CD
U üü
ro
О
Новые формы научной коммуникации и сотрудничества в мире и в Беларуси
Резюме. Для науки эпохи Интернета характерен рост соавторства, международного сотрудничества, коллабораторий. Появляются новые формы коммуникации - международные хранилища препринтов, электронные журналы, социальные сети. Их значение состоит в быстром распространении информации между сообществами, однако построение исследовательских сетей продолжает традиционные практики личного общения. Проведенный в Беларуси опрос показал, что наиболее интенсивно новые формы коммуникации используют специалисты, уже участвующие в международных проектах и регулярно посещающие конференции. Расширяются индивидуальные возможности и ответственность ученых за доступность результатов их работы. Предоставление в Интернете сведений об исследовательских проектах и публикации результатов на английском языке важно для успешной интеграции в международное научное сообщество. Ключевые слова: коллаборатории, научная коммуникация, научное сотрудничество, рамочные программы, репозитории, социальные сети, электронные библиотеки.
Международное сотрудничество -глобальный тренд
В век «большой науки», требующей мощной научной инфраструктуры и человеческих ресурсов, возможности исследователей-одиночек сокращаются, а «печальный Фауст превращается в обросшего сетями ученого» (Б. Уэллман). После Второй мировой войны и особенно с распространением Интернета для развития научной коммуникации стали характерны следующие тенденции:
■ растет число работ, написанных в соавторстве. В самом крупном исследовании [1], где было проанализировано 19,9 млн статей из базы данных «Web of Science» за 1955-2000 гг., обнаружился сдвиг к коллективному труду в естественных, технических и социальных науках. За 45 лет среднее количество авторов научных статей выросло с 1,9 до 3,5;
Анна Широканова,
старший
преподаватель
кафедры социальной
коммуникации
факультета
философии и
социальных наук БГУ,
кандидат
социологических
наук
Анатолий Рубанов,
декан факультета философии и социальных наук БГУ, доктор
социологических наук, доцент
Таблица 1. Преимущества новых форм научной коммуникации
■ коллективные статьи (особенно созданные в результате международного сотрудничества) цитируются чаще индивидуальных во всех областях науки;
■ увеличивается доля «прорывных» работ, получивших более 1000 цитирований, и среди них в 2000 г. коллективных было в 6,3 раза больше, чем выполненных отдельными учеными;
■ расширяется международное сотрудничество: например, за 1983-2001 гг. в США доля статей, имеющих авторов из разных стран, выросла с 9 до 22% [2].
Таким образом, коллективный труд все чаще становится знаковым в науке, что связано как с усложнением процесса исследования, так и с расширением сотрудничества. Это не значит, что большее число соавторов всегда указывает на более высокий уровень результатов, но научные коллективы имеют в среднем больше шансов на важное открытие, чем один автор.
Международные электронные библиотеки и хранилища
Информационная инфраструктура науки тоже приобретает новый вид. Ее основу
составляют библиотеки, которые раньше были физическим местом доступа к знаниям, а сегодня становятся виртуальными «порталами» к ним. Расширяются коллекции статей, предоставляемых в цифровом виде крупными издательствами. Ведущие учебные заведения и научные институты (в Беларуси - БГУ и 9 других вузов) организуют собственные электронные библиотеки, наполняемые работами сотрудников.
С 1990-х гг. широко распространились децентрализованные электронные хранилища (репозитории) препринтов -статей, принятых к печати, в авторской редакции. В тех науках, где результаты должны быть представлены общественности быстро (например, в физике высоких энергий), препринты стали легитимной формой научной коммуникации, и их качество обеспечивается через взаимное соблюдение стандартов. Крупнейший репозиторий подобного рода arXiv.org объединяет работы по физике, астрономии, математике, информатике, биологии; за день к нему обращается более 2 млн посетителей. Для каждого научного направления существуют свои хранилища: RePEc (экономика), SSRN (социальные и гуманитарные науки), ChemWeb (химия), PubMedCentral (медицина) и др.
Тип Электронные хранилища Социальные сети ученых Электронные библиотеки
arXiv Academia.edu elib.bsu.by
Примеры SSRN Researchgate.net cyberleninka.ru
ChemWeb GoogleScholar elibrary.ru
PubMedCentral scipeople.ru lib.harvard.edu
Свободный доступ к текстам Частично свободный доступ к текстам
Возможности Поиск работ по теме, автору, заголовку Оповещения о публикации новых статей конкретных ученых Статистика просмотров и скачиваний по текстам и странам Рейтинг учреждений по количеству просмотренных статей
Рейтинг научного учреждения в международных и институциональных репозиториях зависит от его политики и от активности самих исследователей. Так, после формирования электронной библиотеки в БГУ количество сотрудников, чьи научные и учебные материалы не доступны онлайн, снизилось до 24%. В индивидуальном порядке обращаются к электронным хранилищам и публикуют свои работы в них около 3% белорусских ученых.
