À- пиджаков
Новое в законодательствах Великобритании и США о борьбе с терроризмом
В Великобритании в начале 70-х гг. была проведена кодификация, в результате чего 29 ноября 1974 г. принят закон "О предупреждении терроризма (временные положения)". 25 марта 1976 г. английский парламент законодательно оформляет изменения к указанному закону, устанавливающие, в частности, дополнительные меры уголовной ответственности за финансирование террористической деятельности, за недонесение о готовящихся актах террора и укрывательство лиц, обвиняемых в терроризме.
Новый этап усиления борьбы с террористической деятельностью и унификация национального законодательства в этой области связаны для Великобритании с принятием Европейской конвенции о пресечении терроризма. Закон (под тем же названием) 1984 г. вводил в действие на территории Англии положения указанной Конвенции (текст Конвенции содержался в приложении 1 указанного закона) и уточнял ее содержание. С его принятием все преступления, подпадающие под действие закона 1978 г., совершенные по расовым, религиозным и политическим мотивам, не признаются политическими преступлениями (п. 2 ст. 26 закона). Законодательство Великобритании все преступления, совершение которых преследуется по Европейской конвенции, рассматривает в целях выдачи как не связанные с преступлениями политического характера. Сюда относятся и тяжкие посягательства на жизнь, физическую неприкосновенность и свободу лица, пользующего международной защитой, в том числе и дипломатических агентов, независимо от того, совершены они на территории Великобритании либо за границей. В законах о борьбе с терроризмом предусматриваются ссылки на другие законы, в частности, при совершении конвенционного преступления с использованием огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, повлекшего человеческие жертвы, п. 1 ст. 5 закона 1978 г. при определении наказания отсылает к закону 1957 г. об убийстве.
21 июля 2000 г. в Великобритании был принят новый закон о борьбе с терроризмом1, который вступил в силу 19 февраля 2001 г. Этот довольно большой по объему нормативный акт, содержащий 131 статью и 15 приложений к нему, заменил собой ранее действовавшее законодательство в этой области.2
Закон, несомненно, ужесточит борьбу с терроризмом, в частности, наделив с этой целью полицию и другие правоохранительные органы более
1 Terrorism Act 2000.
2 Это в основном Prevention of Terrorism (Temporary Provisions) Act 1989; Northern Ireland (Emergency Provisions) Act 1996 с изменениями по состоянию на 1998 г.
широкими правами, включив в него более широкое определение терроризма, новый состав — подстрекательство к совершению преступления за пределами страны, предусмотрев уголовную ответственность за обучение террористической деятельности. С другой стороны, закон позволяет снять с Великобритании обвинения в нарушении Европейской конвенции по правам человека и Международного пакта по гражданским и политическим правам4, более четко регулируя вопросы задержания и ареста лиц, подозреваемых в террористической деятельности.
Закон содержит определение терроризма, применимое практически ко всем его видам (ст. 1). Это акция или угроза ее осуществления, если она:
а) включает в себя серьезное насилие против лица (личности) или существенный вред имуществу, создает угрозу для жизни какого-либо лица, кроме того, которое своими акциями, создает значительную опасность для здоровья или безопасности населения или какой-либо его части либо направлена на серьезное вмешательство в электронную систему или ее расстройство;
б) нацелена на то, чтобы оказать влияние на правительство либо запугать население или часть его;
в) имеет своей целью реализацию планов политического, религиозного или идеологического характера.5
Акция или угроза ее осуществления, указанная в п. "а", включающая использование огнестрельного оружия или взрывчатых веществ, является террористической безотносительно к тому, удовлетворены требования п. "б" или нет.
В рассматриваемом нормативном акте закреплен универсальный принцип действия закона в пространстве. Это означает, что акция квалифицируется как террористическая и в том случае, если она совершена или имела место угроза ее осуществления за пределами страны в отношении любого лица, имущества, населения или правительства.
В британском "Акте о терроризме" (2000 г.) приводится как единая дефиниция терроризма для целей уголовного преследования, так и список общеуголовных преступлений, в отношении которых применяются специальные полномочия закона, если такие преступления совершены в террористических целях (они указаны в специальных приложениях к Акту).
В законе (п. 5, ст. 1) подчеркивается, что понятие террористической акции включает в себя деяние, совершенное в интересах одной из запрещенных в Великобритании организаций. В соответствии с Приложением N 2 таких организаций 14. Это, в частности, Ирландская республиканская армия (ИРА), Борцы за свободу Ольстера, Ирландская национально-освободительная армия, Лоялистская добровольческая сила, Оранжисты-добровольцы. Из приведенного перечня видно, что указанный список включает в себя как организации республиканцев, так и лоялистов.
3 См.: Право и политика. 2002. N 1. С. 45.
4 См., например, решение по делу Я. V. В1^ап (1988).
5 Право и политика. 2002. N 1. С. 45-46.
Первые борются за присоединение Ольстера к Ирландской республике, последние выступают за то, чтобы эта провинция оставалась в рамках Соединенного Королевства. Очевидно, что закон направлен на подавление движения республиканцев, прежде всего ИРА, т.к. по мнению властей, именно ее деятельность является основным дестабилизирующим фактором внутриполитического положения в Северной Ирландии и в государстве в целом.
Следует отметить, что список запрещенных организаций может быть изменен Государственным секретарем (министром). Перечислением случаев его расширения законодатель как будто попытался ограничить усмотрение этого должностного лица. Однако по существу этого не произошло, т.к. он может включить в список любую организацию, которая не только совершает террористический акт, участвует в нем, осуществляет подготовку к нему или поддерживает его, но и "как-либо связана с терроризмом" (п. 5 ст. 3).
Итак, закон наделяет министра большими правами. Однако его действия, в частности, в случае отказа исключить организацию из числа запрещенных, могут быть обжалованы в специально созданном органе — Апелляционной комиссии по запрещенным организациям.6 Если комиссия просьбу удовлетворяет, она издает соответствующий приказ, в силу которого министр на основании ст. 123 (п. 4) представляет в парламент свой проект приказа об исключении организации из списка запрещенных, либо на основании ст. 123 (п. 5) сам издает приказ.
Сторона, которую не удовлетворяет решение комиссии, может подать заявление по вопросам применения права в следующие суды: в Апелляционный суд, если первая жалоба рассматривалась в Англии и Уэльсе; в Сессионный суд, если — в Шотландии и в Апелляционный суд в Северной Ирландии, если рассматривалась именно там.
Закон предусматривает уголовную ответственность за довольно широкий круг деяний, связанных с терроризмом. Так, членство или нескрываемая принадлежность к запрещенной организации карается тюремным заключением на срок до 10 лет и (или) штрафом. Также карается лицо, которое призывает к поддержке (не только материальной) запрещенной организации, в том числе организуя митинг или выступая на нем. При этом митингом считается собрание трех или более лиц.
