Научная статья на тему 'НОВЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ПО ВОССОЗДАНИЮ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ'

НОВЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ПО ВОССОЗДАНИЮ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
60
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ / КИТАЙ / ЕАЭС

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Яковцева В.И.

В данной статье представлены примеры инициатив по воссозданию великого шелкового пути

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ПО ВОССОЗДАНИЮ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ»

УДК 327

Яковцева В.И.

студент кафедры международных отношений Дальневосточный федеральный университет (Россия, г. Владивосток)

НОВЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ПО ВОССОЗДАНИЮ ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ

Аннотация: в данной статье представлены примеры инициатив по воссозданию великого шелкового пути.

Ключевые слова: Шелковый путь, Один пояс-один путь, Китай, ЕАЭС

В последние годы Китай интенсивно продвигает проект «Новый шелковый путь», объединяющий десятки стран. «Один пояс - один путь» -такую концепцию нового Шелкового пути сформулировал Председатель КНР Си Цзиньпин. Более пятидесяти государств пожелали стать участниками этого проекта, в том числе Россия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан. Идеей китайского мегапроекта XXI века является восстановление экономических и культурных связей на протяжении исторического Великого шелкового пути.

Великий шелковый путь - важнейший транс евразийский коридор, соединяющий древние цивилизации Востока и Запада. Он связал Китай с Индией, пролегал по Центральной Азии и Ближнему Востоку через Афганистан, Иран, Ирак, Сирию и другие страны и доходил до Рима в Средиземноморье. По этому грандиозному торговому маршруту перевозили прежде всего шелк из Китая, что и отразилось в названии. В обмен на шелк китайцы получали из Центральной Азии и Восточного Средиземноморья шерстяные изделия, экзотические товары и др.

Следовательно, основной целью китайской программы возрождения Великого шелкового пути является объединение экономических, дипломатических, энергетических потенциалов участников в попытке создать обширную инфраструктурную сеть, которая увеличит объемы торговли в Азиатском регионе.

Россия, это стратегический партнер Китая по реализации проекта. Важным достижением в российско-китайском сотрудничестве является углубление взаимодействия по двум крупным проектам: Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) и «экономическому поясу Великого Шелкового пути». В мае 2015 г. главы двух государств подписали «Совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства ЕАЭС и экономического пояса «Шелковый путь», что в свою очередь придало интеграционному процессу двух проектов реальную юридическую силу. Таким образом, главы России и Китая отметили необходимость согласованного строительства ЕАЭС и «экономического пояса Великого Шелкового пути» как основы для формирования общего пояса развития. ЕАЭС является одним из проектов, направленных на содействие региональной экономической интеграции. Создание ЕАЭС, прежде всего, необходимо для того, чтобы восстановить интеграцию на постсоветском пространстве.

Сопряжение проектов ЕАЭС и «экономического пояса Великого Шелкового пути» выводит отношения двух стран на новый уровень стратегического партнерства. Реализация совместных проектов в рамках ЕАЭС и «экономического пояса Великого Шелкового пути» открывает большие возможности для двух стран, а также взаимодействия сторон на всем пространстве ЕАЭС. Необходимость интеграционных процессов в реализации двух крупных проектов также обуславливается и тем, что страны-члены ЕЭАС территориально расположены на маршрутах «Нового Шелкового пути». Кроме того, совместное построение ЕАЭС и «экономического пояса Великого Шелкового пути» окажет огромное влияние на экономическую интеграцию в

рамках ШОС, создаст условия для формирования зоны свободной торговли в рамках стран-членов ШОС.

Перспективы дальнейшего сотрудничества в рамках сопряжения «экономического пояса Великого Шелкового пути» и ЕАЭС, во многом зависят от расширения контактов между Россией и Китаем на государственном и региональном уровнях. На государственном уровне необходимо осуществлять развитие отношений между странами в таких областях как: энергетика, транспорт, экономика, наука и техника, коммуникация, культура. Региональный уровень, являясь важным компонентом для осуществления интеграции двух важных проектов, предполагает дальнейшее развитие отношений по следующим отраслям: экономика и торговля, наука и техника, сельское хозяйство.

Таким образом, реализация стратегии по сопряжению ЕАЭС и «экономического пояса Великого Шелкового пути» может коренным образом изменить структуру международных отношений в сфере политики и экономики. Расширение российско-китайского партнерства придаст мощный импульс развитию отношений между странами на обширном евразийском пространстве.

Китаю и России необходимо объединить усилия в интеграции проектов ЕЭАС и «экономического пояса Великого Шелкового пути» для того, чтобы обеспечить в регионе стабильность, безопасность и процветание. При этом главы России и Китая подчеркивают, что необходимо придерживаться принципов открытости и сотрудничества, поэтому все заинтересованные государства могут принять участие в интеграционных процессах построения ЕАЭС и «экономического пояса Великого Шелкового пути».

