Калинина Лариса Юрьевна НОВЫЕ ФУНКЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ...
УДК 372.87
НОВЫЕ ФУНКЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ АВТОРОВ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
© 2017
Калинина Лариса Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, улица Горького, 65/67, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье представлен материал, раскрывающий мало изученные стороны вопроса выявления образовательных возможностей инновационного искусства. Практическую направленность публикации автор видит в подготовке основ для создания актуальных технологий обучения школьников музыке в начальной, основной школе и учреждениях дополнительного образования. Анализ недавних публикаций по проблеме отразил недостаточную изученность ряда ее аспектов. Так, характеристики современного (инновационного, неклассического) произведения требуют уточнения. Исследователи, подробно освещая отдельные стороны данной информационной лакуны, нечасто обращаются к художественным аналогиям. Таким образом, наметился разрыв между концептуальными положениями и практикой работы педагогов-музыкантов. Большое значение имеют в данном контексте новейшие данные о трансформации понимания детьми, равно как и взрослыми авторами, художественного, эстетического, художественной и полихудожественной коммуникации, смысла произведения, допустимых границ в творчестве, словаря художественных ассоциаций. Статья включает выводы, сделанные с учетом достижений отечественного искусства и музыкальной педагогики, равно как и наиболее значимых, с точки зрения автора, идей зарубежных мыслителей. Выделены спорные по принадлежности к «высокому» искусству области, существующие в культуре эпохи постмодерна, которые, тем не менее, требуют специального внимания педагогов. Материалы статьи являются вкладом в изучение более широкой проблемы разработки теоретических основ новых педагогических методов и технологий в сфере музыкального образования, приобщения школьников к творческой деятельности.
Ключевые слова: современное искусство, музыка современных композиторов, музыкальное образование, полихудожественное творчество на музыкальных занятиях, воспитательные ресурсы рок-музыки, фольклор в творчестве современных композиторов.
NEW FUNCTION OF MODERN AUTOR'S MUSIC IN THE MUSICAL EDUCATION
© 2017
Kalinina Larisa Yuryevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of musical educations Samara State University of Social Sciences and Humanities (443099, Russia, Samara, street Gorkogo , 65/67, e-mail: [email protected])
Abstract. The article presents the material, revealing the little-studied aspects of the question of educational opportunities of innovative art. Action-oriented publication, the author sees in the preparation of foundations for the creation of actual student learning technologies music in elementary, basic school and institutions of further education. Analysis of recent publications on the problem of reflected insufficient knowledge of some of its aspects. Thus, the characteristics of the modern (innovative, non-classical) requires clarification. Researchers detail highlighting certain aspects of the information gaps, not often turn to the artistic analogies. Thus, there has been a gap between the conceptual provisions and work practices of music teachers. Are of great importance in this context, the most recent data about the transformation of understanding of children and adults by the authors of artistic, aesthetic, artistic and polyart communication, the meaning of the work, the permissible limits in creativity, association terms. The article includes the conclusions reached by taking into account the achievements of national art and music pedagogy, as well as the most important, from the point of view of the author, the ideas of foreign thinkers. Highlighted controversial as belonging to "high" art area, existing in postmodern culture, which, however, require special attention to teachers. Article Submissions are a contribution to the study of the wider problem of the development of the theoretical foundations of new teaching methods and technologies in the field of music education, familiarizing of schoolboys to creative activity.
Keywords: contemporary art, modern composers, music education, polyart work on musical employment, educational resources of rock music, folklore in the works of contemporary composers.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Ретроспективный взгляд на понимание функций музыки в образовании дает возможность на основе обобщения пройденного пути обозначить современную проблематику. В начале XX века именно Россия стала мировым лидером по активизации интереса к эстетическому воспитанию молодежи, формированию художественно-эстетического сознания общества [1, с. 260-263]. Сыграли роль в этом процессе знаковые события 1917 года, когда открылись неизведанные пути развития музыкального образования. Решение глобальных проблем социализации личности, становления индивидуальности, гражданской активности были осмыслены в неразрывной связи с эстетикой и искусством, в том числе - инновационным, рождающимся в творческих лабораториях взрослых и юных авторов.