Если лицо в каком-либо публичном месте носит на одежде опознавательный знак или держит какой-либо предмет таким образом или при таких обстоятельствах, что это вызывает "разумное подозрение", что оно является сторонником или членом запрещенной организации, то оно наказывается тюремным заключением на срок до шести месяцев и (или) штрафом в размере, не превышающем 5-го уровня стандартной шкалы.
В законе специально выделяется преступление, связанное с "террори-
6 Порядок формирования и работы этой комиссии изложен в Приложении N 3 к закону
2000 г.
7 См.: Уголовное право зарубежных государств. Общая часть / Под ред. И. Д. Козочкина. М., 2001. С. 94-95.
стической собственностью", под которой понимаются (ст. 14):
— деньги или другое имущество, которое "вероятно должно использоваться в террористических целях" (включая средства запрещенной организации);
— доходы, полученные в результате совершения актов терроризма;
— доходы от действий, совершенных в террористических целях.8
Три состава касаются сбора средств для террористических целей
(ст. 15). Во-первых, если лицо призывает кого-либо жертвовать деньги или другое имущество; во-вторых, если лицо получает деньги или другое имущество и, в-третьих, если лицо само дает деньги или другое имущество. Причем, в двух первых случаях требуется намерение, а в последнем — осознание того, что имущество будет использовано в указанных целях. Закон (п. 1 ст. 16) предусматривает уголовную ответственность за использование денег или другого имущества в террористических целях. В ст. 15, 16 (п. 2) и 17 содержатся положения о том, что лицо совершает преступление и в том случае, если "оно имеет разумное основание предполагать, что имущество может быть использовано в террористических целях".9 Ст. 18 рассматривает отмывание денег как сохранение "террористической собственности".
Лица, виновные в преступлениях, предусмотренных в ст. 15-18, караются тюремным заключением на срок до 14 лет и (или) штрафом (ст. 22).
Закон возлагает обязанность на каждого, кто знает или подозревает в ходе осуществления своей профессиональной деятельности, бизнеса или трудовых отношений, что другое лицо совершило преступление, предусмотренное в ст. 15-18, довести об этом до сведения полицейского в разумно короткие сроки. Неисполнение этой обязанности является преступлением, которое карается тюремным заключением на срок до пяти лет и (или) штрафом (п. 8 ст. 19). В соответствии со ст. 25 (п. 1) управомо-ченное должностное лицо10 может изъять и удерживать любую наличность (деньги, почтовые переводы, чеки и т.п.), если оно имеет "разумное основание предполагать", что такая наличность:
1. Будет использована в террористических целях;
2. Предназначена для создания или пополнения кассы запрещенной организации, или
3. Это террористическая собственность в смысле п. "б" или "в" ст. 14.
Причем, может изыматься наличность, которая как ввозится в Соединенное Королевство, так и вывозится оттуда.
Изъятая наличность возвращается не позже, чем через 48 часов. Однако по решению магистратского суда она может удерживаться в течение трех месяцев или любого срока, указанного в его приказе.11
8 Право и политика. 2002. N 1. С. 46-47.
9 Цит. по: Право и политика. 2002. N 1. С. 47.
10 Это может быть полицейский, чиновник таможенной или иммиграционной службы.
11 Приказ может быть обжалован также в магистратском суде; в Шотландии жалоба подается шерифу (п. 2 ст. 27).
Закон предусматривает уголовную ответственность за разглашение чего-либо, что "вероятно может причинить вред расследованию" террористической деятельности, и за вмешательство в материалы, которые "вероятно имеют отношение к расследованию" (п. 2 ст. 39). Виновный в этих и сходных деяниях (п. 4 ст. 39) карается тюремным заключением на срок до пяти лет и (или) штрафом (п. 7 ст. 39).1
Большими правами наделена полиция в отношении "террористов", которыми признаются лица, совершившие преступления, предусмотренные ст. 11, 12, 15-18, 54, 56-63, либо которые были связаны с совершением акта терроризма, подготовкой или подстрекательством к нему. Полицейский может подвергнуть аресту таких лиц без ордера на арест и заключить под стражу на 48 часов (п. 3 ст. 41). Однако на основании п. 3 ст. 29 Приложения N 8 по ходатайству полицейского чиновника суд может издать приказ о продлении заключения на срок до семи дней, а в соответствии с п. 3 ст. 36 того же Приложения — еще на такой же срок. Следует подчеркнуть, что п. 2 ст. 114 разрешает полицейскому, когда это необходимо, применять "разумную силу" для осуществления предоставленных данным законом прав.
Если у полицейского есть "разумное основание полагать", что в каком-либо помещении находится "террорист", он на основании испрошенного и полученного у соответствующего органа (a justice of the peace) ордера может произвести обыск в таком помещении. А без ордера — остановить и обыскать любого, кто, как он "разумно подозревает", является террористом, на предмет обнаружения доказательств, подтверждающих, что он действительно является террористом (п. 1 ст. 43).
По правомочию, предоставленному вышестоящим полицейским начальником, полицейский может в определенных местах остановить любое транспортное средство, обыскать его и лиц, находящихся в нем, а равно любого пешехода, правда, в тех случаях, когда такое действие необходимо для предотвращения актов терроризма. Лицо, воспротивившееся этому, наказывается тюремным заключением на срок до шести месяцев или штрафом (п. 2 ст. 47).
Согласно Приложению N 7, введенному в действие п. 1 ст. 53 закона, соответствующее должностное лицо (examining officer)13 имеет право допросить любое лицо для установления его причастности к совершению акта терроризма, к его подготовке или подстрекательству к нему, находящееся в порту или пограничной зоне, въезжающее или покидающее Великобританию или Северную Ирландию, а также находящееся на воздушном или водном судне, прибывшем туда.14 Кроме того, должностное лицо может произвести обыск судна, а также лиц, находящихся на нем, и их багажа.
12 См.: Право и политика. 2002. N 1. С. 48.
13 Чиновник.
14 В соответствии с п. 4 ст. 2 Приложения N 7 должностное лицо может допросить и лицо, которое нет оснований подозревать в причастности к осуществлению указанных действий.
В Приложении N 7 довольно детально регламентируются вопросы, связанные с прибытием в воздушные или морские порты Великобритании или Северной Ирландии воздушных или водных судов, или их отбытием оттуда. Так, например, не разрешается заход или прилет судов с целью посадки или высадки пассажиров в порты, помимо тех, которые указаны в специальном перечне15, или без разрешения должностного лица (п. 2 ст. 12). Министр может довести до сведения владельцев судов или их представителей о "контрольных зонах" в любом порту Соединенного Королевства и определить условия или ограничения в отношении посадки или высадки пассажиров в таких зонах. В этих случаях владельцы судов или их представители должны принять "все разумные меры", чтобы пассажиры не производили посадку или высадку за пределами "контрольной зоны" и чтобы соблюдались установленные условия или ограничения (ст. 13). Виновный в несоблюдении требований, установленных в данном Приложении, карается тюремным заключением на срок до трех месяцев и (или) штрафом в размере, не превышающем 4-го уровня стандартной шкалы (п. 2 ст. 18).16
Однако более опасные преступления (terrorist offences) предусматриваются в части VI закона ("Разное").
