Научная статья на тему 'Новостная журналистика в свете предметно-функционального подхода к дифференциации жанров'

Новостная журналистика в свете предметно-функционального подхода к дифференциации жанров Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3271
433
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новостная журналистика в свете предметно-функционального подхода к дифференциации жанров»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2008. № 5

ЖУРНАЛИСТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Г.В. Лазутина, С.С. Распопова

НОВОСТНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В СВЕТЕ ПРЕДМЕТНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА

К ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЖАНРОВ

Конец XX в. серьезным образом изменил структуру информационных потоков российских СМИ. Доминирующими в ней оказались не воспитательные тексты идеологической направленности, не развернутые пропагандистские материалы, как это было до начала 90-х годов, а более или менее краткие, более или менее оперативные сообщения о событиях в самых разных сферах действительности, складывающиеся в многоцветную мозаичную картину происходящего на земном шаре. Политика и бизнес, искусство и спорт, криминал и светская тусовка стали для журналистов главными направлениями поиска новостей. Отделы информации, существовавшие в советских газетах, теперь в большинстве своем стали так и называться: отделы новостей. Исследователи журналистики обратили пристальное внимание на опыт подготовки новостных материалов в зарубежных СМИ, для которых подобное наполнение информационных потоков вполне устойчивая черта.

Объяснение случившемуся проще простого: смена парадигмы общественного развития страны дала зеленый свет переменам во всех областях ее жизнедеятельности. И очень важно своевременно осмыслить характер таких перемен, осознать их роль в происходящих процессах. Тот факт, что изменения в российских СМИ совпали с очередным витком научно-технической революции, отмеченным бурным ростом новых коммуникационных технологий, а также с усилением тенденций к глобализации в мире, сделал особенно значительным их влияние на общественную жизнь. В условиях, когда человечество начинает осознавать себя как некое единство — население планеты Земля, — оперативное информирование, сопутствующее глобализации, становится во главу угла массовых информационных связей, поскольку в сложных процессах взаимодействия разных культур, разных сил именно оно способно во многом обеспечить устойчивость и динамику мирового порядка. Для исследователей журналистики все это в совокупности оборачивается новыми научно-теоретическими задачами.

На сегодняшний день в изучении новостей как феномена, имеющего ключевое значение для стремительно развивающейся информационной реальности, господствуют два направления:

структуралистско-семиотические и социологические подходы. Сторонники первых «рассматривают новости как речевые единицы информативно-коммуникационных процессов, разновидности текстов, знаков, кодов, благодаря которым реальные события транспонируются на уровень условного "картографирования" жизненных фактов»1. Сторонники вторых "изучают новости как элементы социокультурных процессов, связанных с объективно-историческими закономерностями в развитии общества и цивилизации в целом .

Полагая, что оба эти направления весьма продуктивны для пополнения "копилки знаний" о новостях, мы тем не менее видим смысл предложить вниманию научного сообщества еще один подход, ориентированный на выявление природы новости и природы новостной журналистики с помощью предметно-функциональных факторов дифференциации творчества.

Сущность предметно-функционального подхода

Истоки предлагаемого подхода связаны с идеями замечательного русского ученого М.М. Бахтина о связи жанра с действительностью. Пристальный взгляд Бахтина улавливает не только объектно-предметное многообразие действительности, но и его связь с многообразием отражающих эту действительность произведений. По мысли ученого, нельзя разрывать процесс видения и понимания действительности и процесс ее воплощения в форме определенного жанра. Между анекдотом, рассказом и романом как жанрами потому существует такой большой разрыв, что есть большой разрыв в масштабе и характере жизненных явлений, которые они запечатлевают. Действительность жанра и действительность, доступная жанру, органически связаны между собой.

Отталкиваясь от этих суждений, нетрудно заключить, что та или иная разновидность творчества задается объективными факторами действительности, и то, что мы обычно понимаем как жанровые признаки, есть не что иное, как более или менее отчетливое отражение этих факторов. В таком контексте причины, вызвавшие жанровую дифференциацию журналистского творчества, выглядят следующим образом.

Момент первый связан с тем, что социальный мир характеризуется все растущим многообразием объектов и еще большим многообразием предметов, представляющих собой проявление многогранности объектов и неисчерпаемости их развития. Для адекватного отображения особенностей этих объектов и предметов

1 Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999. С. 143.

2 Там же.

нужны свои средства. Отсюда и вывод: объектно-предметное многообразие действительности выступает как объективная причина, вызывающая многообразие разновидностей журналистского творчества, иначе говоря, становится фактором жанровой дифференциации.