Сегодня мы видим, что для решения задач, поставленных федеральными стандартами, необходимо обратиться к области знаний об интеграции художественного и эстетического, где произведения искусства играют роль не только воплощения эстетического идеала, но и опытов, проб, представления результата познания мира автором. Важно решить вопрос о целесообразности
включения произведения современных авторов в содержание музыкального образования с учетом требований:
- формирования у школьников основ мировоззрения в соответствии с уровнем развития науки и общественной практики, ценностно-смысловых установок, навыков активного познания мира средствами искусства;
- совершенствования их опыта в области использования знаково-символических средств для создания художественных моделей объектов и процессов;
- расширения музыкального и общего культурного кругозора [2; 3].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. К настоящему времени исследования эстетической и воспитательной ценности неклассических произведений искусства осуществляли Ж. Бодрийяр, И.А. Добрицына, А.Я. Зись, Х. Ортега-и-Гассет, И.С. Скоропанова, Ю. Хабермас и др.
В середине XX века Х. Ортега-и-Гассет констатировал, что художественно-творческая традиция исчерпала себя и что искусство должно искать другую форму [4]. Ответ на вопрос, какую именно, предлагает Ж. Бодрийяр. С его точки зрения, сущность современ-
Калинина Лариса Юрьевна
НОВЫЕ ФУНКЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ..
ного искусства - это цитирование и ре-апроприация, то есть более-менее прямое использование в творчестве реальных предметов или других, уже существующих, произведений [5]. При этом заимствованный материал слегка трансформируется, а чаще извлекается из естественного окружения или контекста, и помещается в новую или несвойственную ему область. Приведем пример из области музыкального искусства: преобразования мелодии танго из Concerto grosso № 1 А.Г. Шнитке (1977) в необычных для нее «условиях» скрипичного концерта эпохи барокко. Полистилистика, изобретенная композитором - знак постмодернистского искусства.
А.Я. Зись в своих поздних работах уделял пристальное внимание проблеме мировосприятия современных авторов. Его отношение к инновационному искусству вполне позитивно. Особенности неклассических произведений ученый характеризует как новый тип мирови-дения, синтез инноваций с художественным наследием, новую методологию. «Ее основные принципы - плюрализм и релятивизм», - пишет ученый [6, с. 198].
Ю. Хабермасом дана характеристика искусства эпохи постмодернизма в целом, как сигнализирующего о завершении идеологической борьбы, наступлении эпохи эстетического эклектизма. Оно, по мнению мыслителя, отдалилось от жизни, возвращаясь к статусу полной автономии [7].
Ирония - еще один атрибут искусства постмодерна. То, что авторы свободно используют разнообразные готовые формы, художественные стили в ироническом ключе, обращаясь к «вечным» темам, является поводом для акцентирования внимания на особом положении таких тем в современном мире. Вот как Вс.Н. Некрасов иронизирует над однообразными, «лозунговыми» текстами советских газет: это
не должно повториться
повторяю
это
не должно повториться
повторяю
это
не должно повториться это
не должно повториться это
не должно повториться повторяю
Современные произведения обладают признаком синтетичности уже из-за своей принадлежности к постмодернизму. Это новые авторские формы, включающие исторические аллюзии. Музыка композиторов-постмодернистов повествовательна, в ней есть выразительная мелодия, гармоничное сочетание вторичных форм, опора на классические традиции. Она помогает воссоединить прошлое культуры с ее настоящим.
Но современное искусство близко далеко не всем. «Язык его непонятен, - отмечает И.С. Скоропанова, -эстетические вкусы раздражают» [8, с. 5].
Приобщая учеников к искусству авторов, использующих инновационные средства выразительности, необходимо помнить:
- для таких произведений характерна ненормативность эстетических парадигм;
- авторы-постмодернисты руководствуются принципом снятия, с удержанием в новой форме характеристик предыдущего периода;
- постмодернизм означает частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли искусства;
- они как бы растворены в самом процессе создания произведения, творят его вместе со зрителем [9, с. 80].
Формирование целей статьи (постановка задания). Цели статьи:
- конкретизировать характеристики произведений современных авторов, использование которых в музы-
кальном образовании будет способствовать достижению результатов, предписанных ФГОС;
- обозначить новые функции данных произведений в процессе обучения школьников музыке.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
В музыкальном образовании могут использоваться как музыка современных авторов, так и произведения других видов искусства.
Музыкальное творчество авторов XXI века исследователи характеризуют с различных сторон. Ч.К. Скрыбыкина заостряет внимание на ведущей роли колористики и сонорики, красочности гармонии, интонационном своеобразии, ладовой специфики мелодики, включения модальности в тональный контекст. Истоки данных средств выразительности - в темброфоническая окрашенности исполнения народной музыки (например, якутский эпос олонхо). [10]. Профессиональные композиторы - З. Степанов, В. Ксенофонтов, П. Иванова, К. Герасимов, Е. Неустроев и др. - «конвертируют» тем-бро-фоническую характерность звучания народной музыки в гармонию путем ассоциативных связей.
