Научная статья на тему 'Новостное сообщение сегодня -семантическая структура, композиция, дискурс'

Новостное сообщение сегодня -семантическая структура, композиция, дискурс Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
216
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА / МЕДИАЛИНГВИСТИКА / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ / СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ТЕКСТА / ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ / ИНТРАТЕКСТУАЛЬНОСТЬ / МУЛЬТИМОДАЛЬНОСТЬ / TEXT LINGUISTICS / LINGUISTICS OF MEDIA / SEMANTIC STRUCTURE OF THE TEXT / JOURNALISTIC TYPES OF TEXTS / INTERTEXTUALITY / INTRATEXTUALITY / MULTIMODALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Слинина Л.Я.

В статье речь идет о формально-структурных и функционально-семантических особенностях информационного текста в связи с развитием интернет-СМИ, рассматривается специфика интраи интертекстуальных связей и роль визуальной информации. Традиционная семантическая структура информационного текста сохраняется, но менее определенной становится жанровая принадлежность. Основную ориентирующую функцию в текстах интернет-изданий выполняет начальный блок комбинация заголовка, лида и визуальной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEWS REPORT TODAY -SEMANTIC STRUCTURE, COMPOSITION, DISCOURSE

The article studies news texts with a focus on their formal-structural and functional-semantic features which emerged as a result of the development of Internet media, and lays particular emphasis on intraand intertextual relations and the role of visual information. The traditional semantic structure of the text remains unchanged whereas the genre characteristics become less distinctive. The orientation function in the internet news is performed by a combination of the headline, the lead and visual information.

Текст научной работы на тему «Новостное сообщение сегодня -семантическая структура, композиция, дискурс»

УДК: 811.112.2

Л. Я. Слинина

кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкой филологии Санкт-Петербургского государственного университета e-mail: ludmila.slinina@gmx.at

НОВОСТНОЕ СООБЩЕНИЕ СЕГОДНЯ -СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА, КОМПОЗИЦИЯ, ДИСКУРС

В статье речь идет о формально-структурных и функционально-семантических особенностях информационного текста в связи с развитием интернет-СМИ, рассматривается специфика интра- и интертекстуальных связей и роль визуальной информации. Традиционная семантическая структура информационного текста сохраняется, но менее определенной становится жанровая принадлежность. Основную ориентирующую функцию в текстах интернет-изданий выполняет начальный блок - комбинация заголовка, лида и визуальной информации.

Ключевые слова: лингвистика текста; медиалингвистика; публицистические жанры; семантическая структура текста; интертекстуальность; интратек-стуальность; мультимодальность.

L. Y. Slinina

Ph.D., Associate Professor at the Department of German Philology, Saint Petersburg State University e-mail: ludmila.slinina@gmx.at

NEWS REPORT TODAY -SEMANTIC STRUCTURE, COMPOSITION, DISCOURSE

The article studies news texts with a focus on their formal-structural and functional-semantic features which emerged as a result of the development of Internet media, and lays particular emphasis on intra- and intertextual relations and the role of visual information. The traditional semantic structure of the text remains unchanged whereas the genre characteristics become less distinctive. The orientation function in the internet news is performed by a combination of the headline, the lead and visual information.

Key words: text linguistics; linguistics of media; semantic structure of the text; journalistic types of texts; intertextuality; intratextuality; multimodality.

Введение

О. И. Москальская в своих работах, в частности в книге «Грамматика текста», уделяет серьезное внимание семантической структуре и композиции текста. В качестве примера композиционно четко

оформленного текста автор приводит тексты кратких газетных сообщений и известий по радио и отмечает важность учета их композиционных признаков для лингвистических исследований [1, с. 79-82].

Краткое новостное сообщение по праву считается одним из основных публицистических жанров. Его невозможно перепутать ни с каким другим жанром благодаря его строгой формальной и семантической структуре, стандартной композиции и четко определенным функциям. Этот жанр появился вместе с возникновением профессиональной журналистики в начале XX в. и уже около ста лет составляет основу информационных разделов прессы, а также информационных программ радио и телевидения. Развитие новых СМИ, в частности электронных изданий, заставляет задаться вопросом о дальнейшей судьбе жанра классической заметки. С одной стороны, как показывает история, любое новое средство массовой коммуникации основывается на существующих ранее и заимствует существующие в них традиционные формы, особенно на первых этапах. С другой - развитие новых форм - это медленный и постепенный процесс, при котором происходит реструктуризация и обновление всех СМИ [2, с. 39]. Есть ли место информационной заметке в современных интернет-СМИ, и если да, то как изменились ее форма, содержание и функции?

