Научная статья на тему 'Новые данные о птицах нижней Эмбы и приэмбинских пустынь'

Новые данные о птицах нижней Эмбы и приэмбинских пустынь Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Неручев Василий Васильевич

Второе издание. Первая публикация: Неручев В.В. 1968. Новые данные о птицах нижней Эмбы и приэмбинских пустынь // Орнитология 9: 137-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые данные о птицах нижней Эмбы и приэмбинских пустынь»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1587: 1457-1463

Новые данные о птицах нижней Эмбы и приэмбинских пустынь

В.В.Неручев

Второе издание. Первая публикация в 1968*

Летняя орнитофауна

В мае-июне 1963-1965 годов нами была обследована территория, заключённая между рекой Эмбой, северо-западным чинком Устюрта и каспийским побережьем. Преобладающим типом ландшафта здесь является глинистая пустыня с солянковой или полынно-солянковой растительностью. Поскольку описываемый участок находится на северной границе пустынной зоны, его орнитофауна содержит ряд степных форм. Их проникновению сюда способствует наличие интразонального ландшафта — поймы реки Эмбы. Ниже приводятся данные по гнездовой орнитофауне, дополняющие имеющиеся уже литературные данные, в частности и сводку «Птицы Казахстана», т. 1-2 (1960-1962).

Широконоска Anas clypeata. В пойме Эмбы (урочище Кулакши) 14 июня 1964 отмечена самка с выводком из 10 пуховых утят. Выводок отдыхал на берегу мелкого озерца-старицы среди зарослей тамариска. В июне в пойме нередко можно встретить стайки самцов широконоски, пролетающих к морю на линьку; за вечер мы отмечали до 10-40 особей.

Кулик-сорока Haematopus ostralegus встречается по всей эмбин-ской пойме, чаще всего по берегам дельтовых протоков и озёр, поросших солянками. 12 июня 1965 на берегу озера Караша обнаружена 1 пара куликов с нелётным птенцом, достигавшим по размерам половины величины взрослой птицы. Кроме поймы, кулик-сорока встречается в глубине пустыни в маленьких болотистых «оазисах», образовавшихся вокруг артезианских скважин. Держатся кулики-сороки среди солянок, а в урочище Бекжал (1963-1964 годы) даже среди разреженных тростниковых зарослей.

Степная тиркушка Glareola nordmanni довольно обычна в дельте Эмбы, придерживается нюньково-ажрековых лугов [ежеголовник и при-брежница]. В районе Тургузбы на 2 км маршрута приходится до 5 пар тиркушек (10 июня 1965). Птицы вели себя очень агрессивно, атакуя подходящего человека и провожая его длительное время. Ближе к Каспийскому морю, по мере усыхания и опустынивания дельты, степная тиркушка исчезает.

Речная крачка Sterna hirundo распространена по всей долине

* Неручев В.В. 1968. Новые данные о птицах нижней Эмбы и приэмбинских пустынь // Орнитология 9: 137-141. Рус. орнитол. журн. 2018. Том 27. Экспресс-выпуск № 1457 1457

нижней Эмбы, чаще встречаясь в дельте (4 пары на 2 км, а выше по течению — до 1 пары на 3 км). В урочище Ак-Мечеть 1 июня 1964 найдено гнездо с 3 свежими яйцами. Оно располагалось на голом песчаном островке рядом с гнездом малого зуйка Charadrius dubius.

Малая крачка Sterna albifrons весьма многочисленная по дельтовым протокам и озёрам (до 21 встречи на 2 км маршрута); выше по течению встречаются лишь отдельные пары этого вида. 9 июня 1965 в урочище Тургузба найдено гнездо с 3 свежими яйцами, расположенное на сыром берегу озера среди гнёзд ходулочников Himantopus himan-topus и шилоклювок Recurvirostra avosetta.

Белокрылая крачка Chlidonias leucopterus довольно обычна на мелководных озёрах — разливах в дельте реки. В начале июня 1965 года здесь отмечалось в среднем около 2 пар на 1 км маршрута. Гнёзд и выводков мы не нашли, но агрессивное поведение птиц и состояние их гонад заставляет нас думать, что этот вид на Эмбе гнездится.