Лицо, которое осуществляет обучение или инструктаж по изготовлению или использованию огнестрельного оружия, взрывчатки, химического, биологического или ядерного оружия, получает инструктаж или обучается этому либо вовлекает другого в это — наказывается тюремным заключением на срок до десяти лет и (или) штрафом (п. 1-3 и 6 ст. 54). Также наказывается лицо, которое владеет каким-либо предметом при обстоятельствах, дающих основание для "разумного подозрения" в том, что такое владение имеет целью, связанной с совершением, подготовкой или подстрекательством к террористическому акту (п. 1 и 4 ст. 57), а равно лицо, которое собирает или записывает информацию, владеет документом или записью, которые "вероятно" полезны для лица, совершающего акт терроризма или осуществляющего подготовку к нему (п. 1 и 4 ст. 58).
Максимально применяемым в настоящее время в Соединенном Королевстве наказанием — пожизненным тюремным заключением — наказывается руководство (причем на любом уровне) организации деятельность которой связана с совершением актов терроризма (ст. 56).
Закон содержит ряд положений об уголовной ответственности за террористическую деятельность, осуществляемую за рубежом, в том числе за подстрекательство к ней. Так, если лицо подстрекает другого совершить акт терроризма, полностью или частично, за пределами Соединенного Королевства и такой акт, будь он совершен в Англии и Уэльсе, представлял бы собой одно из ниже перечисленных преступлений, оно подлежит наказанию, которое ему могло быть назначено за такое преступление (п. 1
15 Таковыми аэропортами, например, в Северной Ирландии являются Belfast City, Belfast International, City of Derry.
16 Право и политика. 2002. N 1. С. 48.
и 3 ст. 59). Такими преступлениями являются:
а) тяжкое убийство;
б) посягательство, предусмотренное ст. 18 (намеренное причинение ран) закона о преступлениях против личности 1861 г.;
в) посягательство, предусмотренное ст. 23 или 24 (яд) того же закона;
г) посягательство, предусмотренное ст. 28 или 29 (взрывы) того же закона;
д) посягательство, предусмотренное ст. 1 (п. 2) (поставление в опасность жизнь человека повреждением имущества) закона 1971 г. об уголовно-наказуемом причинении вреда.
Также решается вопрос об ответственности за подстрекательство к совершению акта терроризма, будь он совершен в Северной Ирландии (ст. 60) и Шотландии (ст. 61). Однако применительно к последней это следующие деяния:
— тяжкое убийство;
— нападение, которое может повлечь тяжкий телесный вред;
— неосторожное поведение, когорым причиняется действительный вред.
Ранее законом об уголовном правосудии 1998 г. (ст. 5) в закон об уголовном праве 1977 г. (ст. 1)17 была включена еще одна новая конструкция сговора, также расширяющая возможности властей в борьбе с терроризмом за пределами Соединенного Королевства.
При соблюдении каждого из нижеизложенных условий соглашение считается сговором, если:
1. Продвижение согласованного поведения на какой-то стадии включало бы в себя:
а) действие одной из сторон (соглашения) или
б) какое-либо событие, которое, как замышлялось, должно было иметь место в какой-либо стране за пределами Соединенного Королевства;
2. Действие или другое событие представляет собой преступление по праву этой страны;
3. Соглашение подпадает под действие ст. 1 (п. 1) закона 1977 г. как соглашение, касающееся совершения преступления, но в силу какого-либо обстоятельства это деяние не являлось бы преступлением, подсудным в Англии и Уэльсе, будь оно совершено в соответствии с намерениями сторон;
4. Сторона соглашения:
а) сделала что-либо в Англии и Уэльсе в отношении соглашения до его сформирования, или
б) стала таковой в Англии и Уэльсе, присоединившись к нему лично или через представителя, или
в) совершила деяние (действие или бездействие) в Англии и Уэльсе в
17 См.: Уголовное законодательство зарубежных стран / Под ред. И. Д. Козочкина. М., 2001. С. 16.
18
продвижение соглашения.
Из приведенных положений есть одно общее исключение: не подлежит уголовной ответственности лицо, действующее от имени Короны или находящееся у нее на службе.
Лицо, совершающее за пределами Соединенного Королевства что-либо противоправное, как сам акт терроризма, так и подготовительные действия с целью осуществления терроризма, и его акция представляла бы собой одно из ниже перечисленных преступлений, если бы оно было совершено в Соединенном Королевстве, виновно в этом преступлении (ст. 62). Это:
— посягательства, предусмотренные ст. 2, 3 или 5 (учинение взрывов и др.) закона о взрывчатых веществах 1883 г.;
— посягательство, предусмотренное ст. 1 (биологическое оружие) закона о биологическом оружии 1974 г.;
— посягательство, предусмотренное ст. 2 (химическое оружие) закона о химическом оружии 1996 г.
Из выше изложенного можно сделать вывод, что совершение этих преступлений карается санкциями, предусмотренными в указанных нормативных актах.
Если лицо совершает что-либо за пределами Соединенного Королевства и его деяние представляло бы одно из преступлений, предусмотренных ст. 15-18 закона, будь оно совершено в Соединенном Королевстве, виновно в этом преступлении (ст. 63).
У11-я часть анализируемого закона специально посвящена Северной Ирландии.
После 21 июля 2000 г., когда законопроект был подписан королевой, но еще до вступления закона в силу, были изданы три общенациональных кодекса практики, разработанные для его повседневного применения. Первый касается аудиозаписи разговоров, второй предназначен для должностных лиц, осуществляющих допрос в портах, а третий — для лиц, управомоченных изымать "террористическую наличность" в портах. Более того, были введены в действие два кодекса практики в Северной Ирландии.
Довольно суровое наказание — в виде тюремного заключения на срок до десяти лет и (или) штрафа — предусматривается для тех, кто собирает, записывает, публикует, передает или пытается добыть информацию о ниже перечисленных лицах, которая "вероятно" может быть полезной для совершения или подготовки акта терроризма (п. 1 и 6 ст. 103). Такими лицами являются полицейский, служащий вооруженных сил или правоохранительных органов, а также чиновник тюремного ведомства Северной Ирландии.
Если лицо осуждено по ст. 11 или 12 данного закона и во время совершения преступления являлось членом определенной организации, суд может вынести постановление о конфискации денежных средств или дру-
18 См.: Право и политика. 2002. N 1. С. 49.
гого имущества, находившегося у него во время совершения преступления, и которое использовалось или, по мнению суда, может быть использовано в связи с деятельностью такой организации (п. 1 и 2 ст. 111).
Ценность сложной структуры рассматриваемого закона Великобритании состоит в том, что она позволяет эффективно криминализировать не только отдельные акты терроризма, но и целые направления террористической деятельности даже такого сложного образования, как террористическая организация.
