Научная статья на тему 'Новые формы проведения музейных экскурсий в ходе презентации традиций питания крестьян Западной Сибири начала ХХ века'

Новые формы проведения музейных экскурсий в ходе презентации традиций питания крестьян Западной Сибири начала ХХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2054
1748
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСКУРСИЯ / МУЗЕЙ / ЭКСКУРСОВОД / КРЕСТЬЯНЕ / ТРАДИЦИИ / TOUR / MUSEUM TOUR GUIDE / FARMERS / TRADITIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Реховская Т.А., Родионова Д.Д.

В статье рассматриваются традиционные формы проведения экскурсий и анализируются новые методы экскурсионной деятельности, вызванные изменениями в работе музеев на современном этапе. В соответствии с новыми методическими приёмами в проведении экскурсий могут быть задействованы два экскурсовода, наряду с традиционными методами показа и рассказа авторами предлагается новый метод «погружения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW FORMS OF MUSEUM EXCURSIONS DURING THE PRESENTATION OF TRADITIONAL FOOD OF THE PEASANTS OF WESTERN SIBERIA IN THE EARLY TWENTIETH CENTURY

The article deals with the traditional forms of excursions and explores new methods of excursion activity, caused by changes in the museums at the present stage. In accordance with the new methodological techniques in conducting tours may be involved two of the guide, along with traditional methods of display and story authors propose a new method of "immersion".

Текст научной работы на тему «Новые формы проведения музейных экскурсий в ходе презентации традиций питания крестьян Западной Сибири начала ХХ века»

УДК 069.12:39 (571.1)

Т.А.Реховская, Д.Д.Родионова

НОВЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЕЙНЫХ ЭКСКУРСИЙ В ХОДЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ТРАДИЦИЙ ПИТАНИЯ КРЕСТЬЯН ЗАПАДНОЙ СИБИРИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

В статье рассматриваются традиционные формы проведения экскурсий и анализируются новые методы экскурсионной деятельности, вызванные изменениями в работе музеев на современном этапе. В соответствии с новыми методическими приёмами в проведении экскурсий могут быть задействованы два экскурсовода, наряду с традиционными методами показа и рассказа авторами предлагается новый метод «погружения».

Ключевые слова: экскурсия, музей, экскурсовод, крестьяне, традиции

Tatiana А. Rehovskaya, Daria D. RodionovаNEW FORMS OF MUSEUM EXCURSIONS DURING THE PRESENTATION OF TRADITIONAL FOOD OF THE PEASANTS OF WESTERN SIBERIA IN THE EARLY TWENTIETH CENTURY

The article deals with the traditional forms of excursions and explores new methods of excursion activity, caused by changes in the museums at the present stage. In accordance with the new methodological techniques in conducting tours may be involved two of the guide, along with traditional methods of display and story authors propose a new method of "immersion".

Keywords: the tour, museum tour guide, farmers, traditions.

Существует несколько форм презентации материалов в музеях. К ним можно отнести экспозиционную деятельность, музейную педагогику ит.д.При реализации различных форм презентации материалов в музее неотъемлемой частью становится использование информационно-комму-никационных технологий [6].

Безусловно, современный музей не может обойтись без экскурсионной деятельности. Это вполне объяснимо, в ходе экскурсии материал, хранящийся в музее, предстаёт перед посетителями во всём его многообразии.За долгие годы накопились методические материалы по проведению музейных экскурсий. Современные подходы к проведению экскурсий были разработаны в трудах И. М. Гревса, Н.П.Анциферова, НАГейнике, Б.Е.Райкова, АВ.Бакушинского, АЯ.Закса. В результате в отечественном музееведении сложился собственный экскурсионный метод, основанный на совокупности ряда признаков: первичности зрительного впечатления, превалировании показа над рассказом, моторности, тематичности, активизации аудитории [2, с. 63].

