И.С. Федотов,
доктор юридических наук, доцент
НОВОЕ В ТАКТИКЕ ПОЛУЧЕНИЯ ПОКАЗАНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОТЕРПЕВШЕГО ИЛИ СВИДЕТЕЛЯ
NEW IN TACTICS OF OBTAINING INDICATIONS OF THE MINOR
VICTIM OR WITNESS
В статье на основе анализа требований норм УПК РФ и правовой позиции Верховного Суда РФ, а также научно-практического исследования, проведенного автором, рассмотрены новые положения, характеризующие тактику получения показаний несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в современных условиях.
In this article on the basis of the analysis of requirements of standards of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation and a legal position of the Supreme Court of the Russian Federation, and also the scientific and practical research conducted by the author the new provisions characterizing tactics of obtaining indications of the minor victim or witness in modern conditions are considered.
С 1 января 2015 года вступили в силу положения ч. 6 ст. 281 УПК РФ, введенные Федеральным законом от 28.12.2013 № 432-ФЗ [1]. Принимая во внимание требования ч. 6 ст. 281 УПК РФ, в ходе судебного следствия показания несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, ранее данные при производстве предварительного расследования или судебного разбирательства, могут быть оглашены в отсутствие указанного несовершеннолетнего, без проведения его допроса в судебном разбирательстве при рассмотрении уголовного дела по существу. Аналогичные положения распространяются и на демонстрацию фотографических негативов и снимков, диапозитивов, сделанных в ходе допросов несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, а также на воспроизведение аудио- и видеозаписи, киносъемки таких допросов. Если в ходе судебного следствия возникнет необходимость допросить несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля повторно, суд
по ходатайству сторон или по собственной инициативе выносит мотивированное решение об этом [2].
В п.13 проекта постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения законодательства, регламентирующего рассмотрение уголовных дел в суде первой инстанции в общем порядке судопроизводства» [3] даны следующие разъяснения вышеприведенных положений ч. 6 ст. 281 УПК РФ. Указано, что по смыслу норм, содержащихся в ч. 6 ст. 281 и ч. 5 ст. 191 УПК РФ, суд вправе не вызывать несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля для допроса в судебном заседании (повторного допроса) и огласить его показания, ранее данные при производстве предварительного расследования, если эти показания были получены с применением видеозаписи или киносъемки и материалы видеозаписи или киносъемки хранятся при уголовном деле. В тех случаях, когда видеозапись или киносъемка при допросе не применялись, в том
числе ввиду возражений несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля или его законного представителя, суду следует выяснить мнение сторон по поводу необходимости вызова несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля для допроса в судебном заседании (повторного допроса) и принять мотивированное решение.
С учетом положений Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года) и Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений (CETS № 201) (заключена в г. Лансароте 25 октября 2007 года, вступила в силу для Российской Федерации 1 декабря 2013 года), согласно которым благополучие и высшие интересы детей являются основополагающими ценностями, а также исходя из закрепленного в статье 9 УПК РФ принципа уважения чести и достоинства личности, проведение допроса несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля в судебном заседании (повторного допроса) может быть признано невозможным, в частности, при наличии оснований опасаться за психическое здоровье и психологическое состояние несовершеннолетнего. Суд в случае необходимости запрашивает медицинские документы или привлекает к участию в деле эксперта, специалиста (врача, психолога) для выяснения вопросов, касающихся повторного допроса несовершеннолетнего. При невозможности проведения повторного допроса несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля суд по ходатайству стороны или по собственной инициативе вправе принять решение об оглашении показаний несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля, ранее данных при производстве предварительного расследования.
Таким образом, постановление Пленума Верховного Суда РФ допускает возможность повторного допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в ходе судебного следствия при рассмотрении уголовных дел по существу только в следующих случаях: 1) отсутствие в материалах уголовного дела видеозаписи или киносъемки, на которой зафиксированы показания указанного потерпевшего или свидетеля; 2) наличие возражений сторон в оглашении показаний несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля; 3) отсутствие оснований опасаться за психическое здоровье и психологическое состояние несовершеннолетнего, обоснованное медицинскими документами, мнением привлеченного к участию в деле эксперта, специалиста (врача, психолога). Если судом будут установлены основания невозмож-
ности проведения повторного допроса несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля, суд по ходатайству стороны или по собственной инициативе вправе принять решение об оглашении показаний указанного потерпевшего, свидетеля, ранее данных при производстве предварительного расследования.
