Научная статья на тему 'НОВЫЕ ФОРМАТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ФОРС-МАЖОРНЫХ УСЛОВИЯХ COVID-19'

НОВЫЕ ФОРМАТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ФОРС-МАЖОРНЫХ УСЛОВИЯХ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА / АНТИКРИЗИСНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ПРИГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН / КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Берендеев Михаил Владимирович

Тема поиска новых моделей коммуникации между обществом и властью в условиях цифровых изменений приобретает всю большую значимость для исследований и политической практики. Кейсы последних трех лет, показывают новые возможности взаимодействия в онлайн-среде, так и риски и угрозы, возникающие в период форс-мажорных ситуаций. В условиях пандемии Covid -19 и постпандемийный период произошла целостная линейка коммуникативных изменений в отношении взаимодействия всех агентов коммуникации, и построения новых форматов применимых к другим нестандартным для общества и власти ситуациям. Онлайн коммуникации рассматриваются как возможности антикризисных взаимодействий общества и власти, а цифровизация как налаживание эффективных платформ сотрудничества. В качестве примера приводится Калининградский кейс - эксклавного региона России, попавшего в нестандартные условия развития в период Covid -19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW FORMATS OF POLITICAL COMMUNICATION OF REGIONAL AUTHORITIES IN FORCE MAJEURE CONDITIONS COVID-19

The topic of searching for new models of communication between society and government in the context of digital changes is becoming increasingly important for research and political practice. The cases of the last three years show new opportunities for interaction in the online environment, as well as risks and threats arising during force majeure situations. In the conditions of the Covid-19 pandemic and the post-pandemic period, there was an integral line of communicative changes in relation to the interaction of all communication agents, and the construction of new formats applicable to other non-standard situations for society and the authorities. Online communications are seen as opportunities for anti-crisis interactions between society and government, and digital opportunities as the establishment of effective cooperation platforms. As an example, the Kaliningrad case is considered - an exclave region of Russia that fell into nonstandard development conditions during the Covid -19.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ФОРМАТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ФОРС-МАЖОРНЫХ УСЛОВИЯХ COVID-19»

УДК 304.9 ББК 60.84 ГРНТИ 19.01КОД ВАК 10.01.10

Берендеев М.В.

Калининград, Россия

НОВЫЕ ФОРМАТЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ФОРС-МАЖОРНЫХ УСЛОВИЯХ

СОУГО-19

Аннотация. Тема поиска новых моделей коммуникации между обществом и властью в условиях цифровых изменений приобретает всю большую значимость для исследований и политической практики. Кейсы последних трех лет, показывают новые возможности взаимодействия в онлайн-среде, так и риски и угрозы, возникающие в период форс-мажорных ситуаций. В условиях пандемии Соу1ё -19 и постпандемийный период произошла целостная линейка коммуникативных изменений в отношении взаимодействия всех агентов коммуникации, и построения новых форматов применимых к другим нестандартным для общества и власти ситуациям. Онлайн коммуникации рассматриваются как возможности антикризисных взаимодействий общества и власти, а цифровизация как налаживание эффективных платформ сотрудничества. В качестве примера приводится Калининградский кейс - эксклавного региона России, попавшего в нестандартные условия развития в период Соу1ё -19.

Ключевые слова: пандемия коронавируса, антикризисные коммуникации, информационное воздействие, приграничный регион, Калининградская область.

Berendeev M.V. Kaliningrad, Russia

NEW FORMATS OF POLITICAL COMMUNICATION OF REGIONAL AUTHORITIES IN FORCE MAJEURE CONDITIONS COVID-19

Abstract. The topic of searching for new models of communication between society and government in the context of digital changes is becoming increasingly important for research and political practice. The cases of the last three years show new opportunities for interaction in the online environment, as well as risks and threats arising during force majeure situations. In the conditions of the Covid-19 pandemic and the post-pandemic period, there was an integral line of communicative changes in relation to the interaction of all communication agents, and the construction of new formats applicable to other non-standard situations for society and the authorities. Online communications are seen as opportunities for anti-crisis interactions between society and government, and digital opportunities as the establishment of effective cooperation platforms. As an example, the Kaliningrad case is considered - an exclave region of Russia that fell into nonstandard development conditions during the Covid -19.

