Научная статья на тему 'Новые данные об охотском улите Tringa guttifer на северо-востоке Сахалина'

Новые данные об охотском улите Tringa guttifer на северо-востоке Сахалина Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
94
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Блохин Андрей Юрьевич, Кокорин Александр Иванович

Второе издание. Первая публикация: Блохин А.Ю., Кокорин А.И. 2000. Новые данные об охотском улите на северо-востоке Сахалина // Информ. материалы Рабочей группы по куликам 13: 40-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые данные об охотском улите Tringa guttifer на северо-востоке Сахалина»

в «Чокпакских воротах» (стык западных отрогов Таласского хребта и Восточных Каратау).

Таким образом, в Казахстане ворон оказывается представлен тремя подвидами, что подтверждается соответствующими коллекционными экземплярами.

Кроме обыкновенного ворона, в Казахстане широко распространён во всех пустынях, к югу приблизительно от 48° с.ш., пустынный ворон Corvus ruficollis Lesson 1831. В Казахстане на зиму этот ворон, как правило, не остаётся, совершая правильные осенние и весенние миграции. Один из его миграционных путей проходит через «Чокпакские ворота». Гнёзда пустынный ворон в Казахстане устраивает на деревьях, преимущественно на саксауле, на опорах воздушных линий связи и в скалах.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2013, Том 22, Экспресс-выпуск 864: 871-873

Новые данные об охотском улите Tringa guttifer на северо-востоке Сахалина

А. Ю. Блохин, А. И. Кокорин

Второе издание. Первая публикация в 2000*

В ходе исследований 1988-1991 годов в рамках проекта, связанного с освоением месторождений нефти и газа на шельфе, сделана оценка состояния орнитофауны на северо-востоке Сахалина. Как показали повторные наблюдения в заливе Чайво в июле-августе 1999 года, ситуация с охотским улитом Tringa guttifer — одним из наиболее редких куликов Палеарктики — не соответствовала прежним пессимистическим прогнозам.

В июле 1999 года мы отмечали охотских улитов в течение 6 дней, а в августе — 20 дней. С 27 июля по 11 августа наблюдения этих редких куликов были ежедневными. Чаще всего регистрировали одиночных птиц и пары, реже встречали группы из 3-8 особей. Это означает, что по сравнению с 1988-1990 годами произошло заметное увеличение числа встреч охотских улитов. Такая тенденция наметилась ещё в 1991 году (Blokhin 1998).

Места обитания охотских улитов разнообразны и включают песчаные и илистые обнажающиеся в отлив отмели морского пролива Клейе

* Блохин А. ЮКокорин А .И. 2000. Новые данные об охотском улите на северо-востоке Сахалина //Информ. материалы Рабочей группы по куликам 13: 40-42.

и залива Чайво, заболоченные низины, сырые луговины, мари, берега лесных рек, ручьёв и окраины посёлка возле реки Вал.

У реки Эвай, где прежде находили их колонии (Нечаев 1991), 17 июля 1999 встречена компактная стайка охотских улитов из 8 птиц. Эти птицы кормились на илистых берегах озёр, улетая в сторону мест возможного гнездования или возвращаясь оттуда, и при этом проявляя сильное беспокойство (крики, круговые облёты) при появлении наблюдателей. Такое беспокойное и вместе с тем осторожное поведение птиц этой группы могло свидетельствовать о том, что где-то рядом находились выводки. Больше всего встреч с охотскими улитами происходило у базового лагеря в устье ручья на проливе Коейе залива Чайво. Там отмечен ежедневный прилёт охотского улита утром на кормёжку, после чего он улетал, но спустя какоеОто время опять возвращался. Возможно, птица прилетала от выводка и затем возвращалась к нему. Со второй декады августа кулики, прилетавшие на кормёжку в устье ручья, проводили там всё больше времени, иногда весь день и, по-видимому, ночь. Наблюдения с помощью бинокля ночного наблюдения подтвердили предположение об активной кормёжке охотских улитов на ручье в ночные часы.