Среди наиболее существенных нововведений в области уголовного права, касающихся борьбы с терроризмом, необходимо особо отметить криминализацию участия в террористической организации, а также появление специальных составов, связанных с участием в деятельности террористических групп и организаций. Подобные специальные составы разработаны во многих государствах, и одной из первых соответствующие нормативные положения приняла Великобритания. Запрещение Ирландской республиканской армии (далее — ИРА) как террористической организации составило одно из основных положений ее нового законодательства, хотя оно было, как утверждалось, "более зрелищным, чем эффектив-ным".19
Согласно упоминавшемуся Акту о терроризме (ч. II), решение о запрете организации как террористической принимает Государственный секретарь в том случае, если эта организация участвует в совершении актов терроризма, готовится к терроризму, способствует терроризму или поощряет его либо имеет иное отношение к терроризму. Решение о запрете может быть обжаловано в специальную Апелляционную комиссию по запрещенным организациям и далее — в апелляционный суд (но только с разрешения Комиссии или компетентного суда). Государственный секретарь не обязан принимать какие-либо действия в целях приостановления своих решений до тех пор, пока комиссией или судом не вынесено окончательное решение. Лицо, осужденное за причастность к запрещенной организации, может обжаловать в суд не только собственный приговор, но и (в качестве отдельного иска) само включение данной организации в разряд запрещенных.
Криминализация участия (в том числе подтверждаемого самим подозреваемым лицом) в запрещенной организации предусмотрена ст. 11 Акта о терроризме. Также преступными признаны действия, побуждающие других к поддержке запрещенной организации или направленные на организацию встречи с представителем запрещенной организации, а также непосредственно выступление в защиту такой организации. Об ответственности за непосредственное руководство террористической организацией говорится в ст. 56 Акта о терроризме, закрепляющей в качестве санкции пожизненное заключение.
Тогдашний министр британского правительства Дж. Стро в своем выступлении назвал терроризм "необычным, подлым и варварским преступ-
19 Wilkinson P. Op. Cit. P. 170.
лением". Это в значительной степени верно, особенно, если иметь в виду события 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне. А далее он высказал очень важную мысль: "С введением в действие закона о борьбе с терроризмом 2000 г. Соединенное Королевство твердо заявляет о своем намерении бороться с терроризмом всеми законными средствами, независимо от того, когда и где он имеет место".20
Это обнадеживающее заявление, т.к. на протяжении длительного времени Великобритания довольно "благосклонно" относилась к разного рода террористическим организациям и отдельным террористам, находящимся на ее территории.
В 1998 г., по-видимому, не в последнюю очередь благодаря решимости британского правительства обуздать терроризм в Северной Ирландии принятием нового более репрессивного законодательства, было подписано мирное соглашение, по которому боевики ИРА обязывались разоружиться, а британские власти — выпустить из тюрем всех заключенных, совершивших акты террора, предоставить населению провинции возможность избрать свой парламент и органы самоуправления. Но, если правительство выполнило свои обязательства, то ИРА своего слова не сдержала. Более того, летом 2001 г. в Ольстере с новой силой вспыхнули кровавые столкновения между католиками и протестантами (лоялистами), в какой-то степени спровоцированные намерением последних провести традиционный парад членов Ордена оранжистов.21
И вдруг совсем неожиданно для многих, ИРА по собственной инициативе начала сдавать оружие. Профессор Лондонской школы экономики Лесли Томсон, давно изучающий политическую историю Северной Ирландии, считает, что толчком, побудившим руководство ИРА пойти на это, стали сентябрьские события в США. Дело в том, что многие из проживающих там миллионов американцев ирландского происхождения были сторонниками ИРА. Они считали ее боевиков не столько террористами, сколько борцами за свободу Ольстера. Однако после 11 сентября они стали отвергать терроризм во всех его формах, какими бы идеологическими соображениями он ни объяснялся. Это означает, что ИРА больше не будет получать из-за океана ни денег, ни моральной поддержки.22 Безусловно, немаловажную роль в этом сыграл фактор принятия и введения в действие закона о борьбе с терроризмом 2000 г.
Законодательство Соединенных Штатов Америки предусматривает уголовную ответственность за отдельные проявления террористической деятельности. Он квалифицирует все террористические акты в отношении иностранных должностных лиц и официальных гостей США (убийства, покушение и заговор с целью убийства, похищение) как чисто уголовные преступления. В то же время законодательство некоторых субъектов федерации США (штат Делавар, Калифорния, Арканзас и др.) законода-
20 Цит. по: Право и политика. 2002. N 1. С. 51.
21 Труд. 2001. 27 июня.
22 Право и политика. 2002. N 1. С. 51.
тельно определяет состав терроризма и закрепляет понятие терроризма.
В Уголовном кодексе штата Арканзас говорится: "Лицо совершает преступление террористической угрозы, если оно с целью терроризирования другого лица угрожает убийством или серьезным физическим ущербом его собственности" (параграфы 42-1608 ст. 41), а преступник признается виновным по классу (О) Felony (совершение тяжкого уголовного преступления). Положение уголовного кодекса штата Калифорния, характеризуя понятие терроризма, включает в качестве квалифицирующего признака насилие в политических целях, в случае, если действия террориста явятся причиной "серьезного подрыва общественной активности" (параграф 422 ст. 11.5).
С конца 70-х гг. XX в. правотворческая деятельность законодательных органов США активизируется. Цель — устранить пробелы в правовых нормах, регулирующих борьбу государства и общества с терроризмом. На сессии конгресса США вносились законодательные предложения по борьбе с террористическими актами, в том числе и международными. 96-я сессия конгресса провела обсуждение законопроекта "О борьбе с внутренним и международным терроризмом", в результате чего в Уголовный кодекс США были внесены изменения в соответствии с требованиями положений Монреальской конвенции "О борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации". 3 апреля 1984 г. президент США подписал специальную директиву Совета национальной безопасности США N 138 по борьбе с международным терроризмом, запрещающую оказание поддержки в любой форме государствам, охарактеризованным властями США как "террористические".
Наибольший интерес для научного анализа представляет закон США о защите иностранных должностных лиц и официальных гостей США от 24 октября 1972 г., принятый в связи с участившимися случаями нападений, похищений и иных преступных посягательств на дипломатов и других иностранных представителей. Законодательство США и ранее содержало нормы, направленные на защиту таких лиц. Новый закон представляет собой поправку и дополнение к главе 18 Свода законов США, посвященной этим проблемам. Однако два существенно новых обстоятельства, отраженные в законе, придают ему особую значимость.
Это, во-первых, значительное усиление ответственности за посягательства на дипломатов и приравненных к ним лиц, установление более строгого наказания за подобные преступления.
Во-вторых, значительное расширение круга лиц, пользующихся особой защитой по этому закону.
