Научная статья на тему 'Новые данные о культовой практике населения Южного Зауралья позднего бронзового века'

Новые данные о культовой практике населения Южного Зауралья позднего бронзового века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
331
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЯ / ЮЖНОЕ ЗАУРАЛЬЕ / ПОЗДНИЙ БРОНЗОВЫЙ ВЕК / КАМЕННЫЕ ПРОУШНЫЕ ТОПОРЫ / КАБАРДИНО-ПЯТИГОРСКИЙ ТИП / АЛАКУЛЬСКАЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ / ТВАШТАР / SOUTHERN TRANSURALS / THE LATE BRONZE AGE / STONE AXES KABARDINO-PYATIGORSK TYPE / ALAKUL CULTURAL-HISTORICAL COMMUNITY / TVASHTAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Виноградов Николай Борисович, Хайрятдинов Равиль Касимович

В статье вводятся в научный оборот новые уникальные археологические материалы каменные проушные топоры, полученные при обследовании поселений позднего бронзового века в окрестностях г. Пласт Челябинской области. В результате изучения этих топоров, относящихся к кабардино-пятигорскому типу, делаются выводы о появлении их в Южном Зауралье не ранее 17 в. до н.э. и использовании в культовой практике. Выдвинута гипотеза о широком распространении в среде населения алакульской культурно-исторической общности Южного Урала культа полубога-кузнеца Тваштара ведической традиции, следствием чего было появление каменных проушных топоров данного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New evidences of cult practices of the population of the Southern Transurals Late Bronze Age

This article introduces into scientific circulation new and unique materials stone axes, obtained during examination of the settlements of the late bronze age near the town of Plast, Chelyabinsk region. The authors put forward a hypothesis about a broad distribution from Alakul population of the Southern Transurals, especially among specialists in metallurgy and metalwork cult demigod-Smith Tvashtar the Vedic tradition.

Текст научной работы на тему «Новые данные о культовой практике населения Южного Зауралья позднего бронзового века»

УДК 902 https://doi.Org/10.24852/pa2018.1.23.91.106

НОВЫЕ ДАННЫЕ О КУЛЬТОВОЙ ПРАКТИКЕ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОГО ЗАУРАЛЬЯ ПОЗДНЕГО БРОНЗОВОГО ВЕКА

© 2018 г. Н.Б. Виноградов, Р.К. Хайрятдинов

В статье вводятся в научный оборот новые уникальные археологические материалы - каменные проушные топоры, полученные при обследовании поселений позднего бронзового века в окрестностях г. Пласт Челябинской области. В результате изучения этих топоров, относящихся к кабардино-пятигорскому типу, делаются выводы о появлении их в Южном Зауралье не ранее 17 в. до н.э. и использовании в культовой практике. Выдвинута гипотеза о широком распространении в среде населения алакульской культурно-исторической общности Южного Урала культа полубога-кузнеца Тваштара ведической традиции, следствием чего было появление каменных проушных топоров данного типа.

Ключевые слова: археология, Южное Зауралье, поздний бронзовый век, каменные проушные топоры, кабардино-пятигорский тип, алакульская культурно-историческая общность, Тваштар..

Настоящая статья посвящена исследованию места каменных проуш-ных топоров и их миниатюрных реплик в социально-культовой практике населения Южного Зауралья позднего бронзового века (XIX-XII в. до н. э.).

Повод к ее созданию дали два предмета, хранящиеся в фондах исто-рико-краеведческого музея г. Пласта.

Описание. Первый из них (инвентарный номер Пластовского истори-ко-краеведческого музея № 421/7) представляет миниатюрное воспроизведение каменного проушного топора кабардино-пятигорского типа (рис. 1, 2). Предмет происходит из разрушенного культурного слоя поселения позднего бронзового века Кочкарь I, которое было открыто С.В. Марковым в 1982 году на юго-восточной окраине современного села Кочкарь Пластовского района Челябинской области, в 170 м от впадения р. Кочкарь в р. Кабанку (Марков, 1982). Повторно памятник был осмотрен Р.К. Хай-

рятдиновым в середине 1990-х годов. Он и поднял описываемый предмет с поверхности площадки поселения. Артефакт изготовлен из местного серпентинита серого цвета. Его месторождение локализовано Р.К. Хайрятди-новым в непосредственной близости от площадки поселения Кочкарь I. Предмет миниатюрный. Его длина не превышает 6,3 см. Обух оформлен грибовидным навершием (частично утрачено в древности). Лезвие - в форме лопасти. Рабочая поверхность на окончании лопасти скруглена (рис. 2Г).

На поверхностях предмета визуально фиксируются следы работы орудиями, при помощи которых он был изготовлен: ножа, абразива и сверла.