Важный элемент современной научной инфраструктуры - открытые (те, которыми можно пользоваться на бесплатной основе) базы данных. С 1990-х гг. расширяется доступ для всех желающих к ним (РиЬ^ет), электронным журналам (см. doaj.org) и другим источникам научной информации. Так, с 2012 г. проекты, финансированные из Рамочных программ Европейского Союза (с 2014 г. -«Горизонт-2020»), обязаны публиковать результаты в открытом доступе в хранилище ОрепАШЕ. Преимущества новых форм электронной коммуникации представлены в табл. 1.
Благодаря их использованию отечественные ученые прежде всего расширяют круг доступных статей, монографий и справочных данных. В свою очередь самоорганизация и активное участие в наполнении хранилищ и социальных сетей своими работами увеличивают шансы ученых на цитирование и сотрудничество. По результатам нашего опроса, проведенного в 2013 г. среди сотрудников Национальной академии наук и Белорусского государственного университета, «естественной» преградой взаимодействия с коллегами выступает низкий уровень владения международным языком науки - англий-
Коммуникации в сети
ским - среди ученых среднего и старшего возраста (67%) по сравнению с молодыми учеными (87%).
Стимулирует пользоваться новыми формами коммуникации высокая значимость международного финансирования фундаментальных и междисциплинарных исследований. Участвуя в новой программе Европейского союза «Гори-зонт-2020» (2014-2020 гг.), российские специалисты должны обращаться к национальным средствам, в то время как белорусские могут получать поддержку в ЕС. В нашей республике в 2000-е гг. среди ученых-международников 77% выполняли проекты со странами бывшего СССР, 50% - с европейскими государствами, 10% - с США и Канадой. Можно ожидать изменения направлений сотрудничества, так как больше возможностей открывается в создании исследовательских сетей со странами ЕС (в том числе программы обмена научными работниками «Marie Sklodowska-Curie» и «Science for Peace»). В 2007-2013 гг. белорусские организации участвовали в более чем 50 проектах Евросоюза с привлечением финансирования в 4 млн евро. Для программ ЕС характерна высокая конкуренция: для успеха проекта требуются результаты мирового уровня, сеть коллег в европейских странах, навыки коммуникации через Интернет на английском языке. В конъюнктуре международных исследований особую важность для Беларуси имеют молодые лидеры - доктора наук до 50 лет, особенно женщины, способные возглавить интернациональные проекты.
По данным опроса европейских ученых о факторах успешности в программах ЕС, проведенного в 2013 г. (проект NET4SOCIETY), наиболее
Имеют сеть Не имеют сети Планируют
контактов контактов подавать проект
и координатора и координатора в «Горизонт-2020»
Профессионально написанный текст проекта 1 2-3 1
Развитая сеть партнеров 2 2-3 2
Высокий уровень профессионализма 3 4 5
Высокий потенциал использования результатов 4 5-6 3-4
Предыдущие успехи партнеров в международных проектах 5 5-6 7
Высокое качество 6 7 6
управления проектом
Хорошая репутация координатора среди рецензентов 7 1 3-4
важны профессионально подготовленная заявка и развитая партнерская сеть (табл. 2).
Следовательно, использовать новые формы коммуникации необходимо целенаправленно для построения международных сетей исследователей. Как отмечает теоретик сетей Б. Уэллман, в условиях роста специализации науки труднее становится найти коллег в своем институте или университете, поэтому ученые используют электронные социальные сети, чтобы быть в курсе новинок, поддерживать контакты, обмениваться советами, распространять информацию.
Цель -
долговременное сотрудничество
Отток кадров из науки в 1990-е гг. и продолжение карьеры молодыми учеными связаны с поиском финанирования исследований. В 2000-е гг. число белорусов, участвующих в интернациональных проектах, выросло в 2,5 раза по сравнению с 1990-ми гг. (рис. 1).
