Научная статья на тему 'Нововведения в методах управления в международных компаниях'

Нововведения в методах управления в международных компаниях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
758
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОМПАНИЯ / AGILE / SCRUM / БИЗНЕС-АНАЛИЗ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ / БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трубицына Екатерина Алексеевна, Соколова Ольга Юрьевна

В настоящей статье изложены новые методы управления в международных компаниях. Рассмотрены актуальные инструменты управления, которые активно используются международными предприятиями в разных областях деятель-ности: от разработки новых товаров и услуг до проектной работы. Представлены результаты эмпирического исследо-вания с применением методов синтеза, выполненного на основе опыта работы в международной компании в области внешнеэкономической деятельности, логистики, где высока степень постоянных изменений и идет процесс постоянно-го улучшения, а также опыта аудиторской работы, с оценкой всех основных финансовых процессов организации: ис-пользование передовых методик agile, scrum, бизнес-анализа. Отмечены важность и влияние корпоративной культуры на управление компанией, роль и участие сотрудников организации. Предложения, представленные в данной статье, могут быть использованы в модернизации управления предприятиями, занимающимися внешнеэкономической дея-тельностью Саратовской области. Идеи и выводы также могут быть полезны для фирм малого и среднего бизнеса, деятельность которых связана со стартапами (венчурными бизнес-проектами), открытием новых подразделений, раз-работкой новых направлений деятельности, процессов слияний и поглощений, внедрением новых аспектов корпора-тивной культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN MANAGEMENT METHODS OF INTERNATIONAL COMPANIES

The article discusses new management practices in international companies and considers latest management tools that are actively used by international enterprises in all their operations: from development of new goods and services to design. The authors present results of an empirical study that is based on personal experience of working in an international company that involved foreign trade, logistics, constant changes and continuous improvement, as well as experience in auditing work that involved assessment of all main fi nancial processes: agile, scrum, and business analysis. Importance and impact of corporate culture on the management, role and involvement of employees are noted. Recommendations presented in the article can be used for modernizing the management of companies engaged in foreign trade in the Saratov region. Results and fi ndings of the study can also be useful for small and medium-sized start-up businesses (venture business projects), opening of new business branches, development of new lines of business, mergers and acquisitions, and introduction of new aspects of corporate culture

Текст научной работы на тему «Нововведения в методах управления в международных компаниях»

122 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 4 (73) -♦

Yekaterina Alekseevna Trubitsyna,

PhD in Economics,

associate professor of the department of world economy and foreign trade, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Olga Yurievna Sokolova,

Doctor of Economics, professor,

head of the department of world economy and foreign trade, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Екатерина Алексеевна Трубицына,

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и внешнеэкономической деятельности, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

45» trubitsina.katia@mail.ru

Ольга Юрьевна Соколова,

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой мировой экономики и внешнеэкономической деятельности, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

<£> Sokol@ssea.runnet.ru

УДК 005:658

НОВОВВЕДЕНИЯ В МЕТОДАХ УПРАВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЯХ

В настоящей статье изложены новые методы управления в международных компаниях. Рассмотрены актуальные инструменты управления, которые активно используются международными предприятиями в разных областях деятельности: от разработки новых товаров и услуг до проектной работы. Представлены результаты эмпирического исследования с применением методов синтеза, выполненного на основе опыта работы в международной компании в области внешнеэкономической деятельности, логистики, где высока степень постоянных изменений и идет процесс постоянного улучшения, а также опыта аудиторской работы, с оценкой всех основных финансовых процессов организации: использование передовых методик agile, scrum, бизнес-анализа. Отмечены важность и влияние корпоративной культуры на управление компанией, роль и участие сотрудников организации. Предложения, представленные в данной статье, могут быть использованы в модернизации управления предприятиями, занимающимися внешнеэкономической деятельностью Саратовской области. Идеи и выводы также могут быть полезны для фирм малого и среднего бизнеса, деятельность которых связана со стартапами (венчурными бизнес-проектами), открытием новых подразделений, разработкой новых направлений деятельности, процессов слияний и поглощений, внедрением новых аспектов корпоративной культуры.