Вторая объективная причина состоит в том, что журналистика является деятельностью полифункциональной, и это обусловлено жизненно важными системными потребностями общества. Чтобы реализовать свои разные функции, журналистика вырабатывает такие разновидности деятельности, в ходе которых создаются информационные продукты, способные наиболее адекватно удовлетворять соответствующие общественные потребности. Отсюда разная функциональная предназначенность журналистских материалов, предполагающая и разные действия при их создании, и разные средства.

Есть и третья объективная причина, вызывающая жанровую дифференциацию: лабильность порождающей модели журналистского творчества. Как известно, любой текст, будучи информационным продуктом, есть часть действительности и связан с ней отношениями трех типов: семантическими, прагматическими, синтактическими. Но являясь в то же время продуктом конкретного вида творческой деятельности (поэзия, музыка, публицистика, наука, творчество модельера и т.д.), этот текст характеризуется своей семантикой, прагматикой и синтактикой. Он несет в себе устойчивые черты продукта данного вида творчества, поскольку создание его направлялось соответствующей порождающей моделью творческой деятельности. Степень устойчивости порождающей модели в разных видах творчества оказывается различной — прежде всего в зависимости от особенностей действительности, на воспроизведение которой ориентирован вид творчества.

Журналист, как мы уже знаем, имеет дело с постоянно меняющейся действительностью, причем в условиях ее предельного объектно-предметного многообразия. Это и определило своеобразие порождающей модели журналистского творчества. Она изначально проявляет такую высокую меру реактивности, способности реагировать на метаморфозы объективной действительности и запросы общества, что обретает качества трансформера: становится изменчивой в определенных пределах, а именно в тех, которые задает сущность журналистской деятельности. Она трансформируется, сохраняя устойчивый признак, но конкретизируя его. И мы получаем ее варианты, каждый из которых требует своего "плана осуществления". Таким образом, лабильность порождающей модели оказывается третьим фактором жанровой дифференциации журналистского творчества.

Исследование журналистской практики на сегодняшнем этапе ее развития позволяет обнаружить шесть разновидностей журна-

листского творчества, каждая из которых предстает как определенная жанровая группа и соответствующий ей набор конкретных технологий деятельности. Новостная журналистика — одна из этих групп.

Общие предметно-функциональные характеристики новостных текстов

В соответствии с логикой предметно-функционального подхода прежде всего возникает необходимость четко определить, что именно является общим предметом отображения данной жанровой группы. Понятие "новость", как оно воспринимается на сегодняшний день, исчерпывающего ответа на этот вопрос не дает. Оно само требует осмысления, поскольку бытует в употреблении общества и в связи с журналистикой, и независимо от нее.

— Вы новость читали? Наш корабль на Марс запустили...

— Вы слышали новость? В магазин привезли... — и через час у деревенской лавки уже очередь.

Не всегда человеку интуитивно ясно, что новость есть особый феномен действительности. У него объективная природа, вполне определенный онтологический смысл: то, что возникло, произошло, то, чего не было, а теперь есть, — результат изменений, случившихся в жизни. Такой результат может иметь форму события (происшествие, действие, мероприятие, акция); решения (намерение, план, программа); подведения итогов деятельности (сводка, отчетный доклад, презентация).

Общим для всех перечисленных случаев является то, что в объективной реальности появляется факт, меняющий ранее сложившееся положение дел.

Знать о наиболее существенных из подобных изменений для человечества жизненно важно. Это его витальная потребность, без разрешения которой для общества невозможна уверенная ориентация в действительности.

Вот на пересечении двух таких проявлений объективного мира — его многообразия, разбросанности, постоянной изменчивости, с одной стороны, и потребности общества повышать надежность своей ориентации в этом мире — с другой, и возникла деятельность, нацеленная на поиск и сообщение новостей. Сегодня она является одним из стержневых направлений журналистики.

Таким образом, новость — не жанр журналистского произведения, а новый фрагмент реальности, меняющий привычный ход вещей и потому требующий в той или иной степени общественного внимания.

Новостная журналистика — разновидность журналистского творчества, призванная "ловить" такие изменения, определять, насколько они существенны, и делать всеобщим достоянием наиболее

значимые из них, учитывая особенности предмета отображения и функциональную предназначенность текста.

