Научная статья на тему 'Новосибирский архитектор Павел Александрович лесневский: штрихи к портрету'

Новосибирский архитектор Павел Александрович лесневский: штрихи к портрету Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
218
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОСИБИРСКИЙ АРХИТЕКТОР / АРХИТЕКТОР П.А. ЛЕСНЕВСКИЙ / СПОРТИВНЫЕ ОБЪЕКТЫ / СТРОИТЕЛЬСТВО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ / ПРОМЫШЛЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Котович Лидия Владимировна

Статья посвящена отдельным фрагментам биографии новосибирского архитектора Павла Александровича Лесневского, свидетельства о которых отложились в фамильном фонде Лесневских в музее Железнодорожного района г. Новосибирска. На основе имеющихся документов показано, что П.А. Лесневский в годы Великой Отечественной войны выступал одним из архитекторов-проектировщиков ряда промышленных объектов на омском заводе № 174 и Новосибирском авиастроительном заводе им. В. Чкалова. В послевоенные годы он выполнял планировочные работы по Новосибирскому автозаводу. Упоминается также дискуссия вокруг проекта стадиона «Спартак» одного из первых спортивных сооружений в Новосибирске в которой принимал участие П.А. Лесневский.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Котович Лидия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Novosibirsk Architect Pavel Alexandrovich Lesnievskiy: Touches to the Portrait

The article is about the individual biographical moments of Novosibirsk architect Pavel Alexandrovich Lesniewskiy. The records about these moments are saved in the family Fund in the Museum of Zheleznodorozhniy district of Novosibirsk. P. A. Lesniewskiy participated in the discussion on the project of the stadium Spartak, was the designer of a special object in the factory № 174 and the plant named after Chkalov, he had carried out planning work at the Novosibirsk Automobile plant.

Текст научной работы на тему «Новосибирский архитектор Павел Александрович лесневский: штрихи к портрету»

УДК 72.007

Л.В. Котович, г. Новосибирск

Новосибирский архитектор Павел Александрович Лесневский:

штрихи к портрету

Аннотация

Статья посвящена отдельным фрагментам биографии новосибирского архитектора Павла Александровича Лесневского, свидетельства о которых отложились в фамильном фонде Лесневских в музее Железнодорожного района г. Новосибирска. На основе имеющихся документов показано, что П.А. Лесневский в годы Великой Отечественной войны выступал одним из архитекторов-проектировщиков ряда промышленных объектов на омском заводе № 174 и Новосибирском авиастроительном заводе им. В. Чкалова. В послевоенные годы он выполнял планировочные работы по Новосибирскому автозаводу. Упоминается также дискуссия вокруг проекта стадиона «Спартак» — одного из первых спортивных сооружений в Новосибирске — в которой принимал участие П.А. Лесневский.

Ключевые слова: новосибирский архитектор, архитектор П.А. Лесневский, спортивные объекты, строительство в годы Великой Отечественной войны, промышленное строительство

В статье мы использовали материалы фамильного фонда семьи Лесневских, имеющегося в музее Железнодорожного района, филиале Музея города Новосибирска. Соглашаясь с суждением о том, что «архитекторы как подотряд технической интеллигенции слабо представлены в современной отечественной историографии» [4, с. 232], представлю несколько сюжетов биографии новосибирского архитектора П.А. Лесневского в период 1930—40-х гг. Представитель династии Лесневских — Павел Александрович Лесневский (рис. 1) — был архитектором-проектировщиком и принимал участие в проектировании важных промышленных объектов, которые относятся к трем периодам: до Великой Отечественной войны, в годы Великой Отечественной и в первые послевоенные годы.

Обратимся к первому периоду. С введением пятилетних планов в 1929 г. вопрос градостроения в СССР вновь стал актуальным. В первую пятилетку основное внимание было сосредоточено на промышленных предприятиях и создание городов «с нуля» — наиболее известным экспериментом в этом смысле стал уральский город Магнитогорск, крупный сталелитейный центр [1, с. 21]. Наш город к этому времени уже имел опыт промышленного развития, но именно 1930-е гг. — «звездные годы для Новосибирска — его путевка в жизнь. Размещение в тридцатые годы в городе промышленных предприятий, определявших перспективное направление технического прогресса, стало судьбоносным для его будущности» [3, с. 106]. При конструировании советского общества ставилась также задача, чтобы граждане страны Советов жили «в упорядоченном, удобном и красивом городе» [1, с. 26], где могли бы работать и отдыхать. В последнем случае важное место отводилось занятиям физкультурой и спортом. Для этой цели в Новосибирске к 1927 г. был построен крупнейший в Сибири стадион «Спартак», который уступал только иркутскому [2, с. 822]. Строительство стадиона сопровождалось бурными дебатами, в которых принимал участие П.А. Лесневский. Проект строительства стадиона вызвал серьезные споры в профессиональной среде. Консультант Центрального совета Спортивного общества «Спартак» архитектор Н. Звегильский подверг проект критике и, как пишет П.А. Лесневский, обви-