Для тех, кто совершит нападение, ударит, заключит в тюрьму или применит иное насилие в отношении иностранного представителя, предусматривается штраф до 5000 долл., или тюремное заключение до 3 лет, или и то и другое вместе. За запугивание, угрозу, нарушение спокойствия либо преднамеренное препятствование иностранному представителю в выпол-
нении его функций грозит штраф в 500 долл., или тюремное заключение до 6 месяцев, либо и то и другое вместе.
Под угрозой уголовного наказания запрещается проведение демонстраций, манифестаций и пикетирования служебного или жилого помещения иностранного представительства ближе чем за 100 футов.
Наконец, закон усиливает защиту собственности, принадлежащей иностранным представительствам и международным организациям, а также их персоналу, — преднамеренное причинение ущерба влечет наказание до 10 000 долл., или пятилетнее тюремное заключение, либо и то и другое вместе.
8 октября 1999 г. вышло Квалификационное постановление Государственного секретаря Маделен Олбрайт (Madeleine K. Albright) "Designation of Foreign Terrorist Organizations". В нем отмечалось, что в настоящем законе (имеется в виду закон 1996 г. о борьбе с терроризмом и смертной казни) термин "террористическая деятельность" означает любую деятельность, которая является незаконной согласно законам места, где она осуществляется (или которая, если бы она осуществлялась в США, была бы незаконной согласно законам США или любого штата), и которая включает в себя любое из следующего:
"(I) Захват или саботаж в отношении любого транспортного средства (включая летательный аппарат, судно или автомобиль).
(II) Захват или удержание и угроза убить, нанести телесные повреждения или продолжать удерживать в отношении другого лица с целью принудить третье лицо (включая государственную организацию) совершить или воздержаться от совершения какого-либо действия в качестве явного или подразумеваемого условия для освобождения захваченного или удерживаемого лица.
(III) Жестокое нападение на лицо, защищаемое на международном уровне (определенное в разделе 1116 (6) (4) титула 18 Свода законов США), или покушение на свободу этого лица.
(IV) Убийство.
(V) Использование любого
(a) биологического вещества, химического вещества или ядерного оружия либо устройства, или
(b) взрывчатого вещества или огнестрельного оружия (кроме как просто для получения личной денежной выгоды) с намерением угрожать, прямо или косвенно, безопасности одного или нескольких лиц либо нанести значительный ущерб имуществу.
(VI) Угроза, попытка или заговор с целью совершения любого из вышеперечисленного."23
Был определен "Полный перечень террористических организаций мира".
В настоящем законе термин "участвовать в террористической деятель-
23 Цит. по: http: // www. usia. gov.
ности" означает совершать в качестве отдельного лица или члена организации акт террористической деятельности или акт, о котором субъекту деяния известно, что тем самым оказывается материальная поддержка любому лицу, организации или правительству в осуществлении террористической деятельности в какое-либо время, включая любое из следующих действий:
1. Подготовка или планирование террористической деятельности;
2. Сбор информации о потенциальных объектах террористической деятельности;
3. Предоставление любого рода материальной поддержки, включая надежное убежище, транспортные средства, средства связи, деньги, ложные удостоверения личности, оружие, взрывчатые вещества или услуги по обучению любому лицу, которое знает или имеет основания предполагать субъект деяния, осуществило или планирует осуществлять террористическую деятельность;
4. Изыскание денег или иных ценных предметов для террористической деятельности или для какой-либо террористической организации;
5. Обращение любого лица с просьбой о вступлении в члены террористической организации, террористического правительства или с просьбой об участии в террористической деятельности.
Следует заметить, что закон 1996 г. о борьбе с терроризмом и смертной казни уполномочивает Госсекретаря на вынесение таких квалификационных постановлений раз в 2 года. Госсекретарь имеет право в любое время вносить организации в список террористических организаций. Так, в последние годы были внесены изменения в вышеуказанный список. Организации "Диссиденты патриотического фронга Мануэля Родригеса" и "Демократический фронт за освобождение Палестины" были исключены из данного списка, поскольку за последние 2 года они не были замечены в террористической деятельности, как определяет это закон. Организация "Красные кхмеры" была исключена из списка, т.к. больше не существует.
Были внесены и добавления. Возглавляемая Усамой бен Ладеном организация "Аль-Кайда" была внесена в список, т.к. она несет ответственность за ряд крупнейших террористических актов, в т.ч. за взрывы посольств США в Найроби, Кения, и Дар-эсСаламе, Танзания, в августе 1998 г.
"Демократический фронт за освобождение Палестины" по-прежнему подпадает под положения административного указа, подписанного Президентом Клинтоном в январе 1995 г. и направленного против террористических групп, создающих угрозу срыва ближневосточного мирного процесса. Данным административным указом запрещены финансовые сделки с этими террористическими группами и предусмотрено блокирование их финансовых ресурсов на территории США.
Административный порядок пригнания организации террористической принят и в США (см. ст. 219 закона США о борьбе с терроризмом и применении смертной казни (1996 г.)).
Жертва террористических нападений в сентябре 2001 г. — Соединенные Штаты — параллельно с подготовкой операции в Афганистане срочно готовили и новое юридическое орудие для борьбы с терроризмом у себя дома. Принятый в конце октября 2001 г. закон о борьбе с терроризмом считается своего рода программным документом американского правительства. Название нового антитеррористического закона США звучит для российского юриста непривычно: "Акт 2001 года, сплачивающий и укрепляющий Америку обеспечением надлежащими орудиями, требуемыми для пресечения терроризма и воспрепятствования ему". Краткое его наименование — "Акт патриота США 2001 г.". Однако закон основателен и впечатляюще объемен. Его 1016 статей, сгруппированные в 10 разделов, охватывают такие сферы, как полномочия Президента и членов кабинета, деятельность и полномочия правоохранительных органов, разведку и контрразведку, функционирование кредитно-финансовых институтов и валютный контроль, охрану границ и иммиграционный контроль, деятельность министерства юстиции и полномочия судов, процессуальный режим расследования и оперативной работы, порядок проведения оперативных мероприятий, таких как прослушивание, электронное наблюдение, межведомственная координация правоохранительных и разведывательных органов, помощь пострадавшим или семьям пострадавших от актов терроризма, вопросы борьбы с кибер- и биотерроризмом.
Обычно процесс принятия и утверждения новых законов в США длится несколько месяцев, если не лет. "Антитеррористический билль" был принят Конгрессом за 6 недель — абсолютный рекорд для американских законодателей. В среду, 24 октября, законопроект был утвержден Палатой представителей Конгресса 357 голосами против 66, в четверг Сенат принял его 98 голосами при 1 против, и в пятницу, 26 октября, Президент Буш подписал закон в Белом Доме в окружении деятелей администрации, руководителей правоохранительных ведомств и тех законодателей от обеих партий, которые активно участвовали в его разработке.