Поток новостей неисчерпаем, однако это вовсе не означает, что все они должны попадать в массовые информационные потоки, идущие по каналам СМК. Исторически сложились и существуют определенные критерии отбора новостей для публикации. Они обусловлены прежде всего значимостью происходящих перемен и задаются ключевым признаком журналистского произведения, обнаруживающим себя через его тему. Состоит данный признак в том, что тема любого журналистского текста есть конкретная реальная ситуация, так или иначе связанная с более широкой ситуацией проблемного характера, иначе говоря, с масштабной общественной проблемой. Эта устойчивая для журналистики особенность темы произведения самым непосредственным образом сказывается на формировании тех ориентиров, которые направляют процесс поиска и оценки изменений действительности — процесс поиска новостей, подлежащих распространению. В сущности, таких ориентиров — критериев отбора новостей для публикации — в профессиональной деятельности журналистов два:

1) новость должна нести в себе очевидный факт, существенно изменяющий реальную конкретную ситуацию;

2) изменение это должно быть соотносимо с масштабной общественной проблемой, касающейся многих людей, иметь то или иное значение для ее решения.

Именно эти два обстоятельства создают те свойства новости, которые осознаются людьми как актуальность и близость, вызывая общественный интерес. За ним (как всегда, когда речь идет об интересе) скрывается определенная потребность, в данном случае общественная потребность знать, что меняется в мире, чтобы люди могли строить свое поведение, учитывая случившиеся перемены. "Подогревать" интерес может высокая степень неожиданности происшедшего (сенсационность), ожидание его дальнейшего развития, участие в нем известных лиц, но рождается он названной потребностью. Назначение новостной журналистики состоит в том, чтобы удовлетворять эту потребность.

Осознанно или неосознанно журналист ориентируется на рассмотренные критерии, отыскивая в предметно-объектном многообразии мира ситуации в момент их очевидных социально значимых изменений. О них-то он и рассказывает в текстах, адресуемых широким массам своих сограждан. Эти ситуации могут существенно отличаться друг от друга по самым разным параметрам, но у них обязательно есть общая черта: все они переживают момент очевидного изменения, причем такого, которое по той или иной причине имеет значение для общества. Воспроизведенная в журналистских текстах, эта черта становится устойчивым признаком материалов данной жанровой группы. В силу того, что у всех у них

общий предмет отражения — момент очевидного изменения реальной конкретной ситуации, — они и осознаются аудиторией как носители новости. И о каких обстоятельствах ни идет в них речь, будь то происшествие, мероприятие или подведение итогов деятельности людей, во всех случаях главным в них оказывается факт, меняющий ситуацию, — сердцевина новости.

Можно сказать, таким образом, что общая особенность предмета отображения новостной журналистики состоит в том, что он всегда представляет собой реальную конкретную ситуацию в момент ее изменения, имеющего общественное значение. Соответственно функция новостной журналистики — информировать аудиторию, сообщать ей о таких переменах.

Основные жанровые модели новостных текстов

Надо учесть, однако, что изменения ситуации могут различаться не только по форме их проявления (событие, решение, подведение итогов деятельности), но и по масштабу и характеру, а главное по значимости. Чем серьезнее изменение, чем значительнее, тем важнее его немедленное оглашение. Новости такого типа принято рассматривать как "жесткие": работа с ними требует от журналиста высокой оперативности и внимания ко всем элементам ключевого факта. Новости второго типа называют "мягкими": они, как говорится, "терпят с опубликованием" и привлекают к себе интерес журналистов подробностями происшедшего, яркими деталями. Различение новостей по значимости неизбежно влияет на конкретные цели информирования, определяя его скорость, меру и характер (оперативно — менее оперативно, подробно — не подробно, наглядно — не наглядно, с оценкой — без оценки). По данной причине конкретная функциональная предназначенность журналистских произведений, несущих в себе сообщение о новостях, должна варьироваться, что требует соответствующих изменений и в структуре текста. Все это отражается в порождающей модели данной разновидности журналистского творчества, проявляясь как ее способность конкретизироваться применительно к коммуникативным намерениям субъекта творчества, определяемым предметом отражения и функциональной предназначенностью текста. В результате и возникает дифференциация жанров уже внутри новостной журналистики как особой разновидности журналистского творчества.

Отвечая общим критериям новостной журналистики, каждый из жанров этой группы характеризуется вместе с тем дополнительным своеобразием предмета и разной функциональной предназначенностью текста. Анализ публикаций, соответствующих критериям новости, позволяет сделать вывод, что сегодня в новостной журналистике бытует четыре группы текстов, в которых реализуются достаточно устойчивые жанровые модели. В практике отечествен-

ных СМИ за ними закрепились определенные названия: "краткая новостная заметка" ("информашка", "заметка", "новость", "жесткая новость"), "расширенная новостная заметка" ("мягкая новость", "расширенная информационная заметка" — иногда ее без достаточных оснований называют информационной корреспонденцией), "репортаж", "критическая заметка" ("острый сигнал"). Если построить таблицу, ориентированную на основные характеристики порождающей модели новостной журналистики, и отразить в ней особенности той или иной жанровой модели, можно получить обобщенный "портрет" текста соответствующего жанра. Попытаемся представить в табл. 1 жанровые модели краткой новостной заметки и заметки расширенной.

