Научная статья на тему 'Новые информационные технологии непрерывного образования'

Новые информационные технологии непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые информационные технологии непрерывного образования»

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

A. А. Безносюк

B. Е. Лукин

О. А. Прохоров

Государственная национальная программа «Осв1та» (Укра!-на XXI стол1ття) акцентирует внимание на решении приоритетного задания отрасли образования, а именно: «создание жизнеспособной системы непрерывного обучения и воспитания для достижения высоких образовательных уровней, обеспечения возможностей постоянного самоусовершенствования личности, формировании интеллектуального и культурного потенциала как наивысшей ценности нации». Эта глобальная проблема должна решаться посредством педагогических и информационных технологий. Таким образом, проблему практического, т. е. уже технологического обрабатывания системы непрерывного образования можно считать второй значимой проблемой в стратегическом и тактическом аспектах.

Эта проблема тесно связана с приоритетами в сфере дидактики. Дело в том, что при таком рассмотрении перспектив развития образования, оказывается недостаточным ориентироваться на необходимость передачи и усвоения опыта, собранного человечеством, как это отмечено в дидактике. Важным является не просто усвоение знаний, а умение их творчески применять и развивать самостоятельное мышление. Эта проблема требует принципиально другого взгляда, как на технологию, так и на теорию обучения. Речь идет о необходимости развития личности. Приоритет должен быть за личностно-ориентированной педагогикой, личностно-ориентированными педагогическими технологиями. Такой взгляд на систему образования предполагает изменение парадигмы образования.

Ранее в нашей стране в системе образования отстаивалась парадигма «учитель-учебник-ученик», в которой приоритет был абсолютно очевиден — деятельность преподавания. Ныне ей на

9

смену пришла новая парадигма «ученик-учебник-учитель», в которой приоритет отдается самостоятельной исследовательской деятельности ученика. Но роль учителя от этого абсолютно не умаляется.

Очевидно, что сегодня Украина нуждается в новых педагогических технологиях, которые будут поддерживать массовую подготовку специалистов с использованием современных коммуникационных и информационных средств, которые создали бы условия для повышение эффективности и качества подготовки специалистов и подготовили необходимую инфраструктуру для реализации идей непрерывного образования — «образования через всю жизнь». В этой связи полезно определиться со средствами, которые будут способствовать успешному решению идей непрерывного образования. Если говорить о педагогических технологиях, которые бы были по своим функциям адекватны специфике личностно-ориентированного, гуманистического подхода, то следует назвать такие, как, например, образование и сотрудничество (cooperative learning), метод проектов, разноуровневое образование, модульное образование. Это вовсе не означает, что методы и технологии традиционного образования полностью отбрасываются. В педагогике и дидактике всегда нужно проявлять особенную осторожность и искать место наиболее продуктивным способом достижения поставленных целей. Хочется лишь обратить внимание на тот факт, что есть существенная разница между проектом, в том числе и учебным, познавательным как таковым, и методом проектов, т. е. способом достижения результата, который предсказывает технологическую обработку всего пути.

Метод проектов предугадывает наличие проблемы, которую студенты решают в совместной творческой, исследовательской, поисковой и игровой деятельности в зависимости от типа проекта. Любой практически значимый результат, полученный в результате той или иной разработки, можно назвать проектом (например, марафон, олимпиаду или «неделю английского языка» и др.). И это будет правильно, если только речь не идёт о методе проектов. Метод проектов предполагает определённый

10

путь достижения результата. Особая роль в осуществлении проектов принадлежит дистанционным методам обучения. Во время совместной работы над проектами дистанционного обучения образуется сильная мотивация для самостоятельной познавательной деятельности студентов в группах и индивидуально. Такая совместная деятельность стимулирует студентов к ознакомлению с разными точками зрения на рассматриваемую проблему, на поиск дополнительной информации, на оценку собственных результатов. Преподаватель становиться руководителем, координатором, консультантом, к которому обращаются не по его положению, а как к авторитетному источнику информации, как к эксперту. Обсуждение промежуточных результатов, дискуссии, мозговые штурмы, доклады, рефераты получают иное качество, поскольку содержат материал не только из учебников и официальных справочников, но и альтернативные точки зрения и т. п.

Таким образом с помощью новых информационных технологий и глобальных сетей человек входит в единое информационное пространство. В Европе будущего освоение стратегией обучения на протяжении всей жизни выступает ответом на вызовы экономической конкуренции и новейших технологий, а также условием укрепления социального единения, обеспечения равных возможностей и должного качества жизни.

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.