsifrovuyu ekonomiku v vashey organizatsii uzhe segodnya [How to Develop a Digital Economy in Your Organization Today].

m

ф

0 т

1

s

*

о

У

Т

0 s

1

К)

В

г

3 У

о *

О >

С

10

N

Kachestvo. Innovatsii. Obrazovanie [Quality. Innovation. Education]. 2017, no. 4 (143), pp. 51-61. (In Russian)

5. Zhuravleva N.A. Tsifrovaya ekonomika kak os-nova ekonomiki vysokikh skorostey [Digital Economy as the Basis of High-Speed Economy]. Transportnye sistemy i tekhnologii [Transport Systems and Technologies]. 2017, no. 2 (8), pp. 47-49. (In Russian)

6. Dyatlov S.A. Eneyro-setevaya ekonomika — novoe napravlenie mezhdistsiplinarnykh issledovaniy v tsifrovuyu epokhu [E-Neural Network Economy — a New Direction of Interdisciplinary Research in the Digital Age]. Drukerovskiy vestnik [Druker Bulletin]. 2017, no. 3, pp. 4-13. (In Russian)

7. Kupriyanovsky V., Dunaev O., Fedorova N. et al. On Intelligent Mobility in the Digital Economy. International Journal of Open Information Technologies. 2017, vol. 5, no. 2, pp. 46-63.

8. Druzhinin A.N. Strategiya obmena znaniyami v tsifrovoy ekonomike [Knowledge-Sharing Strategy in the Digital Economy]. Vekkachestva [Age of Quality]. 2015, no. 4, pp. 125-138. (In Russian)

9. Silka D.N., Ermolaev E.E., Durov R.A., Ko-pel'chuk S.Yu. Inzhiniring investitsionno-stroitel'nykh proektov promyshlennogo naznacheniya [Engineering of Investment and Construction Projects for Industrial Purposes]. Moscow, Stroyinformizdat Publ., 2014. 256 p. (In Russian)

10. Yas'kova N.Yu. Evolyutsiya protsessov razviti-ya investitsionno-stroitel'noy deyatel'nosti [Evolution of the Development of Investment and Construction Activities]. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnichesko-go universiteta [Proceedings of Irkutsk State Technical University]. 2012, no. 1 (60), pp. 178-186. (In Russian)

11. Yaskova N., Alexeeva T. Development of Modernization Tools for Construction Complex through the Mechanisms of Enforcement. MATEC Web of Conferences. 2016. Vol. 73: XXInternational Conference «Topical Problems of Architecture, Civil Engineering, Energy Efficiency and Ecology - 2016». 07025.

12. Schetnaya palata: gosudarstvennye investitsii bez rezul'tata [Chamber of Accounts: Public Investment without Result]. Ekspert [Expert]. 2-8 Oct., 2017, no. 40 (1046), pp. 4. (In Russian)

13. Plany-grafiki resheniya problem obmanutykh dol'shchikov opublikovany na sayte Minstroya Rossii [Roadmaps for Solving the Problems of Defrauded Co-Investors Are Published on the Website of the Ministry

of Construction of Russia]. Minstroy Rossii [Ministry of Construction of Russia]. Available at: http://www. minstroyrf.ru/press/plany-grafiki-resheniya-problem-obmanutykh-dolshchikov-opublikovany-na-sayte-min-stroya-rossii/. (In Russian)

14. Ekonomiya byudzhetnykh sredstv s is-pol'zovaniem tipovykh proektov pri stroitel'stve shkol mozhet sostavit' poryadka 2 mlrd rubley [Savings of Budgetary Funds Using Standard Projects in the Construction of Schools Could Amount to About 2 Billion Rubles]. Minstroy Rossii [Ministry of Construction of Russia]. Available at : http://www.minstroyrf.ru/press/ekonomiya-byudzhetnykh-sredstv-s-ispolzovaniem-tipovykh-proek-tov-pri-stroitelstve-shkol-mozhet-sosta/. (In Russian)

15. Ismail N.A.A., Drogemuller R., Owen R., Beazley S. A Review of BIM Capabilities for Quantity Surveying Practice. MATEC Web of Conferences 2016, Vol. 66: the 4th International Building Control Conference 2016 (IBCC 2016). 00042.

16. Kupriyanovskiy V.P., Namiot D.E., Kupri-yanovskiy P. V Standartizatsiya Umnykh gorodov, Interneta Veshchey i Bol'shikh Dannykh. Soobrazheniya po prakticheskomu ispol'zovaniyu v Rossii [On Standardization of Smart Cities, Internet of Things and Big Data. the Considerations on the Practical Use in Russia]. International Journal of Open Information Technologies. 2016. vol. 4, no. 2, pp. 34-40. (In Russian)

17. Grakhov V.P., Mokhnachev S.A., Ishtryak-ov A.Kh. Razvitie sistem BIM-proektirovaniya kak element konkurentosposobnosti [Development of BIM-Design Systems as an Element of Competitiveness]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education]. 2015, no. 1-1. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=17950. (In Russian)

18. Namiot D., Sneps-Sneppe M. On the Domestic Standards for Smart Cities. International Journal of Open Information Technologies. 2016. vol. 4, no. 7, pp. 32-37.

19. Grakhov V.P., Yakushev N.M., Semenova S.V. Informatsionno-investitsionnoe obespechenie gradostroitel'noy deyatel'nosti [Information and Investment Support for Urban Development]. Izhevsk, Izhevsk State Technical University, 2013.

20. Natsional'naya Assotsiatsiya uchastnikov rynka robototekhniki [National Association of Market Participants in Robotics]. Available at: http://robotunion.ru/ru/.

S о

H >

о

X

s

I h

О ф

Received May 15, 2017.

Adopted in revised form September 1, 2017.

Approved for publication on October 31, 2017.

About the authors: Silka Dmitriy Nikolaevich — Doctor of Economical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Economics and Management in Construction, Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; silkadn@mgsu.ru;

Kozulin Sergey Valentinovich — Director of the Branch, Federal Treasury Department «Nalog-servis» of the Federal Tax Service in the Moscow oblast ("Nalog-servis"), domovl. 3, str.3, Pokhodnyy proezd, Moscow, 125373, Russian Federation; Mail@service-nalog.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.