Ключевые слова: управление, менеджмент, международная компания, agile, scrum, бизнес-анализ, корпоративная культура, методы управления, постоянное улучшение, бережливое производство.

INNOVATIONS IN MANAGEMENT METHODS OF INTERNATIONAL COMPANIES

The article discusses new management practices in international companies and considers latest management tools that are actively used by international enterprises in all their operations: from development of new goods and services to design. The authors present results of an empirical study that is based on personal experience of working in an international company that involved foreign trade, logistics, constant changes and continuous improvement, as well as experience in auditing work that involved assessment of all main financial processes: agile, scrum, and business analysis. Importance and impact of corporate culture on the management, role and involvement of employees are noted. Recommendations presented in the article can be used for modernizing the management of companies engaged in foreign trade in the Saratov region. Results and findings of the study can also be useful for small and medium-sized start-up businesses (venture business projects), opening of new business branches, development of new lines of business, mergers and acquisitions, and introduction of new aspects of corporate culture.

Keywords: control, management, international company, agile, scrum, business analysis, corporate culture, management methods, continuous improvement, lean manufacturing.

Специфика управления предприятием сильно зависит от масштабов организации. К примеру, предприятиям, работающим в международном масштабе, имеющим представительства, филиалы, производство в разных странах, требуется намного больше ресурсов с точки зрения менеджмента, и методы, которые должны применяться, должны быть up-to-date (передовыми).

Управление обычно представлено в виде иерархической структуры, где распоряжения идут сверху вниз, штат предприятия руководствуется регламен-

тами, стандартами, инструкциями, которые существуют на предприятии [6, с. 42]. Последнее время в международной практике наблюдается тенденция, что руководство предприятия хочет дать больше полномочий своим подчиненным на разных уровнях, т.е. обеспечить волну изменений снизу вверх, так как сотрудники смогут максимально эффективно применить свои навыки и знания, объективно оценивая возможности предприятия. Этому сравнительно новому подходу дали кодовое название agile (проворный): сотрудник относится к выпол-

ISSN 1994-5094 ♦-

123 -♦

нению своих задач, как будто является акционером компании, таким образом, действует оперативно, креативно, обгоняя конкурентов. Руководители предприятия, в свою очередь, должны создать наилучшие условия такой работы с получением результата для предприятия: роста компании, увеличения прибыли и пр. Одним из передовых методов в рамках политики управления компании в стиле agile является метод scrum (дословный перевод с англ. яз. - схватка). Scrum предполагает работу сотрудников в командах для выполнениях тех или и иных задач, от разработки нового продукта до новой стратегии развития предприятия. Scrum - это гибкая инфраструктура для завершения сложных проектов. Первоначально scrum был формализован для проектов разработки программного обеспечения в сфере информационных технологий, но он хорошо работает для любого сложного, инновационного направления работы. Scrum - ведущая гибкая методология разработки, используемая компаниями Fortune 500 (всемирно известный рейтинг мировых компаний по разным признакам) по всему миру. Американский программист Джефф Сазерленд создал данный метод в 1993 г. Он заимствовал термин «схватка» в исследовании 1986 г. Такеучи и Нонаки, опубликованном в Harvard Business Review. В этом исследовании Такеучи и Нонака сравнивают высокоэффективные, перекрестные функциональные команды со схваткой, используемой командами регби. Суть scrum заключается в том, что владелец продукта создает список приоритетных задач. Во время планирования работы команда определяет приоритетные задачи исходя из сложности выполнения, затрат, вложений, которые требует реализация данной задачи, времени внедрения и решает, каким образом их реализовать. У команды есть определенное количество времени - спринт (период, обычно от двух до четырех недель) - для завершения его работы, но команда на регулярной основе проводит анализ, чтобы оценить его прогресс (ежедневно, еженедельно или несколько раз в неделю). Командой управляет scrum-master, его задачей является обеспечение команды необходимыми материалами (визуализация осуществляется с помощью специальной доски, на которой с помощью карточек отражается вид проекта, статус его выполнения, ответственные, приоритеты и прочее) для ведения scrum, модератор держит команду сосредоточенной на своей цели. Спринт заканчивается обзором спринта, команда анализирует проделанную работу и проводит lesson-learned (анализ ошибок и выводы из них с учетом будущих действий компании). Когда начинается следующий спринт, команда берет следующий набор задач и приступает к их реализации.

