Научная статья на тему 'Новые атрибуции скульптуры из бывшего собрания герцога Максимилиана Лейхтенбергского в дворцово-парковом ансамбле "Сергиевка", Петергоф'

Новые атрибуции скульптуры из бывшего собрания герцога Максимилиана Лейхтенбергского в дворцово-парковом ансамбле "Сергиевка", Петергоф Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
528
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖОВАННИ ДА БОЛОНЬЯ / ГАЛЬВАНОПЛАСТИКА / ГЕРЦОГ МАКСИМИЛИАН ЛЕЙХТЕНБЕРГСКИЙ / Г. ИМГОФ / КОПИИ АНТИЧНЫХ СТАТУЙ / СОБРАНИЕ СКУЛЬПТУРЫ / УСАДЬБА "СЕРГИЕВКА" / Х.Д. РАУХ / ШПИАТР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Осипов Дмитрий Владимирович

Приведены новые атрибуции для семи статуй из бывшего собрания герцога Максимилиана Лейхтенбергского в дворцово-парковом ансамбле «Сергиевка», Петергоф. Впервые приводятся сведения о работах великих мастеров западно-европейского искусства: Джованни да Болонья («Летящий Гермес»), Х.Д. Рауха («Вера, Любовь, Надежда»), Г. Имгофа («Иисус Христос и Иоанн Креститель детьми»). Новые атрибуции касаются копий пяти античных статуй собрания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Осипов Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые атрибуции скульптуры из бывшего собрания герцога Максимилиана Лейхтенбергского в дворцово-парковом ансамбле "Сергиевка", Петергоф»

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

УДК 719 (082) ББК 79, Оя 43

Д.В. Осипов

НОВЫЕ АТРИБУЦИИ СКУЛЬПТУРЫ ИЗ БЫВШЕГО СОБРАНИЯ ГЕРЦОГА МАКСИМИЛИАНА ЛЕЙХТЕНБЕРГСКОГО В ДВОРЦОВО-ПАРКОВОМ АНСАМБЛЕ «СЕРГИЕВКА», ПЕТЕРГОФ

Приведены новые атрибуции для семи статуй из бывшего собрания герцога Максимилиана Лейхтенбергского в дворцово-парковом ансамбле «Сергиевка», Петергоф. Впервые приводятся сведения о работах великих мастеров западно-европейского искусства: Джо-ванни да Болонья («Летящий Гермес»), Х.Д. Рауха («Вера, Любовь, Надежда»), Г. Имго-фа («Иисус Христос и Иоанн Креститель детьми»). Новые атрибуции касаются копий пяти античных статуй собрания.

Ключевые слова:

Джованни да Болонья, гальванопластика, герцог Максимилиан Лейхтенбергский, Г. Имгоф, копии античных статуй, собрание скульптуры, усадьба «Сергиевка», Х.Д. Ра-ух, шпиатр.

Осипов Д.В. Новые атрибуции скульптуры из бывшего собрания герцога Максимилиана Лейхтенбергского в дворцово-парковом ансамбле «Сергиевка», Петергоф // Общество. Среда. Развитие. - 2018, № 1. - С. 58-68.

© Осипов Дмитрий Владимирович - доктор биологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail osipo.dmitr@yandex.ru

со

ч

tu

Ci

О

Летний дворец герцога Максимилиана Лейхтенбергского стоит на верхней террасе южного побережья Финского залива, окруженный ландшафтным парком усадьбы «Сергиевка» [1, 3, 8, 9]. Дворец построен в 1839-1842 гг. знаменитым архитектором А.И. Штакеншнейдером по велению Императора Николая I к свадьбе его старшей дочери - Великой княжны Марии, которая выходила замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Отцом Максимилиана был принц Эжен Богарне - пасынок Наполеона, сын Жозефины, первой жены Наполеона Бонапарта [8, 9], и от них он получил в наследство богатейшую коллекцию произведений искусств.

Герцог Максимилиан Лейхтенбергский и великая княгиня Мария Николаевна стали владельцами усадьбы «Сергиевка» и Мариинского дворца на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге. Здесь хранилась собранная богатейшая коллекция скульптуры, картин и декоративно-прикладного искусства, которая была широко известна при жизни владельцев и практически полностью забыта до конца ХХ века.

И только недавними исследованиями была выявлена её высокая художественная ценность [5-7; 10]. Коллекция скульптуры включала в себя лучшие образцы оригиналов и копий античных произведений, западноевропейской и русской скульптурной школы первой половины XIX века. Известно, что герцог Максимилиан Лейх-тенбергский совместно с Николаем I специально отправлялись в Италию с целью приобретения произведений лучших европейских мастеров для своих собраний.

После смерти Марии Николаевны в 1876 году имение «Сергиевка» перешло в нераздельное владение трёх её сыновей -Николая, Евгения и Георгия Максимилиановичей, которые владели «Сергиевкой» и её художественными ценностями до революционных событий 1917 года. Надо отметить, что с ноября 1917 г. по июль 1920 г. во дворце была организована Детская колония и Совхоз. Популярный в те лихие годы политический лозунг: «Мир - хижинам, война - дворцам» понимался массами буквально и фактически оправдывал вандализм и хищение ценнейших нацио-

нальных произведений искусства. Благодаря инициативе крупнейших биологов Петроградского университета с июля 1920 года усадьба «Сергиевка» вместе с дворцом, постройками и парком была передана вновь организованному Петергофскому Биологическому институту [9].

