Научная статья на тему 'Новые единицы в лексике русского языка: словообразовательный аспект'

Новые единицы в лексике русского языка: словообразовательный аспект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC
392
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАГОЛЫ / НЕОЛОГИЗМЫ / ЛЕКСИКОЛОГИЯ / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ / ПРЕФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ / ПРЕФИКСАЛЬНО-ПОСТФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ / ПРОДУКТИВНАЯ СПОСОБ / АФФИКСЫ / PREFIX POSTFIX DEVICE / PREFIX DEVICE / SUFFIX DEVICE / WORD-FORMATION PATTERN / WORD FORMATION / LEXICOLOGY / NEOLOGISMS / VERBS / PRODUCTIVE DEVICE / AFFIXES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Прадид Ольга Юрьевна

Целью и предметом исследования данной статьи являются глагольные неологизмы, которые в общем составе неологизмов представляют один из наиболее численных и креативных лексических классов, в котором реализуется гибкость языковой системы и стремление говорящего к приданию речи дополнительных функций, и новые семантические проявления слов на материале периодических изданий конца ХХ в., систематизированном в словаре под ред. Т. Н. Буцевой, основное внимание уделено словообразовательному аспекту: определению наиболее распространенных способов словообразования глагольных инноваций, построению словообразовательных моделей, выявлению наиболее продуктивных средств. Целью данной статьи является исследование глагольных неологизмов и новых семантических проявлений слов с помощью описательного, структурного и функционального методов на материале периодических изданий конца ХХ в., систематизированном в словаре под ред. Т. Н. Буцевой, основное внимание уделено словообразовательному аспекту. В ходе изучения проблемы из общего числа неологизмов были выделены глагольные инновации, построены словообразовательные модели, выявлены наиболее продуктивные словообразовательные модели, способы и средства. Результаты исследования необходимы для систематизации лексических единиц, являются элементом в преподавании различных отраслей языкознания, например, морфемики и словообразования, лексикологии и т. д., источником для изучения в области психолингвистики и других наук, возникших на границе с лингвистикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW UNITS IN RUSSIAN LANGUAGE VOCABULARY: WORD-FORMATION ASPECT

The aim and the subject of this study are verbal neologisms which represent one of the most numerous and creative lexical classes in the general class of neologisms, in which the flexibility of a language system and the intention of a speaker to add additional features to the speech are realized, also new semantic manifestations of words on the material of periodicals of the late XX century, systemized in a dictionary edited by T.N. Butseva, the main attention is paid to the word-formative aspect: determination of the most common ways of word-formation of verbal innovation, the construction of word-formation models, the identification of the most productive means. The purpose of this article is to study the verbal neologisms and new semantic manifestations of words with the help of descriptive, structural and functional methods on the material of periodicals of the late XX century, systemized in a dictionary edited by T.N. Butseva, the main attention is paid to the word-formative aspect. During studying the problem, verbal innovations were distinguished from the total number of neologisms, word-formation models were constructed, the most productive word-formation models, methods, and means were revealed. The results of the study are necessary for the systematization of lexical units, they are an element in the teaching of various branches of linguistics, for example, morphemics and word formation, lexicology, etc., a source for study in the field of psycholinguistics and other sciences that arose on the border with linguistics.

Текст научной работы на тему «Новые единицы в лексике русского языка: словообразовательный аспект»

Новые единицы в лексике русского языка: словообразовательный аспект

Прадед Ольга Юрьевна

кандидат филологических наук

доцент кафедры методики преподавания филологических дисциплин Таврической академии (структурного подразделения) Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского

295007, Россия, республика Крым, г. Симферополь, пр. А<адемика Вернадского, 4

И marmeladka22.05@rambler.ru

Статья из рубрики "Актуальный вопрос"

Аннотация.

Целью и предметом исследования данной статьи являются глагольные неологизмы, которые в общем составе неологизмов представляют один из наиболее численных и креативных лексических классов, в котором реализуется гибкость языковой системы и стремление говорящего к приданию речи дополнительных функций, и новые семантические проявления слов на материале периодических изданий конца ХХ в., систематизированном в словаре под ред. Т. Н. Буцевой, основное внимание уделено словообразовательному аспекту: определению наиболее распространенных способов словообразования глагольных инноваций, построению словообразовательных моделей, выявлению наиболее продуктивных средств. Целью данной статьи является исследование глагольных неологизмов и новых семантических проявлений слов с помощью описательного, структурного и функционального методов на материале периодических изданий конца ХХ в., систематизированном в словаре под ред. Т. Н. Буцевой, основное внимание уделено словообразовательному аспекту. В ходе изучения проблемы из общего числа неологизмов были выделены глагольные инновации, построены словообразовательные модели, выявлены наиболее продуктивные словообразовательные модели, способы и средства. Результаты исследования необходимы для систематизации лексических единиц, являются элементом в преподавании различных отраслей языкознания, например, морфемики и словообразования, лексикологии и т. д., источником для изучения в области психолингвистики и других наук, возникших на границе с лингвистикой.

