РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА REGIONAL ECONOMY
УДК 332.14(470+571)
ББК 65.049(2Рос)-18
Б 49
Р.Н. Берлизев
Аспирант кафедры экономики и управления Адыгейского государственного
университета, г. Майкоп. Тел.: (8772) 59 39 52, e-mail: [email protected]
НОВЫЕ ФУНКЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НЕО-ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЕЙ
( Рецензирована )
Аннотация. В статье исследованы функции региональной экономической политики на современном этапе развития России, востребованные процессом нео-индустриализа-ции. Автор оценивает последствия разрушения территориальной промышленности и раскрывает ряд новых функций региональной экономической политики, появление которых необходимо при проведении нео-индустриализации. Оценены возможности и ограничения реализации указанных функций, определены требования к соответствующим инструментам региональной экономической политики при воссоздании территориальной промышленности на новой качественной основе.
Ключевые слова: функции, политика, деструкция, мезо-уровень, нео-индустриализа-ция, новое качество.
R.N. Berlizev
Post-Graduate Student of Economy and Management Department, Adyghe State
University, Maykop. Ph.: (8772) 59 39 52, e-mail: [email protected]
NEW FEATURES OF REGIONAL ECONOMIC POLICY CONDITIONED BY THE NEO-INDUSTRIALIZATION
Abstract. The paper studies the functions of regional economic policy at the present stage of development of Russia caused by the process of neo-industrialization. The author assesses the consequences of the destruction of the territorial industry and reveals some new features of regional economic policy. Their occurrence is necessary in the process of neo-industrialization. The scientific article examines possibilities and limitations of the implementation of these functions as well as the requirements to the relevant instruments of regional economic policy in the reconstruction of the territorial industry on a qualitatively new basis.
Keywords: functions, policies, destruction, meso-level, the neo-industrialization, a new quality.
Задачи нео-индустриализации об- опирающихся на имеющуюся ресурс-условливают появление определенной ную базу, современные технологии, совокупности новых функций реги- адекватную инфраструктуру и челове-ональной экономической политики, ческий фактор, обладающий необхо-ориентированных на создание террито- димыми компетенциями. Указанные риальных промышленных комплексов, функции не раскрыты в современной
научной литературе, что определяет актуальность постановки и решения соответствующих научных задач в русле данного исследования.
Оценивая региональную экономическую политику современной России, невозможно оставить без внимания тот факт, что продолжающаяся деструкция территориальных промышленных комплексов отчуждает региональные экономические системы современной России от постиндустриальных преобразований. Императив нео-инду-стриализации означает общественное признание и реализацию посредством механизмов управления и политики объективной необходимости воссоздания промышленности на качественно новом технологическом базисе, обеспечивающем устойчивую конкурентоспособность и открывающем дорогу постиндустриальным преобразованиям. Осуществление нео-индустриализации на мезо-уровне организации хозяйственных отношений современной России предполагает системное преобразование механизмов территориального управления и региональной экономической политики.
Системная деструкция промышленности за последние два десятилетия подорвала процесс постиндустриальных преобразований в национальной экономике России, что стало очевидным в ходе глобальной рецессии 2008—2009 гг. В современной научной литературе последовательно утверждается концептуальное представление о необходимости осуществления особых преобразований, открывающих дорогу для постиндустриального развития, что представляет собой императив нео-индустриализации .
Исходя из представления о том, что императив выступает преломлением требований объективных законов в экономическом мышлении и соответствующей политике, правомерно сформулировать вывод о том, что императив нео-индустриализации означает общественное признание и реализацию посредством механизмов управления и политики объективной необходимости воссоздания промышленности на каче-
ственно новом технологическом базисе, обеспечивающем устойчивую конкурентоспособность и открывающем дорогу постиндустриальным преобразованиям.
Объективная необходимость воссоздания промышленности на качественно новом технологическом базисе проявляется на всех уровнях организации хозяйственных отношений. Соответственно, осуществление нео-индустриализации на мезо-уровне организации хозяйственных отношений современной России предполагает системное преобразование механизмов территориального управления и региональной экономической политики [1].
Выделим следующие ключевые задачи региональной экономической политики, обусловленные нео-индустриа-лизацией:
— формирование специальных локализаций — территориальных зон нового индустриального роста, ориентированных на имеющийся в регионе ресурсный потенциал и создающих дополнительные конкурентные преимущества;
— расширенное воспроизводство интеллектуального капитала и накопление его во внутренней среде территории, для чего востребованы новые формы взаимодействия науки и образования, з, также механизм защиты интеллектуального капитала (способы его оценки, контракты, преференции и др.);
— реструктуризация региональной экономики, обеспечивающая потребности формирования и развития нового технологического базиса посредством создания структурных компонентов, восприимчивых к импульсам перемен;
— реализация потенциала государственно-частного партнерства в процессе нео-индустриализации, адаптация самой формы такого партнерства к особенностям функционирования и развития новой промышленности;
— выращивание новых институтов, адекватных процессу нео-индустриализации, отказ от масштабного переноса институтов из чуждой среды.