Судьба уготовила суровые испытания для потомков Максимилиана Лейх-тенбергского; художественные ценности были разграблены, только небольшая их часть всё же попала в музейные фонды, и совсем немногое чудом уцелело. Уместно отметить, что собрание художественных предметов герцогов Лейхтенбергских, вероятно, в основном из Мариинского дворца и особняка Румянцева на Английской набережной Невы, в 1919 году было взято на учёт как «имеющее значение национально-культурного достояния», по данным Архива Государственного Эрмитажа .

К сожалению, в дореволюционное время не были составлены каталоги и описания богатейшей коллекции искусств в «Сергиевке». О художественной ценности этого собрания сейчас можно судить, в первую очередь, по рукописной описи Гейченко и Шульца (1924) [2] и собранному нами фотоархивному материалу интерьеров дворца и окружающей парковой территории. Часть сокровищ была передана в музейные фонды Ораниенбаума, Петергофа и Эрмитажа, но отдельные скульптуры всё же чудом сохранились. Оставшаяся во дворце скульптура к августу 1941 г., к сожалению, почти вся погибла во время войны, поскольку территория усадьбы оказалась непосредственно на передовой линии Ораниенбаумского плацдарма обороны Ленинграда .

Однако благодаря усилиям ректората Университета и дирекции Биологического института к 60-м годам были восстановлены почти все здания усадьбы, а к 1964 г. в основном было завершено послевоенное восстановление дворца. «Дворцово-парко-вый ансамбль «Сергиевка» включен в Список Всемирного Наследия Международного Совета по памятникам и достопримечательным местам ЮНЕСКО [9].

Атрибутирования скульптур по материалам фотоархива Биологического института были начаты ведущим научным сотрудником Государственного Русского музея кандидатом искусствоведения Ольгой Алексеевной Кривдиной [5-7] и в настоящее время продолжаются нами. Проведенные исследования дали неожиданные, порой сенсационные результаты. Эти материалы широко отражены в научной

и научно-популярной литературе, были представлены на многих отечественных и зарубежных конференциях по вопросам истории отечественной и западно-европейской скульптуры. Выяснилось, что в собрании были представлены работы крупнейших западноевропейских мастеров: А. Кановы, Б. Торвальдсена, А. Кисса, Г. Имгофа, Х.Д. Рауха, К. Вихмана, Э. Бей-ли и других, а также копии античных произведений, выполненные в лучших мастерских Парижа, Берлина и Рима.

Настоящее исследование обобщает наши новые атрибуции статуй бывшего собрания герцога Максимилиана Лейхтен-бергского в «Сергиевке». Мы исходили из того, что любые дополнительные сведения об утраченных шедеврах будут представлять несомненный интерес для исскуство-ведов и музейных работников.

Статуя «Летящий Гермес»

В вестибюле парадной лестницы дворца усадьбы «Сергиевка» была расположена скульптура «Летящего Гермеса (Меркурия)» (рис. 1а): «П.76. Статуя из гальванопластики нагого летящего Гермеса; левой ногой опирается на струю... вылетающую изо рта пухлого лица... правая нога согнута в колене, откинута назад; на ногах крылышки. Правая рука протянута вверх с вытянутым указательным пальцем, левая согнута в локте, пальцами держит предмет неопределенной формы. Голова поднята вверх, чуть повернута к правому плечу; на ней шлем с двумя крылышками из него выбиваются вьющиеся волосы; на квадратной подставке сзади подпись: M. Geiss Berlin; копия с Бенвенуто Челли-ни. (1,87 X 0,33 X 0,53)» [2] (по состоянию статуи на 1924 г.). Из приведенной детальной описи Гейченко и Шульца видно, что это все же копия с оригинала знаменитого итальянского скульптора Джованни да Болонья (1580 г.) (рис. 1б), хотя в описи ошибочно указано на итальянского скульптора Бенвенуто Челлини (1500-1571). Отметим, что в описи есть указание на место изготовления копии - мастерская Морица Гайса, Берлин, это с уверенностью позволяет нам считать, что статуя не гальванопластическая, а выполнена из шпиатра, покрытого бронзой.

Гермес - бог торговли, интеллекта, ловкости, обмана, воровства и красноречия, дававшие богатство и доход в торговле. Легкая динамичная скульптура изображает прекрасного обнаженного юношу в широкополой шляпе и сандалях с крылышками, правая рука его вскинута вверх,

о IS О

СО

ч

tu

Ci

О

в левой, опущенной вниз, он держит ка-дуцей с крыльями и двумя обвивающими жезл змеями. У представленной статуи Гермес левой ногой отталкивается от фонтана крови изо рта головы, только что им обезглавленного Аргуса. Понятно, почему скульптуру этого посланника богов так часто устанавливают перед торговыми, банковскими и экономическими архитектурными центрами в современном мире.

Мы считаем совсем не случайным появление статуи «Гермеса» в собрании произведений герцога Лейхтенбергского в «Сергиевке». Дело в том, что Максимилиан был первым в семье императора Николая I, кто занялся бизнесом, основав собственное акционерное общество - «Санкт-Петербургское гальванопластическое и бронзолитейное заведение». Здесь на основе разработанного им гальванопластического метода получения полых медных копий скульптур было создано художественное оформление строящегося Исааки-евского собора и осуществлено золочение медных листов его куполов, налажено изготовление статуй и барельефов здания Эрмитажа и Зимнего Дворца. Более того, на заводе Максимилиана Лейхтенбергско-го были построены первые отечественные паровозы [4] .

В предвоенные годы статуя Гермеса была перемещена в атриум восточного фасада дворца. В дни, когда немецкие войска быстро приближались к Ленинграду, сотрудники Биологического института все же пытались сохранить наиболее ценные произведения бывшего собрания герцога Лейхтенбергского, и в сентябре 1941 г. наряду с другими «легкими» статуями ее переместили в подвал дворца [10]. К сожалению, в годы войны статуя Гермеса все же была утрачена или, не без оснований, мы допускаем, что она счастливо попала в музейные фонды и пока еще не появилась в открытых экспозициях.

