Денисов Денис Николаевич, канд. ист. наук, ст. науч. сотр. НИИ истории и этнографии Южного Урала ОГУ 460001, г. Оренбург, ул. Чкалова, 30, кв. 36 dingez56@mail.ru
Новые факты к биографии
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА ПАЛЛАДИЯ (ХРОНЕНКО)
о жизни святого в Оренбургском крае*
Д. Н. Денисов
В статье на основе недавно выявленных архивных документов впервые в исторической науке приводятся новые факты из биографии преподобномученика Палладия (Хроненко) (1867—1937), касающиеся его служения в Оренбургском крае. Автор показывает, что именно на Южном Урале святой готовился к иночеству и делал первые шаги монашеской жизни: в 1905 г. стал послушником, в 1907 г. принял постриг, а в 1907 и 1909 гг. — рукоположен во иеродиакона и иеромонаха, участвовал многими трудами в первоначальном становлении трех местных обителей: Успенско-Макарьевской, Николаевской и Георгиевской. Опровергается сообщение жития мученика о его настоятельстве в Оршином Вознесенском монастыре Тверской епархии. Все эти новые подробности существенно уточняют и дополняют биографию преподобномученика Палладия (Хроненко), придавая ей стройный, последовательный и непротиворечивый характер. Обнаруженные факты должны способствовать распространению почитания святого в Оренбургском крае, где его связь с регионом пока неизвестна.
Во времена гонений на Церковь со стороны атеистических советских властей тысячи и тысячи православных верующих — священнослужителей, монашествующих и мирян — пострадали за веру, были сосланы, заключены в лагеря или казнены, приняв мученические венцы. Многие из них доселе остаются безвестными. Но даже биографии канонизированных святых нередко бедны фактами и основаны на скупых канцелярских строчках следственных дел.
Яркое подтверждение тому — жизнеописание преподобномученика архимандрита Палладия (Хроненко) (1867—1937), прославленного в Соборе святых новомучеников Черкасских. Его краткое житие, составленное на Украине, ничего не говорит о дореволюционном служении святого в Оренбургском крае1. С другой стороны, он вовсе не упоминается и в замечательном продолжающемся, пока 5-томном издании «Мученики и исповедники Оренбургской епархии»,
* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ и правительством Оренбургской области научного проекта № 16-11-56005 а(р).
1 Новомученики Черкаськк життя, подвиги, страждання. Видання Черкасько! епархи Украшсько! Православно! Церкви. Черкаси, 2009. С. 354-356.
которое выпускается епархиальным отделом по канонизации святых2. И только обнаруженные недавно архивные документы позволяют восстановить картину длительного пребывания святого в Оренбуржье, где началась его монашеская жизнь.
Будущий преподобномученик в миру именовался Петром Стефановичем Хроненко. Родился он в 1867 г., в семье крестьянина села Скалеватка Звенигородского уезда Киевской губернии (ныне Ватутинского городского совета Черкасской области Украины). Будущий пастырь получил домашнее образование, в 1889 г. был призван на военную службу. 4 ноября 1905 г. Петр поступил послушником в Успенско-Макарьевский общежительный мужской монастырь, основанный в 1895 г. в 15 верстах от Оренбурга при Тулуповом ерике (ныне поселок Зауральный Оренбургского района и области). Там Петр Стефанович был пострижен в монашество 28 января 1907 г. в день памяти сирийского затворника IV в. — преподобного Палладия Пустынника и получил имя этого святого3. 30 декабря 1907 г. монах Палладий рукоположен во иеродиакона, а 8 февраля 1909 г. — во иеромонаха4.
Согласно резолюции епископа Оренбургского и Тургайского Иоакима (Левицкого) от 12 января 1910 г. № 93, иеромонах Палладий с 25 января временно командировался на должность первого начальника Николаевского скита, приписанного к Успенско-Макарьевскому монастырю. Отдельная община там образовалась еще в 1905 г., когда в поисках молитвенного уединения у горы в двух верстах от села Покровка (ныне Новосергиевского района Оренбургской области) поселился казак Захарий Прокопьевич Карцев (в монашестве Зосима) (1859—1923). Вокруг него собрались другие желающие послужить Богу, которые ископали в горе разветвленную систему пещерных келий. Первым начальником знаменитой в Оренбургском крае Николаевской обители на Святых пещерах справедливо считается ее основатель монах Зосима (Карцев). Но ко времени официального утверждения местного скита в 1909 г. он еще не принял постриг и формально не мог заведовать монашеской общиной. Поэтому для устроения обители на место и был отправлен в качестве ее первого начальника более опытный иеромонах Палладий (Хроненко). Впрочем уже 27 сентября 1910 г. Захарий Карцев был пострижен в мантию и сменил его на посту заведующего Николаевским скитом.