Сизоворонка Coracias garrulus ежегодно отмечается в небольшом числе в пойме реки и в «оазисах» у артезианских скважин — обычно возле развалин казахских зимовок. Гнёзд её мы не обнаружили.

Чёрный стриж Apus apus, видимо, гнездится по чинкам Устюрта и меловым горам-останцам в районе небольшой излучины Эмбы. Мы видели птиц, залетающих в трещины обрывов. 25 июня 1964 на автомаршруте протяжённостью 33 км подсчитано в районе меловых гор 22 стрижа; западнее, на глинистых равнинах, встречено лишь 8 птиц на 64 км.

Серая ворона Corvus cornix в пустынных биотопах летом отсутствует, но в пойме Эмбы (урочище Бейбит) 17 июня 1965 мы встретили пару ворон, сидевших на скирде сена. Гнезда поблизости не оказалось. Зоолог И.В.Худяков (устн. сообщ.) 7 мая 1964 нашёл 2 гнезда серой вороны в районе Терень-Узека. Они располагались на сырой приморской равнине на кустах тамариска, в 1 км друг от друга. В них было 5 и 6 воронят с отрастающим контурным оперением.

Галка Corvus monedula встречается исключительно в долине Эмбы среди меловых останцов Эмбинского плато. Отмечалась в урочище Ак-Мечеть 31 мая 1964 (5 птиц) и 15 мая 1965 (3 птицы). В урочище Ку-лакши 17 июня 1964 найдена гнездовая колония галок на меловом обрыве. Было подсчитано около 50 преимущественно молодых птиц; из них некоторые едва начинали летать.

Двупятнистый жаворонок Melanocorypha bimaculata довольно обычен (1-2 птицы на 1 км автомаршрута) на крайнем юго-востоке Прикаспийской низменности в полынно-итсегеково-эбелековых пустынях с примесью злаков — ковыля, мятликов на ашиках и др. Западная граница его распространения проходит от большой излучины Эмбы на юг через пункты Арал-Тюбе, Ушкан и далее по восточной кромке Прикас-

пийских Каракумов к Бейнеу. Видимо, есть он и на Северном Устюрте; во всяком случае в урочище Мынсу-Алмас мы встречали его летом 1965 года. В урочище Конур-Урпа 19 апреля 1965 добыта пара дву-пятнистых жаворонков, причём у самки обнаружено готовое к откладке яйцо. У посёлка Арал-Тюбе 13 мая добыта самка с наседным пятном, а 16 мая несколько южнее найдено гнездо с 1 свежим яйцом.

Белокрылый жаворонок Melanocorypha leucoptera распространён к востоку и северо-востоку от большой излучины Эмбы. Гнездится в небольшом количестве по полынно-кермековым участкам степи с пятнами ковыля. В районе Ащи-Кудука 17 июня 1964 добыт 1 слёток. Зоолог Е.В.Ротшильд (устн. сообщ.) встречал белокрылого жаворонка в тех же местах летом 1963 года.

Пустынная каменка Oenanthe deserti обычна для крайнего юго-востока Прикаспийской низменности. Западная граница распространения проходит через урочища Караган-Тюбе, Есекджал, Кумшете и далее на юго-запад, захватывая, видимо, часть Прикаспийских Каракумов. Встречается эта каменка по северному берегу Мёртвого Култу-ка (район Прорвы) и севернее по приморским равнинам, где 21 мая 1965 добыты на колонии большой песчанки Rhombomys opimus отводившая самка пустынной каменки с наседным пятном и самец с увеличенными гонадами. 31 мая пара пустынных каменок встречена в урочище Ушкан; они строили гнездо в торчащей из земли железной трубе. После осмотра гнезда птицы бросили его и загнездились 2 июня в 100 м от этого места в водомоине, под кустом солянки. Позднее мы встречали много слётков пустынной каменки на равнинах юго-восточнее Мунайлов.