У В.Д. Карташова особенности творчества современных авторов освещены в контексте творческих находок баяниста Владимира Даниловича Зубицкого [11]. Исследователь обратил внимание на уникальность музыкальной эстетики композитора, связанной с расширением круга выразительных средств баяна за счет жанрового синтеза (переосмысление классических форм, введение элементов джаза), синтеза тональных и атональных сфер, имитаций речевых оборотов, танцевальных гуцульских наигрышей, полиаккордовых созвучий, политональных наслоений, главенства ритмического аспекта. Композитор на фольклорном материале выражает идею духовной близости славянских народов (Соната № 2, «Славянская»).
А.К. Петров анализирует особенности претворения фольклора в современной хоровой музыке [12]. Музыковедом выделены такие методы претворения фольклора в композиторском творчестве, как:
- обработка (В. Калистратов, А. Флярковский, С. Екимов);
- цитирование (Р. Щедрин, А. Ларин, В. Калистратов);
- стилизация (В. Григоренко, Г. Седельников).
Также композиторы используют приемы жанрового
реконструирования в крупномасштабной циклической композиции (А. Ларин). Ряд авторов подходят к фольклору свободно, преобразовывая фольклорный жанр (А. Киселев, В. Беляев), создавая произведения на народно-песенные тексты (В. Рубин, Р. Щедрин) и фоль-клоризированные опусы на основе произведений художественной литературы (Г. Свиридов, А. Королев, А. Микита).
Яркое проявление культуры постмодерна - рок-музыка. Учитывая склонность многих школьников слушать именно эти произведения, обратим внимание на ее особенности.
Например, в работе Е.В. Мякотина представлен опыт структурно-антропологического подхода к анализу рок-композиций [13]. Дешифрование тембровых знаков дало возможность исследователю выделить ряд признаков рок-музыки:
- моделирование многоуровнего звукового пространства за счет диапазона электоинструментов, гипернапряженной силы вокала, искажения окраски звука;
- карнавально-игровая установка (перекраска тембров и возникающее вследствие этого изменение внутренних смыслов);
- необозримость, бесконечность времени (воспринимаемого во множественном пространстве, его порогово-сти как атрибута зыбкости смысла, недосказанности и незавершенности).
Таким образом, рок-музыка фиксирует тип человеческого самосознания, пытающегося изжить глубинный
Калинина Лариса Юрьевна НОВЫЕ ФУНКЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ...
страх перед неизведанным и восстановить утерянное ощущение цельности мира через чувство относительности всего. Творчество рок-групп Jefferson Airplane, Pink Floyd, The Soft Machine, King Crimson, Genesis, Gentle Giant, Jentro Tull и др., по мнению Е.В. Мякотина, обращает нас к проблеме вечного поиска Истины.
В содержании музыкального образования могут присутствовать не только произведения композиторов. Учебное полихудожественное творчество как пространство поиска новых личностных смыслов предполагает опыты с разным материалом, обращение к «немиметическим» формам в искусстве, вытеснение изображенного события событием изображения, что делает мысль автора реально существующей, самостоятельной, а не растворенной в окружающем мире. Ознакомившись с творчеством художников В. Кандинского, З. Церетели, С. Бабиоль, автора перформансов А. Капрова, архитектора А. Гауди, ученики могут попробовать сочинять так, как это делают авторы с инновационным мышлением.
Для детей поиск целостных характеристик формы музыкального произведения иллюстрируют картины абстракционистов, где показано, что объект - круглый, плоский, вытянутый, бесформенный (Юрий Лытнев. «Детская игра», «Крещендо»; Владимир Волосов. «Расколотый день»; Владимир Солдаткин. «Весенний калейдоскоп», «Осенний автобус» и др.).
Научить школьников выбирать материалы в соответствии с будущим художественным образом, из «художественного словаря» двух и более видов искусства и приемам работы с ними, поможет знакомство с инсталляциями - «видеомами» А.А. Вознесенского. Так, для работы под названием «Прокофьев» автор создал образ композитора, используя «разлинованную нотную бумагу» и настоящую кофемолку, чтобы передать игру слов «Прокофьев - кофе», а также особую темпо-ритми-ческую остроту музыки композитора, напоминающую механическое движение ручки кофемолки.
