07.00.09.ТАЪРИХНИГОРИ, МАЪХАЗШИНОСИ ВА РАВИШИ
ТАД^И^ОТИ ТАЪРИХИ 07.00.09. ИСТОРИОГРАФИЯ, ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ И МЕТОДЫ
ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 07.00.09.HISTORIOGRAPHY, A SOURCE STUDY AND METHODS OF
HISTORICAL RESEARCH
ББК 84.44+84(0)3(575.3) В.В.ДУБОВИЦКИЙ
ISBN 978-99975-877-6-3
НОВЫЕ ДАННЫЕ ПО МАЗАРУ ШЕЙХА МАСЛИХИДДИНА
В ХОДЖЕНТЕ
Мазар шейха Маслихиддина в Ходженте является одной из известных и сравнительно хорошо изученных святынь ислама в Северном Таджикистане (2;3;4;5;7;8).
Наиболее подробные сведения о самом шейхе Муслихиддин (ум.1222 г.) содержатся в работе Хамзы Камола (7, 109-112).
Архитектурные характеристики объекта, в наибольшей степени, отражены в работах С.Мамаджановой и Р.Мукимова а также работе М.Мамадназарова (3).
Новые данные по мазару шейха Маслихиддина найдены в процессе работы над личным архивом востоковеда Маджи Андрея Евлампиевича (1898-1962гг.), хранящимся у его дочери Т.А.Маджи. В одной из папок с текстами незавершенных научных работ и черновых материалов по истории, археологии и этнографии, содержится рукопись, озаглавленная «История» мазара шейха Маслихиддина, составленная директором музея Северного Таджикистана А.Атаевым со слов трех потомков шейха: Кулихана Атахона, Мирзо Нуреддина, Мирзо Сайфеддина и Казихона Каримова»(1,1- 4). Рукопись выполнена на разлинованных «линейкой» тетрадных листах (16,5*21см.), черными чернилами. Даты создания рукописи не имеется, однако в тексте встречается упоминание, что сведения получены от информаторов А. Атаевым в 1936г. Можно предположить, что запись произведена А.Е.Маджи в период его проживания в Ленинабаде с 1934 по 1944 годах
Ниже приводится текст А.Е.Маджи, сохранившийся в его личном архиве. Для удобства читателей расшифровка данного текста приводится курсивом:
«История» мазара шейха Маслихиддина, составленная директорм музея Северного Таджикистана А.Атаевым со слов трех потомков шейха: Кулихана Атахона, Мирзо Нуреддина, Мирзо Сайфеддина и Казихона Каримова»
1.Шейх сперва жил в Чорсу. Царь поселил туда ссыльных. Ссыльные обворовывали шейха. Шейх перебрался в Тугай и построил юрту (место мазара). Здесь сейчас чинар 700-800 лет. За шейхом пришли из Чорсу святые люди (через 40 дней) и расширили юрту шейха. Верующие стали приносить им баранов, коров, козлов и т.д.
[шейх - собственник; ссыльные - беднота. Шейх - тюрок, построил юрту; святые были и до него - древность мазара.]
Ходжент тогда уже был, но в Чорсу (к/з Фрунзе) и в Газиане (к/з Сталина) у Рукана, около 722 лет назад. Теперь городу 1214лет. В Тугай собрались все имущие люди из Чорсу. Сыр -Дарья близко, воды много, земли расширили, стали сеять огурцы, дыни, свеклу, тыквы и т. п.
[Атаев писал в 1936г. Тугай действительно был центром зажиточных - купцов].
