НОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКОГО КАРТОГРАФИРОВАНИЯ
Экономическая карта Дальневосточного федерального округа. / Авторы: Д.С. Вишневский, Г.И. Сухомиров, А.В Харченко, В.Д. Хижняк и др. - Хабаровск, ФГУП «Дв АГП»: ИЭИ ДФО РАН, 2010. Тираж 100 экз.
Современное состояние экономики и те изменения, которые произошли в общественной жизни на рубеже ХХ—ХХ1 вв. заставляют по-новому взглянуть на проблемы общеэкономического картографирования. В настоящее время возрастает значение общеэкономических карт обобщающей, интегральной тематики, так как необходима комплексная характеристика природных и социально-экономических территориальных систем, совместное отображение основных сторон экономической и социальной жизни общества по их территориальным совокупностям. Кроме того, проблемы эффективного использования экономического пространства требуют их всесторонней оценки и надлежащего картографирования.
Одним из наиболее действенных средств для отображения сложной картины современной экономической действительности любого региона до сих пор остается карта.
Разработанная в Институте экономических исследований Дальневосточного отделения РАН и изданная в 2010 году «Экономическая карта Дальневосточного федерального округа» — это оригинальное картографическое произведение. Карта предлагает новые аспекты картографирования основных отраслей экономики: промышленности, транспорта, сельского хозяйства и дает новое представление о социально-экономических и экологических процессах и явлениях. Отображая экономику мегарегиона — Дальнего Востока России — и совокупность всех составляющих его элементов, эта карта представляет собой сложное произведение, которое может помочь решить многие задачи современной экономики.
Это, безусловно, научно-справочное произведение, рассчитанное на потребителей двух уровней: федерального межрегионального и регионального; для первых важна информация по всей территории в целом, для вторых — еще и по сопредельным территориям.
Различные масштабы: 1: 8 000 000 для основной карты, 1:10 000 000 для двух дополнительных, более полно раскрывающих темы транспорта и электроэнергетики, и 1:2 500 000 для девяти карт-врезок, конкретизирующих наиболее значимые участки территории Дальневосточного Федерального округа, — дали возможность опробовать и реализовать методику составления экспериментальной общеэкономической карты. Данное произведение использует концепцию синтетической общеэкономической карты, совмещая показ хозяйственного использования территории (тип природопользования в условиях определенной ландшафтной зоны) и территориальной организации производства.
Подобное изображение потребовало от авторов и составителей решения сложнейших задач по анализу информации для указанной тематики, сбору конкретной статистики, генерализации данных и показу различных аспектов современного экономического состояния картографируемой территории. При этом тематическое содержание карты разделено на три блока: сложившиеся направления природопользования, социально-экономические центры и транспортная инфраструктура.
В отличие от предыдущих классических общеэкономических карт, показывающих, как правило, качественным фоном специализацию сельского хозяйства, фон на рецензируемой карте отдан под восемь типов природопользования, которые приурочены к природным зонам. Транспортная сеть на основной карте показана линейными знаками, дополнительно представлена густота автомобильных дорог — картограммой. Самый интересный по содержанию блок — изображение социально-экономических центров(СЭЦ), причем на рассматриваемой карте это понятие объединяет и экономический центр, и экономический пункт и узел. На карте выделено пять групп СЭЦ по их величине и выполняемым производственным и социальным функциям. Наряду с СЭЦ на карте показаны важнейшие предприятия добывающих отраслей промышленности, работающие вахтовым методом и в современных условиях не формирующие полноценных СЭЦ.
Предлагаемый вариант общеэкономической карты дает возможность показать взаимосвязи между элементами ее содержания, которые взаимозависимы и связаны современного экономического состояния территории в целом. Эти связи существенны, они создают новую целостность, свойственную карте именно данной темы и назначения.
Несомненный интерес для читателя представляет легенда карты, где даны подробные характеристики основным видам деятельности в каждом пункте, раскрывается типология социально-экономических центров. Легенда правильно систематизирована по разделам с выделением подзаголовков, включает группировку в отдельные колонки, для каждом из которых разработана своя классификация содержания, увязанная в общей системе с другими элементами карты.
Компоновка карты обеспечивает полное освещение темы, законченность содержания, единство карты в целом, а также удобство пользования картой.
Хорошее впечатление оставляет оформление карты. Условные обозначения разработаны так, чтобы передать максимум содержания. Они не идут в разрез
с общим стилем ее оформления, не теряются среди остального содержания карты.
В заключение отметим, что карта интересна не только как отражение текущего состояния отраслей хозяйства и тенденций, проявляющихся в экономике Дальневосточного Федерального округа, но и характеризует современный уровень развития методики и понимания задач экономического картографиро-
вания. Карту можно использовать в качестве исходного материала при изучении пространственных изменений в экономике территории, при постановке и решении конкретных исследовательских и хозяйственно-управленческих задач, для дальнейшей математической обработки с целью более глубокого представления о свойствах и отношениях, которые можно получить на следующей стадии изысканий.
Е.А.Прохорова