Научная статья на тему 'Новое в административно-правовом регулировании видов государственной службы'

Новое в административно-правовом регулировании видов государственной службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
175
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / PUBLIC SERVICE / СОТРУДНИК УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / EMPLOYEE OF A PENAL CORRECTION SYSTEM / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LAW-ENFORCEMENT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сенатова Екатерина Васильевна

В статье анализируются новеллы административно-правового регулирования видов государственной службы. Предметом исследования выступает совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с осуществлением различных видов государственной службы. Цель комплексный анализ современного состояния отечественного административного законодательства, устанавливающего виды государственной службы Российской Федерации; изучение проблем правоприменительной практики в данном направлении, внесение предложений по устранению подобных проблем. Для формирования единообразных правовых подходов к организации государственной службы и сохранения профессионального ядра сотрудников уголовно-исполнительной системы предлагается принять федеральный закон «О службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сенатова Екатерина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW FEATURES IN THE ADMINISTRATIVE LEGAL REGULATION OF THE PUBLIC SERVICE TYPES

The article analyzes novels of the administrative legal regulation of the public service types. The object of the research is the set of the precepts of law governing the public relations connected with implementation of different types of public service. The research purpose is the complex analysis of the current state of the domestic administrative legislation establishing types of public service of the Russian Federation; the studying of problems of law-enforcement practice in this field, introduction of offers on elimination of similar problems. The author offers to adopt the Federal law «About service in organizations and bodies of the penal system» for the formation of uniform legal approaches to the organization of the public service and preserving a professional core of the penal system employees.

Текст научной работы на тему «Новое в административно-правовом регулировании видов государственной службы»

УДК 35.08

ЕКАТЕРИНА ВАСИЛЬЕВНА СЕНАТОВА,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и финансового права

(Академия ФСИН России), e-mail: k.senatova@yandex.ru

НОВОЕ В АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Реферат: в статье анализируются новеллы административно-правового регулирования видов государственной службы. Предметом исследования выступает совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с осуществлением различных видов государственной службы. Цель - комплексный анализ современного состояния отечественного административного законодательства, устанавливающего виды государственной службы Российской Федерации; изучение проблем правоприменительной практики в данном направлении, внесение предложений по устранению подобных проблем. Для формирования единообразных правовых подходов к организации государственной службы и сохранения профессионального ядра сотрудников уголовно-исполнительной системы предлагается принять федеральный закон «О службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы».

Ключевые слова: государственная служба, сотрудник уголовно-исполнительной системы, правоохранительная деятельность.

В связи с принятием 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации, в которой были заложены новые конституционные основания становления государственной службы в России, появилась практическая потребность в создании иной модели государственной службы.

31 июля 1995 г. был принят Федеральный закон № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 119-ФЗ), определивший государственную службу как «профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов» (ч. 1 ст. 2). Сущностная характеристика государственной службы России частично раскрывалась в указанном Законе в нормативно закрепленных принципах, во многом отражающих ее публично-правовые начала. Вместе с тем распространение п. 3 ст. 4 Федерального закона № 119-ФЗ действия законодательства о труде на государственных служащих позволяло утверждать, что государственная служба по-прежнему рассматривалась как разновидность трудовой деятельности. Это, по мнению некоторых специалистов по административному праву, наглядно показывало, что понимание правовой природы государственной службы серьезно не изменилось, хотя структурно она претерпела определенные изменения [1, с. 8].

Современный этап развития государственной службы в России был ознаменован принятием в

2003 г. Федерального закона № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», который по-новому определил виды государственной службы в зависимости от государственных функций. Однако данный Закон не дал окончательного ответа на вопрос о законодательном регулировании прохождения государственной службы нормами административного права.

Как отмечает А. Ф. Ноздрачев, «пойдет ли законодатель по пути полного регулирования гражданской службы системой административного законодательства или, наоборот, в их регламентации будут превалировать трудоправовые начала, зависит от многих условий. Эта проблема на сегодняшний день теоретически не решена» [2, с. 24]. В то же время принятый в 2004 г. Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», по словам А. Ф. Ноз-драчева, знаменует резкий «административный» переход в правовом регулировании деятельности гражданских служащих [2, с. 23]. Отсюда можно с определенной долей вероятности прогнозировать дальнейшее развитие административно-правового регулирования государственной службы в России.

В Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 58-ФЗ) определяются правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации.

© Сенатова Е. В., 2016

Изначально ст. 2 Федерального закона № 58-ФЗ закрепила три вида государственной службы в России: государственную гражданскую, военную и правоохранительную. В развитие этого Закона на сегодняшний момент принят только закон об одном виде государственной службы - Федеральный закон от 24 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ).

Принятие в 2003 г. Федерального закона № 58-ФЗ и в 2004 г. Федерального закона № 79-ФЗ стало важным этапом реформирования государственной службы.

В связи с тем что ряд направлений реформирования государственной службы оставался нереализованным, в том числе положения о формировании системы управления государственной службой, Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 была утверждена программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 гг.)». Цель программы - создание целостной системы государственной службы посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики. Однако, как видим, полностью она не реализована.

Правоохранительная и военная государственная служба должны были приобрести статус таковых только по факту принятия соответствующих федеральных законов.

Федеральный закон № 58-ФЗ ввел новый юридический термин - «государственная правоохранительная служба» как вид федеральной государственной службы, который мог применяться со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе.