Статуя «Сатир, играющий на флейте»

В актовом зале дворца в начале 1920-х гг. стояла статуя - «Сатир, играющий на флейте» (рис. 2а) с римской копии I в. н.э. с эллинистического оригинала начала III в. до н.э. В описи Гейченко и Шульца [2] мы находим сведения про эту статую: «П. 92. Статуя юноши из..., опирающегося на правую ногу, левая, согнутая в колене, заложена за правую; на плечо наброшена шкура барса, спадающая на левый бок; кистями рук, согнутыми в локте, держит флейту; на прямоугольной подставке (1,11 X 0,48 X 0,19, без головы).

Повреждения: голова, penis и флейта отломаны». И хотя в описи не указывается точно материал изготовления статуи, мы с большой уверенностью считаем, что это бронзированный шпиатр и место изготовления статуи - мастерская Морица Гайса, Берлин. Известны и другие копии (мраморные) этого античного произведения с небольшими вариациями в собрании Сан-Суси Потсдам, в Павловском дворце-музее (рис. 2б) и во многих других музеях и парках Европы [12; 13].

Возможно, именно эта фигура Сатира, украшала один из одиннадцати фонтанов - Ф11, ранее не атрибутированного нами. В техническом описании Комиссии по строительству дворца он значится как «Фонтан с Сатиром» на западной террасе перед окном гостиной Марии Николаевны [14], когда в середине XIX в. функционировала фонтанная система усадьбы «Серги-евка» [11]. В 1930-е гг. скульптура безвозвратно исчезает из интерьеров дворца.

Гальванопластическая статуя «Эрот, натягивающий тетиву на лук»

В бывшей коллекции герцога Лейхтенбергского еще в начале 20-х гг. имелась античная статуя юноши, которая отмечена в одном из описаний Гейченко и Шульца: «П. 139. Статуя Эрота, на подставке неправильной формы, из...; опирается на левую ногу, правая отставлена в сторону, обеими руками, протянутыми вправо, держит лук; туловище слегка прогнуто; голова выдвинута вперед и повернута вправо; у левой ноги пень с повешенным на него колчаном; копия с античного, круга Лисиппа (размеры: в. 1,26, ш. 0,61, подст. 5 см). Повреждения: голова, правая, левая руки, крылья и лук были отломаны и вновь припаяны свинцом; по затылку трещина» [2].

На основании этого описания мы можем представить себе металлическую крылатую статую Эрота, выполненную скорее всего методом гальванопластики, на что указывает пайка свинцом при реставрации произведения и трещина на затылке. Статуя в деталях схожа с изображением, например, подобной мраморной скульптуры коллекции Павловского дворца-музея с римской копии I в. н.э. с греческого бронзового оригинала последней четверти IV в. до н.э. «Эрот, натягивающий тетиву на лук» [12-13] (рис. 3). Аналоги копии с этого известного античного оригинала имеются во многих европейских музеях. Ни на одну из фотографий нашего обширного фотоархива усадьбы «Сергиевка», к сожалению, не попало изображение этого

произведения. О дальнейшей судьбе статуи Эрота из собрания усадьбы «Сергиев-ка» больше ничего неизвестно.

Гальванопластическая статуя «Младенец Геракл, удушающий змей»

Это, судя по описи Гейченко и Шульца: «П.94. Фигура мальчика, удушающего дракона, опирающегося на правую ногу, согнутую в колене, левая отставлена назад и вытянута, на правое плечо наброшен плащ; обеими руками душит дракона, на круглой подставке. Снизу подпись: LECAARO, из... (0,79 X 0,26 X 0,26); голова отломана» [2]. Оригинал - «Младенец Геракл, удушающий змей», мраморная римская фонтанная статуя I в.н.э., находится в Государственном Эрмитаже с 1787 г. (рис. 4).

Во второй половине - конце XIX в., когда еще функционировала фонтанная система дворцово-паркового ансамбля усадьбы «Сергиевка», эта гальванопластическая статуя оформляла один из фонтанов - Ф10, расположенный в парковом павильоне в овраге ниже дворца [11]. Из водомета статуи, вероятно из пасти змеи, вода попадала в ниже расположенную мраморную раковину и с ее краев спадала многочисленными капельками, создавая хрустальную завесу перед статуей «Ева у источника», которая располагалась в полугроте из туфовых камней у цоколя паркового павильона [10].

Шпиатровая копия «Нимфа с раковиной»

Изображение этой скульптуры мы не встретили ни на одном фотоснимке достаточно богатого фотоархива Биологического института, хотя довольно полное представление об этой статуе мы находим в описи Гейченко и Шульца «П. 90. Статуя девушки из... полулежащей на овальной подставке, опирается на нее левой рукой, чуть согнутой в локте, голова повернута к правому плечу и наклонена вниз, задрапирована в легкое платье, правое (левое -Д.О.) плечо и грудь обнажены. Размеры: 0,63 X 0,41 X 0,69. Сохр. удовл.». И хотя в описи не указан материал изготовления статуи, у нас есть весомые основания полагать, что эта скульптура была выполнена из шпиатра в мастерской Морица Гайса, Берлин.

