Научная статья на тему 'Новые данные о птицах Южного Приморья'

Новые данные о птицах Южного Приморья Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые данные о птицах Южного Приморья»

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2024, Том 33, Экспресс-выпуск 2461: 4261-4267

Новые данные о птицах Южного Приморья

М.А.Омелько

Второе издание. Первая публикация в 1962*

Во время многолетних наблюдений над птицами в районе Владивостока (побережье Амурского залива, полуостров Де-Фриза, реки Шмид-товка, Суйфун и др.) автор имел возможность собрать ряд новых данных о птицах южной части Приморского края. Собранный материал существенно изменяет наши представления о численности и времени пролёта ряда видов птиц; несколько видов отмечено впервые на зимовках; некоторые залётные и редкие виды найдены на территории края повторно. Ниже приводятся краткие сведения о наиболее интересных находках. Весь коллекционный материал, упоминаемый в статье, хранится в Приморском краевом музее.

Фрегат-ариэль Fregata arieft. Этот характерный обитатель тропических широт был известен из наших пределов по единственному экземпляру, добытому А.Чарушниковым 1 июня 1926 на Амуре у Хабаровска и хранящемуся в коллекции Хабаровского краевого музея. Вторичный залёт этой редкой птицы в пределы СССР отмечен автором 12 июня 1959 на Амурском заливе. Фрегат держался здесь три дня, регулярно облетая берега полуострова Де-Фриза. Заметив добычу, птица на некоторое время снижалась к линии прибоя, но вскоре снова поднималась и, планируя, следовала дальше. По манере полёта и снижений, для того чтобы подобрать добычу, фрегат сильно напоминал нашего черноухого коршуна.

Кваква Nycticorax nycticorax nycticorax (Linnaeus, 1758). Известна из Приморского края по единственному экземпляру, добытому 8 апреля 1947 в Судзухинском заповеднике на реке Тяпигоу. Правда, К.А.Воро-бьёв (1954) упоминает о двух кваквах из коллекции Хабаровского краевого музея, время и место добычи которых неизвестны. 4 июня 1956 мне принесли квакву (самку), подбитую в окрестностях Владивостока на заливе Малый Улисс.

Желтоклювая цапля Egretta eulophotes. Эта цапелька, гнездящаяся в Японии, Корее и Китае, неоднократно наблюдалась в южном Приморье, куда она залетает более или менее регулярно. На Амурском за -

* Омелько М.А. 1962. Новые данные о птицах Южного Приморья II Сообщ. ДВФ СО АН СССР 16: 119-123.

+ Автор отнёс встреченную птицу к большому фрегату Fregata minor, но как было показано впоследствии, все фрегаты, добытые и встреченные на русском Дальнем востоке, относятся к Fregata ariel (Глущенко, Нечаев, Редькин 2016) - прим. ред.

ливе в районе полуострова Де-Фриза автор несколько раз наблюдал одиночных желтоклювых цапель: 8 июня 1952 на запруде в ложбине, окружённой лесом, затем 19 июня 1955, 27 мая 1957 и 15 мая 1958 на мелководье у устья реки Шмидтовки; две цапли были добыты, обе оказались самками в брачном наряде.

Автором была приобретена желтоклювая цапля, добытая В.Лобзю-ком 11 сентября 1956 в бухте Ольги. В её желудке оказалась мелкая рыбка, гусеница, надкрылья жука и большая стрекоза. К.А.Воробьёв (1954) тоже упоминает о таких же двух птицах из Приморья. Все эти находки сделаны на побережье.

Пеганка Tadorna tadorna. В список птиц Уссурийского края пеганка внесена Л.М.Шульпиным (1936) на основании единственного известного экземпляра, добытого Мейером на заливе Де-Кастри.

13 мая 1958 автор добыл пеганку (самца в брачном наряде) на побережье Амурского залива в районе полуострова Де-Фриза. Пеганка держалась среди массы озёрных чаек Larus ridibundus, собравшихся на мелководье у островков близ устья Шмидтовки. Ближайшие известные места гнездования пеганки — западная часть Маньчжурии.

