Научная статья на тему 'Новые факты о пастырском служении священномученика Владимира Васильевича Панькина (1883–1921)'

Новые факты о пастырском служении священномученика Владимира Васильевича Панькина (1883–1921) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
232
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
священномученик Владимир Васильевич Панькин / Нижегородская губерния / Омская епархия / большевистские гонения / Западно-Сибирское восстание / Собор Новомучеников Казахстанских / Гражданская война / Северный Казахстан / село Благовещенское. / Hieromartyr Vladimir Vasilyevich Pankin / Nizhny Novgorod province / Omsk diocese / Bolshevik persecution / West Siberian uprising / Cathedral of the New Martyrs of Kazakhstan / Civil war / Northern Kazakhstan / Blagoveshchenskoye village

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Михаил Анатольевич Березин

Несмотря на канонизацию на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 г. и почитание, биография священномученика Владимира Васильевича Панькина бедна фактами. Более того, к сожалению, в имеющихся кратких жизнеописаниях святого содержатся ошибочные сведения. При исследовании настоящей темы и написании данной статьи были изучены материалы различных государственных и ведомственных архивов Республики Казахстан и Российской Федерации, а также дореволюционные периодические и справочные издания. Критически рассматривая опубликованные сведения о жизни священника Владимира Панькина, автор анализирует ранее неизвестные источники, вводя в научный оборот новые материалы, позволяющие существенно дополнить биографию новомученика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Михаил Анатольевич Березин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Facts about the Pastoral Ministry of the Holy Martyr Vladimir Vasilyevich Pankin (1883–1921)

The biography of the Holy Martyr Vladimir Vasilyevich Pankin is poor in facts despite his canonization at the Jubilee Episcopal Council of the Russian Orthodox Church in 2000 and following veneration. Moreover, unfortunately, the available his short biographies contain erroneous information. When researching this topic and writing this article, studied were the materials of various State and Departmental Archives of the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation, as well as pre-revolutionary periodicals and reference publications. Critically reviewing published information about the life of the priest Vladimir Pankin, the author analyzes previously unknown sources, introducing new materials into scientific circulation that allow to significantly supply the biography of the New Martyr.

Текст научной работы на тему «Новые факты о пастырском служении священномученика Владимира Васильевича Панькина (1883–1921)»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 1 (4) 2020

Священник Михаил Березин

Новые факты о пастырском служении священномученика Владимира Васильевича Панькина (1883-1921)

DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10001

Аннотация: Несмотря на канонизацию на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 г. и почитание, биография священномученика Владимира Васильевича Панькина бедна фактами. Более того, к сожалению, в имеющихся кратких жизнеописаниях святого содержатся ошибочные сведения. При исследовании настоящей темы и написании данной статьи были изучены материалы различных государственных и ведомственных архивов Республики Казахстан и Российской Федерации, а также дореволюционные периодические и справочные издания. Критически рассматривая опубликованные сведения о жизни священника Владимира Панькина, автор анализирует ранее неизвестные источники, вводя в научный оборот новые материалы, позволяющие существенно дополнить биографию новомученика.

Ключевые слова: священномученик Владимир Васильевич Панькин, Нижегородская губерния, Омская епархия, большевистские гонения, Западно-Сибирское восстание, Собор Новомучеников Казахстанских, Гражданская война, Северный Казахстан, село Благовещенское.

Об авторе: Священник Михаил Анатольевич Березин

Руководитель отдела по канонизации святых Петропавловской и Булаевской епархии Митрополичьего округа в Республике Казахстан, студент церковно-исторического отделения магистратуры Тобольской духовной семинарии. E-mail: berezin_mihail@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0433-3019

Ссылка на статью: Березин М, свящ. Новые факты о пастырском служении священномученика Владимира Васильевича Панькина (1883-1921) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 1 (4). С. 15-26.

* Фотографии предоставлены автором. Новомученики и исповедники Церкви Русской

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 1 (4) 2020

Priest Mikhail Berezin

New Facts about the Pastoral Ministry of the Holy Martyr Vladimir Vasilyevich Pankin (1883-1921)

DOI: 10.24411/2587-8425-2020-10001

Abstract: The biography of the Holy Martyr Vladimir Vasilyevich Pankin is poor in facts despite his canonization at the Jubilee Episcopal Council of the Russian Orthodox Church in 2000 and following veneration. Moreover, unfortunately, the available his short biographies contain erroneous information. When researching this topic and writing this article, studied were the materials of various State and Departmental Archives of the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation, as well as pre-revolutionary periodicals and reference publications. Critically reviewing published information about the life of the priest Vladimir Pankin, the author analyzes previously unknown sources, introducing new materials into scientific circulation that allow to significantly supply the biography of the New Martyr.