Таблица 1

Характеристики Жанр Предмет отображения Функциональная предназначенность текста Структура ЭВС Особенности организации текста

Краткая новостная заметка Ключевой факт, меняющий ситуацию, — "жесткая" новость Оповещение адресата (аудитории) Доминирует фактологический ряд текущего момента с тенденцией к детализации Композиция по типу "перевернутой пирамиды"

Расширенная новостная заметка Группа фактов, в которых проявилось изменение ситуации, — "жесткая" или "мягкая" новость Ориентирование адресата (аудитории) Фактологический ряд расширяется за счет фактов-причин, фактов-следствий и дополняется культурологическим материалом на уровне лексики Возникают варианты построения текста: "устойчивая пирамида", "песочные часы", "кольцевая композиция"

Таблица позволяет отчетливо увидеть: предмет отображения и в краткой новостной заметке, и в расширенной — изменение ситуации, проявляющееся как факт или как цепочка фактов. Поэтому и в структуре элементарных выразительных средств, которые при создании текста являются для журналиста своего рода "строительным материалом", главную роль играет фактологический ряд — смысловые единицы, используемые для передачи описательной информации. Благодаря им в тексте с той или иной мерой адекватности воспроизводятся реалии объективного мира. (Степень адекватности — то основание, по которому мы различаем в фактологическом ряду собственно факты, фактоиды — обозначение реалий, не полностью поддающихся проверке, и "эмпиризмы" — обобщения реалий в опыте, "на глазок".)

И все-таки в структуре ЭВС краткой новостной заметки и заметки расширенной есть весьма существенная разница. Причем дело не только в количестве смысловых единиц, отражающих он-

тологические факты, что обусловлено предметом отображения. Дело и в их качественных особенностях. В первом случае факт как смысловая единица отображает существо изменения ситуации и жестко фиксирует внимание на границах онтологического факта (кто—что—где—когда), при этом для полного его представления в тексте достаточно указания на него (номинация) и минимальной детализации. Во втором же случае ситуация воспроизводится в тексте шире, с помощью группы фактов как смысловых единиц, отображающих изменения реальности, разбросанные во времени и пространстве, но объединенные между собой причинно-следственными связями. Автор акцентирует эти связи, соответствующим образом выстраивая фактологический ряд. Восприятие читателя движется по цепочке: факт-повод, факт-причина, факт-деталь, факт-свидетельство, факт-следствие, может быть даже снова факт-повод, осознающийся как итог развития ситуации. При этом все они включены в культурологический контекст, дающий возможность увидеть связь ситуации с масштабной проблемой общества и понять значение перемен. Как правило, в текстах такого рода присутствуют и факты-высказывания эксперта, комментирующего происходящее.

Средством организации ЭВС в единый текст для журналиста выступает, как известно, композиция. Как видно из табл. 1, для краткой новостной заметки характерна композиция типа "перевернутая пирамида". В расширенной же новостной заметке вариантов композиционного решения произведений больше. Помимо кольцевой композиции здесь часто используется композиция типа "устойчивая пирамида" (подробный рассказ в хронологическом порядке). Еще один вариант композиционного решения — "песочные часы".

Может возникнуть вопрос: всегда ли новость представляет для аудитории интерес самим фактом изменения ситуации? Достаточно ли людям сведений только об этом?

Разумеется, нет. Иногда важно знать, как происходит такое изменение, представить себе его в подробностях. Чаще всего это бывает тогда, когда дело касается события, т.е. такого изменения, которое имеет начало, кульминацию и завершение, оборачиваясь в итоге новой реальностью, новой ситуацией. Коммуникативное намерение журналиста в подобных случаях связано со стремлением раскрыть, "как это было", дать ситуацию в развитии, отразить и динамику, и полифонию жизни. Функциональная предназначенность таких текстов состоит в том, чтобы включить адресата информации в события, позволить ему почувствовать себя причастным к происходящему.

Со всей очевидностью названные черты проявляются в публикациях, посвященных спортивным событиям: соревнованиям, матчам, чемпионатам. Как правило, событие здесь воспроизводит-

ся через ключевые моменты от начала и до конца, в этом своеобразие данной жанровой модели, известной как "репортаж".