Так, в соответствии с Федеральным законом № 58-ФЗ под правоохранительной службой понимался «вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина». Под это определение подпадала и служба в уголовно-исполнительной системе.

Представляется необходимым отметить, что Федеральный закон № 58-ФЗ прямо не указывал на то, что правоохранительной службой именуется служба в правоохранительных органах, однако он

предусматривал создание отдельного федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации», регламентирующего правовой статус государственной правоохранительной службы [3, с. 603].

Принятие федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации» создало бы правовые условия для дальнейшего совершенствования правового регулирования службы в органах и учреждениях УИС и других правоохранительных органах.

1 января 2016 г. Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 262-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона ,,О таможенном регулировании в Российской Федерации"» (далее - Федеральный закон № 262-ФЗ) в ст. 2 Федерального закона № 58-ФЗ были внесены изменения, касающиеся видов государственной службы. Система государственной службы стала включать в себя: государственную гражданскую службу, военную службу, государственную службу иных видов. При этом Федеральный закон № 58-ФЗ не ввел статью, раскрывающую понятие третьего вида государственной службы -государственной службы иных видов. Он лишь закрепляет, что государственная служба иных видов устанавливается федеральными законами и является видом федеральной государственной службы, то есть издание единого закона о государственной службе иных видов Федеральный закон № 58-ФЗ не предполагает.

Тем не менее из изменений, внесенных Федеральным законом № 262-ФЗ в другие федеральные законы, видно, что законодатель подразумевает правоохранительную направленность государственной службы иных видов.

Так, Федеральный закон № 262-ФЗ утвердил новую редакцию ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества». Слова «российское казачество проходит правоохранительную службу в соответствии с федеральным законодательством» заменены на слова «российское казачество проходит федеральную государственную службу, связанную с правоохранительной деятельностью, в соответствии с федеральным законодательством».

Служба в уголовно-исполнительной системе, исходя из смысла Федерального закона № 58-ФЗ, является государственной службой, а так как ее нельзя отнести к государственной гражданской или военной службе (на основании содержания ст. 5, 6 Федерального закона № 58-ФЗ), то можно заключить, что она относится к государственной службе иных видов.

На сегодняшний день правовое регулирование порядка и условий прохождения государственной службы сотрудниками УИС в первую очередь осуществляется нормами, закрепленными в Положении о службе в органах внутренних дел, утвержденном постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1. Это связано с тем, что до 1997 г. УИС находилась в ведении МВД России и соответственно прохождение в ней службы регламентировалось законодательством, распространявшимся на сотрудников органов внутренних дел. Такая ситуация сохраняется до настоящего времени, поскольку самостоятельный нормативный правовой акт (речь идет о федераль-

ном законе «О службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы») еще не принят. Для сотрудников органов внутренних дел правовая база о порядке прохождения службы была обновлена: 30 ноября 2011 г. принят Федеральный закон № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации».

Если раньше отсрочка принятия федерального закона «О службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» оправдывалась тем, что еще не принят Федеральный закон «О правоохранительной службе Российской Федерации», то теперь его отсутствие оправдать уже нечем.

Список литературы

1. Государственная служба Российской Федерации: первые шаги и перспективы. М., 1997. 211 с.

2. Ноздрачев А. Ф. Преобразования в системе государственной службы в контексте административной реформы // Законодательство и экономика. 2006. № 1. С. 23-24.

3. Евстафиади Я. К. О необходимости законодательного закрепления системы правоохранительных органов России // Административное и муниципальное право. 2015. № 6. С. 603-608.

EKATERINA VASILYEVNA SENATOVA,

phd in law, associate professor, associate professor, administrative and financial law department

(Academy of the FPS of Russia), e-mail: k.senatova@yandex.ru

NEW FEATURES IN THE ADMINISTRATIVE LEGAL REGULATION OF THE PUBLIC SERVICE TYPES

Abstract: the article analyzes novels of the administrative legal regulation of the public service types. The object of the research is the set of the precepts of law governing the public relations connected with implementation of different types of public service. The research purpose is the complex analysis of the current state of the domestic administrative legislation establishing types of public service of the Russian Federation; the studying of problems of law-enforcement practice in this field, introduction of offers on elimination of similar problems. The author offers to adopt the Federal law «About service in organizations and bodies of the penal system» for the formation of uniform legal approaches to the organization of the public service and preserving a professional core of the penal system employees.

Key words: public service, employee of a penal correction system, law-enforcement activities.

References

1. Gosudarstvennaja sluzhba Rossijskoj Federacii: pervye shagi i perspektivy [Public service of the Russian Federation: first steps and prospects]. Moscow, 1997. 211 р.

2. Nozdrachev A. F. Preobrazovanija v sisteme gosudarstvennoj sluzhby v kontekste administrativnoj re-formy [Transformations in system of public service in the context of administrative reform]. Zakonodatel'stvo i jekonomika - Legislation and economy, 2006, no. 1, pр. 23-24.

3. Evstafiadi Ja. K. O neobhodimosti zakonodatel'nogo zakreplenija sistemy pravoohranitel'nyh organov Rossii [About need of legislative fixing of system of law enforcement agencies of Russia]. Administrativnoe i municipal'noe pravo - Administrative and municipal law, 2015, no. 6, pp. 603-608.

© Senatova E. V., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.