Беседа о ризоме как форме современных художественных произведений будет запоминающейся и наглядной, если проиллюстрировать ее изображениями инсталляций «Ризома» Виктора Сачивко, «Летучая трава (ризома)» Хаима Сокола. В композиции учащегося, создаваемой по принципу ризомы, нет точек или позиций, как в структуре, дереве или корне, есть только линии. Аналогией из сферы музыкального исполнительства является игра пианиста Глена Гульда, который ускоряет исполнение фрагмента, трансформируя музыкальные «точки» в «линии», распространяя на них целостность [14]. Чтобы понять, как сломанная или разбитая ризома возобновляется, следуя своей или другим линиям, ученикам полезно рассмотреть иллюстрации «отреставрированных» водорослями статуй, созданных в Парке подводных скульптур на дне Карибского моря скульптором Дж. Тейлором (2006) [15].
Соответственно, в творчестве школьников на музыкальных занятиях используются приемы работы с материалом из арсенала современных авторов. Экспериментируя, художественного текст изменяется:
- дробится на части;
-однородная (например, музыкальная) структура текста заменяется на неоднородную (слова с музыкой);
- осуществляется переход от симметричной формы арт-объекта к асимметричной;
- показывается «многофункциональность» художественного текста (стихотворение можно напевать, прохлопывать его ритм, изобразить его интонацию графически и т.д.);
- один текст размещается внутри другого;
- исполняется наоборот (от последнего слова или музыкального звука к первому);
- прямолинейное движение в тексте заменяется на «вращательное» (например, в мелодии - с опеванием главных по смыслу ступеней, особенно тоники); Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2(19)
- меняется темп, громкость;
- переставляются местами части текста.
Таким образом, в опытах интегрируются художественное творчество и изобретательство [16]. В результате появляется цикл «арт-вариаций».
Творческое задание для учащихся формулируется следующим образом: «Выберите смысловой центр будущей композиции - мелодию, стихотворение, фотографию... Используя принцип дробления, разделите данный текст на независимые части (предложения, фразы, стихотворные строфы, отдельные слова, мотивы, звуки, отрывки, пазлы). Внимательно прочитайте (рассмотрите, пропойте, прослушайте) текст каждого фрагмента. Не противоречат ли они друг другу в чем-либо? Выполните новую композицию из отдельных частей. Постарайтесь выразить свое отношение к тексту, созданному первоначально автором, в своем новом художественном тексте. Используйте музыку, краски, материал для аппликаций, небольшие предметы, фото архитектурных сооружений. Если образ, по-вашему, не выражен полностью, увеличьте степень дробления объекта и измените композицию».
К пониманию образов современного искусства школьников приблизит участие в полихудожественных учебных играх:
- хепенинг «Первобытное искусство и мы» (коллективный подбор ассоциаций из современной жизни к древним артефактам по принципу «мозгового штурма», ассоциативные музыкальные и музыкально-двигательные импровизации каждого участника, составление сценария, приглашение других участников, не входящих в постоянный состав группы, создание общей «разомкнутой» в пространстве композиции);
- перформанс «Белое и черное» по мотивам старых фотоснимков (каждый сюжет транспонируется отдельными обучающимися в разные виды современного искусства - читается в стиле рэп, преобразуется в джазовую мелодию, протанцовывается; затем обучающиеся представляют персонажей снимков стихотворением в стиле хокку; все фотографируются с фотографиями в руках).
Путь современного автора к творческому результату метафорически обозначен К. Кастанедой: «Сначала иди к своему первому растению и там посмотри внимательно, как начиная с этого места течет вода потока. Дождь должен был унести семена далеко. Следуй канавам, которые проделала вода, таким образом ты узнаешь направление потока. Теперь ищи растение, которое находится дальше всего от твоего растения в этом направлении. Все те, что растут между этими двумя - твои. Затем, когда те дадут семена, ты сможешь, следуя направлению вод, начиная от каждого из этих растений, увеличить свою территорию» [17, с. 88].
Чтобы зафиксировать результаты творчества, подходит и традиционный материал, и фотография, и мультимедийный вариант. Непосредственная работа с материалом будет связана с неизбежными поправками, усовершенствованием основной идеи композиции, возможно, с открытием новых оттенков художественного смысла. Для тех, кого увлекает исследовательская деятельность, предлагаются вопросы, например, в рамках учебного проекта [18]: «В чем смысл пьесы Дж. Кейджа «4'33''» [19])»; «Что такое ризома?»; «В чем заключаются ценности неклассического искусства?» [20] и т.п.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Таким образом, произведения современных авторов, использование которых в музыкальном образовании будет способствовать достижению результатов, предписанных ФГОС, характеризуются ведущей ролью ко-лористики, красочности, своеобразия языка; прямым обращением к народному искусству (цитированием), к различным ассоциациям, немиметичностью. Высокий художественный уровень, который необходим для включения произведений в содержание образования,
141
Калинина Лариса Юрьевна
НОВЫЕ ФУНКЦИИ ИРОИЗВЕДЕНИЙ .