В сентябре 2016 г. хранительница ГМЗ «Петергоф» филиал «Острова» Ирина Анатольевна Рудоквас любезно передала мне электронный вариант акварели Луиджи Премацци (1814-1891) «Дворец Лейхтен-бергских в Сергиевке» (1890), недавно приобретенной Государственным Эрмитажем

(рис. 5а). На акварели изображен дворец усадьбы «Сергиевка» с северо-западной стороны. На западном краю северной террасы дворца располагаются две скульптуры. Одна - ребенок, держащий на вытянутых руках тарелку, олицетворяющий «Надежду» - часть триптиха «Вера, Любовь, Надежда» скульптора Христиана-Даниэля Рауха (см. выше). Другая статуя - полулежащая девушка полностью совпадает с приведенным выше описанием Гейченко и Шульца. И.А. Рудоквас помогла найти оригинал (это копия, выполненная скульптором Antoine Coys'evox, с антики I в. н.э.) в фондах Лувра - мраморная статуя «Нимфа с раковиной» (1823), которая весьма точно совпадает со шпиатровой копией собрания Лейхтенбергского в «Сергиевке» (рис. 5б).

Мраморная скульптурная группа «Вакханки»

От северного фасада дворца до самого берега Финского залива простиралась широкая лужайка (рис. 6а). В ее южной части - до старинной дороги Петергоф-Ораниенбаум, поляна нижней террасы парка имела красивую сеть фигурных дорожек. Эта длинная поляна от дворца к заливу (Балтийскому морю) была заложена, скорее всего, в начале XIX века прежним хозяином усадьбы - К.А. Нарышкиным. Ровно по центральной оси поляны в ее южной части располагался большой прямоструй-ный фонтан как доминанта нижней террасы парка с его северной перспективой [11]. Это создавало великолепный вид из окон дворца и со стороны его северной террасы на воды залива и обуславливала одно из сильнейших эмоциональных впечатлений от ландшафтов усадьбы.

С двух сторон от фонтана стояла мраморная скульптурная группа «Вакханки» на мраморных прямоугольных пьедесталах (рис. 6б, в). В древнегреческой мифологии вакханки (менады) - спутницы и почитательницы Диониса (Вакха). В поэзии Эллады им были посвящены многочисленные трагедии. Вакханки - неизменные участницы посвященных Дионису ночных оргий с веселыми плясками и вином, на священной горе Парнас. Благодаря вызывающему эпатирующему образу этих прелестниц, владелец собрания скульптур в Сергиевке - герцог Максимилиан Лейх-тенбергский, совсем не случайно расположил их в стороне от фасада своего загородного дворца на нижней террасе парка, где большой фонтан [11] - живописная сцена для воображаемых пиршеств Диониса и его веселых спутниц - вакханок.

о tu

3 О

СО О

Слева от фонтана располагалась «Вакханка с чашей». Вот как она описывается у Гейченко и Шульца [2]: «П. 165. Статуя вакханки из каррарского мрамора; идет выступая правой ногой, левая отставлена назад, правая рука, опущенная вниз, держит кувшин. Левая отсутствует (отбита) (Д.О. - в оригинале эта рука держит чашу). Верхняя часть туловища резко повернута в левую сторону, нижняя - в правую; голова чуть закинута назад, отяжеленная гроздьями винограда и пышной прической, охваченной у шеи узлом - склонена к левому плечу. Рот полуоткрыт, Задрапирована в козлиную шкуру, перетянутую в талии лентой, завязанной у правого бедра в бант. Правая грудь и плечо, руки и ноги обнажены, позади пень. На круглой подставке. Размеры: высота - 1,50 м (вероятно, без учета высоты плинта - Д.О.), диаметр - 0,45 м. Работа неизвестного мастера XVIII в. Повреждения: левая рука у плеча отбита, концы 2-х пальцев правой ноги также; у левого бедра отломана подпорка. П. 166. При ней прямоугольный пьедестал, крашеный серой масляной краской».

Такая же полная информация о мраморной скульптуре «Вакханка с гроздью винограда», по ее состоянию на 1924 год в собрании дворцово-паркового ансамбля Сергиевка, находится в описи Гейченко и Шульца [2]. Она стояла справа от фонтана на нижней террасе под дворцом. «П. 167. Статуя Вакханки из каррарского мрамора опирается на правую ногу, левая, чуть согнутая в колене, отставлена; правая рука согнута в локте и поднятая держит гроздь винограда; левая опущенная придерживает за лапки козлиную шкуру, наброшенную на правое плечо, закрывающую ребра и правую грудь, перетянутую ленточкой схваченной спереди бантом. Закинутая назад голова повернута к правому плечу и обрамлена длинными распущенными ...на спину волосами, расчесанными спереди на пробор и украшенными венком из гроздей винограда; взгляд направлен на виноградную гроздь в правой руке; рот полуоткрыт; за правой ногой пень; на круглой подставке. Размер: 1,59 X 0,45 (диаметр). Повреждения: Кисть правой руки была отбита и вновь приставлена, На кисти левой руки трещина; поверхность повреждена и сильно поработана резцом. П. 168. При ней пьедестал ... крашеный маслом серым. Прямоугольной формы. Работа неизвестного мастера XVIII в.»

В 1936 году эта пара скульптур вместе с пьедесталами, к счастью, была перемещена из дворцово-паркового ансамбля

Сергиевка в фонды музеев Петергофа. Еще до войны статуи были установлены у дворца Монплезир в Нижнем парке. В сентябре 1941 года, в виду быстрого наступления немецких войск на Ленинград, статуи «Вакханки» в числе других скульптур всемирно известного музея были закопаны в парке. Благодаря самоотверженным усилиям музейных работников Петергофа по сохранению художественных ценностей, статуи благополучно пережили тяготы военной трагедии немецкой оккупации, а впоследствии (в 1944 году) были выкопаны, отреставрированы и установлены на свои места (рис. 6б, в). Так, в числе многих других всемирно известных петергофских статуй были сохранены и мраморные статуи «Вакханки», которые сейчас экспонируются на Монплезирской аллее около вольеров Нижнего парка ГМЗ «Петергоф», и совсем не случайно - поскольку восторжествовала музейная мудрость хранения.

