УДК 573.6:37.018.7:616-009 (470.21)
НОВОЕ В ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛЯРНО-АЛЬПИЙСКОГО БОТАНИЧЕСКОГО САДА-ИНСТИТУТА
В.К. Жиров, О.Б. Гонтарь, Е.А. Святковская, М.П. Советова, И.Н. Мазуренко
Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н.А. Аврорина КНЦ РАН
Аннотация
В течение последних десяти лет образовательно-просветительская деятельность ПАБСИ КНЦ РАН получила заметное развитие. При укреплении традиционных форм этой работы на базе Сада созданы и функционируют два учебно-научных центра, организованы музей истории ботанических исследований в Мурманской области и база для проведения летних практик студентов - экологов и биологов, а в последние годы организовано новое направление экологической и садовой терапии, связанное с разработкой специализированных образовательно-реабилитационных программ для людей, страдающих нервными и психическими расстройствами. Последнее отражает современные тенденции расширения сферы социально-полезной деятельности ботанических садов путем возрождения старых традиций всестороннего использования их здравоохранительного потенциала.
Ключевые слова:
Полярно-альпийский ботанический сад-институт, образовательная деятельность, экотерапия, терапевтическое садоводство, специализированные программы, нейро- и психопатологии.
Просветительство и образование представляют собой одну из приоритетных задач и давних традиций ботанических садов, корни которой уходят далеко в античную историю. По существу, начальным стимулом
интродукции растений - основного и хронологически первого направления их деятельности, было стремление показать обществу многообразие мира растений и высокую гармонию растительных форм, и только во вторую очередь - использовать их в практических целях.
Композиции растений служили при этом не столько предметом, сколько средством преподавания. Еще Платон и Аристотель читали лекции своим студентам во время прогулок по ботаническим садам при возглавляемых ими учебных учреждениях. Для каждого занятия
использовались специализированные участки сада, аранжировка которых должна была вызывать у слушателей эмоции, необходимые для наилучшего восприятия конкретного материала, либо
символически иллюстрировать излагаемую лектором идею [1]. Если первый принцип построения ландшафта апеллировал в большей степени к эмоциональной сфере слушателей, то второй - к их логическому мышлению.
Существенно, что именно второй, а не первый принцип, получил наибольшее распространение в конце Средних веков, когда в садово-парковом искусстве появились регулярные сады [2], а в научной сфере - признаки новой, отличной от аристотелевской, науки [3]. В это же время объединение учебных заведений (которые были тогда единственными научными центрами) с ботаническими садами превратилось в устойчивую традицию, причем принцип регулярности предоставлял широкие возможности для использования их в качестве иллюстрации получивших тогда распространение научных идей «...регулярный сад не был философски противопоставлен природе, как это обычно представляется. Напротив, регулярность сада мыслилась как отражение регулярности природы, ее подчинения законам ньютоновской механики и принципам декартовской разумности» [1].
Становление принципа регулярности в садово-парковом искусстве позднего Средневековья имело определенно натурфилософскую основу, однако последующее развитие и расцвет регулярных садов в XVII в. сопровождался ее угасанием. По существу, это заметно даже на вершине его воплощения - в Версальском парке, где логическое явно уступает эмоциональному: «гимн солнцу», по его собственным словам спланировал Андрэ Ленотр в 1654 г., но не математически выверенную
модель небесных сфер. В дальнейшем, с середины XVIII века, регулярность парковой архитектуры сменяется пейзажностью со свободной естественной планировкой [4], а натурфилософия - чистым искусством.
Необходимость применения научных подходов в садово-парковом искусстве вновь проявилась в связи с началом активного использования его плодов в медицине - в невропатологии и психиатрии.
