Научная статья на тему 'Новые формы советской торговли и бытового обслуживания в повседневной жизни советского человека в 1953–1985 годы (на материалах Нижнего Поволжья)'

Новые формы советской торговли и бытового обслуживания в повседневной жизни советского человека в 1953–1985 годы (на материалах Нижнего Поволжья) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
483
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
выставки-продажи / домовая кухня / комплексный обед / комплексный приемный пункт / полуфабрикаты / прокат / самообслуживание / стол заказов / торговля в кредит / универсам / exhibition-and-sale / takeaway / fixed meal / integrated receiving center / semi-processed goods / hire / self-service / catering service / credit trade / supermarket

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гуменюк Алексей Анатольевич

В статье дан анализ модернизации советской сферы услуг в период хрущевских и брежневских экономических реформ. Главное внимание сосредоточено на внедрении различных прогрессивных форм обслуживания. При этом акцент сделан на влиянии этого процесса на повседневную жизнь населения Нижней Волги. Статья базируется на богатом фактическом материале, извлеченном из архивов, периодической печати, интервью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Forms of Soviet Retail Trade and Public Service in the Daily Life of a Soviet Citizen in 1953–1985 (Based on the Data of the Lower Volga Region )

In the paper, the modernization of the Soviet service sector during Khrushchev’s and Brezhnev’s reforms with primary focus on implementation of various advanced forms of service is analyzed. Emphasis is made on the influence of this process on daily life in the Lower Volga Region. The paper is based on a wide range of factual material collected from archives, periodical press, and interviews.

Текст научной работы на тему «Новые формы советской торговли и бытового обслуживания в повседневной жизни советского человека в 1953–1985 годы (на материалах Нижнего Поволжья)»

2 См.: Скучаева О. В. «Новые районы» Саратовской области в годы Великой Отечественной войны : миграционный аспект // Саратовское Поволжье в панораме веков. Саратов, 2000 ; Малова Н. А. Заселение территории бывшей Республики Немцев Поволжья в 1941-1945 гг. // Саратовский краеведческий сборник. Вып. 4. Саратов, 2009 ; Козурман С. О. Эвакуированное и перемещенное население на территории Саратовской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) : дис. ... канд. ист. наук. Саратов, 2011 ; Данилов В. Н. Изменения в составе населения Саратовского Поволжья в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия История. Международные отношения. 2014. Т. 14, вып. 3.

3 Государственный архив новейшей истории Саратовский области (далее - ГАНИСО). Ф. 594. Оп. 1. Д. 3196. Л. 15.

4 Государственный архив Российской Федерации (далее -ГАРФ). Ф. 327. Оп. 1. Д. 1. Л. 10.

5 Российский государственный архив экономики (далее -РГАЭ). Ф. 5675. Оп. 1. Д. 354. Л. 1.

6 ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 2338. Л. 13.

7 Там же. Л. 28.

8 Там же. Л. 13, 14, 15.

9 Там же. Д. 2331. Л. 26.

10 Там же.

11 . ГАРФ. Ф. 259. Оп. 1а. Д. 14. Л. 66.

12 Данилов В. Н. Изменения в составе населения Саратовского Поволжья в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2014. Т. 14, вып. 3. С. 117.

13 ГАРФ. Ф. 259. Оп. 1а. Д. 14. Л. 67, 68.

14 Российский государственный архив новейшей истории (далее - РГАНИ). Ф. 17. Оп. 22. Д. 1870. Л. 5.

15 ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 2298. Л. 270.

16 Там же. Д. 3022. Л. 35.

17 Там же. Д. 2319. Л. 135.

А. А. Гуменюк

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г Чернышевского E-mail: GumenukAA@rambler.ru.

В статье дан анализ модернизации советской сферы услуг в период хрущевских и брежневских экономических реформ. Главное внимание сосредоточено на внедрении различных прогрессивных форм обслуживания. При этом акцент сделан

18 Там же. Д. 2359. Л. 36.

19 Там же. Д. 3144. Л. 35.

20 Там же. Д. 2744. Л. 9.

21 Там же. Д. 2679. Л. 24.

22 Там же. Л. 314.

23 Там же. Л. 68.

24 Там же. Л. 69, 70, 71, 72.

25 Там же. Оп. 2. Д. 82. Л. 18.

26 Там же. Оп. 1. Д. 2786. Л. 34.

27 Там же. Л. 298.

28 Там же. Д. 3208. Л. 1.

29 Там же. Д. 3022. Л. 33.

30 ГАРФ. Ф. 327. Оп. 1. Д. 1. Л. 26.

31 Там же. Л. 22.

32 РГАЭ. Ф. 5675. Оп. 1. Д. 678. Л. 29.

33 Там же. Д. 400. Л. 11.

34 Там же. Д. 678. Л. 32.

35 ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 2. Д. 82. Л. 18.

36 Там же. Оп. 1. Д. 2331. Л. 76.

37 Там же. Д. 3180. Л. 159.

38 РГАЭ. Ф. 5675. Оп. 1. Д. 400. Л. 12.

39 Там же. Д. 401. Л. 23.

40 Та же. Д. 400. Л. 11.

41 Там же.

42 Там же. Д. 543. Л. 115.

43 Там же. Д. 401. Л. 5, 6.

44 Там же. Д. 543. Л. 115.

45 ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 2. Д. 512. Л. 4.