Судя по данным, представленным в монографии С.О. Андросова [1], оригинал мраморной статуи «Вакханка с гроздью винограда» выполнен английским скульптором Джозефом Уилтоном (около 1750 г.), а мраморная статуя «Вакханка с чашей» является работой французского скульптора Жана Жозефа Хуку. Вполне возможно, что именно мраморные оригиналы этих статуй, выполненные в Карраре, и попали в собрание герцога Лейхтенбергского «Сергиевки».

Напомним, что мраморная копия статуи «Вакханка с гроздью винограда» (неизвестного скульптора, без указания атрибу-ционных данных) экспонируется в собрании Государственного Эрмитажа.

Скульптурная группа «Вера, Любовь, Надежда»

Среди ранее неатрибутированных скульптур бывшего собрания герцога Максимилиана Лейхтенбергского оказались три детские статуи. Внести определенную ясность по их атрибутированию стало возможным после скрупулезного изучения описи Гейченко и Шульца (1924) [2]. Приведем эти описания трех статуй: «П. 86. Статуя ребенка... (Д.В.: в этом месте эксперты вероятно предполагали указать материал, из которого изготовлена статуя, однако, в описи это место оказалось пробелом, хотя в двух следующих позициях П. 87 и П. 88 в аналогичном месте указывается «из того же материала»)... статуя ребенка, опирающегося на правую ногу, левую, согнутую в колене, откинул назад; голова склонена к правому плечу; спадающие волосы полузакрывают лоб и уши; правой рукой, согну-

той в локте, держит раскрытое Евангелие, пальцем левой следит за буквами; на нем платье, перехваченное поясом, до колен; на четырехугольной подставке. Размеры: 0,98 X 0,31 X 0,35. Повреждения: край Евангелия отломан». Изображение этой статуи из бывшего собрания в «Сергиевке» сохранилось только на единственной фотографии (рис. 7а), позже это произведение было утрачено.

«П. 87. Статуя девочки, из того же материала; опирается на обе ноги, правая чуть согнута в колене; голова отклонена к левому плечу; спадающие локонами волосы падают на плечи, закрывая уши; руки молитвенно сложены на груди; задрапирована в платье до колен, перехваченное шнуром; на квадратной подставке, сбоку надпись: M. Geiss F. BERLIN. 1841. Размеры: 0,96 X 0,21 X 0,26. Сохранность удовлетворительная». Эта статуя также была утрачена из собрания.

«П. 88. Статуя ребенка, из того же материала; опирающегося на левую ногу, правая нога согнута в колене; согнутыми в локтях руками держит перед собой тарелку; голова склонена к правому плечу; недлинные волосы спадают прядями на виски, закрывая уши; задрапирован в рубашку до колен, с короткими рукавами; левое плечо обнажено. Размеры: 0,99 X 0,27 X 0,39. Повреждения: подставка отломана». И эта статуя, к сожалению, была утрачена из бывшего собрания герцога Лейхтенберг-ского в «Сергиевке».

Указанная в П. 87 надпись на плинте совершенно определенно означает, что все статуи вышеописанного триптиха выполнены в литейной мастерской немецким мастером Морицем Гайсом в Берлине в 1841 г. Мастерская «Geiss a Berlin» специализировалась по использованию исключительно сплавов цинка для отливки скульптур по оригиналам ведущих скульпторов того времени и копий с античных произведений искусства. Мориц Гайс являлся основателем индустрии художественного литья статуй из цинка.

Просматривая обширнейший художественно-исторический материал по скульптуре западноевропейского искусства, мы нашли почти полное соответствие вышеописанного триптиха с изображением скульптурной группы «Вера, Любовь, Надежда» (рис. 7б) [15], выполненной выдающимся немецким скульптором Хрис-тианом-Даниелем Раухом (1777-1857). Эту скульптурную группу Х.Д. Раух подарил родному городу Бад-Арользену, где она экспонируется в городском музее. В этой

скульптурной группе статуя «Любовь» изображена крылатой девочкой с поднятыми руками. Обращает на себя внимание отличие этой статуи от той, которую мы можем себе представить по описанию Гейченко и Шульца П. 87, у последней авторской копии девочка молитвенно сложила руки на груди.

Выше мы уже отмечали акварель Луиджи Премацци (1890 г.) (рис. 5а), на которой кроме шпиатровой скульптуры «Нимфа с раковиной» различима фигура мальчика, держащего в вытянутых руках тарелку, бесспорно, представляющего собой аллегорию Надежды рассматриваемого триптиха Рауха.

Мраморная скульптурная группа «Иисус Христос с Иоанном Крестителем детьми»

Ранее О.А. Кривдиной (ГРМ) было установлено, что в собрании герцога Лейхтен-бергского в «Сергиевке» имелась мраморная скульптурная группа «Агарь и Измаил в пустыне» швейцарского скульптора, работавшего в Риме, Генриха (Энрико) Имгофа (1798-1869) [6; 7]. Скульптурная группа изображала известный библейский сюжет об изгнании Агари. Агарь и ее сын Измаил были спасены в пустыне от смертельной жажды ангелом, указавшим им на источник с водой. Имеющиеся у нас послевоенные фотоматериалы и найденные на территории усадьбы «Сергиевка» фрагменты этой скульптурной группы свидетельствуют о полном уничтожении скульптуры под обломками разрушенного и сгоревшего здания дворца во время войны.