Слово "репортаж" у всех на слуху, с ним связано бытовое представление людей о сообщении с места события. С понятиями "репортажное описание" и "репортажное повествование" мы сталкиваемся, когда ведем речь о методах предъявления информации в журналистском тексте. Однако репортаж как жанр и репортаж как метод письма — не одно и то же. Как метод предъявления информации репортажное письмо может быть использовано в материалах любого жанра, когда есть потребность наглядно воспроизвести эпизоды действительности, наблюдавшиеся журналистом. А как жанр репортаж — особая разновидность журналистского произведения с устойчивыми характеристиками. И предмет отображения, и функциональная предназначенность текста, и его структурно-композиционные особенности здесь специфичны — это может отчетливо показать табл. 2.

Таблица 2

Характеристики Жанр Предмет отображения Функциональная предназначенность текста Структура ЭВС Особенности организации текста

Репортаж Ситуация— событие в развитии Включение адресата в происходящее Ранжированный фактологический ряд: ф.-детали, ф.-действия, ф.-акценты (поворотные моменты), ф.-резуль-таты; культурологический ряд — образы и нормативы через экспрессивную лексику и ассоциации автора Композиция сюжетного произведения: экспозиция — завязка действия — развитие действия — кульминация — развязка

Случается, что границы события-ситуации во времени и пространстве бывают куда более протяженными, чем это доступно непосредственному наблюдению. И тогда журналист как бы вырезает в этом событии фрагмент, через который может показать суть происходящего изменения как через каплю морской воды показывают ее свойства в целом. Автор материала в таком случае выступает для адресата в качестве гида, представляющего в ситуации наиболее характерные моменты новизны. Однако жанр при этом сохраняет все свои устойчивые особенности.

Есть в новостной журналистике жанровая модель, которая не так часто грамотно используется, но ценится дорого и в журналистской среде, и у читателей. Речь о краткой критической заметке, называемой в обиходе "острый сигнал". Разговор, как правило, здесь касается негативного изменения ситуации. Автор не иссле-

дует эту ситуацию, он просто доводит до сведения читателей факт существующей для них угрозы, тем самым предупреждая об опасности и указывая на необходимость ликвидации непорядка. Если представить "портрет" этого жанра в таблице, то он будет выглядеть так (табл. 3).

Таблица 3

Характеристики Жанр Предмет отображения Функциональная предназначенность текста Структура ЭВС Особенности организации текста

Критическая заметка ("острый сигнал") Факт негативного изменения ситуации Побуждение к коррекции поведения Фактологический ряд представлен ключевым негативным фактом, смысл которого раскрывается с помощью культурологического ряда ЭВС (образы и нормативы) Композиция по типу "перевернутой пирамиды" или "песочных часов"

Как видим, это тоже новостная информация, но цель сообщения ее не сводится к оповещению, ориентированию или включению адресата в происходящее, хотя и то и другое и третье войдут как составляющие в коммуникативные намерения автора. И все-таки функциональная предназначенность такого текста предполагает открытое управляющее воздействие. Оно состоит в побуждении к коррекции поведения, направляемом в несколько адресов (тем, кому угрожает негативное изменение ситуации, и тем, кто его допустил). Осуществлению такого управляющего воздействия и служит использование в структуре ЭВС образов и нормативов, которые в комплексе рождают неприятие сложившейся негативной ситуации, готовность нейтрализовать ее.

Исчерпывают ли представленные здесь жанровые модели все реальное многообразие новостных текстов современной журналистики? Едва ли. Сегодня творческая деятельность журналиста развивается, испытывая на себе влияние многих обстоятельств, в том числе типологического и технологического характера. В связи с этим разные средства массовой информации, отражающие разные сферы действительности с помощью разных коммуникативных каналов, обзаводятся собственным набором жанров, в частности и новостных. Это стало уже вполне определившейся тенденцией. Но в основе своей все возникающие таким образом вариации новостных жанров неизбежно восходят к тем жанровым моделям, которые сформировала за время развития новостной журналистики объективная действительность. Если представить их в виде матрицы, отражающей их первичные признаки, которые восходят к объ-

ективным факторам дифференциации, мы получили такую таблицу. Специфика этих жанровых моделей уже закрепилась в опреде-

Таблица 4

Функцианальное предназначение текста Предмет отображения Оповещение Ориентирование Включение в происходящее Побуждение к коррекции поведения

Ключевой факт, меняющий ситуацию Краткая новостная заметка

Цепочка фактов, меняющих ситуацию Расширенная новостная заметка

Ситуация — событие в развитии Репортаж

Негативное изменение ситуации Критическая заметка ("острый сигнал")

ленных ожиданиях аудитории и в способе творческой деятельности — в процессе работы, в ее методах, в профессионально-этических ориентирах, которыми направляется журналистское поведение. Способ, определяемый порождающей моделью творчества, вслед за ее трансформацией тоже меняется: конкретизируется применительно к предмету и функциональной предназначенности текстов. Возникает технология новостной журналистики как носитель общих особенностей этой разновидности деятельности. Что же характеризует ее?