46 РГАЭ. Ф. 5675. Оп. 1. Д. 400. Л. 12.

47 Там же. Л. 23.

48 Там же. Д. 401. Л. 17.

49 Там же. Д. 400. Л. 7, 8.

50 Там же.

51 Там же. Л. 8.

52 Там же. Д. 427. Л. 38 ; Д. 543. Л. 41, 44, 45, 51, 115.

53 Герман А. А. Указ. соч. С. 459.

на влиянии этого процесса на повседневную жизнь населения Нижней Волги. Статья базируется на богатом фактическом материале, извлеченном из архивов, периодической печати, интервью.

Ключевые слова: выставки-продажи, домовая кухня, комплексный обед, комплексный приемный пункт, полуфабрикаты, прокат, самообслуживание, стол заказов, торговля в кредит, универсам.

УДК [94+339](470.44/.47)|1953/1985|

НОВЫЕ ФОРМЫ СОВЕТСКОЙ ТОРГОВЛИ И БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА В 1953-1985 ГОДЫ (на материалах Нижнего Поволжья)

New Forms of soviet Retail Trade and Public Service in the Daily Life of a Soviet Citizen in 1953-1985 (Based on the Data of the Lower Volga Region)

A. A. Gumenyuk

In the paper, the modernization of the Soviet service sector during Khrushchev's and Brezhnev's reforms with primary focus on implementation of various advanced forms of service is analyzed. Emphasis is made on the influence of this process on daily life in the Lower Volga Region. The paper is based on a wide range of factual material collected from archives, periodical press, and interviews. Key words: exhibition-and-sale, takeaway, fixed meal, integrated receiving center, semi-processed goods, hire, self-service, catering service, credit trade, supermarket.

DOI: 10.18500/1819-4907-2016-16-3-359-365

С середины 1950-х гг. одной из первостепенных задач социальной политики для советского руководства стало создание условий для повышения уровня благосостояния советских людей, для чего предпринимается ряд шагов по совершенствованию сферы обслуживания населения. Наряду с количественным ростом торговых и иных предприятий данной отрасли, повышающим степень доступности потребителям товаров и услуг, важнейшим компонентом являлись меры по внедрению самообслуживания и других прогрессивных методов.

О повышенном внимании в то время руководства страны к модернизации сферы услуг свидетельствуют как материалы партийных съездов и пленумов1, так и специальные правительственные решения, направленные на развитие торговли и бытового обслуживания2. Основными компонентами программы реформирования сферы услуг являлись доступность, качество, комфорт. Экономия времени при посещении заведений общепита, торговли и быта была призвана облегчить быт советского человека с целью увеличения возможностей для удовлетворения духовных потребностей. Именно такую установку содержала третья программа партии, принятая XXII съездом КПСС в октябре 1961 г.3

В рассматриваемый период в Нижнем Поволжье, как и в других российских регионах, действительно происходят сдвиги в развитии торговли и общественного питания. Так, в городских магазинах региона появились отделы по продаже полуфабрикатов (котлет, мясного фарша, теста, пельменей, различной начинки для пирожков). Покупка полуфабрикатов значительно облегчала процесс приготовления пищи. Данный вид торговли широкое распространение получил главным образом в самых крупных городах - Саратове и Волгограде4. Неотъемлемой частью повседневной жизни также стали специализированные магазины по продаже различной гастрономии, головных уборов и меховых изделий, тканей, обуви, телевизоров и радиоприемников, книг, подарков и даже

ювелирных изделий. Торговая сеть Астрахани к середине 1960-х гг., например, пополнилась такими фирменными и специализированными магазинами, как «Каспий», «Космос», «Радуга», «Колос» и др. За 1970-1974 гг. специализированная торговая сеть в этом городе увеличилась на 35 магазинов. В начале 1980-х гг. их стало еще больше за счет открытия таких торговых комплексов, как «Мебель», «Все для спорта», «Филателист». Расширялась сеть специализированных магазинов в Волгограде. Только за вторую половину 1970 - начало 1980-х гг. в этом городе были открыты такие фирменные магазины, как «Детский мир», «Для женщин», «Для мужчин», «Дом одежды», «Дом обуви», «Промтовары», магазин для новобрачных5. Вырос удельный вес специализированных магазинов и в Саратовской области6.

С конца 1950-х гг. на Нижней Волге получает распространение такая услуга, как торговля в кредит на срок от шести до двеннадцати месяцев. В ассортимент продаваемых таким образом товаров входили телевизоры, аккордеоны, щипковые музыкальные инструменты, радиоприемники, радиолы, фотоаппараты, велосипеды, мопеды, мотороллеры, мотоциклы, охотничьи ружья, гармонии, мех черно-серебристых лисиц, мужская, женская и детская одежда, штапельные и шерстяные ткани, шерстяные и шелковые платья, мебель, ковры ручной работы, универсальные кухонные машины, проигрыватели, наручные, карманные, стенные часы, швейные машины, лодочные моторы. Сельские жители получили возможность приобретать в рассрочку стандартные дома и детали к ним, цемент, а также лесоматериалы лиственных пород. Данное нововведение населением было встречено одобрительно, особенно низкооплачиваемыми категориями трудящихся. Так, в ноябре 1960 г. в двух магазинах города Урюпинска Сталинградской области уже за первые три дня с момента осуществления торговли в кредит было продано товаров на 100 тыс. руб. Если в первом полугодии 1961 г. населению Саратовской области в кредит было продано товаров на 3,5 млн руб., то в первом полугодии 1962 г. продажа в кредит составила 5,8 млн руб.7 Новой формой торговли, появившейся в конце 1950-х гг., стали выставки-продажи. В 1967 г. магазинами Саратова было проведено 124 таких выставки, а в 1970 г. - уже 3428.

