Труда, Лауреаты Государственной премии, заслуженные металлурги Российской Федерации: Первый секретарь Обкома Кемеровской области Н. С. Ермаков, награжденный медалью «Золотая Звезда», директор Кузнецкого металлургического комбината А. Ф. Кузнецов, Герои Социалистического труда М. М. Привалов, А. Г. Картавых, Н. В. Коняхин, И. И. Ананенко. Техникум гор-
дится своими династиями металлургов: Сорокины, Коняхины, Чалковы и др.
В своей каждодневной работе коллектив Кузнецкого металлургического техникума реализует свою главную задачу — готовит компетентных специалистов, способных, востребованных на рынке труда вне зависимости от социально-экономической ситуации.
НОВОКУЗНЕЦКОМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ КОЛЛЕДЖУ № 2 - 70 ЛЕТ
Л. Ф. Резанова, директор ГОУ СПО «Новокузнецкий педагогический колледж № 2»
1944 год. Идет Великая Отечественная война, суровые военные годы. Наша страна испытывала тяжелейшие военные трудности. Люди фронта и тыла делали все возможное и невозможное, чтобы приблизить День Победы. И вот в это военное время партия и правительство думают о развитии нашей страны в мирное время. Именно в этот период, а точнее 9 января 1944 года, выходит Постановление Совета народных комиссаров РСФСР № 33 «О расширении сети детских садов и улучшении их работы, об открытии педагогических училищ».
Согласно этому постановлению, 17 апреля 1944 года Исполкомом Кемеровского областного Совета принято решение: «Обязать Облоно т. Чистякова В. Н. и Исполком Сталинского Городского Совета в соответствии с Постановлением СНК РСФСР от 09 января 1944 года за № 33 открыть с 01 сентября 1944 года в г. Сталинске дошкольное училище с плановым контингентом на 19441945 учебный год — 90 человек».
Облоно по согласованию со Сталинским Гороно назначил директором открывающегося училища Надежду Константиновну Горлову, имеющую два высших образования: Ленинградского государственного педагогического института и Московского государственного библиотечного института. Она собиралась поступать в аспирантуру, но война изменила эти планы. Надежда Константиновна окончила курсы
- 60
медсестер, но на фронт ее не взяли из-за большой близорукости. В октябре 1941 года она приехала в город Сталинск, стала работать в школе. Среди учителей выделялась своей эрудицией, знанием психологии воспитанников, коллег, организаторскими способностями, что и послужило основой для выдвижения ее на должность директора училища.
Надежда Константиновна вспоминает: «С глубокой озабоченностью вышла я из Горо-но с приказом на руках, что являюсь директором училища. С чего начинать? Нет ни помещения, ни мебели, ни пособий, ни кадров». В военное время все это организовать, обеспечить было трудно. В школе № 12 было выделено несколько классов, в столовой школы оказались лишние столы, стул или табуретку каждая учащаяся принесла из дома, некоторую мебель приобрели на рынке. Все преподаватели работали по совместительству: в школе № 12 или руководителями детских садов. Итак, 1 сентября 1944 года было открыто училище с контингентом 90 человек, и с этого дня начинается история Новокузнецкого педагогического колледжа № 2.
Первые годы работы училища были самыми сложными. Не было своего здания, училище жило по своему расписанию звонков на перемены, их объявляла уборщица, открывая дверь класса: «Урок окончен». Несовершенство учебного плана, программ, нехватка педагогических кадров, материального оснащения — все это создавало сложности в организации педагогического процесса.
Закончилась война, шли годы, училище росло, крепло, становилось центром подготовки кадров для учреждений дошкольного воспитания юга Кузбасса. Директора: Клавдия Петровна Пе-
трова, Фаина Ивановна Дятлова, Лидия Григорьевна Шмакова — каждая вложила в развитие училища свое сердце и душу.