Keywords: coronavirus pandemic, anti-crisis communications, information impact, border region, Kaliningrad region.

Постановка проблемы

Информационная политика органов власти в условиях различных турбуленций в современный период становится главным консолидирующим фактором общества, а также фактором снижения панических настроений среди населения. Посредством инструментов массовой коммуникации власти направляют все сферы жизнедеятельности в конструктивное русло, вовлекают население в новые информационные повестки, создают новые площадки коммуникации.

Пандемия новой коронавирусной инфекции способствовала активному развитию технологий интернет-присутствия органов власти всех уровней для создания более устойчивого положения, минимизации рисков и преодолению кризиса. Кроме того, интенсификация развития новых социальных медиа дает возможность укрепить влияние власти, что было важно для стабилизации обстановки в этот период.

Несмотря на обилие научной литературы, накопленного методологического опыта построения и реализации кризисных коммуникаций в сфере политического менеджмента, пандемия Соу1ё-19 продемонстрировала, что в условиях, когда временные рамки для прогнозов ограничивались буквально неделями и днями, власти оказались в положении, когда скорость менеджериальных решений значительно опережала известную методологическую базу и распространенные модели и практики управления.

Это особенно остро отразилось на регионах России, которым Президент РФ делегировал широкие полномочия по принятию решений. Стало очевидно, что губернаторскому корпусу, а также местным администрациям и правительствам в начале пандемии в ряде вопросов приходилось действовать не на основе методических рекомендаций федерального центра, а самостоятельно принимать решения и проводить свою информационную политику и принимать нестандартные решения.

Именно необходимостью теоретического осмысления нового политического явления, выявления его проблем и противоречий сфере коммуникаций обусловлена проблематика. Соу1ё-19 стал триггером острой необходимости обновления стратегий коммуникаций, появления новых коммуникативных схем, смешения старых и новых медиа, оперативным изменениям информационной политики в условиях режима повышенной готовности. Этап кризисных коммуникаций не только отразил ее уязвимые места, но и показал перспективы развития. Накопленный опыт новых форматов массовой коммуникации регионов кризисный период побуждает

интерес к его осмыслению новых явлений и попытку объяснить необходимость трансформации информационной политики как инструмента управления и формирования общественного мнения и консолидации действия общества и власти.

Калининградская область оказалась в несколько уникальной ситуации, которая незнакома другим регионам России, с точки зрения приграничных и трансграничных связей, логистики, повседневности поведения жителей региона.

Закрытие границ в период пандемии, при почти пяти миллионном пересечении границ за полугодие, с Литвой и Польшей и население в один миллион, геополитическое положение региона вокруг нарастающей нестабильной обстановки в мире с 2014 года, снижения уровня политической и экономической коммуникации со странами Европейского Союза и поиск новых форматов коммуникации на внутреннем рынке поставило и новые задачи, в том числе в интеграции социума в пандемийный и постпандемийный период.

История вопроса

Понятие кризисной коммуникации не ново в сфере гуманитарных наук. Изучением причин, снижением рисков, прогнозированием и планированием в кризисных ситуациях занимаются представители различных направлений, иногда понятие кризисных коммуникаций связывают с развитием новых технологий, прогрессом, которые сделали общество более уязвимым и футурологически-фобиальным - полным страхов за будущее.

Коммуникационная стратегия органов государственной власти в кризисных условиях может быть основана на базе трехступенчатой модели кризисного менеджмента: это докризисный период, когда появляются индикаторы негативного события; непосредственно кризис - негативное событие происходит, и предпринимаются первые попытки его урегулировать, далее кризис легитимации, когда внимание медиа приковано

к кризисному событию; наконец, пик коммуникативной реакции, который приходится на третью фазу [Улыбина Л.В., Белогорская А.Н, 2020].

