УДК: 614.253
АКАДЕМИК Н.И. ИЗИМБЕРГЕНОВ
НОВЫЕ ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЫ
Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе, Казахстан
понимании
Изимбергенов Н.И. - кафедра хирургического профиля, интернатуры и ^ В современном послевузовского образования, д.м.н., профессор, академик НАН и АМН РК, ^ деонтологии в ее сферу объединяются:
раб. тел.:8 (7132) 53-42-82. морально-этические основы
Аннотация. Медицинская деонтология как отрасль знания является частью общественной морали и этики. Поэтому изменения в обществе, идеологии и общественном сознании вызывают изменения и медицинской деонтологии. В работе обсуждаются новые проблемы медицинской деонтологии, обусловленные изменениями в современном обществе, общественной идеологии и девальвацией духовных ценностей в жизни людей, приводятся пути их решений.
Ключевые слова: авторитет врача, вера в возможности врача, новые
§ -
деятельности медицинских работников;
требования их духовным и личностным качествам; ^ — ответственность медицинских работников перед обществом и народом; взаимоотношения с ^ больными и их родственниками; ^ — взаимоотношения с коллегами
пр°блемы деонтолог^,СМИ и медицинская деонтология. | по профессии, вопросы
Корни медицинской деонтологии ^ медицинской деонтологии именем ^ профессионального роста;
уходят вглубь истории человеческого ^ этого выдающегося Врача. ^ — принципы организации
общества. Во все времена общество ^ Сам термин деонтология (от ^ деятельности лечебно-
не оставалось равнодушным к ^ греческого deon - должное, Logos - ^ профилактических учреждений
своим врачевателям. Люди давали ^ наука, учение) появился относительно ^ с целью оптимального
оценку предъявляли определенные | недавно, в начале Х1Хстолетия, впервые | удовлетворения интересов
требования к тем, кто их лечил. Их | предложен английским философом | больных.
моральный облик, образ жизни, | - моралистом И. Бентамом. Он свой | Медицинская деонтология, как
человеческие качества всегда | труд о требованиях к представителям | отрасль знания, изучающая этические были в центре внимания. Особое
различных профессий назвал нормы врачебной деятельности,
внимание обращали на результаты
^ ^ ^ ' | «Деонтология или наука о морали». | составляет часть общественной морали
их деятельности. За успехи хвалили § „ „„„„ §
§ Эта книга издана в 1834 году в двух § и этики. Поэтому контролируется
«Врач-философ богу подобен», «Сотни
томах. общественным мнением и
воителей стоит один врачеватель»
Она содержала рекомендации оценивается морально-этическими (Древняя Греция, Гомер), а за ошибки 8 8
по взаимоотношению людей в критериями. Они основываются не
и неудачи зло высмеивали. Например,
сфере любой профессиональной столько на официальных нормативных
способ лечения заболеваний
деятельности, которые обеспечивали актах, сколько на совести, чести и
переливанием крови от домашних
бы максимальные взаимные духовные мировоззрении каждого врача. В этой животных оценивали так: «Для этой ^ ^
операции надо иметь трех баранов: и материальные выгоды. Это учение особенности и заключена жизненная одного - от которого переливают, Бентама для всех сфер деятельности сила деонтологических принципов.
другого - которому переливают и | людей зар°ждающего в то время | ^ законы можно обходить и успешно третьего, который переливает». капиталистического общества кроме обходят. Обмануть или уйти от своей
Морально-этические проблемы медицины положило основу новых совести невозможно. Как говорил врачевания в систематизированном | форм взаимоотношений, сыграло | Жан-Жак Руссо «... законы этого вида виде до нас дошли через труды большую роль в развитии экономики, запечатлены в сердцах граждан: они выдающегося греческого врача торгово-рыночных отношений. составляют истинную конституцию
Гиппократа (460-370 гг. до нашей ^ В медицине эти принципы и ^ государства». К сожалению, в этой же эры). Сборник его медицинских ^ взаимоотношения существовали ^ особенности заключена её слабость.
трактатов «Клятва» охватывает еще со времён Гиппократа (трактат Снижение морально-нравственного морально-этические проблемы «Клятва»). Поэтому работа И. Бентама уровня в обществе, девальвация
врачевания, гуманистические для медицины дала лишь научное духовных ценностей приводят к
принципы нашей специальности. определение веками сложившимся ослаблению деонтологических
Поэтому совершенно справедливо морально-этическим принципам принципов как части общественной
связывают к°рни современной | врачевания. | этики.