определяется по их уникальности, расширению круга выразительных средств (например, за счет жанрового синтеза). Новые функции таких произведений в процессе обучения школьников музыке:
- приобщение к идее духовной близости народов России на основе глубинного родства источников авторского вдохновения (фольклор, обработанный автором, стилизованный или интерпретируемый свободно);
- возможность изучать процесс моделирования звукового пространства, реализации карнавально-игровой установки (меняющей смыслы музыки и слов), создания пространственно-временного континуума как сферы решения мировоззренческих проблем;
- стимулирование творчества школьников через ознакомление с произведениями абстрактной живописи, инсталляциями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Киященко Н.И. Общеэстетическое и музыкально-эстетическое воспитание в России: история и современность II Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов высших педагогических учебных заведений I Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; Под ред. T.M. Цыпина. M.: Издательский центр «Академия», 2003. 368 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: http:IIwww.edu.ruIdbImoIDataId_09Im373.html (Дата обращения 31.01.2017)
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]: http:IIwww.edu.ruIdbImoIDataId_10Iprm1897-1. pdf (Дата обращения: 31.01.2017)
4. Ортега-и-Гассет X. Искусство в настоящем и прошлом. Перевод О.В. Журавлева. M.: Искусство, 1991. 428 с.
5. Бодрийяр Ж. Эстетика иллюзий и эстетика утраты иллюзий [Электронный ресурс] Режим доступа: http:II gtmarket.ru (Последнее обращение 14.08.2016)
6. Зись А. Я. На подступах к общей теории искусства. M.: Издательство «ГИТИС», 1995. 296 с.
7. Хабермас Ю. Mодерн - незавершенный проект II Вопросы философии. 1992. № 4. С. 40-52.
8. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: Учебное пособие. M.: Флинта; Наука, 2001. 416 с.
9. Добрицына И. А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки. M.: Прогресс-Традиция, 2004. 416 с.
10. Скрыбыкина Ч.К. Гармония в музыке современных якутских композиторов (о претворении национального звуко-тембрового идеала средствами колористи-ки и сонорики): автореф. дис. ... канд. иск.; 17.00.02. Mагнитогорск, 2008. 16 с.
11. Карташов В.Д. К феномену стиля современного композитора-баяниста: на примере сочинений Владимира Зубицкого: дис.....канд. иск.; 17.00.02. СПб., 2011.
157 с.
12. Петров А.К. Претворение русского фольклора в современной хоровой музыке: 1980-2005: основные тенденции, новые композиторские подходы: дис. ... канд. иск.;17.00.02. M., 2008. 239 с.
13. Mякотин Е.В. Рок-музыка. Опыт структурно-антропологического подхода: автореф. дис. ... канд. иск.; 17.00.02. Саратов, 2006. 16 с.
14. Deleuze G., Guattari F. Capitalisme et schizophrénie 2: Mille plateau. Collection «Critique». - Les Éditions de Minuit, 1980. 648 pages, 19 illustrations in-texte.
15. Парк подводных скульптур Jason de Caires Taylor [Электронный ресурс] Режим доступа: http:II www.bugaga.ruIinterestingI1146719550-park-podvodnyx-skulptur-jason-de-caires-taylor.html (Последнее обращение 01.06.2017)
16. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. M.: Советское
радио, 1979. 176 c.
17. Кастанеда К. Растение дьявола и Дымок. Учение Дона Хуана. М., Эксмо, 2004. 704 с.
18. Intel «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: учебное пособие / Ред. Е.Н. Ястребцова, Я.С. Бы-ховский. 10-е изд., перераб. М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. 168 с.
19. Джон Кейдж. «4'33''» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.youtube.com/watch ?v=fOBitKLkTDM (Последнее обращение 15.08.2016)
20. Jencks Ch. 13 Propositions of Post Modern Architecture / Ch. Jencks // Theories and Manifestoes of Contemporary Architecture. Chichester, 1997. P. 131-132.
Статья поступила в редакцию 19.04.2017.
Статья принята к публикации 22.06.2017.