Чернобокая, или черношейная каменка Oenanthe А^^й. 22 июня 1965 на чинках Устюрта в урочище Мынсу-Алмас отмечена пара каменок с 2 слётками и добыт самец.

Зимняя орнитофауна

Сведения о составе зимней орнитофауны этого района в литературе практически отсутствуют. В последних сводках даются лишь предположительные соображения о возможности нахождения в низовьях Эм-бы тех или иных видов зимой. Мы имели возможность в зимние месяцы 1962-1964 годов совершить несколько выездов в район меловых плато у большой излучины Эмбы, в левобережные глинистые пустыни, дельту реки и Прикаспийские Каракумы. Кроме того, проводили регулярные наблюдения в окрестностях посёлка Кульсары (Гурьев-ская область). Некоторые данные были предоставлены нам зоологом Б.С.Варшавским, за что автор приносит ему благодарность.

Район, в котором проводили наблюдения, относится к подзоне северных пустынь, характеризующихся резкой континентальностью кли-

мата. Зима 1962/63 года была, правда, необычно мягкой и бесснежной (сумма осадков за декабрь-февраль равнялась 9.8 мм, что в 3 раза меньше средней за последние 6 лет). Зима 1963/64 года, напротив, была очень суровой, морозной, с частыми буранами. Снег в пустыне лежал с декабря до конца марта. Удачное сочетание двух таких противоположных по своим условиям зимних периодов позволило нам выделить виды, постоянно зимующие, и виды, оставшиеся здесь лишь в тёплые годы. Всего за указанный выше период было обнаружено 23 вида птиц.

Рогатый жаворонок Eremophila alpestris - обычная зимующая птица приэмбийских пустынь. Он неоднократно отмечался нами в урочищах Кульсары, Дусике, Арал-Тюбе как в тёплую, так и в холодную зимы. Держатся рогатые жаворонки стайками по 2-10 штук, самцы и самки вместе.

Чёрный жаворонок Melanocorypha yeltoniensis зимует здесь постоянно на весьма обширной территории. Чёрные жаворонки отмечались нами каждую зиму в урочищах Кульсары, Дусике, Арал-Тюбе, Шубартпалы, Корсак, Казбек и др., а также в Прикаспийских Каракумах. Держатся они, как правило, крупными стаями, до нескольких сотен птиц в каждой. Большинство стай состоит из одних самцов; изредка попадались небольшие (до 16 штук) стайки самок. Однако в январе-феврале 1964 года отмечено несколько крупных смешанных стай этого вида.

Белокрылый жаворонок Melanocorypha leucoptera постоянно зимует в глинистых пустынях (урочища Кульсары, Дусике, Арал-Тюбе). В мягкую зиму 1962/63 года был более многочислен (попадались скопления до 100 и более птиц); зимой 1963/64 года отмечались лишь редкие стайки по 4-6 особей.

Серый жаворонок Calandrella rufescens в северных частях ареала является перелётной птицей (Волчанецкий 1954), однако на нижней Эмбе в тёплые зимы обычен. Встречается как в глинистой пустыне (урочище Дусике), так и в песках (Прикаспийские Каракумы, урочище Айнамас). Морозы и глубокие снега, по-видимому, заставляют серых жаворонков откочёвывать южнее, так как зимой 1963/64 года он не отмечался ни разу.

Хохлатый жаворонок Galerida cristata остаётся на зимовку лишь в тёплые годы. В 1962/63 году был весьма обычен в посёлке Кульсары и урочище Дусике. Вдали от человеческого жилья не встречался; держался стайками до 4-6 особей. В 1963/64 году холода и снегопады вынудили его покинуть низовья Эмбы, однако хохлатые жаворонки снова появились здесь уже 12 марта, с наступлением первых оттепелей.

Полевой воробей Passer montanus в низовьях Эмбы постоянно зимует во всех населённых пунктах или возле одиночных строений

(зимовок), разбросанных в пустыне. Вдали от них, как правило, не встречается; лишь 18 декабря 1963 стайка из 8 штук отмечена на кукурузном поле в 10 км от посёлка Аккыз-Тогай. Больших стай не образует. В Кульсарах обычно держится группами по 10-20 особей.