За последние несколько ^ Естественно, больные это ^ экономики и конкуренции. Мы
^ чувствуют. Отсюда недовольства ^
десятилетий коренным образом ^ чувствуют. Отсюда недовольства ^ обратили особое внимание к беседе
изменилось общество, появилась ^ больных. ^ врача с больными, которая составляет
новая общественная идеология, ^ С большим сожалением следует^ основу всего общения и деонтологии. снизилась значимость морально- ^ отметить, что последние десятилетия ^ Когда речь идет о нравственных и духовных ценностей медицина постепенно теряет свои взаимоотношениях медицинских в жизни людей. Все эти изменения ^ гуманистические принципы, отдаляется ^ работников с больными и их закономерно отразились и в ^ от пациентов. Появление точных ^ родственниками следует отметить деятельности врачей. Ибо «жить в ^ методов диагностики, малоинвазивных ^ еще одно важное обстоятельство. обществе и быть независимым от его способов оперативных вмешательств Изменения в обществе, девальвация законов невозможно» (В.И. Ленин). ^ привели к снижению деонтологической ^ морально-нравственных и духовных Сегодня наше общество переживает настороженности среди хирургов. ценностей привели к изменениям именно эти сложности. Система ^ Мы забываем, что достижения нашей ^ психологии людей, населения в целом. здравоохранения в стране испытывает специальности, способы удаления Сегодня изменилось мнение общества дефицит гуманистических и морально- ^ червеобразного отростка, желчного ^ о медицине и о врачах, резко упал нравственных принципов в обращении пузыря и т.д. больных не интересуют. престижврачебнойпрофессии.Поэтому с пациентами. Об этом свидетельствуют | В их сознании само слово операция ^ сегодня и больной, и его родственники публикации на страницах СМИ ассоциируется с понятием разрез, рана, психологически совершенно другие о состоянии здравоохранения в кровотечение, боль и, естественно, люди, чем несколько десятилетий стране, отзывы населения о качестве ^ вызывает страх. Их беспокоят мысли ^ назад. У населения выработалось
медицинской помощи, нарастающий сможет ли человек жить без желчного устойчивое недоверие врачам. Они
пузыря, полноценно питаться и работать после операции, как пройдет
I....._______щ
поток жалоб и претензий к врачам. пузыря, полноценно питаться и приходят в лечебные учреждения с
Мы должны были предвидеть работать после операции, как пройдет предвзятым негативным мнением, что, такое развитие событий и принимать наркоз, вдруг не проснется после естественно, затрудняет первичный предупредительные меры - усиление ^ наркоза и т.д. Поэтому слова Бильрота ^ контакт с больными, цели беседы морально-нравственного, этико- ^ «хирургов боятся, терапевтов любят» ^ достигаются через преодоление этих
деонтологического воспитания ^ и предостережение французского ^ психологических преград.
студентов в медицинских вузах, ^хирурга Рене Лериш «Операция спасает^ В формировании такого организация обучения врачей в больного путями, которые могут его негативного общественного мнения лечебных учреждениях и т.д. Вместо и убить» остаются в силе и сегодня. о состоянии здравоохранения и этого мы все увлеклись инновационной Все тревоги и переживания больных, деятельности врачей большую роль
технологией, техническим связанные с предстоящей операцией, сыграли необдуманные публикации
прогрессом в современной снимаются только доверительной в СМИ. Разумеется, неспециально, а медицине. Многие врачи оказались беседой врача с больными. От степени из-за незнания специфики медицины. и морально, и психологически не ^ доверия больного к врачу зависит не ^ Авторитет медицинских работников, подготовленными современному только согласие его на операцию, но и доверие населения своим врачам темпу научно-технического прогресса, ^ её результаты. ^ составляют основу здравоохранения,
неспособными связать научные Из широкого круга вопросов богатство этого же народа, как говорят
достижения с гуманистическими ^ деонтологии в рамках данной статьи ^ «Достояние Республики».
деонтологии в рамках данной статьи основами медицины. Беда многих ^ мы выбрали наиболее острые, ^ Чтобы население своевременно
врачей, особенно узких специалистов, которые обусловлены изменениями в обращалось за медицинской помощью
заключается в том, что они в больных современном обществе, общественной и лечение было результативным видят не человека с его сложной психо- идеологии и сознании. Они довольно больные должны любить, уважать и эмоциональной сферой, а только часто наблюдаются в врачебной боготворить своихврачей,безсомнения больной орган у человека и все свои практике и активно обсуждаются верить в их профессиональные усилия направляет на лечение этого в различных средствах массовой возможности вылечить и вернуть очага, исцеление самого человека информации (СМИ), привлекая им здоровье, неукоснительно остается вне внимания врача. У таких ^ общественное мнение. Это касается ^ соблюдать все их предписания. врачей больной невольно перестает ^ как вопросов взаимодействия с ^ Такова психология больных чувствовать себя человеком, цельной больными и их родственниками, так людей, философия врачевания, личностью, превращается в носителя ^ и взаимоотношения с коллегами ^ основа лечения. Среди старшего больного органа. по профессии в условиях рыночной поколения Советских врачей хорошо
известны слова одного из первых ^ разобраться в причинах. Вполне ^ Матвей Яковлевич Мудров (1976-организаторов и идеологов Советского ^ может оказаться, что у недовольного ^ 1831гг), повторяя и подтверждая Здравоохранения В.В. Вересаева: ^ пациента совершенно другие цели - ^ значение слова врача в лечении
«Врач может обладать громадными ^ возможность заработать. ^ больных, со своей стороны перечисляет
талантами, уметь улавливать тонкие Во взаимоотношениях с его терапевтические возможности.