На создание для населения наибольших удобств в приобретении товаров была сориентирована такая форма торговли, как доставка магазинами товаров по заявкам на промышленные предприятия. Суть ее сводилась к тому, что магазины присылали на фабрики и заводы своих работников для предварительного сбора заявок на товары. По этим заявкам магазины производили развеску и упаковку товаров и в конце рабочего дня доставляли покупателям на завод. На предприятиях выделялось специальное помещение под стол заказов. Например, на саратовском заводе им. С. М. Кирова ежедневно в стол заказов обращалось 150-170 ра-

ботников предприятия. В 1984 г. на промышленных предприятиях и стройках Саратовской области действовало 98 постоянных пунктов приема заказов, а магазинов, торгующих по предварительным заказам населения, насчитывалось 223. С начала 1970-х гг. стал использоваться другой передовой метод торговли промышленными и продовольственными товарами - так называемые плавучие магазины, специализирующиеся на обслуживании речников. Они были закуплены в 1971 г. в ГДР. В Саратовской области к концу июля 1975 г. только два таких магазина с начала навигации обслужили команды 2400 судов. Практиковалась и такая услуга, как доставка магазинами товаров на дом покупателям. Так, в Волгограде за 1966-1970 гг. число волгоградских магазинов, осуществляющих доставку товаров на дом, увеличилось в 2,6 раза - с 82 до 215, что составило 26% от всех магазинов города. В Саратовской области число магазинов, оказывающих такую услугу, только за 1970-1972 гг. возросло с 87 до 1159.

Познакомиться с первыми советскими «супермаркетами» население Нижнего Поволжья смогло уже в конце июля 1955 г. Именно в это время в Саратове был организован первый магазин без продавцов, а в универмаге этого города появилась секция по продаже галантерейно-пар-фюмерных товаров «без помощи продавца». В это же время первый магазин самообслуживания появился и в Сталинграде. Их преимущество было очевидным - при малом числе работников покупатели «отоваривались» там очень быстро. К концу июля 1959 г. в Астраханской области насчитывалось 36 магазинов, работающих по новым формам обслуживания (самообслуживание, торговля фасованными товарами, по образцам, с открытой выкладкой и др.)10. ЦК КПСС и Совмин СССР в своем постановлении «О мерах по дальнейшему развитию торговли» (8 августа 1960 г.) всячески пропагандировал метод самообслуживания, указав, в частности, на необходимость расширения в 1961-1963 гг. сети «магазинов без продавцов» в целом по стране на 6,5 тыс. единиц11.

Реформируя торговлю, органы власти и управления старались опираться на рекомендации ученых, в частности, на материалы социологических исследований, которые показывали, что внедрение метода самообслуживания позволяло на 30-40% экономить время покупателя, более производительнее использовать торговую площадь, повысить без дополнительных затрат товарооборот12. Поэтому со второй половины 1960-х гг. на смену магазинам без продавцов пришли универсамы - торговые заведения, имевшие в своем ассортименте продукты питания и некоторые сопутствующие промышленные товары. Торговля в универсамах велась также по системе самообслуживания. Товары сюда поступали чаще всего в фасованном виде прямо от изготовителя. Посещавшие эти магазины горожане указывали на их высокую функциональность.

Особенно широко в годы VIII пятилетки прогрессивные формы внедрялись в г. Волгограде. В 1971 г. универсамы составляли три четверти городской торговой сети13. Не менее активно практиковались методы самообслуживания и в Саратовской области14. В Астраханской области в течение первой половины 1970-х гг. продажа товаров по методу самообслуживания возросла с 11 до 40%. В Волгограде только за 1971-1972 гг. на самообслуживание было переведено 98 предприятий торговли. К концу 1975 г. в сельской местности Волгоградской области по методу самообслуживания реализовывалось до 77,3% розничного товарооборота. В Калмыцкой АССР к этому времени каждая третья торговая точка в сельской местности являлась магазином самообслуживания. В целом в системе государственной торговли этой автономной республики удельный вес товаров, продаваемых методом самообслуживания, составлял 30%, а в системе Калмпотреб-союза - 24% к общему объему товарооборота15.

Реформирование торговой сети затронуло и сельскую местность региона. Уже к середине июня 1956 г. саратовским облпотребсоюзом торговля без продавцов была организована в 102 полевых станах, бригадах и на животноводческих фермах. Отдаленные населенные пункты Нижнего Поволжья обслуживались так называемыми «магазинами на колесах», или автомагазинами. Только за три месяца 1966 г. в Яшкульском районе Калмыцкой АССР ими было продано чабанам и гуртоправам Черных земель товаров на сумму 25 тыс. руб., в том числе три мотоцикла и холодильник16.