Морянка Clangula hyemalis. В сводках Л.М/Шульпина (1936) и К.А. Воробьёва (1954) нет данных о сроках осеннего пролёта морянки в Приморском крае. Наши наблюдения над этой уткой очень немногочисленны. Одиночные морянки появились во второй половине октября 1952 года у берегов полуострова Де-Фриза; здесь же 2 ноября 1958 нами добыта молодая птица; 11 октября 1957 пара старых самцов была добыта на реке Суйфун в 2 км выше устья, и, наконец, пара старых самцов, державшихся вместе, наблюдалась 28 октября 1958 на Амурском заливе в районе солеварки.

Длинноносый крохаль Mergus serrator. По литературным данным, самая ранняя дата пролёта длинноносого крохаля в Приморье - 19 апреля. По моим наблюдениям, пролёт длинноносых крохалей начинается несколько раньше; в 1956 году на промоинах Амурского залива в районе полуострова Де-Фриза первая пара крохалей отмечена 2 апреля, а весной 1959 года стайки из 8 и 15 особей отмечены уже 25 и 27 марта.

Из всех крохалей, пролетающих у полуострова, это наиболее многочисленный вид. Длинноносый крохаль встречается здесь на пролёте до конца мая, но уже в последней декаде этого месяца становится редким.

Сибирская бурокрылая ржанка Pluvialis fulva. В литературе нет данных о сроках весеннего пролёта бурокрылой ржанки в пределах южного Приморья. По нашим наблюдениям, она весьма малочисленна на весеннем пролёте на Амурском заливе у берегов полуострова Де-Фриза. Во время весенних наблюдений в 1957-1959 годах удалось собрать следующие данные о её пролёте в этом районе: в 1957 году первые одиночные особи были замечены 8 и 13 мая; 17 мая отмечена пара, а 19 мая —

табунок из 9 особей; в 1958 году 3 первые одиночные ржанки замечены только 22 мая, затем пара отмечена 26 мая (одна птица добыта); в 1959 году первые бурокрылые ржанки (одиночка и пара) отмечены 14 мая, а затем одиночки, летящие в северо-восточном направлении, замечены 17, 23 и 30 мая; кроме того, табунок из 3 птиц наблюдался 30 мая у устья реки Шмидтовки.

Галстучник Charadrius hiaticula. Л.М.Шульпин (1936) внёс этого зуйка в список птиц Уссурийского края условно, так как единственным основанием для этого были данные Н.М.Пржевальского, нуждавшиеся в проверке и подтверждении. По этой же причине галстучник в последних сводках не приводится для Уссурийского края ни К.А.Воробьёвым (1954), ни Н.А.Гладковым (1951). 5 мая 1956 мне удалось добыть самца галстучника на полуострове Де-Фриза и тем подтвердить предположение Л.М.Шульпина о том, что этот зуёк может изредка встречаться в Уссурийском крае как залётная или пролётная птица. Добытый мной галстучник держался на грязи высыхающего болотца на одном из островков в устье реки Шмидтовки.

Большой кроншнеп Numenius arquata orientalis C.L.Brehm, 1831*. ЛЖ.Шульпин (1936) внёс большого кроншнепа в число птиц Уссурийского края на основании одного экземпляра, добытого Пржевальским, и двух добытых Дорриесом. И в том, и в другом случае Шульпин отнёсся к имеющимся данным очень критически и считал, что они нуждаются в проверке. Позднее К.А.Воробьёв (1954) вообще не внёс большого кроншнепа в список птиц Уссурийского края. Лишь совсем недавно автору удалось подтвердить наличие пролёта большого восточного кроншнепа в нашем крае: 24 апреля 1958 на береговой отмели Амурского залива из стайки дальневосточных кроншнепов Numenius madagascariensis нами добыт самец восточного большого кроншнепа; второй самец, также из стайки дальневосточных, кроншнепов, добыт 16 мая 1958 около устья реки Шмидтовки.

Охотский улит Tringa guttifer. Сроки пролёта охотского улита в Приморье из-за крайней редкости этой птицы изучены недостаточно, Помимо упомянутых К.А.Воробьёвым (1954) 2 молодых птиц, добытых нами на полуострове Де-Фриза 1 и 12 сентября 1947, удалось добыть ещё трёх: 2 взрослых самца добыты 13 июля 1956 на полуострове Де-Фриза, а 26 мая 1959 впервые на весеннем пролёте у устья Шмидтовки добыт очень жирный самец в брачном оперении. Длина его семенников 6 и 10 мм.