В статье рассматриваются информационные тексты интернет-изданий со структурно-семантической и функционально-семантической точки зрения, затрагивается тема их интертекстуальных и интратекстуральных связей. В качестве материала исследования использовано около 100 текстов таких интернет-изданий, как Spiegel Online, Focus Online, Süddeutsche. de, FAZ-net, Stern.de, Bild.de, T-online, nachrichten.de, сервисного новостного портала gmx.net, собранные и обработанные в период с августа по ноябрь 2014 г.

Информационная заметка: W-Fragen и принцип «перевернутой пирамиды»

Как известно, классическая новостная заметка имеет краткую форму, состоит из одного или нескольких предложений. Ее семантическая структура определяется тем, что в самом начале она должна содержать ответы на следующие вопросы: что произошло, где, когда, как, с кем и почему. Кроме того, необходимо указание источника информации. В немецких учебных пособиях для журналистов всегда

говорится о так называемых W-Fragen, т. е. вопросах was, wo, wann, wer, wie, warum [ср. 3, с. 132-142; 4 I, с. 4-5].

Существенным является и дальнейшее построение текста. События излагаются не в хронологическом порядке, как это свойственно рассказу или протоколу, а сначала сообщается наиболее важная информация, далее следуют детали и менее важная информация по степени убывания ее важности. Этот способ построения часто изображается в виде перевернутой пирамиды. Это образ, пришедший из американской журналистики еще в 30-е гг. прошлого века [4, I, с. 5; 5, с. 414]. Появление такой формы текста объясняют несовершенством телеграфной техники в середине XIX в. Вскоре выяснилось, что данная форма оказалась выгодной для издательства - текст можно было легко сократить с конца - и удобной для читателя, который мог быть быстро сориентирован в новостях и по первому предложению понять, стоит ли читать текст дальше [2, с. 229; 5, с. 414].

Такое же построение имеет вводное предложение (так называемый лид) в развернутой информационной статье (Bericht), который также содержит основную информацию и имеет ориентирующую функцию [2, с. 228; 3, с. 132-136; 4, I, с. 15].

Текст в интернет-изданиях и в печатных СМИ

Первоначально текст в периодических изданиях предполагал линейное прочтение. Развитие средств массовой коммуникации и увеличение информационного потока привело к тому, что статьи все реже прочитываются с начала до конца. Беглый просмотр и выборочное чтение являются превалирующими типами чтения уже многие годы, поэтому и в печатных СМИ имеются различные способы задержать внимание читателя (необычные заголовки, иллюстративный материал) и различные способы навигации (заголовки, выделение текста, разбиение текста на части и пр.).

Тексты в современных электронных изданиях изначально не предполагают линейного восприятия. Известно, что основными чертами онлайн-текстов являются гипертекстуальность и мультимодальность. Текст может быть связан с другими текстами и информацией «различных семиотических систем» [2, с. 448], т. е. фото, графическими изображениями и видео. Пользователь провоцируется к нелинейному восприятию информации.

Но достаточно ли этих внешних, связанных с техническими свойствами Интернета, особенностей текста в онлайн-изданиях для того, чтобы они полностью изменили традиционные модели восприятия новостной информации?

Известно, что гипертекстуальность и мультимодальность не являются абсолютно новыми явлениями. Они существуют и в печатных СМИ. Так, после новостных сообщений на первой странице таких газет, как Franfurter Allgemeine Zeitung или Süddeutsche Zeitung нередко следует ссылка на комментарий на странице 3. Современную прессу невозможно представить себе без фотоматериалов, а интегрирование визуальной информации в текст, особенно типичное для бульварной прессы, получает все большее распространение.

Несомненно, в электронных СМИ гипертекстуальность и мульти-модальность реализуются иначе и имеют возможность в большей степени повлиять на структуру и содержание текста. С другой стороны, «новые СМИ» возникли на базе «старых», и существует определенная инерция в отношении структурно-семантических особенностей, в частности в использовании традиционных форм публицистического жанра.

Информационный текст в общей структуре издания.

Тематическое и жанровое распределение

Для восприятия публицистического текста важно не только понимание его внутренней формальной и содержательной структуры, но и его место в общей структуре издания, его расположение и соотношение с другими текстами и другим информационным материалом.