Ножом был оформлен сам предмет. Следы работы ножом по обушной части не уничтожены вторичной обработкой и отчетливо прослеживаются. Лопасть лезвия подработана и загла-

Рис. 1. Каменная миниатюрная модель топора кабардино-пятигорского типа. Поселение Кочкарь I. Серпентинит.

Fig. 1. A stone miniature model of an axe of the Kabardino-Pyatigorsk type. Kochkar I settlement. Serpentinite.

жена абразивом, следы работы которым сохранились на поверхностях (рис. 2В). Сверлом выполнено двустороннее (встречное) сверление сквозного отверстия. Диаметр отверстия -0,3-0,4 см. Следует отметить выраженную сглаженность (стертость?) краев отверстия (рис. 2Д), что, на наш взгляд, может говорить о ношении предмета с помощью некоего шнурка.

Второй предмет (инвентарный номер 421/19) также хранится в фондах Пластовского историко-краеведческо-го музея. Артефакт был поднят учащимися средней школы с. Демарино с поверхности разрушенного культурного слоя Старокумлякского поселения позднего бронзового века, открытого

и впервые обследованного в 1986 г. С.В. Марковым (Марков, 1986). Поселение расположено на левом берегу старичного русла р. Кумляк в 1 км северо-восточнее с. Старый Кумляк Пластовского района Челябинской области.

Изделие выполнено из светло-серого талька и представляет собой обломок обушной части модели про-ушного топора, с грибовидным окончанием обуха (рис. 3-4). В результате некоего удара (?) модель топора раскололась по сквозному отверстию -имитации проушины для крепления рукояти. Направленность этого отверстия ясно показывает, что обушная часть модели была выполнена

г д

Рис. 2. Каменная миниатюрная модель топора кабардино-пятигорского типа. Поселение Кочкарь I. Проекции А-Д

Fig. 2. A stone miniature model of an axe of the Kabardino-Pyatigorsk type. Kochkar I Settlement. A-D projections

Рис. 3. Старокумлякское поселение. Обломок обушной части проушного топора кабардино-пятигорского типа. Тальк.

Fig. 3. Stary Kumlyak settlement. A fragment of the head portion of an axe of the Kabardino-Pyatigorsk type. Talc.

под небольшим углом к лезвийной. На сохранившемся фрагменте имеется еще одно сквозное отверстие (для подвешивания?), выполненное в перпендикулярной первому плоскости. Что касается абсолютных размеров, то длина сохранившегося обломка не превышает 6,2 см, а размеры грибовидного окончания обуха - 4,2 см (рис. 4В). Диаметры отверстий составляют 0,75-1,0 см (рис. 4Г).

На поверхностях артефакта - четкие следы работы ножом. Оба отверстия выполнены коническим сверлом встречным (двусторонним) способом.

Материал изготовления, детали формы и сам общий облик описанных предметов позволяют сделать следующие промежуточные выводы:

Эти предметы по ряду признаков: материалу изготовления, размерам, деталям конструкции (диаметр отверстия топора из Старокумлякского поселения) уверенно можно определить как нефункциональные, т.е. не употреблявшиеся по первоначальному (боевому) назначению.

Отверстия, явно предназначенные для ношения или подвешивания этих предметов, позволяют определить их как некие фетиши - значимую часть социально-культовой практики степного населения бронзового века Южного Зауралья.

Обсуждение. Для дальнейшего обсуждения этой проблемы необходимо очертить пространство, в рамках которого обращались подобные предметы. Оно было намечено впервые в статье Д.В. Нелина (Нелин, 1996). Автор приводит сведения о девяти каменных топорах, обнаруженных на территории от Зауральской Башкирии до Западной Сибири (окрестности Тюмени). Помимо двух подтипов то-

поров кабардино-пятигорского типа (гладких полированных и граненых), Д.В. Нелин включил в свою сводку подобных находок и каменные про-ушные клиновидные топоры, найденные на памятниках бронзового века в пределах Южно-Уральского региона. Вероятно, с этим мнением стоит согласиться хотя бы по той причине, что ни один из типов каменных проуш-ных топоров не имеет прототипов на этой территории. В данной статье мы будем рассматривать лишь каменные топоры кабардино-пятигорского типа и их миниатюрные реплики (табл. 1; рис. 5; 6).

Впервые на страницах археологической печати подобная находка зафиксирована в известной популярной книге К.В. Сальникова (Сальников, 1949, с. 54). Эта находка была случайно сделана 1927 году у с. Пески в Катайском районе Курганской области. К.В. Сальников описывает его как «просверленный шлифованный каменный топор-молоток великолепной сложной и красивой формы» (Сальников, 1949, с. 54). Топор из с. Пески сломан на уровне сквозного отверстия (курсив авторов), подобно описанному выше обломку модели топора из сборов на Старокумлякском поселении.