Домовый воробей Passer domesticus, как и предыдущий вид, обычен в течение круглого года. Зимой встречается исключительно в населённых пунктах или возле зимовок; держится там стайками по 10-30 штук.

Каменный воробей Petronia petronia. Известно, что эта птица, обычно перелётная на севере ареала, может оставаться там на зиму в небольшом количестве. В низовьях Эмбы каменный воробей встречался как в относительно тёплую, так и в очень суровую зиму. Стайки по 10-15 особей постоянно держались в Кульсарах, иногда вместе с домовыми воробьями. Четыре каменных воробья были отмечены 16 февраля 1963 в песчаном массиве Тайлан (100 км к востоку от Кульсаров).

Горная чечётка Carduelis flavirostris. В литературе (Бёме 1954) форма Carduelis flavirostris kirgizorum Sushkin, 1925, населяющая Казахское нагорье и приэмбинские пустыни, описывается как перелётная. Однако 19 декабря 1963 две чечётки были добыты нами в урочище Казбек из стаи в 30 штук. Птицы кормились на каменистых обрывах у берега Эмбы. В том же самом месте стая около 40 чечёток отмечалась нами 3 ноября 1963.

Пуночка Plectrophenax nivalis на зимних кочёвках доходит до пустынь Казахстана, однако она здесь редка и появляется нерегулярно (Спангенберг, Судиловская 1954). Нами были встречены всего 2 пуночки 28 февраля 1964 в глинистой пустыне у Кульсаров (1 добыта).

Большая синица Parus major зимует исключительно в населённых пунктах. В Кульсарах всю зиму держится поодиночке или небольшими (до 10 особей) стайками в молодых посадках карагача и лоха.

Серая ворона Corvus cornix. Литературные данные о зимовках серой вороны в низовьях Эмбы отсутствуют. В сентябре-октябре в приэм-бинских пустынях изредка можно встретить кочующие стайки ворон (по 5-15 птиц). Иногда они образуют смешанные стаи с галками и грачами. Зимой вороны отмечались только в посёлках. Характерно, что в мягкую зиму 1962/63 года вороны в Кульсарах встречались лишь единично, в то время как в условиях следующего года мы наблюдали их во множестве (отмечались стаи до 100 особей и более). Массовое появление ворон было приурочено к началу декабрьских холодов; в феврале, с повышением температуры, значительная часть их исчезла.

Галка Corvus monedula зимой 1962/63 года в Кульсарах не отмечена, зато на следующий год мы встречали стаи, насчитывающие до 50 птиц. Стайки до 5 особей отмечены в Косчагыле зоологом Б.С.Вар-шавским. Держатся они, как правило, только в населённых пунктах,

лишь 18 декабря 1963 мы видели 20 галок на кукурузном поле в 10 км от посёлка Аккыз-Тогай.

Грач Corvus frugilegus. Считается, что в Казахстане грачи обычно не зимуют, но могут здесь встречаться в отдельные тёплые годы (Ру-стамов 1954). В низовьях Эмбы этот вид на зимовках отмечается ежегодно; держится только вблизи человека. Тёплой зимой в Кульсарах встречались лишь единичные особи; в суровую зиму 1963/64 года число их увеличилось до нескольких сотен. С середины февраля грачи начали постепенно исчезать.

Серая куропатка Perdix perdix зимой в долине Эмбы является довольно обычным видом. Зимует здесь ежегодно, однако наиболее многочисленна была в 1963/64 году, несмотря на глубокий снег и холода. Уже с начала ноября в пойме (урочище Казбек) отмечались стайки по 20-30 птиц. Позднее (19 декабря 1963) там же за одно утро было отмечено около 80 куропаток (стайки по 7-8, максимально 25 штук). В январе-феврале они постоянно держались в районе дельтовых протоков Эмбы.

Саджа Syrrhaptes paradoxus. Известно, что на Эмбе саджа остаётся в небольшом количестве в тёплые зимы. Мы также встретили две саджи лишь зимой 1962/63 года (урочище Тайлан, 16 февраля).