Читатель печатных СМИ, прежде всего качественной прессы, привыкает к определенной структуре издания: газета разделена на традиционные тематические рубрики, кроме того, в каждой рубрике имеется стандартное расположение текстов по жанрам. Главным образом это касается первых страниц, сообщающих основные новости и комментарии к ним: как уже упоминалось, на первой странице располагаются информационные тексты, далее следуют комментарии. Стандартным по форме является и любой выпуск радио- или теленовостей [1, с. 82].

Стандартное расположение информации на странице характерно и для электронных средств массовой коммуникации. Здесь тоже важна привычка пользователя к типичному расположению текстов,

видео- и фотоматериалов, что позволяет ему легче ориентироваться и находить интересующую его информацию. Интернет-издания, в отличие от печатных, в силу технических особенностей имеют больше возможностей для организации материалов по разным критериям: не только по темам и жанрам, но и по времени появления материала и его популярности, причем возможна перегруппировка по разным критериям в зависимости от желания читателя. Тем не менее лишь некоторые критерии оказываются основными и характерными для большинства изданий, другие же оказываются на периферии.

Временной критерий становится главенствующим для организации домашней страницы издания, здесь расположены, как правило, самые новые материалы, возможно, учитывается и мнение редакции о важности материала. Информационные материалы располагаются в центральной части страницы, но не в виде полных текстов, а в виде начальных блоков, представляющих собой обычно фото или видео, заголовок, лид, иногда первые строки статьи. Эти начальные блоки составляют вертикальную полосу. Таким образом, на странице помещается довольно большое количество информации, о которой пользователь может получить начальное представление, сориентироваться и сделать выбор. От каждого начального блока можно перейти к тексту или текстам, видео или фото.

Другим ведущим критерием, ориентирующим пользователя в информации электронных изданий, является распределение их по тематическим рубрикам, обычно не отличающимся от рубрик печатных СМИ, например: в Spiegel Online: Politik, Wirtschaft, Panorama, Sport, Kultur u. a., в FAZ.net: Politik, Wirtschaft, Finanzen, Feuilleton, Sport. Названия можно увидеть сразу на верхней горизонтальной панели. Кроме того, после основных новостей на домашней странице еще раз следуют названия рубрик и соответствующие начальные блоки. Тематически рубрики могут пересекаться, поэтому один и тот же начальный блок может оказаться на разных тематических страницах в окружении различных материалов.

Жанровая принадлежность текста не является явно выраженным организующим критерием для электронных изданий. Наиболее последовательно разделение текстов по жанрам наблюдается в FAZ. net: среднюю полосу занимают новостные материалы, справа находится отдельно выделенная серия комментариев, а также репортажи,

колонка редактора, блоги. На сайте Süddeutsche.de после лида указывается жанр статьи: Bericht, Interview, Report, Analyse и пр. Spiegel Online в политической рубрике делит информацию на новости и комментарии, в остальных разделах жанровое распределение текстов отсутствует, комментарии соседствуют с информационными текстами, например комментарий «Frau Merkels Verständnis über Wirtschaft» помещается среди экономических новостей (www.spiegel.de/wirtschaft). Focus Online не учитывает критерий жанровой принадлежности. То же можно наблюдать на сайтах бульварной прессы, например, Bild.de и на сервисных сайтах gmx.net и t-online.

Практически во всех интернет-изданиях можно обнаружить рейтинг популярности материалов, таким образом пользователь может руководствоваться критерием популярности для ориентирования в материалах издания.

Начальный информационный блок и его функции

Начальные информационные блоки, построенные стандартно и состоящие обычно из визуального материала, текста и лида, являются оригинальной особенностью интернет-изданий. Некоторые исследователи считают их даже особым новым публицистическим жанром [2, с. 101]. Они выполняют важные функции: привлекают внимание читателя, ориентируют его и информируют. От того, насколько привлекательно, интересно и убедительно будут реализованы интратекстуальные связи, т. е. комбинация заголовка, фотографии и вводной части статьи зависит, решит ли пользователь перейти к полной версии материала. Значение начального блока важно еще и потому, что, в отличие от читателя газеты, пользователь не может видеть сразу весь материал, т. е. не может оценить его объем, прочитать подзаголовки и пр.