Keywords: Hieromartyr Vladimir Vasilyevich Pankin, Nizhny Novgorod province, Omsk diocese, Bolshevik persecution, West Siberian uprising, Cathedral of the New Martyrs of Kazakhstan, Civil war, Northern Kazakhstan, Blagoveshchenskoye village.

About the author: Priest Michael Anatoliyevich Berezin

Chairman of the Commission for the canonization of saints Petropavlovskiy and Bulaevskiy diocese

of the Metropolitan district in the Republic of Kazakhstan, Master's student of Church History

Department of the Tobolsk Theological Seminary.

E-mail: berezin_mihail@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0433-3019

Article link: Berezin M., priest. New Facts about the Pastoral Ministry of the Holy Martyr Vladimir Vasilyevich Pankin (1883-1921). Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2020, no. 1 (4), pp. 15-26.

Большая часть XX столетия прошла для Русской Православной Церкви под знаком атеистических гонений. Жертвами этих гонений только в период Гражданской войны стали более 10 тысяч священнослужителей и мирян1. По вполне понятным причинам в период Советского Союза сведения о судьбах большинства из них были скрыты в недрах различных государственных, партийных и ведомственных архивов. После падения коммунистической идеологии деятельность новомучеников стала предметом пристального исследования со стороны отечественных и зарубежных историков. За прошедшие три десятилетия появилось множество работ, посвященных данной теме. Был накоплен большой пласт фактической информации о жизни более двух тысяч новомучеников.

Однако, к сожалению, не все собранные данные могут претендовать на объективность и иметь исчерпывающий характер. В качестве характерного примера можно привести ситуацию с жизнеописанием североказахстанского новомученика священника Владимира Васильевича Панькина, канонизированного на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 г. Опубликованные биографии этого святого бедны фактами. Так, даже такое авторитетное издание как «Православная энциклопедия» в посвященной ему биографической статье приводит ошибочные сведения2. В объемном труде игумена Дамаскина (Орловского) «Жития новомучеников и исповедников российских XX века» присутствует ещё более краткая биографическая справка, затрагивающая заключительный период служения отца Владимира в селе Благовещенском Петропавловского уезда Акмолинской губернии Автономной Киргизской Социалистической Советской Республики3.

В историческом архиве Омской области в фонде Омского губернского отдела народного образования хранится личное дело Владимира Васильевича Панькина. В частности, в деле имеется дубликат свидетельства о полученном им образовании, в котором также указывается дата рождения. Из этого документа следует, что Владимир Панькин родился 26 июня 1883 г. в селе Чиргуши Лукьяновского уезда Нижегородской губернии. По социальному происхождению — из крестьян4. Дата из архивного документа расходится с приведенной в «Православной энциклопедии» информацией, где год рождения священномученика указан 1884-й. Думается, что последняя дата попала в жизнеописание, исходя из информации, приведенной в дореволюционном издании «Справочная книга Омской епархии». Так, автор справочника, вышедшего в 1914 г., приводя краткие сведения о священнослужителях епархии, указывает, что на момент составления Владимиру Панькину было 30 лет5. Как можно предположить, вычитая количество лет от даты выхода книги, автор биографической статьи в «Православной энциклопедии» получает 1884 г. Однако известно, что работа над справочником началась в 1912 г. по решению VII Омского епархиального съезда. Вполне возможно, что данные о 30-летнем возрасте Владимира Панькина могли быть актуальными не на время выхода справочника, а на момент его составления в 1913 г.6

Открытым остается вопрос об этнической принадлежности священника Владимира Панькина. Очень вероятно, что отец Владимир (как и многие жители села Чир-гуши) происходил из народа эрзя — этнической группы мордвы7. По крайней мере,

1 Леонов С.В. Антицерковный террор периода Октябрьской революции сквозь призму историографии // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 2 (57). С. 53.

2 Королева В.В. Владимир Васильевич Панькин, свщм. // Православная энциклопедия. Т. VIII. М., 2004. С. 639.