2. Маслихиддин был святой по 5 причинам, по словам шейхов:1) Шейх с собакой поехал в кишлак. По дороге мертвый верблюд. Собака стала есть. Встречный упрекнул: святой, а твоя собака ест дохлятину. Собака ответила: «Эх, добрые люди, вы думаете верблюд поганый, а он - зарезанный! Я бы не ела его, если бы он был дохлый». 2).У одних умер сын. Попросили шейха Маслихиддина и Х-Бобо помолиться. Стали молиться у гроба, привезенному к мазару. Один сказал: «Ой, подождите, я дал этому человеку одну вещь, когда он был жив, можете спросить, куда он ее положил?» Шейх спросил мертвого: «Вы кому дали эти вещи?». Мертвый ответил: «Абдусаллому, азанчи этой мечети». Оба шейха стали кричать: «Эй, Абдусаллом! Вы брали у этого мертвого человека вещи?» «Да, достопочтенный!». Все заплакали, бросились в ноги шейху и поверили в его святость.3)20 человек сговорились проверить шейха. Положили одного товарища в гроб, принесли на мазар и стали умолять шейха: брат помер, помолись. Шейх стал громко молиться. Его спросили: вы за мертвого
или за живого молитесь? «За мертвого». Началась ругань.Затем открыли гроб, а их товарищ мертв и уже почернел. Тогда все поверили в святость шейха. 4). К кузнецу пришел очень красивый мальчик и говорит: «Я потерял ключ». Кузнец влюбился в мальчика. Шейх спросил кузнеца:Вы можете из горна взять раскаленное железо?-«Вы с ума сошли!» Разве можно брать раскаленное железо голыми руками?» Шейх: «Если бы вы не смотрели любовными глазами на этого мальчика, Вы могли бы взять железо». Встает и берет раскаленное железо, оно течет из его руки как вода, но руку не жжет. Затем шейх сказал мальчику. «Иди, ключ твой находится около дома. Все поверили в святость шейха т.к. мальчик действительно нашел ключ. 5) После постройки Ходжента и окончания юрты приехал из Китая царь Холакоув [Хулагу]. Царь был с армией, подошел к Замбари - Исписару (колхоз Молотова) и потребовал людей работников из Ходжента для переговоров. Никто не пошел, все боялись. Шейха попросили, и он согласился, взял у народа верблюда и козу и пошел. Царю сообщили - идут люди. Холакув велел привести. «Старше Вас разве не было в городе людей?» Шейх ответил: «Если Вам нужен старик, спрашивайте и говорите с козой, если Вам нужен большой -говорите с верблюдом, если имеете вопрос к человеку - спрашивайте у меня. Холаков спросил: «Что нас привело в Ходжент? «Наш характер». Царь встал и сказал: «Правильно». После беседы царь предложил: «Требуйте, что хотите». Шейх попросил: «Одну бычью кожу. Я ее нарежу на тонкие нитки, скручу и сколько земли захвачу этой ниткой, столько мне и дадите» Царь выполнил просьбу шейха и дал ему в помощь своих людей. Нитка шейха протянулась от Коктумона (лагерь пионеров) до Танги (около Дегмая). Царь отдал эти места шейху, а сам ушел за (...) на Самарканд и Бухару. Когда шейх вернулся и рассказал все, люди плакали и поверили в его святость.
4. Умер он около 93 лет.
5.Постройка сохранилась не со времени детей Тимура, но со времени его самого (Тамерлана). Сам Тимур построил мазар шейху.
6.Кокмечеть построил сам Тимур, но она была разрушена и восстановлена Кази Ишанджаном Вали около 900 лет назад.
7.Кокмечеть - зал большого музея и сзади него обе мечети были разрушены во время землетрясения 1864 г. До землетрясения мечеть существовала 720 лет. Теперь после его восстановления, всего 80 лет.
8.Вера в шейха и его святость сохранили его родственники. После шейха его заменил Саид Ибрагим, он и все подношения принимал. У самого шейха (он был холост) был дядя, а у дяди три сына.Дядю похоронили в мазаре Саид Ибрагима Даштаги. Имена сыновей дяди: 1) Ишан Дардо. 2)? 3)?-им и досталось все наследство. В настоящее время все мазарские шейхи разделяются на 3 основные части по происхождению от сыновей Саида и жили они по отдельным кварталам. Дежурство для сбора приношений на мазаре недельное поочередное.
9.Шейх сиротой остался после родителей и всегда был холост.
10.Шейху принадлежали земли и сады Унджи. Одни говорят, что шейх был очень крупным землевладельцем, другие, что он имел всего один сад. Раз шейх сказал землемеру Мирзо Низомеддину: « Если Вы не будете измерять моего сада и не запишите его в книгу, я Вас запишу в свою книгу». Так и было сделано. Землемер получил хорошую землю от шейха и был записан в книгу шейха, потом этому Мирзо Низамеддину выстроили мазар Сары - баллоди.
11.Хауз шейха (у мазара) чистят только унджинцы - род шейха.
12.Шейхи сидят на мазаре из рода наследников шейха, сидят по неделе поочередно, чтобы собирать приношения и распределять между собой.Другие не допускаются к этому делу.
