Научная статья на тему 'НОВЫЕ ФОРМЫ СЕМЬИ В СЕТЕВОМ ОБЩЕСТВЕ'

НОВЫЕ ФОРМЫ СЕМЬИ В СЕТЕВОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
133
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / СЕМЬЯ / СЕТЕВОЕ ОБЩЕСТВО / ВИРТУАЛЬНЫЙ БРАК / НОМАДИЗМ / НЕОНОМАДИЧЕСКОЕ РОДСТВО / РИЗОМА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шляков Алексей Владимирович

В статье рассматриваются изменения, произошедшие в структуре семейных отношений, вызванные распространением социальных сетей. Произведен анализ трансформаций представлений о семье в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществах на основе «волновой» концепции Э. Тоффлера, согласно которой становление традиционной семьи, предусматривающей совместный труд и проживание нескольких поколений, было обусловлено экономической целесообразностью, а возникновение нуклеарной семьи - ростом мобильности и передачей функций семьи социальным институтам. Выявлены свойства сети, позволяющие реализовать номадическую стратегию постиндустриального общества (ориентация на разрыв прочных связей), которая способствует кризису нуклеарной семьи и порождает новые формы семейственности, не связанные с долговременностью отношений. Выделены и описаны такие формы как виртуальный брак и неономадическое родство. Описаны механизмы их возникновения, достоинства и недостатки, выделяемые участниками этих форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW FORMS OF FAMILY IN A NETWORK SOCIETY

The author examines the changes that have occurred in the structure of family relations caused by the spread of social networks. The author analyzes the transformations of family ideas in traditional, industrial and post-industrial societies on the basis of the “wave” concept of A. Toffler. According to this concept the formation of a traditional family, involving joint work and living for several generations, was due to economic expediency, and the emergence of a nuclear family is caused by the growth of mobility and the transfer of family functions to social institutions. The properties of the network that allow implementing the nomadic strategy of post-industrial society (orientation towards breaking strong ties) have been identified, which contribute to the crisis of the nuclear family and generate new forms of nepotism that are not related to the long-term relationship. Such forms as virtual marriage and neonomadic kinship are highlighted and described. The mechanisms of their occurrence, the advantages and disadvantages identified by the participants of these forms are described.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ФОРМЫ СЕМЬИ В СЕТЕВОМ ОБЩЕСТВЕ»

Теория и практика общественного развития. 2022. № 6. С. 37-40. Theory and Practice of Social Development. 2022. No. 6. P. 37-40.

Научная статья УДК 316.7:316.35

https://doi.org/10.24158/tipor.2022.6.4

Новые формы семьи в сетевом обществе Алексей Владимирович Шляков

Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия, schafferhund@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-4294-2704

Аннотация. В статье рассматриваются изменения, произошедшие в структуре семейных отношений, вызванные распространением социальных сетей. Произведен анализ трансформаций представлений о семье в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществах на основе «волновой» концепции Э. Тоффлера, согласно которой становление традиционной семьи, предусматривающей совместный труд и проживание нескольких поколений, было обусловлено экономической целесообразностью, а возникновение нуклеарной семьи - ростом мобильности и передачей функций семьи социальным институтам. Выявлены свойства сети, позволяющие реализовать номадическую стратегию постиндустриального общества (ориентация на разрыв прочных связей), которая способствует кризису нуклеарной семьи и порождает новые формы семейственности, не связанные с долговременностью отношений. Выделены и описаны такие формы как виртуальный брак и неономадическое родство. Описаны механизмы их возникновения, достоинства и недостатки, выделяемые участниками этих форм.

Ключевые слова: сеть, социальная сеть, семья, сетевое общество, виртуальный брак, номадизм, неономадическое родство, ризома

Для цитирования: Шляков А.В. Новые формы семьи в сетевом обществе // Теория и практика общественного развития. 2022. № 6. С. 37-40. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.6.4.

Original article

New forms of family in a network society

Alexey V. Shlyakov

Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russia, schafferhund@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-4294-2704

Abstract. The author examines the changes that have occurred in the structure of family relations caused by the spread of social networks. The author analyzes the transformations of family ideas in traditional, industrial and post-industrial societies on the basis of the "wave" concept of A. Toffler. According to this concept the formation of a traditional family, involving joint work and living for several generations, was due to economic expediency, and the emergence of a nuclear family is caused by the growth of mobility and the transfer of family functions to social institutions. The properties of the network that allow implementing the nomadic strategy of post-industrial society (orientation towards breaking strong ties) have been identified, which contribute to the crisis of the nuclear family and generate new forms of nepotism that are not related to the long-term relationship. Such forms as virtual marriage and neonomadic kinship are highlighted and described. The mechanisms of their occurrence, the advantages and disadvantages identified by the participants of these forms are described.