Основным идеологом и разработчиком закона был Джон Эшкрофт, генеральный прокурор США и в этом качестве — глава министерства юстиции как ведущего федерального правоохранительного ведомства, вмещающего в себя прокуратуру, Федеральное бюро расследований, службу иммиграции, тюремное ведомство и ряд других силовых структур. Он заявил представителям СМИ, что "началась новая эра в борьбе США с мировым терроризмом".24
На церемонии подписания в Белом Доме Президент Буш говорил, что закон "поможет противостоять угрозе, которой до сих пор не подвергалась ни одна нация". Он пообещал, что "наше государство будет исполнять настоящий закон со всей решимостью, как и полагается стране, находящейся в состоянии войны: Билль, лежащий передо мной, учитывает новые реалии и опасности, исходящие от современных террористов. Он поможет
24 Цит. по: Право и безопасность. 2002. N 1(2). С. 61.
правоохранительным органам выявлять, разоблачать, разоружать и карать террористов до того, как они нанесут свой удар". Буш сказал также, что новый законодательный акт "дает возможность проводить разведывательные операции и уголовный розыск не по отдельным колеям, а на основе обмена жизненно важной информацией, столь необходимой для пресечения какой-либо террористической атаки до ее начала". Закон необходим для предотвращения "новых злодеяний, замышляемых носителями зла".25
Уже упомянутый Генеральный прокурор Джон Эшкрофт выпустил заявление, оповещающее страну, что он предписал всем 94 федеральным окружным прокуратурам и 56 региональным управлениям ФБР приступить к реализации закона сразу после его подписания Президентом. "Новые нормы возлежат на двух основополагающих принципах: установление плотнейшего оперативного наблюдения за террористами и быстрота при розыске и перехвате террористов:" С этими орудиями сыска, предоставляемыми законом, "происходит эскалация войны против терроризма в степени соразмерной угрозе, исходящей от терроризма", — заявлял Эшк-
рофт.26
Накануне подписания закона генеральный прокурор пообещал, что федеральные прокуратуры и оперативно-следственные аппараты ФБР будут жестко применять введенные ант итеррористические меры: "Пусть террористы, затаившиеся среди нас, знают: если ты задержался в стране всего лишь на один день сверх срока, установленного визой, мы арестуем тебя; если ты нарушил местный закон, тебя посадят в тюрьму, и ты будешь оставаться за решеткой как можно дольше. Мы используем любой применимый закон. Мы используем любое преимущество, которым располагает прокуратура. Наша единственная цель — предотвратить террористические атаки, отправив лиц, подозреваемых в терроризме, за решетку".27
Новый закон скорректировал определения терроризма, содержавшиеся в федеральном законодательстве, расширил понятие "федеральное преступление, связанное с терроризмом", включив в эту категорию ряд тяжких насильственных преступлений, ранее к ней не относившихся, дополнил Титул 18 Свода законов США (американские юристы часто называют этот титул "федеральным уголовным кодексом") ранее не существовавшим понятием "внутренний терроризм", а все преступления, преследуемые по ст. 2332b "Акты терроризма, совершаемые с пересечением государственных границ" и отнесенные к "федеральным преступлениям, связанным с терроризмом", включил в круг уголовно наказуемых деяний, преследуемых также и по ст. 1961 (1) Титула 18 Свода законов США, являющейся частью закона о борьбе с организованной преступностью.
Речь идет об известном законе РИКО (RICO) "Коррумпированные и находящиеся под рэкетирским влиянием организации", принятом в 1970 г. и с тех пор эффективно применяемом в США против любых форм
25 Цит. по: Российская юстиция. 2002. N 1. С. 59.
26 Там же. С. 59-60.
27 Там же. С. 60.
организованной преступности, основанной на сговоре участников. Включив терроризм в круг преступлений, караемых по нормам, первоначально созданным для противодействия организованной преступности, законодатель тем самым оттенил свое отношение к террористической деятельности, автоматически резко усилил санкции за преступления, связанные с терроризмом (в США уголовное наказание определяется путем сложения санкций), и расширил арсенал карательных возможностей федерального правительства в борьбе с терроризмом как разновидностью организованной преступности.
Дополненная ст. 2331 (Глава 113В "Терроризм") федерального уголовного кодекса определяет "международный терроризм" как "деятельность, которая (А) включает акты насилия или акты, представляющие угрозу человеческой жизни, которые являются нарушением уголовных законов Соединенных Штатов или какого-либо штата, либо которые являлись бы уголовно наказуемым деянием, если бы были совершены в пределах юрисдикции Соединенных Штатов или какого-либо штата; (В) выглядит направленной (I) на запугивание или принуждение гражданского населения; (II) на оказание влияния на политику (выделено курсивом мною — А.П.) какого-либо правительства посредством запугивания или принуждения; либо (III) на оказание воздействия на действия какого-либо правительства посредством массового поражения (здесь и далее в цитируемом тексте закона мною выделены все новые положения — А.П.), убийства государственного деятеля или его похищения; и (С) имеет место преимущественно вне территориальной юрисдикции Соединенных Штатов или осуществляется с пересечением государственных границ в смысле используемых для ее осуществления средств, лиц, избранных объектами запугивания или принуждения, либо места, в котором действуют или ищут себе убежище нарушители".
"Внутренний терроризм" согласно новой норме означает "деятельность, которая (А) включает акты, представляющие угрозу человеческой жизни, которые являются нарушением уголовных законов Соединенных Штатов или какого-либо штата; (В) выглядит направленной (I) на запугивание или принуждение гражданского населения; (II) на оказание влияния на политику (выделено курсивом мною — А.П.) какого-либо правительства посредством запугивания или принуждения; либо (III) на оказание воздействия на действия какого-либо правительства посредством массового поражения, убийства государственного деятеля или его похищения; и (С) имеет место преимущественно в пределах территориальной юрисдикции Соединенных Штатов".29
Статья 2332Ь "Акты терроризма, совершаемые с пересечением государственных границ" следующим образом описывает объективную сторону: "(1) ...тот, кто, включая действия, совершаемые с пересечением государст-
28 Цит. по: Российская юстиция. 2002. N 1. С. 60.
29
Там же.
венных границ,.. (А) убивает, похищает какое-либо лицо в пределах территории Соединенных Штатов, причиняет ему увечья, совершает нападение на какое-либо лицо в пределах территории Соединенных Штатов, причиняющее тяжкие телесные повреждения, или нападает на какое-либо лицо в пределах территории Соединенных Штатов с опасным для жизни орудием; или (В) создает существенный риск причинения тяжких телесных повреждений любому другому лицу посредством разрушения или причинения ущерба какому-либо сооружению, транспортному средству или иному недвижимому либо движимому имуществу в пределах территории Соединенных Штатов; в нарушение законов какого-либо штата или законов Соединенных Штатов", наказывается в соответствии с пунктом (с):
Тот, кто угрожает совершить посягательство, преследуемое на основании подпункта (1), или покушается на совершение такового посягательства либо вступает в сговор о его совершении, наказывается в соответствии с пунктом (с)".