Нельзя сказать, что применение определенных типов ландшафтов и садоводства в качестве метода лечения психоневрологических заболеваний является недавним изобретением. В Европе душевнобольных лечили садами уже в 17-18 вв., а первые сведения об этом методе происходят из древнего Египта. Началом терапевтического садоводства как самостоятельного направления натурмедицины все же принято считать начало XIX века (лечение психических расстройств у ветеранов Гражданской войны США). Поскольку лечебное, или терапевтическое, садоводство создавалось на основе садово-паркового искусства с использованием знаний о принципах функционирования человеческой психики и нервной системы, научная составляющая присутствовала в этой отрасли с первых этапов его становления. Однако до начала XX в. в развитии теоретических основ данной отрасли не было особой необходимости, т.к. садовые терапевты в основном имели дело с немногочисленными случаями психических отклонений. Массовый характер они приобрели в XX
в., после двух мировых и других войн, и развития урбанизации, приводящей к дальнейшему нарушению связей человека с природой [5].
Современная садовая терапия - «это процесс использования растений и сада для улучшения благосостояния через воздействие на разум, тело и душу человека» [5]. Американская ассоциация садовой терапии (AATG) определяет садовую терапию (садоводческую терапию, гарденотерапию, horticultural therapy, therapeutic horticulture) как дисциплину, которая профессионально использует растения и садоводческие технологии для терапии и реабилитации. Садовая терапия в широком смысле включает в себя стимуляцию процессов социальной адаптации, реабилитации и корректировки поведения человека путем воздействия на него комплекса специфических факторов общения с растительным миром. В узком смысле - садовая терапия представляет собой метод лечения преимущественно нервных и психических заболеваний.
За рубежом садовая терапия широко применяется в домах для инвалидов и престарелых, детских домах, специализированных школах, психиатрических больницах, тюрьмах и реабилитационных центрах. На Западе, особенно в США, садовая терапия включена в перечень специальностей многих университетов. Очевидно, что рост популярности этого направления обуславливает необходимость развития ее научных основ и формирования новой семантической сферы, способной объединить понятия психологии, медицины и садово-паркового искусства.
В России это направление официально существует только в ботаническом саду Иркутского университета и в Санкт-Петербургском центре медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта, а профессия садового терапевта и соответствующая специальность пока отсутствуют.
В последние годы направление садовой терапии стало формироваться в Полярно-альпийском ботаническом саде-институте на основе традиционного учебно-просветительского направления. Долгие годы просветительская деятельность Сада ограничивалась популяризацией достижений интродукции и акклиматизации растений в форме экскурсий по оранжерее и питомникам открытого грунта, популярных лекций по садоводству и огородничеству. В дальнейшем тематика лекционно-экскурсионной работы расширилась благодаря организации музея истории ботанических исследований на Кольском Севере и Полярно-альпийского ботанического сада-института в 2001 г. В сущности, именно это событие, приуроченное к 70-летнему юбилею ПАБСИ, послужило поводом задуматься о необходимости и возможностях расширения учебно-просветительского направления, о котором его основатель, профессор
Н.А.Аврорин, писал в своем проекте создания ПАБСИ еще в 1931 г.: «все части Сада должны служить двум основным целям: научно-исследовательской, с установкой на хозяйственное освоение, и неразрывно связанной с ней - культурно-просветительной». Много позднее, в 2002 г., та же идея прозвучала на Международной конференции "Роль ботанических садов в сохранении биоразнообразия растений" (Москва, 20-22 мая 2002 г.): «Исходя из требований времени, ботанические сады России должны выделить работу по экологическому образованию населения в качестве приоритетного направления деятельности... разрабатывать образовательные программы для всех уровней населения, начиная от детей дошкольного возраста и заканчивая различными группами взрослых граждан», и была включена в «Стратегию Ботанических садов России по сохранению биоразнообразия растений».
Поскольку на практике трудно провести четкую границу между реабилитационными и образовательными программами, садовая терапия не вписывается в рамки чисто здравоохранительной деятельности, сближаясь со специальной педагогикой. Вследствие этого ее становление как самостоятельного научно-практического направления может происходить на основе как медицинской, так и педагогической наук. В ПАБСИ это направление сформировалось в рамках традиционной просветительской деятельности в ответ на растущие потребности общества в специализированных учебных программах, ориентированных на социально неадаптированную аудиторию. При этом особый акцент был сделан на разработку научных основ садовой терапии.