Keywords: network, social network, family, network society, virtual marriage, nomadism, neonomadic kinship, rhizome

For citation: Shlyakov, A.V. (2022) New forms of family in a network society. Theory and Practice of Social Development. (6), 37-40. Available from: doi:10.24158/tipor.2022.6.4 (In Russian).

Взрывной характер распространения сети интернет, произошедший в XXI веке, существенно изменил способы человеческого бытия. Изменениям подверглись и взаимоотношения человека с социумом и самим собой. То, что еще недавно воспринималось как устойчивый институт, сегодня претерпевает принципиальные трансформации. От формы состояний общество постепенно переходит в форму процессов. Это явление получило название номадизма (кочевничества) - стратегии, ориентированной на разрыв с любой привязанностью ради свободы передвижения как в ландшафтно-территориальном, так и в социально-нравственном поле1. Развитие

1 Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. М., 1993. С. 86. © Шляков А.В., 2022

сетевизации общества способствует реализации этой стратегии, что не могло не повлиять на существование такого социального института как семья.

В семейном кодексе РФ нет определения семьи, но ряд правовых актов раскрывает это понятие. «Семья - основанное на браке или родстве объединение лиц, которая связана взаимными личными и имущественными правами и обязанностями, взаимной моральной и материальной общностью и поддержкой, рождением и воспитанием потомства, ведением общего хозяйства» (Матвеев, 2011: 11). В истории человечества институт семьи претерпевал изменения. Процесс эволюции традиционной семьи исследовали П. Сорокин (2011), Г. Спенсер1, Ф. Энгельс2, связывая ее с переходом от полигамии к моногамии, обусловленном наступлением цивилизации, христианизацией и необходимостью достоверного установления родства наследников. Э. Тоф-флер обращается к рассмотрению трансформации моногамной семьи в оптике экономических и технологических источников развития («волн»). В традиционном обществе было распространено аграрное хозяйствование, и люди проживали в больших семьях, включающих несколько поколений. Все строилось вокруг неподвижного центра, в качестве которого выступал Дом, «и сама семья была неподвижной»3. Выбор спутника жизни определялся критериями трудоспособности, здоровья и экономической эффективности.

По мере индустриального развития производство смещалось с поля на фабрики и заводы, лишая семью возможности совместного труда. Некоторые функции семьи были переданы различным социальным институтам: воспитание детей - школе, забота о стариках - приютам. От спутника жизни ожидали уже дружеского общения, теплоты, заботы, что воплотилось в новом критерии, которым стала любовь. Индустриальное общество потребовало от людей мобильности, что повлияло на структуру семьи. Миграционные потоки освобождали семьи от инертных, нежелательных родственников, формируя новую нуклеарную семью. Долгое время эта форма была эталоном, но уже к середине XX века «93 % населения США не подходили под него»4. Вступление общества в информационную эпоху, связанную с развитием и внедрением в жизнь новых технологий, а именно социальных сетей, привело к появлению новых форм семейных отношений, не существовавших ранее.

Понятие «социальная сеть» было применено социологом Дж. Барнсом для описания горизонтального способа распространения информации, при котором каждый человек рассматривается как «узел», соединяющий около 150 других человек - «потоков» (Barnes, 1975). Дальнейшее научное исследование феномена «сетевого общества» продолжил М. Кастельс, выявивший неизбежность перехода многих социальных явлений в сеть5. Сетевое общество устраняет вертикальность связей, предлагая горизонтальные6. Вертикаль устанавливала отношения между Богом и человеком, правдой и ложью, реальным и сакральным, событием и смыслом. В новом обществе центр, привязанность к которому составляла основу социальности, утрачен, происходит установление экстерриториальных связей, исключающих сакральность, истинность и смысл, оставляя событийность и контингенцию (случайность предметных связей)7. В этих горизонтальных связях отсутствует классовая, сословная, половая, возрастная иерархия, этикетность. Это привело и к кризису патриархальности, и нуклеарной семьи. Сеть - новая форма социальности, обладающая признаком ризомы. Ризома - концепт, описывающий новую форму опространство-вания, разработанный Ж. Делёзом и Ф. Гваттари8. Ризома противоположна корню и обладает свойствами ацентрированности, аструктурности, множественности, гибридности, калькирования. Свойством ризомы, реализованным в сети, стала добровольность соединения/разъединения с объектами разнородного генезиса. Это привело к необходимости разработки правовой регламентации семейных отношений, но не отменило появления новых форм семейственности (Савенко, 2019). Мы не будем рассматривать такие явления постмодернистской культуры как бездетность, сожительствование, пробные, гостевые браки. Мы рассмотрим такие формы семьи, которые стали возможны именно благодаря социальным сетям. К ним мы относим виртуальный брак и неономадическое родство.

