Калинина Лариса Юрьевна НОВОЕ В ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ...
УДК 372.87
НОВОЕ В ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ
© 2017
Калинина Лариса Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, улица Горького, 65/67, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья содержит материал, расширяющий спектр представлений о роли и ресурсах литературно-музыкальной композиции (ЛМК) в эстетическом воспитании детей школьного возраста. На основе обзора современных публикаций сделан вывод, что данная проблема требует разработки ряда ее аспектов, до сих пор остававшихся за пределами внимания исследователей. Если 15-20 лет назад литературно-музыкальное творчество ребенка мы рассматривали как путь к его внутреннему раскрепощению, пробуждению индивидуальности, то сегодня актуально выявить и реализовать интегрирующие возможности ЛМК. Формирование у обучающегося способности понимать чувства другого человека, суть явлений через полихудожественный опыт - область эстетического воспитания, в которой находится источник сохранения и преумножения ценностей культуры. Автор предлагает ряд уточнений в тезаурусе, используемом современными педагогами. Это необходимо, так как «эстетическое» и «художественное» все больше объединяются, граница между ними становится неуловимой. Виды искусства и, шире, различные объекты действительности интегрируются вокруг литературы; ее воспитательное значение возрастает. Роль музыки состоит в заострении ритмичности художественных текстов, структурирующей эстетическое впечатление школьника, который учится понимать смысл собственного творчества, отвечать на проблемные вопросы средствами искусства. Материалы статьи - инвестиция в изучение более масштабной проблемы подготовки научного фундамента для создания новых технологий обучения и воспитания, соответствующих мировоззрению школьника XXI века.
Ключевые слова: синтез искусств, взаимосвязь и взаимодействие литературы и музыки, музыкальность поэзии, воспитательная роль литературы, ритм в искусстве, современное искусство, творчество обучающихся, художественный эксперимент, инновационные педагогические технологии.
NEW IN THE PROBLEM OF AESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS THROUGH THE LITERARY AND MUSICAL COMPOSITION
© 2017
Kalinina Larisa Yuryevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department
of Musical Educations Samara State University of Social Sciences and Humanities (443099, Russia, Samara, Street Gorkogo, 65/67, e-mail: [email protected])
Abstract. In article presented the material that expanding a range of ideas, role, resources of literary and musical composition (LMC) in esthetic education of children's school age. The review of modern publications has shown that this problem demands development of number and her aspects which were still remaining outside attention of researchers. If 15-2o years ago we regarded literary and musical creativity of child as a way to internal liberation, identity awakening, then today it is urgent to reveal and realize the integrating possibilities of LMC. Forming skill to understand the feelings of other person and essence of the phenomena through poly-art experience - area of esthetic education in which there is a source of preserving and enhancement of values and culture. The author offers a number of specifications in the thesaurus that used by modern teachers. It is necessary because «esthetic» and «art» mix up more and more, the border between them becomes imperceptible. Types of art more generally the various objects of reality are integrated around the literature; its educational value increases. The role of music consists in an underlining of rhythm art texts and structuring esthetic impression of the school student who learns to understand meanings of own creativity, to answer problematic issues with means of art. Materials of article are investment into studying of a problem of bigger scale - preparation of scientific base for the creation of new modern technologies of training and education corresponding to outlook of the school student in 21st century.
Keywords: Synthesis of Arts, Interrelation and Interaction of Literature and Music, Poly- Art Musicality of Poetry, Educational Role of Literature, Rhythm in Art, the Modern Art, Creativity of Students, an Art Experiment, Innovative Pedagogical Technologies.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Сегодня на смену разрушительным тенденциям в обществе приходят созидательные, культу материальных благ и стремлению достичь индивидуального успеха любой ценой противостоит идея единства народа на основе памяти о героическом прошлом, сохранения и преумножения духовного наследия. В федеральных документах подчеркивается: «Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров» [1]; «Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: [...] формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий [...] эстетических потребностей, ценностей и чувств [2]; «Изучение предметной области «Искусство» должно обеспечить [...] осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся» [3]. Каждая из этих позиций предполагает понимание школьниками концептуальных идей современной культуры, достаточно свободное ориентирование в тенденциях развития
искусства, готовность к диалогу с носителями разных представлений об эстетическом идеале.