В наших обширных оцифрованных для атрибуции скульптуры дворцово-парково-го ансамбля Сергиевка фотоматериалах О.А. Кривдина также выявила скульптурную группу, изображающую Иисуса Христа и Иоанна Крестителя детьми (рис. 8а), хотя авторство этой работы тогда установить не удалось [6; 7]. Мы продолжили поиски, и в описи Гейченко и Шульца [2], с которой я смог ознакомиться только в ноябре 2008 года, были найдены прямые указания на автора этой скульптурной группы - Генриха Имгофа. Таким образом, в собрании скульптуры герцога Лейхтен-бергского в Сергиевке было две мраморные скульптурные группы на библейские темы этого известного скульптора!

Напомним, что в собрании Государственного Эрмитажа находятся еще две широко известные работы Г. Имгофа - «Мать Моисея» и «Мадонна с младенцем», поступившие в послереволюционное время из Мариинского дворца, то есть из собрания

о tu

О

СО О

скульптуры герцога Максимилиана Лейх-тенбергского и Великой княгини Марии Николаевны!

Вот как описывается состояние скульптурной группы «Иисус Христос с Иоанном Крестителем детьми» на конец 1924 года «П. 64. Группа из каррарского мрамора «Христос с Иоанном Крестителем»; Христос - мальчик стоит, опираясь на левую ногу, с молитвенно распростертыми руками; одет в короткую рубашку; край которой прикреплен к находящемуся позади него ... , голова склонена несколько вперед; Иоанн тоже младенец, с вьющимися волосами, склонился перед Христом на левое колено, положа левую руку на грудь Христа, тогда как концами пальцев другой руки он касается своей правой ноги; одет в плащ из звериной шкуры, застегнутой на правом плече и спадающей на чреслы; смотрит на Христа, сзади на подставке надпись: Н !тЬо£ Рее Romae 1860. Размеры 1,00 X 0,55 X 0,40 м. Повреждения: отбиты концы пальцев правой руки Христа» (рис. 8а). Отметим наличие у статуи обязательных атрибутов Иоанна Крестителя: одежда - плащ из верблюжьей шкуры и кожаный пояс, который символизирует постоянное пребывание в труде и усмирение плотских страстей.

В этом материале мы находим не только прямые доказательства авторства рассматриваемого произведения, но и узнаем дату его изготовления - 1860 год, то есть спустя восемь лет после смерти герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Таким образом, заказ на изготовление скульптурной группы давала Великая княгиня Мария Николаевна во время одной из многочисленных поездок в Рим, тогда уже с новым морганатическим супругом - графом Григорием Строгановым.

Судя по всего единственной известной нам фотографии, на которой на втором плане была исторически запечатлена скульптурная группа «Иисус Христос с Иоанном Крестителем детьми», она была установлена в приемной Марии Николаевны (с начала 1930-х годов - помещение библиотеки Биологического института), на первом этаже западнее северной части зала дворца (рис. 8а).

В Акте о перемещении скульптур двор-цово-паркового ансамбля Сергиевка, имеющих художественную ценность, в начале сентября 1941 года отмеченная скульптурная группа указана как перемещенная в подвал дворца в закрытое и опечатанное помещение. У нас имеются данные о том, что в 1944-1945 гг., уже после завершения

боевых действий на Ораниенбаумском плацдарме, скульптурная группа «Иисус Христос с Иоанном Крестителем детьми» в указанном хранилище подвала дворца была уничтожена взрывом гранаты, наряду со многими другими произведениями из собрания герцога Лейхтенбергского в усадьбе Сергиевка.

Должен сказать, что ранее один из фрагментов этой скульптурной группы, найденный мной в 2007 г. на территории хозяйственного склада Биологического института, ошибочно был идентифицирован как часть мужского торса мраморной статуи собрания герцога Максимилиана Лейхтенбергского «Юноша со шкурой барса на спине» [10, илл. 29, с. 105]. Напомним, что это был период моих исследований собрания статуй усадьбы «Сергиевка» до знакомства с рукописной описью Гейченко и Шульца [2].

Как мы уточнили, фрагмент представляет собой часть мраморной детской скульптуры - торс Иоанна Крестителя (рис. 8г). Размеры найденного фрагмента: в. 14,0 X ш. 24,0 X т. 20,03 см. Левая часть торса и голова отколоты. Сохранившееся правое плечо четко указывает на то, что правая рука статуи была опущена вниз; на спинной стороне над правой лопаткой видна поверхность шкуры с волнистой структурой. На передней части скола шеи заметна частично сохранившаяся завязка плаща (в поперечнике 1,1 см) вокруг шеи статуи.

Летом 2013 года, совершенно мистическим образом, мне в руки попал маленький мраморный фрагмент (рис. 8в), как я определил, от этой многострадальной скульптурной группы! Его принесла в «Серги-евку» женщина, пожелавшая остаться неизвестной, она передала сверток с фрагментом на вахту дворца на мое имя.

Это был фрагмент от мраморной статуи, который представлял собой ступню правой детской ножки с частично обколотой пяткой и сохранившимся участком щиколотки (рис. 8в). Края сколов округлены (заплыли), вероятно, в результате долгого пребывания во влажной кислой среде почвенного покрова. Поверхность мраморного фрагмента имеет сероватый цвет с местами более темных пятен. Ступня имеет длину 12,1 см (без учета частично отколотой пяточной поверхности по толщине 0,2-0,3 см), ширину 6,0 см, высоту 6,0 см. На подошве ступни ближе к пятке, имеется неправильная по форме опорная площадка с неровными краями. Ее размеры: ширина 2,4-2,8 см, длина 4,5 см, высо-

. а

Рис. 1. Скульптура «Летящий Гермес»: а) в атриуме дворца усадьбы «Сергиевка», фото 1922 г.; б) копия с антики из собрания Государственного музея-заповедника «Павловск», 2011 г.

