УДК 94(470)»16/18 « + 94(4/9).
Н.И. Таиров, И.Н. Таиров
НОВЫЕ ФАКТЫ О ДАТЕ РОЖДЕНИЯ ЮСУФА АКЧУРЫ
В статье опираясь на архивные документы, опубликованные материалы ,научные публикациии исследуются проблемы установления дня рождения известного политика Юсуфа Акчуры, приводятся дата его рождения и точное имя его матери .
Ключевые слова: Россия,Турция,татары,фабриканты и меценаты Акчурины,Юсуф Акчура ,день рождения.
Tairov N.I., Tairov I.N. A NEW DOCUMENT ON YUSUF AKCHURA' BIRTH DATE.
Many publications of the Russian and foreign scientists and local historians are devoted to the life and work of such famous political and public figure and the journalist of Russia and Turkey as Yusuf Akchura. YuAkchura lived in Turkey since 1908. He was a member of the Grand National Assembly of Turkey, Advisor of Turkey President (Kemal Ataturk) on culture and politics. He was born in 1876 and died in 1935.
We don't have a lot of information about his biography. Mainly it concerns his childhood. In this regard, one of the problems is Yu.Akchura's birth date . The exact date of his birth for most researchers remains unknown. Some researchers have two variants of his birth date: November, 29 and December 2, 1876 ("Wikipedia"). In the funds of the State Archive of the Ulyanovsk region we have found the document indicating concrete date of birth of Yu.Akchura. Thus, he was born on 2nd of November in 1876 referring to the old calendar (on 15th of November in1876 referring to the new calendar). Three variants of Yu.Akchura mother's name are given in researches and publications . They are: Kamyar Banu (Bibikamerbanu), Fakhri-Banu (Fekhri - Banu) and Bibi Gayshabanu. In the document we have identified the spelling "Fehri-banu" is given. In this case we have to give preference to "Fakhri-Banu" (Fekhri-Banu). Thus, the analysis of official documents of the XIX- XX centuries gives us reason to believe that the real name of Y. Akchura' mother is Fakhri-Banu (Fehri-Banu).
Key words: Russia, Turkey, Tatars, manufacturers and patrons the Akchurins, Yusuf Akchura, date of birth.
Жизни и многогранной деятельности известного политического и общественного деятеля и журналиста России и Турции Юсуфа Акчуры посвящено немало публикаций. Этой важной проблемой занимались известные российские и зарубежные ученые, краеведы. Ю.Акчура с 1908 года проживал в Турции. Он являлся депутатом Великого национального собрания Турции, советником Президента Турции Кемаля Ататюрка по вопросам культуры и политики.
О некоторых страницах и моментах биографии нам известно очень мало. Например, это в значительной степени относится к ранним, детским годам его жизни. Исследователи считают, что годы его жизни охватывают 1876-1935.
В связи с этим, одна из центральных проблем: время и место рождения. Точной даты его рождения остается неизвестной по сегодняшний день. Число и месяц появления на свет Юсуфа Акчуры не называет и исследователь Масгуд Гайнединов, который весьма активно работает по обозначенной проблематике. В его монографиях, книгах, очерках также невозможно узнать о конкретной дате рождения известного политика и общественного деятеля. Не исключение из этого и одна из последних работ данного автора [1, с.50].
Нет необходимой нам даты и в работах других авторов и составителей разных сборников. Интересующая нас дата не дается и в книге Салихова Р.Р., Хайрутдинова Р. Р. [2] Этой даты нет и в очерке «Юсуф Акчура» Р.Ф.Мухамметдинова в книге «Татарские интеллектуалы. Исторические портреты» [3, с.214]. Дату рождения политика и ученого Юсуфа Акчуры мы не находим и в книге французского ученого Франсуа Джорджонна «Торек миллэтчелеге тамырлары. Йосыф Акчура (18761935 )» [4, с.22]
Конкретную дату его рождения некоторые исследователи все же дают .Речь идет о 1-ом томе «Татарской энциклопедии»(на татарском языке). В ней в статье «Акчура», подписанной автором ЛАйнутдиновой называется 29 ноября 1876 г [5, с.104]. Иная дата имеется и в интернете. («Википедия»). Это 2 декабря 1876 года. [6].
