УДК 72.007
Л.В. Котович, г. Новосибирск
Новосибирский архитектор Павел Александрович Лесневский:
штрихи к портрету
Аннотация
Статья посвящена отдельным фрагментам биографии новосибирского архитектора Павла Александровича Лесневского, свидетельства о которых отложились в фамильном фонде Лесневских в музее Железнодорожного района г. Новосибирска. На основе имеющихся документов показано, что П.А. Лесневский в годы Великой Отечественной войны выступал одним из архитекторов-проектировщиков ряда промышленных объектов на омском заводе № 174 и Новосибирском авиастроительном заводе им. В. Чкалова. В послевоенные годы он выполнял планировочные работы по Новосибирскому автозаводу. Упоминается также дискуссия вокруг проекта стадиона «Спартак» — одного из первых спортивных сооружений в Новосибирске — в которой принимал участие П.А. Лесневский.
Ключевые слова: новосибирский архитектор, архитектор П.А. Лесневский, спортивные объекты, строительство в годы Великой Отечественной войны, промышленное строительство
В статье мы использовали материалы фамильного фонда семьи Лесневских, имеющегося в музее Железнодорожного района, филиале Музея города Новосибирска. Соглашаясь с суждением о том, что «архитекторы как подотряд технической интеллигенции слабо представлены в современной отечественной историографии» [4, с. 232], представлю несколько сюжетов биографии новосибирского архитектора П.А. Лесневского в период 1930—40-х гг. Представитель династии Лесневских — Павел Александрович Лесневский (рис. 1) — был архитектором-проектировщиком и принимал участие в проектировании важных промышленных объектов, которые относятся к трем периодам: до Великой Отечественной войны, в годы Великой Отечественной и в первые послевоенные годы.
Обратимся к первому периоду. С введением пятилетних планов в 1929 г. вопрос градостроения в СССР вновь стал актуальным. В первую пятилетку основное внимание было сосредоточено на промышленных предприятиях и создание городов «с нуля» — наиболее известным экспериментом в этом смысле стал уральский город Магнитогорск, крупный сталелитейный центр [1, с. 21]. Наш город к этому времени уже имел опыт промышленного развития, но именно 1930-е гг. — «звездные годы для Новосибирска — его путевка в жизнь. Размещение в тридцатые годы в городе промышленных предприятий, определявших перспективное направление технического прогресса, стало судьбоносным для его будущности» [3, с. 106]. При конструировании советского общества ставилась также задача, чтобы граждане страны Советов жили «в упорядоченном, удобном и красивом городе» [1, с. 26], где могли бы работать и отдыхать. В последнем случае важное место отводилось занятиям физкультурой и спортом. Для этой цели в Новосибирске к 1927 г. был построен крупнейший в Сибири стадион «Спартак», который уступал только иркутскому [2, с. 822]. Строительство стадиона сопровождалось бурными дебатами, в которых принимал участие П.А. Лесневский. Проект строительства стадиона вызвал серьезные споры в профессиональной среде. Консультант Центрального совета Спортивного общества «Спартак» архитектор Н. Звегильский подверг проект критике и, как пишет П.А. Лесневский, обви-
нил «в «дурном вкусе» Архитектурно-планировочный совет при Горсовете Новосибирска» [7, л. 1]. Павел Александрович категорически не согласился с выводами коллеги, полагая «совершенно не авторитетным заключение одного консультанта архитектора по проекту стадиона, строительство которого имеет сметную стоимость более 1 миллиона руб.». Он настаивал на том, что «проекты/ такого объема строительства должны/ рассматриваться и утверждаться специальной комиссией или архитектурным советом, представленным несколькими инженерами-архитекторами со стажем по физкультурным сооружениям и с наличием представителя от проектирующей организации» [7, л. 1 об.].
Второй период был связан с выполнением П.А. Лесневским работ по размещению эвакуированных предприятий. Так, в карточное бюро (учреждения, занимавшиеся распределением нормированных товаров в 1940-е гг.) завода № 174 в 1944 г. было направлено распоряжение: «Срок командировки архитектора Всесоюзной конторы Промстройпроекта тов. Лесневского Павла Александровича, вызванного заводом № 174 для проектирования спецобъекта по решению ГКО, заводом продлен с 25. 08. по 1.9. Вследствие этого, просим выдать тов. Лесневскому дополнительные рейсовые талоны на хлеб» [5, Л. 1]. Завод № 174, как известно, работал в г. Омске и осуществлял производство среднего танка Т-34 [8]. Юрий Павлович Лесневский — сын П.А. Лесневского — вспоминает, что его отец также принимал участие в проектировании ряда объектов авиастроительного завода имени В. Чкалова в Новосибирске.
И, наконец, в первые послевоенные годы Павел Александрович Лесневский был одним из проектировщиков автозавода в Новосибирске. Приказом № 54 по Государственной Всесоюзной конторе «Сиб-промстройпроект» гор. Новосибирска 18 мая 1946 г. он был откомандирован «в распоряжение Новоси-бирскпромстроя, сроком на 2 месяца для выполнения планировочных работ по Новосибирскому Автозаводу» [6, л. 1]. Однако этому проекту не суждено было реализоваться. 25 сентября 1948 г. Совет министров СССР принял постановление «О строительстве завода № 250» и обязал Министерство автомобильной и тракторной промышленности СССР передать Пер-
вому главному управлению при Совете министров СССР площадку строительства автозавода в Новосибирске со всеми зданиями и вспомогательными сооружениями, освободить все производственные помещения завода от имеющегося оборудования и других материальных ценностей [9, с. 216]. На месте несостоявшегося автомобильного завода появилось первое предприятие атомной промышленности, сооруженное в Сибири — Новосибирский завод № 250 (затем предприятие п/я-80, ныне завод Химконцен-тратов).
Представленные сюжеты позволяют говорить о том, что П.А. Лесневский был достойным продолжателем своего отца — А.А. Лесневского. Александр Адольфович Лесневский — инженер-межевщик, который с 1896 г. работал над планами пос. НовоНиколаевского и разработал направления основных магистралей города Новониколаевска-Новосибирска.
Список использованных источников
1. Берендс Я.К. Строительство новой Москвы: меняющийся символ советской модерности // Новое литературное обозрение. — 2015. — № 133. — С. 21—34.
2. История города. Новониколаевск — Новосибирск.
Исторические очерки. Т. II. — Новосибирск: Издательский дом «Историческое наследие Сибири»,
2005. — 864 с.
3. История города. Новониколаевск — Новосибирск. Исторические очерки. — Том II. — Новосибирск: Издательский дом «Историческое наследие Сибири»,
2006. — 640 с.
4. Кузеванов В.С. Сибирские архитекторы в 1930—1950-е гг.: профессиональная деятельность, социальные институты и повседневные практики (на материалах Омска и Новосибирска): Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — Омск, 2015. — 272 с.
5. МБУ МИРЖР КП ОФ — 16/27.
6. МБУ МИРЖДР КП ОФ — 16/9 осн. ф.
7. МБУ МИРЖДР КП ОФ — 16/13. 1об.
8. Омский завод транспортного машиностроения. История завода. — и^: http://transmash-omsk.ru/ node/28 (дата обращения: 6.05.2016).
9. Савицкий И.М. Атомная промышленность в Сибири в условиях «холодной войны» (1948—1965 гг.) // Власть и общество в Сибири в XX веке. — Новосибирск: НГУ, 2010. — С. 214—237.
Рис. 1. Павел Александрович Лесневский (МИРЖДР КП ОФ — 16/13. Л. 4)