детали своих назначений и все же больными в процессе его лечения «..Имеются и душевные лекарства, они
останется бесплодным, если у него особое значение имеет беседа врача берутся из мудрости и психологии -
нет способности покорять и подчинить - доверительная, полная искреннего это слово. Сим искусством печального себе душу больного». Чтобы «покорять ^ сочувствия и желания помочь. ^ утешишь, сердитого умягчишь, и подчинить себе душу больных» нужен ^ Умение вести беседу с больными ^ нетерпеливого успокоишь, дерзкого
непререкаемый, поддерживаемый и пользоваться словом является испугаешь, робкого сделаешь смелым, всем обществом авторитет врача. К ^ основой врачебной деятельность. ^ скрытого откровенным, отчаянного
сожалению, наше новое общество о Поэтому обучение будущих врачей благонадежным. Сим искусством
своих целителях не заботится. этим навыкам предусмотрено во всех сообщается больному твердость духа».
Здравоохранение держится и официальных программах подготовки Как видите, по силе воздействия на
работает на энергии Веры в врача студентов в медицинских вузах больных они перестают быть словами
и в его возможности вылечить. Кто (медицинская этика и деонтология), а в общепринятом смысле, а становятся
расшатывает эту святую Веру, тот также в основополагающих документах мощнейшими средствами перестройки
невольно вредит в первую очередь по медицинскому образованию. души и психологии пациентов.
больным. ^ Например, в рекомендациях ^ Лекарства с такими поливалентными
Эти объективные изменения ^ Эдинбургской декларации Всемирной ^ и универсальными свойствами нигде
в обществе и психологии людей ^ Федерации по медицинскому ^ не производятся, не имеют аналогов,
ставят перед врачами новые этико- образованию (1988г.) умение врача готовятся для каждого больного
момент
деонтологические проблемы. Они ^ вести беседу с больными, способность ^ персонально extempore - в появились как в взаимоотношениях с ^ внимательно слушать и понять их души ^ беседы только в душе и сердце врача, больными и их родственниками, так ^ считаются основными качествами ^ и передаются непосредственно в и между коллегами - медицинскими ^ врача: «Каждый пациент в лице врача ^ душу и сердце больного с помощью работниками. Возьмем простой ^ должен найти человека, прежде ^ слов. Тем самым беседа врача пример. Хотя у нас официально не ^ всего подготовленного в качестве ^ превращается своего рода в процедуру говорят, не исключается, что многими ^ внимательного слушателя, тщательного ^ прямого переливания божественного из недовольных действиями врачей наблюдателя и только затем - живительного раствора в тело и душу больных или их родственников ^ эффективного клинициста». Как видите, ^ больного.
управляет корыстная цель - поиски ^ его профессиональные знания стоят ^ Если кого-то смущают поводов для предъявления врачам ^ на втором месте после умения вести ^ наши термины «божественный, моральных и материальных исков. ^ беседы (... внимательного слушателя ^ живительный», то смотрите еще раз, В зарубежной литературе давно ^ и тщательного наблюдателя). Потому, ^ что может творить в душе больного об этом говорят, даже существует ^ что слово врача психологически ^ врачевное слово по М.Я. Мудрову особый термин «пациенты - рэкетиры» ^ перестраивает больного, открывает^ «печального утешит, сердитого умягчит, и официально утверждается, что все дороги к его душе и сердцу, нетерпеливого успокоит, дерзкого возможность денежной компенсации готовит весь его внутренний мир к испугает, робкого сделает смелым...». морального или физического ^ предстоящему лечению. Поэтому ^ Невероятно, действительно кажется ущерба оказалась привлекательной такая последовательность ни в необычным, неземным. Однако в деятельностью для многих людей. У ^ коем случае не умоляет значимость ^ моих определениях нет никакого нас в Казахстане все молчат. К тому ^ лечения, наоборот, гарантирует его ^ преувеличения. Каждая из этих же существует предвзятое мнение эффективность. утверждений неопровержимая истина,
о виновности врачей, которые не ^ Роль доверительной беседы ^ под которой может смело расписаться всегда соблюдают деонтологические врача с больными как лечебного каждый врач.