Помимо новых методов, также большой популярностью пользуются классические методы, не стоит про них забывать.

Метод brainstorm не новый и доказал свою эффективность, особенно в начале проектной работы. Он включает следующие этапы.

Первый этап - подготовка - подразумевает определение сферы интересов и целей, определение рамок генерирования идей для участников (они зависят от количества участников: чем больше участников, тем больше ограничений для обеспечения объективности), назначение фасилитатора (модератора) и самих участников в зависимости от их опыта, фиксирование оценки результатов.

Второй этап включает проведение непосредственно сессии мозгового штурма. Это очень важный этап, когда все участники должны высказывать свои идеи без критики и оценки со стороны других участников, визуализировать и фиксировать абсолютно все идеи, вдохновлять участников быть креативными, активно принимать участие и делиться самыми смелыми идеями, которые также могут быть придуманы на основе уже имеющихся идей.

Третий, заключительный этап - обсуждение. После того как время высказывания идей истекло, необходимо их обсудить и оценить на основе определенных ранее критериев, сформировать список идей, объединить в группы по смыслу, убрать дубликаты, проставить рейтинги для данных идей посредством голосования всех участников мозгового штурма и распределить их реализацию в рамках команды.

Эффект и полезность данного метода целиком и полностью зависит от модератора и его первого этапа - подготовки, а также от правильного подбора участников.

Один из достаточно интересных методов, который использовался раньше в основном в сфере информационных технологий, - это подход к решению управления с точки зрения бизнес-анализа. Одним из классических документов, который используют во всем мире как хрестоматию для применения этого подхода, является BABOK - книга знаний по бизнес-анализу. Бизнес-анализ - это практика включения изменений в предприятие путем определения потребности и рекомендации для решений, которые принесут выгоду заинтересованным сторонам (спонсорам, руководству предприятия, акционерам и пр.). Бизнес-анализ позволяет предприятию сформулировать потребности и обоснование изменений, а также разрабатывать и описывать решения, которые могут обеспечить ключевые компетенции, формирующие ценности (капитализацию) компании. Бизнес-анализ проводится по целому ряду инициатив на предприятиях. Инициативы могут быть стратегическими, тактическими или оперативными. Анализ бизнеса может быть выполнен в рамках проекта или во время развития предприятия и в рамках процесса continuous improvement (постоянное совершенствование). Как говорилось ранее, в данном случае могут быть применены методы agile, их можно использовать для понимания текущего состояния, определения будущего состояния и действий, необходимых для перехода от текущего состояния к будущему. Бизнес-анализ может быть выполнен с разных точек зрения. Руководство BABOK описывает некоторые из них: гибкость, деловая разведка, информацион-

124 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 4 (73) -♦

ные технологии, бизнес-архитектура и бизнес-процесс, управление. Основное содержание руководства BABOK составлено из задач бизнес-анализа, организованного в области знаний. Области знаний представляют собой совокупность логически (но не последовательно) связанных задач. Эти задачи описывают конкретные действия, которые достигают цели своей связанной области знаний. Ключевые концепции бизнеса, основные компетенции, методы и оценка перспектив образуют расширенный контент в руководстве BABOK, который направляет бизнес-аналитиков, чтобы они могли лучше выполнять задачи бизнес-анализа.

