Научная статья на тему 'Новые данные по стратиграфии донных отложений Днепровского лимана'

Новые данные по стратиграфии донных отложений Днепровского лимана Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
146
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Г. И. Попов, Б. Г. Еськов

Донные отложения Днепровского лимана подразделены на новоэвксинские, витязевские и новочерноморские (каламитские) слои. В подстилающих отложениях выделены карангатский и древнеэвксинский горизонты. Обосновывается новочерноморский возраст ингрессии в долине Днепра

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые данные по стратиграфии донных отложений Днепровского лимана»

БЮЛЛЕТЕНЬ КОМИССИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ЧЕТВЕРТИЧНОГО ПЕРИОДА

№55 1986

НАУЧНЫЕ НОВОСТИ И ЗАМЕТКИ

УДК 551.79

Г.И.ПОПОВ, Б.Г.ЕСЬКОВ

НОВЫЕ ДАННЫЕ ПО СТРАТИГРАФИИ ДОННЫХ ОТЛОЖЕНИЙ

ДНЕПРОВСКОГО ЛИМАНА

Основы, стратиграфии донных осадков лиманов Причерноморья были заложены Н.А. Соколовым (1895, 1904), различавшим по данным бурения у г. Николаева (снизу вверх): 1) пески с преобладанием лиманно-каспийских и пресноводных моллюсков, образовавшиеся еще в фазу углубления речных долин при низком уровне пресноводного озера-моря; 2) илы, преимущественно со средиземноморскими видами, связанные с ингрессией моря и его осолонением благодаря соединению со Средиземным морем в послеледниковое время; 3) пески и ракушечники с моллюсками, близкие по составу к нижнему горизонту, что объясняется опреснением лимана, вызванным главным образом ростом Кинбурнской косы. А.Д. Архангельский и Н.М. Страхов (1938) установили новоэвксинский, древнечерноморский и современный возраст этих слоев с оговоркой, что литологические границы их не вполне совпадают со стратиграфическими. Последующие исследователи распространили эту схему не только на отложения поймы р. Днепр и его лимана, но и на весь комплекс погребенных под ней осадков древней долины и дельты этой реки. Позже Г.И. Горецкий (1970) подразделил последние на несколько плейстоценовых аллювиальных и лиманно-морских свит.

Изучение донных отложений лимана было предпринято в связи с проектированием гидротехнического сооружения для регулирования его режима. По скважинам поперечника между г. Очаков и Кинбурнской косой Н.Н. Тращук и П.С. Палатный (1978) выделили новоэвксинские аллювиальные и лиманные отложения, на которых с перерывом залегают древнечерноморские и современные осадки. Перерыв отвечает времени формирования бугазских слоев. Упомянутые авторы считают, что более древние спои здесь размыты и новоэвксинские отложения залегают непосредственно на вторично вскрытом ложе лимана, сложенном неогеновыми породами. Литологическая характеристика осадков приведена в работе Б.Г. Еськова (1978).

Нами использованы данные позже пробуренных скважин на Очаковском, Дмитровском и Станиславском створах. Они позволили подразделить древнечерноморские осадки, уточнить объем новоэвксинского горизонта и выделить в пределах лимана каран-гатские и древнеэвксинские отложения.

Карангатские отложения на Очаковском створе обнаружены скважиной 333a (рисунок). Они содержат Cardium edule L., Corbula (Lentidium) mediterránea (Costa), Bittium reticulatum (Costa), Chione gallina (L.), Gastrana fragilis (L.). Найденные вместе с ними, но экологически несовместимые с перечисленными видами Didacna sp., Mono-dacna sp., Clessiniola sp. и Lithoglyphus sp., очевидно, переотложены из древнеэвксинских или узунларских осадков. Базальный горизонт в этой скважине содержит Mytilaster sp. и Monodacna sp., возможно, уэунларского возраста.