В статье мы рассматриваем ряд новых аспектов проблемы эстетического воспитания обучающихся средствами литературно-музыкальной композиции (ЛМК), ранее не конкретизированных в качестве предмета научного исследования. Их выявление необходимо, чтобы детально проектировать образовательный процесс с целью достижения результатов, запланированных ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Исследование в рамках статьи базируется на материалах диссертации автора [4]. К настоящему времени научное представление о роли и ресурсах литературно-музыкальной композиции в эстетическом воспитании школьников стало более глубоким и разносторонним. Это связано в первую очередь с тем, что понятия эстетики, эстетического воспитания интерпретируются в контексте культуры XXI века иначе, по сравнению с рубежом второго и третьего тысячелетий. О.М. Буранок, Л.А. Калинников, И.А. Куличева, О.Л. Подлиняев и А.В. Привалова, В.В. Прозерский,
Калинина Лариса Юрьевна педагогические
НОВОЕ В ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ... науки
Т.Е. Шехтер, У. Эко и другие авторы внесли свой вклад в конкретизацию значимых для нашей работы вопросов.
Так, утвердилось понимание кризиса эстетического знания, или, по словам В.В. Прозерского, - «диффузии эстетики в смежные с нею области» [5, с. 88]. У. Эко в этой связи обращает внимание на множество течений в современном искусстве, «где под знаком искусства разворачиваются скорее церемонии с ритуальным привкусом, вполне сравнимые с древними мистериальными обрядами; их цель - не созерцание чего-то прекрасного, а опыт почти религиозного свойства...» [6, с. 417]. По причине существования артефактов культуры XXI века не только в реальности, но и в виртуальном пространстве, изменилось представление о художественной образности. В трудах Т.Е. Шехтер приводятся основные характеристики образа в современном искусстве: стремление к объективизации, документализм, использование современных технических материалов [7, с. 26]. Н.Г. Красноярова пишет также о глобализации пространства эстетической мысли, природа которой едина и культурно не обусловлена [8].
Исследователями подчеркиваются уникальные образовательные возможности литературы, интегрирующей разные области науки и искусства. А.Л. Золкин убежден, что она является главным средством познания мира [9]; Л.А. Калинников приводит убедительные доказательства возможности философско-эстетического истолкования поэзии [10]; О.М. Буранок - наличия истоков «музыкальности» произведений многих русских поэтов в творческом наследии литератора XVIII века Феофана Прокоповича [11, с. 151].
С другой стороны, открылись новые перспективы в реализации возможностей музыки как средства эстетического воспитания и развития учащихся. Д.А. Дятлов предлагает рассматривать работу над музыкальным произведением как поиск смыслов в деталях нотного текста, «понимание которых дает исполнителю интонационную опору в интерпретации целого» [12, с. 804]. У
A.А. Пиличяускаса выделим значимую для нас идею обучения школьников моделированию художественного образа в процессе познания музыки [13].
Практически общепризнанной стала воспитательная значимость синтеза искусств. Об этом говорится в работе В.П. Волошиной, в связи с исследованием проблематики социокультурного развития учащихся [14]; в исследовании Л.Н. Мун, заострившей внимание на том, что синтез искусств помогает формировать эстетические знания, умения и навыки детей в системе [15].
B.М. Привалова определила роль ритма, выполняющего одновременно «функцию расчленения и интеграции эстетического впечатления» [16, с. 133], как главную в объединении разных видов искусства. На основе ритмичности сближает поэзию и музыку современный поэт Г. Жаров, подчеркивая: «у каждого стихотворения есть свой музыкальный «эмоциональный двойник», а у каждого поэта - «свой» композитор, или музыкальное направление. Это не музыка к стихотворению, это музыка настроения» [17].
Однако мало разработан ряд актуальных аспектов проблемы, к которой мы обратились в статье. Среди них выделим необходимость совершенствовать категориальный аппарат в области эстетического воспитания, а также рассматривать вектор реализации воспитательных возможностей ЛМК с учетом особенностей понимания искусства современными школьниками, концептуальных положений эстетики XXI века.
Формирование целей статьи (постановка задания). Таким образом, нам предстоит:
- уточнить содержание понятия «эстетическое воспитание» в фокусе концептуальных идей современной эстетики;
- рассмотреть перспективу дальнейшего развития теории и практики использования литературно-музыкальной композиции как средства эстетического воспитания 80
школьников.
