Научная статья на тему 'Новые формы научной коммуникации и сотрудничества в мире и в Беларуси'

Новые формы научной коммуникации и сотрудничества в мире и в Беларуси Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
471
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛАБОРАТОРИИ / НАУЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РАМОЧНЫЕ ПРОГРАММЫ / РЕПОЗИТОРИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Широканова Анна, Рубанов Анатолий

Для науки эпохи Интернета характерен рост соавторства, международного сотрудничества, коллабораторий. Появляются новые формы коммуникации международные хранилища препринтов, электронные журналы, социальные сети. Их значение состоит в быстром распространении информации между сообществами, однако построение исследовательских сетей продолжает традиционные практики личного общения. Проведенный в Беларуси опрос показал, что наиболее интенсивно новые формы коммуникации используют специалисты,уже участвующие в международных проектах и регулярно посещающие конференции. Расширяются индивидуальные возможности и ответственность ученых за доступность результатов их работы. Предоставление в Интернете сведений об исследовательских проектах и публикации результатов на английском языке важно для успешной интеграции в международное научное сообщество.There is given an analysis of the scientific communication of the Internet age. It was stated that new forms of communication mean fast spreading of information between communities, however the research networks established continues the practice of private communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Широканова Анна, Рубанов Анатолий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые формы научной коммуникации и сотрудничества в мире и в Беларуси»

CD

U üü

ro

О

Новые формы научной коммуникации и сотрудничества в мире и в Беларуси

Резюме. Для науки эпохи Интернета характерен рост соавторства, международного сотрудничества, коллабораторий. Появляются новые формы коммуникации - международные хранилища препринтов, электронные журналы, социальные сети. Их значение состоит в быстром распространении информации между сообществами, однако построение исследовательских сетей продолжает традиционные практики личного общения. Проведенный в Беларуси опрос показал, что наиболее интенсивно новые формы коммуникации используют специалисты, уже участвующие в международных проектах и регулярно посещающие конференции. Расширяются индивидуальные возможности и ответственность ученых за доступность результатов их работы. Предоставление в Интернете сведений об исследовательских проектах и публикации результатов на английском языке важно для успешной интеграции в международное научное сообщество. Ключевые слова: коллаборатории, научная коммуникация, научное сотрудничество, рамочные программы, репозитории, социальные сети, электронные библиотеки.

Международное сотрудничество -глобальный тренд

В век «большой науки», требующей мощной научной инфраструктуры и человеческих ресурсов, возможности исследователей-одиночек сокращаются, а «печальный Фауст превращается в обросшего сетями ученого» (Б. Уэллман). После Второй мировой войны и особенно с распространением Интернета для развития научной коммуникации стали характерны следующие тенденции:

■ растет число работ, написанных в соавторстве. В самом крупном исследовании [1], где было проанализировано 19,9 млн статей из базы данных «Web of Science» за 1955-2000 гг., обнаружился сдвиг к коллективному труду в естественных, технических и социальных науках. За 45 лет среднее количество авторов научных статей выросло с 1,9 до 3,5;

Анна Широканова,

старший

преподаватель

кафедры социальной

коммуникации

факультета

философии и

социальных наук БГУ,

кандидат

социологических

наук

Анатолий Рубанов,

декан факультета философии и социальных наук БГУ, доктор

социологических наук, доцент

Таблица 1. Преимущества новых форм научной коммуникации

■ коллективные статьи (особенно созданные в результате международного сотрудничества) цитируются чаще индивидуальных во всех областях науки;

■ увеличивается доля «прорывных» работ, получивших более 1000 цитирований, и среди них в 2000 г. коллективных было в 6,3 раза больше, чем выполненных отдельными учеными;

■ расширяется международное сотрудничество: например, за 1983-2001 гг. в США доля статей, имеющих авторов из разных стран, выросла с 9 до 22% [2].

Таким образом, коллективный труд все чаще становится знаковым в науке, что связано как с усложнением процесса исследования, так и с расширением сотрудничества. Это не значит, что большее число соавторов всегда указывает на более высокий уровень результатов, но научные коллективы имеют в среднем больше шансов на важное открытие, чем один автор.

Международные электронные библиотеки и хранилища

Информационная инфраструктура науки тоже приобретает новый вид. Ее основу

составляют библиотеки, которые раньше были физическим местом доступа к знаниям, а сегодня становятся виртуальными «порталами» к ним. Расширяются коллекции статей, предоставляемых в цифровом виде крупными издательствами. Ведущие учебные заведения и научные институты (в Беларуси - БГУ и 9 других вузов) организуют собственные электронные библиотеки, наполняемые работами сотрудников.

С 1990-х гг. широко распространились децентрализованные электронные хранилища (репозитории) препринтов -статей, принятых к печати, в авторской редакции. В тех науках, где результаты должны быть представлены общественности быстро (например, в физике высоких энергий), препринты стали легитимной формой научной коммуникации, и их качество обеспечивается через взаимное соблюдение стандартов. Крупнейший репозиторий подобного рода arXiv.org объединяет работы по физике, астрономии, математике, информатике, биологии; за день к нему обращается более 2 млн посетителей. Для каждого научного направления существуют свои хранилища: RePEc (экономика), SSRN (социальные и гуманитарные науки), ChemWeb (химия), PubMedCentral (медицина) и др.