Таким образом, можно говорить о дифференцированных коммуникативных стратегиях в условиях кризисных явлений. Общая модель кризисных коммуникаций органов власти отражает поэтапный процесс информационного управления в соответствии с разными фазами кризиса.

Немаловажно отразить роль социальных медиа в кризисных коммуникациях. Отметим при этом, что данный вопрос уже теоретически осмысливается отечественными авторами. Например, М. А. Родионов и Т. А. Волкова рассматривают взаимосвязь пандемии новой коронавирусной инфекции с экономическими кризисными явлениями в системной взаимосвязи с вопросами обеспечения национальной безопасности. Исследователи отмечают, что в этот период интернет-технологии являются незаменимым атрибутом связи и мобилизации множества организаций, служб, социальных групп, отдельных граждан. 2020-2021 гг. стали катализатором того, что многие сферы деятельности, организации переходят в онлайн-режим, и в том числе государственные и муниципальные органы и структуры, общественные организации, которые не сделали этого раньше [Родионов М. А., Волкова Т. А. ,2019]. Сетевым коммуникациям в период Соу1ё-19 посвящены исследования, фиксирующие, что Интернет стал для граждан и элит основным источником критической информации о политике противодействия пандемии [Гаджиев М. М., Магомедов А. К., Михайлова Е. А, 2020], практики освещения проблем коронавируса в медиа представлены активно и в региональных кейсах [Пакшина И. А., Маскаева Е. Н, 2021], многие прикладные исследования посвящены доверию традиционным социальным институтам [Макушева М. О., Нестик Т. А., 2020]

Возможно, полностью установятся и управленческие практики, связанные только со сферой онлайн-коммуникаций, как часть дигитализации современного взаимодействия общества и власти. В перспективе новые дигитализированные форматы коммуникации могут полностью вытеснить

привычные форматы общения и взаимодействия. При этом нужно отметить, что для этого требуется глобальная цифровая трансформация органов власти всех уровней, совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе, благодаря новым технологиям, особенно в региональном разрезе и взаимодействия Федерации и регионов. Обратной стороной такого кризисного периода, как подчеркивают исследователи, может быть ускорение принятия решений, которые в другое время рассматривались бы значительно дольше. В то же время возникают угрозы усиления контроля над обществом, ограничения гражданских прав и свобод, нерелеватного восприятия друг друга акторами коммуникации: общественности, власти, медиапосредников, других агентов и участников коммуникации.

О.В. Крыштановская анализируя стиль поведения политических лидеров в социальных сетях, говорит о том, что можно «получить информацию о формирующейся повестке дня, реакции на это представителей гражданского общества, легитимности и эффективности власти. Такой социологический анализ позволяет заранее предсказать проблемы, которые проступают через дискуссии в социальных сетях, тональность комментариев и троллинг» [Крыштановская О. В., 2019]. Часть исследователей приводит аргументы, что российские власти, «оказались готовы к кризисной ситуации и, проявив необходимую инициативность и прозрачность, надлежащим образом информировали массы о происходящем и принимали соответствующие меры. Большую роль здесь сыграли ключевые характеристики современного российского общества, где вместе и наравне сосуществуют общая уверенность в способности властей держать ситуацию под контролем и нормальной работе государственных институтов, а также доверие рыночным институтам, способным обеспечить удовлетворение потребностей россиян [Курюкин А. Н, 2020].

Современные ученые предлагают органам власти наладить высокий технологичный мониторинг информации в традиционных СМИ и новых медиа, выявлять запросы населения, негативный контент. Это позволит

превентивно реагировать на кризисные ситуации, оперативно принимать решения и превращать негатив как минимум в нейтральную окраску, а значит, сократить ущерб.