1 Спенсер Г. Многомужество и многоженство. М., 2019. 64 с.

2 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. СПб., 2019. 384 с.

3 Тоффлер Э. Третья волна. М., 2004. С. 83.

4 Тоффлер Э. Третья волна. М., 2004. С. 346.

5 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. 608 с.

6 Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999. С. 492-505.

7 Luhman N. Kontingenz als Eigenwert der moderner Geselschaft // Beobachtung der modern. Opladen, 1992. S. 93-128.

8 Делёз Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения. М., 2010. С. 117-128.

Обращение к этим формам семейственности обусловлено такими трендами постиндустриального общества как абсолютизация свободы и игровой характер реальности. В информационном обществе различия между подлинной и мнимой реальностью стираются. Воплощение пан-текстуализма привело к тому, что единственной реальностью признается то, что присутствует в социальных сетях, и наоборот, если событие не зафиксировано в сети, то его подлинность сомнительна. Виртуальный брак - новая форма регистрации отношений в интернете между пользователями на специальных сайтах. Эта форма регистрации не признается ни государством, ни церковью, но симулирует официальные институты брака в социуме. Несмотря на игровой характер бракосочетания, оно важно для продолжения и укрепления личных отношений участников события. Сам виртуальный процесс брака происходит с атрибутами бракосочетания: кольцами, нарядами, свидетелями. Пространственная близость брачующихся, степень их знакомства не имеют значения. Однако и в виртуальном браке есть правило: можно находиться в виртуальном браке только с одним человеком. Последовательность действий для виртуальной регистрации однотипна: подача онлайн-заявления (с указанием имен брачующихся, их e-mail-адресов, даты и времени свадьбы). Участники и гости собираются в одном чате, «беседе», где боты задают традиционные церемониальные вопросы. После регистрации супругам высылается свидетельство о регистрации виртуального брака. Как правило, такую форму брака выбирают в случае не-свободности одного или обоих партнеров, пространственной разъединенности, несовершеннолетнего возраста, нежелания ждать даты реального бракосочетания. Привлекательностью таких браков является, в первую очередь, их анонимность. Даже внешний вид партнера может оставаться тайной. Поэтому, если человек не надеется на свою внешность, но способен заинтересовать в общении, то он претендент для виртуального брака. Такой брак безопасен и экономически выгоден. Кстати, виртуальные разводы тоже предусмотрены. Виртуальный брак способен вызывать реальную ревность, реальные страдания, оставаясь симулякром.

Другая форма, о которой хотелось бы сказать, - неономадическое родство. Термин «неономадизм» используется А.В. Головневым для описания состояния постоянной мобильности современного человека (Головнев, 2018: 7). Термин «неономадическое родство» введен нами для описания помещения в разряд родственников в социальных сетях людей, с которыми отсутствует кровное родство. Выбор именно такой формулировки связан с тем, что формирование подобных отношений связано с реализацией номадической стратегии постиндустриального общества, которая требует от субъекта недолговечности связей с отсутствием обязательств. В силу этого пересматриваются базовые ценности, в том числе и кровное родство, которое воспринимается как покушение на свободу выбора. Фамилия, отчество совершают принудительное причинение отношения к человеку со стороны иных субъектов. Это может дать пользу, но может причинить и вред. Само наличие кровных родственников не подразумевало свободный выбор. Поэтому новая «семья» производит кочевание по поверхности эмоций и событий, но при этом не является традиционно-кочевой, поэтому мы назвали ее неономадической.