Ходулочник Himantopus himantopus. Этот кулик ещё никем не указывался для Приморья. 21 мая 1958 я заметил стайку из 6 ходулочников, летевших цепочкой вдоль берега Амурского залива; сделав большой полукруг, ходулочники резко снизились и сели на мелководных разли-

* У автора Numenius arquata lineatus Cuv.

вах у устья реки Шмидтовки. После этого они появлялись несколько дней подряд то на пониженных берегах речки, то на мелких разливах у островов. Из этого табунка нами добыты 3 птицы. 21 мая — самка (длина крыла 235 мм, длина клюва от лобового оперения 68 мм); самые крупные фолликулы в яичнике были диаметром 3-4 мм. 22 мая добыты самка (длина крыла 233.5 мм, длина клюва 71.2 мм; в желудке оказались крупные камешки и молодь брюхоногих моллюсков) и самец (длина крыла 234 мм, длина клюва 70.4 мм, длина семенников 8.8 и 5.5 мм).

Лопатень Eurynorhynchuspygmaeus. Как правило, этот куличок добывался в Уссурийском крае на осеннем пролёте. Удалось встретить его и на весеннем пролёте на Амурском заливе в районе полуострова Де -Фриза, 27 мая 1957. Самые поздние весенние даты, в которые встречались лопатни на пролёте, были в 1955 году 2 июня, а в 1957 — 29 мая.

Грязовик Limicola falcinellus sibirica Dresser, 1876. Грязовик - довольно обычная птица на осеннем пролёте в Приморье, тогда как весной его не удавалось найти. Впервые на весеннем пролёте он встретился 25 мая 1951 около устья Шмидтовки, а 30 мая 1958 нами была добыта пара самцов из смешанной стаи куликов-красношеек Calidris ruficollis и чернозобиков Calidris alpina.

Острохвостый песочник Calidris acuminata. Этого замечательного кулика долгое время относили к числу редких пролётных птиц Уссурийского края. Пару острохвостых песочников удалось добыть 26 мая 1946 в бухте Майтун Уссурийского залива, а затем ещё 2 птиц — на полуострове Де-Фриза 5 сентября 1948. В последующие годы нами собрана большая серия этих куличков на полуострове Де-Фриза как на весеннем, так и на осеннем пролётах. Наблюдения показали, что в отдельные годы острохвостый песочник совсем не представляет редкости в нашем крае, особенно на весеннем пролёте; в частности, это можно сказать о 1955, 1956 и 1957 годах. На полуострове Де-Фриза острохвостые песочники появляются весной в разные числа мая и летят до половины июня, сначала преимущественно самцы, а позднее самки. На пролёте песочники держатся группами по 3-9 особей, реже — табунами в 15-30 птиц. Осенний пролёт очень слабый, начинается в августе и заканчивается в половине октября. Всего нами добыто 23 острохвостых песочника.

Краснозобик Calidris ferruginea. К.А.Воробьёв (1954) считает крас-нозобика малочисленной и довольно редкой птицей Приморья. Все указанные им даты относятся только к осеннему периоду. На весеннем пролёте в 1957, 1958 и 1959 годах, по нашим наблюдениям, этот куличок не представлял особой редкости на полуострове Де-Фриза: в 1957 году с 17 мая по 4 июня мы наблюдали его 8 раз, в 1958 — 5 раз и в 1959 — 4 раза; всего за это время отмечена 31 птица, из которых 11 добыто. На весеннем пролёте краснозобики не образуют больших стай; чаще всего попадаются одиночки и пары в стайках куликов других видов; только

раз встречен табунок в 7 птиц. Весенний пролёт, начинавшийся в середине мая (17 мая 1957, 13 мая 1958 и 14 мая 1959), закончился к концу месяца, но одиночки встречались и в самом начале июня. На осеннем пролёте молодой самец добыт в 1957 году 13 августа.