Известны обломки трех керамических миниатюрных реплик каменных проушных топоров, происходящих из культурного слоя поселения позднего бронзового века Малая Березовая 4 в Нагайбакском районе Челябинской области (Алаева, 2007, с. 129, рис. 1), еще один каменный проушный топор из раскопок укрепленного поселения Каменный Амбар (Ольгино) (не опубликован) и обломок топора из раскопок укрепленного поселения Арка-

Таблица 1

Находки топоров кабардино-пятигорского типа в Южном Зауралье

№ Место находки Условия находки Количество артефактов Литература

1 С. Пески Катайского района Курганской области Случайная находка 1 Сальников К.В. 1949. С. 54

Челябинская область, Корочкова

2 Брединский район. Могильник С сосудом срубной 1 О.Н., Корякова

Мирный II, курган 2 погребение 2 культуры Л.Н., 2005. С. 140. Рис. 3, 3

3 Еткульский район Челябинской области. Поселение Коркино I. Слой с алакульскими материалами 1 Чемякин Ю.П., 1976. С. 206-207

4 Карталинский район Челябинской области. Укрепленное поселение бронзового века Каменный Амбар (Ольгино) Сборы с поверхности 1 фрагмент Тарасов Ю. В., 1982. Отчет.

5 Юргамышский район Курганской области Случайная находка 1 Нелин Д.В., 1996. С. 87

6 Карталинский район Челябинской области, пос. Краснотал-Д Слой с алакульскими материалами 1 Нелин Д.В., 1996. С. 88

Земли совхоза «Красная

7 Башкирия» Абзелиловского района Республики Башкортостан Случайная находка 1 (не закончен) Нелин Д.В., 1996. С. 88

Пластовский район

8 Челябинской области. Сборы с 1 Не

Поселение позднего бронзового века Кочкарь I поверхности опубликован

Пластовский район

9 Челябинской области. Сборы с 1 Не

Старокумлякское поселение позднего бронзового века поверхности (фрагмент) опубликован

10 Карталинский район Челябинской области. Поселение Елизаветпольское -7 позднего бронзового века Слой с раннеалакульскими и срубными материалами 1 (заготовка) Алаева И.П., 2009. С. 13. Рис. 6, 16

им (Зданович, 1995, с. 32, рис. 6, 11). Эти материалы полноценно включить в анализируемую серию по разным причинам пока не представляется возможным.

За пределами Южного Зауралья Д.В. Нелин приводит находку близкого по типу описанным топора в окрестностях г. Тюмень, на берегу р. Туры (Нелин, 1996, с. 91).

Экземпляр топора кабардино-пятигорского типа известен в пограничном с Южным Зауральем регионе Северного Казахстана из раскопок Лисаковского III могильника (погребальное сооружение 3 (ограда) (Памятники Лисаковской округи..., 2013) (рис. 7).

Если резюмировать сведения о пространстве обращения каменных

Рис. 4. Старокумлякское поселение. Обломок обушной части проушного топора кабардино-пятигорского типа. Проекции А-Г.

Fig. 4. Stary Kumlyak settlement. A fragment of the head portion of an axe of the Kabardino-Pyatigorsk type. A-G projections.

Рис. 5. Топоры кабардино-пятигорского типа из находок в Южном Зауралье и сопредельных районах. А - Курганская область, Катайский район, с. Пески (по: К.В. Сальников, 1949); Б - Челябинская область, Карталинский район, укрепленное поселение Каменный Амбар (Ольгино); В - Челябинская область. Брединский район, могильник Мирный II (по: Корочкова О.Н., Корякова Л.Н., 2005); Г - Челябинская область, Еткульский район, поселение Коркино I (по: Чемякин Ю.П., 1976); Д - Челябинская область, Карталинский район, поселение Елизаветпольское -7

(по: Алаева И.П., 2009). Fig. 5. Axes of the Kabardino-Pyatigorsk type discovered in the Southern Trans-Urals and the neighbouring areas. A - Kurgan region, Kataysky district, Peski village (after: К.В. Сальников, 1949); Б - Chelyabinsk region, Kartalinsky district, Kamenny Ambar fortified settlement (Olgino); В - Chelyabinsk region. Bredinsky district, Mirny II burial mound (after: Корочкова О.Н., Корякова Л.Н., 2005); Г - Chelyabinsk region, Yetkulsky district, Korkino I settlement (after: Чемякин Ю.П., 1976); Д - Chelyabinsk region, Kartalinsky district, Elizavetpolskoe-7 settlement (after: Алаева И.П., 2009).

проушных топоров кабардино-пяти-горского типа, то речь идет о территории культур алакульского круга Южного Зауралья, Среднего Притоболья (рис. 7).

Западнее Южного Урала каменные топоры близкого к кабардино-пяти-горским облика известны в памятниках срубных культур в Поволжье, а также в составе известного Бородинского клада.