После возвращения в Успенско-Макарьевский монастырь хорошо зарекомендовавший себя иеромонах Палладий указом Оренбургской духовной консистории от 30 ноября 1910 г. № 17970 был определен казначеем родной обители.
2 Стремский Н. Мученики и исповедники Оренбургской епархии XX в. Саракташ, 1998. Кн. 1.; Мученики, исповедники и храмы Оренбургской епархии ХХ в. / Н. Е. Стремский, сост. Саракташ, 1999. Кн. 2; Мученики и исповедники Оренбургской епархии ХХ в. / Н. Е. Стремский, сост. Оренбург, 2000. Кн. 3; Дивен Бог во Святых Своих: Мученики, исповедники и подвижники благочестия в Оренбургской епархии. Оренбург, 2011. Кн. 4; Мученики и исповедники Оренбургской епархии / Е. Банникова, сост. Саракташ, 2014. Кн. 5.
3 См.: Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 173. Оп. 9. Д. 1971. Л. 18 об. — 19.
4 См.: Сведения по епархии // Оренбургские епархиальные ведомости. Часть неофиц. 1909. 26 февраля. № 9. С. 84.
Д. Н. Денисов. Новые факты к биографии преподобномученика Палладия (Хроненко)...
Однако пребывание на новом послушании было недолгим — спустя два года иеромонах Палладий подал прошение об освобождении от занимаемой должности. Резолюцией от 16 января 1913 г. № 425 епископ Оренбургский и Уральский Феодосий (Олтаржевский) освободил иеромонаха от должности с разрешением перейти в братию крайне бедного и удаленного Ивано-Шеметовского Георгиевского скита, устроенного в 1909 г. на речке Алабуге в Челябинском уезде (на территории нынешнего Звериноголовского района Курганской области)5. Здесь иеромонах оставался по крайней мере до 1916 г.6 После Октябрьской революции 1917 г. в местной обители начался разлад, а в 20-е гг. ее руководство примкнуло к обновленческому течению, вследствие чего все достойные и верные иноки ушли из монастыря.
Таким образом, будущий преподобномученик Палладий (Хроненко) сделал первые шаги своей монашеской жизни в Оренбургском крае, принял здесь постриг и рукоположение в степени священства, участвовал в первоначальном становлении трех местных обителей, проведя на Южном Урале в общей сложности более 10 лет.
После революции, в 1922 г., преподобномученик стал настоятелем одного из монастырей с возведением в сан архимандрита. Составители жития святого указывают на Оршин Вознесенский монастырь в Тверской епархии, но это явная ошибка, поскольку данная обитель была женской и ликвидирована советскими властями еще в 1919 г.7 Так или иначе, в 1928 г. большевиками был закрыт и монастырь, который возглавлял отец Палладий, а сам он был принудительно выслан на исходное место жительства — в родное село Скалеватка на Украине. В период репрессий он не убоялся и не отошел от служения, а честно исполнял долг приходского священника на родине с 1928 г. до закрытия храма в 1936 г.
Архимандрит Палладий (Хроненко) был арестован по обвинению в агитации против советской власти. Во время обыска во внутреннем кармане его повседневной одежды нашли портрет Сталина из газеты, разрезанный на четыре части. Свидетели показали, что монах якобы поддерживал Троцкого и уверял, что вскоре власть перейдет к троцкистам, и они сделают со Сталиным «то же, что и я с его портретом». Также священнику было поставлено в вину то, что он добивался открытия храма для верующих.
В обвинительном заключении от 1 декабря 1937 г. было сказано: «Поп Хро-ненко П. С. под видом совершения религиозных обрядов проводил антисоветскую контрреволюционную агитацию. Говорил, что скоро власть перейдет в руки троцкистов, которые хотят добра народу... Выступал против выборов в Верховный Совет СССР».
На этом основании протоколом Тройки УНКВД по Киевской области от 1 декабря 1937 г. № 121 преподобномученик Палладий был приговорен к высшей мере наказания. Расстреляли 70-летнего страдальца в 2 часа ночи 27 декабря 1937 г.
5 ГАОО. Ф. 173. Оп. 4. Д. 6447. Л. 6 об. — 7.
6 См.: Михайлов А., Кузьмин А. Неурочная обитель // Курган и курганцы. 2012. 29 марта. № 33. С. 7.
7 Вознесенский Оршин монастырь: Страницы истории. Тверь, 2012.
Архимандрит Палладий был реабилитирован за отсутствием состава преступления только 17 мая 1989 г. постановлением прокурора Черкасской области8.
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) от 28 октября 1997 г. архимандрит Палладий (Хроненко) в числе 103 человек причислен к лику местночтимых святых в составе Собора святых новомучеников Черкасских (память 13/26 мая).