Технология работы над материалами новостных жанров

Едва ли не главным обстоятельством, которое определяет специфику работы журналиста, специализирующегося на новостных жанрах, является лимит времени, отпущенного на подготовку публикации: оно стремится к минимуму. Ориентация на оперативность в сочетании с особенностями предмета отображения новостной журналистики с неизбежностью влечет за собой сокращение объема задач, решаемых журналистом в ходе творческого процесса. Это сказывается прежде всего на характере начальной, познавательной стадии деятельности. Она в новостной журналистике наименее продолжительна и наиболее похожа на то, что называется сбором фактов, хотя на самом деле только к нему не сводится. Суть в том, что предметом познания для журналиста в данном случае является именно новость — факт или цепочка

фактов, меняющих сложившуюся жизненную ситуацию. Соответственно целевые познавательные задачи здесь следующие:

1) установить этот факт в определяющих его границах (всем известно, что они осознаются на практике как ответы на вопросы: кто? что? где? когда?);

2) понять, насколько значимые изменения данный факт вызывает (тут приходится ответить себе на вопросы: почему? зачем? что отсюда следует?).

Чтобы решить такие задачи, нужны определенные усилия, в том числе и напряженная работа мысли. Однако глубокого собственного проникновения журналиста в неочевидные связи фактов тут не требуется, оно вполне может быть компенсировано сотрудничеством с более осведомленными лицами — участниками и свидетелями происходящего или экспертами, готовыми его прокомментировать. Поэтому познавательная деятельность репортера чаще всего протекает как целенаправленное ознакомление с ситуацией и опирается на здравый смысл — присущую человеку способность к размышлению. Это проявляет себя прежде всего в структуре методов познания. На первом месте тут методы эмпирические, ориентированные на добычу информации о действительности в непосредственном или опосредованном контакте с нею. Ведущее место среди них занимают традиционные журналистские методы получения сведений: беседа, наблюдение, проработка документов.

Главная трудность познавательной стадии в деятельности репортера связана с поиском новости. Первый этап творческого процесса здесь состоит как раз в этом: найти новость, найти то изменение в положении дел на социально значимых объектах действительности, которое представляет собой общественный интерес. Отсюда значение для журналиста этого профиля двух обязательных качеств:

1) умения ориентироваться в социальных процессах;

2) знания структуры информационной среды.

Речь в данном случае идет не о тех формах государственной и общественной информационной поддержки сотрудников СМИ, которые всем хорошо известны: пресс-конференции, брифинги, презентации, пресс-релизы, специализированные информационные бюллетени, экстренные рассылки по факсу или электронной почте. Конечно, роль их для репортера, как и для всякого журналиста, трудно переоценить, но они не заменяют тех источников информации, благодаря которым добывается эксклюзив — сведения, пока никому, кроме участников нового события, не известные.

Один вариант таких источников — "предметно-вещественная среда". Использование источников этого типа имеет спонтанный характер и предполагает уже сформированную у журналиста пси-

хологическую установку на постоянное и осознанное аудиовизуальное восприятие окружающих реалий. При этом условии их зрительно различимые сигналы действуют на журналиста как импульс, тотчас же вызывающий начало творческого процесса.

Другой тип — "человек" (его еще называют "живой источник", "персонифицированный источник"). Применительно к новостной журналистике это лицо, которое имеет непосредственное отношение к рождению новости, являясь либо участником изменения действительности в том или ином качестве, либо непосредственным свидетелем, либо представителем структуры, фиксирующей изменения такого рода. За источником этого типа закрепилось определенное наименование — ньюсмейкер (делатель новостей, держатель новостей). Работа по поиску новости для журналиста — это прежде всего работа с ньюсмейкерами, предполагающая свободную ориентацию в их среде, отлаженные контакты, отработанные условия сотрудничества с ними в качестве информаторов.