Учитывая вышеизложенное, поскольку показания несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля могут быть оглашены в ходе судебного следствия без допроса несовершеннолетнего судом, наиболее важным в получении таких показаний при производстве предварительного расследования является соблюдение норм Конституции РФ и УПК РФ, а также применение научно и практически обоснованных положений тактики получения показаний несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. При этом необходимо учитывать, что показания могут быть получены как в ходе допроса, так и при проведении очной ставки, проверки показаний, опознании, следственном эксперименте, обыске, выемке, осмотре места происшествия, осмотре предметов и документов с участием несовершеннолетнего потерпевшего.
Особенности производства вышеприведенных следственных действий необходимо рассматривать с учетом типичных моделей механизмов совершения преступлений в отношении несовершеннолетних. При этом необходимо принять во внимание особенности характеристики лиц, совершающих преступления в отношении несовершеннолетних, или лиц, связанных с ними, и их поведенческие акты; сведения о событиях, которые предшествовали, сопутствовали преступлению и последовали после него; установление происхождения фактов и связи между ними, их временной и пространственной характеристик, устранение противоречий между фактами, но особенно важно обратить внимание на несовершеннолетнего, попавшего в сферу уголовно-процессуальных отношений в качестве потерпевшего. В этой связи опыт деятельности работников правоохранительных органов многих европейских государств свидетельствует о том, что умелое общение с несовершеннолетними потерпевшими в значительной мере может помочь в достижении задач уголовного судопроизводства по конкретному уголовному делу.
Так, например, полиция Великобритании очень широко использует в своей повседневной деятельности работу с несовершеннолетними, в ходе которой от несовершеннолетних получают сведения не только при их допросе в качестве потерпевшего, но и при общении с ними в ходе проведения оперативных мероприятий. При
этом у полицейских считается верхом непрофессионализма в процессе такого общения нанести хоть какой-то (физический, моральный) вред ребенку. В Великобритании для проведения различных следственных действий, в которых принимают участие малолетние, существуют специальные помещения. Эти помещения находятся вне территории правоохранительного органа, оборудованы таким образом, чтобы ребенок быстро адаптировался к новой для него обстановке (различные игрушки, игровые приставки, мягкая мебель и т. п.) [4].
УПК РФ, кроме времени, ограничивающего продолжительность следственного действия с несовершеннолетним потерпевшим или свидетелем, дополнительных участников и применения видеозаписи или киносъемки, других ограничений при получении показаний несовершеннолетних потерпевших или свидетелей не предусматривает. В связи с этим следователь или дознаватель свободны в выборе тактики получения показаний вышеуказанных несовершеннолетних.
Вместе с тем результаты исследования, проведенного автором, свидетельствуют о том, что производство следственных действий (особенно допроса) с участием такого рода потерпевших или свидетелей часто вызывает у следователей, дознавателей и сотрудников органа дознания трудности, связанные с незнанием ими особенностей общения с подобным контингентом участников уголовного процесса.
Одной из важных особенностей является то, что производство следственных действий с участием несовершеннолетних потерпевших или свидетелей необходимо строить в зависимости от того, кто явился субъектом преступления, которых, в свою очередь, следует разделить на четыре основные группы. Первую группу составляют близкие родственники ребенка, вторую - педагогические работники или другие работники образовательной, медицинской организации, а также организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанные осуществлять надзор за несовершеннолетним; третью - такие же несовершеннолетние (его друзья, одноклассники, знакомые и др.); четвертую группу составляют посторонние, как правило, незнакомые лица (случайные прохожие и др.).
Так, организуя деятельность по собиранию доказательств о насильственном преступлении, совершенном в отношении несовершеннолетнего, когда в процессуальных действиях участвует пострадавший ребенок, а насилие в отношении него совершено кем-либо из его близких родственни-
ков, следователю или дознавателю и иным сотрудникам правоохранительных органов следует предусмотреть:
- негативное влияние и постоянное давление, которое оказывается на ребенка, проживающего вместе со своим насильником, в связи с чем необходимо изучить возможность переселения ребенка к иным родственникам или в детское учреждение для соответствующей изоляции;
- правильное назначение законного представителя, который будет участвовать в следственных действиях вместе с несовершеннолетним. Данное обстоятельство важно потому, что неправильно назначенный законный представитель ребенка может негативно повлиять на объективное и полное получение доказательственной информации;
- выбор педагога, желательно из того детского учреждения, где воспитывается или обучается ребенок.