Малая крачка Sterna albifrons sinensis J.F.Gmelin, 1789. К.А.Воро-бьёв (1954) пишет: «...в Приморье малая крачка встречается довольно редко и здесь весьма малочисленна». По нашим наблюдениям, малая крачка довольно обычна, хотя и немногочисленна на берегах Амурского залива у полуострова Де-Фриза во время весеннего пролёта.

В 1958 году первая малая крачка была отмечена уже 26 апреля, а в прочие годы она наблюдалась только со второй декады мая - 11 мая 1955, 12 мая 1956, 13 мая 1957 и 14 мая 1959. На пролёте крачки держатся в основном около устья реки Шмидтовки вместе с другими видами крачек или озёрными чайками; встречаются одиночками и по 2-8, реже — по 2530 птиц. Пролёт заканчивается в конце мая (31 мая в 1955 году) или даже в начале июня (1 июня 1956 и 4 июня 1957). На осеннем пролёте в 1955 году крачки встречались с 11 августа, а в 1957 году — с 22 августа.

Ошейниковая совка Otus bakkamoena ussuriensis (Buturlin, 1910). Наши данные о зимней жизни ошейниковой совки в Уссурийском крае скудны. По наблюдениям автора, на полуострове Де-Фриза ошейниковая совка зимой нередко встречается около жилья человека. Так, 21 января 1951 совка была замечена сидящей в разбитом чердачном окне жилого дома; потревоженная птица влетела в открытую дверь курятника, но изловить её не удалось. В 1954 году совку поймали 18 декабря на чердаке скотного двора. Две совки (21 января 1956 и 16 января 1958) пойманы нами в гараже. В январе 1956 года совку трижды наблюдали в конюшне, куда она залетела через отдушину. Наконец, при чистке хлева от навоза 23 января нечаянно была убита совка, скрывавшаяся где-то в хлеву. Основной добычей ошейниковых совок в это время, по -видимому, служили полевые воробьи Passer montanus, ночующие зимой на чердаках, остатки которых найдены в желудках совок.

Сибирский мохноногий сыч Aegolius funereus sibiricus (Buturlin, 1910). До сих пор из Уссурийского края было известно всего 2 экз. мохноногого сыча, добытых в районе озера Ханка (Шульпин 1936; Воробьёв 1954). В Приморский краевой музей поступило чучело сыча, добытого В.Лобзюком 16 декабря 1956 в районе бухты Ольги. Второй экземпляр (самка) пойман 28 октября 1957 в окрестностях Владивостока у станции Надеждинская. Птица ещё не закончила линьку мелкого пера; в желудке её найдены остатки крупной мыши.

Ворон Corvus corax kamtschaticus Dybowski, 1883. Ворон, как известно, редок в южном Приморье. На полуострове Де-Фриза мне приходилось встречать одиночных воронов лишь в некоторые зимы. Только весной 1957 года у полуострова отмечено большое количество пролётных

воронов. Они стали часты с 17 марта, а 19 марта их наблюдалось множество: только за один этот день отмечено более 50 птиц. До 9 апреля вороны были довольно обычны, хотя количество их и уменьшилось. Кормились они на льду Амурского залива, где лежали кучи отходов, вывезенные с кожевенного завода. Последние вороны отмечены 18 апреля (пара) и 22 апреля (одиночка).

Овсянка-ремез Ocyris rusticus latifascius (Portenko, 1930). В Уссурийском крае овсянки-ремезы зимуют, видимо, лишь в особо благоприятные для них зимы. На полуострове Де-Фриза табунки овсянок из 7-10 птиц наблюдались несколько раз в первой половине февраля 1952 года. Затем несколько овсянок было отмечено мной 4 февраля 1956. В декабре-январе 1958/59 года стайка в 16 птиц держалась на окраине поля, окружённого лесом. Она разбивалась на мелкие группы. После снегопада и похолодания, наступившего 16 января 1959, стайка исчезла.

Овсянка-крошка Ocyris pusillus. Первые достоверные экземпляры овсянки-крошки добыты в Уссурийском крае Л.М.Шульпиным 9-17 мая 1928 (Воробьёв 1954). Лишь однажды, 6 мая 1959, на лугу около устья реки Шмидтовки мне удалось наблюдать и добыть самца этой редкой у нас овсянки.