На Дмитровском створе в скважине 268 карангатские глинистые пески (4,4 м) с конхилиофауной близкого видового состава подстилаются светло-серыми мелко- и среднезернистыми песками (14 м) с Didacna sp., Monodacna sp. и Dreissena rostriformis distincta Andrus. без каких-либо средиземноморских видов. Нижняя часть (2 м) этих 94

Скв. 333

Ч/S 329* Ч/Ч 463 зге

1 ! 1 1 !

! !

M

Or

to1

J : ö ". л' • ; .О. 2 — .— 3 V 5 'Ш 6

Рис. 1. Схематический геологический профиль устья Днепровского лимана

1 — песок; 2 — песок с гравием и мелкой галькой; 3 — песок глинистый; 4 — песок илистый; 5 — ил; 6 — глина; 7— ракушечник; 8 — стратиграфические границы; 9 — литологические границы; 10 — участки отбора конхилиофауны использованной: а — в данной работе; б — в работе H.H. Тращук и П.С. Палатного (1978); Qj — современные отложения; Qjkl — каламитские слои; Qjvt — витязевские слои; Q3 neu — новозвксинский горизонт; Q, — узунларские отложения; Im — лиманные отложения; al — аллювиальные отложения; N2 — верхний плиоцен

древнеэвксинских отложений отделена базальным горизонтом и содержит только пресноводные Vivíparas sp., Lithoglyphus sp. и Unió sp. (обломки). Глубже залегают известняки сарматского яруса.

Карангатские отложения обоих местонахождений сходны по составу конхилиофауны и залеганию на тех же отметках постели (—25, —30 м), что и узунларско-карангатские осадки, выделенные Г.И. Горецким у берега лимана (скв. 1 и 2а). Узунларские отложения в Приазовье и на Черноморском побережье Кавказа тесно связаны с древне-эвксинскими слоями и, наоборот, отделены перерывом от карангатских осадков.

Древнеэвксинские и карангатские отложения слагают древнюю дельту р. Днепр и выходят далеко за пределы Днепровского лимана. Собственно лиманные осадки начинаются новоэвксинскими слоями. Для этого горизонта характерны темно-серые и зеленоватые алевритистые глины небольшой мощности (до 4 м) с преобладанием в них Monodacna caspia caspia (Eichw.), Dreissena rostriformis bugensis Andrus., Dr. polymorpha (Pall.) и Lithogiyphus naticoides (F¿r.) ; реже встречаются Micromelania caspia (Eichw.), Clessiniola variabilis (Eichw.), Valvata piscinalis (Mull.) и Viviparus sp. (скв. 415). В глинах много растительных остатков, нередко образующих торфянистые прослойки. Илистые пески, подстилающие глины (скв. 415) и замещающие их (скв. 414), содержат тот же комплекс Monodacna - Dreissena, но с единичными Mytilus sp., Nassa reticulata (L.) и Bittium reticulatum (Costa), очевидно переотложенными из карангатских осадков.

Новоэвксинские глины на Очаковском и Дмитровском створах залегают на глубине 22—24 м ниже уровня моря. Если учесть, что мощность их не превышает 4 м,-а современные биоценозы - Monodacna, Drei ssena и Clessiniola - обитают в лимане на глубине до 3-3,5 м (Мордухай-Болтовской, 1960), то уровень бассейна в это время должен был находиться на 15-20 м ниже современного уровня моря. Новоэвксинские аллювиальные отложения, выделенные H.H. Тращук и П.С. Палатным в скв. 332 (см. рисунок), другими скважинами не обнаружены.

Толща илов и песков (около 20 м), залегающая на новоэвксинских осадках, подразделяется нами на витязевские, каламитские (новочерноморские) и современные отло-

жения. Каждый из этих горизонтов (слоев) имеет свои особенности в составе конхилио-фауны, но в целом им свойственны два комплекса двустворчатых моллюсков: 1) комплекс Cardium edule — Mytilus для илов и 2) комплекс Cardium edule - Chione для песков. Оба комплекса свойственны не только каламитским и современным отложениям, в которых они были выделены (Невесская, 1965), но и витязевским слоям, что объясняется значительной эврибионтностью названных выше моллюсков.

