Научная статья на тему 'Новое в техническом регулировании в сфере АПК'

Новое в техническом регулировании в сфере АПК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
207
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СФЕРА АПК / ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / TECHNICAL REGULATION / THE SCOPE OF AGRICULTURE / TECHNICAL REGULATIONS / THE CUSTOMS UNION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронин Б. А.

Техническое регулирование в современной России получило развитие с 2003 г., когда вместо ГОСТов стали разрабатываться технические регламенты. В сфере сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности планировалось разработать и принять около 50 техрегламентов. Однако в связи с образованием Таможенного союза эта работа была передана Совету Евразийской экономической комиссии, которая уже разработала более 15 технических регламентов в сфере агропромышленного комплекса, обязательных к исполнению в государствах-членах Таможенного союза. Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. ввел новое для российского законодательства понятие («техническое регулирование»). Это обширная область деятельности, включающая такие известные направления, как стандартизация, сертификация, государственный контроль (надзор), а также ряд новых сфер, например, связанных с техническими регламентами. Естественно, сведение различных видов деятельности в единую систему наложило отпечаток на весь понятийный аппарат, обслуживающий сферу технического регулирования. Техрегламенты, которые действуют в настоящее время, необходимо изучать, чтобы будущие аграрные специалисты могли квалифицированно применять их на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW IN THE TECHNICAL REGULATION OF AGRICULTURE

Technical regulation in modern Russia has developed since 2003, when instead of state standards were developed technical regulations. In the area of agriculture and food processing industry planned to develop and take about 50 technical regulations. However, due to the formation of the Customs Union, this work was transferred to the Council of the Eurasian Economic Commission, which has already developed more than 15 technical regulations in the field of agriculture, binding in the member states of the Customs Union. The Federal Law “On Technical Regulation” № 184-FZ of 27.12.2002 introduced a new law for the Russian properties concept (technical regulation). It is a vast area of activity, including known destinations such as standardizing, certification, state control (supervision), as well as a number of new areas, such measures relating to technical regulations. Of course, mixing different activities into one system left its mark on the whole conceptual apparatus serving the scope of technical regulation. Technical regulations that are currently in force, it is necessary to study, so that future agricultural experts could skillfully apply them in practice.

Текст научной работы на тему «Новое в техническом регулировании в сфере АПК»

УДК 330.3

НОВОЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В СФЕРЕ АПК

Б. А. БОрОнмн,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой, Уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 8 (343) 371-33-63)

Ключевые слова: техническое регулирование, сфера АПК, технические регламенты, Таможенный союз.

Аннотация. Техническое регулирование в современной России получило развитие с 2003 г., когда вместо ГОСТов стали разрабатываться технические регламенты. В сфере сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности планировалось разработать и принять около 50 техрегламентов. Однако в связи с образованием Таможенного союза эта работа была передана Совету Евразийской экономической комиссии, которая уже разработала более 15 технических регламентов в сфере агропромышленного комплекса, обязательных к исполнению в государствах-членах Таможенного союза. федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-фЗ от 27.12.2002 г. ввел новое для российского законодательства понятие («техническое регулирование»). Это обширная область деятельности, включающая такие известные направления, как стандартизация, сертификация, государственный контроль (надзор), а также ряд новых сфер, например, связанных с техническими регламентами. Естественно, сведение различных видов деятельности в единую систему наложило отпечаток на весь понятийный аппарат, обслуживающий сферу технического регулирования. Техрегламенты, которые действуют в настоящее время, необходимо изучать, чтобы будущие аграрные специалисты могли квалифицированно применять их на практике.

NEW IN THE TECHNICAL REGULATION OF AGRICULTURE

B. A. VORONIN,

doctor of law, professor, head of department, Ural state agricultural university

(620075, Ekaterinburg, K. Libknehta st., 42; phone: 8 (343) 371-33-63)

Keywords: technical regulation, the scope of agriculture, technical regulations, the Customs Union.