При первой встрече необходимо уверить ребенка, что он находится под защитой государства в лице правоохранительных органов и никто больше не причинит ему вреда; ни в коем случае не проводить очной ставки между пострадавшим ребенком и насильником [5].
В тех же случаях, когда насильником является постороннее для ребенка лицо (педагог, детский врач или воспитатель, незнакомое лицо, несовершеннолетний), в процессе собирания доказательств следователь или дознаватель должны:
- предупредить родителей или иных близких родственников, воспитывающих ребенка, о том, чтобы они оградили последнего от возможности встретиться с насильником;
- разъяснить родителям или лицам, их заменяющим, что вокруг ребенка необходимо создать атмосферу доброжелательности и понимания, не допускать скандалов и ругани;
- если насильником является незнакомое для ребенка-жертвы лицо, то необходимо обеспечить безопасность данного ребенка при производстве следственных действий с его участием (например, проведение опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым, допрос под псевдонимом и т.д.);
- не проводить очной ставки между пострадавшим ребенком и его насильником.
Вышеприведенные обстоятельства следователь или дознаватель, получающие показания несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля при производстве предварительного расследования, должны учитывать среди иных конкретных сопутствующих данных по делу, поскольку в современной тактике получения указанных показаний согласно ранее изложенным положениям ч.
6 ст. 281 и ч. 5 ст. 191 УПК РФ и проекта постановления Пленума Верховного Суда РФ важным обстоятельством выступает применение видеозаписи или киносъемки, материалы которых должны храниться при уголовном деле.
Таким образом, учитывая вышеизложенные положения, следователю, дознавателю при получении показаний несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля необходимо с соблюдением норм УПК РФ и тактической перспективы использования полученных доказательств в суде предусмотреть проведение аудио- и видеозаписи, или киносъемки, носители которых должны быть приобщены к материалам уголовного дела. При этом важной задачей следователя или дознавателя является обеспечение таких условий, которые способствовали бы получению от несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля максимально объективных и полных показаний, позволяющих суду излишне не вызывать в судебное заседание указанных несовершеннолетних во избежание нарушений основополагающих ценностей ребенка и ограничений принципа уважения чести и достоинства личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 52 (ч. I). — Ст. 6997.
2. Брусницын Л. В. Новые правила допросов несовершеннолетних потерпевших и свидетелей
на предварительном следствии и в суде // http://xn-—7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/19637 (дата обращения: 04.12.2017).
3. https://pravo.ru/news/view/146275/ (дата обращения: 03.12.2017).
4. Христенко В. Е. Психология поведения жертвы. — Ростов-на-Дону, 2004. — С. 252.
5. Федотов И. С. Расследование насильственных преступлений, совершаемых в отношении малолетних: правовые, теоретические и организационные основы. — М., 2010. — С. 236—237.
REFERENCES
1. Sobranie zakonodatelstva RF. — 2013. — # 52 (ch. I). — St. 6997.
2. Brusnitsyin L. V. Novyie pravila doprosov nesovershennoletnih poterpevshih i svideteley na predvaritelnom sledstvii i v sude // http://xn-— 7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/19637 (data obrascheniya: 04.12.2017).
3. https://pravo.ru/news/view/146275/ (data obrascheniya: 03.12.2017).
4. Hristenko V. E. Psihologiya povedeniya zhertvyi. — Rostov-na-Donu, 2004. — S. 252.
5. Fedotov I. S. Rassledovanie nasilstvennyih prestupleniy, sovershaemyih v otnoshenii maloletnih: pravovyie, teoreticheskie i organizatsionnyie osno-vyi. — M., 2010. — S. 236—237. "
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Федотов Игорь Славович. Заместитель председателя Ленинского районного суда г. Воронежа, профессор кафедры уголовного процесса. Доктор юридических наук, доцент.
Воронежский институт МВД России.
Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-53-40.
Fedotov Igor Slavovich. Deputy chairman of the Leninsky district court of Voronezh. Professor of the chair of Criminal Process. Doctor of Law, Associate Professor.
Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.
Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-53-40.
Ключевые слова: несовершеннолетний; тактика; следственные действия; показания; потерпевший; свидетель; видеозапись.
Key words: minor; tactics; investigative actions; indications; victim; witness; video.
УДК 343.1