Российские исследователи кризисных коммуникаций рассматривают кризис как «особое, неожиданное и нестандартное событие или ряд событий, которые создают высокий уровень неопределенности и угрозы или воспринимаются как угроза для первоочередных целей» [Голуб О.Ю, 2012]. Этот феномен объясняется неопределённостью, нарушением информационных связей и акцентирует внимание на то, что в кризисных ситуациях необходимо организовать эффективное управление коммуникациями.

Описание методики исследования и полученные результаты

В процессе исследования базисным методом стал метод экспертных оценок политики Правительства Калининградской области в период пандемии коронавируса. Экспертами выступали квалифицированные специалисты, обладающие обширными знаниями и опытом работы в рамках заявленного предметного поля.

На первом этапе исследования были изучены теоретические основания по формированию государственной информационной политики и кризисных политических коммуникаций - были проанализированы основные нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу. Посредством контент-анализа региональных СМИ отслежены основные тенденции и трансформации информационной политики правительства Калининградской области в период с начала пандемии коронавируса. Теоретическое изучение темы позволило качественно подойти к следующему этапу исследования.

На втором этапе исследования были составлены вопросы для экспертов на основании тематик и выявленных информационных рисков в ходе контент-анализа региональных СМИ.

На третьем этапе исследования происходил выбор экспертов. Подбор экспертов является одной из наиболее сложных проблем в теории и практике

экспертных исследований, поскольку отсутствуют общие методы такого подбора. В качестве критериев отбора в рамках исследования были выбраны следующие: уровень и профиль образования; опыт работы; степень объективности (имеется ввиду, незаинтересованность эксперта в навязывании своей точки зрения или искажении информации); критический подход к объекту изучения.

После подтверждения компетентности специалистов было отобрано 15 экспертов, что соответствует установленным нормам при проведении экспертного опроса. В качестве экспертов были рекрутированы представители СМИ (журналисты), исследователи в области кризисных коммуникаций различных научных областей (кандидаты и доктора наук), медиаменеджеры, специалисты-практики по политическим коммуникациям.

Исследование происходило в форме очного интервью. Респондентам предлагалось ответить на 8 открытых вопросов. На последнем этапе исследования происходили обработка, систематизация и анализ полученных в ходе исследования данных. Остановимся на этом пункте более подробно, так как именно критическая оценка полученной информации является главным итогом качественного проведения методики экспертной оценки.

При этом мы старались избежать методологической ошибки панрегионализма, когда существует стремление исходить из предпосылки изначальной «самости» регионального социума, когда идентичность социума в целом предшествует тем социальным процессам, которые идут в регионе» [Берендеев, 2006]. Таким образом, мы исходили не из специфики региона, а из общих тенденций информационной политики в до и постпандемийный период на всей территории России и соответствующих предпринимаемых властью мер.

Результаты исследования и их анализ

Эффективность каналов коммуникации является базовым критерием в работе информационного пула региональной власти. 12 из 15 экспертов отметили интернет и социальные сети - это именно те каналы

коммуникаций, которые стали ключевыми в ситуации Соу1ё-19. При этом 4 эксперта отметили необходимость развития коммуникационной инфраструктуры (онлайн приемных, возможностей электронного правительства, прямых онлайн-встреч с отдельными группами, как, например, бизнес, журналисты, представители некоммерческого сектора и общественных организаций). Сложилось консолидированное мнение, что, несмотря на возросшую роль социальных сетей и мессенджеров, недопустимо делать акцент на один канал. Эффективны не каналы, а точное таргетирование информационных сообщений на целевые аудитории через все доступные каналы, т.е. эффективна интегрированная комплексная информационная кампания.

Вопрос, насколько эффективно региональные власти использовали усилившуюся роль социальных сетей за последние два года в пандемийный и постпандемийные период, привел экспертов к единому мнению, что аккаунты губернатора Калининградской области в социальных сетях стали главными неформальным медиа региона. Такие тенденции уже были до пандемии, но пандемийный год закрепил окончательно данную позицию в региональном медиа-пространстве. Высказано общее мнение, что в первые месяцы правительство Калининградской области эффективно использовало возможности социальных сетей для трансляции обращений и обратной связи с населением. При этом 4 эксперта отметили негативную тенденцию постепенного снижения внимания региональной власти к ресурсам социальных сетей после определенной стабилизации обстановки в 2021 и начале 2022 года.