3 Дамаскин (Орловский), архим. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Март. Тверь, 2006. С. 252.

4 ГИАОО. Ф. Р-318. Оп. 2. Д. 1308. Л. 2.

5 Справочная книга Омской епархии / Сост. свящ. Иоанн Голошубин. Омск, 1914. С. 1170.

6 Там же. С. 3.

7 Кашина Г.И. История заселения территории края // Край наш Лукояновский / [Ф. И. Кедяр-кина и др.]. Н. Новгород: Нижегородский гуманитар. центр, 2000. Вып. 1. С. 15.

г. АРЗЛИАОЪ, Духовное училище

Арзамасское духовное училище. Нач. XX в.

в этом селе и сейчас проживают жители с аналогичной фамилией, считающие себя эрзянами.

Не вызывает сомнений, что юный Владимир предварительно получил начальное образование, которое было им освоено в родном селе (по существующему «Положению о церковных школах ведомства Православного исповедания» поступление в любую из школ, готовящую учителей, подразумевало наличие некоторой базовой подготовки у кандидата)8. Как видно из материалов личного дела, Владимир Пань-кин в период с 1898 по 1902 гг. обучался и окончил второклассную мужскую учительскую школу в селе Поя того же Лукьяновского уезда, расположенную недалеко от дома его родителей. В деле также сохранились школьные отметки по успеваемости: «...Во время учёбы при отличном поведении показал следующие успехи: по Закону Божию — очень хорошие; церковной истории, общей и русской — отличные; церковному пению — очень хорошие; русскому языку — очень хорошие; церковнославянскому языку — отличные; отечественной истории — отличные; географии — отличные; арифметике — отличные; геометрическому черчению и рисованию — очень хорошие; дидактике — отличные; по чистописанию — очень хорошие. за каковые и удостоен звания учителя школы грамоты»9.

Стоит отметить, что учительская школа в селе Поя была одной из сильнейших в Нижегородской губернии. Так, редакция «Нижегородских епархиальных ведомостей», подводя итоги деятельности церковно-приходских школ и школ грамоты губернии, в номере за февраль 1902 г. выделяет выпускников Пойской второклассной учительской школы в числе лучших учителей10. После окончания школы Владимир устраивается учителем в одну из школ грамоты Нижегородской губернии.

8 Положение о церковных школах ведомства Православного исповедания // Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т.ХХ11. Отд. 1. СПб., 1904. С. 210.

9 ГИАОО. Ф. Р-318. Оп. 2. Д. 1308. Л. 2.

10 Отчет о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Нижегородской епархии за 1900 — 1-й учебный год в учебно-воспитательном отношении // Нижегородские епархиальные ведомости. 1902. №4. С. 117.

Начало XX в. знаменует упадок школ грамоты: численность их постоянно сокращается по причине низкого качества даваемого образования, постоянного недофинансирования, а также недостаточной включенности в систему государственного образования. Результатом этого стал переизбыток учителей для подобных школ11. По существовавшей практике учителя школ грамоты, отработавшие два года, могли получить по сокращённому испытанию звание «учителя церковно-приходской школы»12.

Наверняка, именно по этим причинам через два года после окончания Пойской школы Владимир Панькин решает получить звание учителя церковно-приходской школы, которое бы открыло ему возможность преподавать не только в школах грамоты, но и во всех типах церковно-приходских школ. Для этого необходимо было держать специальное испытание, в которое входили письменные и устные экзамены по арифметике и русскому языку, а также проведение двух пробных уроков по указанным дисциплинам. Владимир Панькин решает пройти его в Арзамасском духовном училище. После успешно пройденных испытаний, 27 октября 1904 г. ему присваивают звание «учитель церковно-приходской школы»13.

Можно с уверенностью предположить, что после получения звания учителя Владимир Панькин решает стать переселенцем и перебраться в Западную Сибирь. По крайней мере, ни «Нижегородские епархиальные ведомости», ни «Нижегородский церковно-общественный вестник» (в которых отображались все перемены по духовному ведомству в пределах губернии) за 1904-1912 гг. не упоминают какие-либо назначения на должность учителя, связанные с Владимиром Панькиным. Сведений о его деятельности на учительском поприще также не имеется в тематических фондах Центрального архива Нижегородской области.