К основным понятиям бизнес-анализа можно отнести следующие:

1) определение ключевых областей, которые обладают определенными свойствами и определяют общую концепцию проектной работы;

2) базовые компетенции, по которым необходимо дать описание поведения, характеристик, знаний и личных качеств;

3) техники (методы), которые обеспечивают средства для выполнения бизнес-аналитических задач, методы, описанные в руководстве BABOK, являющиеся широко распространенными, используемыми в бизнес-анализе сообщества;

4) перспективы, которые описывают различные взгляды на бизнес-анализ. Перспективы помогают бизнес-аналитикам, работающим с разных точек зрения, лучше выполнять бизнес-аналитические задачи, учитывая контекст инициативы [8, с. 3].

После обзора популярных техник, которые активно применяются в мировом сообществе бизнеса, хотелось бы обратить внимание на корпоративную культуру и ее влияние и взаимодействие с сотрудниками международных предприятий.

Управление на предприятии многогранно, и на него оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. Нестабильность процессов, низкие ключевые показатели, постоянное влияние неконтролируемых и непредсказуемых обстоятельств приводят предприятия к потерям. В терминологии японской системы бережливого производства муда (muda) означает потери, т.е. систему, которая потребляет ресурсы, но не создает ценности.

Муда включает семь видов потерь:

- перепроизводство товаров;

- ожидание следующей производственной стадии;

- ненужная транспортировка материалов;

- лишние этапы обработки;

- наличие любых, кроме минимально необходимых, запасов;

- ненужное перемещение людей в ходе работы;

- производство дефектов.

Теперь эти виды потерь принято учитывать не только в производственном процессе, но и в процессе логистики, управления информационным и финансовым потоками. Определенно, предприятие будет нести потери, пытаясь решать вопросы так называемым методом «борьбы с пожаром» {fire-fighting), когда 80% времени сотрудников и их ру-

ководителей будет уходить на решение нестандартных ситуаций [5, с. 331].

Научный прогресс продолжает уже с высокой эффективностью и скоростью влиять на методы управления на предприятии, в том числе выражаясь в первую очередь в автоматизации и роботизации процессов. Перед нашим и будущим поколениями стоит задача своевременной адаптации к новым потребностям рынка. Чтобы решить этот вопрос, можно организовать дополнительное обучение, квалификационные тренинги, компенсируя таким образом разницу в развитии образовательных услуг и технологического прогресса. К примеру, инициатива Агентства стратегических инициатив и Московской школы управления «Сколково» - «Атлас новых профессий» - позволяет онлайн, выбрав определенную отрасль и настоящую профессию, найти информацию о востребованных специалистах в будущем до и после 2020 г. в рамках одного сектора экономики. На наш взгляд, очень интересное название для профессии - игромастер/модератор. Он будет разрабатывать и проводить игры различных типов с обучающей направленностью и внедрять их для дальнейшего использования в сфере образования [1]. В России обучение с применением игр используется, но в большей степени в форме деловых игр, как самого излюбленного студентами метода образовательной системы. Все большую актуальность приобретает разработка образовательных игровых методов с использованием программного обеспечения [7, с. 65]. Ментор стартапов - это специалист с опытом организации своих собственных стартапов, в обязанности которого входит поддержка и обучение команд по разработке и запуску своих проектов, в большей степени это коснется развития малого и среднего бизнеса. В области управления «Атлас новых профессий» прогнозирует появление таких специалистов, как менеджер по кросс-культурной коммуникации, обязанностями которого будет сопровождение документооборота компании на иностранных языках, контроль ключевых смыслов (например, при выборе маркетинговых слоганов), обучение сотрудников передаче смыслов на иностранных языках и особенностям культуры при переговорах с внешнеторговыми контрагентами [1].