Так как проблематика статьи носит междисциплинарный характер, мы будем руководствоваться методологическим принципом комплексного подхода [18, с. 12-42].
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В соответствии с поставленными целями, во-первых, обратимся к понятию эстетического воспитания. На рубеже XX и XXI вв. отечественные исследователи опирались на представление о данном феномене как процессе «формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности» [19, с. 327-328]; «развития эстетических качеств и формирования высоконравственного диалектического мышления, проявляющегося в культуре поведения ученика» [20, с. 6]. В начале 2010-х гг. акцент ставится на интериоризированном опыте общения с искусством - эстетическом отношении - как характеристике процесса и результатов эстетического воспитания. У А.В. Приваловой и О.Л. Подлиняева находим следующую дефиницию: «эстетическое воспитание - это воспитание эстетического отношения человека к действительности, приобщение к эстетическим ценностям, развитие способности к эстетическому восприятию, переживанию, эстетического вкуса, к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей не только в искусстве, но и в любой деятельности» [21, с. 123]. Н.С. Стерхова рассматривает эстетическое воспитание как «целостный педагогический процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, основанный на специально организуемой деятельности, направленной на преобразование личностного, деятельностного и творческого компонентов эстетической культуры, структуру которой составляют эстетическое сознание и эстетическая деятельность» [22, с. 31]. Таким образом, направленность эстетического воспитания не ограничивается воздействием на поведение ребенка, а охватывает более широкий диапазон его эстетической культуры.
Поскольку движущей силой любого развития является внутреннее противоречие, назовем противоположно направленные «энергетические потоки» в современном эстетическом воспитании. Это:
- противоречие между нарастающей интеллектуализацией образования и недостатком средств, которые своей привлекательностью для ребенка позволяют на столь же высоком уровне формировать его эмоционально-образную сферу;
- противоречие между интересом обучающихся к внешней атрибутике искусства (включая различные формы псевдоискусства) и отставанием в опыте реализации педагогами современных технологий, способствующих воспитанию мотивации к вдумчивому общению с художественными произведениями, к постижению смысла явлений через творческий эксперимент.
Характеризуя эстетическое воспитание школьников с современных позиций, необходимо обратить внимание на реализацию возможностей художественно-творческой деятельности, прежде всего - импровизационной. Импровизирующий ребенок приобретает опыт эстетического отношения к явлениям и событиям, становится автором новой реальности. Однако импровизация не дает возможности останавливаться на поиске смыслов, которые могут «вспыхивать» мимолетно и исчезать, порой навсегда. Чтобы осмыслить происходящее, вновь созданное, нужна остановка, рефлексия, оформленная в художественном материале композиция. Если интегрируются литература (поэзия) как ключ к познанию явлений с музыкой, «досказывающей» невыразимое словами, то речь идет о литературно-музыкальной композиции.
Словесный образ в понимании учащимися мира исследователи считают центральным; к нему в итоге схо-АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)
Калинина Лариса Юрьевна НОВОЕ В ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ...
дятся нити от всех элементов формы произведения. Так, подчеркивая сходство звучащей фортепианной музыки с выразительной речью, Д.А. Дятлов аргументирует свою мысль наличием аналогий: структуры взаимосвязанных «атак» и «длений» тонов, «диалогических» построений [23]. У С. Макаровой «музыкальная» поэзия русских романсов представлена как средство воспитания особой чувствительности школьников к «музыке стиха» [24]. Все же сказанное вполне традиционно; перспектива использования литературно-музыкальной композиции как средства эстетического воспитания школьников лучше просматривается в ракурсе глобальных тенденций современной культуры:
- перехода от диалектико-материалистического обоснования синтеза видов искусства в идее единства мира [25] к принятию разнообразных философских концепций в истолковании полимодального творчества [26];
- эволюции научной мысли от представления о предсказуемости результатов творческого процесса на основе единства закономерностей мышления и художественной практики [27] к пониманию влияния на художественный продукт «человеческого фактора», случайных и непредсказуемых жизненных явлений [28].