Рис. 3. Скульптура «Эрот, натягивающий тетиву на лук» - копия с антики из собрания Государственного музея-заповедника «Павловск», 2007 г.

б

Рис. 2. Статуя «Сатир, играющий на флейте»: а) в зале дворца, фото 1922 г.; б) копия с антики из собрания Государственного музея-заповедника «Павловск», 2007 г.

Рис. 4. Мраморная римская фонтанная статуя «Молодой Геракл, удушающий змей» из собрания Государственного Эрмитажа.

Рис. 5. Статуя «Нимфа с раковиной»:

а) фрагмент акварели Луиджи Премацци «Дворец Лейхтен-бергских в Сергиевке», 1890 г., Государственный Эрмитаж;

б) мраморный оригинал статуи, Лувр.

о tu EÏ

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 6. Мраморная скульптурная группа «Вакханки»: а) аллея с большим фонтаном в направлении к Финскому заливу от северного фасада дворца, фото 1880-х гг.; б) «Вакханка с гроздью винограда», ГМЗ «Петергоф», фото 2011 г.; в) «Вакханка с чашей», ГМЗ «Петергоф», фото 2011 г.

Рис. 7. Скульптурная группа «Надежда, Любовь, Вера»: а) «Мальчик с Евангелием» - «Вера», гостиная перед залом дворца, фото 1880-х гг.; б) скульптурная группа «Надежда, Любовь, Вера» скульптора Х.Д. Рауха, городской музей Бад-Арользена [15].

со О

Рис. 8. Мраморная скульптурная группа «Иисус Христос с Иоанном Крестителем»: а) статуя в библиотеке Биологического института (бывшая приемная Марии Николаевны), дворец, фото 1930-х гг., внизу - монограмма на плинте скульптуры [3]; б) фрагмент левой руки статуи Иисуса Христа с частично утраченным крестом (два ракурса), слева пунктиром обозначен силуэт утраченного креста, фото 2013 г.; в) фрагмент ступни правой ноги статуи Иисуса Христа (два ракурса), фото 2016 г.; г) фрагмент торса статуи Иоанна Крестителя (два ракурса), фото 2016 г.

в

б

та до 1 см. Вероятно, эта площадка слегка приподнимала и укрепляла ступню на плоскости плинта сборной скульптурной группы. Пальцы ступни тонкие, длинные, их форма, ногти и другие детали хорошо проработаны, суставы фаланг - выпуклы и рельефно изображены. Подушечки пальцев - округлые. На пятке по всей ее высоте с задней стороны вертикальный скол, по толщине отбито до 0,3 см. Скол щиколотки шириной 3,2-3,5 см. Наружный задний угол скола щиколотки почти прямой формы, внутренний задний угол - тупой. Суставы ступни (косточки) справа и слева заметно выступают.

Далее я произвел простые расчеты на основании приведенных выше параметров фрагмента. По размеру ступни (12,1 см + 0,3 см - примерная толщина скола на пятке) - 12,4 см можно достаточно точно оценить (по общепринятому соотношению длины ступни к высоте статуи как 1 : 8) высоту утраченной статуи. Она была равна 12,4 X 8 = 99,2 см. И только произведя эти расчеты, я с трепетом заглянул в рукописную Опись Гейченко и Шульца [2], где в позиции 64 дано описание скульптурной группы «Иисус Христос с Иоанном Крестителем детьми», Генрих Имгоф (1860), оно подробно приведено выше. В нем указывается высота статуи Иисуса Христа - 1,00 м! Никакая другая мраморная скульптура (точнее скульптурная группа) в собрании герцога Лейхтербергского не имела таких параметров. Конечно, о своей находке я проконсультировался с кандидатом искусствоведения, ведущим научным сотрудником Отдела западноевропейскогого искусства Государственного Эрмитажа Еленой Ивановной Карчёвой.

Также мистическим оттенком сопровождалось нахождение еще одного фрагмента от скульптурной группы «Иисус Христос с Иоанном Крестителем детьми». 22 июня 2016 г. сотрудница охраны Санкт-Петербургского университета Н.А. Махо-рина передала мне фрагмент от мраморной скульптуры, который я уверенно определил как часть левой руки статуи Иисуса Христа (рис. 8б)! Из рассказа сотрудницы оказалось, что в середине 50-х гг. ее мать вместе с юными сверстницами любили играть на развалинах дворца усадьбы «Сергиевка» и собирать всякого рода детские раритеты, в том числе узнаваемые фрагменты мраморных скульптур. Одну из таких случайных находок она хранила в родительском доме в поселке Мартышкино, что в двух км от усадьбы «Сергиевка». В июне 2016 г. при ремонте фундамента ве-

ранды родительского дома и был обнаружен бесценный фрагмент статуи, который был любезно передан мне.

Обломок левой руки статуи 17,5 см в длину, 6,0 см в диаметре в широкой части, хорошо сохранился. Средним и безымянным пальцами в ладони зажат прямоугольный предмет (1,5 X 2,0 см), доходящий до края ладони, несомненно являющийся фрагментом обломанного креста (Илл. 8б слева, контуром обозначен силуэт утраченного креста). Со стороны большого пальца на ладони имеется прямоугольное углубление (0,9 X 1,8 см, глубиной - 1,5 см), в центре которого располагается круглое отверстие (диаметром 0,4 см и глубиной 0,5 см), для крепления утраченной верхней части креста.