Мурманская область предоставляет достаточно широкие возможности для ее развития. Так как в одном из наиболее индустриально развитых и урбанизированных регионов Крайнего Севера, где 90% населения проживает в городах, наблюдается высокий уровень психических заболеваний, в том числе и у детей. Именно психические нарушения являются причиной инвалидности детей в 11 раз чаще, чем заболевания органов пищеварения, в 7 раз чаще, чем злокачественные новообразования, в 3-4 раза - чем заболевания органов дыхания, эндокринной системы, глаз, костно-мышечной системы. По данным регионального Комитета по здравоохранению, в настоящее время в Мурманской области проживает около десяти тысяч психически больных (1% от численности населения), причем заболеваемость расстройствами невротического характера неуклонно растет.
В связи с растущей потребностью населения региона в социально-значимых инновационных технологиях в 2002 г. Ученый совет ПАБСИ принял решение об организации научнопросветительского отдела, целью работы которого, наряду с развитием традиционных направлений, было формирование научных основ просветительской деятельности, в том числе для специализированных программ обучения и реабилитации. В связи с этим были установлены контакты и подписаны соглашения о совместной деятельности в области дополнительного экологобиологического образования различных социальных слоев населения и развитии новых подходов к проблеме психосоциальной реабилитации людей с нарушением умственной и физической деятельности на основе всестороннего использования просветительского и рекреационного потенциалов ПАБСИ с Мурманским государственным педагогическим университетом и Мурманской областной психиатрической больницей.
Направление садовой терапии получило при этом дополнительный стимул к развитию и расширению до экологической терапии, по определению использующей, наряду с растительными, животные объекты. С этой целью в дополнение к действующим в ПАБСИ экспозициям живых растений в 2009 г. был организован виварий.
В своем развитии на базе ПАБСИ экологическая терапия с самого начала тесно взаимодействует с учебно-просветительской деятельностью. Некоторые из образовательных программ легко адаптируются к аудитории людей с ограниченными возможностями и после определенной доработки могут быть трансформированы в терапевтические.
В 2007 г. в ПАБСИ было разработано учебное пособие по теме «Природа просыпается» из блока уроков «Природа Кольского Севера» [6], основная цель которых - пробудить интерес младших школьников к северной природе, научить видеть связь между природой и человеком. При этом решаются задачи формирования понятий о признаках весны в природе Кольского Севера, развития логического мышления на основе выявления взаимосвязей в природе, развития эмоциональночувственной сферы, создания условий для воспитания бережного отношения к природе своего края. На занятиях использовалось специально разработанное учебное пособие с разноуровневыми заданиями повторения пройденного материала и выявления знаний северных растений, наглядным материалом и домашними заданиями. В качестве дидактической основы при его разработке выступили целевая направленность (формирование ценностного отношения к природе своего края), функции в учебно-воспитательном процессе (мировоззренческая, образовательная, воспитывающая, развивающая). Данная программа была апробирована в курсе «Мир вокруг нас» в 3 классе школы № 2 г. Кировск и состояла из школьного урока и целевой прогулке по территории сада для закрепления полученных знаний. Впоследствии ее элементы после соответствующей корректировки были использованы в программе «Экотерапия».
Формируя представление ребенка о природе в целом, нельзя ограничиваться только его флористической составляющей. Программа «Удивительный мир лошадей» была разработана в 2008
г. для учащихся 10-16-летнего возраста при содействии Центра детского творчества «Хибины» отдела образования администрации г. Кировска и была предназначена для реализации на базе вивария ПАБСИ. Она основана на использовании широкого спектра положительных факторов,
влияющих на физическое и психоэмоциональное развитие, формирование личности учащегося в целом. Занятия по данной программе способствуют развитию нравственно-волевых качеств личности, формированию чувства ответственности, умению заботится о подопечных и работать в команде. В программу включены занятия по основам экологических знаний, краеведению, этологии, основам коневодства, музыке, изобразительному искусству и фитнесу. При этом программа разработана таким образом, что может быть без затруднений трансформирована в программы иппо- и экотерапии для лиц, страдающих психическими заболеваниями.