принципы врачевания. Мы фактора было известна давно. «Три Врачевание начинается с
должны отказаться от такого оружия есть у врача: слово, растение беседы врача с больным после однонаправленного мышления только ^ и нож», - гласит изречение древних ^ которой уже становится ему легче. в пользу больных («больной всегда ^ врачей. И здесь слово стоит первым. ^ Роль такой доверительной беседы прав»), каждый раз объективно ^ Выдающий русский врач и ученый ^ врача с больным настолько важно,
что её влияние на пациента служит ^ шире и глубже понять заболевание ^ быть индивидуальным с учетом его критерием его профессиональной ^ и состояние больного, видеть не ^ возраста, пола, характера заболевания, годности. «Если после беседы с ^только имеющийся патологический ^ профессии, интеллектуального уровня. врачом больному не стало легче, то ^ очаг, но и всю реакцию больного ^ Для многих пациентов одних слов, он не врач», - утверждает выдающий ^ со всеми его переживаниями и ^ какими бы они не были хорошими, русский физиолог и специалист по ^ сомнениями. Это уже другой уровень ^ бывают недостаточными. Важно не психологии В.М. Бехтерев. ^ диагностики и, естественно, другой ^ то, что сказано, а то - как сказано. На
Основная задача беседы врача ^ уровень лечения - лечение не только ^ помощь врачу приходят все внешние с больными не столько установление ^ болезни, а больного человека со ^ проявления его человеческих диагноза и оценка динамики течения ^ всеми его психоэмоциональными ^ достоинств: искренность его души, заболевания, сколько выяснение ^ переживаниями. Предварительная ^ манера поведения, интонация и тембр отношения больного к своему доверительная беседа, голоса, взгляд, пристальное внимание
заболеванию, его настроения, взаимопонимание дают врачу ключи к каждому слову больного. переживаний, чтобы устранить страха от души и сердца больного открывают При общении с больными
за свое здоровье, переживаний, широкий доступ в его душевный мир, разных национальностей желательно
широкий доступ в его душевный мир, вселения веры в выздоровление. расширяют возможности воздействия учитывать и национальные
Сами понимаете, чтобы ^ на него, направления его психо- ^ особенности, традиции, обычаи воздействовать на расстроенный ^ эмоционального состояния и все его ^ этих людей. Если не у всех, то хотя душевный мир больного он в каждом резервные силы на выздоровление. бы у лиц пожилого и старческого слове врача должен не только Многие, особенно молодые возрастов, коренных жителей аулов
слышать, но и всей душой чувствовать ^ врачи об этом забывают и искренне ^ и сел. Уважительное отношение искреннего сочувствия, сердечного недоумевают, когда пациент, для к национальным, этническим тепла, заинтересованности в его судьбе которого сделано все, впоследствии чувствам и традициям людей и желания помощь. ^ пишет жалобу. Ничего удивительного, ^ сближают, способствует более
Многим нашим больным не больной прав. Мы для него сделали все, глубокому пониманию между
^ ип я г^т т/щм О ШАПЛ иа омлали ^
хватает именно этого сочувствия, ^ но забыли его душу. В нем не видели ^ врачами и пациентами. Такие этно^
^ страдающего человека, нуждающегося ||
милосердия. Они это чувствуют ^ страдающего человека, нуждающегося ^ деонтологические принципы имеют
душой и страдают, когда им не ^ в моральной поддержке. В мемуарной ^ особое значение у нас в Казахстане.
хватает человеческого тепла. Чтобы ^ литературе сохранилась одна такая, ^ Потому, что только у наших врачей
доверить свое здоровье и при этом ^ казалось бы, «неуместная», жалоба. ^ существуют понятия «кудайдан
быть уверенным в благополучном ^ Знаменитый русский художник И.И. ^ кайтар», «сауап болар», «батасын исходе пациент должен увидеть ^ Левитан в одном из писем своему ^ берер».
врача, поговорить и оценить его как ^ другу писал: «... здесь специалисты ^ Каждый из нас по себе знает,
специалиста и как человека, причем без ^ лечат сердце ваннами. Какой ^ что эти понятия пока ценятся, служат
посредника, воочию, во всем убедиться ^ вздор! Сердце можно лечить только ^ виртуальной оценкой безвозмездного
лично сам. Другими словами врач сердцем». Возможно, кому-то кажется, труда врачей в интересах больных
выдерживает строгий экзамен перед ^ что это был Левитан и капризы Гения. ^ и опорой сохраняющихся еще
каждым своим пациентом. Вначале ^ Ничего подобного. Это крик души ^ гуманистических принципов
экзамен, потом только лечение. всех больных, всех времен, которые медицины.
Результаты этого предстоящего лечения ^ не находят душевного тепла у своих ^ Эти вопросы требуют
зависят от результатов экзамена, ^ целителей. Беседа врача с больным ^ целенаправленного изучения,
которое выражается степенью доверия завершается сообщением своего внедрения в практику как новой
пациента к врачу. Чем выше это ^ мнения о характере заболевания, о ^ концепции этно-деонтологического
доверие, тем результативнее лечение. предстоящем лечении и об результате подхода в системе взаимоотношения
Следовательно строгое соблюдение этого лечения. Эта информация должна врачей с пациентами.
деонтологических принципов при быть оптимистичной с уверенным Мы должны помнить,
общении с больными, во-первых, заверением, что обязательно наступит что больные приходят к врачу,
рекламирует врача как специалиста, выздоровление. Сомнения врача не простаивают в очередях не только
создает предпосылки для достижения должны передаваться больному, он за лекарствами или перевязками,
лучших результатов предстоящего должен быть уверен в благоприятном главным образом для встречи и беседы
лечения, во-вторых, что не менее ^ исходе. ^ с умным, добросовестным врачом,
важно, позволяет ему как специалисту Причем разговор должен чьи слова успокаивают его душу,
избавляют от сомнений и мучительных деонтологии существует крылатое наказаниям.
