Научная статья на тему 'Новые институты гражданского общества в избирательном процессе современной России'

Новые институты гражданского общества в избирательном процессе современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
836
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ / ОБЩЕРОССИЙСКИЙ НАРОДНЫЙ ФРОНТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Стеблецова Н. Н.

Статья посвящена анализу участия новых институтов гражданского общества в избирательном процессе. Автор выделяет разнообразные факторы влияния, формы и методы деятельности институтов гражданского общества в условиях политических выборов. Общественные организации, в частности Общероссийский народный фронт, рассматриваются как потенциальный ресурс избирательной активности современного российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Стеблецова Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые институты гражданского общества в избирательном процессе современной России»

УДК 323.2: 324 (470+571)

НОВЫЕ ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Статья посвящена анализу участия новых институтов гражданского общества в избирательном процессе. Автор выделяет разнообразные факторы влияния, формы и методы деятельности институтов гражданского общества в условиях политических выборов. Общественные организации, в частности Общероссийский народный фронт, рассматриваются как потенциальный ресурс избирательной активности современного российского общества.

Ключевые слова: демократия, гражданское общество, избирательный процесс, избирательная кампания, Общероссийский народный фронт.

Особенность современного этапа развития российского общества определяется нарастанием тенденции к повышению интереса большинства граждан к деятельности институтов гражданского общества. В стране идет активный процесс вовлечения населения в различные структуры гражданского общества: социально - политические, профессиональные, молодежные, ветеранские, женские и др., наблюдается формирование качественно-новых общественных объединений. Так, при Президенте РФ создан Общероссийский Народный Фронт; при Правительстве РФ действует открытое общественное правительство; при законодательных органах власти функционируют общественные институты и комиссии, молодежные парламенты; на региональном уровне заявляют о себе общественные советы, действующие при органах государственной, муниципальной власти и управления.

Очевидно, что как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, гражданское общество в России представляет собой сетевую структуру, характеризующуюся наличием сложных горизонтальных и вертикальных связей. В этих условиях повышение активности гражданского общества, его заинтересованность во взаимодействии с государством становится важнейшей закономерностью современного этапа политического развития.

Как видно из доклада, подготовленного рабочей группой под руководством секретаря Общественной палаты Российской Федерации Е. Велихова, в России набирает силу диалог общественных сил и власти. Институты гражданского общества, в отличие от прежних лет, не желают оставаться в стороне от анализа происходящих процессов. Наблюдаются даже протестные акции в связи с последствиями не только неправильно принятых решений в избирательном процессе, но и по отстаиванию различных интересов отдельных категорий населения. «Россияне протестуют против необоснованного сноса исторических зданий, точечной застройки, повышения цен на ЖКХ, обмана дольщиков и т.д.»1.

М. Федотов, председатель Совета по развитию гражданского общества при Президенте РФ, на одном из заседаний обратил внимание на особенности регионального политического процесса, отметив, что «демократия на региональном уровне у нас может родиться не благодаря выборам губернаторов, о которых так много говорят, а благодаря наличию сильного гражданского общества. Именно оно способно выполнить роль системы сдержек и противовесов; сильное гражданское общество способно вдохнуть жизнь в демократические проекты, облагородить общественные начала, тем самым создав условия для дальнейшей демократизации»2.

1 Велихов Е.П.. Доклад «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2011 г.». М., 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oprf.ru/files/dokument2011/dokladOP2011_20022012.pdf

2 Заседание совета по развитию гражданского общества и правам человека. 12 ноября 2012, Москва [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://президент.рф/news/l679l

Н.Н. СТЕБЛЕЦОВА

Орловский государственный институт искусств и культуры

е-таіІ:ЗІеЬІееога.пайегНйа@таіІ.ги

Прошедшие компании по выборам в Государственную Думу в 2011 г., а затем и Президента РФ в 2012 г. значительно активизировали участие различных общественных движений, ассоциаций не только в избирательных, общественных и политических проектах, но и в контроле над ходом и процессом голосования. Так, в частности, на предвыборном этапе заметное участие принимали ассоциации «Голос», волонтерское движение «Гражданин наблюдатель», «Лига избирателей», «РосВыборы», И.иЕ1ей, мини-соцсети «Гракон». Кроме того, в период уже непосредственной избирательной компании впервые можно было получить помощь по телефону от таких организаций как «Веб - наблюдатель», «Я наблюдатель», Росвыборы и АИе^ео (совместный мобильный проект движения Навального и российской соцсети геопозиционирования) и др.