Свободная ориентация в среде ньюсмейкеров возможна для журналиста только тогда, когда он хорошо представляет себе основные предприятия, учреждения и организации той сферы действительности, которую он "ведет" как определенное тематическое направление. И не просто представляет, но знает проблемы и планы этих структур, их кадровый состав, отношение их главных действующих лиц к средствам массовой информации. Этого легко достичь, когда отлажены контакты, т.е. существует устойчивая система связи с ключевыми фигурами предприятий и организаций: номера телефонов, адреса электронной почты, почтовый адрес. Создание подобной базы данных — дело не быстрое, кропотливое, даже надоедливое, поскольку требует постоянного обновления материала. Зато и выигрыш огромный: такая база данных — незаменимый помощник репортера, особенно если в ней существует рубрикация, направляющая поиск ньюсмейкеров: официальные лица; эксперты; добровольные помощники прессы; информаторы — лица, с которыми заключен контракт на отслеживание событий. Дело в том, что сегодня ряд редакций предусматривает в своем бюджете материальное поощрение сигналов о новостях с мест, закрепляя найденные контакты и сообщая контактерам статус постоянных информаторов. Чем гуще сеть информаторов, тем богаче поток новостей, поступающих к журналисту для анализа и отбора.

Но и при наличии собственной базы данных репортер должен быть озабочен созданием "карты накопителей новостей" — сети тех структур, в которые естественным образом стекаются сведения о событиях в разных сферах действительности. Таких структур в обществе немало, причем для информации о благоприятных и о неблагоприятных изменениях существуют разные "накопители", и журналисты осведомлены о них в разной мере.

Определиться с поиском и освоением источника новости в каждом конкретном случае журналисту тем легче, чем надежнее общий алгоритм, выработанный для этой цели. В основу его могут быть положены три заповеди, которых придерживаются многие репортеры, — "Смотреть во все глаза. Слушать во все уши. Предвидеть все, что можно предвидеть".

Вторая стадия творческого акта в новостной журналистике тоже отмечена существенными особенностями, которые связаны с ориентацией на оперативность, заложенной в психологическую установку журналиста новостного профиля. Она приводит к такой интенсификации профессиональных действий, что многие из них совершаются на уровне подсознания и обнаруживают себя только в продукте деятельности. Это относится прежде всего к действиям по переработке первичных сведений, полученных из реальности, в текст, отвечающий признакам новостного журналистского материала. Репортер должен за считанные минуты проанализировать данные, систематизировать их, понять их значение, отобрать ключевые факты и выстроить так, чтобы содержание создаваемого произведения максимально адекватно отражало действительность. Ведь журналистский текст по определению — носитель оперативного знания о событиях в мире, которое предназначено для повышения надежности социальной ориентации, а следовательно, он должен отвечать определенным критериям надежности. С одной стороны, максимум оперативности, с другой — максимум надежности... Это то противоречие репортерской деятельности, которое в реальной практике журналистов нередко дает себя знать ошибками, срывами, стрессами, но тем не менее движет развитие репортерского творчества, революционизируя его инструментарий и технический, и интеллектуальный. Чем лучше вооружен на этот счет журналист, тем легче он преодолевает на личностном уровне указанное противоречие. Достигается и высокая скорость, и высокое качество работы благодаря повышенной интенсивности умственных действий, задаваемой психологической установкой.

Но "спресованность" операций процесса создания текста — не единственное специфическое свойство этой стадии работы в новостной журналистике. Второе не менее примечательно: оно состоит в автоматическом отборе методов предъявления информации, ориентированном на лаконизм текста. Доминирующими методами воплощения ЭВС фактологического ряда для журналиста новостного профиля являются констатация (указание на факт, его номинация), реконструктивное или репортажное повествование (воспроизведение последовательности этапов происходящего, действий его участников); характеристика (воспроизведение фрагмента реальности уже не через внешние, поддающиеся наблюдению его проявления, а непосредственно со стороны сущности, установленной с помощью работы авторской мысли).

А вот репортажное описание используется гораздо реже, как правило, только для того чтобы представить в тексте лицо, выступающее в качестве эксперта, комментирующего событие. Парадоксально, но факт: даже в репортаже как жанре репортажное письмо, представляющее собой синтез репортажного повествования и ре-портажного описания, далеко не всегда является основным методом.

Культурологические ЭВС в новостных материалах используются в малой степени, и методом их предъявления здесь чаще всего выступает словесная инкрустация (использование образной лексики, несущей в себе память о прошлом социальном опыте), реже встречается апеллирование (отсылка к какому-либо произведению человеческой мысли, представляющему собой фрагмент социального опыта). Оба эти метода экономичны по определению и потому удобны и достаточны в условиях оперативного создания лаконичных материалов.

Отмечена технология новостной журналистики и некоторым своеобразием применяемого здесь технического инструментария. Репортеры как никто иной из журналистов нуждаются в средствах высокоскоростной связи. Поэтому они и составляют в своей профессии "передовой отряд" пользователей новой техники, восприимчивый ко всем новшествам современных коммуникационных технологий. Простой ли мобильник появляется у человечества, смартфон ли, портативный компьютер или цифровая фотокамера, первыми в журналистике интерес к ним проявляют репортеры. От того, насколько оснащены они техникой такого рода, в конечном счете зависит конкурентоспособность того СМИ, в котором они работают.