переживаний, облегчают его высказывание: «не говорите дурно о Мой многолетний опыт работы
состояние. Если пациенты в процессе ^ своих коллегах, пусть тебя прославляют ^ с жалобами и претензиями населения
беседы с врачом всего этого не получат дела твои, а не язык». Неважно кем и в адрес медицинских работников
(«...после беседы с врачом ему легче ^ в какую эпоху высказаны эти слова, ^ показывает, что во многих случаях не стало.»), то, естественно, остаются ^ важно то, что они точно характеризуют^ они обусловлены оценкой врачами неудовлетворенными, пишут жалобы. ^ взаимоотношения коллег нашего ^тактики лечения на предыдущих
В процессе беседы больной времени. этапах в присутствии больных
или
старается получить оценку врача К сожалению, эти и их родственников, причем не всегда
о проведенных ранее способах общечеловеческие и чисто профессионально грамотной. лечения, правильно ли с ним профессиональные этические До недавнего времени
поступили предыдущие врачи. Ответ законы многим врачам неизвестны, такой поступок врача считался на такие вопросы должен быть только а «длинные языки» имеются у деонтологической неграмотностью, положительным. Положительным ^ всех, результат - немало наших ^ нарушением врачебной этики. даже тогда, когда ваши коллеги на коллег по нашей вине совершенно Сегодня появляются частные секторы предыдущих этапах лечения допустили ^ несправедливо годами ходят по судам ^ здравоохранения, платные способы ошибки. В медицине без ошибки не ^ и доказывают свою правоту. ^ лечения, что вызывают конкуренцию
бывает. Самое главное - информация из среди врачей. Наши врачи не имеют
Её корни заложены не столько уста врача о неправильном лечении на опыта работы в конкурентной среде в профессиональном уровне врача, предыдущих этапах у больных вызывает довольно часто нарушают этические сколько в самой сути нашей профессии страх о возможных негативных да и правовые нормы здоровой - в индивидуальных особенностях последствиях, вплоть до устойчивых конкуренции. Теперь такой поступок больных, в разнообразии течения ^ фиксированных идей. Как видите, ^ приобретает совершенно иной смысл, заболеваний у разных пациентов. обсуждаемый морально-этический заслуживает не только морально-Болезнь то одна, но ею болеет принцип деонтологии прежде всего нравственную, но и юридическую, каждый по-своему. Поэтому кто из ^ направлен на защиту интересов ^ правовую оценку. Потому, что такие врачей думает, что он не ошибается, ^ больных, а не на «выгораживание» ^ негативные оценки своих коллег тот никогда не был врачом или уже врачей, на сохранение «чести служат целям конкуренции, являются перестал им быть. ^ мундира», как ошибочно полагают ^ формой сознательного нанесения
Законы деонтологии требуют, ^ многие наши коллеги. ^ ущерба профессиональной чести
чтобы ошибки врача обсуждались ^ И, наконец, еще один ^ врача, естественно, заслуживают коллегиально в аудитории неблагоприятный аспект оценки самого строгого наказания.
специалистов, без участия больных и их ^ действий своих коллег - это ^ Такие этические нарушения родственников.Есть ещеи человеческие ^ возможность ошибочного суждения. ^ должны получить соответствующую аспекты нарушений данного принципа, Поэтому, прежде чем дать оценку оценку со стороны врачебной которые характеризуют этого «врача- действиям своего коллеги, общественности (ассоциации врачей, осведомителя» как человека, как пользовавшего больного до вас, научные общества) и адекватные личность. Понятно - не с лучшей ^ следует критически оценить и себя, ^ наказания как во всех цивилизованных стороны. Такой поступок любого ^ свой опыт, профессиональный ^ странах мира.
человека, (не говоря уже о врачах) ^ уровень. Может вам это не под силу? ^ Очень важным является осуждается всеми институтами Довольно часто так и бывает. Чужие умение врача вести разговоры с человеческого общества. О подобных действия охотно комментируют родственниками больных. Вопрос людях еще на заре человеческого ^ обычно необремененные знаниями ^ сложный, можно сказать не изученный, общества греческий поэт Аристофан врачи со сниженной самокритикой. в деонтологической литературе
говорил: «у короткого ума - длинный Больные и его родственники не обсуждается. На самом деле беседы
язык». Ладно, оставим поэтов и будут обвинять этого врача в с родственниками сложнее, чем с философов в покое, вспомним недобросовестном выполнении самими больными. К беседе с больными
просто народную пословицу «не своего профессионального долга со врач психологически подготовлен, рой яму другим - сам попадешь». всеми возможными негативными а при общении с родственниками Все существующие религии твердят последствиями. Представьте, что многие врачи упускают из виду, что одно «не судите - не будете судимы». ваши коллеги по вашей вине будут они тоже выведены из равновесия, В литературе по медицинской подвергаться незаслуженным находятся в состоянии стресса в
связи с несчастьями, случившимися профессию никто нам не навязывал, а его сила мобилизована на более
с самыми близкими людьми. Врачи ^ выбрали сами. ^ продолжительную и сложную борьбу
считают их совершенно нормальными Эти особенности за выздоровление.