Поэтому ЛМК сегодня выполнит свою воспитательную функцию, если, не утратив свойства структурировать творческую деятельность учащихся, будет направлять ее к созданию из элементов двух видов искусства художественного целого, с одной стороны - отвечающего современным эстетическим критериям, с другой - организованного вокруг смыслового центра, выбор которого зависит от личностного понимания ребенком-автором творческой проблемы (данный вопрос подробно рассматривался нами в статье «Содержание понятия «арт-композиция» в контексте художественного образования XXI века», опубликованной в № 2 (15) журнала «Самарский научный вестник» за 2016 г., с. 162-165).
Грамотно организованное педагогом литературно-музыкальное творчество школьников будет гармонизовать весь процесс их эстетического воспитания. Во-первых, момент озарения, верно найденного синтеза музыкальных и литературных «моделей», наполнен позитивными эмоциями, радостью, чувством повышения самооценки. Ученик захочет испытать это неутилитарное удовольствие снова и снова, постепенно увлекаясь, обогащая свой эмоциональный багаж. Во-вторых, у него сформируется навык создания полихудожественных текстов не ради эффекта, производимого на окружающих, а с целью узнать о мире нечто удивительное, интересное, скрытое от рационального поиска.
Как атрибут литературно-музыкальной композиции в контексте эстетического воспитания XXI века назовем также ее основополагающую ритмичность. Собственно школьник, соединяющий поэтический текст с музыкальным в формах песни, романса, «литмонтажа», импровизации на тему стихотворения и т.д., создает ритмизованный орнамент, который в концепции В.М. Приваловой рассматривается как знаково-символический язык ритуалов культуры [29]. Композиция-орнамент отражает социально-психологическую природу учащегося, и, одновременно, определенную грань развития духовной культуры человечества; представляет собой эстетический символ, возникающий в ритме жизни автора, наполненный его чувствами, выражающий все его модальности, олицетворяющий его синкретический духовный комплекс [29, с. 4-5]. Поскольку ученик создает взаимоотношение формы и стиля композиции по эстетическим канонам в ритме своего времени, то эстетическое воспитание предстает через призму концепции В.М. Приваловой как постижение смыслов орнамента, в широком культурологическом понимании данного феномена.
С учетом сказанного, литературно-музыкальная композиция может быть охарактеризована как процесс творческого экспериментирования, направленный на
постижение ребенком смыслов явлений и закрепление в его эмоциональной памяти чувства эстетического удовольствия от гармонизации средств художественной выразительности литературы и музыки.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Итак, новыми сторонами в постановке проблемы эстетического воспитания учащихся средствами литературно-музыкальной композиции являются:
- необходимость понимать художественный образ и литературно-музыкальное творчество в соответствии с эстетическим тезаурусом информационной эпохи, существованием искусства в виртуальном пространстве, использованием современными авторами современных технических материалов;
- синтез творческого эксперимента - опыта постижения мира средствами искусства - с непосредственным переживанием ребенка-автора, мировоззрение которого формируется в единстве художественного, мифологического и символического мышления.
Таким образом, развитие теории и практики использования литературно-музыкальной композиции как средства эстетического воспитания школьников осуществляется в направлении дифференциации и разнообразия научных основ данного процесса, слияния учебного творчества с жизненными явлениями, форм эстетического воспитания с формами современного искусства. На основе обобщения материала публикаций последних лет нами были уточнены актуальные аспекты понятия «эстетическое воспитание» и роль литературно-музыкальной композиции в данном процессе. Понимание современной проблематики эстетического воспитания позволит разрабатывать его теорию и практику на новом уровне, с учетом современных реалий. Практическая значимость данной статьи связана, на наш взгляд, с подготовкой базы для создания новых, современных технологий обучения и воспитания, соответствующих мировоззрению школьника XXI века.
В ряде следующих публикаций мы обратимся к вопросам разработки модулей внеурочной деятельности на материале современного искусства, организации самообразования учащихся в области актуальных идей эстетики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/ fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html (Дата обращения 31.01.2017).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.rU/db/mo/ Data/d_09/m373.html (Дата обращения 31.01.2017).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/ Data/d_10/prm1897-1.pdf (Дата обращения: 31.01.2017).
4. Калинина Л.Ю. Роль литературно-музыкальной композиции в эстетическом воспитании учащихся музыкальных школ: дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2001. 218 с.