Таким образом, информация о шейхе Маслихиддине, собранная А.Е. Маджи, включает в себя сведения о: 1) первоначальном месте жительства шейха; 2) национальной принадлежности и имущественном положении; 3) мистические феномены, доказывающие святость шейха; 4) данные о времени первоначальной постройки мечети в «конгломерате» мазара; 5) семейное положение шейха, родословная его потомков, порядок использования ими доходов с мазара и ухода за ним в советский период.
Хотя в тексте собранных А.Е.Маджи в Ленинабаде сведений нет прямых данных о времени жизни шейха, однако косвенные упоминания о возрасте посаженного на месте проживания чинара и отсутствие противоречащих данных об участии духовного лица в переговорах с ханом Хулагу указывают на XII в., что подтверждается и большинством современных исследований. Только в работе М. Мамадназарова содержатся данные относительно времени жизни шейха, противоречащие другим исследованиям: автор относит время жизни святого не к XII, а к Х1Ув.(4, 274).
В тексте опроса упоминается о первоначальном проживании шейха в Чорсу, где им якобы была построена «юрта», которая идентифицируется Маджи А.Е. в качестве мазара. Этот факт коррелируется с данными из «Тарихи Худжанд», составленными в 1870-1880гг., приводимыми А.
Мирбабаевым и Х.Камолом об арабском происхождении шейха Маслихиддина, носившего в реальности имя Шейха Бадеъуддина Нури и прибывшего из Мекки в Ходжент(7,111-112). Вполне, может быть,в привычную для среднеазиатского жителя «юрту» трансформировался традиционный для арабов-кочевников шатер, в котором первоначально жил шейх.
Обращает на себя внимание то, что в тексте опроса, в описании пяти случаев проверки святости шейха, содержатся сведения о его переговорах с внуком Чингисхана, ханом Хулагу (1217 - 1265гг.), и спасения города от разграбления монголами, что, на наш взгляд, является косвенным подтверждением принадлежности его к светской администрации Ходжента. Косвенно данный факт подтверждается и указанием на большие земельные владения шейха вокруг Ходжента (3,27). Хотя данный факт никак не противоречит учению суфийских тарикатов, особенно ордена Накшбандия, ориентирующего своих адептов на активное участие в светской жизни.
Вместе с тем обращает на себя внимание использование в эпизоде переговоров с Хулагу широко известного в мире сюжета обмера земли с помощью бычьей шкуры, разрезанной на тонкие полоски. В Средней Азии этот сюжет известен по хорезмийской легенде о силаче Палван -ата, который, выиграв состязание, попросил у хакана земли со шкуру быка; разрезал шкуру на ремешки, огородил большую территорию со многим людьми, повел в Хорезм, чертя за собой посохом русло нового канала; прибывшие с ним люди образовали население Хивы (6,172). Использование этого «бродячего» сюжета ставит под сомнение достоверность данного исторического факта в биографии шейха.
Интересным фактом религиозной жизни Ходжента 1930-х годов является и активное поклонение верующих мусульманским святыням, что позволяло трем потомкам шейха существовать на подаяния паломников в условиях советской власти.
В целом, сведения о мазаре шейха Маслихиддина, сохранившиеся в личном архиве А.Е. Маджи, существенно дополняют как его исторический портрет, так и историю существования самого архитектурного комплекса в Ходженте.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Архив Маджи А.Е.Научные работы,папка 3, 4л.
2. Исследования по истории и культуре Ленинабада.- Душанбе,1986.-255 с.
3. Мамаджанова, С.Мазары Таджикистана/С.Мамаджанова,Р.Мукимов.-Душанбе,1993.-79 с.
4. Мамадназаров, М.Памятники зодчества Таджикистана/М.Мамадназаров.-М., 2015.- 496 с.
5. Мирбабаев, А.К. Историческое наследие Худжанда/А.К.Мирбабаев.-Душанбе,1995.- 160 с.
6. Снесарев, Г.П. Хорезмские легенды, как источник по истории религиозных культов Средней Азии/Г.П. Снесарев.- М.,1983.- 225с.
7. Хамза, К.История мазаров Северного Таджикистана/К.Хамза.-Душанбе,2005.-206с.
8. Хашимов, М. Религиозные и духовные памятники Центральной Азии/М.Хашимов.-Алмааты,2001 .-242с.