Для витязевских слоев характерны угнетенность Mytilus, отчасти Cardium и Chione в основании слоев и появление Paphia в верхней части разреза. Каламитские слои выделены по присутствию Spisula subtruncata (Costa) в обоих комплексах и во всех скважинах. Найденные в них Chrysallida interstincta (Mntg.) широко распространены именно в каламитских осадках (Ильина, 1966). Соленость моря в это время была заметно большей, чем теперь, а уровень находился на 3—3,5 м выше современного (Федоров, 1956).

Лиманные Monodacna, Dreissena и Clessiniola изредка встречаются во всех горизонтах голоцена. Все они живут в лимане, а весной спускаются до Очаковской косы, с внешней стороны которой уже не встречаются (Остроумов, 1897). В новочерноморское время Cardium edule и другие наиболее эвригалинные черноморские виды, теперь живущие только в крайней западной части лимана, проникали по крайней мере до с. Станислав. На Станиславском створе, в песках, залегающих на новоэвксинских осадках, обнаружены Cardium edule L., Corbula (Lentidium) mediterranea (Costa) и Hydrobia ventrosa (Mntg.) вместе с Monodacna colorata (Eichw.) и другими лиманными моллюсками (скв. 106 на глубине 4-12 м). В менее опреснявшемся Бугском лимане такая же и даже более богатая фауна распространялась в это время до г. Николаев (Тращук, Палатный, 1978). Вершина лимана находилась в районе с. Новая Одесса, где и теперь живут Monodacna colorata (Макаров, 1938), сохранившиеся здесь с новочерноморского времени.

В долине Днепра лиман достигал с. Горностаевка. Пойменная терраса реки у г. Каховка сложена, помимо современных осадков, древнечерноморскими аллювиальными песками и залегающими на них лиманными илами (Заморий, 1961). В этих илах, а главным образом в связанных с ними периферийно-русловых песках нами в сборах Г.И. Горецкого определены Monodacna caspia pontica Eichw., Micromelania caspia lincta (Mil.), Clessiniola variabilis (Eichw.) среди преобладающих • пресноводных форм. В этих же осадках были найдены Monodacna colorata, прослеженные до с. Горностаевка. Здесь лиманные илы выклиниваются на высоте 4,5—5,5 м ниже уровня моря, что указывает на уровень лимана, близкий к нулевой отметке (Горецкий, 1970). Однако Г.И. Горецкий считал эти отложения новоэвксинскими, а не новочерноморскими (каламитскими). Такому определению возраста противоречит присутствие современных и голоценовых видов монодакн. По Л.А. Невесской (1965), оба названных выше вида монодакн являются современными формами, происшедшими от новоэвксинских Monodacna caspia caspia (Eichw.), что подтверждается нашими данными. Помимо этого, уровень новоэвксинского бассейна (-15, -20 м) для такой ингрессии был недостаточно высок. Аналогичный лиман существовал в долине Дона.

ЛИТЕРАТУРА

Архангельский А.Д.. Страхов Н.М. Геологическое строение и история развития Черного моря. М.;

Л.: Изд-во АН СССР, 1938. Горецкий Г.И. Аллювиальная летопись великого пра-Днепра. М.: Наука, 1970.

Еськов Б.Г. Гранулометрический состав и водно-физические свойства неоген-антропогеновых грунтов в дельте Днепра*^*Физическая география и геоморфология. Киев: Виша шк. 1978, вып. 20. Заморий П.К. Четвертиннш вщклади Украшено! РСР. Киш: Вид.-во Киш. унш. 1961. Ильина Л.Б. История гастропод Черного моря. М.: Наука. 1966.

Макаров А.К. Распространение некоторых ракообразных и лиманных моллюсков в устьях рек и

открытых лиманах Северного Причерноморья. //Зоол. журн. 1938. № 6.