В 60-70-е годы в училище работали уже штатные преподаватели, закончившие Московский государственный педагогический институт и Ленинградский государственный педагогический институт имени Лесгафта. К. П. Островская, А. Ф. Кузнецова, В. И. Плахова, Л. И. Бондарев, П. А. Щербакова, Н. А. Захарова, А. Н. Синици-на, А. М. Банул, Н. В. Мельникова, Н. Ф. Драче-ва, О. К. Милина, Н. Ф. Кречетова, Л. М. Демоч-кина — это славная история и память о людях, стоявших у истоков открытия и развития образовательного учреждения. Но сложность была еще и в том, что училище не имело своего здания, а располагалось в школах. Радикальные изменения начались в 1973 году. Училище получило, наконец, свое здание, в котором находится по сей день.
С каждым годом учебное заведение набирало силу. 80-90-е годы охарактеризовались развитием материальной базы, учебно-методическим оснащением кабинетов, введением новой специальности «семейное воспитание», увеличением количества обучающихся до 1200 человек, введением шести дополнительных квалификаций, открытием заочного отделения.
В 90-2000-е годы усиливается связь с системой высшего образования. С Кузбасской государственной педагогической академией составляются сквозные программы, выпускники идут получать высшее образование по сокращенной программе. Открываются специальности «специальное дошкольное образование», «социальная педагогика».
За годы своего существования образовательное учреждение прошло несколько этапов реорганизации:
• в 1999 году по результатам аттестации Новокузнецкому педагогическому училищу присваивается статус колледжа и на основании приказа департамента науки и высшей школы АКО «О переименовании» от 11.01.2000 № 7/1 Новокузнецкое педагогическое училище № 2 переименовано в Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Новокузнецкий педагогический колледж № 2».
• В 2012 году произошла реорганизация ГОУ СПО «Новокузнецкий педагогический колледж № 2» путем присоединения к нему ГОУ СПО «Новокузнецкий педагогический колледж № 1».
Сегодня колледж готовит специалистов по специальностям «дошкольное образование»,
«специальное дошкольное образование», «преподавание в начальных классах», «педагогика дополнительного образования» с дополнительными подготовками в области хореографии, в области музыкальной, социально-педагогической, изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства. Выпускники всех специальностей колледжа очень востребованы в образовательных и творческих организациях городов юга Кузбасса.
За 70 лет существования у колледжа сложились свои традиции, сформировался квалифицированный педагогический коллектив. В колледже работают четыре кандидата педагогических наук, государственные и отраслевые награды имеют более 65 % педагогов, восемь человек награждены медалями Кемеровской области, 92 % педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории.
Преподаватели дают глубокие теоретические знания, практические и профессиональные навыки, прививают обучающимся высокие нравственные качества, прежде всего — понимание значимости своей будущей профессиональной деятельности. От 20 до 40 лет трудятся на «ниве просвещения» в колледже Н. А. Сысоева, Н. Н. Строд, М. А. Федорова, О. В. Фихман, Ф. Ф. Аскарова, Р. В. Коваленко, О. Ф. Сидорова, Т. А. Шальнева, Л. В. Ванчугова, И. Е. Дружинина, И. Г. Михалькова, Е. П. Лущик, С. В. Марьина, И. Н. Родимцева; творчески работают преподаватели — выпускники колледжа: С. В. Скры-лева, Ю. Е. Кучина, Н. В. Маринич, А. С. Засы-палова, Л. И. Капустина, Е. В. Стефаненко, Л. Е. Севрюкова, Т. Г. Каравашкина, Е. В. Воробьева, Ж. Д. Левченко, И. В. Кривощекова и др.
Так как основу любого образовательного процесса составляет учебно-методическая работа, личность выпускника формируется во многом личностью самого преподавателя, определяются стратегические задачи педагогической деятельности преподавателей колледжа:
• повышение качества образования;
• обновление его содержания и структуры;
• динамическое формирование компетентности педагога, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи и производить оценку результатов своей деятельности.
