Научная статья на тему 'Новые академические надбавки'

Новые академические надбавки Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
201
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИМУЛИРУЮЩИЕ АКАДЕМИЧЕСКИЕ НАДБАВКИ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА ВУЗОВСКИХ РАБОТНИКОВ / STIMULATING ACADEMIC BONUSES / INCREASING EFFICIENCY OF LABOR WORKERS IN HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мезенцева Л. В.

В статье рассмотрен опыт стимулирования труда преподавателей в НИУ-ВШЭ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New academic allowances

The article describes the experience of teachers in incentive NIU HSE.

Текст научной работы на тему «Новые академические надбавки»

УДК 378; 338.46

Мезенцева Л.В.

НОВЫЕ АКАДЕМИЧЕСКИЕ НАДБАВКИ

В статье рассмотрен опыт стимулирования труда преподавателей в НИУ-ВШЭ.

Ключевые слова: стимулирующие академические надбавки, повышение эффективности труда вузовских работ-

В марте этого года ученым советом Высшей школы экономики было принято решение о выплате надбавки преподавателям и научным сотрудникам Вышки за публикации в зарубежных рецензируемых журналах. Это комментирует проректор, исполнительный директор Научного фонда ГУ-ВШЭ Сергей Шишкин и ординарный профессор, член бюро совета Научного фонда ГУ-ВШЭ Андрей Полетаев.

Каковы основные цели введения стимулирующих академических надбавок?

Сергей Шишкин:

Академическая надбавка за публикации в зарубежных журналах - это еще одна мера в дополнение к целой системе поощрений и стимулов, введенных в нашем университете в последние годы. Среди них и надбавки за академические достижения, за вклад в репутацию школы, различные конкурсные грантовые программы (индивидуальные исследовательские гранты, программа «Учитель-ученик», конкурс проектов по приоритетной тематике), также специальные надбавки для наиболее способных молодых преподавателей и исследователей и многое другое.

Хотелось бы подчеркнуть, что новая надбавка за публикации в зарубежных журналах не меняет порядок назначения двух других академических надбавок за публикации: надбавки за академическую работу и надбавки за академические успехи и вклад в научную репутацию ГУ-ВШЭ. Преподаватели, у которых вышли монографии и публикации в российских журналах, или публикации в зарубежных изданиях, но не рецензируемых, по-прежнему вправе подавать заявку на надбавки за академическую работу и за академические успехи.

Андрей Полетаев:

Цель введения всех этих стимулирующих надбавок очевидна: во-первых, способствовать привлечению и закреплению в Вышке способной молодежи, во-вторых - стимулировать научную работу, что диктуется статусом Вышки как национального исследовательского университета. В то же время каждый из элементов этой системы поощрений и стимулов выполняет разные функции и не подменяет друг друга.

Что даст увеличение количества публикаций преподавателей университета в рецензируемых зарубежных журналах?

Андрей Полетаев:

Рецензируемые журналы - это издания, в которых в качестве условия публикации принято обязательное прохождение текста процедуры анонимного рецензирования.

То есть прежде чем печатать статью, редакция отсылает ее на оценку экспертам. Те смотрят и зачастую со своими замечаниями возвращают автору на доработку. В очень редких случаях статью принимают сразу, без доработки. Таким образом, речь идет о фильтре на пути публикации, редакции при помощи этой процедуры обеспечивают определенный уровень качества печатаемых материалов.

Теперь о том, что дают публикации в подобных журналах. Российские исследователи, прежде всего, в социальных и гуманитарных дисциплинах, очень мало представлены в международном научном пространстве, проще говоря, почти не публикуются в зарубежных журналах и результаты их научной деятельности остаются неизвестными большей части зарубежных коллег. Необходимо увеличивать присутствие российской науки в международном научном дискурсе.

Но есть и другие причины для введения этой надбавки. Публикации в журналах, входящих в две наиболее известные базы данных - Web of Science и Scopus, - учитываются в международных рейтингах университетов (соответственно, в Шанхайском рейтинге и рейтинге Times Higher Education). И если мы хотим занимать в этих рейтингах более высокое место, то должны учитывать используемые в них параметры, нравятся они нам или нет.