На этапе подготовки и проведения выборов привлек большой общественный интерес новый институт гражданского общества - «Общероссийский Народный фронт», который с первого же этапа пошел по пути взаимодействия с властными структурами в направлении демократизации политической системы общества, в том числе в предвыборной политике. Следует заметить, что ранее существовавшие подобные объединения гражданского общества представляли собой объединения организаций, взаимодействующих только с КПРФ всего лишь в процессе избирательной кампании, и в этом место и роль института гражданского общества как бы завершалась. В основу же новой концепции «Народного Фронта» положено предложение В.В. Путина, высказанное им на межрегиональной конференции Единой России в июне 2011 года в Волгограде, о включении в список кандидатов от «Единой России» на выборы 2011 года в Государственную думу представителей ОНФ, беспартийных сторонников и представителей различных общественных объединений, которые таким образом будут претендовать и на мандаты «единоросов» в Думе. «Такая форма объединения усилий всех политических сил, отмечал В.В. Путин, применяется в разных странах и разными политическими силами - в том числе левыми, правыми, патриотическими, - как инструмент объединения близких по духу политических сил, которые объединены стремлением улучшать жизнь страны и могли бы войти в «Общероссийский народный фронт», в рамках которого и беспартийные кандидаты могли бы пройти в Думу по списку «Единой России"»3.

Представители институтов гражданского общества, войдя в Общероссийский Народный Фронт, не только поддержали программу и стратегию партии «Единая Россия» и его кандидата в Президенты РФ В.В. Путина, но и существенно дополнили ее, определили свою стратегию активного участия в реализации намеченных планов. В мае 2011 года на встрече В.В. Путина с деятелями общественных организаций в Ново-Огарёво был создан координационный совет Общероссийского народного фронта (ОНФ), в который вошли представители «Опоры России», РСПП, ФНПР, «Деловой России», Союза пенсионеров России, «Молодой гвардии „Единой России"», Совета общероссийской общественной организации ветеранов ВС России, межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», «Российского союза ветеранов Афганистана», «Союза транспортников России», «Союза женщин России» и других организаций, в том числе региональных - Союз Аграриев, «Татарстан-Новый век».

Особенно важным можно считать решение относительно того, что в ОНФ смогли войти и незарегистрированные организации. С точки зрения В.В. Путина, «не принципиально, зарегистрирована организация или нет - важно, что она занимается конкретным и живым делом. И не должно быть никаких организационных, бюрократических препятствий для организаций подобного рода»4.

13 мая 2011 года на официальном сайте ЕР фактически завершилась институционализация ОНФ в виде опубликования проекта декларации о деятельности Общероссийского народного Фронта, а к доработке программы для «Общероссийского народного фронта» и партии «Единая Россия» подключился Институт социально-экономических и политических исследований во главе с бывшим президентом Чувашии Н. Фёдоровым5.

3 Стенограмма выступления председателя партии ЕР на межрегиональной конференции в Волгограде [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pro-volgograd.ru/news/id/5409

4 В ОНФ могут принять участие и незарегистрированные организации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://narodfront.ru/news/20110523/379723804.html

5 Общероссийский народный фронт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://narodfront.ru/news

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2013. № 1 (144). Выпуск 25

При этом любой член Общероссийского Народного Фронта получал возможность в рамках проекта «Народная программа» внести свои предложения по волнующим его проблемам. В частности, была предоставлена возможность в рамках Народной программы дать предложения по тем вопросам, которые всех беспокоят: это ЖКХ, образование, детские сады, здравоохранение, транспортные, иные проблемы.

В Общероссийском народном фронте приняли активное участие действующие депутаты Думы от «Справедливой России». Лидер «Конгресса русских общин» Д. Рогозин инициировал создание движения «Народного фронта» в поддержку армии, флота и оборонно-промышленного комплекса6. Это движение было создано на базе региональных структур рабочих коллективов оборонных предприятий, казачества и военнопатриотических объединений.

По завершении избирательной кампании было принято решение о том, чтобы координационный совет Народного фронта продолжил свою работу, поскольку он стал самостоятельным институтом гражданского общества, предложившим создание совместно с другими институтами гражданского общества эффективной системы гражданского контроля, в частности в сфере экологии, медицины, образования, в жилищно-коммунальном комплексе, сфере услуг.