В ходе проведенных экспертных онлайн-панелей, которые оценивали действия губернаторов в информационном пространстве, стало очевидно, что даже в случае использования Правительством региона новых медиа (примеч. - соц. сети), формат официальных пресс-конференций и жесткого казенного языка докладов о ситуации не приветствовались пользователями онлайн пабликов. Попытка же встроиться в информационную повестку, стремление

представителей власти встать в онлайн коммуникации по одну позицию с пользователями вызывали больший уровень доверия и положительные эмоции по отношению к чиновникам и первым лицам регионального Правительства.

В ходе экспертного опроса выделен ряд направлений и тенденций, требующих развития и реализации в рамках региональной информационной политики:

- системный характер работы и межведомственное взаимодействие;

- использование возможностей социальных сетей и адаптирование подачи информации под запросы аудитории;

- развитие интернет-коммуникаций и коммуникационной инфраструктуры;

- дифференцированный подход в подборе каналов коммуникаций, исходя из сегментирования аудитории;

- честный и открытый диалог с обществом;

- активная, неформальная обратная связь с населением.

Давая оценку информационную политику правительства Калининградской области в период пандемии как эффективной или неэффективной, 9 из 15 экспертов твердо выразили мнение, что в период пандемии, особенно в ее первый, наиболее острый кризисный этап Правительству Калининградской области удалось занять ведущую, консолидирующую позицию в информационном поле, оперативно задействовав новые форматы коммуникации (социальные сети, мессенджеры, онлайн-совещания, горячие линии, ежедневные брифинги и т.д.), усилив разъяснительную работу, блокируя фейк-новости. 4 эксперта отметили, что в информационной политике региональных властей в первый кризисный период произошел перекос в сторону темы коронавируса, вытеснив остальные, волнующие граждан вопросы (например, обеспечение медицинской помощью не только зараженных коронавирусом). Кроме того, респонденты в числе негативных моментов подчеркнули низкий уровень

взаимодействия с неформальными сообществами в социальных сетях после стабилизации обстановки.

Анализ современного состояния и тенденций развития информационной политики правительства Калининградской области показал быструю адаптивность и освоение новых навыков региональной власти в кризисный период, успешное применение новых форматов коммуникаций и технологий интернет-коммуникаций, в том числе социальных сетей. В первые месяцы пандемии коронавируса Правительству Калининградского региона удалось выступить консолидирующей силой в медиапространстве, однако произошел серьезный информационный перекос в сторону коронавируса, что могло усугубить психологическое состояние населения. Удалось активно задействовать новые медиа, однако со стабилизацией обстановки власти перестали уделять необходимое внимание интернет-методам работы с населением. Вместе с тем были выявлены наиболее эффективные направления государственной информационной политики в период кризисной ситуации -коммуницирование в социальных сетях, активная разъяснительная работа, сегментирование аудитории, оперативное межведомственное взаимодействие.

В настоящий момент для региональных властей, помимо вопросов здравоохранения, вакцинации населения, не менее важен выход из экономического кризиса. С учетом того, что декларации победы над пандемией в стране еще не было, информационная политика продолжает свое развитие в посткризисный период.

Следует подчеркнуть, что эксперты указали на пандемию как на катализатор развития новых форматов коммуникаций и стратегий, которые планируется развивать и дальше:

- согласованность действий и оперативное межведомственное взаимодействие;

- развитие интернет-коммуникаций и активностей в социальных сетях в части присутствия Правительства Калининградской области и его представителей, а также администраци муниципальных образований;

- повышение качества обратной связи с населением в социальных

сетях;

- обучение работе в интернете редакторов муниципальных газет;

- рекрутирование лидеров общественного мнения разных направлений, исходя из сегментирования аудитории;

- формирование независимой системы для аналитики рисков и

3 г-»

консолидации мнений посредством центра управления регионом . Здесь агрегируются обращения пользователей из всех доступных источников, разрабатываются новые цифровые сервисы обратной связи. Кроме того, сотрудниками проводится аналитические и социологические исследования, формируется карта проблем региона.