В соответствии с этими принципами анализируют экскурсионную деятельность и многие современные музееведы [2, с. 63-65; 4, с. 339-345.]. В последнее время происходят большие изменения в деятельности музеев, которые перестают быть только местом хранения и демонстрации остатков прошлого - музейных предметов, музеи ищут новые формы работы с посетителями, новые формы презентации своих собраний, возникают новые методы организации экскурсий. Такие новые формы проведения экскурсий используют, например, сотрудники музейно-туристического комплекса «Завод-Сузун. Монетный двор» и ряд других исследователей [1, с. 264-266; 3, с. 438-439].

Разработать и представить посетителям новые формы можно при работе с материалом, относящимся к крестьянской тематике. Многие музеи имеют в составе своих фондов предметы крестьянского быта, связанные с питанием крестьян. Как правило, их набор является весьма однообразным. Это хозяйственная утварь (ухваты, бочки, корыта), посуда(самовары, чугуны). Из этих музейных предметов сотрудники составляют экспозиции [5].

Но такие традиционные формы презентации материала данной тематики недостаточно полно передают всю специфику традиций питания русских крестьян начала ХХ века. Для того, чтобы понять их особенности, нужно организовать дегустацию блюд традиционной русской кухни, а ещё лучше воспроизвести технологии их приготовления. Если по технической причине невозможно осуществить приготовление блюд в музее, то тут на помощь приходят информационные технологии: показ видеофильма по технологии приготовления или использование электронной презентации. Кроме того, технология дополненной реальности позволит «оживить» экспозиции в полной мере. Это в полной мере можно считать новыми формами работы музея.

Также новой формой работы музея может считаться реконструкция всего культурного среза. Традиции питания русских крестьян складывались в рамках сельскохозяйственного

комплекса их занятий, этим же объяснялся и весь уклад их жизни. Следовательно, чтобы современные жители в полной мере смогли оценить традиционную русскую кухню, они должны иметь представление обо всём укладе жизни русских крестьян. Именно в таком контексте и должен презентоваться материал сотрудниками музея. Такая подача материала способствует глубокому проникновению жителей в свою историю.

В современных условиях такие проекты можно осуществлять в музеях под открытым небом. Здесь можно реконструировать крестьянские постройки и, в том числе, и русскую печь, которая является важным компонентом русской кулинарной традиции. В этих условиях можно заниматься приготовлением национальных блюд с последующей их дегустацией посетителями музея. Можно сделать данные формы работы ещё более доступными для населения: гости музея могут сами участвовать в кулинарном процессе, что сделает для них посещение музея ещё более увлекательным. Аналогичные проекты, хоть и в упрощённой форме могут проводиться и в музеях других видов.

Итак, на современном этапе, когда меняется сам музей, меняются его функции, должны меняться и формы его работы. В том числе, должны быть внесены изменения и в экскурсионную деятельность: в этапы подготовки экскурсии, в формы её проведения, так как, несмотря на нововведения в музейной деятельности, экскурсия остаётся основной формой презентации музейного материала. Посетители музея должны быть «включены» в экспозицию, которая в свою очередь должна как бы «ожить», так как экспозиция в данном случае будет включать не только застывшие музейные предметы, но и сам процесс приготовления и дегустации пищи.

В контексте презентации крестьянского наследия, а особенно в случае презентации традиций питания, особенность экскурсии будет состоять в том, что экскурсовод должен выступать не просто сторонним наблюдателем и транслятором информации, а участником экспозиционного пространства в соответствии с поставленной целью «оживления экспозиции». Если ставится цель привлечения посетителей к музейной актуализации, включения их в процесс реконструкции традиционной культуры, то, безусловно, в сам процесс деятельности должен быть включён и экскурсовод. Например, он может научить посетителей заводить тесто, пошагово показывая и рассказывая технологию. Современные музеи уже имеют подобный опыт, так чайная церемония, где экскурсовод учить правильно заваривать и пить чай, проводимая в Государственном музее искусства народов Востока (г. Москва) вызывает неподдельный интерес среди посетителей разных поколений.