5. Прозерский В.В. От эстетики объекта к эстетике среды // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. СПб.: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. Т. 2. № 3. С. 88-96.
6. Эко У. История красоты / Перевод А.А. Сабашникова. М.: СЛОВО/SLOVO, 2008. 440 с.
7. Современное искусство и отечественный художественный рынок: Монография / Под ред. Т.Е. Шехтер. - СПб.: СПбГУП, 2005. 169 с.
8. Красноярова Н.Г. Античная философия: Учения. Понятия. Метафоры. Ч.1. Омск: Омский государствен-
Калинина Лариса Юрьевна
НОВОЕ В ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ..
ный педагогический университет, 2006. 180 с.;
9. Золкин А.Л. Аналитическая философия языка: основные исследовательские программы // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. № 4 (8), декабрь 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// elibrary.ru/item.asp?id=21303380 (Дата обращения 20.10.2016).
10. Калинников Л.А. Иммануил Кант в русской поэзии (философско-эстетические этюды). М.: «Канон+»; РООИ «Реабилитация», 2008. 416 с.
11. Буранок О.М. Феофан Прокопович и литература XVIII века в контексте русско-зарубежных связей: монография. Самара: ООО «Издательство Ас Гард», 2013. 448 с.
12. Дятлов Д.А. Исполнительский анализ пианиста как основа интерпретации // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 15. № 2 (3). 2013. С. 804-806.
13. Пиличяускас А. Моделирование художественного образа в процессе познания музыки // Искусство в школе. 2016. № 4. С. 26-34.
14. Волошина В. П. Социокультурное развитие учащихся в учебном процессе на основе синтеза видов искусств: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2010. 26 с.
15. Мун Л. Н. Синтез искусств как системообразующий фактор художественного образования: автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 2009. 49 с.
16. Привалова В.М. Орнамент как знаково-символи-ческий язык ритуалов культуры: Монография. - Самара: Изд-во СамНЦ РАН, 2015. 236 с.
17. Жаров Г. О музыкальности поэзии и поэтичности музыки. Стихи. ру., 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stihi.ru/2016/04/24/4196 (Дата обращения 22.10.2016)
18. Зись А.Я. Теоретические предпосылки синтеза искусств // Взаимодействие и синтез искусств. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1978. 270 с.
19. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редколл.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003. 528 с.
20. Куличева И.А. Инновационные компоненты эстетического воспитания и развития нравственных качеств старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2004. 24 с.
21. Привалова А.В., Подлиняев О.Л. Эстетическое воспитание и критерии эстетической воспитанности студентов вуза // Проблемы социально-экономического развития Сибири. Братск: Изд-во Братского государственного университета. 2010. № 2 (2). С. 122-129.
22. Стерхова Н.С. Эстетическое воспитание как философский и психолого-педагогический феномен // Педагогическое образование и наука. М.: Изд-во Некоммерческое партнерство «Международная академия наук педагогического образования. 2010. № 10. С. 30-31.
23. Дятлов Д.А. Исполнительская интерпретация фортепианной музыки: теория и практика: дис. . д-ра иск. Ростов-на-Дону, 2015. 270 с.
24. Макарова С. «Музыкальность» поэтического произведения // Искусство в школе. 2016. № 4. С. 26-30.
25. Акулинин В. Н. Философия всеединства: От В. С. Соловьева к П. А. Флоренскому. Новосибирск: Наука, 1990. 160 с.
26. Алиева Н. З. Философско-методологические основания естественнонаучного образования в контексте постнеклассической науки: автореф. дис. . д-ра филос. наук. Ростов-на-Дону. 2009. 39 с.
27. Зись А. Я. На подступах к общей теории искусства / Зись, А. Я., Российская АН, Российский Институт искусствознания Министерства культуры РФ. М.: Издательство «ГИТИС», 1995. 296 с.
28. Тарасов В. «Импровизация не означат импрови-
зировать со звуками. Когда знаешь материал, можешь импровизировать состояние» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russ.ru (Дата обращения 12.08.2016).
29. Привалова В.М. Орнамент как знаково-символи-ческий язык ритуалов культуры: монография. Самара: Изд-во Сам НЦ РАН, 2015. 236 с.