Выводы

Власти на региональном уровне принимают ключевые решения во всех сферах жизнедеятельности, которые имеют важнейшее значение для жителей субъекта Федерации. Информационное сопровождение этой деятельности играет ключевую роль в эпоху интернет-коммуникаций и процесса медиатизации.

Обзор законодательства в сфере информационной политики указывает на определенные изменения этой политики в период пандемии. В то же время законодательное регулирование касается больше развития инфраструктуры, идеологический аспект лежит в плоскости социальных наук.

Эксперты единодушно фиксируют, что в начале пандемии правительство Калининградской области в кратчайшие сроки смогло

Зhttps://gov39.ru/press/225399/?sphrase_id=14943063: Центр управления регионом (ЦУР) - это единый координационный центр по сбору, обработке, анализу и реагированию на все жалобы и запросы жителей вне зависимости от источника поступления - официальных порталов, сайтов, соцсетей, мессенджеров, горячих линий.

адаптироваться к новой ситуации и стать ведущим актором информационных процессов. Оперативно были налажены новые форматы онлайн-коммуникаций, созданы информационные чаты в мессенждерах, горячие линии, в ежедневном режиме велась разъяснительная работа, в том числе посредством социальных сетей.

Традиционные средства массовой информации уступили ведущее место в информационной политике новым медиа. При этом редакции также стремятся адаптироваться к новым условиям: заходить на онлайн-платформы, развивать социальные сети, чтобы не допустить потерю аудитории и влияние в медиа-пространстве.

Среди главных рекомендаций, предлагаемых региональному органу власти: системный характер работы, использование возможностей социальных сетей и адаптирование формализованного характера подачи информации под запросы аудитории, развитие интернет-коммуникаций и коммуникационной инфраструктуры, дифференцированный подход в подборе каналов коммуникаций, исходя из сегментирования аудитории, честный и открытый диалог с обществом, активная, неформальная обратная связь с населением.

Несмотря на то, что острый кризисный период пройден, перед властью стоят задачи по продолжению борьбы с коронавирусной инфекцией и экономическому развитию, решению вопросов по повышению качества жизни населения в посткризисный период. В связи с этим интегрированная комплексная информационная кампания на фоне других событий 2022 года сохраняет свою актуальность.

Библиография

Берендеев М.В. Социальная идентичность: исследования самоопределения калининградского регионального социума // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки 2006, №12. С. 75-82.

Гаджиев М. М, Магомедов А. К., Михайлова Е. А. Сетевые коммуникации как инструмент общественных дискуссий в России в период пандемии коронавируса // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2022. Вып. 2(847). С. 19-25.

Голуб О. Ю., Сергеева Е. В. Кризисная коммуникация власти и общества в социальных медиа: определение проблемных зон // Изв.Сарат. ун-та. Нов.сер. Сер. Социология. Политология. 2020. Т. 20, вып. 3. С. 262.

Голуб, О.Ю. Общие подходы к разработке социальной технологии управления кризисными коммуникациями // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. - 2012. - Т. 12. - № 2. - С. 39.

Крыштановская О. В. Элита в сетях : новые формы обратной связи в цифровую эпоху // Цифровая социология. 2019. Т. 2, № 2. С. 10.

Курюкин А.Н. COVID-19 как вызов экономике, социуму, политике // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2020. Т. 11. № 3. С. 250-265 https://doi.org/10.18184/2079-4665.2020.11.3.250-265

МакушеваМ. О., Нестик Т. А. Социально-психологические предпосылки и эффекты доверия социальным институтам в условиях пандемии // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 6. С. 427—447.

Пакшина И. А., Маскаева Е. Н. Коммуникативные практики освещения пандемии коронавируса в традиционных и новых СМИ региона // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2021. Вып. 3 (844). С. 214-229.