Как известно, идеи ОНФ были поддержаны региональными сообществами. По опыту федерального народного фронта в данный период созданы и функционируют региональные объединения ОНФ фактически во всех субъектах Российской Федерации. Это позволяет партии власти - «Единой России» консолидировать социально-политические силы, открывает новые возможности для реализации различных программ и идей с участием гражданских активистов.

Следует заметить, что политические партии, в частности КПРФ, ЛДПР, их кандидаты в Президенты РФ - Г.А. Зюганов и В.В. Жириновский, самовыдвиженец М.Д. Прохоров уделяли постоянное внимание созданию и расширению социальной базы своих избирательных кампаний, поддерживая те или иные общественные объединения. Так, например, Г.А. Зюганов уделял особое внимание пенсионерам и молодежи. М.Д. Прохоров акцентировал особое внимание на проблеме научно-технического прогресса, человеческого потенциала: «Культура, наука, образование, здравоохранение — основы основ и залог успешного развития любого общества — существовали на принципах остаточного внимания со стороны нашей власти»7. В.Ф. Жириновский чаще всего возвращался к проблемам идеологии, межнациональным конфликтам, предлагал «...ограничить поводы для межнациональных конфликтов и территориальных претензий друг к другу»8. В своей организационной деятельности опирался на молодежные организации, представителей интеллигенции.

И, тем не менее, по итогам выборов возникло немало проблем, связанных с откровенным недоверием избирателей к их организации и проведению, несмотря на обширный процесс общественного контроля со стороны партий, многочисленных институтов гражданского общества, наблюдателей. Представители институтов гражданского общества справедливо убеждены, что в избирательном процессе не должно быть нарушений и злоупотреблений. Подобную постановку вопроса, на наш взгляд, следует только приветствовать. В том и проявляется зрелость гражданского общества, когда индивидуумы, ассоциации имеют возможность свободно рассуждать о насущных проблемах, высказывать свое мнение, излагать различные взгляды на происходящие процессы, а власть из этого обязана делать соответствующие выводы и принимать адекватные меры. Ведь игнорирование накопившихся проблем всегда приводит к явлениям раздражения в обществе. Этот важнейший урок можно сделать из кампании политических выборов 2011 года. Не случайно В.В. Путин в своей предвыборной программе отмечал, что «граждане страны

6 Дмитрий Рогозин поддержал инициативу создания Добровольческого движения «Народного фронта», которое будет содействовать развитию армии, флота и ОПК [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://narodfront.ru/news/20120118/380431546.html

7 Программа кандидата в президенты. Михаил Прохоров: настоящее будущее. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mdp2012.ru/program/

8Блок Жириновского, предвыборная программа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.panorama.ru/works/ vybory/party/p-zhir.html

настроены на более быстрые темпы развития, на достижение лучших мировых стандартов жизни, на более активное участие в решении проблем, стоящих перед страной.. Эти проблемы появились не сегодня и не вчера, но на фоне успешного решения иных важнейших вопросов они особенно нетерпимы»9.

Совершенно очевидно, что новые подходы к проведению выборов предполагают перенесение акцента на превращение избирательного процесса в свободное народное волеизъявление. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ на последних президентских выборах. В нем участвовало более 3 тысяч человек. Абсолютное большинство (92 %) респондентов отметили, что выборы Президента РФ являются важнейшим событием страны, указав при этом, что в обществе наблюдается также безразличие и даже негативное отношение к власти.

В целом, электоральное поведение граждан, на наш взгляд, свидетельствует о формировании и становлении нового типа гражданского общества, которое ориентируется на необходимость осуществления эффективного электорального контроля. Позитивно то, что независимо от идеологических и политических предпочтений граждане в своей электоральной политике ориентируются на такие базовые ценности как стабильность и социальные приоритеты в государственной политике.

NEW CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS IN THE PROCESS OF ELECTIONS IN THE MODERN RUSSIA

This article is devoted to the participation's analysis of new civil society institutions in the process of elections. The author marks out the different factors, forms and methods of civil society institution's activities during the elections. The institutional settings and particularly the All-Russian Public Front are considered to be potential resources of electoral activities in the modern Russian society.

e-mail:Steblecova.nadezhda@mail.ru Keywords: democracy, civil society, process of elections, elec-

tion, the All-Russian Public Front.

N.N. STEBLETSOVA

Oryol State Institute of Arts and Culture

9 Предвыборная программа Всероссийской политической партии «Единая Россия» (на выборах Президента России 4 марта 2012 года). Итоги десятилетия и задачи развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://putin2012.ru/pr0gram

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.