Стремясь повысить качество торгового обслуживания населения и одновременно сэкономить время покупателей, Н. С. Хрущев прибегнул к заимствованию европейского опыта по использованию магазинов-автоматов. В целесообразности такого шага советского лидера убедили результаты опросов, проводившихся западногерманским Институтом психологии рекламы и изучения рынка (Франфурт-на-Майне). Определенный резонанс это нововведение имело и в Нижнем Поволжье. В Астраханской области уже в середине 1959 г. было установлено 27 автоматов, в Калмыцкой АССР в 1962 г. было введено в действие семь полуавтоматов для продажи газет. Весной 1958 г. в Саратове были установлены автоматы по продаже бутербродов, пирожных, тортов, фруктовых соков и безалкогольных напитков. В середине 1970-х гг. в области уже насчитывалось 115 торговых автоматов17.

Введение передовых форм обслуживания в сфере общепита на Нижней Волге стало осуществляться уже в 1954 г., когда для трудящихся сталинградского тракторного завода была организована предварительная продажа обедов по цехам, где, кроме того, устанавливались развозные буфеты. Новый метод обслуживания был введен также на саратовском заводе «Серп и Молот» и других предприятиях города18. Постепенно ме-

тоды самообслуживания внедрялись и не только в заводских, но и в общедоступных столовых. В начале 1960-х гг. в Саратовской и Сталинградской областях на самообслуживание были переведены все предприятия общепита, подведомственные Министерству торговли19. Для облегчения домашнего труда женщин и тех, кому в силу занятости или каких-либо других причин сложно было приготовить себе полноценный обед или ужин, предприятиями общественного питания стал практиковаться отпуск обедов на дом. Уже в летом 1956 г. в Саратовской области половина из 52 столовых и четырех ресторанов оказывала населению данную услугу. Для удобства горожан также открывались домовые кухни, где продавались изделия мясной и рыбной кулинарии, полуфабрикаты, пироги, кондитерские товары. В Саратове первая домовая кухня появилась в начале марта 1959 года. За семилетку (1959-1965 гг.) в Саратове и городах области было открыто 17 домовых кухонь. В Волгоградской области в начале 1962 г. насчитывалось 22 домовых кухни, расположены они были преимущественно в областном центре. На экономию времени домохозяек во время приготовления пищи было нацелено и открытие магазинов по продаже кулинарных изделий и полуфабрикатов. В Волгоградской области в начале 1960-х гг. функционировало около 30 кулинарных магазинов, большое количество таких отделов создавалось в различных учреждениях и организациях. В Саратове и других городах области в середине 1960-х гг. действовало 26 магазинов по продаже полуфабрикатов и кулинарных изделий. Реализация этих весьма востребованных населением изделий ежегодно возрастала20.

Значительному сокращению времени приема пищи и удешевлению стоимости блюд способствовало внедрение такой прогрессивной формы обслуживания, как комплексные обеды. Особенно востребованы они были в учреждениях, работники которых имели фиксированный обеденный перерыв. Только за 1966-1967 гг. в Саратовской области продажа населению комплексных обедов увеличилась на 34%. Если в 1970 г. их было реализовано 6520 тыс., то в 1972 г. - уже 10100 тыс. штук21.

Весьма существенная роль в повышении качества жизни населения СССР отводилась бытовому обслуживанию. Происходившие в период со второй половины 1950-х гг. по середину 1980-х гг. перемены в облике службы быта, оснащение ее современной и передовой на тот момент техникой создавали необходимые условия для применения таких прогрессивных форм обслуживания, как прием заказов на ремонт бытовой техники и радиоаппаратуры по телефону, доставка на дом предметов бытовой техники после ремонта, покупка и доставка подарков, функционирование выездных приемных пунктов в городах и в сельской местности, абонементное обслуживание на ремонт телевизоров, радиоприемников, холодильников, стиральных машин и другой техники, из-

готовление портьер, услуги проката. Ассортимент прокатных пунктов, первые из которых появились еще в конце 1950-х гг., был весьма разнообразным: дачная мебель, свадебные принадлежности, музыкальные инструменты (гитары, гармонии, пианино, баяны), патефоны и пластинки к ним, универсальные радиограммофоны, магнитофоны, телевизоры, фотоаппараты, бытовая техника (холодильники, стиральные машины, пылесосы, полотеры, электрические утюги, соковыжималки), столовые и чайные сервизы, велосипеды, спортивный и прогулочный инвентарь, детские игры. Наиболее широкое распространение услуги проката к 1976 г. получили в Волгоградской области, которая по этому показателю в 4 раза превосходила Саратовскую22.

Облегчали населению решение многих бытовых проблем открывавшиеся с 1960-х гг. бюро добрых услуг, позвонив в которые человек получал помощь в уборке квартиры, ремонте мебели, электропроводки, уходе за детьми и больными, доставке посылок, перевозке вещей на новую квартиру, получал возможность обучиться вязанию и печатанию на машинке, поздравить с праздником и вручить подарок родственникам или друзьям. Большой спрос на свои услуги такие бюро и фирмы в Саратовской области удовлетворяли путем приглашения один-два дня в неделю на неполный рабочий день студентов вузов и училищ. Этот опыт стремились перенять и в других областях Нижней Волги, в частности в Волгоградской23.

Банно-прачечные тресты в областных центрах Нижней Волги активно внедряли самообслуживание, открывая автоматические прачечные, в которых за непродолжительное время женщины могли постирать и погладить солидные объемы белья. Еще в 1970 г. несколько прачечных самообслуживания было введено в действие в Саратове, а в начале 1974 г. в этом городе было построено кооперированное предприятие по химчистке и стирке белья методом самообслуживания, мощностью 575 килограмм в смену. В Астрахани и Волгограде также функционировали химчистки самообслуживания и автоматы-прачечные24.