Родионов М. А., Волкова Т. А. Динамика коммуникационных процессов политических элит в условиях кризиса, связанного с пандемией COVID-19 // Коммуникология : электрон.науч. журнал. 2019. Т. 4, № 4. С. 8-20.

Улыбина Л.В., Белогорская А.Н. Модели кризис-менеджмента в организациях// Вестник Российского университета кооперации. - 2020 - №2(40), С. 104.

References

Berendeev MV.Social'naya identichnost': issledovaniya samoopredeleniya kaliningradskogo regional'nogo sociuma [Social identity: Studies of self-determination of the Kaliningrad regional society] // Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki 2006, №12. pp. 75-82.

Gadzhiev M. M., Magomedov A. K., Mihajlova E. A. Setevye kommunikacii kak instrument obshchestvennyh diskussij v Rossii v period pandemii koronavirusa [Network

communications as a tool of public discussion in Russia during the coronavirus pandemic] // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obshchestvennye nauki. 2022. Vyp. 2(847). pp. 19-25.

Golub O. YU., Sergeeva E. V. Krizisnaya kommunikaciya vlasti i obshchestva v social'nyh media: opredelenie problemnyh zon [Crisis communication of government and society in social media: identification of problem areas] // Izv.Sarat. un-ta. Nov.ser. Ser. Sociologiya. Politologiya. 2020. T. 20, vyp. 3. p. 262.

Golub, O.YU. Obshchie podhody k razrabotke social'noj tekhnologii upravleniya krizisnymi kommunikaciyami [General approaches to the development of social technology for crisis communication management] // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Sociologiya. Politologiya. - 2012. - T. 12. - № 2. - p. 39.

Kryshtanovskaya O. V. Elita v setyah : novye formy obratnoj svyazi v cifrovuyu epohu [Elite in networks : new forms of feedback in the digital age] // Cifrovayasociologiya. 2019. T. 2, № 2. p. 10.

Kuryukin A.N. COVID-19 kak vyzov ekonomike, sociumu, politike [COVID-19 as a challenge to the economy, society, politics] // MIR (Modernizaciya. Innovacii. Razvitie). 2020. T. 11. № 3. pp. 250-265 https://doi.org/10.18184/2079-4665.2020.11.3.250-265

MakushevaM. O., Nestik T. A. Social'no-psihologicheskie predposylki i effekty doveriya social'nym institutam v usloviyah pandemii [Socio-psychological prerequisites and effects of trust in social institutions in a pandemic] // Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i social'nye peremeny. 2020. № 6. pp. 427—447.

Pakshina I. A., Maskaeva E. N. Kommunikativnye praktiki osveshcheniya pandemii koronavirusa v tradicionnyh i novyh SMI regiona [Communicative practices of coverage of the coronavirus pandemic in traditional and new media in the region] // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obshchestvennye nauki. 2021. Vyp. 3 (844). pp. 214-229.

Rodionov M. A., Volkova T. A. Dinamika kommunikacionnyh processov politicheskih elit v usloviyah krizisa, svyazannogo s pandemiej COVID-19 [Dynamics of communication processes of political elites in the context of the crisis associated with the COVID-19 pandemic] // Kommunikologiya : elektron.nauch. zhurnal. 2019. T. 4, № 4. pp. 8-20.

Ulybina L.V., Belogorskaya A.N. Modeli krizis-menedzhmenta v organizaciyah [Crisis management models in organizations] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperacii. - 2020 -№2(40), p. 104.

Сведения об авторе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Берендеев Михаил Владимирович - кандидат социологических наук, доцент, доцент Высшей школы философии, истории и социальных наук Балтийского федерального университета имени И. Канта, e-mail: mberendeev@yandex. ru

Mikhail V. Berendeev - Ph.D., Associate Professor, Associate Professor of the Higher School of Philosophy, History and Social Sciences of the Immanuil Kant.Baltic Federal University, e-mail: mberendeev@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.