Abstract. Technical regulation in modern Russia has developed since 2003, when instead of state standards were developed technical regulations. In the area of agriculture and food processing industry planned to develop and take about 50 technical regulations. However, due to the formation of the Customs Union, this work was transferred to the Council of the Eurasian Economic Commission, which has already developed more than 15 technical regulations in the field of agriculture, binding in the member states of the Customs Union. The Federal Law “On Technical Regulation” № 184-FZ of 27.12.2002 introduced a new law for the Russian properties concept (technical regulation). It is a vast area of activity, including known destinations such as standardizing, certification, state control (supervision), as well as a number of new areas, such measures relating to technical regulations. Of course, mixing different activities into one system left its mark on the whole conceptual apparatus serving the scope of technical regulation. Technical regulations that are currently in force, it is necessary to study, so that future agricultural experts could skillfully apply them in practice.

Положительная рецензия представлена А. Н. Митиным, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой теории и практики управления Уральской государственной юридической академии.

Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. [1] ввел новое для российского законодательства понятие — «техническое регулирование».

Это обширная область деятельности, включающая такие известные направления, как стандартизация, сертификация, государственный контроль (надзор), а также ряд новых сфер, например, связанных с техническими регламентами.

Естественно, сведение различных видов деятельности в единую систему наложило отпечаток на весь понятийный аппарат, обслуживающий сферу технического регулирования.

Техническое регулирование — это:

1. правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (ФЗ «О техническом регулировании»);

2. правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения требований к продукции (работам, услугам) и связанным с ней процессам, а также в области их оценки соответствия.

Первое определение дано применительно к объектам технического регулирования, установленным ФЗ «О техническом регулировании». В то же время термин «техническое регулирование» может применяться и в других сферах, о чем свидетельствует, например, указание объектов (технического регулирования), на которые не распространяется данный закон.

Поэтому можно предложить второе определение, которое выделяет только признаки, связанные с основными элементами технического регулирования, такими как объекты, требования, оценка соответствия объектов этим требованиям.

Кроме того, второе определение подчеркивает, что в сферу технического регулирования включаются не все возможные процессы, а только те, которые напрямую связаны с рассматриваемой продукцией. Этот важный аспект должен учитываться при задании требований безопасности в технических регламентах [2].

Модель технического регулирования — совокупность принципов функционирования системы технического регулирования, принятых в стране, включая организационные основы, подходы к заданию и применению требований к объектам технического регулирования и их оценка соответствия.

модель технического регулирования определяет, в частности, характер и обязательность задаваемых требований, взаимную связь технических регламентов и стандартов, формы оценки соответствия. Конкретная модель технического регулирования во многом зависит от уровня развития страны, ее политических принципов и традиций, но во всех моделях определяющим является обеспечение безопасности населения и окружающей среды.

Следует признать, что некоторые акценты, сделанные в нормах Федерального закона «О техническом регулировании» имеют специфическую направленность, характерную для современной реформаторской деятельности, поэтому отечественная терминология в сфере технического регулирования не всегда соответствует общепринятой международной.

С другой стороны, в международной терминологии тоже наблюдаются большие перемены. Они, прежде всего, связаны с принятием процессного подхода в системах менеджмента качества. Кроме того, наблюдается тенденция лингвистического упрощения определений и терминов, а также наделения их обобщенным философским смыслом.

Следует также учитывать, что терминология, применяемая в российском законодательстве, имеет некоторые особенности по сравнению с терминологией, установленной в стандартах (стандартизованная терминология). Это касается не столько терминов, сколько их определений.

Определение любого термина основано на характерных признаках объекта. Соответственно, в зависимости от целей использования термина могут выбираться различные характерные признаки, устанавливающие границы понятия. В законодательстве эти признаки связаны, прежде всего, с возможностью идентификации объекта в отношении распространения на него правовых норм. Это юридический аспект определения.

Стандартизованный термин содержит главным образом технические особенности, совокупность которых отличает этот объект от другого. Причем чем больше сходство объектов, тем детальнее, «глубже» раскрываются их отличительные признаки.