REFERENCES:
1. Archive of Maji A.Ye. Scientific Works, file 3, sheet 4.
2. Explorations on the History and Culture of Leninabad.-Dushanbe,1986.-255 р.
3. Mamadjanova S.Mazars of Tajikistan/S. Mamadjanova, R. Mukimov.- Dushanbe, 1995. - 79 p.
4. Mamadnazarov, M. Architecture Monuments of Tajikistan/M.Mamadnazarov.-M., 2015. - 496 p.
5. Mirbabayev, A.K. Historical Heritage of Khujnad/ A.K. Mirbabayev.-Dushanbe,1995.-160 p.
6. Snesarev, G.P. Khorezmian Legends as a Source Beset with the History of Religious Cults of Central Asia/G.P. Snesarev. - M., 1983. - 225 p.
7. Hamza,Kamol.History of Northern Tajikistan Mazars/K.Hamza.-Dushanbe, 2005. - 206 р.
8. Khashimov, M.Religious and Spiritual Monuments of Central Asia /M. Khashimov -Almaty, 2001.242 p.
Маълумоти тоза оид ба мазори Шайх Маслихуддини Хуцанд
Вожахри калиди: шайх, мазор, Хуцанд, хон Хулогу, моликияти замин.
Дар мацола сухан дар хусуси бозёфти маводи нав оид ба мазори Шайх Маслицуддини Хуцанд меравад. Ёдовар мешавад, ки мазори Шайх Маслицуддини Хуцанд(асри XIII) то цануз яке аз ёдгорицои маъруфи меъморию таърихии Тоцикистон мацсуб меёбад. Тибци назари муаллифи мацола то ба имруз дар мавриди тарцумаи цоли ин авлиёи олами ислом ва таърихи сохтмони мазор дар илми таърихнигорй бацсцои зидду нациз мавцуданд. Тазаккур меравад, ки аксари ин бацсцо ба аслу насаби шайх, мацалли ицомат ва вазъи ицтимоии вай дар цомеъа марбутанд. Хулоса мешавад, ки
дар бойгонии шахсии ховаршиносирусй А.Е.Моцй маводи тозае, ки мухацщци мазкур онро соли 1936 аз шахри Ленинобод(холо Хуцанд) цамъоварй намудааст, дарёфт гардид, ки бароирушан намудани зовияхои торики масъалаи мавриди бахс мусоидат хоханд намуд.
Новые данные по мазару Шейха Маслихиддина в Ходженте
Ключевые слова: шейх, мазар,Ходжент, хан Хулагу, земельные владения.
В статье идёт речь о новых данных по святыне Шейха Маслихиддина в Ходженте. Упоминается, что мазар шейха Маслихиддина (XШв.)в Ходженте является одним из известнейших архитектурных исторических объектов Таджикистана. По мнению автора статьи, до настоящего времени сохраняется много спорных вопросов относительно как биографии этого мусульманского святого, так и истории строительства самого мазара. Утверждается, что они касаются национального происхождения шейха, места его проживания и социального положения в обществе. Делается вывод о том, что в личном архиве русского востоковеда А.Е. Маджи найдены новые материалы, проливающие свет на историю данного вопроса, собранные исследователем в 1936г. в г.Ленинабаде (ныне г. Худжанде).
New Data on Sheikh Maslihiddin Mazar (Shrine) in Khujand
Keywords: Sheikh, mazar (shrine), Khujand, khan Khulagu; land possessions.
Sheikh Maslihiddin mazar (shrine) (referring to the 13th century) in Khujand is one of the well-known architectural historic objects of Tajikistan.
A great deal of debatable issues in reference to both the biography of this Moslemic saint and the history of the shrine itself have preserved up to nowadays. The relevant issues deal with national origin of Sheikh, place of his habitation, social position in society. New materials shedding light on the history of the issue in question are collected in 1936 in Leninabad (present Khujand) by Russian Scholar A. Ye. Madji and are found in her personal archive in Oriental studies.
Маълумот дар борам муаллиф:
Дубовитский Виктор Василевич, доктори илмуои таърих, мудири шуъбаи таърихи илм ва техникаи Пажухишгохи таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А.Дониши АУ Цумхурии Тоцикистон (Чумхурии Тоцикистон, шДушанбе), E-mail: [email protected]
Сведения об авторе:
Дубовицкий Виктор Васильевич, доктор исторических наук, заведующий Отделом истории науки и техники Института истории, археологии и этнографии имени А.Дониша АН Республики Таджикистан (Республика Таджикистан, г.Душанбе),E-mail: [email protected]
Information about the author:
Dubovitski Viktor Vasilievich, Doctor of Historical Science, Head of Unit for History of Science and Technology, Institute of History, Archeology and Ethnography of Tajik Academy of Sciences (Tajikistan, Dushanbe), E-mail: [email protected]