людьми и хотят адекватного поведения взаимоотношений врачей и Очень серьезные
с их стороны. Поэтому врачи от ^ родственников больных должны знать ^ деонтологические проблемы
них требуют полного соблюдения ^ и руководители лечебных учреждений. ^ возникают тогда, когда хирурги общепринятых норм поведения. Это позволяет им в каждом случае отказывают онкологическим
Отсюда необоснованные обиды на дифференцированно подходить больным в операции в связи с
этих людей, грубые ответы на грубости к жалобам, выяснить насколько запущенностью процесса. Потому, что с их стороны. Это серьезная ошибка. ^ обоснованы претензии родственников к ^ врачи первичного звена направляют На самом деле и они находятся в медперсоналу. Без этого руководители больных в хирургический стационар с состоянии психо-эмоционального рискуют совершить несправедливости ориентацией на оперативное лечение. стресса. Это не норма, а патология, хотя по отношению к своим подчиненным. Больные поступают психологически и временная. Поэтому и они, также как Кроме того, стремление во всем подготовленными с надеждой на и больные, со стороны врачей требуют угодить родственникам и близким спасительную операцию. Отказ от максимального внимания, теплоты, больных, чтобы «разговор не вышел операции на таком фоне является сочувствия, понимания их состояния. ^ за пределы учреждения» наносит ^ большой травмой для больных, будут Степень их «ненормальности» серьезный урон престижу этого думать о запущенности заболевания зависит от степени родства и близости же лечебного учреждения, ведет к и безнадежности операции. Поэтому к больному человеку, от общей подрыву авторитета лечащих врачей, при беседе с такими больными культуры, типа нервной системы. ^ всего медицинского персонала. ^ не может быть речи об отказе
Если степень близости укладывается Нередко врачу приходится, от операции, а надо говорить о
в рамки «дети-родители», «внуки- решать сложные деонтологические временном откладывании её в связи с бабушки и дедушки», проблема задачи. Например, в случаях изменениями в анализах, ЭКГ, наличия намного усложняется. Каждый стон, ожидаемых осложнений в течении инфекции и т.д. Это переносится ими жалоба любимых детей для родителей ^ заболевания, при неблагоприятных ^ легче, они не расстаются с мечтой об воспринимаются как чрезвычайная ^ прогнозах или случаи отказа от ^ операции, следовательно, с надеждой ситуация. Они требуют быстрого оперативных вмешательств из-за на жизнь.
устранения этих беспокойств, не отдают ^ запущенности процесса. Врач в этих ^ Важную проблему в
отчета, насколько это возможно. случаях должен смело использовать деонтологическом аспекте составляет Им кажется, что врачи делают все спасительную ложь, не думать, что сообщение о характере и прогнозе медленно, что минуты кажутся часами больные не поверят. Поверят, потому заболевания знакомым и сослуживцам
„................
они
или вообще ничего не делают. В ^ что они ищут любую возможность ^ больного. Как известно, их много и не таком состоянии они могут высказать отодвигать опасности для жизни, знаешь кого они из себя представляют
необоснованные, обидные (если хватаются за любую соломинку и от | и, самое главное, неизвестно в каких не оскорбительные) слова в адрес ^ врачей ждут то же самое. ^ целях эта информация может быть
медицинских работников. Если врач ^ В ряде случаев при ожидаемых ^ использована. Поэтому мы считаем, что знает все эти психо-эмоциональные осложнениях, длительном лечении врач не должен давать информацию особенности этого контингента людей, и возможных неблагоприятных о диагнозе и прогнозе заболевания то он реагирует совершенно спокойно, ^ исходах необходимо ориентировать ^ знакомым и сослуживцам по работе. выбирает адекватную тактику больных в сложности заболевания, Такая информация для этих
проведения. ^ продолжительности лечения и ^ людей абсолютно не нужна. В
К сожалению, среди даже о периодическом ухудшении отношении больного унижает его
родственников и близких встречаются состояния, но неизменным внушением честь и достоинство - никто из
и невоспитанные, незнающие норм ^ благоприятного исхода. То есть ^ здравомыслящих людей не хочет,
человеческого поведения люди. ^ подавать «спасительную ложь» ^ чтобы об его болезни, тем более о
Конечно, в таких ситуациях трудно ^ правдоподобно. Это, во-первых, ^ прогнозе, знали посторонние люди. дифференцировать, кто из них повысит доверие к вашим словам, во- Такая информация в какой-то мере
действительно переживает, находится вторых, больные легче воспринимают унижает и человеческое достоинство
в состоянии стресса, а кто банальный возможное ухудшение состояния врача, который будет чувствовать себя
хам. Приходится терпеть, постоянно ^ или отсутствие заметного улучшения, ^ распространителем сплетен. И это
помнить, что мы врачи и эту тяжелую ^ так как он заранее предупрежден, ^ не всё, и не самое главное. Главное -