Важную роль, несомненно, играет фотография и ее интегриро-ванность в общую структуру начального информационного блока. Фотографии часто носят конкретно-иллюстративный характер. Это снимки тех людей и событий, о которых говорится в тексте, например Ангела Меркель возлагает цветы к мемориалу на Бернауэр Штрас-се в память о погибших (www.spiegel.de/thema/angela_merkel/), награждение национальной футбольной команды (www.sueddeutsche. de/sport/ehrung-fuer-deutsche-nationalmannschaft-als-waeren-wir-alle-weltmeister-1.2214061). Заголовок (его первая часть) может служить

подписью к изображению: „Gedenkfeier in Berlin: Merkel macht aus Mauerfall-Rede einen Krisen-Appell", „Ehrung für deutsche Nationalmannschaft: „Als wären wir alle Weltmeister". Фотография вместе с заголовком и лидом дает ответы на вопросы новостной информации: что, кто и где (Gedenkfeier, Angela Merkel, Bernauer Straße) и что и кто (Ehrung, Nationalmannschaft).

Иллюстрация может быть и условной и таким образом указывать только на тему статьи. Например, фото с наведенным фокусом на женские туфли к статье о парламентском споре по поводу квоты женщин на руководящих постах (www.spiegel.de/politik/deutschland/csu-mosert-weiter-gegen-frauenquote-a-1000626.html).

На сайте Bild.de и на сервисных сайтах используют известный метод бульварной прессы - подбор привлекающих внимание фотоматериалов (необычные сюжеты, особое выражение лица, монтаж и пр.) и заголовки, содержащие экспрессивную лексику, игру слов, цитаты -все, что пробуждает интерес к чтению. Изображение нередко бывает интегрировано в текст, например на фото - Томас Мюллер с недовольным выражением лица, заголовок-цитата: „Ich brauche solche Spiele nicht" (www. bild.de/sport/fussball/thomas-mueller/klagt-nach-gibraltar-spiel-brauche-solche-spiele-nicht-38582524.bild.html). На сервисных сайтах применение этих средств объясняется тем, что основной целью пользователей является чтение электронной почты и использование других интернет-услуг, и для привлечения внимания к новостной информации необходимы особые средства. Но и на сайтах серьезной прессы можно довольно часто встретить в начальных блоках сочетания «игровых» заголовков и броских фотографий. Например, в Spiegel Online от 16.11.2014 материал о саммите Большой двадцатки в Австралии начинается с фотографии с изображением американского президента и премьер-министра Австралии, держащих на руках медведей коала, и заголовока „G 20 Kuschelstunde: Australiens große Koala-tion" (www.spiegel.de/politik/ausland/g20-treffen-in-australien-merkel-putin-obama-kuscheln-mit-koalas-a-1003246.html).

Какими бы разными ни были интернет-издания, их начальные информационные блоки имеют общие моменты. В каждом издании они имеют стандартную форму и характеризуются функциональной связанностью. Просмотрев их, часто можно получить представление об имеющихся новостях, не читая весь текст. Комбинация изображения,

заголовка и лида обычно дает ответы на основные вопросы новостной заметки. Можно выдвинуть предположение, что начальный блок в интернет-СМИ выполняет ту же функцию, что и лид со структурой «перевернутой пирамиды» в традиционных печатных изданиях.

Формальная и семантическая структура информационного текста

Несмотря на всю специфику построения электронных текстов, структура «перевернутой пирамиды» не исчезла полностью со страниц онлайн-изданий, как это предсказывали некоторые исследователи [6]. Классическую форму новостной заметки можно встретить в кратких новостях бегущей строки (Süddeutsche.de), в лентах кратких новостей (Focus Online, Stern.de) и в текстах информационных агентств. Focus Online как сайт, ориентированный, в основном, на материалы информационных агентств и новости, помещает тексты, имеющие традиционную композицию информационного текста, будь то краткая заметка или лид развернутой информации.

На большинстве же сайтов «перевернутая пирамида» не является превалирующей структурой или не имеет четко выраженной формы.

Начальный информационный блок, как правило, повторяется в начале полной версии материала. Большинство текстов интернет-изданий можно отнести к жанру развернутой информационной статьи (Bericht). Анализ данных текстов показывает, что они имеют по преимуществу традиционную формально-семантическую структуру информационного текста: лид содержит основную информацию о событии (W-Fragen), далее следует не очень важная информация. Однако «перевернутая пирамида» имеет менее выраженный характер, чем это имеет место в печатных СМИ: если ее основание четко оформлено, то сужение к вершине происходит под менее острым углом, так как степень важности последующих фактов не всегда очевидна, они скорее могут быть равными по важности. В новостях о событиях, развернутых во времени и имеющих продолжение, в конце текста не дается краткая информация о начале развития события, как это делалось прежде в печатных СМИ (вершина пирамиды). Автор рассчитывает на то, что читатель находится в соответствующем информационном дискурсе и благодаря этому сможет понять его текст. Автор текстов электронных изданий может быть в этом еще более уверенным благодаря

тому, что всегда есть возможность сделать ссылку на прежние тексты по теме, или текст находится непосредственно в соответствующем тематическом окружении. Вероятно, это одна из причин, почему лид не имеет в электронных информационных текстах строгой формы. Он может иметь классическую форму (1), или же давать сжатую информацию о содержании статьи как в текстах крупной формы (2) или содержать информацию, привлекающую внимание (3).