В данном случае экскурсоводу будет недостаточно, только собрать теоретический материал, по освящаемому вопросу. Экскурсовод должен обладать навыками осуществления технологических процессов по приготовлению пищи или проведения церемонии трапезы. При осуществлении таких форм презентации знания, можно использовать и двух экскурсоводов, работающих вместе. Один экскурсовод выполняет свои типичные функции, а второй экскурсовод может участвовать в технологических процессах. Для достижения наибольшего эффекта реалистичности следует в качестве второго экскурсовода привлекать носителя актуализируемой традиции.

Традиционно, при проведении экскурсий используют два метода: приём показа и приём рассказа, которые в свою очередь делятся на ряд вариантов. Так, приём показа может включать приём предварительно осмотра, приём панорамного показа, приём воссоздания или реконструкции, приём зрительного сравнения. Вышеперечисленные приёмы показа могут в полной мере использоваться при проведении экскурсий, например, по реконструированной русской деревни.

Экскурсовод может начать экскурсию с панорамного показа объекта, а затем предложить посетителям осмотреть дома и хозяйственные постройки музейного комплекса. Если в музее есть крестьянское подворье, то экскурсия продолжится в данном направлении. Экскурсовод может предложить посетителям зрительно сравнить разные типы крестьянских построек, определить наиболее благоприятные для жизни. Эти приёмы показа могут быть дополнены приёмами рассказа.

Приёмы рассказа также состоят из разных вариантов. Причём, в ходе экскурсии соединяются эти два приёма и прекрасно дополняют друг друга. Показывая посетителям русскую деревню, экскурсовод дополняет показ рассказом о типичных русских деревнях, об особенностях крестьянской архитектуры в Сибири. Рассказ может содержать сведения и о занятиях крестьян, и о назначении тех или иных крестьянских построек и т.п. Показ и рассказ должны выполнять

одинаковую задачу: расширить знания экскурсантов о исследуемом предмете.

На наш взгляд, интересным примером является проведение экскурсии, проводимой в историко-этнографическом музее «Чолкой» с. Беково Кемеровской области, который сохраняет историко-культурное наследие коренного малочисленного народа - телеутов. Часть экскурсии проводиться на телеутском языке, а второй экскурсовод осуществляет перевод сказанного. Этот прием, на наш взгляд, помогает глубже погрузиться у историю и быт телеутов.

Все выше перечисленные методы проведения экскурсий можно назвать классическими, они отрабатывались в практике и туристической, и музейной деятельности годами. В современных условиях работы музея они по-прежнему используются весьма эффективно. Но их явно недостаточно, чтобы в полном объёме презентовать историко-культурное наследие посетителям музеев. В соответствии с обозначенными выше методами и формами работы музея, можно выдвинуть наряду с приемами показа и рассказа приём погружения в среду.

В случае, когда, презентуется весь контент историко-культурного наследия, человек должен стать частью этого контента, т.е. по возможности проникнуть в него, вжиться в культуру прошлого. Вот этот процесс и можно назвать погружением. Когда реконструируется часть крестьянского быта и их занятий, посетитель музея погружается в эту культурную среду, как бы превращаясь в крестьянина. В этом случае достигается максимальный эффект знакомства с культурой и презентация историко-культурного наследия. Как отмечалось выше, методика проведения экскурсии в данном случае должна быть другой. Если мы будем реконструировать традиции питания, то между посетителями музея или участниками процесса презентации можно распределить соответствующие роли. Мужчины могут пилить или колоть дрова для русской печки, используя инструменты, которые являются копиями музейных экспонатов. Женщины могут заняться приготовлением пищи по старинным русским рецептам, используя опять же копии традиционной русской посуды.

В завершении для участников процесса может быть подготовлена трапеза опять же в русских традициях, где посетители могут дегустировать то, что сами и приготовили. Если расширять понятие традиции питания, то сюда же можно включать и весь сельскохозяйственный цикл крестьянских занятий. Следовательно, посетители могут попытаться пахать землю, косить траву, жать зерно, ухаживать за животными, доить корову. Вот такой метод погружения будет наиболее эффективным способом презентации крестьянского историко-культурного наследия.