Переселение в восточные губернии Российской империи усилилось в связи с началом строительства в 1891 г. Транссибирской железнодорожной магистрали и развитием социальной инфраструктуры региона. Переселение коснулось многих регионов центральной России. Многие коренные жители Нижегородской губернии были вовлечены в процесс переселения. К примеру, выпускник Нижегородской духовной семинарии, будущий казахстанский священномученик Михаил Михайлович Мя-кишев устраивается учителем в церковно-приходскую школу в селе Красноярское Тюкалинского уезда Тобольской губернии (ныне село Красный Яр, Люблинского района Омской области)14. О наплыве переселенцев говорят такие данные за 1912 г.: только в Тарский уезд Тобольской губернии переселилось 764 семьи, что составило 2091 человек15.

В рассматриваемый нами период эта часть древней Тобольской губернии в церковном отношении входила в недавно созданную Омскую епархию16. Вслед за развитием региона в епархии активно увеличивается число церковно-приходских школ. Например, в 1909 г. общее число школ составило 205, что на 33 единицы больше предыдущего учебного года. Соответственно выросла потребность в образованных педагогах17. Как думается, именно потребность в учителях была решающим фактором в выборе места для переезда.

11 Красницкая Т. А. Церковные школы в дореволюционной России // На пути к гражданскому обществу. 2011. № 3-4. С. 76.

12 Положение о церковных школах ведомства Православного исповедания... С. 210.

13 ГИАОО. Ф. Р-318. Оп. 2. Д. 1308. Л. 1.

14 Отчет омского епархиального наблюдателя о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Омской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1905 — 6-ой учебный год // Омские епархиальные ведомости. 1907. №22. С. 16.

15 Обзор Тобольской губернии за 1912 год. Тобольск, 1913. С. 23.

16 Тобольские епархиальные ведомости. 1895. № 9. С. 88.

17 Отчет Омского епархиального наблюдателя о состоянии школ церковно-приходских и грамоты Омской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1909-10 учебный год. Омск, 1910. С. 13.

Никольская церковь с. Копьево. Середина XX в.

Владимир Панькин устраивается на место учителя одноклассной церковно-при-ходской школы в село Копьевское Тарского уезда Тобольской губернии (ныне это практически вымершее село в Муромцевском районе Омской области)18. Тогда село Копьевское было достаточно крупным населенным пунктом. Так, данные 1909 г. сообщают нам, что в это время в селе существовало несколько маслобоен, ветряные мельницы, кузницы, мануфактурные и винные лавки. Каждый декабрь проводилась так называемая Михайловская ярмарка. С 1914 г. село становится волостным центром19.

8 августа 1912 г. священник Павел Успенский, состоящий на вакансии диакона церкви села Копьевского, был переведен на соседний приход20. Освободившаяся же диаконская вакансия была предложена учителю церковно-приходской школы Владимиру Панькину. 26 августа 1912 г. Владимир был рукоположен во диакона к храму святителя Николая Чудотворца с. Копьевское21. Хиротонию совершил епископ Омский и Акмолинский Владимир (Путята).

Храм святителя Николая был построен в 1840 г. на средства коллежского регистратора Горожанского. Здание церкви было деревянным, стоящим на каменном фундаменте. Имелась колокольня, которая составляла единое целое со зданием храма. Церковь находилась в хорошем состоянии и была достаточно обеспечена богослужебными принадлежностями. К храму была приписана Покровская церковь в селе Резинном. Также причт окормлял все окрестные населенные пункты, где не было положено штатного духовенства — всего около 3300 человек православного населения. По штату храм имел священника, диакона и двух псаломщиков22.

Служение диакона Владимира происходило в достаточно тяжелых условиях. Самой главной трудностью было отсутствие жилья, поскольку его на приходе

18 Справочная книга Омской епархии. С. 1170.

19 Сигутов П. Т. История Муромцевского района / Под ред. П. П. Вибе. Муромцево, 1994. С. 22.

20 Епархиальные известия // Омские епархиальные ведомости. 1912. №17. С. 2.

21 Епархиальные известия // Омские епархиальные ведомости. 1912. №18. С. 3.

22 Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии / Сост. свящ. Климент Скальский. Омск, 1900. С. 322.