Чтобы адаптироваться к изменениям, надо подготовить персонал, который должен обладать навыками, необходимыми для изменения. Многие программы по изменению на предприятиях совершают ошибку, побуждая сотрудников вести себя по-другому, не обучая их тому, как адаптировать общие инструкции к их индивидуальной ситуации. Например, компания может побудить их быть ориентированными на клиента, но если в прошлом они клиентам уделяли мало внимания, они не имеют представления о том, как интерпретировать этот принцип, или не знают, как будет выглядеть успешный результат. Как же взрослые могут приобрести эти навыки? Дэвид Колба, специалист по обучению взрослых, разработал свой четырехфазный цикл. Колб показал, что взрослые не могут учиться, про-

ISSN 1994-5094 ♦-

125 -♦

сто слушая инструкции; они должны также поглощать новую информацию, использовать ее экспериментально и интегрировать ее с существующими знаниями. На практике это означает, что вы не можете выучить все, что нужно знать о предмете за один сеанс. Гораздо лучше разбить формальное учение на части. Во-вторых, как показал организационный психолог Крис Аргирис, люди более подробно усваивают информацию, если они расскажут другим, как они будут применять то, что они узнали, к их собственным обстоятельствам. Причина в том, что люди используют разные области мозга для обучения и познания в рамках обучения.

В связи с глобализацией мировой экономики многие международные организации в разработке своей политики особое внимание уделяют социальным аспектам в работе. Задача работодателя нивелировать границы между сотрудниками компаний по национальной принадлежности, вероисповеданию, тендерному признаку и т.д. Например, проекты под кодовым названием «Гендерное разнообразие», поддерживают карьерный рост женщин посредством активизации программ по увеличению числа женщин на предприятиях на руководящих постах [9, с. 25].

Конкуренция не дает стоять на месте, так как необходимо постоянно адаптироваться под конъюнктуру международного рынка. Встает вопрос о решении новых проблем и обеспечении максимально эффективного управления в международной компании, особенно с учетом интенсивного развития информационного и технологического прогресса, изменения политической и социальной ситуации в мире [7, с. 330]. Но не стоит забывать, что современная теория международной торговли по-прежнему основывается на взаимодействии взаимного спроса и предложения, равновесии этих двух ключевых понятий экономики в международной торговле в определении кривых производственных возможностей стран и предпочтениях потребителей, а также на том, что предложение опреде-

ляется кривой предельного уровня трансформации, а спрос - предельным уровнем замещения [7, с. 43]. Методы, которые применяет предприятие в области управления для повышения своей эффективности, должны быть гармоничны и связаны с отслеживанием экономических показателей, должны обеспечивать соизмерение затрат и выгоды от применения нововведений, их применение должно быть оправдано и непременно согласовано с руководством компании, акционерами и сотрудниками компании на разных уровнях.

1. Атлас новых профессий. URL: http://atlas100.ru/ (дата обращения: 20.02.2018).

2. Общее равновесие в международной торговле. Экономические науки. URL: http://natecon.com/obshhee-ravnovesie-v-mezhdunarodnoj-torgovle (дата обращения: 15.02.2016).

3. Официальная статистика / Население / Демография // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/population/demography/# (дата обращения: 14.03.2018).

4. Статистика. Население. ООН. URL: http://www.un.org/ en/development/desa/population/theme/trends/dem-comp-change.shtml (дата обращения: 14.03.2018).

5. Трубицына Е.А. Актуальные вопросы управления в международной компании // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение: материалы V Междунар. науч. конф. М.: Изд-во «Перо», 2016. С. 328-333.

6. Трубицына Е.А. Актуальность понимания феномена внешнеэкономической деятельности // Развитие международного торгового потенциала России: проблемы и перспективы. Саратов: ССЭИ РЭУ им Г.В. Плеханова, 2016. С. 41-46.

7. Трубицына Е.А., Трубицын А.Р. Использование механизма экономических и стратегических игр в процессе обучения // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 4 (53). C. 63-66.

8. BABOK. A guide to the business analysis, International Institute of Business Analysis. Version 3.0. 2015.

9. Women in the Workplace. 2015. STUDY. URL: http:// womenintheworkplace.com/#about (дата обращения: 02.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.