В связи с этим были определены основные составляющие педагогического труда: сознательный анализ собственной профессиональной деятельности, открытость среде и профессиональным новшествам, стремление к творческой самореализации, воплощению своих профессиональных намерений. Формы учебно-ме-
тодической деятельности, используемые педагогами, разнообразны и соответствуют содержанию работы, профессиональным возможностям, образовательным потребностям и интересам каждого. Педагогический коллектив колледжа постоянно совершенствует свой профессионализм, успешно реализует поставленные перед ним стратегические задачи. Свидетельством этому может служить тот факт, что восемь лет до 2012 года колледж по решению ученого совета ГОУ «КРИРПО» и департамента образования и науки КО являлся базовым образовательным учреждением системы СПО КО по проблеме «Научно-исследовательская деятельность преподавателей и студентов», в связи с чем ежегодно колледж проводил не менее двух мастер-классов, 8-10 тематических консультаций, областные выставки-ярмарки научно-методических материалов преподавателей ОУ СПО области. Являлся руководителем и разработчиком профессиональной образовательной программы и модулей по специальности «дошкольное образование» ФГОС-3 (углубленная подготовка).
Для осуществления содействия социальной и профессиональной адаптации, трудоустройству выпускников создана и функционирует служба содействия трудоустройству, основной целью которой является создание системы взаимодействия с работодателями по вопросам трудоустройства выпускников, выявление тенденций в изменении рынка труда, взаимодействие в сфере трудоустройства с региональными и местными органами управления образования, а также с территориальными органами государственной службы занятости населения.
С целью снижения остроты востребованности педагогических кадров по специальности «дошкольное образование» в колледже в течение многих лет проводятся курсы профессиональной переподготовки в Новокузнецке и Меж-дуреченске на базе имеющегося высшего педагогического образования, которые дали возможность подготовить кадры для дошкольных учреждений (в 2013 г. — 90 человек, в 2014 г. — 96 чел., а за весь период работы курсов — более 430 человек), за что ежегодно колледж получает благодарственные письма от руководителей органов управления образования Междуре-ченска и Новокузнецка с пожеланиями дальнейшего сотрудничества.
Одним из приоритетных направлений модернизации инфраструктуры образовательного учреждения является создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных, талантливых, креативных студентов, их самореа-
лизации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями. Приоритетными для колледжа были и остаются мероприятия, направленные на развитие творческого потенциала обучающихся, их индивидуальности, профессиональной культуры и этики. Этому способствуют общественные объединения и клубы: пресс-центр «Скрепка», «КВН», театральная студия «Парус», художественная студия «Искусство композиции», вокальные ансамбли, «Эстрадное пение», хореографическая студия «Вдохновение» и др.
Выявлению творческого потенциала каждого обучающегося, формированию инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в общественной жизни и активной адаптации к условиям рынка труда способствуют традиционные и нетрадиционные мероприятия, такие как дни адаптации, «Посвящение в студенты», конкурсы профессионального мастерства, «Лучший студент года», Дни знаний, конкурс патриотической песни, областной конкурс чтецов, «Новогодний праздник каждому ребенку» (проведение новогоднего праздника для детей с ограниченными возможностями здоровья), рождественские благотворительные аукционы, участие в региональных неделях добра, в волонтерских акциях, во всероссийской акции «Подари Пасхальную радость». В рамках этой акции студенты готовят сувениры, подарки, концерт детям, находящимся на длительном лечении в муниципальном лечебно-профилактическом учреждении. Акция проводится совместно с сестрами милосердия. Эта акция уже стала традиционной. Большую работу проводит волонтерский отряд «Друзья», который не только тесно сотрудничает с городским благотворительным фондом «Свобода» по охране окружающей среды и природных ресурсов, но и работает с ветеранами педагогического труда колледжа, помогая им в решении бытовых проблем, а осенью волонтеры развозят овощные наборы ветеранам, педагогам, находящимся в сложных жизненных условиях. За активную позицию, творчество, участие в региональных городских мероприятиях студенты колледжа ежегодно получают почетные грамоты и дипломы.