для диакона не имелось и, кроме того, не предполагалась возможность выделения соответствующих средств. Весьма низким было и жалование диакону, который не получал его от духовного ведомства, в отличие от священника и псаломщика. Расчет происходил из причтового капитала и приходских доходов. Клир в донесениях духовной консистории жаловался на равнодушное отношение прихожан к содержанию своей приходской церкви и духовенства23. Известно, что по состоянию на 1913 год Преображенская церковь с. Благовещенское. в его семье было двое детей24. Конец 1950-х гг. Служение диакона Владимира

Панькина на этом приходе продолжалось до мая 1918 г. (об этом свидетельствуют метрические книги церкви, где он упоминается до этого срока)25.

С крушением самодержавия и приходом к власти Временного правительства, а затем партии большевиков, положение Православной Церкви начало стремительно ухудшаться. К сожалению, нет никаких документов, свидетельствующих о том, как жил и как воспринял эти перемены диакон Владимир Панькин. Однако можно с уверенностью предположить, что и в его жизни произошли существенные изменения.

20 июня 1917 г. Временное Правительство своим распоряжением «О передаче цер-ковно-приходских школ Министерству народного просвещения» поставило под угрозу просветительскую деятельность приходского духовенства в церковных школах26.

Последовавшее за ним постановление Совнаркома от 11 декабря 1917 г. «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Комиссариата по народному просвещению» фактически на долгие годы лишило духовенство возможности вести какую-либо образовательную деятельность27. Вслед за этим, после выхода 23 января 1918 г. «Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви», началась национализация церковного имущества, которое теперь могло лишь даваться в аренду религиозным обществам28. Эти постановления не могли не коснуться диакона Владимира и того дела, которому была посвящена его жизнь — школьного учительства.

Как известно, политика пришедшей к власти партии большевиков спровоцировала начало масштабной Гражданской войны, которая затронула и Западную Сибирь. В начале июня 1918 г. Акмолинская область после восстания Чехословацкого корпуса была освобождена от власти большевиков29.

23 Справочная книга Омской епархии. С. 785.

24 Там же. С. 1170.

25 ГИАОО. Ф. 16. Оп. 6. Д. 1065. Л. 278 об.; Д. 1377. Л. 64 об.

26 Житенев Т.Е. Церковно-приходские школы в политике Временного Правительства // Вестник Волжского университета им. Татищева. 2014. № 3 (16). С. 97.

27 Собрание распоряжений и узаконений Правительства за 1917-1918 гг. М., 1942. С.129. См. также: Карпук Д. А. «Стражи академического святилища». Петроградская Духовная Академия в 1918 г. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019. №1 (3). С. 128.

28 Свод законов Российской Советской Федеративной Социалистической Республики: в 9 томах. Т. 1. М., 1983. С. 863.

29 СалдугеевД.В. Чехословацкий легион в России // Вестник Челябинского государственного университета. 2005. № 2. С. 93.

Летом 1918 г. диакон Владимир Панькин был рукоположен во иереи и направлен на служение в церковь Преображения Господня села Благовещенское Петропавловского уезда Акмолинской области (ныне Жамбылский район Се-веро-Казахстанской области). По всей видимости, хиротонию совершил архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский). Преображенская церковь села Благовещенское была воздвигнута на средства фонда императора Александра III в 1901 г. Как и многие церкви степного края, она была сооружена из дерева, стояла на каменном фундаменте, крыша её была покрыта железом. Для священника имелся деревянный дом30. Для прибытия на новое место служения священнику Владимиру Панькину требовалось преодолеть по охваченной смутой стране более 600 километров.

Неизвестно, как встретили нового священника прихожане. Без сомнения, на приходе имелись люди верующие, но многие жители села были развращены пропагандой безбожия. Это тем более вероятно, если вспомнить описание прихода за «спокойный» 1913 г.: «Прихожане к благоукрашению и содержанию храма относятся холодно, о ремонте причтовых домов вовсе не заботятся. Крестные ходы по полям бывают во всех посёлках. Молебны по домам после них служатся редко. Обычая ходить в Пасху со святыми иконами по домам нет. "Съезжих" праздников на приходе не бывает»31.

Недолго продолжалось относительно спокойное служение священника Владимира в церкви села Благовещенское. Осенью 1919 г. Сибирская армия адмирала Колчака начала стремительное отступление. Во второй половине октября, после непродолжительных боев, части 35 стрелковой дивизии РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армии) заняли село. Советская власть была восстановлена32.