Этот приём погружения может сопровождаться и традиционными приёмами наблюдения и рассказа. Например, прежде, чем посетительнице приступить к приготовлению традиционного русского блюда, она может посмотреть, как это делает один из экскурсоводов, по возможности носитель традиции. Само знакомство с русским домом и его интерьером может начаться с рассказа экскурсовода о истории переселения русских крестьян в Западную Сибирь, об особенностях их культурной адаптации в регионе, об особенностях их занятий и быта.

Итак, при приёме погружения происходит процесс, когда созданная экспозиция и экскурсия выступают не как два параллельных процесса в презентации историко-культурного наследия, а как неразрывное действие в постижении культурного пространства прошлого современным человеком, как способом прочтения историко-культурологического текста через систему знаков, которые предоставил музей. Эта во много раз увеличит эффект от презентации историко-культурного наследия.

Литература

1.Бондаренко 1.Bondarenko O.V. Novyevejanija v kul'turno-obrazovatel'nojdejatel'nostimuzejno-О.В. Новые веяния в turisticheskogokompleksa «Zavod-Suzun. Monetnyjdvor»// Balandinskiechtenija, 2014 -культурно- t9 .-№ 2- S. 264-267

образовательной 2. Galkina T.V. Muzejnajapedagogika:

деятельности kommunikativnyjfenomenjekskursiikakbazovojmuzejno-peda-gogicheskojformy

музейно- / /VestnikTomskogogosudarstvennogopedagogicheskogouniversiteta.- 2010.- № 4.- S.63-

туристического 67.

комплекса «Завод- 3.Dorovenchik E.I. Prijomyjeffektivnojkommunikacii v muzejnojjekskursii / / Сузун. Монетный Balandinskiechtenija. - 2014.- № 1.-S. 438-445. двор»// 4.Patrusheva G.M. Osobennostipodgotovki i

Баландинские чтения, provedenijamuzejnojjekskursiinaprimeredejatel'nostiOmskogogosudarstvennogoistoriko-2014 -т.9 .-№ 2- С. 264- kraevedcheskogomuzeja / / VestnikAltajskojgosudarstvennojpedagogicheskojakademii.-267 2014 (18).-S. 339-345.

2. Галкина Т.В. Музейная педагогика: коммуникативный феномен экскурсии как базовой музейно-педа-гогической формы / /Вестник Томского государственного педагогического университета.- 2010.-№ 4.- С.63-67.

3.Доровенчик Е.И. Приёмы эффективной коммуникации в музейной экскурсии / / Баландинские чтения. - 2014.- № 1.-С. 438-445.

4.Патрушева Г.М. Особенности подготовки и проведения музейной экскурсии на примере деятельности Омского

государственного историко-краеведческого музея // Вестник Алтайской государственной педагогической академии.- 2014 (18).-С. 339-345.

5. Родионова Д. Д., Реховская Т. А. Современные подходы к музейному источниковедению// Вестник КемГУКИ.-2015.- № 32.-С. 53-57.

6. Фролов А. А. Управление выставочной деятельностью с использованием информационных технологий : монография / А. А. Фролов, И. Г. Бычков, В. Б. Щербатский ; под общ.ред. проф., д-ра экон. наук Е. Д. Фроловой. -Екатеринбург :УрФУ, 2014. - С.56-71.

5. Rodionova D. D., Rehovskaja T. А Sovremennyepodhody k muzejnomuistochnikovedeniju/ / Vestnik KemGUKI.-2015.- № 32.-S. 53-57.

6. Frolov A. A. Upravlenievystavochnojdejatel'nost'ju s

ispol'zovanieminformacionnyhtehnologij :monografija / A. А Frolov, I. G. Bychkov, V. B. Shherbatskij ;podobshh. red. prof., d-rajekon. nauk E. D. Frolovoj. - Ekaterinburg :UrFU, 2014. - ^56-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.