Научная статья на тему 'Новые достижения российской арабистики (обзор учебников арабского языка 2001-2004 гг. )'

Новые достижения российской арабистики (обзор учебников арабского языка 2001-2004 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русистика
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые достижения российской арабистики (обзор учебников арабского языка 2001-2004 гг. )»

НОВЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АРАБИСТИКИ (ОБЗОР УЧЕБНИКОВ АРАБСКОГО ЯЗЫКА 2001-2004 ГГ.)

До недавнего времени существовал огромный разрыв в методологическом обеспечении процесса обучения восточным языкам по сравнению с западными языками. В мае 2000 года в рамках научно-методической конференции «Востоковедное образование в университетах России» (См. подробнее Т.В.Носенко. Востоковедное образование в университетах России. Ж. «Восток», М., 2000, № 5, с.141 - 147), которая проходила в Москве, вопрос об обеспечении вузов учебными пособиями обсуждался особо и был включён отдельным пунктом в резолюцию конференции. Ведущие специалисты по странам и языкам Востока отмечали недостаток высококачественных учебников, которые соответствовали бы новым методикам преподавания восточных языков. Совершенно очевидно, что без наличия разнообразной, учитывающей уровни, аспекты и конкретные задачи учебной и научно-методологической литературы невозможно успешное и эффективное обучение восточным языкам вообще и арабскому, в частности.

За прошедшие четыре года произошли значительные количественные и качественные изменения на рынке учебной литературы по странам Востока, наиболее значительные положительные подвижки в этой области наблюдаются в нашей отечественной арабистике. Это позитивное явление неразрывно связано как с появлением нового поколения учёных - арабистов, так и с не прекращающейся активной деятельности известных специалистов по арабскому языку. В этой связи особо хотелось бы остановиться на переработанном и расширенном издании «Учебника арабского языка» проф. A.A. Ковалёва и проф. Г.Ш. Шарбатова. Первое издание данного учебника было осуществлено в 1960 г., однако оно остаётся основным пособием для учебных заведений, где арабский язык входит в число основных учебных дисциплин. В новом издании устаревшие материалы заменены современными, тематически актуальными текстами и оригинальными литературными произведениями. Многие разделы лексикограмматической части существенно переработаны, широко представлена современная общественно-политическая, экономическая и научно-техническая терминология.

Жизненность и потребность профессорско-преподавательского состава и обучающихся арабскому языку в данном учебнике определяется в значительной степени отсутствием у авторов пристрастного отношения к одному методическому приёму или подходу, в одной книге искусно сочетаются все методические принципы обучения иностранным языкам без выделения и идеализации какой-либо одной стороны или задачи обучения. Материал по фонетике, лексике и грамматике составлен с таким расчётом,

чтобы дать студенту основные знания и навыки для последующего успешного овладения арабским языком. Принцип интенсивности начального обучения арабскому языку успешно решается с помощью целостной системы по закреплению учебного материала. Так, упражнения, которые даются после лексического комментария, предназначены для комплексного закрепления лексики и грамматики данного урока с активным усвоением и использованием материала предыдущих уроков. Включение новых текстов об арабских странах, по истории ислама, о Коране, обрядах и праздниках мусульман и т.п. ориентировано на овладение обучающимися всеми видами речевой деятельности. Кроме того, знакомство с обычаями народов и странами изучаемого языка рассматривается в методике преподавания арабского языка в качестве важного элемента, обеспечивающего мотивационную составляющую процесса обучения.

Выход в свет пяти поэтапных (основной, продвинутый, завершающий) книг В.В.Лебедева и Г.И.Бочкарёва «Читаем арабские тексты» стал в известном смысле событием в российской арабистике, ещё полностью не оценённым по достоинству. Основной этап учебника издан в двух частях и адресован лицам, уже овладевшим вводно-фонетическим курсом арабского языка. Особое внимание авторы учебника уделяют формированию у обучающегося навыков чтения (его правильности, скорости, осмысленности и выразительности) оригинальных арабских текстов по различным областям знаний и жизни. Вместе с тем, пособие нацелено на достижение коммуникативной задачи обучения арабскому языку как средству культурного, интеллектуального и делового общения между людьми. Формирование языковых знаний: базовой грамматики литературного арабского языка, включающей в себя основные формы всех классов и подклассов арабского слова, грамматические категории, словообразовательные модели и синтаксические конструкции - неразрывно связано с развитием речевым навыков: говорение на арабском языке с воспроизведением информации прочитанных текстов для участия в беседе посредством реплик-стимулов и ответных реплик.