Клинтух Columba oenas на Эмбе зимовал лишь в 1963/64 году (стая из 12 птиц была поднята 18 декабря на кукурузном поле в урочище Аккыз-Тогай).

Зимняк Buteo lagopus в приэмбинских пустынях ранее отмечался только в период пролётов. Нами встречен дважды: 11 февраля 1963 в 10 км к северу от Кульсаров и 18 декабря 1963 в урочище Конур-Урпа.

Домовый сыч Athene noctua. Две птицы встречены нами в урочище Кульсары 28 февраля 1964. Держались они возле мостов, очевидно, находя себе убежище где-нибудь под настилом.

Филин Bubo bubo. Один экземпляр этого вида был добыт охотником А.Д.Поповым 10 февраля 1964 в урочище Айран-Куль (дельтовая часть Эмбы). Вообще он является здесь видом чрезвычайно редким.

Кряква Anas platyrhynchos. На незамерзающем озере Камыс-Куль (посёлок Кульсары) самец и самка кряквы держались в течение всего февраля 1963 года. Ещё одну пару крякв мы подняли 17 февраля 1963 в глинистой пустыне, прямо на дороге, в 15 км к востоку от посёлка Кульсары. По сообщению охотников А.Д.Попова и А.Г.Сувернева, несколько десятков крякв зимовало в том же году на озерке у тёплого артезианского колодца в урочище Тугоракчан.

Чирок-свистунок Anas crecca. Самка держалась в полынье на озере Камыс-Куль всю вторую половину февраля 1964 года.

Луток Mergellus albellus. Самец в зимнем пере замечен в полынье на озере Камыс-Куль 5 февраля 1964, на следующий день он исчез.

Приведённый выше список, естественно, не является исчерпывающим. Однако и сейчас уже он позволяет выявить некоторые особенности зимней орнитофауны обследованного района. Примерно одну треть списка составляют синантропные формы, связанные на зимовках с поселениями человека, а не с естественными биотопами северных пустынь. Из птиц, не связанных с человеком, четыре вида прилетают сюда на зимовку из более северных районов; четыре вида оставались зимовать лишь случайно. Их пребывание здесь определялось, в конечном счёте, антропогенными факторами (кукурузное поле, незамерзающие озёра у электростанции и тёплого артезианского источника). Серый жаворонок, горная чечётка и саджа зимуют в низовьях Эмбы нерегулярно; сюда же можно отнести и каменного воробья, который в суровую зиму 1963/64 года встречался лишь в посёлке Кульсары, у человеческого жилья. Четыре оставшихся вида (чёрный и рогатый жаворонки, домовый сыч, филин) встречаются в районе наблюдений круглый год. Однако ни один из них не является типично пустынной формой, так как ареал первого (чёрного жаворонка) почти целиком лежит в зоне полупустынь; остальные — виды с широкими ареалами, выходящими за пределы пустынной зоны.

Литер атур а

Бёме Л.Б. 1954. Горная чечётка Carduelis flavirostris L. // Птицы Советского Союза. М., 5: 209-216.

Волчанецкий И.Б. 1954. Семейство жаворонковые Alaudidae // Птицы Советского Союза. М., 5: 512-594.

Рустамов А.К. 1954. Семейство вороновые Corvidae // Птицы Советского Союза. М., 5: 13-104.

Спангенберг Е.П., Судиловская А.М. 1954. Род пуночка Plectrophenax Stejneger, 1882 // Птицы Советского Союза. М., 5: 504-510.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1587: 1463-1464

Совместная кормёжка длинноносых крохалей Mergus serrator и озёрных чаек Larus ridibundus

Ф.Ф.Карпов

Второе издание. Первая публикация в 2005*

В нижнем течении реки Урал в период осенней миграции 23 октября 2003 мы были свидетелями совместной кормёжки длинноносых

* Карпов Ф.Ф. 2005. Совместная кормёжка длинноносых крохалей и озёрных чаек IIКаз. орнитол. бюл.: 167. Рус. орнитол. журн. 2018. Том 27. Экспресс-выпуск № 1457 1463

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.