С учетом установленных ключевых задач в ходе осуществления нео-индустриализации на мезо-уровне современной
России необходимо ориентироваться на системное преобразование региональной экономической политики, ее последовательное приспособление к специфическим характеристикам создаваемых промышленных комплексов [2]. Правомерно выделить основные этапы указанного системного преобразования:
— формирование новых функций региональной экономической политики, востребованных нео-индустриали-зацией;
— организационно-структурное закрепление новых функций в устойчивых компонентах региональной экономической политики, создание соответствующих механизмов реализации данных функций;
— коррекция соответствующих норм институциональной среды, форм контрактов, статусов и способов поведения субъектов региональной экономической политики (институционали-зация проводимых преобразований);
— разработка комплекса инструментов, поддерживающих новые функции региональной экономической политики.
В современных региональных исследованиях получило признание и нашло практическое воплощение в Стратегиях социально-экономического развития территорий следующее представление об основных функциях региональной экономической политики: воспроизводственная функция, нацеленная на обеспечение продуктивности и устойчивости территориального воспроизводства; реформационная функция, ориентированная на задачи преобразования территориального воспроизводства и региональной экономики в целом; социальная функция, обеспечивающая функционирование и развитие общественных коммуникаций между субъектами региональной экономики; интеграционная функция, нацеленная на процессы интеграционного взаимодействия во внутренней и внешней средах территориального хозяйства; защитная функция, обеспечивающая необходимую безопасность функционирования и развития региональной экономики [3].
Для качественной оценки действующих функций региональной экономической политики применительно к процессу нео-индустриализации предложен следующий подход:
— определение совокупности приоритетных потребностей процесса неоиндустриализации ;
— соотнесение потребностей, на которые ориентированы действующие функции региональной экономической политики, с приоритетными потребностями нео-индустриализации;
— выделение группы «выпадающих» приоритетных потребностей неоиндустриализации, остающихся вне воздействия региональной экономической политики;
— постановка задачи раскрытия дополнительных функций региональной экономической политики, востребованных процессом нео-индустриализации.
В исследуемых условиях научный интерес представляют несколько направлений поиска дополнительных функций региональной экономической политики: способы локализации «новой промышленности»; организация воспроизводства исключительных компетенций; интеграция «новой промышленности» в региональную экономику; развитие государственно-частного партнерства; институциональное направление [4].
Выделим две наиболее значимые дополнительные функции региональной экономической политики, востребованные нео-индустриализацией: во-первых, функция формирования специальных промышленных (нео-индустриальных) районов, в которых локализованы наиболее ценные ресурсы и результаты данного процесса; во-вторых, функция, ориентированная на эффективное воспроизводство интеллектуального капитала в региональной экономике.
Раскрывая содержание первой из указанных выше новых функций региональной экономической политики, необходимо осуществить преобразование понятия «новый промышленный район» применительно к условиям нео-индустриализации на мезо-уровне.
В результате такого преобразования правомерно сформулировать понятие «нео-индустриальный район» — институционально упорядоченная и структурно закрепленная территориальная локализация пучка промышленных предприятий, для которых характерны следующие признаки:
— опора преимущественно на технологии пятого и шестого технологических укладов, что обеспечивает потребности постиндустриального роста;
— применение человеческого фактора, обладающего адекватными по отношению к данным укладам исключительными компетенциями, то есть способного к капитализации в виде интеллектуального капитала;
— генерация качественно новых конкурентных преимуществ, обеспечение глобальной конкурентоспособности территориального хозяйства.
Функция формирования нео-ин-дустриальных районов дополнительно актуализируется в ходе анализа опыта развития соответствующих локализаций в экономике стран ЕС (Дефанс) и БРИКС (Бангалор). Реализация данной функции предполагает опору на имеющиеся инфраструктурные площадки, ресурсную базу и квалифицированный компонент человеческого фактора региональной экономики [5].
Раскрывая содержание второй дополнительной функции региональной экономической политики, сфокусируем внимание на научно-образовательном комплексе территории, которому она адресована. Для обеспечения потребностей региональной экономики в интеллектуальном капитале необходимо, прежде всего, модернизировать инфраструктуру, обновить образовательные технологии, органично соединить обучение и научные исследования. Вместе с тем, результаты воспроизводства интеллектуального капитала должны быть обеспечены реальным спросом региональных рынков и подкреплены силами спецификации активов в трансакциях участников данного процесса [6].