Вскоре после занятия V армией РККА г. Омска Сибревком и Реввоенсовет выпустили «Воззвание к рабочим, крестьянам и трудовым казакам о разгроме армии Колчака в Петропавловско-Омской операции»: «Советская власть есть действительная свобода для всех трудящихся. <...> Свобода совести существует только там, где существует советская власть. Над совестью тех, кто живет в Советской России, не тяготеет проклятое иго жандармов в рясе и жандармов в мундире»33.

С установлением Советской власти в регионе вновь началась продразвёрстка. На священника Владимира должна была быть наложена повышенная норма сдачи хлеба, которую тот, как и подавляющее большинство жителей села, просто не мог набрать. В среде крестьян зрело сильное недовольство Советской властью, пока в конце января 1921 г. не вспыхнуло восстание, позже названное историками «ЗападноСибирским». 14 февраля повстанцы заняли центр уезда — г. Петропавловск. Весной 1921г. повстанческие отряды действовали на огромной территории от Обдорска на севере до Каркаралинска на юге, от станции Тугулым на западе до Сургута

30 Справочная книга Омской епархии. С. 144.

31 Там же. С. 145.

32 Из истории Гражданской войны в СССР. Документы и материалы. Иностранная военная интервенция и гражданская война в Средней Азии и Казахстане: в 2 томах. Т. 2. Сентябрь 1919 г. — декабрь 1920 г. (Сост. А. Г. Багрянцев, А. С. Елагин, П. В. Агапов и др.). Алма-Ата, 1964. С. 218.

33 Там же. С. 226.

на востоке. Сопротивление, однако, имело очаговый характер — крестьяне не хотели выступать консолидированно.

В «Оперативно-разведывательной сводке штаба группы обороны железной дороги Омск — Челябинск» от 24 февраля 1921г. обстановка в районе с. Благовещенского описывается следующим образом: «Численность отрядов в районе Пресновки (расстояние от Пресновки до Благовещенского не многим более 30 километров. — свящ. М.Б.) до 2000 человек, вооруженных винтовками, пулеметами, берданками, вилами, дробовиками, имеется два орудия. Снабжение производится крестьянами под страхом расстрела. Настроение крестьян паническое, при возможности стараются бросить оружие и бежать по домам»34.

В первой декаде марта части РККА установили контроль над селом. В «Приказе войскам группы обороны Петропавловского района» от 5 марта имеется следующее распоряжение: «Главной задачей. является быстрая ликвидация повстанческого движения в районах к югу и северу от линии Курган — Петропавловск. Для чего приказываю: ... Правый боевой участок — начальник тов. Воротков, состав: сводный отряд, 1-й Симбирский полк, батальон особого назначения ВЧК. Сводному отряду к рассвету 6/Ш достигнуть района станицы Пресногорьковская — поселок Кабаний и вести наступление в юго-восточном направлении, имея справа ограничительную линию: ст. Пресногорь-ковская — Казанский — Евгеньевский — урочище Курол — Городецкий — Коновалов-ский, а слева Кабаний — Екатеринославский — Петровский — Благовещенский — Семи-польское — Чиликон — Уткул (все пункты понимать включительно)»35.

Не вызывает сомнения, что священник Владимир не желал возвращения власти большевиков. Разумеется, антисоветские настроения духовенства понимали и командиры красных частей. «В повстанческое движение пытаются внести организованность, причём организаторами и руководителями являются. бывшие офицеры. и духовенство», — писал начальник штаба Красной армии в Петропавловском районе С. Д. Володарский36.

Спорным остаются обстоятельства гибели священника. Их принято датировать 6 апреля 1920 г., когда он был убит «некими красноармейцами». Однако приведенная информация не может быть верифицирована: в архиве Астанайской епархии, подававшей документы на канонизацию, никаких свидетельств не имеется, нет соответствующих документов и в Синодальной комиссии по канонизации святых. Автор краткой биографической справки в «Православной энциклопедии» монахиня Сергия (Королева) ссылается на незадокументированные свидетельства односельчан.

В ходе полевой экспедиции в с. Благовещенское автору данной статьи удалось собрать некоторые сведения относительно обстоятельств смерти священномученика. В частности, по свидетельствам старожилов села Пелагеи Васильевны Евдокимовой и Анны Дмитриевны Осьминой, священник прятался на берегу расположенного в черте села озера Жекеколь. В это время к священнику обратился прихожанин Василий Шкребко, который просил совершить таинство крещения над его новорожденным сыном Константином. К этому времени храм уже был закрыт. Совершив таинство, священник тем самым выдал себя и был схвачен бойцами частей особого назначения (ЧОН). Священника били, затем, привязав к лошади, таскали волоком по улицам села, пока он не скончался. Тело было брошено на улице, а затем тайно захоронено семьей жителя села Степана Хорошуна, дочь которого Евдокия до смерти заботилась о могиле священника (могила его и сейчас известна сельчанам)37.