Сергей Шишкин:

Одним из критериев оценки результативности деятельности исследовательских университетов являются как раз публикации в журналах, включенных в международные базы данных, о которых упомянул Андрей Владимирович. Публикации в зарубежных рецензируемых журналах - один из самых эффективных способов вхождения в мировую науку, это показатель полноценного участия в мейн-стриме современной науки. Да, сейчас у нас есть отдельные авторы, которых знают хорошо, но огромный пласт российских научных исследований остаются достоянием лишь узкого круга исследователей. Поскольку мы хотим стать исследовательским университетом не только общероссийского значения, чтобы наши исследования были полно-

18

© Мезенцева Л.В, 2014

Новые академические надбавки

ценным вкладом в мировую науку, мы должны расширить свое присутствие на той площадке, где эти результаты и представляются, и обсуждаются.

А каковы критерии отбора статей, за написание которых будет устанавливаться надбавка?

Сергей Шишкин:

Так как эта надбавка должна выполнять стимулирующие функции, мы исключили переводные издания, которые сами отбирают статьи для перевода - такого рода «иностранные» публикации не требуют от авторов никаких дополнительных усилий по включению в международное научное пространство.

Во-вторых, по упомянутым уже причинам мы ограничиваемся только журналами, входящими в две базы данных (Web of Science и Scopus), хотя существуют и другие базы данных журнальных публикаций по отдельным дисциплинам.

В-третьих, поскольку в базы данных Web of Science и Scopus включены журналы разного уровня и качества, мы ввели дополнительное ограничение - публикацию в рецензируемом (peer-reviewed) журнале (этому параметру удовлетворяют далеко не все журналы, включенные в эти базы). Отсюда вытекает требование предоставлять копии анонимных рецензий при подаче заявки на данную надбавку. Это единственный способ удостовериться в том, что данный журнал является рецензируемым - подобную информацию, как правило, нельзя почерпнуть на журнальном сайте. Многие ведущие журналы не указывают, что они являются рецензируемыми, а многие фактически не рецензируемые журналы, наоборот, в целях рекламы объявляют себя рецензируемыми.

Дифференцирован ли подход к публикациям в зависимости от их предметной области и научного авторитета издания, в котором они печатаются?

Андрей Полетаев:

Критерии и правила установления данной надбавки должны быть простыми и прозрачными, а издержки и затраты, связанные с присуждением надбавок, не должны быть чрезмерными. Поэтому для всех дисциплин установлены единые правила, ни одна не получает дополнительных преимуществ или ограничений. Ясно, что существует исходное неравенство дисциплин, в том числе и с точки зрения структуры баз данных журнальных публикаций. Скажем, во многих дисциплинах (прежде всего, гуманитарных) более важную роль играют книги, а не статьи. Или, например, юристы, занимающиеся национальным правом, практически не могут публиковаться за рубежом. Держа в уме это неравенство дисциплин, мы решили не пытаться его ликвидировать - такого рода попытки создания разных условий для представителей разных дисциплин всегда будут восприниматься как субъективные и спорные.

С этими же соображениями связан отказ от более дифференцированного подхода к зарубежным публикациям, в зависимости от «качества» журналов. Некоторые коллеги, видимо, недостаточно знакомые с «устройством» баз данных журнальных публикаций, предлагали использовать с этой целью так называемые импакт-факторы (то есть показатели средней цитируемости журналов). Но дело в том, что в базе Scopus импакт-факторы вообще не рассчитываются, а в базе Web of Science они рассчитываются только для ограниченного набора дисциплин (в частности, они не рассчитываются для журналов по гуманитарным дисциплинам). Есть и содержательные причины - публикация в «высокоци-тируемом» журнале далеко не всегда гарантирует значимость данной конкретной работы; многие превосходные статьи, как известно, публиковались и публикуются в далеко не самых «рейтинговых» журналах. Кроме того, существуют и колоссальные сложности в определении «дисциплин» и «субдисциплин»: понятно, например, что журналы по экономике сельского хозяйства, теории общественного выбора и актуарным расчетам по существу относятся к разным дисциплинам, в каждой из которых есть свои более или менее авторитетные издания. В результате оказывается, что определить границы дисциплин и установить внутри каждой из них более или менее престижные издания невозможно -подобная процедура может основываться только на экспертных оценках и всегда будет иметь субъективный характер (о колоссальных затратах на организацию такого рода экспертизы и говорить не приходится).

А не возникнет недоуменных вопросов вроде: «Как же так, за одну статью платят такие большие деньги?» или: «Получается, что одна статья больше значит, чем все мои книги?»