Мордухай-Болтовской Ф.А. Каспийская фауна в Азово-Черноморском бассейне. М.; Л.: Изд-во АН СССР. 1960.

Невесская JI.A. Позднечетвертичные двустворчатые моллюски Черного моря, их систематика и

экология. М.: Наука, 1965. Остроумов A.A. О гидробиологических условиях в устьях южнорусских рек в 1896 г. //Изв. АН. 1897. T. VI. Вып. 4.

Соколов H.A. О происхождении лиманов Южной России. //Тр. Геол. ком. 1895. T. X. № 4. Соколов H.A. К истории причерноморских степей с конца третичного периода. //Почвоведение, 1904, № 3.

Тращук H.H., Палатный П.С. Стратиграфия донных отложений Бугского и Днепровского лима-

нов.//Тектоникаи стратиграфия. Киев: Наук, думка.1978. Вып. 14. Федоров П.В. О современной эпохе в геологической истории Черного моря. //Докл. АН СССР. 1956. Т. 110. №5.

УДК 551.79

E.H. СТЕФАНОВИЧ, В.А. КЛИМАНОВ, З.К. БОРИСОВА, С.Н. ВИНОГРАДОВА

ПАЛЕОГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В ГОЛОЦЁНЕ

НА СЕВЕРНОМ ПОБЕРЕЖЬЕ ПЕНЖИНСКОЙ ГУБЫ

В ходе геологосъемочных работ аэрогеологической экспедиции в 1976-1980 гг. было исследовано большое количество мощных торфяников, обнажающихся в береговых обрывах Пенжинской губы в районе устьев рек Парень и Тылхой. Поскольку торфяники — благодатный объект для разнообразных исследований (спорово-пыпьцевого, изотопного и др.), нам представилась возможность провести детальное их изучение и сделать некоторые палеореконструкции, чему и посвящена данная работа.

Торфяники расположены в зоне многолетнемерзлых толщ на различных высотах и имеют в большинстве своем голоценовый возраст. Часто они перекрыты маломощными (0,2—0,6 м) пылеватыми суглинками, супесями, тонкозернистыми песками, иногда с включением мелкой гальки. Подстилают их суглинки или галечники в песчано-глинистом цементе от неогенового до верхнеплейстоценового возраста. Торф в основном осоково-сфагновый, разной степени разложения - от темного, почти черного, до светлого, практически не разложившегося. Встречаются прослои и линзы опесчаненного торфа и суглинка. В основании торфяников, расположенных на высоких абразионных поверхностях (20 и 30 м), встречаются обломки стволов белой березы.

Вот типичный пример такого торфяника, описанного на п-ове Метеви, к северо-востоку от устья р. Парень, в обрыве 20-метрового абразионного уступа (обн. 4068а). Здесь обнажаются (сверху вниз):

Глубина, м

1. Дернина...................................................0-0,1

2. Песок тонкозернистый, пылеватый, серый и ржавый, тонкослоистый. В основании слоя -скопление растительных остатков: веточки кедрового стланика, кустарниковой березки, сережки ольховника, растительная труха...................................... 0,1-0,7

3. Супесь темно-бурая, оторфованная................................ 0,7-1,2

4. Торф сфагново-осоковый, бурый................................. 1,2-1,7

5. Торф осоково-сфагновый, темно-бурый, светочками кустарников............. 1,7-1,9

6. Торф осоковый, хорошо разложившийся............................ 1,9-2,2

7. Торф сфагновый, светло-бурый, слабо разложившийся, на глубине 2,4-2,5 м обломки стволов белой березы ................................................. 2,2-2,7

На спорово-пыльцевой диаграмме этого торфяника (рис. 1) выделяются снизу вверх следующие фазы.

Фаза 1 - кустарничковой березки (2,7-1.8 м). Доминирует пыльца древесно-кустар-никовых пород (60—70%). Пыльца трав и споры содержатся в приблизительно равных количествах (около 20%).

7. Зак. 406

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.