Судя по поведению, некоторые встречаемые охотские улиты были неполовозрелыми птицами. отчётливое тяготение таких птиц к характерным для вида местообитаниям могло свидетельствовать о настоящем или прошлом существовании гнездовий охотских улитов на заливе Чайво в районе рек Эвай, Аскасай, Вал, Горомай и др. Кроме того, регулярность появления взрослых птиц в одних и тех же кормовых пунктах также указывала на то, что это местные, а не кочующие или пролётные охотские улиты.

Поведение охотских улитов вне указанных мест в корне отличалось. В большинстве случаев эти птицы спокойно реагировали на автотехнику, людей и собак, подпуская на 5-10 м. Охотские улиты — довольно-таки доверчивые, хотя и крикливые кулики. Пронзительными возгласами они отмечали свой прилёт и отлёт, и так же «приветствовали» пролетавших мимо птиц своего вида. В.А.Нечаев (1991) верно сообщал, что охотский и большой Tringa nebularia улиты легко различимы по поведению. Когда в стае кормившихся больших улитов оказался охотский, различие между видами было совершенно очевидным: размеренность и неторопливость в движениях при кормёжке сразу выделяли охотского улита в группе куликов. Взаимоотношения охотских улитов бывали как внешне «безразличными», так и агрессивными, когда один кулик активно изгонял других с кормового участка. При появлении опасности охотские улиты в большей степени ориентировались на реакцию чаек, чем других куликов. На кормёжку охотские улиты прилетают только при наличии свободной от воды полосы литорали и строго

следуют расписанию приливов и отливов. Во время приливов они используют другие мелководные угодья, например, озёра, болотца, ручьи. Прилетев на кормёжку, улиты много перемещаются по урезу воды, заходя на глубину до 10-15 см и возвращаясь на берег. Поиск пищи занимает от 5 до 30 мин. За это время птица проходит 100-150 м или многократно перемещается на ограниченном участке длиной 10-40 м в устье ручья. Кормёжка нередко завершается купанием птицы или «сном» на берегу.

Судя по визуальным наблюдениям с близкого расстояния (до 3-5 м) и в результате осмотра мест кормёжки птиц, установлено потребление в пищу охотскими улитами массовых в каждом конкретном месте видов беспозвоночных. Основной пищей в июле и августе им служила рыба: мелкая колюшка и мальки разных видов длиной до 2-3 см. Кроме того, улиты потребляли в пищу насекомых, ракообразных и много-щетинковых червей. Время, затрачиваемое на поимку добычи, зависит от обилия корма и (или) сноровки птицы. Так, один улит за 3 мин, пройдя по берегу 30 м, поймал и съел 5 рыбок, сделав при этом по 3-4 броска за каждой из них. Ещё одному охотскому улиту для поимки каждой рыбки требовалось сделать всего по 2-3 броска.

Литер атур а

Нечаев В.А. 1991. Птицы острова Сахалин. Владивосток: 1-748.

Blokhin A.Yu. 1998. Breeding wader populations on the marine coasts of north-eastern Sakhalin II Inter. Wader Studies 10: 221-224.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2013, Том 22, Экспресс-выпуск 864: 873-875

Суточный расход времени у лебедя-шипуна Cygnus olor в период насиживания

Т. А. Ильина, А. В. Бардин

Второе издание. Первая публикация в 1986*

Наблюдения за гнездящейся парой лебедей-шипунов Cygnus olor велись около посёлка Рыбачий на Куршской косе (Калининградская область) в 1983-1984 годах. Лебеди гнездились на озере площадью 28 га в зарослях рогоза. Оба года кладка (7 и 6 яиц) завершалась в третьей декаде апреля, птенцы вылуплялись в первой пятидневке

* Ильина Т .А., Бардин А. В. 1986. Суточных расход времени у лебедя-шипуна в период насиживания // Изучение птиц СССР, их охрана и рациональное использование. Л., 1: 263-264.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.