34 Сибирская Вандея. 1920-1921. Документы в 2-х томах. / Под ред. акад. А. Н. Яковлева. Том 2. М., 2001. С. 276.

35 Там же. С. 359.

36 Там же. С. 362.

37 Евдокимова П. В. Обстоятельства гибели священника села Благовещенского Владимира Васильевича Панькина. Рукопись. 2018 г. // Личный архив автора. С.1; ОсьмининаА.Д. Обстоятельства гибели священника села Благовещенского Владимира Васильевича Панькина. Рукопись. 2018 г. // Личный архив автора. Л. 1.

Могила священномученика Владимира Панькина в с. Благовещенское

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П. В. Евдокимова — дочь Марии Васильевны Гаценко, сестры крещеного младенца Константина Шкребко. А. Д. Осьмина — внучка Христины Шкребко, бабушки крещеного младенца Константина Шкребко. Возраст обеих информаторов — более 90 лет, и они находятся в родственных отношениях. К сожалению, сейчас в селе больше нет старожилов, которые могли бы подтвердить или опровергнуть приведенную информацию.

В качестве косвенного подтверждения необходимо отметить, что родственникам Евдокии Хорошун известно, что она знала место погребения убитого священника, известно им также и то, что он был погребен на сельском кладбище, однако подробности самой смерти им не известны. Если принять эту версию, то следует считать, что мученическая кончина священника Владимира Васильевича Панькина произошла не ранее конца ноября 1921г. На это указывает тот факт, что по имеющимся в архивах Департамента по делам обороны Северо-Казахстанской области сведениям Константин Шкребко был рожден 20 ноября 1921 г.38

В пользу этой версии также говорит само время предполагаемой смерти священ-номученика — конец 1921г. Подавление Западно-Сибирского восстания на территории Акмолинской области продолжалось вплоть до конца 1922 г. Хотя масштабных боевых действий с лета не предпринималось, небольшие операции и карательные походы в различные волости имели место. Были случаи, когда без суда расстреливались как отдельные лица, заподозренные в контрреволюции, так и группы людей. Так, 2 мая 1922 г. Акмолинский губревтрибунал осудил командира роты ЧОН (частей особого назначения) Григория Митрофановича Митусова за незаконный расстрел в с. Корнеевка Петропавловского уезда 9 человек крестьян39. 14 августа 1922 г.

38 Ответ на запрос о дате рождения К. В. Шкребко. Архивная справка Департамента по делам обороны Северо-Казахстанской области №4/2272 от 10.08.2018 г. // Личный архив автора. С. 1.

39 СКГА. Ф. 676. Оп. 1. Д. 17. Л. 129.

был осужден ответственный работник ВЧК (Всероссийская чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем) Степан Петрович Хотулев за самочинные расстрелы и избиения арестованных во дворе Кокчетавского Политбюро Акмолинской губернии40. Вполне возможно, что именно во время одной из таких карательных операций был обнаружен и убит священник Владимир Панькин.

Можно считать наиболее вероятным, что убийство священника носило внесудебный характер. По крайней мере, не имеется никаких документальных подтверждений относительно уголовного или политического преследования в сохранившихся архивах уполномоченных органов: Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по Сибири, Сибирского революционного комитета, Акмолинского губернского революционного трибунала, штаба Войск особого назначения Омской и Акмолинской губерний.

Поруганный Преображенский храм без куполов и крестов простоял в селе до начала 1970-х гг.: в нём был устроен сельский клуб, в алтаре был установлен экран. Когда здание пришло в полную негодность, его снесли и построили здание почты, которое, простояв до 1990-х гг., было разрушено. Сейчас на месте церкви, где служил священномученик Владимир, находится пустырь. Прошло уже почти сто лет, давно нет той власти, которая гнала служителей Христовых и разрушала Его храмы, но в памяти жителей села Благовещенское остался яркий пример верности своему пастырскому долгу священника Владимира Васильевича Панькина.