Ключевые слова: глаголы, неологизмы, лексикология, словообразование, словообразовательная модель, суффиксальный способ, префиксальный способ, префиксально-постфиксальный способ, продуктивная способ, аффиксы

DOI:

10.7256/2454-0749.2019.2.29562

Дата направления в редакцию:

18-04-2019

Дата рецензирования:

19-04-2019

Дата публикации:

22-04-2019

Наиболее благоприятной средой для любого экспериментирования, вторжения нового, отмечает Е. Н. Ремчукова, являются лексика и словообразование, и, хотя узус ограничивает свободу выбора, накладывая запрет на те или иные грамматические формы, потребности живой речи заставляют говорящего бороться с этими ограничениями, и в условиях современной вербальной свободы острота этой борьбы усиливается. В области морфологии это проявляется, прежде всего, в формообразовании: в словаре нет «мечт» (род. п. мн. ч. слова «мечта»), одной «джинсы» (ед. ч. сущ. р1игаИа tantum «джинсы»), спрогнозировать (сов. вид глаг. «прогнозировать») и т.д., но возможности языковой системы позволяют свободно

образовать эти формы [12'с,8~9].

Неологизмы - один из наиболее численных и креативных лексических классов, в котором реализуется гибкость языковой системы, стремление говорящего к приданию речи дополнительной эмоциональности или точности, комичности или новизны (желание следовать моде) и т. д.

Различные аспекты исследований в области неологии, в частности и вопросы разработки терминологического аппарата, заинтересовали ученых относительно недавно, что обусловлено столь стремительным развитием класса неологизмов именно с конца ХХ в. Подобная тенденция продиктована социально-экономическим трансформациями общества, политическими изменениями, законодательными преобразованиями и т.д.

Результатом внимания к данному лексическому классу слов за последнее время стали работы таких ученых как: И. В. Арнольд ^ Я. Бенковичова [31, Т. Н. Буцева И. А. Воробьева О. А. Габинская^ Т. Ф. Ефремова Т. В. Матвеева-811, Л. Л. Нелюбин Т. В. Попова --11 и др.

Следует отметить, что в неологии до сих пор не существует единого определения неологизма. Кроме того, понимание сущности неологизма требует разграничения таких понятий как «неологизм», «окказионализм», «потенциальное слово» (прим. авт.: а также «инновация», «новообразование», «неолексема») [4, с- 95]. Сторонниками синонимии

упомянутых терминов являются, например, О. А. Габинская [5, с1 781 и Л. В. Алешина [1, с' 203-2101.

Целью данной статьи является исследование глагольных неологизмов и новых семантических проявлений слов с помощью описательного, структурного и функционального методов н а материале периодических изданий конца ХХ в., систематизированном в словаре под ред. Т. Н. Буцевой, основное внимание уделено словообразовательному аспекту.

Н е смотря на то, что само выделение частей речи в античной (а также арабской, древнеиндийской и др.) лингвистической традиции началось с функционального деления на имя и глагол, что преобладание существительного и глагола сохранились и в современный период, следует отметить, что в сравнении с существительными и

прилагательными глагольных неологизмов в современном русском литературном языке обнаружено значительно меньше.

В отличие от слов, принадлежащих к именным частям речи, для образования которых использовались преимущественно способы суффиксации, основосложения с суффиксацией и префиксации, для глагола трудно установить доминантный способ словообразования. Кроме того, наравне со способами, характерными именным лексико-грамматическим классам слов, есть чисто глагольные способы деривации: постфиксальный, суффиксально-постфиксальный, префиксально-суффиксально-постфиксальный. В образовании глагольных неологизмов, как и других частей речи, большую роль играет закон сочетаемости морфем, принадлежность производящих основ к определенной части речи, система словообразовательных значений производных глаголов и др.

Особенность глагольных инноваций заключается еще и в том, что установить их появление в языке бывает значительно сложнее, чем образование именных неологизмов. Особенно это касается таких способов словообразования: внутриглагольная префиксация (обозначение временных, локальных и количественных

модификаций действия) [7, с-—I26!, а также постфиксация. Однако время появления некоторых префиксальных глаголов можно определить достаточно точно, особенно тогда, когда они связаны с конкретными явлениями социальной действительности.

Так, глагол зааплодировать в значении 'прервать кого-то аплодисментами' начал употребляться во второй половине 80-х гг., в начале так называемой перестройки. До этого он был известен только со значением начала действия - 'начать аплодировать'

Так же семантика глаголов суверенизироваться , путчить , орыночить и др. свидетельствует об их появлении именно в указанный период.