нил «в «дурном вкусе» Архитектурно-планировочный совет при Горсовете Новосибирска» [7, л. 1]. Павел Александрович категорически не согласился с выводами коллеги, полагая «совершенно не авторитетным заключение одного консультанта архитектора по проекту стадиона, строительство которого имеет сметную стоимость более 1 миллиона руб.». Он настаивал на том, что «проекты/ такого объема строительства должны/ рассматриваться и утверждаться специальной комиссией или архитектурным советом, представленным несколькими инженерами-архитекторами со стажем по физкультурным сооружениям и с наличием представителя от проектирующей организации» [7, л. 1 об.].

Второй период был связан с выполнением П.А. Лесневским работ по размещению эвакуированных предприятий. Так, в карточное бюро (учреждения, занимавшиеся распределением нормированных товаров в 1940-е гг.) завода № 174 в 1944 г. было направлено распоряжение: «Срок командировки архитектора Всесоюзной конторы Промстройпроекта тов. Лесневского Павла Александровича, вызванного заводом № 174 для проектирования спецобъекта по решению ГКО, заводом продлен с 25. 08. по 1.9. Вследствие этого, просим выдать тов. Лесневскому дополнительные рейсовые талоны на хлеб» [5, Л. 1]. Завод № 174, как известно, работал в г. Омске и осуществлял производство среднего танка Т-34 [8]. Юрий Павлович Лесневский — сын П.А. Лесневского — вспоминает, что его отец также принимал участие в проектировании ряда объектов авиастроительного завода имени В. Чкалова в Новосибирске.

И, наконец, в первые послевоенные годы Павел Александрович Лесневский был одним из проектировщиков автозавода в Новосибирске. Приказом № 54 по Государственной Всесоюзной конторе «Сиб-промстройпроект» гор. Новосибирска 18 мая 1946 г. он был откомандирован «в распоряжение Новоси-бирскпромстроя, сроком на 2 месяца для выполнения планировочных работ по Новосибирскому Автозаводу» [6, л. 1]. Однако этому проекту не суждено было реализоваться. 25 сентября 1948 г. Совет министров СССР принял постановление «О строительстве завода № 250» и обязал Министерство автомобильной и тракторной промышленности СССР передать Пер-

вому главному управлению при Совете министров СССР площадку строительства автозавода в Новосибирске со всеми зданиями и вспомогательными сооружениями, освободить все производственные помещения завода от имеющегося оборудования и других материальных ценностей [9, с. 216]. На месте несостоявшегося автомобильного завода появилось первое предприятие атомной промышленности, сооруженное в Сибири — Новосибирский завод № 250 (затем предприятие п/я-80, ныне завод Химконцен-тратов).

Представленные сюжеты позволяют говорить о том, что П.А. Лесневский был достойным продолжателем своего отца — А.А. Лесневского. Александр Адольфович Лесневский — инженер-межевщик, который с 1896 г. работал над планами пос. НовоНиколаевского и разработал направления основных магистралей города Новониколаевска-Новосибирска.

Список использованных источников

1. Берендс Я.К. Строительство новой Москвы: меняющийся символ советской модерности // Новое литературное обозрение. — 2015. — № 133. — С. 21—34.

2. История города. Новониколаевск — Новосибирск.

Исторические очерки. Т. II. — Новосибирск: Издательский дом «Историческое наследие Сибири»,

2005. — 864 с.

3. История города. Новониколаевск — Новосибирск. Исторические очерки. — Том II. — Новосибирск: Издательский дом «Историческое наследие Сибири»,

2006. — 640 с.

4. Кузеванов В.С. Сибирские архитекторы в 1930—1950-е гг.: профессиональная деятельность, социальные институты и повседневные практики (на материалах Омска и Новосибирска): Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — Омск, 2015. — 272 с.

5. МБУ МИРЖР КП ОФ — 16/27.

6. МБУ МИРЖДР КП ОФ — 16/9 осн. ф.

7. МБУ МИРЖДР КП ОФ — 16/13. 1об.

8. Омский завод транспортного машиностроения. История завода. — и^: http://transmash-omsk.ru/ node/28 (дата обращения: 6.05.2016).

9. Савицкий И.М. Атомная промышленность в Сибири в условиях «холодной войны» (1948—1965 гг.) // Власть и общество в Сибири в XX веке. — Новосибирск: НГУ, 2010. — С. 214—237.

Рис. 1. Павел Александрович Лесневский (МИРЖДР КП ОФ — 16/13. Л. 4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.