В 2006 году в России начала действовать социальная сеть «ВКонтакте», в которой в разделе «Основная информация» присутствовали подразделы: «родители», «братья, сестры», «дети». Для размещения в этих разделах имен достаточно было присутствия их носителей в социальной сети и подтверждения родства, которого могло и не быть на самом деле. Как правило, подмену кровного родства своими хорошими друзьями осуществляют молодые люди в возрасте 16-25 лет, когда хотят отметить особую близость с кем-либо, и в основном это касается раздела «братья, сестры». Ведь если даже в повседневной речи мы можем встретить обращение к другу «брат», то почему бы эти отношения не зафиксировать в сети? В редких случаях можно обнаружить включение знакомых (любимых учителей, наставников) в раздел «родители».

С одной стороны, обращением к неономадическому родству субъект демонстрирует признание традиционных ценностей, в которых родовые связи значительнее дружеских, и субъект желает показать, насколько высоко он ценит друга, внося его имя в список своей «родни». С другой стороны, наряду с введением своего друга в свой род, субъект сам переходит в чужую родню (так как прикрепление в раздел «братья, сестры» невозможно в одностороннем порядке). В психоаналитической оптике этот процесс можно опознать как антиэдипизацию, описанную Ж. Делё-зом и Ф. Гваттари1. Антиэдипизация свойственна только для номадического субъекта, отказавшегося от однократной идентичности в пользу множественной ускользающей, пытающегося опровергнуть каузальные связи. Присоединяя к своему роду инородца, субъект реализует становление Эдипа, демонстрируя свою свободную волю по продолжению рода, становясь родоначальником (эдипизация). Но одновременно с этим Эдип отрицается через добровольный отказ от родства и присоединение к другому роду (антиэдипизация).

1 Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения. Екатеринбург, 2007. 670 с.

- 39 -

Таким образом, казавшееся устойчивым социальное образование моногамной семьи претерпевает качественные изменения. Диссеминация культуры постмодерна, отрицающая генеральный центр, распространение компьютерных сетей привели к возникновению новых форм семьи: виртуального брака, игрового формального соединения людей (в том числе незнакомых) и неономадического родства, договорного объединения в кровное родство. Сама по себе архитектура социальной сети не подразумевает устойчивого состояния, поэтому и возникающие в ней новые формы социальности могут существовать лишь как процесс, обреченный на постоянные изменения, отрицания, исчезновения.

Список источников:

Головнев А.В. Кочевники Арктики: искусство движения // Этнография. 2018. № 2. С. 6-45. https://doi.org/10.31250/2618-8600-2018-2-6-45.

Матвеев П.А. Понятие семьи в российском праве // Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2011. № 3 (8). С. 10-17.

Савенко О.Е. Трансформация брачно-семейных отношений в условиях сетевого общества // Lex Russica (Русский закон). 2019. № 7 (152). С. 29-35. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2019.152.7.029-035.

Сорокин П. К вопросу об эволюции семьи и брака у зырян // Наследие. 2011. №1. С. 48-60.

Barnes J.A. Class and Committees in Norwegian Island Parish // Human Relations. New York, 1975. P. 39-58.

References:

Barnes, J.A. (1975) Class and Committees in Norwegian Island Parish. Human Relations. NY: Hafner Press. P. 39-58.

Golovnev, A.V. (2018) Arctic nomads: the art of movement. Etnografía. (2). 6-45. Available from: doi:10.31250/2618-8600-2018-2-6-45. (In Russian)

Matveev, P.A. (2011) Ponyatiye sem'i v rossiyskom prave [The concept of family in Russian law]. Yuridicheskiy vestnik Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta [Legal Bulletin of the Kuban State University]. (3). 10-17. (In Russian)

Savenko, O.E. (2019) Transformation of matrimonial and family relations in the context of a network society. Lex Russica. (7). 29-35. Available from: doi:10.17803/1729-5920.2019.152.7.029-035 (In Russian).

Sorokin, P. (2011) K voprosu ob evolyutsii sem'i i braka u zyryan [The question of the evolution of family and marriage among the Zyryans]. Nasledie. (1). 48-60. (In Russian).

Информация об авторе А.В. Шляков - доктор философских наук, доцент, профессор кафедры Гуманитарных наук и технологий Тюменского индустриального университета, Тюмень, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=680196.

Information about the author A.V. Shlyakov - D.Phil., Associate professor, Professor, Humanities and Technologies Department, Tyumen Industrial University, Tyumen, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=680196.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 25.04.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 17.05.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 31.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.