Расширение международных контактов означает прирост «социального капитала» (П. Бурдье) - ценных связей, обеспечивающих поток информации и возможное сотрудничество, особенно с другими сообществами. Крупные исследовательские проекты часто работают в виде «коллаборато-рий» - тесно координируемых коллективов большого масштаба, объединяющих как ранее знакомых, так и незнакомых ученых. До распространения Интернета такой способ деятельности не был характерен для науки. Основные барьеры в работе таких коллективов, компенсируемые личными встречами, - сложность дистанционной передачи знания, независимый характер научной работы и налаживание межинституционального взаимодействия. Н. Бос с соавторами выделили несколько видов коллабораторий [3]:
■ общая инфраструктура (в том числе удаленный доступ к оборудованию, например телескопу);
■ сообщество инфраструктуры, создаваемой для работы в определенной области; объединяет государственные и частные организации (создание гибридного суперкомпьютера «Ломоносов» и др.);
Таблица 2. Значимость факторов успеха заявки в Рамочной программе ЕС
Источник: опрос Ш450С!ЕТУ 104 европейских ученых
Рис. 1.
Присоединение
белорусских
ученых
к международным проектам, по годам
■ общие информационные системы, формируемые и поддерживаемые географически распределенными сообществами (например, банк данных белков wwpdb.org);
■ системы открытого участия в сообществе, объединяющие усилия индивидов в исследовании проблемы (проект машинного обучения на основе высказываний здравого смысла Open Mind Common Sense Project);
■ виртуальное сообщество практики - сеть ученых, занимающихся общей проблемой и обсуждающих ее онлайн без создания проектов (обмен профессиональными новостями, методиками, информацией о новых ресурсах);
■ виртуальное сообщество обучения, основная цель которого - углубить знания участников (виртуальные курсы, индивидуальные и массовые -Coursera, EduX);
■ распределенные исследовательские центры, работающие как университетские центры на расстоянии; их цель - собрать усилия отдельных специалистов для синерги-ческого эффекта в проблемной области (российские лаборатории мегагрантов).
Правительства многих стран переходят к финансированию научных работ на соревновательной основе и к созданию центров передовых исследований, где реализуются долгосрочные фундаментальные и междисциплинарные проекты и работают наиболее квалифицированные отечественные и зарубежные специалисты. Модель использования современных способов научной коммуникации на постсоветском пространстве должна предусматривать внедрение новых форм информационного обмена в повседневную практику и в перспективе - включение наших ученых в международные проекты.
Коммуникация -ресурс развития
Научное знание концентрируется в рамках организаций и в близко расположенных центрах исследований. Основными каналами его распространения остаются межличностные контакты ученых. Передача информации между специалистами в одной области происходит в 4 раза быстрее, если они знакомы лично [4]. По данным нашего опроса ученых Беларуси, регулярное посещение конференций увеличивает шансы найти полезные контакты с 40 до 75%. Таким образом, живое общение сохраняет определяющее значение для образования научных сетей, однако сегодня оно дополняется электронным, позволяющим поддерживать «слабые» связи.
Б. Уэллман и Л. Рейни [5] говорят о «тройной революции» Интернета, мобильных технологий и социальных сетей, которые произвели синерге-
тический эффект в научной коммуникации. Минимальные «правила хорошего тона» для ученого - это предоставление информации на английском языке на сайте организации или в социальных сетях о своих публикациях и проектах.
Основная цель сетевых научных сообществ - поддержание и развитие взаимодействия с коллегами, которых знают по работе и по конференциям, а также формирование на этой основе новых контактов. Участие в проекте - это еще один источник новых связей. При накоплении их критической массы стратегия выживания научного учреждения в нынешних условиях постепенно сменяется стратегией развития.
Современные способы коммуникации значительно расширяют возможности сотрудничества прежде всего для тех исследователей, у которых уже сложилась сеть профессиональных контактов. Однако значительный потенциал состоит также в распространении и получении информации, формировании новых стандартов коммуникации и элементов участия ученого в жизни научного сообщества.
See: http://innosfera.org/2014/04/collabration
Литература
1. Wuchty S., Jones B.F., Uzzí B. The Increasing Dominance of Teams in Production of Knowledge // Science. 2007. Vol. 316, №5827. P. 1036-1039.
2. Walsh J.P., Bayma T. Computer Networks and Scientific Work // Social Studies of Science. 1996. Vol. 26, №3. P. 661-703.
3. N. Bos et al. From Shared Databases to Communities of Practice: A Taxonomy of Collaboratories // JCMC. 2007. Vol. 12. P. 652-672.
4. Singh J. Collaborative Networks as Determinants of Knowledge Diffusion Patterns // Management Science. 2005. Vol. 51, №5. P. 756-770.
5. Rainie L., Wellman B. Networked: The New Social Operating System. - Cambridge, MA: The MIT Press, 2012.