НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
A. А. Безносюк
B. Е. Лукин
О. А. Прохоров
Государственная национальная программа «Осв1та» (Укра!-на XXI стол1ття) акцентирует внимание на решении приоритетного задания отрасли образования, а именно: «создание жизнеспособной системы непрерывного обучения и воспитания для достижения высоких образовательных уровней, обеспечения возможностей постоянного самоусовершенствования личности, формировании интеллектуального и культурного потенциала как наивысшей ценности нации». Эта глобальная проблема должна решаться посредством педагогических и информационных технологий. Таким образом, проблему практического, т. е. уже технологического обрабатывания системы непрерывного образования можно считать второй значимой проблемой в стратегическом и тактическом аспектах.
Эта проблема тесно связана с приоритетами в сфере дидактики. Дело в том, что при таком рассмотрении перспектив развития образования, оказывается недостаточным ориентироваться на необходимость передачи и усвоения опыта, собранного человечеством, как это отмечено в дидактике. Важным является не просто усвоение знаний, а умение их творчески применять и развивать самостоятельное мышление. Эта проблема требует принципиально другого взгляда, как на технологию, так и на теорию обучения. Речь идет о необходимости развития личности. Приоритет должен быть за личностно-ориентированной педагогикой, личностно-ориентированными педагогическими технологиями. Такой взгляд на систему образования предполагает изменение парадигмы образования.
Ранее в нашей стране в системе образования отстаивалась парадигма «учитель-учебник-ученик», в которой приоритет был абсолютно очевиден — деятельность преподавания. Ныне ей на
9
смену пришла новая парадигма «ученик-учебник-учитель», в которой приоритет отдается самостоятельной исследовательской деятельности ученика. Но роль учителя от этого абсолютно не умаляется.
Очевидно, что сегодня Украина нуждается в новых педагогических технологиях, которые будут поддерживать массовую подготовку специалистов с использованием современных коммуникационных и информационных средств, которые создали бы условия для повышение эффективности и качества подготовки специалистов и подготовили необходимую инфраструктуру для реализации идей непрерывного образования — «образования через всю жизнь». В этой связи полезно определиться со средствами, которые будут способствовать успешному решению идей непрерывного образования. Если говорить о педагогических технологиях, которые бы были по своим функциям адекватны специфике личностно-ориентированного, гуманистического подхода, то следует назвать такие, как, например, образование и сотрудничество (cooperative learning), метод проектов, разноуровневое образование, модульное образование. Это вовсе не означает, что методы и технологии традиционного образования полностью отбрасываются. В педагогике и дидактике всегда нужно проявлять особенную осторожность и искать место наиболее продуктивным способом достижения поставленных целей. Хочется лишь обратить внимание на тот факт, что есть существенная разница между проектом, в том числе и учебным, познавательным как таковым, и методом проектов, т. е. способом достижения результата, который предсказывает технологическую обработку всего пути.
Метод проектов предугадывает наличие проблемы, которую студенты решают в совместной творческой, исследовательской, поисковой и игровой деятельности в зависимости от типа проекта. Любой практически значимый результат, полученный в результате той или иной разработки, можно назвать проектом (например, марафон, олимпиаду или «неделю английского языка» и др.). И это будет правильно, если только речь не идёт о методе проектов. Метод проектов предполагает определённый
10
путь достижения результата. Особая роль в осуществлении проектов принадлежит дистанционным методам обучения. Во время совместной работы над проектами дистанционного обучения образуется сильная мотивация для самостоятельной познавательной деятельности студентов в группах и индивидуально. Такая совместная деятельность стимулирует студентов к ознакомлению с разными точками зрения на рассматриваемую проблему, на поиск дополнительной информации, на оценку собственных результатов. Преподаватель становиться руководителем, координатором, консультантом, к которому обращаются не по его положению, а как к авторитетному источнику информации, как к эксперту. Обсуждение промежуточных результатов, дискуссии, мозговые штурмы, доклады, рефераты получают иное качество, поскольку содержат материал не только из учебников и официальных справочников, но и альтернативные точки зрения и т. п.
Таким образом с помощью новых информационных технологий и глобальных сетей человек входит в единое информационное пространство. В Европе будущего освоение стратегией обучения на протяжении всей жизни выступает ответом на вызовы экономической конкуренции и новейших технологий, а также условием укрепления социального единения, обеспечения равных возможностей и должного качества жизни.
11