На современном этапе мирового развития под влиянием процессов глобализации, для каждого государства очень важным является его экономическое развитие. При этом ключевое значение в экономическом развитии занимает транспортная система и международные транспортные коридоры. В XXI в. транспортные коридоры являются способом интеграции в мировую транспортную систему и в мировое логистическое пространство.

«Экономический пояс Великого Шелкового пути» представляет собой многовекторную концепцию, выдвинутую Китаем, основная идея которой заключается в развитии международной торговли и экономического сотрудничества, формировании структуры всесторонней открытости. Пространственное расположение экономического пояса Великого Пути включает три основные зоны: северную, центральную и южную.

Северная зона происходит от Бохайского залива, проходит через город Хух-Хото (автономный район Внутренней Монголии) и Синьцзян-Уйгурский автономный округ, пересекает города Усть-Каменогорск (Казахстан), Омск и Москву и достигает Санкт-Петербурга (побережье Балтийского моря).

Центральная зона определена Шанхаем, Сюйчжоу (провинция Цзянсу), Сиань (провинция Шэньси), Ланьчжоу (провинция Ганьсу), Хами (Синьцзян-Уйгурский автономный район), Турфан (Синьцзян-Уйгурский автономный район), Куйтунь (Синьцзян-Уйгурский автономный район), Цзинхэ (Боро-Тал-Монгольский автономный район), Хочэн (Синьцзян-Уйгурский автономный район), Алматы (Казахстан), Ташкент (Узбекистан), Ашхабад (Туркменистан), Тегеран (Иран) - линия проходит от Тегерана вдоль побережья Персидского залива, - Ереван (Армения), Анкара (Турция), Германия, Париж и Гавр (Франция) - вдоль побережья Атлантического Океана.

Южная зона включает в себя следующие территориальные единицы: Гуанчжоу (провинция Гуандун), Чанша (провинция Хунань), Хуайхуа (провинция Хунань), Чунцин, Чэнду (провинция Сычуань), Аба (провинция Сычуань), Голмо (провинция Цинхай), Чарклык (провинция Цинхай), Черчен (Синьцзян-Уйгурский автономный район), Хотан (Синьцзян-Уйгурский автономный район), Кашгар (Синьцзян-Уйгурский автономный район), Исламабад и Карачи (Пакистан) - побережье Индийского океана.

Для проведения экономической интеграции и расширения регионального сотрудничества, в рамках «экономического пояса Великого Шелкового пути» была выдвинута концепция строительства «пяти коммуникаций» между

странами региона. Под «пятью коммуникациями» имеются в виду: политическая согласованность, транспортные связи, торговые коммуникации, денежное обращение, а также гуманитарное сотрудничество.

Таким образом, «Экономический пояс Великого шелкового пути» это не просто транзитный и транспортный мегапроект, это комплексный план экономического развития ряда государств, который включает в себя многочисленные проекты в области инфраструктуры, промышленности, торговли и сферы услуг. Этот мегапроект в первую очередь реализуется в национальных интересах КНР, поскольку он обеспечит стабильную и безопасную среду для развития западных территорий страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Авагян С. ЕАЭС как региональный интеграционный мегапроект / С. Авагян // Новая Евразия. - 2015. - №1. - С. 9-11.

Ван Шуцунь. Проекты «Экономический пояс Шелкового пути» и ЕАЭС: конкуренты или партнеры? / Ван Шуцунь, Вань Цинсун // Научноаналитический журнал Обозреватель - Observer. - 2014. - №10. - С. 56-68. Подберезкина О.А. Эволюция значения международных транспортных коридоров в мировой политике на примере России: Дис. ... канд. полит. наук / О.А. Подберезкина. - М., 2015. - 164 с.

Сычоу чжилу цзинцзидай юй цюйюй цзинцзи фачжань яньцзю = Исследование «экономического пояса Великого Шелкового пути» и регионального экономического развития / Под ред. Сунь Цзювэнь, Гао Чжиган. - Бэйцзин: Цзинцзи гуаньли чубаньшэ, 2014. - С. 4-7.

Эчэун лянго гунтун чжилиюй ханьвэй эрчжань лиши чжэньсян ханьвэй Элосы цзунтун Пуцзин = Россия и Китай обязались совместно защищать историю Второй Мировой войны - в преддверии визита российского президента В.

Путина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.xinhuanet.com/2015-09/01/^1116442065.htm

Филатов С.В. Исторический визит Путина в Китай коронован 51 соглашением // Международная жизнь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mteraffairs.ru/news/show/11178

Зонн И. С., Тянь Юйчжао. Новое прочтение Великого шёлкового пути // Проблемы постсоветского пространства 2015. №3.

Лю Цзея. Стратегии развития Нового шёлкового пути // Молодой учёный. 2015. N 15. С. 391-394.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.