Что касается периода функционирования каменных топоров кабар-дино-пятигорского типа в бронзовом веке Южного Урала и Поволжья, то это время истории алакульских и срубных культур. И в этом смысле чрезвычайно важны находки трех подобных изделий in situ, т.е. в ходе регулярных раскопок.

1. Топор из могильника Мирный II (курган 2, погребение 2) (Корочкова, Корякова, 2005, с. 140, рис. 3: 1-3). Культурную принадлежность могильника авторы определяют как срубную, хотя алакульские включения все-таки дают повод для дискуссии как о культурной принадлежности, так и о времени совершения погребения (Короч-кова, Корякова, 2005, с. 144-145).

2. Топор из раскопок поселения позднего бронзового века Коркино I из слоя с алакульской керамикой. Автор приводит датировку алакульского слоя этого поселения по радиоуглероду - 17 в. до н. э. (Чемякин, 2004, с. 386).

3. Заготовка каменного топора, извлеченная И.П. Алаевой из культурного слоя поселения Елизавет-польское-7, также сопровождалась материалами позднего бронзового века (Алаева, 2009, с. 11-12, рис. 4-5).

Старокумлякское поселение и поселение Кочкарь I функционировали

в позднем бронзовом веке. В частности, самые ранние керамические материалы из культурного слоя Старо-кумлякского поселения могут быть определены как петровские (раннеа-лакульские).

Обломки миниатюрных моделей проушных топоров неясного типа, выполненных из глины, также найдены в слое с алакульской керамикой на поселении позднего бронзового века Малая Березовая 4 в Нагайбакском районе Челябинской области (Алаева, 2007, с. 129, рис. 1).

К позднему бронзовому веку относит Д.В. Нелин и функционирование поселения Краснотал-Д в Карталин-ском районе.

В Лисаковском III могильнике (Северный Казахстан) в погребальной камере были обнаружены кости нескольких погребенных, 5 сосудов позднего бронзового века федоров-ско-алакульского облика с орнаментацией, выполненной как по «косой», так и по «прямой» сетке (курсив авторов) (Памятники Лисаков-ской округи..., 2013, с. 161, рис. 19, 2, 16, 17, 27, 28) и «полированный топор-молот из двуцветного камня» (рис. 7). Топор-молот уверенно определяется как принадлежащий к подтипу гладких кабардино-пяти-горского типа. От остальных южноуральских находок этого круга данный топор отличает кольцевой (?) желобок на уровне проушины и остатки деревянной рукояти (Памятники Лисаковской округи..., 2013, с. 170, рис. 28: 9-10).

В то же время в синташтинских и петровских (раннеалакульских) могильниках Южного Зауралья, по нашей информации, нет ни одной подобной находки in situ.

А Б В Г

Рис. 6. Заготовка топора кабардино-пятигорского типа из фондов Магнитогорского краеведческого музея. Проекции А-Г. Fig. 6. Blank for an axe of the Kabardino-Pyatigorsk type from the collections of Magnitogorsk Local Lore Museum. A-G projections.

Все, без исключения, исследователи не видят местных корней для появления каменных проушных топоров кабардино-пятигорского типа как для носителей алакульских, так и срубных культур. Единодушно они считаются заимствованием из района Северного Кавказа, где они учтены С.Н. Кореневским в 44-х погребальных комплексах, а их бытование охватывает, по мнению того же автора, период со второй половины III по середину II тыс. до н. э. (Кореневский, 1993, с. 85).

По С.Н. Кореневскому, на Северном Кавказе каменные топоры -принадлежность погребального инвентаря мужских захоронений. Что касается мотивации появления этой категории в составе погребальных артефактов, то каменные проушные топоры могли быть, по С.Н. Коренев-скому, как маркером воинского статуса погребенного, так и указателем

на принадлежность погребенного к корпорации специалистов по метал-лопроизводству, в частности, кузнецов (курсив авторов) (Кореневский, 1993, с. 87-88). Некоторые археологи видят связь каменных топоров с культом огня (Мерперт, 1975, с. 172). Отдельные ученые видят в погребениях с топорами знак высокого социального статуса (Цимиданов, Евглевский, 1993). Сам по себе культ топора, по мнению Н.Я. Мерперта, явление для обществ с производящей экономикой весьма древнее. Но он исключает возможность зарождения этого культа в степных районах Европы (Мерперт, 1975, с. 170-171).