Кроме того, в законе статус применяемых понятий обозначен нормой: «Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия». Из этого следует, что представленные в законе термины и определения используются исключительно для корректного прочтения и применения данного закона и не обладают универсальным характером. Поэтому стремление дословно перенести понятия закона в стандарты и другие нормативные и технические документы вряд ли можно считать правильным. Главное, чтобы предлагаемые в этих документах определения не противоречили понятиям закона [3].

В сфере сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации планировалось разработать и принять около 50 технических регламентов.

Незначительная часть этих техрегламентов в России была принята, но в связи с образованием Таможенного союза, согласно Соглашению о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 г. дальнейшая разработка и принятие технических регламентов перешла к комиссии Таможенного союза.

По состоянию на октябрь 2013 г. Советом Евразийской экономической комиссии приняты следующие технические регламенты:

— «О безопасности пищевой промышленности» решение комиссии № 880 от 09.12.2011 г. (действует с 01.07.2013 г.);

— «О безопасности молока и молочной продукции» принят решением комиссии № 67 от 09.10.2013 г. (в настоящее время проходит внутригосударственное согласование);

— «О безопасности мяса и мясной продукции» принят решением комиссии № 68 от 09.10.2013 г. (проходит внутригосударственное согласование);

— Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей, принят 09.12.2011 г. решением комиссии № 882 (действует с 01.07.2013 г.);

— Технический регламент на масложировую продукцию принят 09.12.2011 г. решением комиссии № 883 (действует с 01.07.2013 г.);

— Технический регламент «Пищевая продукция в части ее маркировки» принят 09.12.2011 г. решение комиссии № 881 (действует с 01.07.2013 г.);

— Технический регламент «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания» принятый решением комиссии № 34 от 15 июня 2012 г. (действует с 01.07.2013 г.);

— «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологичных вспомогательных средств», принят решением комиссии № 58 от 20.07.2012 г. (действует с 01.07.2013 г.);

— «О безопасности упаковки» — решение комиссии № 769 от 16.08.2011 г. (с 01.07.2012 г.);

— «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (проект проходит внутригосударственное согласование);

— «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» принят решением комиссии № 797 от 23.09.2011 г. (действует с 01.07.2012 г.);

— «На табачную продукцию» (проходит внутригосударственное согласование);

— «О безопасности алкогольной продукции» (проходит внутригосударственное согласование);

— «О требованиях к удобрениям» (проходит внутригосударственное согласование);

— «О безопасности кормов и кормовых добавок» (проходит публичное обсуждение);

— «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним» принят 20.07.2012 г. решение № 60 (вступает в силу с 15.02.2015 г.);

— «О безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии» (проходит внутригосударственное согласование).

Как видно из вышеизложенного перечня технических регламентов, принятых Евразийской экономической комиссией Таможенного союза отдельные из них уже действуют, другие находятся в стадии внутригосударственного согласования или публичного обсуждения.

Техрегламенты, которые действуют в настоящее время, необходимо изучать, чтобы будущие аграрные специалисты могли квалифицированно применять их на практике.

По мере введения в действие новых технических регламентов Таможенного союза их также необходимо знать.

Литература

1. Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании» СЗ РФ 20.

2. Аронов И. З., Теркель А. Л., Рыбакова А. М. Словарь-справочник по техническому регулированию. РИА «Стандарты и качество». М., 2007.

3. Там же. С. 4-5.

4. Воронин Б. А. Технический регламент на молоко и молочную продукцию // Нива Урала. 2008. № 7. С. 22-24.

References

1. Federal Law № 184-FZ of 27.12.2002 “On technical regulation” W RF 20.

2. Aronov I. Z., Terkel A. L., Rybakova A. M. Dictionary of technical regulation. RIA “Standards and Quality”. M., 2007.

3. Ibid. P. 4-5.

4. Voronin B. A. Technical Regulations for Milk and Milk Products // Niva of Urals. 2008. № 7. P. 22-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.