Лапландский подорожник Calcarius lapponicus coloratus Ridgway, 1898. Лапландский подорожник обычен на весеннем пролёте в Уссурийском крае, а сведения о его осеннем пролёте в литературе отсутствуют. По нашим наблюдениям, на полуострове Де-Фриза подорожник редок на осеннем пролёте. Одиночные экземпляры были отмечены нами 24 ноября 1951 и 10 ноября 1952 на межах полей у берегов Амурского залива. Одиночная самка была добыта 11 февраля 1958 на выдувах в огороде. Возможно, что некоторые особи даже и зимуют.

Уссурийский полевой жаворонок Alauda arvensis nigrescens Kis-tiakowskiet Kotschubei, 1929*. По нашим наблюдениям, полевые жаворонки зимуют почти ежегодно на полуострове Де-Фриза, где держатся на не вспаханных под зиму полях. После снегопадов и метелей они могут встречаться и в иных условиях: на огородах, в посёлках, где попадаются участки земли, освобождённой ветром от снега, и на восточных склонах безлесных морских берегов. С половины марта жаворонки откочёвывают с мест зимовок. В 1956 году они исчезли после 15 марта.

Бурый дрозд Turdus eunomus. В середине января 1959 года этот дрозд был найден нами на зимовке на полуострове Де-Фриза; в общей сложности здесь было более 50 особей. Бурые дрозды держались в совместных стаях с дроздами Науманна Turdus naumanni до десятых чисел марта. Причиной зимовки была очень тёплая и малоснежная зима, а также обильный урожай ягод амурского бархата.

* Сведён в синонимы Alauda arvensis intermedis Swinhoe, 1863 (Степанян 2003) - прим. ред.

Альпийская завирушка Prunella collaris erythropygia Swinhoe, 1870. Эта завирушка добывалась в пределах края очень редко: в декабре 1911, в июне 1913 и январе 1927 года. Нам удалось наблюдать её 10 июля 1948 на берегу моря близ бухты Терней; 4 ноября 1957 мною добыта самка альпийской завирушки на скалистом берегу Амурского залива.

Литератур а

Воробьёв К.А. 1954. Птицы Уссурийского края. М.: 1-360.

Гладков Н.А. 1951. Отряд кулики Limicolae или Charadriiformes // Птицы Советского Союза. М., 3: 3-372.

Глущенко Ю.Н., Нечаев В.А., Редькин А.Я. 2016. Птицы Приморского края: краткий фа-унистический обзор. М.: 1-523.

Степанян Л.С. 2003. Конспект орнитологической фауны России и сопредельных территорий (в границах СССР как исторической области). М.: 1-808.

Шульпин Л.М. 1936. Промысловые, охотничьи и хищные птицы Приморья. Владивосток: 1-436.

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2024, Том 33, Экспресс-выпуск 2461: 4267-4273

О значении плодов и семян некоторых древесных растении в жизни птиц острова Кунашир

В.А.Нечаев

Виталий Андреевич Нечаев. ФНЦ биоразнообразия наземной биоты Восточной Азии ДВО РАН, Владивосток, Россия

Второе издание. Первая публикация в 1970*

В хвойно-широколиственных лесах острова Кунашир (Южные Курильские острова) произрастает свыше 100 видов древесных растений (деревьев, кустарников, деревянистых лиан и т.д.)), плоды и семена которых в большей или меньшей степени используются птицами в пищу. От величины урожая и доступности этих объектов питания зависят распространение, места концентрации, кочёвки, сроки и скорость осенних миграций, а также зимовки многих птиц-карпофагов. В свою очередь птицы, как агенты зоохории растений, способствуют распространению плодов и семян на новые места произрастания, заселяя ими безлесные склоны сопок, гари, вырубки и прифумарольные участки. Семена некоторых растений птицы, по-видимому, переносят в пищеварительной системе даже на ближайшие острова. Поэтому изучение трофических свя-

* Нечаев В.А. 1970. О значении плодов и семян некоторых древесных растений в жизни птиц острова Кунашир (Южные Курильские острова) // Биологические ресурсы острова Сахалин и Курильских островов. Владивосток: 255-260.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.