Источники и литература

источники

Неопубликованные источники

1. Государственный исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. Р-318. Оп. 2. Д. 1308.

2. ГИАОО. Ф. 16. Оп. 6. Д. 1065.

3. ГИАОО. Ф. 16. Оп. 6. Д. 1377.

4. Евдокимова П. В. Обстоятельства гибели священника села Благовещенского Владимира Васильевича Панькина. Рукопись. 2018 г. // Личный архив автора.

5. Осьминина А. Д. Обстоятельства гибели священника села Благовещенского Владимира Васильевича Панькина. Рукопись. 2018 г. // Личный архив автора.

6. Ответ на запрос о дате рождения К. В. Шкребко. Архивная справка Департамента по делам обороны Северо-Казахстанской области №4/2272 от 10.08.2018 г. // Личный архив автора.

7. Северо-Казахстанский государственный архив (СКГА). Ф. 676. Оп. 1. Д. 17. Опубликованные источники

8. Из истории Гражданской войны в СССР. Документы и материалы. Иностранная военная интервенция и гражданская война в Средней Азии и Казахстане: в 2 томах. Т. 2. Сентябрь 1919 г. — декабрь 1920 г. (Сост. А. Г. Багрянцев, А. С. Елагин, П. В. Агапов и др.). Алма-Ата, 1964. 724 с.

9. Справочная книга Омской епархии / Сост. свящ. Иоанн Голошубин. Омск, 1914. 1250 с.

10. Епархиальные известия // Омские епархиальные ведомости. 1912. № 17. С. 1-4.

11. Епархиальные известия // Омские епархиальные ведомости. 1912. № 18. С. 2-4.

12. Обзор Тобольской губернии за 1912 год. Тобольск, 1913. 84 с.

13. Отдел официальный // Тобольские епархиальные ведомости. 1895. № 9. С. 87-103.

40 Там же. Л. 181 об. Новомученики и исповедники Церкви Русской

14. Отчет о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Нижегородской епархии за 1900 — 1-й учебный год в учебно-воспитательном отношении // Нижегородские епархиальные ведомости. 1902. №4. С. 109-121.

15. Отчет омского епархиального наблюдателя о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Омской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1905 — 6-ой учебный год // Омские епархиальные ведомости. 1907. № 22. С. 16-25.

16. Отчет Омского епархиального наблюдателя о состоянии школ церковно-приходских и грамоты Омской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1909-10 учебный год. Омск, 1910. 35 с.

17. Положение о церковных школах ведомства Православного исповедания // Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т.ХХ11. Отд.1. СПб., 1904. С. 206-211.

18. Свод законов Российской Советской Федеративной Социалистической Республики: в 9 томах. Т. 1. М., 1983.

19. Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии / Сост. свящ. Климент Скальский. Омск, 1900. 422 с.

20. Собрание распоряжений и узаконений Правительства за 1917-1918 гг. М., 1942.

21. Сибирская Вандея. 1920-1921. Документы в 2-х томах / Под ред. акад. А. Н. Яковлева. Том 2. М., 2001. 776 с.

Литература

22. Житенев Т.Е. Церковно-приходские школы в политике Временного Правительства // Вестник Волжского университета им. Татищева. 2014. № 3 (16). С. 91-100.

23. Карпук Д. А. «Стражи академического святилища». Петроградская Духовная Академия в 1918 г. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019. № 1 (3). С. 121-136.

24. Кашина Г. И.История заселения территории края // Край наш Лукояновский / [Ф. И. Кедяркина и др.]. Н. Новгород: Нижегородский гуманитар. центр, 2000. Вып. 1. С. 11-19.

25. Королева В.В. Владимир Васильевич Панькин, свщм. // Православная энциклопедия. Том VIII. М., 2004. С. 639.

26. Красницкая Т.А. Церковные школы в дореволюционной России // На пути к гражданскому обществу. 2011. № 3-4. С. 74-78.

27. Леонов С. В. Антицерковный террор периода Октябрьской революции сквозь призму историографии // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 2 (57). С. 35-55.

28. Салдугеев Д. В. Чехословацкий легион в России // Вестник Челябинского государственного университета. 2005. № 2. С. 88-98.

29. Дамаскин (Орловский), архим. Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Март. Тверь, 2006.

30. Сигутов П. Т. История Муромцевского района / Под ред. П. П. Вибе. Муромцево, 1994. 130 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.