Тип Электронные хранилища Социальные сети ученых Электронные библиотеки

arXiv Academia.edu elib.bsu.by

Примеры SSRN Researchgate.net cyberleninka.ru

ChemWeb GoogleScholar elibrary.ru

PubMedCentral scipeople.ru lib.harvard.edu

Свободный доступ к текстам Частично свободный доступ к текстам

Возможности Поиск работ по теме, автору, заголовку Оповещения о публикации новых статей конкретных ученых Статистика просмотров и скачиваний по текстам и странам Рейтинг учреждений по количеству просмотренных статей

Рейтинг научного учреждения в международных и институциональных репозиториях зависит от его политики и от активности самих исследователей. Так, после формирования электронной библиотеки в БГУ количество сотрудников, чьи научные и учебные материалы не доступны онлайн, снизилось до 24%. В индивидуальном порядке обращаются к электронным хранилищам и публикуют свои работы в них около 3% белорусских ученых.

Важный элемент современной научной инфраструктуры - открытые (те, которыми можно пользоваться на бесплатной основе) базы данных. С 1990-х гг. расширяется доступ для всех желающих к ним (РиЬ^ет), электронным журналам (см. doaj.org) и другим источникам научной информации. Так, с 2012 г. проекты, финансированные из Рамочных программ Европейского Союза (с 2014 г. -«Горизонт-2020»), обязаны публиковать результаты в открытом доступе в хранилище ОрепАШЕ. Преимущества новых форм электронной коммуникации представлены в табл. 1.

Благодаря их использованию отечественные ученые прежде всего расширяют круг доступных статей, монографий и справочных данных. В свою очередь самоорганизация и активное участие в наполнении хранилищ и социальных сетей своими работами увеличивают шансы ученых на цитирование и сотрудничество. По результатам нашего опроса, проведенного в 2013 г. среди сотрудников Национальной академии наук и Белорусского государственного университета, «естественной» преградой взаимодействия с коллегами выступает низкий уровень владения международным языком науки - англий-

Коммуникации в сети

ским - среди ученых среднего и старшего возраста (67%) по сравнению с молодыми учеными (87%).

Стимулирует пользоваться новыми формами коммуникации высокая значимость международного финансирования фундаментальных и междисциплинарных исследований. Участвуя в новой программе Европейского союза «Гори-зонт-2020» (2014-2020 гг.), российские специалисты должны обращаться к национальным средствам, в то время как белорусские могут получать поддержку в ЕС. В нашей республике в 2000-е гг. среди ученых-международников 77% выполняли проекты со странами бывшего СССР, 50% - с европейскими государствами, 10% - с США и Канадой. Можно ожидать изменения направлений сотрудничества, так как больше возможностей открывается в создании исследовательских сетей со странами ЕС (в том числе программы обмена научными работниками «Marie Sklodowska-Curie» и «Science for Peace»). В 2007-2013 гг. белорусские организации участвовали в более чем 50 проектах Евросоюза с привлечением финансирования в 4 млн евро. Для программ ЕС характерна высокая конкуренция: для успеха проекта требуются результаты мирового уровня, сеть коллег в европейских странах, навыки коммуникации через Интернет на английском языке. В конъюнктуре международных исследований особую важность для Беларуси имеют молодые лидеры - доктора наук до 50 лет, особенно женщины, способные возглавить интернациональные проекты.

По данным опроса европейских ученых о факторах успешности в программах ЕС, проведенного в 2013 г. (проект NET4SOCIETY), наиболее

Имеют сеть Не имеют сети Планируют

контактов контактов подавать проект

и координатора и координатора в «Горизонт-2020»

Профессионально написанный текст проекта 1 2-3 1

Развитая сеть партнеров 2 2-3 2

Высокий уровень профессионализма 3 4 5

Высокий потенциал использования результатов 4 5-6 3-4

Предыдущие успехи партнеров в международных проектах 5 5-6 7

Высокое качество 6 7 6

управления проектом

Хорошая репутация координатора среди рецензентов 7 1 3-4

важны профессионально подготовленная заявка и развитая партнерская сеть (табл. 2).

Следовательно, использовать новые формы коммуникации необходимо целенаправленно для построения международных сетей исследователей. Как отмечает теоретик сетей Б. Уэллман, в условиях роста специализации науки труднее становится найти коллег в своем институте или университете, поэтому ученые используют электронные социальные сети, чтобы быть в курсе новинок, поддерживать контакты, обмениваться советами, распространять информацию.

Цель -

долговременное сотрудничество

Отток кадров из науки в 1990-е гг. и продолжение карьеры молодыми учеными связаны с поиском финанирования исследований. В 2000-е гг. число белорусов, участвующих в интернациональных проектах, выросло в 2,5 раза по сравнению с 1990-ми гг. (рис. 1).