Заключение. Д.В. Нелин рассматривает появление у населения Южного Урала северо-кавказских форм каменных проушных топоров в связи с процессом заимствования навыков металлопроизводства степными сообществами из района Северного Кав-

Рис. 7. Карта-схема распределения находок каменных проушных топоров кабардино-пятигорского типа на территории Южного Урала и в прилегающих районах: 1 - Курганская область, Катайский район, село Пески; 2 - Челябинская область, Брединский район. Могильник Мирный II; 3 - Челябинская область, Еткульский район. Поселение Коркино I; 4 - Челябинская область, Карталинский район. Укрепленное поселение бронзового века Каменный Амбар (Ольгино); 5 - Курганская область, Юргамыш-ский район; 6 - Челябинская область, Карталинский район. Поселение Краснотал-Д; 7 - Республика Башкортостан, Абзелиловский район. Земли совхоза «Красная Башкирия»; 8 - Челябинская область, Пластовский район. Поселение Кочкарь I;

9 - Челябинская область, Пластовский район. Старокумлякское поселение; 10 - Челябинская область, Карталинский район. Поселение Елизаветпольское-7;

11 - Республика Казахстан. Кустанайская область. Могильник Лисаковский III. Fig. 7. Distribution map of stone socket axes of the Kabardino-Pyatigorsk type discovered in the territory of the Southern Urals and the neighbouring areas: 1 - Kurgan region. Kataysky district. Peski village; 2 - Chelyabinsk region, Bredinsky district. Mirny II burial mound; 3 - Chelyabinsk region.

Yetkulsky district. Korkino I settlement; 4 - Chelyabinsk region. Kartalinsky district. Kamenny Ambar fortified settlement of the Bronze Age (Olgino); 5 - Kurgan region. Yurgamyshsky district;

6 - Chelyabinsk region. Kartalinsky district. Krasnotal-D settlement; 7 - The Republic of Bashkortostan. Abzelilovsky district. Plots of the Red Bashkiria collective farm; 8 - Chelyabinsk region. Plastovsky district. Kochkar I settlement; 9 - Chelyabinsk region. Plastovsky district. Stary Kumlyak settlement; 10 - Chelyabinsk region. Kartalinsky district. Elizavetpolskoe-7 settlement;

11 - The Republic of Kazakhstan. Kostanay region. Lisakovsky III burial mound.

каза. Он считает возможным связывать их появление здесь со временем перехода от периода средней бронзы к позднему бронзовому веку и с историей памятников синташтинского типа (Нелин, 1996, с. 92). Однако имеющиеся факты пока говорят о появлении и распространении каменных проуш-ных топоров на территории Южного Зауралья в постсинташтинское, а, возможно, даже и в постпетровское время. Мы считаем, что топоры кабар-дино-пятигорского типа появляются в Южном Зауралье не ранее 17 века до н. э., когда в среде родственного степного населения в пределах сруб-но-алакульского «мира» оформляется система не известных пока, широт-но ориентированных коммуникаций. С их функционированием и связано появление на памятниках позднего бронзового века Южного Урала этой своеобразной категории артефактов. Точнее, появляются импортные прототипы (Корочкова, Корякова, 2005, с. 143), которые по неким веским причинам тиражируются уже на месте местными мастерами из местных пород камня. Как подтверждение этого суждения - заготовки топоров кабар-дино-пятигорского типа из раскопок поселения Елизаветпольское-7 и из случайных находок в районе Магнитогорска.

В пределах очерченных территорий эти предметы использовались именно как важная составляющая неких обрядовых действий. Авторы не могут согласиться с С.Н. Кореневским и Д.В. Нелиным по поводу возможности боевого применения каменных проушных топоров до проведения исчерпывающих экспериментальных исследований. В качестве аргументов «против» приведем материал из-

готовления топоров: за небольшим исключением, это мягкие серпентиниты или тальк. Разрушение некоторых топоров на уровне проушины или сколы на лезвии не обязательно надо рассматривать как результат их боевого применения. Размеры проушин в сравнении с весом самих топоров также свидетельствуют не в пользу утилитарного их назначения. Заключение Г.Ф. Коробковой об отсутствии следов работы на лезвии ряда топоров из погребений на Северном Кавказе, приведенное С.Н. Кореневским (Ко-реневский, 1993, с. 86), не обязательно свидетельствует о том, что их помещали в могилы новыми. Они могли использоваться в течение определенного времени в различных обрядах, не предполагавших разрушение или порчу.

Наконец, миниатюрные размеры целого ряда подобных изделий не оставляют сомнения по поводу области их применения. Перед нами -материализованные следы устойчивой культовой практики, маркером которой был символ экзотического для Южного Зауралья типа топора-молота, часто мобильный, предназначенный для повседневного ношения, выполненный из мягких пород камня либо из глины.

Среди археологов утвердилось представление об индоиранских степных скотоводческих племенах сруб-но-андроновского круга Восточной Европы и примыкающих районов степей Азии как о творцах древнейших частей Вед и Авесты (Кузьмина, 1994, с. 262-263).