Часть генерируемого интеллектуального капитала востребована самим научно-образовательным комплексом
территории. Для оценки функции генерации интеллектуального капитала необходима особая методика, в основании которой — принципы сбалансированной системы показателей (ССП). Ядро методики представляет собой аналитическую модель экспресс-оценки процесса воспроизводства интеллектуального капитала в научно-образовательных организациях региона и соответствия результатов данного процесса потребностям интенсификации региональной экономики [7]. В фокусе исследования — индикаторы, характеризующие основные аспекты воспроизводства интеллектуального капитала:
— индекс развития человеческого потенциала территории (ИРЧП);
— уровень физического износа основных средств в науке и образовании;
— доля инновационных научно-образовательных технологий в портфеле технологий научно-образовательных организаций;
— доля специфицированных контрактов на подготовку выпускников, обладающих особыми компетенциями, в бюджете данных организаций.
Результаты воспроизводства интеллектуального капитала в организациях ВПО Краснодарского края практически не обеспечены специфицированными контрактами, то есть спросом, а также не подкреплены инновационными научно-образовательными технологиями, что обусловливает соответствующую коррекцию территориальной экономической политики. Сфокусируем внимание на объективно обусловленных ограничениях, возникающих при реализации исследуемых новых функций региональной экономической политики:
— дефицит собственных средств территорий для осуществления активной экономической политики; данное ограничение наиболее значимо для обеих исследуемых функций, поскольку оно подрывает их ресурсную базу;
— фиктивный характер ряда ГЧП на мезо-уровне, превращение их в инструменты теневой приватизации бюджетных средств, что ограничивает функцию формирования нео-индустри-альных районов;
— преобладание переноса территориальных институтов развития из чужеродной среды над их выращиванием в собственной среде, что делает неустойчивыми обе исследуемые функции;
— отчуждение научно-образовательных организаций от территориального рынка труда и императивов развития региональной экономики, что ограничивает функцию генерации интеллектуального капитала.
Новые функции региональной экономической политики России, востребованные нео-индустриализацией, позволяют определить приоритетные направления модернизации и развития региональной экономической политики в условиях воссоздания территориальной промышленности на качественно новой основе [8].
Подведем итоги проведенного нами исследования новых функций региональной экономической политики. Задачи нео-индустриализации обусловливают появление определенной совокупности новых функций региональной экономической политики, ориентированных на создание территориальных промышленных комплексов, опирающихся на имеющуюся ресурсную базу, современные технологии, адекватную инфраструктуру и человеческий фактор, обладающий необходимыми компетенциями. В свою очередь, функциональные преобразования региональной экономической политики, востребованные нео-индустриализаци-ей, предполагают разработку комплекса специальных инструментов, обеспечивающих эффективную реализацию вновь возникающих функций.
Примечания:
1. Арриги Дж. Долгий двадцатый век. М.: Территория будущего, 2006.
2. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М.: Прогресс, 1995.
3. Губанов С.С. Державный прорыв. Нео-индустриализация России и вертикальная интеграция. М.: Книжный мир, 2012.
4. Глазьев С.Ю. Мировой экономический кризис как процесс смены технологических укладов // Вопросы экономики. 2009. №3.
5. Мезоэкономика развития / под ред. Г.Б. Клейнера. М.: Наука, 2011.
6. Рисин И.Е. Региональная социально-экономическая политика: содержание и механизмы реализации. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2006.
7. Чернявская С.А., Зелинская М.В. Ресурсы активизации развития региональной экономической системы // Бизнес в законе. 2010. №1.
8. Ермоленко А.А. Потерянное пространство России // Научная мысль Кавказа. 2012.
№4.
References:
1. Arrighi G. The long twentieth century. M.: The territory of the future, 2006.
2. Eucken B. Basic principles of economic policy. M.: Progress, 1995.
3. Gubanov S.S. Sovereign breakthrough. Neo-industrialization of Russia and vertical integration. M.: Book World 2012.
4. Glazjev S.Yu. The global economic crisis as a process of technological changes // Problems of Economics. 2009. №3.
5. Mesoeconomics of development / ed. corr. RAS GB Kleiner. M.: Nauka, 2011.
6. Risin I.E. Regional social and economic policy: the content and implementation mechanisms. Voronezh: VSU Publishing House, 2006.
7. Chernjavskaja S.A., Zelinskaya M.V. Resources of activation of the regional economic system development // Business-in-law. 2010. №1.
8. Ermolenko A.A. Lost Russian space // Scientific thought Caucasus. 2012. №4.