Наши многолетние поиски и изыскания в архивах, библиотеках и домашних архивах привели к положительному результату. Нами в фондах Государственного архива Ульяновской области обнаружен документ, указывающий на конкретную дату рождения этого представителя известного рода симбирских фабрикантов и меценатов, одного из узнаваемых имен в татарской и тюрко-мусуль-манской истории Российской империи.
Метрическая выпись указного имама города Симбирска.
Мухамет- Ноября 2-го Отец его Симбирский 1-й гильдий купиц В гор. №11
Юсиф родился дня 1876 г. Хасян Селейманович Акчурин, мать Фехри-ба-ну Абдурешетовна Симбирск
Симбирский указный мулла Абдул Гафаров»
Печать Симбирский город, указный мулла Велиулла Абдул Гафаров» [7].
Предлагаемый вниманию наших читателей документ «Метрическая выпись указного имама города Симбирска »позволяет нам установить точную дату рождения ЮАкчуры. Таким образом, он родился 2 ноября по старому стилю (следовательно, по новому стилю 15 ноября) 1876 года. Следует сказать, что на сегодняшний день это единственный документ, раскрывающий дату рождения Ю. Акчуры. Хочется надеяться , что она точная. Выяснение и прояснение этого факта, отнюдь не рядового, весьма актуальна в этом году в связи с годовщиной его смерти, последовавшая в 1935 году.
Сложнее вопрос о месте рождения Юсуфа Акчуры. На первый взгляд, это город Симбирск, так как мулла, известный религиозный деятель этого города Гафаров, выдал об этом документ. С другой стороны очень возможно рождение Юсуфа в Казани, на родине матери. Данная практика была широко развита, получила развитие как тогда, так и в наше время. Она не исчезла из практики повседневной жизни, практики семейно-брачных отношений и в наши дни.
Наконец, возможно, Юсуф родился в д. Старое Тимошкино Симбирской губернии, где находи-лись основные дома Акчуриных, до покупки домов в губернском центре.
Кроме даты рождения Ю.Акчуры названный документ несет и другую ценную информацию. Наконец документ дает нам возможность, установить точное написание и звучание имен его родителей. Стоит сказать, что в написании имени отца, потомственного почетного гражданина Хасяна (Хасана) Сулеймановича Акчурина проблем практически нет. Имя пишется «Хасян» или «Хасан».
Самый серьезный вопрос имеется в написании имени его матери. В исторических исследованиях, посвященных жизни и деятельности ЮАкчуры даются три варианта ее имени: Камяр Бану (Бибикамербану) и Фахри-Бану. Написание «Камяр Бану (Бибикамербану) присутствует в работах М.Гайнедина [1, с.77]], Л.М.Айнутдиновой [3, с.104]. Исследователь Р.Ф.Мухамметдинов называет имя мамы политика как Биби Камер Бану. [11, с.5].
Написание «Фахри-Бану» мы видим находим в публикациях Салихова Р.Р., Хайрутдинова Р. Р. [2, с.89-90], Таирова Н.И. [8, с.26] и др.
Ясность в этот вопрос не вносит даже автобиографическое произведение самого Юсуфа Акчуры. Более того,в нем имеется новый, третий по счету вариант имени его матери - Биби Гайшабану[1, с.51].
В предлагаемом вниманию документе дается написание «Фехри-бану». Запись имени в этом документе «Фехри бану» дает нам дополнительный аргумент в пользу правильности именно этого варианта имени. На наш взгляд, в данном случае мы должны отдать предпочтение, приоритет написанию «Фахри-Бану» (Фехри-бану). В данном случае мы хотя бы косвенно устанавливаем точное написание имени матери. Таким образом, сравнение и анализ официальных документов 2 половины Х1Х-начала ХХ вв. дает нам основание считать, что настоящее имя матери Ю.Акчуры - Фехри-бану. (Фахри-Бану)
Обнаруженный нами документ выдан симбирским муллой Велиуллой Абдул Гафаровым в драматический период жизни одной из семей Акчуриных. После смерти главы семьи Х.С.Акчурина был, шел процесс оформления имущества, собственности его наследниками, так и оплаты долгов как Хасяна, так и членов его семьи кредиторам. Выявлялись и фиксировались объекты собственности Х. С.Акчурина. Они находились не только в Симбирской губернии, но и за ее пределами. Поднимались и вопросы управлениями данными объектами. При совершении различных операций, связанных с решением острейшей проблемы и был выдан данный документ. Он датируется 25 сентября 1889 года.