Тем не менее в Оренбургском крае связь этого святого с регионом пока неизвестна. Остается надеяться, что освещение оренбургских страниц жизни пре-подобномученика Палладия (Хроненко) будет способствовать распространению его почитания в крае и прежде всего увековечиванию памяти о нем в Николаевской обители на Святых пещерах, первым начальником которой он был.
Ключевые слова: православие, Церковь, монашество, Оренбургская епархия, репрессии, Собор Черкасских новомучеников, преподобномученик Палладий (Хроненко).
Список литературы
Вознесенский Оршин монастырь: Страницы истории. Тверь, 2012.
Дивен Бог во Святых Своих: Мученики, исповедники и подвижники благочестия в Оренбургской епархии. Оренбург, 2011. Кн. 4. Михайлов А., Кузьмин А. Неурочная обитель // Курган и курганцы. 2012. 29 марта. № 33.
С. 7.
Мученики, исповедники и храмы Оренбургской епархии ХХ в. / Н. Е. Стремский, сост.
Саракташ, 1999. Кн. 2. Мученики и исповедники Оренбургской епархии / Е. Банникова, сост. Саракташ, 2014.
Кн. 5.
Мученики и исповедники Оренбургской епархии ХХ в. / Н. Е. Стремский, сост. Оренбург, 2000. Кн. 3.
Новомученики Черкаськк життя, подвиги, страждання // Видання Черкасько! епархи
Украшсько! Православно! Церкви. Черкаси, 2009. С. 354-356. Сведения по епархии // Оренбургские епархиальные ведомости. Часть офиц. 1909.
26 февраля. № 9. С. 83-85. Стремский Н. Мученики и исповедники Оренбургской епархии XX в. Саракташ, 1998. Кн. 1.
8 См.: Новомученики Черкасью: життя, подвиги, страждання. С. 354-356.
58
Д. Н. Денисов. Новые факты к биографии преподобномученика Палладия (Хроненко).
St. Tikhon's University Review.
Series II: History. Russian Church History.
2017. Vol. 75. P. 55-59
Denisov Denis, PhD in History.
Senior Researcher,
Institute of History and Ethnography of Southern Urals, Orenburg State University. 13 Prospekt Pobedy, Orenburg 460018, Russian Federation
dingez56@mail.ru
New Facts for Biography of Monk-Martyr Palladius (Khronenko): His Life in Orenburg Region
D. Denisov
Based on recently discovered archival documents, the paper introduces new facts on the biography of Monk-Martyr Palladius (Khronenko, 1867—1937). These facts are related to his previously unknown service in Orenburg region. The paper shows that it is in the Southern Urals that the saint prepared for monasticism and made his first steps in monastic life. He became a novice in 1905, and was tonsured in 1907. He was ordained in 1907 and 1909. He actively took part in the initial formation ofthe three local monasteries: St. Macarius of the Assumption, St. Nicholas, and St. George. The paper disproves the report of Martyr's Vita about his rectorship at Orsha Ascension monastery of Tver' diocese. On the whole, these new details significantly specify and complement the biography of Monk-Martyr Palladius (Khronenko), giving it a coherent, consistent and non-contradictory character. The discovered facts can promote the veneration of the saint in orenburg region, where his connections with this area are still unknown.
Keywords: Orthodoxy, Church, monasticism, Orenburg diocese, repressions, Synaxis of the New Martyrs of Cherkasy, Monk-Martyr Palladius (Khronenko).
References
Voznesenskiy Orshin monastyr': stranitcy istorii, Tver, 2012.
Diven Bog vo Svyatykh Svoikh. Mucheniki, ispovedniki i podvizhniki blagochestiya v Orenburgskoy eparkhii, Orenburg, 2011, 4.
Mikhailov A., Kuzmin A., "Neurochnaya obi-tel", in: Kurgan i kurgantsy, 2012, 33, 7.
Stremskiy N. E., ed., Mucheniki, ispovedniki i khramy Orenburgskoy eparkhii XX veka, Saraktash, 1999, 2.
Bannikova E., ed., Mucheniki i ispovedniki Orenburgskoy eparkhii, Saraktash, 2014, 5.
Stremskiy N. E., ed., Mucheniki i ispovedniki Orenburgskoy eparkhii XX veka, Orenburg, 2000, 3.
"Novomucheniki Cherkas'ki: zhittya, pod-vighi, strazhdannya", in: Vidannya Cher-kas'koy eparkhii Ukrains'koy Pravoslavnoy Tserkvi, Cherkasy, 2009.
Svedenya po eparkhii. Orenburgskie eparkhial'-nye vedomosti. Chast' neofit., 1909, 9, 84.
Stremskiy N., Mucheniki i ispovedniki Orenburgskoy eparkhii XXveka, Saraktash, 1998, 1.