Модификация четвертого компонента способа творческой деятельности журналиста — профессионально-этических ориентиров, направляющих профессиональное поведение, обнаруживает себя в новостной журналистике в нескольких аспектах, а именно в том, как происходит самоопределение профессионального долга; по каким направлениям формируется представление о профессиональной ответственности; какие актуализируются профессионально-этические нормы.

Понятие "самоопределение профессионального долга" отражает процесс, который идет в журналистике в связи с тем, что поле деятельности работников СМИ неоднородно. В рамках общего представления о профессиональном долге как добровольных обязательствах журналистского сообщества перед обществом в целом каждое средство массовой информации (да и каждый журналист) осознанно или неосознанно формирует "свое, приближенное к реальным условиям деятельности представление о профессиональном долге, ориентируясь на особенности отражаемой сферы действительности, на состав и ожидания аудитории, на концепцию

издания и свою идейно-политическую платформу"3. В итоге в этих случаях по отношению к общему представлению о профессиональном долге возникают дополнительные моменты, в чем-то конкретизирующие его, в чем-то расширяющие, обогащающие. В новостной журналистике как специфическая грань формулы профессионального долга складывается обязательство не только "гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности"4, но и давать ее своевременно, оперативно, полно по отношению к общей картине перемен.

Потому и зона ответственности репортера не только качество заметки, которую он отправляет в массовые информационные потоки, но и время ее подготовки, и скорость доставки, и даже место на полосе. При этом жесткие условия деятельности ставят его в положение, когда резко увеличивается риск ошибки. Противостоять ему может только повышенная ответственность. В связи с нею актуализируются в новостной журналистике профессионально-этические принципы и нормы, которые ориентируют поведение журналиста на максимум ответственности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все рассмотренные выше особенности присутствуют в процессе работы над любой жанровой моделью этой разновидности журналистского творчества. Однако при создании некоторых жанровых моделей просматривается еще один уровень модификации способа творчества: формируется технология работы в конкретном жанре. Это относится прежде всего к репортажу.

То обстоятельство, что функциональная предназначенность репортажа предполагает включение адресата в происходящее, т.е. его активную эмоциональную реакцию, расширяет круг задач журналиста в процессе творчества. Чтобы репортаж мог выполнить свою предназначенность, его автор должен не только сообщить о фактах реальности, но и передать адресату информации впечатления, переживания, эмоции участников происходящего, в том числе и свои. Лишь в этом случае сработает механизм эмоционального заражения, благодаря которому между журналистом и читателем (зрителем, слушателем) возникнет "эмоциональный мост". Не столько "эффект присутствия", сколько эффект сопереживания способен вовлечь аудиторию в происходящее посредством журналистского материала — включить ее как активную силу в социальный процесс. Это и влечет за собой необходимость расширения круга методов творчества при создании репортажа и на стадии познавательной деятельности, и на стадии создания текста. Домини-

3 Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М., 2006. С. 128.

4 Право и этика в работе журналиста. Екатеринбург, 1996. С. 198.

7 ВМУ, журналистика, № 5

рующими становятся наблюдение и описание, посредством которых достигается полифония текста5.

Существенно и то, что в момент начала работы над репортажем журналист может оказаться на разных позициях по отношению к предмету отображения, в качестве которого, как мы помним, выступает ситуация-событие в развитии. Одно дело, когда событием является плановое мероприятие, к освещению которого можно подготовиться заранее, поскольку оно предвидимо и ожидаемо. Совсем другое, если событием стало происшествие: оно всегда застает врасплох, поскольку неожиданно и непредсказуемо. Поэтому журналист, специализирующийся на работе в жанре репортажа, должен обладать способностью оперативно обогащать конкретную технологию деятельности за счет использования всего арсенала средств, предусматриваемых способом журналистского творчества. Хороший репортер тот, кого ни одно событие не повергнет в растерянность.

Подводя итог сказанному, подчеркнем: являясь посредником между новостью и удаленными от нее людьми, журналист адаптирует их ко всему НОВОМУ. Это сложная миссия, так как человек по своей природе и любознателен, и консервативен, всякая новинка неизбежно вызывает в нем настороженность. Но вместе с тем это и великая миссия, так как мир движется новыми событиями и через новые события, а поэтому отстраненность от новостей всегда чревата не только потерей точной ориентации в действительности, но и застоем, остановкой в развитии.

Поступила в редакцию

28.04.2008

5 Термин принадлежит молодому исследователю Д. Кульчицкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.