О мулле, выдавшем этот документ можно сказать следующее. Велиулла Абдул Гафаров был представителем рода мусульманских религиозных деятелей города Симбирска. Последние были связаны и с татарскими предпринимателями губернии, в том числе с Акчуриными. Так, некоторые духовные завещания представителей татарских купцов и промышленников Симбирской губернии были переведены на русский язык Гафаровыми, например, Курамши.[9, с.277-280] и Сулеймана Абдулловичей Акчуриных [10, с.169-172].
Таким образом, в настоящей публикации опираясь на документальные материалы архивов установлены дата рождения известного общественного и политического деятеля, журналиста
Юсуфа Акчуры, оставившего заметный след в истории России и Турции и точное написание имени его матери Фехри-бану.
Источники
1. Иосыф Акчура: эдэби, тарихи эсэрлэр хэм мэкалэлэр жыентыгы/Мэсгуд Гайнетдинов.-Казан, 2011.-50 б
2. Хайрутдинов Р.Р. Салихов Р.Р.«Республика Татарстан: Памятники истории и культуры татарского народа (конец XVIII- начало ХХ веков). Казань: изд-во «Фест», 1994, С. 89-90.
3.Татарские интеллектуалы. Исторические портреты. Для учителей и учащихся старших классов/ Ст .Р.М.Мухаметшин.- 2 изд, перераб и доп .Казань Магариф,2005.С .219
4.TOREK MILLЭTCELEGE TAMIRLARI , YOSIF AQCURA (1876-1935) /FRANSUA JORJON/. Казан, 2003 с.22.
5. Айнутдинова Л. «Татар энциклопедиясе». Т.1.. Казан.2008 ,104 б.
6.https://ru.wikipedia.org/wiki/Акчурин,_Юсуф_Xасан ович
7.Государственный архив Ульяновской области (ГАУО ) Ф.174.Оп.1.Д.983 лл.2.-2 об.;Таиров Н.,Таиров И. День рождения Юсуфа (На тат.яз)//Безнен мирас.2015.№ 5.с.24-25.
8.Таиров Н.И.Акчурины.Казань,2002, С.26.
9.Таиров Н.И. Духовное завещание Курамши Акчурина // Гасырлар авазы-Эхо веков.1999. № %.С. 277--280.
10. Таиров Н.И. Духовное завещание Сулеймана Акчурина//Гасырлар авазы-Эхо веков.1998. № %.С. 169-172.
11.Мухамметдинов Р.Ф. .Зарождение и эволюция тюркизма Казань,»Знамя».1996 , С.5.
1. Josyf Akchura: jedjebi, tarihi jesjerljer hjem mjekaljeljer zhyentygy/Mjesgud Gajnetdinov.-Kazan, 2011.-50 b
2. Hajrutdinov R.R. Salihov R.R.«Respublika Tatarstan: Pamjatniki istorii i kul'tury tatarskogo naroda (konec HVIII- nachalo HH vekov). Kazan': izd-vo «Fest», 1994, S. 89-90.
3.Tatarskie intellektualy. Istoricheskie portrety. Dlja uchitelej i uchashhihsja starshih klassov/ St .R.M.Muhametshin.- 2 izd, pererab i dop .Kazan' Magarif,2005.S .219
4.TOREK MILLJeTQELEGE TAMIRLARI , YOSIF AQCURA (1876-1935) /FRANSUA JORJON/. Kazan, 2003 s.22.
5.Ajnutdinova L. «Tatar jenciklopedijase». T.1.. Kazan.2008 ,104 b.
6.https://ru.wikipedia.org/wiki/Akchurin,_Jusuf_Hasano vich
7.Gosudarstvennyj arhiv Ul'janovskoj oblasti (GAUO ) F.174.Op.1.D.983 ll.2.-2 ob.;Tairov N.,Tairov I. Den' rozhdenija Jusufa (Na tat.jaz)//Beznen miras.2015.№ 5.s.24-25.
8.Tairov N.I.Akchuriny.Kazan',2002, S.26.
9.Tairov N.I. Duhovnoe zaveshhanie Kuramshi Akchurina // Gasyrlar avazy-Jeho vekov.1999. № %.S. 277--280.
10. Tairov N.I. Duhovnoe zaveshhanie Sulejmana Akchurina//Gasyrlar avazy-Jeho vekov.1998. № %.S. 169-172.
11.Muhammetdinov R.F. .Zarozhdenie i jevoljucija tjurkizma Kazan',»Znamja».1996 , S.5.