такая информация может негативно его здоровье в будущем, «от вашего «Как можно узнать о состоянии отразиться на судьбе больного. ^ диагноза зависит - назначим мы его ^ оперированного в хирургическом Я в своей практике встретился ^ главным инженером или будем искать ^ отделении больного?» и называет случаем, когда строгое соблюдение ^ другого постоянного кандидата». Я ^ фамилию и имя своего брата. Сестра в этого деонтологического принципа ^ еще раз сказал, что человек страдал ^ ответ: «Он же умер ночью». Посетитель непосредственно отразилось на ^ язвой желудка. Он оперирован, язва ^ успел лишь крикнуть: «.Как!...» и тут же благополучии больного и его семьи. ^ удалена, теперь он совершенно ^ упал. Срочные реанимационные меры 80-ые годы. В клинику - ^ здоров. Вот тут-то я по-настоящему ^ не дали эффекта - умер, не приходя хирургическое отделение Актюбинской ^ понял важность проблемы. Хотя я ^ в сознание от обширного инфаркта областной больницы поступил ^ строго придерживался секретности ^ миокарда. Несчастным родственникам больной 45 лет с хронической язвой ^ информации о состоянии здоровья ^ пришлось забирать два трупа: одного желудка. В процессе обследования человека от его сослуживцев и умершего от тяжелой хирургической была установлена малигнизированная знакомых, я должен признать, что патологии, другого - умершего от язва - рак желудка без отдаленных ^ мои представления об этой проблеме ^ бесчеловечности и деонтологической метастазов. После соответствующей носили больше теоритический неграмотности медицинского
подготовки был оперирован - характер. По-настоящему понял только персонала. Как тут не вспомнить нашу субтотальная резекция желудка ^ на собственном опыте, на примере ^ национальную традицию «Еспрту» с удалением региональных этого больного, когда наше заключение - ритуал оповещения о несчастных лимфатических узлов по Б.В. Огневу и ^ определило судьбу человека и ^ случаях и смерти. Если бы медицинская В.Х. Фраучи. (В те годы онкологические ^ благополучие семьи. Он был выписан ^ сестра воздержалась от информации, больные могли оперироваться в ^ домой. Через некоторое время ^ пригласила ответственных дежурных хирургических клиниках общими ^ был назначен главным инженером ^ врачей и о смерти больного сообщили в хирургами. Удаление региональных ^ этой крупной организации со всеми ^ нормальных условиях, с соблюдением лимфатических узлов выполнялись вытекающими отсюда моральными деонтологических принципов,
обязательно. Сегодня онкологи эти ^ и материальными благами. Он на ^ возможно, этого несчастья не было бы. моменты операции приписывают ^ этой должности успешно работал до ^ Я уверен, что не было бы. Такова сила японцам и называют лимфодиссекция) ^ 90-годов. После этого мы потеряли с ^ деонтологии.
Больному сообщили, что ему удалили ^ ним связь - переехал в Россию. ^ В заключение хочется еще раз
желудок с язвой, естественно, об Хочу привести еще один пример подчеркнуть важность знания, строгого
раковом перерождении ни слова не из своей практики (больница скорой соблюдения врачами в своей практике сказали. ^ медицинской помощи, 2013 год), ^ деонтологических принципов, которые
Состоянием здоровья больных который поможет врачам понять являются методологией врачевания
I - ' . I
в послеоперационном периоде губительную роль нарушений и наравне с профессио
нальными
интересовались многие. Всем деонтологических принципов работы знаниями определяют успех сообщали, что операция прошла ^лечебных учреждений. ^деятельности медицинских
удачно, язвы больше не будет. В нашей клинике дежурными работников. В них заложены душа и
Ближе к выписке приехали двое хирургами в экстренном порядке был мудрость медицины, многовековой сослуживцев из Кандагаша - директор ^ оперирован больной с тромбозом ^ опыт прошедших поколений врачей, той организации и еще какой-то ^ мезентериальных сосудов, ^ незыблемые гарантии защиты
начальник. Оказалось, что они меня ^ обширной гангреной кишечника и ^ интересов пациентов. знают и положительно оценивают как ^ перитонитом. Больной в ту же ночь ^ Медицинская деонтология
специалиста. Поэтому хотели узнать ^ умер в реанимационном отделении. ^ является частью общественной морали мое мнение. Когда я им сообщил то ^ Больной оказался из Кызыл-Орды. ^ и этики. Она находится в тесной же самое, что и всем, в том числе На следующее утро (в те времена связи с морально-нравственным и самому больному, они несколько поезда из Кызыл-Орды в Актюбинск состоянием общества, общественной озадачились и объяснили цель ^ прибывали рано утром, где-то в 6 или ^ идеологией. Это обстоятельство визита ко мне. Оказывается, больной ^ 7 часов) в больницу приехал старший ^ предъявляет повышенные требования крупный специалист, перспективный брат, чтобы узнать о состоянии к медицинским работникам в плане инженер, до операции планировалось ^ родственника. Естественно, в такой ^ учета изменений в обществе и его назначение на должность главного ^ ранний час посетителей в отделение ^ организации этико-деонтологических инженера. Естественно, они хотели бы ^ не пускали. Он обратился к дежурной ^ принципов в своей работе адекватно точно знать характер заболевания и ^ сестре приемного покоя с вопросом ^ этим изменениям.