Иоанн - реальная историческая личность, ближайший предшественник Иисуса Христа - «Предтеча», предсказавший пришествие Мессии, крестивший Иисуса Христа - «Креститель Господень Иоанн». В тридцатилетнем возрасте он на берегу Иордана совершил ритуал омовения (крещения) Иисуса Христа в водах реки. Согласно каноническим Евангелиям рождение Иоанна случилось на полгода раньше Иисуса Христа. Он был в пустыне до дня явления своего Израилю. Странно, но скульптор Г. Имгоф в своем произведении почему-то смещает известные временные рамки канонических событий и изображает момент крещения Иисуса Христа от Иоанна в их детском возрасте.

Заключение

Представленный материал по новым атрибуциям статуй бывшего собрания герцога Лейхтенбергского в «Сергиевке» показывает, что и в наше время еще остаются основания для надежды получения новых данных по атрибутированию утраченных произведений богатейшей коллекции и вселяет определенный оптимизм в целесообразность продолжения усилий по раскрытию тайн судеб бесспорных шедевров.

Результаты проведённых нами ранее исследований и представленные выше материалы этой статьи позволяют ретроспективно понять и подтвердить огромную художественную ценность скульптурного собрания усадьбы «Сергиевка» в контексте единого европейского музейного пространства. Масштаб и качество, раскрывающиеся в результате выполненных нами исследований бывшего собрания скульптуры дворцово-паркового ансамбля «Сергиевка», дают основания рассмат-

о О

ривать это историческое место - GENIO Важно подчеркнуть, что сейчас нами

LOCI - в ожерелье императорских дворцов продолжает выполняться авторская про-

и великокняжеских усадеб южного берега грамма поиска, атрибутирования и рес-

Финского залива как весьма значительный таврации к счастью найденных на терри-

культурологический центр России второй тории усадьбы немногих поврежденных

половины XIX в. - начала XX в., сущест- скульптур или их фрагментов из собрания

венно обогативший развитие не только дворцово-паркового ансамбля «Сергиев-

отечественного, но и западноевропейского ка»; организована экспозиция реставриро-

искусства. ванных статуй во дворце усадьбы.

Список литературы:

[1] Андросов С.О. Скульпторы и русские коллекционеры в Риме во второй половине XVIII века. 2011. -СПб.: Дмитрий Буланин. - 274 с.

[2] Гейченко С., Шульц П. Опись художественных произведений, находящихся на территории имения б. герцога Лейхтенбергского. - Составлено 1924 г. Петергофские музеи, инв. № 748, дело № 35. 31 рукописных стр.

[3] Гущин В.А. Дворец Лейхтенбергского. «Утраченные памятники Петергофа». - СПб.: Старый Петергоф, 1999. - 38 с.

[4] Коренев Л.И. Максимилиан Лейхтенбергский и паровозостроение // Наука и техника. Вопросы истории и теории. - СПб., 1999. - С. 129.

[5] Кривдина О.А. Скульптура дворца герцога Лейхтенбергского и парка усадьбы Сергиевка Биологического института СПбГУ // Санкт-Петербургский университет. - 2000, № 20 (3543). - С. 26-32.

[6] Кривдина О.А. Коллекция скульптур Лейхтенбергских // Санкт Петербургский университет. - 2002, специальный выпуск (3597). - С. 11-13.

[7] Кривдина О.А. Ваятели и их судьбы. Научная реконструкция творческих биографий российских скульпторов середины и второй половины XIX века. - СПб.: Сударыня, 2006. - 662 с., ил.

[8] Новиков Ю.В. Собственная дача и Сергиевка в Старом Петергофе // Исследование и материалы. Памятники истории культуры Санкт-Петербурга. Вып.4. - Санкт-Петербург: Белое и черное, 1997. -С. 132-177.

[9] Осипов Д.В. Научно-исторический очерк // Парк Сергиевка - комплексный памятник природы. -СПб.: Биологический НИИ СПбГУ, 2005. - С. 6-13.

[10] Осипов Д.В. Возвращение утраченных шедевров (Поиски, атрибутирование и реставрация произведений из коллекции скульптур герцога Лейхтенбергского в усадьбе Сергиевка) // Сборник статей по реставрации скульптуры и мониторингу состояния памятников в городской среде. - СПб.: Союз Дизайн, 2008. - С. 95-106.

[11] Осипов Д.В. Фонтанная система великокняжеской усадьбы Сергиевка второй половины XIX века (историческая реконструкция) // Музей под открытым небом (Проблемы сохранения памятников из камня и бронзы). - СПб.: Союз-Дизайн, 2012. - С. 44-58.

[12] Скульптура Павловского дворца-музея. Полный каталог коллекций. Том III. Вып. 1. Скульптура. Государственный музей-заповедник «Павловск». - СПб.: Изд. ГМЗ «Павловск», 2007. - 248 с.

[13] Скульптура Павловского дворца-музея. Полный каталог коллекций. Том III. Вып. 2. Скульптура Павловского парка. Государственный музей-заповедник «Павловск». - СПб.: Изд. ГМЗ «Павловск», 2011. - 152 с.

[14] Техническое обследование и научно-реставрационные изыскания по дворцу герцога Лейхтенберг-ского в Старом Петергофе. Историко-архитектурное исследование, по заказу Биологического научно-исследовательского института ЛГУ. Главный архитектор проекта - И.М. Селуянова. - Л.: Проектный институт «Леноблпроект», 1987.

[15] Wikimedia Commons. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://commons.wikimedia.org/wiki/File: Glaube_Liebe_Hoffnung_Kirche_Bad_Arolsen.jpg

со Ч tu

Ci

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.