Для здоровых детей дошкольного возраста в 2009 г. была разработана программа «В царстве растений», состоящая из 7 занятий на базе коллекций живых растений ПАБСИ. Целью программы является развитие познавательного интереса у детей к изучению растений нашей планеты. Для этого решаются задачи изучения многообразия растений, ознакомления с особенностями культивирования экзотических растений, формирования навыков ухода за растениями (рис. 1).
Рис. 1. Воспитанники детского сада с экологическим уклоном «Ивушка» на занятиях по программе «В царстве растений» в ПАБСИ
Кроме программы «В царстве растений», в 2009 г. в ПАБСИ были разработаны две программы реабилитации для больных с нарушением умственной и физической деятельности с использованием коллекционных фондов и других экспозиций ПАБСИ, использующих отдельные элементы или модули вышеуказанных учебных программ.
Программа «Г арденотерапия для детей и подростков» рассчитана на длительный период (от 3 до 6 месяцев) и состоит из 3 этапов. Цель программы - повысить наблюдательность, развить творческую активность, воображение, фантазию, привить навыки коллективной работы и взаимодействия со сверстниками, снизить выраженность неврологического дефекта путем тренировки физических и психических функций. На I этапе программы дети знакомятся с семенами различных видов растений (узнают разнообразие семян по форме, величине, цвету, скорости прорастания и т.д.), что позволяет развить наблюдательность, моторику посредством тактильных ощущений, навыки планирования предстоящей деятельности и расширить знания об окружающем мире. Этап II этап направлен на ознакомление с разнообразием растительного мира. Работа с растениями приучает детей бережному отношению к растениям, развивает наблюдательность, повышает чувство ответственности, внимание, организованность. III этап - закрепление изученного материала - связан с зарисовкой растений, монтировкой гербария, сбором семян, изготовлением поделок из растений; дети знакомятся с легендами о выращенных растениях и сами сочиняют рассказы о цветах. Программа прошла апробацию и согласование в ГОУСОСЗН «Апатитский Социальный приют для детей и подростков» в 2008 г.
Программа «Экотерапия» рассчитана на 10 дней летнего времени и состоит из 3 этапов. Целью программы является снижение выраженности неврологических дефектов путем тренировки физических и психических функций. I (вводный) этап - пассивной экотерапии - направлен на ознакомление с предметами обучения и психологической подготовки восприятия. II этап активной экотерапии направлен на активное участие в процессе ухода за растениями и животными. Он
способствует улучшению мышечной функции и наиболее продолжителен по времени. III (заключительный) этап релаксации непосредственно связан со снижением выраженности неврологического дефекта. Для реализации этой программы в на территории ПАБСИ разработан проект «Сад терапии».
Программа «Экотерапия» была апробирована специалистами Мурманской областной психиатрической больницы на пациентах, страдающих интеллектуальной недостаточностью и хроническими психозами различной этиологии. По результатам врачебного контроля было отмечено, что каждое посещение Ботанического сада оставило у пациентов яркое впечатление, которое выражалось в повышении фона настроения, двигательной и речевой активности, снижении агрессивности. В беседах постоянно упоминались события, происходящие во время посещений, вспоминались сведения, почерпнутые во время экскурсий, выражалось желание повторных посещений и общения с растительным миром и животными. У пациентов, в прошлом проявлявших асоциальные и агрессивные тенденции, снизилось аффективное напряжение, улучшился рисунок общения, их контакты протекали на более спокойном фоне с оттенком большей доброжелательности в общении друг с другом. В целом в состоянии больных исследуемой группы отмечена явная положительная динамика.
По заключению экспертов МОПБ, результаты предварительного этапа исследований свидетельствуют о целесообразности более детального исследования динамики психофизиологических реакций пациентов после контакта с растениями и животными с диагностическим контролем психолога до и после курса экотерапии инеобходимости методически разноообразить методы психосоциальной реабилитации больных.