(1) Stichwahl in Rumänien

Kopf-an-Kopf-Rennen um das Amt des Präsidenten

Überraschung bei der Stichwahl um das rumänische Präsidentenamt: Laut ersten Prognosen liegen Amtsinhaber Ponta und sein deutschstämmiger Herausforderer Iohannis fast gleichauf. Bei der Wahl vor zwei Wochen hatte Ponta noch deutlich mehr Stimmen als sein Rivale bekommen (www.faz.net/ aktuell/politik/).

(2) Umstrittene Abstimmung in Ostukraine

„Republikchefs" inszenieren ihre Legitimation

Die Separatisten in der Ostukraine lassen wählen. Internationale Beobachter sind nicht vor Ort, der ukrainische Präsident Poroschenko geißelt die „Pseudowahlen" als Werk von „Banditen". Nur Moskau will das Ergebnis anerkennen (www.spiegel.de/politik/ausland/umstrittene-abstimmung-ost-ukrine-republikchefs-insyenieren-ihre-legitimation-thread-180489.html).

(3) „Ich bin nicht verheiratet!"

Frau wacht auf und hat ihren Mann vergessen

Es klingt wie eine Story aus der Hollywood-Traumfabrik: Eine junge Frau verliert bei einem Unfall ihr Gedächtnis und kann sich selbst an ihren Mann nicht erinnern. Der versucht ihre Liebe zurückzugewinnen. Der Plot von „Für immer Liebe" beruht allerdings auf einer wahren Begebenheit (www.focus. de/kultur/kino_tv/fuer-immer-liebe-die-wahre-geschichte-hinter-fuer-immer-liebe_id_4277561.html).

Выводы

Несмотря на такие существенные структурные особенности текстов в онлайн-СМИ, как нелинейность и мультимодальность, тексты новостей имеют преимущественно прежнюю жанровую композиционную и структурную специфику. Традиционная структура

«перевернутой пирамиды» сохраняется, но имеет менее четкое оформление, что может объясняться тесными интертекстуальными связями - как непосредственно в форме гиперссылок и в виде текстового окружения, так и связями в общем дискурсе новостной информации.

Жанр информационного материала в интернет-изданиях, а значит, и его специфическая форма, не является существенным фактором для ориентирования читателя в общей структуре издания. Более важную роль здесь играет временной и тематический критерий. Ориентирующую функцию новостной пирамиды в традиционных печатных СМИ в электронных изданиях берет на себя начальный информационный блок, состоящий из заголовка, лида, а также визуального материала, привлекающего внимание и дополнительно информирующего читателя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Москальская О. И. Грамматика текста : учеб. пособие по грамматике немецкого языка для для ин-тов и фак-тов иностр. яз. / О. И. Москальская. - М. : Высшая школа, 1981. - 183 с.

2. BurgerH. Mediensprache. Eine Einführung in Sprache und Kommunikationsformen der Massenmedien / H. Burger, M. Luginbühl. - 4. Auflage. - Berlin : Walter de Gruyter Verlag, 2014. - 532 S.

3. Gerhardt R. Lesebuch für Schreiber / R. Gerhardt - 6. Auflage - Frankfurt am Main : FAZ-Institut für Medienentwicklung und Kommunikation GmbH (IMK), 1999. - 435 S.

4. Meyer W. Zeitungspraktikum. Auszug aus der Loseblattsammlung. Journalismus von heute / W. Meyer - Percha : Verlag R. S. Schulz, 1985.

5. Pöttker H. Nachrichten und ihre kommunikative Qualität. Die „Umgekehrte Pyramide" - Ursprung und Durchsetzung eines journalistischen Standards / H. Pöttker // Publizistik, Vierteljahreshefte für Kommunikationsforschung. -48. Jg. Heft 4. - Opladen, 2003. - S. 414-418.

6. Abschied von der Nachrichtenpyramide // Agenturjournalismus.de - 2008. -URL : www.agenturjournalismus.de/news/45-nachrichtenpyramide.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.