В конце 1970-х гг. в целом по СССР благодаря развитию службы быта население затрачивало на домашние работы на 9 млрд часов в год меньше, чем в 1959 г.25 Тем не менее уровень развития сферы обслуживания население Советского Союза не устраивало. На протяжении всего рассматриваемого периода промышленность так и не смогла обеспечить сферу обслуживания многими товарами в необходимом объеме. Люди сталкивались с трудностями в приобретении таких предварительно расфасованных пищевых продуктов, как плавленые сырки, сливочное масло, полуфабрикаты, макаронные изделия. В 1969 г. саратовским областным управлением хлебопродуктов годовое задание по фасовке крупы было выполнено всего на 19,6%, муки - на 0,25%, областным управлением мясной промышлен-

ности - только на 50%. Областная макаронная фабрика в Астрахани в 1968 г. из 22 изделий в фасованном виде выпускала только вермишель, а астраханская кондитерская фабрика из всего множества кондитерских изделий - два наименования конфет. В начале 1970-х гг. в торговой сети Саратовской области продавалось 72-73 тыс. тонн сахара, а в фасованном виде его поступало лишь 6-7 тыс. тонн, или 10-11%. Нехватку фасованной продукции торги пытались восполнить путем самостоятельной организации их фасовки. Однако существовавшие автоматы по расфасовке быстро выходили из строя, и эта операция осуществлялась вручную, поэтому была малоэффективна. Имели место хищения особо дефицитных товаров и продуктов во время их расфасовки. К тому же магазины не располагали в достаточном количестве необходимыми помещениями26.

Тормозил широкое внедрение самообслуживания в повседневную жизнь региона не только дефицит фасованной продукции, но и неудовлетворительное состояние материально-технической базы торговых предприятий. Торговая сеть областных центров Нижней Волги имела большое количество старых, слабо оснащенных необходимым технологическим оборудованием магазинов. Остро сказывалась нехватка техники, транспортных средств, подсобных помещений. Без этого было невозможно эффективное применение таких прогрессивных форм обслуживания, как открытая выкладка товара, торговля по образцам. Поэтому широкого распространения магазины «без продавцов» в регионе так и не получили. Например, в Саратовской области в 1969 г. их количество, кроме хлебных, едва превышало 1% к общему числу магазинов. С 1971 г. по 1980 г. в этой области прирост товаров, реализуемых в магазинах самообслуживания, составил всего 0,6%. Робко внедрялись методы самообслуживания и в сельской местности. Так, в Малодербенском, Ики-Бурульском и Приозерном районах Калмыцкой АССР в середине 1970-х гг. удельный вес магазинов самообслуживания был почти в два раза ниже среднереспубликанских показателей. В некоторых случаях новые формы торговли внедрялись формально. Торговое предприятие по документам считалось магазином самообслуживания, но в нем в действительности, например, вместо открытой выкладки товары закрывались стеклами или подменялись выкладкой лишь отдельных образцов27. Не получила широкого развития выездная торговля на промышленные предприятия, учреждения, отдаленные села, организация столов предварительных заказов, выставок-продаж, доставка продуктов и товаров на дом, торговля полуфабрикатами и в кредит. Доступность населению многих передовых форм обслуживания снизалась из-за недостаточно хорошо организованной рекламы, вывесок в оконных наприлавочных витринах и пристенных шкафах28.

Медленно внедрялись прогрессивные формы обслуживания в общественном питании. Призванные высвободить женщину от необходимости приготовления пищи в домашних условиях, домовые кухни открывались в недостаточном количестве. Например, в Саратовской области за девять месяцев 1960 г. было открыто лишь шесть из девяти запланированных домовых кухонь. В Астраханской области за восемь месяцев того же года из намеченных к открытию 26 домовых кухонь в эксплуатацию было введено только че-тыре29. Чтобы приобрести в них обед или ужин посетителям приходилось выстоять большие очереди, что было идентично потраченному времени у домашней плиты. Планы по переводу столовых на самообслуживание с последующей оплатой не выполнялись. Например, в Астраханской области весной 1959 г. из десяти предприятий общепита на новый метод обслуживания областным управлением торговли и облрыболовпотребсоюзом не было переведено ни одного. В Саратовской области из 145 точек общепита, запланированных к переводу на самообслуживание к концу 1961 г., на 1 ноября этого года было открыто только 98. Отмеченная тенденция сохранялась и в последующем, ограничивая возможности волжан быстро и качественно питаться. Например, из 325 млн блюд, проданных в 1974 г. населению Саратовской области, только 40 млн было реализовано скомплекто-ванными30. Медленные темпы перевода столовых на комплексное снабжение полуфабрикатами осложняло организацию процесса потребления на производстве, в школах и в местах массового отдыха. Так, в 1961 г. из 150 предприятий системы государственной торговли Саратовской области на работу с полуфабрикатами было переведено лишь 27, при этом за 1961-1962 гг. в городах этой области количество таких предприятий даже сократилось на десять единиц. Летом 1964 г. из 200 саратовских предприятий на комплексном снабжении полуфабрикатами работало лишь 87. В ряде случаев такой перевод осуществлялся формально. Например, в Астрахани большинство прикрепленных к цеху полуфабрикатов столовых в конце 1950-х гг. работало в прежнем режиме. К тому же количество фабрик-кухонь и столовых, производящих полуфабрикаты для договорочных предприятий общепита было недостаточно. Многие из них использовались не по назначению, как, в частности, в Астраханской области31. Автоматизация сферы обслуживания проходила крайне неудовлетворительно: буфетов без продавцов и магазинов-автоматов и полуавтоматов не хватало, а имеющиеся долгое время бездействовали из-за отсутствия ассортимента. Например, в 1962 г. 80% всех имеющихся в торговых организациях Саратовской области автоматов не функционировало. К тому же они были некачественными и быстро выходили из строя. Чаще всего это случалось с магазинами-автоматами по продаже молока, масла, спичек, папирос и газет32.