В начале 2010 г. по предложению и при непосредственном содействии сотрудников Психоневрологического интерната и Центра социальной помощи семье и детям г. Кировска программа «Экотерапия» была скорректирована применительно к пациентам с различными нарушениями нервной системы (в том числе страдающим синдромами Дауна (снятие гиперподвижности суставов и мышечной гипотонии) и аутизма (нормализация сенсорной функции [7], повышение качества жизни и функциональной независимости аутиста) для проведения в зимнее время.
В настоящее время еженедельно проводятся занятия с несколькими группами пациентов под наблюдением медицинского персонала и психологов (рис. 2).
Рис. 2. Пациенты Кировского психоневрологического интерната на занятиях по реабилитационной программе «Экотерапия» в ПАБСИ
Несмотря на короткий период от начала занятий, персонал медико-социальных учреждений отмечает их устойчивый положительный эффект.
Стратегически важным для дальнейшего развития садовой терапии на базе Полярноальпийского ботанического сада-института является разработка научных основ этого важного направления. Отчасти эта задача решается в процессе создания и модификации специализированных
учебных и реабилитационных программ, однако в последнее время все более становится очевидной необходимость в общей теории. Одним из подходов к ней является изучение особенностей пространственного и цветового восприятия людей, страдающих различными нарушениями нервной системы и психики. Базовая гипотеза этой работы связана с изменениями естественного расстояния до точки перехода от обратной к прямой перспективе в пространственном восприятии пациента, в результате чего для него субъективно искажаются как пропорции, так и цвет воспринимаемого объекта, что, в свою очередь, способствует нарушениям его связей с окружающей средой и обществом, в крайнем выражении приводящем к аутизму. Возможности корректировки этих нарушений связаны с регулярным созерцанием такого ландшафта, пространственное построение которого и цветовая гамма учитывали бы особенности восприятия пациента.
Садовая и экологическая терапия представляют собой актуальные медико-педагогические направления, особенно важные для населения нашего региона, испытывающего массированное воздействие неблагоприятных антропогенных и природных факторов Крайнего Севера. Их развитие представляет собой важный шаг на пути к всестороннему использованию инновационного потенциала Полярно-альпийского ботанического сада-института КНЦ РАН и других ботанических садов России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лихачев Д.С. "Сады Лицея". О литературе Нового времени. Л.: Наука, 1984. С. 295-310. 2. Нессельштраус Ц.Г. История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение. М.: Сварог и К, 2003. 672 с. 3. Сокольская О.Б. История садово-паркового искусства: уч-к для вузов. М.: ИНФРА-М, 2004. 350 с. 4. Палентреер С.Н. Садовопарковое и ландшафтное искусство. М.: Изд-во Мос. гос. ун-та леса, 2003. 308 с. 5. Сизых С.В., Кузеванов В.Я., Белозерская С.И., Песков В.П. Садовая терапия. Использование ресурсов ботанического сада для социальной адаптации и реабилитации: справочно-методическое пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2006. - 48 с. 6. Советова М.П., Гонтарь О.Б., Жиров В.К. Учебно-просветительская деятельность ПАБСИ сегодня и завтра // Актуальные проблемы сохранения биоразнообразия в экстремальных условиях северного климата: сб-к докл. науч. конф., Апатиты; Кировск, 29-30 сентября 2008 г. Апатиты: K&M, 2008. С. 83-86. 7. Rogers SJ, Ozonoff S. Annotation: what do we know about sensory dysfunction in autism? A critical review of the empirical evidence // J Child Psychol. Psychiatry, 2005. № 46 (12). P. 1255-68.
Сведения об авторах
Жиров Владимир Константинович - чл.-корр. РАН, профессор, e-mail: [email protected] Гонтарь Оксана Борисовна - к.б.н., ученый секретарь, e-mail: [email protected] Святковская Екатерина Александровна - научный сотрудник, e-mail: [email protected] Советова Маргарита Павловна - младший научный сотрудник, e-mail: [email protected] Мазуренко Ирина Николаевна - лаборант-исследователь, e-mail: [email protected]