Расширение международных контактов означает прирост «социального капитала» (П. Бурдье) - ценных связей, обеспечивающих поток информации и возможное сотрудничество, особенно с другими сообществами. Крупные исследовательские проекты часто работают в виде «коллаборато-рий» - тесно координируемых коллективов большого масштаба, объединяющих как ранее знакомых, так и незнакомых ученых. До распространения Интернета такой способ деятельности не был характерен для науки. Основные барьеры в работе таких коллективов, компенсируемые личными встречами, - сложность дистанционной передачи знания, независимый характер научной работы и налаживание межинституционального взаимодействия. Н. Бос с соавторами выделили несколько видов коллабораторий [3]:

■ общая инфраструктура (в том числе удаленный доступ к оборудованию, например телескопу);

■ сообщество инфраструктуры, создаваемой для работы в определенной области; объединяет государственные и частные организации (создание гибридного суперкомпьютера «Ломоносов» и др.);

Таблица 2. Значимость факторов успеха заявки в Рамочной программе ЕС

Источник: опрос Ш450С!ЕТУ 104 европейских ученых

Рис. 1.

Присоединение

белорусских

ученых

к международным проектам, по годам

■ общие информационные системы, формируемые и поддерживаемые географически распределенными сообществами (например, банк данных белков wwpdb.org);

■ системы открытого участия в сообществе, объединяющие усилия индивидов в исследовании проблемы (проект машинного обучения на основе высказываний здравого смысла Open Mind Common Sense Project);

■ виртуальное сообщество практики - сеть ученых, занимающихся общей проблемой и обсуждающих ее онлайн без создания проектов (обмен профессиональными новостями, методиками, информацией о новых ресурсах);

■ виртуальное сообщество обучения, основная цель которого - углубить знания участников (виртуальные курсы, индивидуальные и массовые -Coursera, EduX);

■ распределенные исследовательские центры, работающие как университетские центры на расстоянии; их цель - собрать усилия отдельных специалистов для синерги-ческого эффекта в проблемной области (российские лаборатории мегагрантов).

Правительства многих стран переходят к финансированию научных работ на соревновательной основе и к созданию центров передовых исследований, где реализуются долгосрочные фундаментальные и междисциплинарные проекты и работают наиболее квалифицированные отечественные и зарубежные специалисты. Модель использования современных способов научной коммуникации на постсоветском пространстве должна предусматривать внедрение новых форм информационного обмена в повседневную практику и в перспективе - включение наших ученых в международные проекты.

Коммуникация -ресурс развития

Научное знание концентрируется в рамках организаций и в близко расположенных центрах исследований. Основными каналами его распространения остаются межличностные контакты ученых. Передача информации между специалистами в одной области происходит в 4 раза быстрее, если они знакомы лично [4]. По данным нашего опроса ученых Беларуси, регулярное посещение конференций увеличивает шансы найти полезные контакты с 40 до 75%. Таким образом, живое общение сохраняет определяющее значение для образования научных сетей, однако сегодня оно дополняется электронным, позволяющим поддерживать «слабые» связи.

Б. Уэллман и Л. Рейни [5] говорят о «тройной революции» Интернета, мобильных технологий и социальных сетей, которые произвели синерге-

тический эффект в научной коммуникации. Минимальные «правила хорошего тона» для ученого - это предоставление информации на английском языке на сайте организации или в социальных сетях о своих публикациях и проектах.

Основная цель сетевых научных сообществ - поддержание и развитие взаимодействия с коллегами, которых знают по работе и по конференциям, а также формирование на этой основе новых контактов. Участие в проекте - это еще один источник новых связей. При накоплении их критической массы стратегия выживания научного учреждения в нынешних условиях постепенно сменяется стратегией развития.

Современные способы коммуникации значительно расширяют возможности сотрудничества прежде всего для тех исследователей, у которых уже сложилась сеть профессиональных контактов. Однако значительный потенциал состоит также в распространении и получении информации, формировании новых стандартов коммуникации и элементов участия ученого в жизни научного сообщества.

See: http://innosfera.org/2014/04/collabration

Литература

1. Wuchty S., Jones B.F., Uzzí B. The Increasing Dominance of Teams in Production of Knowledge // Science. 2007. Vol. 316, №5827. P. 1036-1039.

2. Walsh J.P., Bayma T. Computer Networks and Scientific Work // Social Studies of Science. 1996. Vol. 26, №3. P. 661-703.

3. N. Bos et al. From Shared Databases to Communities of Practice: A Taxonomy of Collaboratories // JCMC. 2007. Vol. 12. P. 652-672.

4. Singh J. Collaborative Networks as Determinants of Knowledge Diffusion Patterns // Management Science. 2005. Vol. 51, №5. P. 756-770.

5. Rainie L., Wellman B. Networked: The New Social Operating System. - Cambridge, MA: The MIT Press, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.