Сеть прокатных пунктов была узкой. Имевшиеся же в наличии размещались в малолюдных местах и малоприспособленных помещениях, лишенных телефонной связи и транспортных средств. Из-за тесноты в них негде было хранить вещи, предназначенные для проката. В их ассортименте были редкостью или отсутствовали пользующиеся большим спросом у населения, особенно на селе, стиральные и швейные машины, холодильники, электрические утюги, пылесосы, мотоциклы, велосипеды, мясорубки, настольные вентиляторы, складные стулья и столы, пишущие машинки, лодочные моторы, магнитофоны, музыкальные инструменты. В то же время они предлагали мало востребованные населением волейбольные сетки, электрические плитки, керогазы, примусы, гамаки. Все это снижало процент посещаемости прокатных пунктов, в результате расходы на их содержание не окупались.

Дефицит приемных пунктов, особенно в сельской местности, ограничивал доступ населения к таким услугам, как ремонт обуви, бытовой техники, химическая чистка и окраска одежды. Степень проникновения в повседневную жизнь региона таких передовых для того времени форм бытового обслуживания населения, как предварительный прием заявок от населения, выезд бригад для обслуживания населения на предприятиях, в общежитиях и по месту жительств, моментальный ремонт одежды, обуви в присутствии заказчика, чистка и утюжка одежды, пошив в кредит была невысокой. Не хватало бюро добрых услуг, а существующие не практиковали доставку на дом бытовой техники, предоставляемой населению в кредит33.

Таким образом, радикально облегчить быт советских людей, удовлетворить потребности населения в культурном и быстром обслуживании в 1953-1985 гг. в полной мере не удалось. Тем более что существенный прогресс в данной сфере жизнедеятельности советского общества, достигнутый во второй половине 1950 - первой половине 1970-х гг., был нивелирован «победой дефицита всего и вся» на рубеже 1970 - 1980-х гг. Низкое качество и недостаточный круг предоставляемых услуг выступали своеобразными социальными раздражителями, превратившимися в начале 1980-х гг. в массовое социальное недовольство простых советских людей. В середине 1960 -1970-е гг., когда еще свежи были воспоминания «о военном и послевоенном лихолетье», новые формы обслуживания и торговли производили эффект новизны, поступательности, роста, расширения «заботы» государства о простом советском трудящемся. Признание государством существования «продовольственных» проблем в условиях «коммуникационной революции» 1980-х гг. и стремительно расширяющихся сведений о потребительских стандартах западного общества многократно усиливало критическое отношение к достигнутому уровню социального развития

советского общества. Невысокий уровень политической культуры советских людей, отсутствие в СССР признаков гражданского общества при известных обстоятельствах (прежде всего, крахе «железного занавеса») превращали недовольство «пустыми» прилавками в отрицание социалистической модели общественного развития.

Примечания

1 См.: Резолюции XX съезда коммунистической партии Советского Союза. 14-25 февраля 1956 г. М., 1956. С. 79-80 ; Материалы внеочередного XXI съезда КПСС. М., 1959. С. 238-239 ; Пленум ЦК КПСС. 24-29 июня 1959 г. Стенографический отчет. М., 1959. С. 525.

2 См.: Собрание постановлений (далее - СП) РСФСР. 1959. № 4. Ст. 24 ; № 9. Ст. 76 ; № 13. Ст. 112 ; 1962. № 6. Ст. 34 ; 1964. № 20. Ст. 143 ; 1960. № 26. Ст. 123 ; СП СССР. 1960. № 14. Ст. 114 ; РГАНИ. Ф. 3. Оп. 31. Д. 21. Л. 101-104 ; Директивы КПСС и советского правительства по хозяйственным вопросам : в 4 т. Т. 4. 1953-1957. М., 1958. С. 599.

3 См.: Программа Коммунистической партии Советского Союза. Принята XXII съездом КПСС. М., 1976. С. 93, 97-98.

4 См.: ГАСО. Ф. Р-1738. Оп. 1. Д. 846. Л. 49 ; Лутко-ва Г. Н. Деятельность КПСС по развитию и совершенствованию торговли в годы восьмой пятилетки (1966-1970 гг.) (на материалах городов Нижнего Поволжья) : дис. ... канд. ист. наук. Саратов, 1981. С. 142.

5 См.: РГАНИ. Ф. 13. Оп. 1. Д. 786. Л. 2 ; ГАВО. Ф. Р-523. Оп. 1. Д. 453. Л. 26 ; ЦДНИВО, Ф. 113. Оп. 110. Д. 3. Л. 122 ; Волга. 1964. 15. 01. Л. 4 ; 1975. 23. 01. Л. 1 ; 1981. 26. 02. Л. 3.