По мнению авторов данной статьи, широкую популярность у оседлого скотоводческого населения позднего бронзового века степей Восточной

Европы и прилегающих районов Азии топоры кабардино-пятигорского типа в этот период могли получить как следствие распространения культа полубога - героя-кузнеца - творца всего сущего - Тваштара. Тваштар - единственный персонаж ведического пантеона, кого тексты Ригведы связывают с металлопроизводством. Его фигура таинственна, в текстах гимнов не конкретизирована, а деятельность чрезвычайно разнообразна. Колесницы, металлургию и ряд ремесел - все это дал людям Тваштар (Кузьмина, 2010, с. 54). В контексте обсуждаемой проблемы укажем, что, в частности, порождением Тваштара был бог огня -Агни - покровитель кузнецов и ме-таллопроизводства.

И главное. Именно Тваштар создал для порожденного им же бога Индры его молот (курсив авторов) (Macdonell, A. A., 1897, р. 116).

Возможно, как воспроизведение молота Индры с характерным грибовидным навершием в экзотическом для степного населения Южного Урала исполнении и воспринимались достаточно многочисленные реплики топоров кабардино-пятигорского типа. Поскольку регламентации правил и соответственно каноничного использования этих фетишей не существовало, имели место варианты изделий как носимые, так и снабженные отверстиями для стационарного подвешивания. И в том и другом случае наличие рукояти не предполагалось.

Культ Тваштара был широко распространен в пределах срубно-ала-кульского «мира» и отражен не только в разнообразных каменных репликах проушных топоров, но и в керамических их миниатюрных моделях, а также, возможно, в предельно редко встречающихся элементах орнамента керамических сосудов (лопасти-фестоны).

Последнее: вполне допустимо, что этот культ особенно был распространен в пределах корпораций специальностей, связанных с метал-лопроизводством, например, в среде кузнецов. Его широкое распространение предварительно можно связать с кардинальными изменениями в организации металлопроизводства, которые свершились именно в период истории алакульских и срубных культур в Южном Зауралье. Косвенным, но веским подтверждением этой гипотезы может служить прекращение уже в петровское (раннеалакульское) время практики функционирования за стенами укрепленных поселений специализированных на металлопро-изводстве общин (кланов). С этого времени семьи (кланы) специалистов металлопроизводства интегрируются в скотоводческие общины алакуль-ских культур Южного Зауралья и Северного Казахстана. Вероятнее всего, тогда же и распространяются маркеры культа Тваштара, изображающие топор-молот.

Благодарности. Авторы признательны почетному профессору отделения индологии и Южной Азии университета Хельсинки (Финляндия) Аско Парпо-ла за чрезвычайно полезную консультацию по фигуре Тваштара в ведической традиции; ведущему научному сотруднику Института истории и археологии УрО РАН, д.и.н. А.В. Епимахову, а также С.В. Кузьминых - к.и.н., старшему научному сотруднику Института археологии РАН (г. Москва) за неоценимую помощь в формировании информационного фонда для данной статьи. Авторы

искренне благодарны и заведующей отделом археологии и религии Магнитогорского краеведческого музея Г.И. Стариковой за предоставленную информационную поддержку.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алаева И.П. Миниатюрные предметы из материалов поселения бронзового века Южного Зауралья // XVII Уральское археологическое совещание / Отв. ред.

B.Т. Ковалева, А.Я Труфанов. Екатеринбург; Сургут: Магеллан, 2007. С. 128-130.

2. Алаева И.П. Поселение бронзового века Елизаветпольское - 7 // Проблемы археологического изучения Южного Урала / Отв. ред. Н.Б. Виноградов. Челябинск: АБРИС, 2009. С. 7-21.

3. Бочкарев В. С. Погребения литейщиков эпохи бронзы (методологический пересмотр) // Проблемы археологии. Вып. 2 / Ред. М.И. Артамонов, Л.С. Клейн. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. С. 48-54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Зданович Г.Б. Аркаим. Арии на Урале или несостоявшаяся цивилизация // Ар-каим: Исследования. Поиски. Открытия / Науч. ред. Г.Б. Зданович. Челябинск: Каменный пояс, 1995. C. 21-42.

5. Кореневский С.Н. Погребения с каменными топорами эпохи средней бронзы в Центральном Предкавказье // Социальная дифференциация общества / Отв. ред. Г.Е. Афанасьев. М.: Наука, 1993. C. 78-92.

6. Корочкова О.Н., Корякова Л.Н. Курганы срубной культуры у поселка Мирный // Археология Урала и Западной Сибири. К 80-летию со дня рождения Владимира Федоровича Генинга / Науч. ред. В.А. Борзунов. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2005. С. 134-147.

7. Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии. Материальная культура племен ан-дроновской общности и происхождение индоиранцев, М.: «Восточная литература», 1994. 463 с.

8. Кузьмина Е.Е. Предыстория Великого шелкового пути: диалог культур Европа - Азия. М.: КомКнига, 2010. 240 с.