Семантико-словообразовательный анализ структуры новых глаголов в русском языке конца ХХ - начала XXI в. доказывает, что глагольные инновации образуются в основном 3-мя способами:

- префиксальным (является наиболее продуктивным), по словообразовательной модели приставка (придает новое значение) + основа глагола (ОГ):

- на- + ОГ : наголосовать; наехать; накатить; нарасследовать; нарыть ;

- о- + ОГ: опылить; оцифровать; озеленить ;

- от- + О Г: отлицензировать; отсканировать; отрекламировать; отжировать; отдрейфовать ;

- пере- + ОГ: перенарезать; переполитизировать; перекредитовать; переприватизировать; переклинить ;

- под- + ОГ: подставить; подсадить; подсесть; поддушить; покатить ;

- по- + ОГ: помедитировать; порефлексировать; позеленеть; потолстеть; покатить ;

- про- + О Г: проинвестировать; проконвертировать; проиндексировать; прозомбировать; проспонсировать ;

- с- + ОГ: сбросить; сдать; слить; скачать ;

- раз- (рас-) + ОГ: развести; раскрутить; расприватизировать; растаможить;

раскомплексовать ;

- ре- + О Г: ренационализировать; ремастировать; ремиксовать; ремиксировать; ремикшировать ;

- у- + ОГ : уработать; упаковать; ушуршать .

- префиксально-постфиксальным, по словообразовательной модели основа глагола (ОГ) + -ся (придает новое значение):

- на- + ОГ + -ся: наголосоваться; накрутиться; навариться ;

- об- + ОГ + -ся: обволноваться; обдолбаться; обсадиться ;

- само- + ОГ + -ся: самовыдвинуться; самовыдвигаться; самоназваться; самореформироваться ;

- у- + ОГ + -ся: упороться; устаканиться; уложиться; упаковаться .

- суффиксальным, по словообразовательной модели основа существительного (ОС) + суффикс, который придает новое значение:

- ОС + -ирова-: номинировать; сатанизировать; либерализировать; мутировать ; сертифицировать ;

- ОС + -ова- (-ева-): клиповать; рейтинговать; слэмовать; спарринговать; ланчевать ;

- ОС + нулевой суффикс / -и-: комиссарить; челночить; ксерить; пиратить; сканить ;

- ОС + -а-: ломать; спамить; юзать; аскать; грохать .

Следует отметить, что образование новых глаголов префиксальным и префиксально-постфиксальным способами происходит практически параллельно, кроме случаев, где применение постфикса -ся (т.е. дополнение семантики слова за счет значения постфикса) нецелесообразно, как, например: объегорить; поддушить; рэкетироватть и др., где семантика слов исключает произведение действия лицом относительно себя самого.

Встречаются также слова с множественным нагромождением морфем: перепозиционировать; ренационализировать; разгосуларствливать; окольцовываться; переподписаться и т. д.

В связи с тем, что словарь, послуживший источником для исследований, включает как литературную лексику, так и новую лексику, которая не соответствует литературным нормам, т. е. относящуюся к группе слов узкого стилистического назначения (например, жаргонная, профессиональная и т.д.), традиционные значения аффиксов далеко не всегда сохраняются в новообразованиях, все чаще их значения в сочетании с производящей основой приобретают иной смысл (прим. авт.: что заставляет задуматься о расширении перечня классических значений аффиксов, используемых в словообразовании).

Библиография

1. Алешина Л. В. Семантика авторских новообразований: значение и смысл //

Семантика и функционирование языковых единиц в разных типах речи. Материалы Междунар. науч. конф., 2016. - С. 203-210.

2- Арнольд И. В. Лексикология современного английского языка: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: Флинта: Наука, 2012. - 376 с.

3. Бенковичова Я. Инновации в современной русской и словацкой лексике. Bratislava.: S, 1998. - 210 с.

4. Воробьева И. А. Понятие «неологизм» в отечественной лингвистике // Вопросы теории и практики в современной науке. - Самара: ООО «Центр научных исследований и консалтинга», 2017. - С. 93-95.

5. Габинская О. А. О понятии новизны лексической единицы в ономасиологическом исследовании // Закономерности словопроизводственного процесса в ономасиологическом аспекте. - К.: КГУ, 1980. - 263 с.

6. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. -М.: Русский язык, 2000. - 1209 с.

7. Земская, Е. А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995). - 2-е изд. - М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 90-141.

8. Матвеева Т. В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. - М.: Флинта, 2003. - 431 с.

9. Нелюбин Л. Л. Толковый переводоведческий словарь. - М.: Флинта: Наука, 2003. -320 с.

10. Новые слова и значения: словарь-справочник по материалам прессы и литературы 90-х годов XX века: в 3 т. / [Т. Н. Буцева, Е. Н. Геккина, Ю. Ф. Денисенко, О. М. Карева, А. Ю. Кожевников, Н. А. Козулина, Е. А. Левашов, С. Д. Левина, Ю. С. Ридецкая, Е. П. Снегова, Н. Г. Стулова, Е. Н. Шагалова]; под ред. Т. Н. Буцевой (отв. ред.) и Е. А. Левашова; Ин-т лингвистических исследований РАН. — СПб.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2009-2014.

11. Попова Т. В. Русская неология и неография. - Е.: УГТУ-УПИ, 2005. - 96 с.

12. Ремчукова Е. Н. Креативный потенциал русской грамматики. Изд. 2-е, испр. и доп. -М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.