6 Об этом подобнее см.: ГуменюкА. А. Человек и реформы в СССР в 1953-1985 гг. (по материалам Саратовской области) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2009. Т. 9, вып. 2. С. 93-94.

7 См.: ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 2. Д. 4864. Л. 119 ; Д. 4720. Л. 25 ; Ф. 2137. Оп. 1. Д. 272. Л. 30 ; ГАСО. Ф. Р-1738. Оп. 1. Д. 1013. Л. 168 ; Оп. 4. Д. 88. Л. 24 об. ; Сталинградская правда. 1960. 19. 11. Л. 3.

8 См.: Луткова Г. Н. Указ соч. С. 47, 49 ;

9 См.: ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 14. Д. 136. Л. 26 ; Ф. 4254. Оп. 31. Д. 27 ; ГАВО. Ф. Р-523. Оп. 1. Д. 956. Л. 47 ; Советская Калмыкия. 1968. 18. 05. Л. 3.

10 См.: ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 2. Д. 3337. Л. 18 ; ГАСДАО. Ф. 325. Оп. 36. Д. 96. Л. 14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 СП СССР. 1960. № 14. Ст. 114 ; Молодой ленинец. 1955. 26. 06. Л. 4.

12 Коммунист. 1970. 04. 03. Л. 3.

13 См.: ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 110. Д. 3. Л. 122 ; Волгоградская правда. 1973. 02. 06. Л. 3 ; 17. 06. Л. 2.

14 Об этом подробнее см.: Гуменюк А. А. Человек и реформы в СССР в 1953-1985 гг. С. 96 ; Его же. Реформирование торговой сети Саратовской области в 1953-1985 гг. // Актуальные проблемы истории российской цивилизации : сб. материалов III межвуз. науч. конф. 26 февраля 2010 г. Саратов, 2010. С. 250.

15 См.: ГААО. Ф. Р-2729. Оп. 5. Д. 264. Л. 36, 86 ; ГАСДАО. Ф. 325. Оп. 72. Д. 10. Л. 29 ; Советская Калмыкия. 1976. 06. 02. Л. 2 ; 12. 03. Л. 1 ; 04. 11. Л. 2 ; 1981. 31. 12. Л. 4.

16 См.: ГАСО. Ф. Р-1738. Оп. 1. Д. 846. Л. 19, 184 ; Оп. 4. Д. 156. Л. 16 об. ; Волга. 1978. 01. 12. Л. 4 ; Волгоградская правда. 1968. 15. 05. Л. 4 ; 1981. 18. 12. Л. 3 ; Советская Калмыкия. 1966. 30. 12. Л. 4.

17 См.: ГАРФ. Ф. А-1389. Оп. 1. Д. 1386. Л. 69 ; ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 2. Д. 4308. Л. 168 ; Ф. 6164. Оп. 8-пр. Д. 751. Л. 1 ; ГАСДАО. Ф. 325. Оп. 36. Д. 96. Л. 14.

18 См.: ГАВО. Ф. Р-523. Оп. 1. Д. 336. Л. 40 ; ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 2. Д. 3056. Л. 45.

19 См.: ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 2. Д. 3338. Л. 75 ; Д. 3857. Л. 22 ; ГАСО. Ф. Р-1738. Оп. 1. Д. 1011. Л. 8 ; Д. 1125. Л. 9-10 ; Волгоградская правда. 1962. 19. 01. Л. 2.

20 См.: ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 6. Л. 145, 124 ; ГАСО. Ф. Р-1738. Оп. 8-пр. Д. 1435. Л. 56 ; ГАВО. Ф. Р-523. Оп. 6. Д. 44. Л. 19.

21 См.: ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 14. Д. 136. Л. 35, 36 ; Оп. 27. Д. 212. Л. 42 ; Ф. 6164. Оп. 8-пр. Д. 179. Л. 24 ; ГАВО. Ф. Р-523. Оп. 1. Д. 1714. Л. 51 ; Д. 1908. Л. 48 ; Д. 2050. Л. 24 ; Волга. 1975. 23. 01. Л. 1.

22 См.: ГАСО. Ф. Р-1738. Оп. 4. Д. 88. Л. 12 об. ; Оп. 8. Д. 1191. Л. 6, 12 ; ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 14. Д. 136. Л. 44 ; Оп. 15. Д. 189. Л. 44 ; Оп. 19. Д. 148. Л. 5 ; Ф. 6164. Оп. 8-пр. Д. 430. Л. 23 ; ГАСДАО. Ф. 325. Оп. 50. Д. 72. Л. 138 ; ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 71. Д. 1. Л. 111 ; ГАРФ, Ф. А-500. Оп. 4. Д. 55. Л. 134 ; Советская Калмыкия. 1959. 27. 12. Л. 3.

23 См.: ГАСО. Ф. Р-1738. Оп. 4. Д. 88. Л. 12 об. ; Комсомолец Каспия. 1966. 22. 07. Л. 3 ; Молодой ленинец. 1971. 27. 03. Л. 3.

24 См.: ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 15. Д. 189. Л. 43 ; Волга. 1968. 04. 05. Л. 4.