Составную часть каждого урока образуют специальные «Задания», которые должны обеспечить предварительное закрепление лексикограмматического материала нового урока. Усвоение учащимся русского и параллельно с ним арабского эквивалентов значительно упрощают работу с текстами. Система подготовительных упражнений и заданий сохраняет свою актуальность и для продвинутого этапа пособия «Читаем арабские тексты». Только сняв все неизвестные моменты как лексического, так и грамматического плана, обеспечив их закрепление, становится возможной продуктивная работа над текстом, полное его понимание обучающимся. Актуализация языкового материала и развитие коммуникативных навыков осуществляется за счёт диалогов, содержание которых перекликается с текстовым материалом.

Завершающий этап учебника «Читаем арабские тексты» преследует цели совершенствования навыков в говорении и письме. Значительный объём текстового материала, умело подобранного авторами учебника, а

также система заданий к текстам, призваны сформировать у студентов умение извлекать, обобщать, излагать и оценивать содержащуюся в тексте информацию. Высокий уровень требований к грамматическим, лексическим и коммуникативным знаниям обучающегося на данном завершающем этапе продиктован необходимостью хорошей профессиональной подготовки референтов и переводчиков арабского языка.

Цели обучения иностранному языку являются категорией не постоянной, а изменяющейся, особенно в синхроническом плане от одного учебного заведения к другому. В этой связи хотелось бы особо остановиться на учебнике для начинающих изучение арабского языка А.В.Симоновой «Учебное пособие по арабскому языку для 1 курса. Вводнофонетический курс», М., 2001. Пособие написано с учётом новых педагогических технологий в изучении иностранных языков и отвечает задачам, которые ставятся на начальном этапе обучения арабскому языку. Оно помогает в выработке устойчивых навыков чтения, письма, говорения. В отличие от имеющейся учебно-методической литературы данное учебное пособие выгодно отличает новый подход к овладению языком, так как 28 уроков служат, в первую очередь, развитию коммуникативной компетенции учащихся. Автор учебного пособия обеспечил его несложными текстами, в ходе работы над которыми решаются конкретные задачи освоения необходимого для начального уровня объёма лексики и грамматики на функциональной и ситуативной основе.

При отборе и составлении уроков, текстов и диалогов, а также упражнений, автор особое внимание уделял эффективным приёмам активного обучения и совершенствования управления учебной деятельностью обучаемых. Так, последовательность введения арабского алфавита учитывает формирование фонетического навыка по перестройке привычной артикуляции на установлении сходства и различий в произнесении звуков в русском и арабском языках. Арабские харфы (буквы и звуки) даны также по мере усложнения их произнесения и написания. При этом следует особо отметить как положительный момент данного учебника большое количество упражнений на отработку техники арабского письма по соединению харфов. Правила основ арабской грамматики излагаются автором доступно и наглядно.

Ведущим центром по преподаванию арабского языка, разработки методик и учебников является Военный университет Министерства обороны Российской Федерации. В 2004 г. был издан «Практический курс первого иностранного языка. Арабский язык» (Часть 1) А. Л. Спиркина и Н. А. Шамраева. Как ни какое другое издание для начального уровня обучения, этот учебник даёт довольно подробные нормативные сведения о современном арабском языке, знакомит с элементами словообразования, лексикологии, фразеологии и стилистики. Уже с первых занятий авторы учебника ориентируют обучающегося на формирование подготовленной устной диалогической и монологической речи с помощью специальных упражнений и текстов, которые призваны обеспечить «постепенное погружение» в арабский язык. Подробное описание звуков арабского языка

и их отличительных особенностей произнесения от фонетических систем других языков сопровождается отработкой арабской каллиграфии (почерки «насх» и «рукаа»). Широкое использование традиционных ТСО уже на первых уроках значительно облегчает отработку сложной фонетики и запоминания некоторых устойчивых формул общения из повседневной речи арабов. Положительным моментом данного учебника является включение диалектных элементов как необходимой составляющей части всех текстов диалогического характера, что позволяет выработать твёрдые навыки подготовленной устной речи и решить коммуникативные задачи в различных речевых ситуациях.

Далеко не полный перечень новых учебников по арабскому языку позволяет нам с оптимизмом говорить о будущем арабистики в нашей стране, свидетельствует о наличии высококвалифицированных специалистов и учёных - языковедов по теории и практике преподавания арабского языка.

А. НОВИКОВА, К. СТЕПАНЯН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.