Санкции установлены следующие: " (1) Наказания. Тот, кто нарушает настоящую статью, наказывается (А) за убийство или причинение смерти какому-либо лицу в результате каких-либо действий, запрещенных настоящей статьей, — смертной казнью или лишением свободы на любой срок либо пожизненно; (В) за похищение человека — лишением свободы на любой срок либо пожизненно; (С) за причинение увечий — лишением свободы на срок до 35 лет; (Б) за нападение с опасным для жизни орудием или нападение, причиняющее тяжкие телесные повреждения, — лишением свободы на срок до 30 лет; (Е) за разрушение или причинение ущерба какому-либо сооружению, транспортному средству или иному недвижимому либо движимому имуществу — лишением свободы на срок до 25 лет; (Б) за покушение на совершение посягательства или сговор о совершении посягательства — лишением свободы на любой срок в пределах срока наказания, которое было назначено в случае доведения посягательства до конца; и (О) за угрозу совершить посягательство, преследуемое на основании настоящей статьи, — лишением свободы на срок до 10 лет".30
Далее в тексте статьи следует обновленный и расширенный перечень преступлений, связанных с терроризмом: " (5) термин "федеральное преступление, связанное с терроризмом", означает посягательство, которое (А) задумано с целью оказания воздействия на действия государства посредством устрашения или принуждения либо принятия против государства мер возмездия за его действия; и (В) представляет собой нарушение (I) статьи 32 (относящейся к разрушению воздушного судна или объектов воздушного сообщения), 37 (относящейся к насилию в аэропортах), 81 (относящейся к поджогу в пределах специальной морской и территориальной юрисдикции), 175 или 175Ь (относящейся к биологическому оружию), 229 (относящейся к химическому оружию), пунктов (а), (Ь), (с) Ь (ё)
30 Цит. по: Российская юстиция. 2002. N 1. С. 61.
статьи 351 (относящейся к убийству, похищению членов Конгресса, кабинета и Верховного суда, или нападению на них), 831 (относящейся к ядерным материалам), 842 (т) или (п) (относящейся к пластиковым взрывчатым веществам), 844 (!) (2) и (3) (относящейся к поджогу и организации взрывов собственности правительства, которые могут причинить или причиняют смерть), 844 (1) (относящейся к поджогу или взрыву собственности, используемой в межштатной торговле), 930 (с), (относящейся к убийству или покушению на убийство человека в процессе нападения на федеральный объект с опасным для жизни орудием), 956 (а) (1) (относящейся к сговору о совершении убийства, похищения человека или нанесения увечий человеку за рубежом), 1030 (а) (1) (относящейся к защите компьютерных сетей), от 1030 (а) (5) (А) (I), повлекшее ущерб, как он определяется в 1030 (а) (5) (II), до (у), (относящейся к защите компьютерных сетей), 1114 (относящейся к убийству или покушению на убийство должностных лиц и служащих Соединенных Штатов), 1116 (относящейся к убийству иностранных официальных лиц, официальных гостей или лиц, находящихся под международной защитой), 1203 (относящейся к захвату заложников), 1361 (относящейся к умышленному причинению ущерба государственной собственности), 1362 (относящейся к разрушению линий, станций и систем связи), 1362 (относящейся к уничтожению линий, станций или систем связи), 1363 (относящейся к уничтожению собственности в пределах особой морской и территориальной юрисдикции), 1366 (относящейся к разрушению объекта энергоснабжения), 1751 (а), (Ь), (с) и (ё) (относящейся к убийству или похищению президента и сотрудника президентского аппарата), 1992 (относящейся к крушению поездов), 1993 (относящейся к террористическим атакам и другим актам насилия на транспорте), 2155 (относящейся к уничтожению военных сооружений, материалов или приспособлений), 2280 (относящейся к насильственным действиям в отношении морской навигации), 2281 (относящейся к насильственным действиям в отношении морских стационарных платформ), 2332 (относящейся к некоторым категориям убийств и другим актам насилия против граждан Соединенных Штатов за рубежом), 2332а (относящейся к применению оружия массового поражения), 2332Ь (относящейся к актам международного терроризма, совершаемым с пересечением национальных границ), 2339 (относящейся к укрывательству террористов), 2339а (относящейся к оказанию материальной поддержки террористам), 2339в (относящейся к оказанию материальной поддержки террористическим организациям), 2340 (относящейся к пытке) настоящего титула (Свода законов США); (II) статьи 236 (относящейся к диверсии в отношении ядерных объектов и ядерного топлива) закона 1954 года об атомной энергии (статья 2284 Титула 42 Свода законов США); или (III) статьи 46502 (относящейся к воздушному пиратству), второго предложения статьи 46504 (относящейся к нападению на экипаж воздушного судна с опасным для жизни орудием), статьи 46505 (Ь) (3) и (с) (относящейся к взрыв-
ным или воспламеняющим устройствам либо созданию угрозы человеческой жизни на борту самолета), статьи 60123 (Ь), если совершено убийство или покушение на убийство (относящейся к применению определенных уголовных законов к деяниям на борту самолета) или статьи 601123 (Ь) (относящейся к разрушению объекта межштатного трубопровода для транспортировки газа или опасных жидкостей) титула 49 (Свода законов США)".31
Конгресс новым законом ввел в оборот некоторые понятия, расширяющие трактовку "терроризма", не нашедшие конкретной расшифровки в тексте закона, но смысл которых ясен ввиду круга уголовно-наказуемых деяний, относящихся к этим понятиям. Так, ст. 814, ревизующая ст. 1030 "Мошенничество и связанная с ним деятельность в отношении компьютеров" Титула 18 Свода законов США, озаглавлена "Уголовно-правовое сдерживание и предупреждение кибертерроризма".
Конгресс тем самым создал новое законодательное понятие "кибертер-роризм" и отнес к нему различные квалификационные формы хакерства и нанесения ущерба защищенным компьютерным сетям граждан, юридических лиц и государственных ведомств, включая ущерб медицинскому оборудованию, "физический вред какому-либо лицу", "угрозу общественному здоровью или безопасности", "ущерб, причиненный компьютерной системе, используемой государственным учреждением при отправлении правосудия, организации национальной безопасности" (ст. 814 нового закона). Понятие "кибертерроризм" включает уголовно наказуемые деяния, хакер-ские посягательства, наносящие материальный ущерб на совокупную сумму от 5 тысяч долларов и выше (ст. 814), и наказываемые крупными штрафами или наказанием в виде лишения свободы от пяти до двадцати лет.
Конгресс создал также понятие "биотерроризм", включив в круг "преступлений, связанных с терроризмом", преступное применение биологических средств и биологического оружия и выразив свою тревогу по этому поводу в специальной ст. 1013 "Выражение позиции Сената по поводу нормы о финансировании программ готовности к отражению актов биотерроризма и ответа на них".