9. Марков С.В. Отчет об археологической разведке по р. Кабанка в районе г. Пласта Челябинской области в 1982 г. / Архив ИА РАН. Р-1. № 9990.

10. Марков С.В. Отчет об археологической разведке, проведенной в 1986 г. по р. Кумляк в Пластском и Уйском районах Челябинской области / Архив ИА РАН. Р-1. № 11465.

11. Мерперт Н.Я. Ритуальные модели топоров из Эзеро // Памятники древнейшей истории Евразии / Отв. ред.: П.М. Кожин, Л.В. Кольцов, М.П. Зимина. М.: Наука, 1975.

C. 163-172.

12. Нелин Д.В. Материалы к юго-западным связям Южного Зауралья в эпоху бронзы // Историко-археологические изыскания / Отв. ред. С.Г. Басин. Самара: Изд-во СамГПУ, 1996. С. 86-92.

13. Памятники Лисаковской округи: археологические сюжеты. Сб. ст. / Отв. ред. Э.Р. Усманова. Караганда - Лисаковск: Tengri Ltd, 2013. 336 с., ил.

14. Сальников К.В. В глубине веков. Свердловск: Свердловское областное государственное издательство, 1949. 112 с.

15. Тарасов Ю.В. Отчет об археологической разведке в Карталинском районе Челябинской области в 1982 году / Архив ИА РАН. Р-1, № 9233.

16. Цимиданов В.В., Евглевский А.В. Классификация погребений с инсигниями власти срубной общности // Археологический альманах. № 2 / Отв. ред. А.В. Колесник. Донецк: Донеччина, 1993. С. 99-112.

17. Чемякин Ю.П. Новое поселение андроновского времени в Южном Зауралье // Археологические открытия 1975 года / Отв. ред. Б.А. Рыбаков. М.: Наука, 1976. С. 206-207.

18. Чемякин Ю.П. Коркино I // Челябинская область. Энциклопедия. Т. 3 / Гл. ред. К.Н. Бочкарев. Челябинск: Каменный Пояс, 2004. 386 c.

19. Macdonell, A. A., 1897. Vedic mythology. (Grundriss der indo-arischen Philologie und Altertumskunde, III:1:A.) Strassburg: Karl J. Trubner. 189 pp. Reprinted, Delhi: Motilal Banarsidass, 1974, 1995, 2013.

Информация об авторах:

Виноградов Николай Борисович, доктор исторических наук, доцент, ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск, Россия); vinogradov_n@mail.ru

Хайрятдинов Равиль Касимович, научный сотрудник, Пластовский историко-краеведческий музей (г. Пласт Челябинской области, Россия); muprm@mail.ru

NEW EVIDENCES OF CULT PRACTICES OF THE POPULATION OF THE SOUTHERN TRANSURALS LATE BRONZE AGE

N.B. Vinogradov, R.K. Hairiatdinov

This article introduces into scientific circulation new and unique materials - stone axes, obtained during examination of the settlements of the late bronze age near the town of Plast, Chelyabinsk region. The authors put forward a hypothesis about a broad distribution from Alakul population of the Southern Transurals, especially among specialists in metallurgy and metalwork cult demigod-Smith Tvashtar the Vedic tradition

Keyword: Southern Transurals, the late Bronze Age, stone axes Kabardino-Pyatigorsk type, Alakul cultural-historical community, Tvashtar.

REFERENCES

1. Alaeva, I. P. 2007. In Kovaleva, V. T., Trufanov, A. Ya. (eds.). XVII Ural'skoe arkheologiches-koe soveshchanie: materialy nauchnoi konferentsii. (19th Ural Archaeological Session: Research Conference Proceedings). Ekaterinburg; Surgut: "Magellan" Publ., 128-130 (in Russian).

2. Alaeva, I. P. 2009. In Vinogradov, N. B. (ed.). Problemy arkheologicheskogo izucheniia Iu-zhnogo Urala: sbornik nauchnykh statei (Issues of the Archaeological Study of the Southern Urals). Cheliabinsk: "ABRIS" Publ., 7-21 (in Russian).

3. Bochkarev, V. S. 1978. In Artamonov, M. I., Klein, L. S. (eds.). Problemy arkheologii (Issues of Archaeology) 2. Leningrad: Leningrad State University, 48-54 (in Russian).

4. Zdanovich, G. B. 1995. In Zdanovich, G. B. (ed.). Arkaim: Issledovaniia. Poiski. Otkrytiia (Arkaim. Studies. Searching. Discoveries) Cheliabinsk: "Kamennyi poias" Publ., 21-42 (in Russian).

5. Korenevskii, S. N. 1993. In Afanasyev, G. E. (ed.). Sotsial'naia differentsiatsiia obshchestva (SocialDifferentiation of the Society). Moscow: "Nauka" Publ., 78-92 (in Russian).