25 Голиков А. Империя СССР. Народная сверхдержава. М., 2010. С. 217.

26 См.: ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 2. Д. 4720. Л. 14 ; Ф. 972. Оп. 45. Д. 1. Л. 110 ; Оп. 51. Д. 1. Л. 122 ; Ф. 6164. Оп. 8-пр. Д. 339. Л. 12 ; ГАСО. Ф. Р-1738. Оп. 1. Д. 1146. Л. 11 ; Оп. 8. Д. 141. Л. 101 ; Д. 516. Л. 47 ; Д. 832. Л. 7, 24 ; Сталинградская правда. 1953. 13. 11. Л. 3 ; Волга. 1968. 16. 05. Л. 3 ; Советская Калмыкия. 1976. 4. 11. Л. 2.

27 См.: ГАСО. Ф. Р-1738. Оп. 1. Д. 1146. Л. 2 ; Д. 1956-а. Л. 17 ; Д. 1123. Л. 10 ; Оп. 4. Д. 88. Л. 24 об. ; Оп. 4-пр. Д. 405. Л. 83 ; Д. 407. Л. 27 ; Д. 479. Л. 22 ; Оп. 7. Д. 503. Л. 5 ; Оп. 8. Д. 516. Л. 38, 47 ; Д. 1025. Л. 6, 30-31 ; ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 2. Д. 4524. Л. 49 ; Д. 4916. Л. 27 ; Оп. 6. Д. 145. Л. 142 ; Оп. 19. Д. 147. Л. 40 ; Д. 148. Л. 57 ; Оп. 22. Д. 220. Л. 59 ; Оп. 32. Д. 147. Л. 61 ; Ф. 6164. Оп. 8-пр. Д. 803. Л. 10 ; ГАСДАО. Ф. 325. Оп. 34. Д. 81. Л. 21 ; Оп. 40. Д. 52. Л. 76 ; Оп. 53. Д. 8. Л. 27 ; ГААО. Ф. Р-2729. Оп. 5. Д. 875. Л. 63 ; ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 113. Д. 125. Л. 31 ; Советская Калмыкия. 1976. 04. 11. Л. 2. 1986. 25. 01. Л. 2.

28 См.: ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 2. Д. 4324. Л. 196 ; Д. 4525. Л. 40 ; Д. 4525. Л. 39 ; Д. 4720. Л. 31, 42-43 ; Д. 4916. Л. 28 ; Ф. 6164. Оп. 8-пр. Д. 500. Л. 3 ; ГАСО. Ф. Р-1738. Оп. 1. Д. 1123. Л. 10 ; Д. 1144. Л. 8 об. ; Оп. 4. Д. 88. Л. 2 об., 9 ; Оп. 8-пр. Д. 739. Л. 126 ; ГААО. Ф. Р-2233. Оп. 5. Д. 188. Л. 87 ; Оп. 15. Д. 333. Л. 49 ; Д. 514. Л. 6 ; ГАСДАО. Ф. 325. Оп. 53. Д. 8. Л. 27 ; ГАВО. Ф. Р-2115. Оп. 11. Д. 861. Л. 25 ; Советская Калмыкия. 1981. 06. 03. Л. 2.

29 См.: ГАСО. Ф. Р-1738. Оп. 1. Д. 1138. Л. 42 ; Д. 1143. Л. 1 об. ; ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 2. Д. 4309. Л. 101 ; Д. 4720. Л. 21, 136 ; ГАСДАО. Ф. 325. Оп. 38. Д. 97. Л. 17.

30 См.: ГАСДАО. Ф. 325. Оп. 36. Д. 96. Л. 7 ; ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 2. Д. 3595. Л. 11, 12 ; Д. 4720. Л. 43, 145 ; Ф. 6164. Оп. 8-пр. Д. 372. Л. 46, 49, 51, 75.

31 См.: ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 2. Д. 4312. Л. 3 ; Д. 4525. Л. 5 ; Д. 4720. Л. 145 ; Д. 4908. Л. 53 ; Д. 4909. Л. 41-42 ; Ф. 2137. Оп. 1. Д. 272. Л. 19 ; Ф. 6164. Оп. 8-пр. Д. 772. Л. 41 ; ГААО. Ф. Р-2233. Оп. 9. Д. 223. Л. 2 ; ГАСДАО. Ф. 325. Оп. 34. Д. 81. Л. 4 ; Оп. 36. Д. 96. Л. 81-82.

32 См.: ГАРФ. Ф. А-1389. Оп. 1. Д. 1370. Л. 33 ; ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 2. Д. 3596. Л. 53 ; Д. 4309. Л. 96 ; Д. 4525. Л. 39-40 ; Оп. 3. Д. 4916. Л. 121-122 ; ГАСО. Ф. Р-1738. Оп. 1. Д. 1123. Л. 15 ; Д. 1136. Л. 9.

33 См.: ГАСО. Ф. Р-1738. Оп. 4. Д. 86. Л. 25 ; Д. 202. Л. 38 об. ; ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 2. Д. 4864. Л. 130 ; Оп. 8. Д. 124. Л. 13 ; Ф. 1012. Оп. 1. Д. 148. Л. 49-50 ; Ф. 6164. Оп. 8-пр. Д. 430. Л. 3 ; ГАСДАО. Ф. 325. Оп. 49. Д. 47. Л. 47 ; Оп. 72. Д. 10. Л. 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.