Только за 2013/14 уч. год получили 23 диплома за 2-е и 1-е места в наиболее значимых городских и областных мероприятиях, акциях, фестивалях: областном фотоконкурсе «Олимпиада 2014», городском конкурсе «Золотая Русь», конкурсе презентаций «Мы против СПИДа», конкурсе «Студенческая весна — 2014», областном конкурсе «Арт-Профи-Форум», конкур-
се «Опаленные войной», I Всероссийском конкурсе «Детско-юношеские социально значимые инициативы». На областном фестивале «Юные звезды Кузбасса» студенты завоевали пять дипломов I степени в номинациях «Классический танец», «Оригинальный жанр», «Эстрадный вокал» (соло), «Народный вокал», «Патриотическая песня», а также гран-при фестиваля «Юные звезды Кузбасса» в 2013 и 2014 гг.
В мае 2014 года на II Международном конкурсе по видеозаписям вокальный ансамбль «Ладушка» завоевал диплом и звание лауреата.
Итак, 70 лет. Это много или мало? Если судить по тому, что сделано за эти годы, много. Ес-
ли думать, сколько предстоит сделать — мало. Все впереди. Сегодня мы ставим своей целью дальнейшее совершенствование материально-технической базы программного и методического обеспечения образовательного процесса для реализации федеральных образовательных стандартов, подготовку востребованных на рынке труда специалистов, укрепление и развитие кадрового потенциала, преумножение традиций колледжа.
Руководство Новокузнецкого педагогического колледжа № 2 поздравляет педагогический коллектив, обучающихся и сотрудников с 70-летним юбилеем колледжа!
К ЮБИЛЕЮ
КЕМЕРОВСКОГО ГОРНОТЕХНИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА
Л. И. Ладанова, преподаватель ГОУ СПО «Кемеровский горнотехнический техникум»
Славной истории Кемеровского горнотехнического техникума 85 лет.
Для промышленности развивающегося Кузбасса необходимы были квалифицированные специалисты, поэтому в 1929 году постановлением Правительства РФ был создан в городе Щегловске (так тогда назывался Кемерово) индустриальный техникум, который послужил началом образования трех учебных заведений: Новокузнецкого металлургического техникума, Кемеровского химического техникума и Кемеровского горного техникума, который за свою долгую историю стал одним из лучших учебных заведений среднего профессионального образования Кузбасса. В 1932 году техникум выпустил первых специалистов — 60 техников по эксплуатации угольных месторождений.
Сегодня это учебное заведение готовит высококвалифицированных работников для угольной промышленности страны по 11 специальностям. Техникум располагается в современном здании, где есть все для успешной учебы и деятельности всего коллектива. Несколько лет техникум работал в статусе базового образовательного учреждения для педагогических работников Кемеровской области по направлению «Геология, разведка и разработка полезных ископаемых».
Преподаватели в разные годы добивались высокого качества образования студентов. Кемеровский горнотехнический техникум — единственное образовательное учреждение области,
награжденное медалью «За особый вклад в развитие Кузбасса» I степени.
Сегодня техникум — инновационное образовательное учреждение, за последние годы трижды становившееся победителем на Всероссийском конкурсе инновационных программ. Сегодняшние достижения техникума — это итог долголетней и плодотворной работы коллектива преподавателей и его руководителей: Г. Н. Распопова, В. П. Аслезова, О. К. Виш-невецкого, В. А. Муромцева, И. П. Попова. Сейчас техникумом руководит А. В. Скоробогатов, который является достойным продолжателем славных трудовых традиций коллектива преподавателей, среди которых есть люди, награжденные отраслевыми наградами, заслуженные учителя, почетные работники профессионального образования, победители в конкурсах «Преподаватель года».
Руководство техникума создает все необходимые условия для обеспечения профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста. Это кабинеты с интерактивными комплексами, персональными компьютерами, аудио-и видеоаппаратурой. Это горный полигон с современным шахтным оборудованием. Это учеб-