Ст. 1014 "Программа выделения грантов органам власти штатов и местным органам власти на программы внутренней готовности" уполномочивает службу программ совершенствования системы юстиции, действующую в составе Министерства юстиции США, выделять гранты органам власти в штатах, которые будут использованы для "укрепления способности органов власти штата и местных органов власти быть готовым к террористическим актам, включая террор с использованием орудий массового поражения и биологических, ядерных, радиологических, зажигательных, химических и взрывных устройств".32
Общественность и специалисты из огромного массива нормативного
31 Цит. по: Российская юстиция. 2002. N 1. С. 61.
32 Там же.
содержания закона сразу же выделили те нововведения, которые отнесли к разряду ужесточающих существующие нормы. В основном внимание общества оказалось сфокусировано на расширении возможностей различных форм электронного наблюдения.
Закон о борьбе с терроризмом расширяет круг объектов применения различных видов электронного наблюдения как формы "обыска и изъятия". В целом он создает условия, при которых электронное наблюдение в уголовном розыске и в контрразведывательных операциях (при всей разнице юридических стандартов обоснования судебного ордера на это оперативное мероприятие) становится взаимосвязано и переплетено. Так, ст. 216 закона "Модификация полномочий, относящихся к использованию устройств по определению абонентов во время передачи исходящих или входящих сообщений" распространила режим получения санкции на отслеживание телефонных номеров при обмене сообщениями по электронной почте и посещения сайтов в Интернете. Кроме того, ст. 216 уполномочивает судью выдавать ордера на использование определителей телефонных номеров сообщающихся абонентов "в любом месте Соединенных Штатов" а не только "в пределах территориальной юрисдикции суда", как это обусловливалось прежней редакцией ст. 3123 Титула 18 Свода законов США.33
Ст. 212 (ревизующая ст. 2703 Титула 18 Свода законов США "Обязательное предоставление сообщений или документации потребителя"), связанная с использованием компьютерной сети оперативно-следственными органами для сбора доказательственной информации о террористах, устанавливает обязанность провайдеров сети предоставлять правоохранительным органам электронные сообщения лиц, подозреваемых в терроризме.
Равным образом на провайдеров, телефонные компании или кредитные организации возлагается обязанность — без адресованного им судебного ордера о выемке — предоставлять государству информацию о потребителе своих услуг, если ФБР утверждает, что (ст. 505, ревизующая ст. 1681 и (предоставление информации о потребителях услуг) Титула 15 Свода законов США) "таковая информация требуется для проведения санкционированного расследования международного терроризма или тайной разведывательной деятельности при условии, что таковое расследование в отношении гражданина США проводится только лишь ввиду его деятельности, охраняемой первой поправкой к Конституции Соединенных Штатов" (поправка 1 к Конституции США закрепляет за гражданами свободу религии и политические свободы: слова, печати, объединений, демонстраций и манифестаций).
Ст. 209 закона, дополняя ст. 2510 Титула 18 Свода законов США, уполномочивает правоохранительные органы изымать сообщение, записанное на телефонном автоответчике при наличии судебного ордера на производство обыска и выемки.
33 Российская юстиция. 2002. N 2. С. 57.
Другая норма закона расширяет круг условий, при которых сотрудники федеральных правоохранительный органов при расследовании вправе проводить осмотры и обыски помещений негласно, т.е. без своевременного уведомления владельца помещения.
Следует заметить, что в интересах борьбы с терроризмом, предупреждения и пресечения террористической деятельности закон предписывает создание новых форм взаимодействия и обмена оперативной информацией помимо положения о предоставлении в распоряжение специальных, не имеющих отношения к процессуальной деятельности, служб. Создаются координационные структуры, укрепляются прежние формы взаимодействия и обмена данными. Закон прямо разрешил передачу информации разведывательного характера, ставшей оперативным достоянием одного правоохранительного ведомства или разведоргана другим ведомствам уголовного розыска или разведки.
Ст. 412 "Обязательное содержание под стражей подозреваемых террористов; хабеас корпус; судебный надзор" уполномочивает Генерального прокурора США заключать под стражу любого иностранца, подозреваемого в террористической или иной деятельности, угрожающей национальной безопасности Соединенный Штатов, на неопределенный срок до шести месяцев вплоть до выдворения такого лица из страны; возможности обжаловать в суд такое решение Генерального прокурора в порядке производства по надзору за законностью и обоснованностью лишения свободы (производство "хабеас корпус") тщательно лимитированы. Критики нормы указывают, что в случае отказа ряда стран принять такое лицо, его заключение в США может стать бессрочным — на основании решения главы обвинительной власти и по его усмотрению.
В целом закон предписывает новые, ужесточенные санкции за совершение многих преступлений, как ранее относившихся к категории "связанных с терроризмом", так и вновь отнесенные к этой категории. За ряд таких преступлений предусмотрены более длительные сроки давности, а за преступления, перечисленные в новой редакции ст. 2332 b и повлекшие смерть людей или причинение им тяжких телесных повреждений, сроки давности отменены вообще.
Следует отметить, что отчасти почва для законодательных новелл антитеррористической направленности была подготовлена и Верховным судом США. В июне 2001 г. американский ареопаг вполне уверенно и авторитетно заявил о решении (составленном судьей Стифеном Брейером) по делу Zadvydas v. Davis & INS, что "терроризм или иные особые обстоятельства" могли бы оправдать "превентивное заключение под стражу" лиц, не являющихся гражданами США. Дела, связанные с терроризмом, могут потребовать от судов, — дал свою установку судебной власти Верховный суд, — в большей степени принимать во внимание суждения политических ветвей власти в отношении вопросов национальной безопасности".34
34 Российская юстиция. 2002. N 2. С. 58.
Основной лейтмотив либеральной критики нового закона состоит в том, что он наделяет чересчур широкими полномочиями правоохранительные и разведывательные органы государства, приводимые в действие по их усмотрению, и что такие полномочия могут быть пущены в ход против граждан, не связанных с терроризмом, просто для установления более тщательного контроля над обществом в ущерб устоям американского конституционализма, правам и свободам граждан США.
Памятуя об атаках поборников гражданских свобод на новый закон, Президент Буш подчеркивал, что он охраняет свободы граждан, а не подрывает их именно потому, что расширяет возможности федеральных органов уголовного розыска и разведки эффективно предупреждать и пресекать террористическую деятельность, а не просто отвечать действием и карами на уже совершенные акты терроризма.
Многие же другие долговременные законодательные новеллы, касающиеся повышения эффективности правоприменительного механизма в сфере действия уголовного законодательства и борьбы с его нарушениями, вызваны к жизни прагматическими соображениями более четкой организации охраны правопорядка в условиях технологического общества. Так, Президент Буш заявлял, что новый нормативный акт очень поможет правоохранительному сообществу США в борьбе с терроризмом, поскольку "мы имеем дело с террористами, которые применяют весьма изощренные методы и оперируют высокоразвитыми технологиями, некоторые из которых еще даже не были известны, когда составлялись наши, ныне действующие законы".35
35 Российская юстиция. 2002. N 2. С. 60.