Андрей Полетаев:

В связи с этим можно заметить следующее. Во-первых, размер надбавок устанавливается ректоратом, а не Научным фондом. Во-вторых, еще раз подчеркнем, что цель данной надбавки - стимулирующая, а не оценивающая. Эта надбавка не оценивает, кто является более или менее способным исследователем, чья работа лучше, кто вносит больший вклад в науку и в репутацию Вышки - для этого существуют другие виды надбавок, в полной мере учитывающие все виды публикаций и их научную значимость. Что же касается зарубежных публикаций российских исследователей в социальных и гуманитарных науках, то здесь ситуация на самом деле критическая, и для ее исправления надо принимать экстраординарные меры. И вообще, попробуйте опубликовать статью в серьезном зарубежном рецензируемом журнале (у вас уйдет на это года два), а потом поговорим...

Чтобы написать качественную статью на

Экономика образования ♦ № 3, 2014

19

иностранном языке, необходимо обладать двумя компетенциями: уметь писать научные статьи и знать язык - не просто говорить или переводить, а писать на языке. Какова в университете система учебы по этим направлениям?

Сергей Шишкин:

Для сотрудников Вышки создана специальная программа повышения квалификации, которой руководит Мария Марковна Юдкевич. В рамках данной программы уже читается курс по развитию академических навыков и предусмотрено проведение обучающих семинаров по написанию научных статей в зарубежные журналы. Семинар на эту тему прошел 7 апреля в рамках Апрельской конференции, на нем выступил Марцин Дембовски, предста-

витель издательства Emerald, который рассказал о позиции издателей и редакторов в вопросах рецензирования и публикации. И второе, Институт фундаментальных междисциплинарных исследований ГУ-ВШЭ, руководимый Мартином Гилманом, готов оказывать помощь нашим сотрудникам в стилистическом редактировании написанных на английском языке статей. Подобная редактура позволит адаптировать публикации к привычным для «носителей» языка стилистическим нормам и структурам. Все это вместе уже серьезней заявка на увеличение количества публикаций. В 2009 г. преподавателями и научными сотрудниками Вышки опубликовано 47 работ в зарубежных журналах (рецензируемых и не рецензируемых). Посмотрим, что будет через год.

Mezentceva L.

NEW ACADEMIC BONUSES

The article describes the experience of teachers in incentive NIU - HSE.

Keywords: stimulating academic bonuses, increasing the efficiency of labor workers in higher education.

УДК 371

Губанова Е.В.

НОВЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В НОРМАТИВНОМ ПОЛЕ ШКОЛЫ:

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье обосновываются рекомендации по организации управленческой деятельности в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: нормативная база управленческой деятельности в школе, образовательные отношения, нововведения в общеобразовательной школе.

Вступил в действие Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», и теперь руководители школ приводят в соответствие с законом локальную нормативную базу и разъясняют его особенности участникам образовательных отношений. Что нужно учесть руководителю школы в своей управленческой деятельности, чтобы новый закон способствовал совершенствованию системы образования?

Любой закон на этапе «запуска» в жизнь находит и сторонников, и противников, но закон принят, и его надо выполнять, направить усилия на правовое совершенствование системы образования. Руководителю школы нужно тщательно проанализировать закон, продумать все детали для разработки плана мероприятий его реализации, провести «ревизию» существующих форм работы с участниками образовательных отношений, имеющегося нормативного поля и т.п.

Поскольку новый Закон об образовании касается всех участников образовательных отношений, к

которым относит (пункт 31 статьи 2 ФЗ-№ 273) учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, педагогических работников и их представителей, организации, осуществляющие образовательную деятельность, им необходимо разъяснять законодательные положения и предстоящие изменения в сфере образования в целом и в данной школе в частности; познакомить с нововведениями; информировать родителей о нововведениях закона; статусе педагога, правах, обязанностях и ответственности школьников и родителей.

Нововведения (новации) Ф3-№273 В новом Законе об образовании много нововведений, которые должен знать каждый участник образовательных отношений. Первое, на что надо обратить внимание: само понятие «участники образовательных отношений» - новация закона. Среди нововведений закона: вопросы охраны здоровья учащихся (статья 41); нормы психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи учащимся (статья 42); правовой статус учащихся (ста-

20

© Губанова Е.В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.