6. Korochkova, O. N., Koriakova, L. N. 2005. In Borzunov, V. A. (ed.). Arkheologiia Urala i Zapadnoi Sibiri. K 80-letiiu so dnia rozhdeniia Vladimira Fedorovicha Geninga (Archaeology of the Urals and Western Siberia. To the 80th Anniversary of Vladimir Fedorovich Gening). Ekaterinburg: Ural State University, 134-147 (in Russian).

7. Kuz'mina, E. E. 1994. Otkudaprishli indoarii. Material'naia kul'tura plemen andronovs-koi obshchnosti i proiskhozhdenie indoirantsev (Origins of the Indo-Aryan Peoples. Material Culture of Andronovo Communion Tribes and Origin of the Indo-Iranians). Moscow: "\6stochnaia Literatura" Publ. (in Russian).

8. Kuz'mina E.E. 2010. Predystoriia Velikogo shelkovogo puti: dialog kul'tur Evropa - Aziia (Prehistory of the Great Silk Road: a Dialogue of Cultures between Europe and Asia). Moscow: "Kom-Kniga" Publ. (in Russian).

9. Markov, S. V. Otchet ob arkheologicheskoi razvedke po r. Kabanka v raione g. Plasta Cheli-abinskoi oblasti v 1982 g. (Report on Archaeological Surveying along the Kabanka River in the Vicinity of the Town of Plast in the Chelyabinsk Region in 1982). Archive of the Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences, inv. R.1, dossier 9990 (in Russian).

10. Markov, S. V. Otchet ob arkheologicheskoi razvedke, provedennoi v 1986 g. po r. Kumliak v Plastskom i Uiskom raionakh Cheliabinskoi oblasti (Report on Archaeological Surveying Conducted in 1986 along the Kumlyak River in the Plastovsky and Uysky Districts of the Chelyabinsk Region). Archive of the Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences, inv. R.1, dossier 11645 (in Russian).

11. Merpert N. Ya. 1975. In Kozhin, P. M., Kol'tsov, L. V., Zimina, M. P. (eds.). Pamiatniki drevneishei istorii Evrazii (Monuments of the Ancient History of Eurasia). Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).

12. Nelin, D. V. 1996. In Basin, S. G. (ed.). Istoriko-arkheologicheskie izyskaniia (Historical and Archaeological Investigations). Samara: Samara State Pedagogical University, 86-92 (in Russian).

13. In Usmanova, E. R. (ed.). 2013. Pamiatniki Lisakovskoi okrugi: arkheologicheskie siuzhety (Archaeology of Lisakovskiy Area). Karaganda - Lisakovsk: "Tengri Ltd" Publ. (in Russian).

14. Sal'nikov, K. V. 1949. V glubine vekov (In the Depths of Centuries). - Sverdlovsk: Sverdlovsk Regional State Publishing House (in Russian).

15. Tarasov, Yu. V. 1982. Otchet ob arkheologicheskoi razvedke v Kartalinskom raione Cheliabinskoi oblasti v 1982 godu (Report on Archaeological Exploration in the Kartalinsky District of Chelyabinsk Region in 1982). Archive of the Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences. Inv. R-1, dossier 9233 (in Russian).

16. Tsimidanov, V. V., Evglevskii, A. V. 1993. In Kolesnik, A. V. (ed.). Arkheologicheskii al'manakh (Archaeological almanac) 2. Donetsk: "Donechchina" Publ., 99-112 (in Russian).

17. Chemiakin, Yu. P. 1975. In Rybakov, B. A. (ed.). Arkheologicheskie otkrytiia 1985goda (Archaeological Discoveries of1985). Moscow: "Nauka" Publ., 206-207 (in Russian).

18. Chemiakin, Yu. P. 2004. In Bochkarev, K. N. (ed.). Cheliabinskaia oblast'. Entsiklopediia (Chelyabinsk Region. Encyclopaedia) 3. Cheliabinsk: "Kamennyi poias" Publ. (in Russian).

19. Macdonell, A. A., 1897. Vedic mythology. (Grundriss der indo-arischen Philologie und Altertumskunde, III:1:A.) Strassburg: Karl J. Trubner. 189 pp. Reprinted, Delhi: Motilal Banarsidass, 1974, 1995, 2013.

About the Authors:

Vinogradov Nicolay B. Doctor of Historical Sciences, Assistant Professor, South Ural's State Gumanitarian-Pedagogical University, Lenin Ave., 69, Chelyabinsk, 454080, Russian Federation; vinogradov_n@mail.ru

Hairiatdinov Ravil K. Plast's district Historical museum, Oktyabrskaia St. 56a, Plast, Chelyabinsk region, 457020 Russian Federation; muprm@mail.ru

Статья поступила в номер 12.02.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.