ТYИIН
АКАДЕМИК Н.И. ИЗИМБЕРГЕНОВ
КАЗ1РГ1 МЕДИЦИНАНЬЩ ЖАКА ЭТИКАЛЫК-ДЕОНТОЛОГИЯЛЫК МЭСЕЛЕЛЕР1
Марат Оспанов атында^ Батыс К,азак,стан мемлекеттiк медицина университету Ак,тебе, К,азак,стан
Медициналык, этика жэне деонтология - ко^амдык, мораль, этиканын, бiр белiмi. Сондык,тан, к,огам саласында^ идеологиялык, рухани езгерiстерге байланысты дэр^ерлт этикалык, деонтология да езгерiп турды. Сон^ы кездерi елiмiзде жана к,о^ам пайда болды, жана ко^амдык, сана, идеология калыптасты, адам емiрiндегi кундылык,тар езгердi. Осыfан байланысты медициналык деонтологияда жана талаптар, мэселелер пайда болды. Жумыста осы мэселелер талк,ыланfан жэне олардын шешу жолдары керсетiлген.
Нег'зг'! свздер: дэрiгердiн беделi, суркостардын дэрiгерге сенiмi, деонтологиянын жана мэселелер'1, БАЦ (СМИ) жэне медициналык, деонтология.
% SUMMARY
| ACADEMICIAN N.I. IZIMBERGENOV
NEW ETHICAL AND DEONTOLOGICAL ISSUES | OF MODERN MEDICINE
West Kazakhstan Marat Ospanov State Medical ^ University, Aktobe, Kazakhstan
Medical ethics being a branch of knowledge is a part of ^ the public morals and ethics. Therefore, changes in society, ^ ideology and social consciousness cause changes in medical ^ ethics. The paper discusses the new challenges of medical ethics ^ conditioned upon changes in modern society, social ideology,
^ depreciation of moral values in people's lives and the ways of
^ their solution are given.
^ Key words: doctor's credibility, faith in the doctor's
^ capabilities, new challenges of ethics, mass media and medical
^ deontology.
UDC: 616-006.6-07
ALLAHVERDI SHAHVERANOV
THE PROGNOSTIC AND DETECTION FEATURES OF CIRCULATING TUMOR CELLS
Tongji Hospital, Huazhong University of Science and Technology, Wuhan, China
Shahveranov Allahverdi U. - PhD student, Department of Comprehensive Oncology, email: [email protected], tel.: +8613071240093
Abstract. The presence of circulating tumor cells (CTC) in solid tumors might be associated with stem cell-like tumor cells which have been suggested to be the active source of metastatic spread in primary tumors. Furthermore, to be able to disseminate and metastasize, CTC must be able to perform epithelial-mesenchymal transition. The prognostic significance of CTC counts is now well documented in multiple indications by the CellSearch assay, where CTC counts above a threshold define an unfavorable prognostic group. The ability to capture and study CTCs is an emerging field with implications for early detection, diagnosis, determining prognosis and monitoring of cancer, as well as for understanding the fundamental biology of the process of metastasis. The development of tumor-specific markers to select targeted therapies and to assess clinical outcome remains a significant area of modern science. In this review an association of baseline CTC number with clinical characteristics and survival in solid tumor patients has been evaluated.
Key words: circulating tumor cells, cancer, isolation techniques.
The metastatic cancer consists ^ these cells proliferate and grow such ^ of millions or billions cells with diverse ^ as cancer stem cells which could not ^
genetic mutations driving them to grow, ^ colonize in the adherent environment divide, and invade the local tissues in ^ through tissue systems. Several cancer which they are embedded. However, ^ cells are getting shed off the edges of the
cancer tissues and are disposed of by the circulatory system or lymphatic system. In cutting-edge cancer biology terminology, these cells are called Circulating Tumor Cells (CTCs) could remain loose in circulation, cluster together as they travel, or lodge themselves in new tissues. The path and common origin of CTCs means that CTCs hold information about primary or secondary tumor, information that researchers think could be key to cancer diagnosis or treatment.
In most cases metastatic neoplastic patients possess approximately between 5 and 50 CTCs per teaspoon of blood, thus an existence of CTCs is upstaged by different blood cells. However, in the past decade emerging technologies have, for the first time, allowed the isolation of CTCs from the blood samples of patients.
Some methods, among the first established, rely on the cells' physical