-------------------------- ИСКУССТВОЗНАНИЕ
С.В. ЕРОХИН (Москва)
НОВОЕ ЦИФРОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Показано одно из новых направлений цифрового изобразительного искусства -ЛБСП-арту. Вводятся термины «аскитизм», «классический аскитизм»,
«динамическая поэзия», рассматривается место аскитизма среди других направлений и видов изобразительного искусства, проводится авторская классификация аскитизма по различным критериям.
Ключевые слова: аскитизм, классический аскитизм, виртуальное искусство, компьютерная графика, цифровое изобразительное искусство.
Аскитизм представлят собой сравнительно новое направление цифрового изобразительного искусства (ЦИЗО), в зарубежной литературе обозначаемое как “ASCII-Art”. Термин «аскитизм», таким образом, является не более чем производным от аббревиатуры ASCII (American Standard Code for Information Interchange - стандартный американский код для информационного обмена).
Предложенный нами термин близок по звучанию русскому слову «аскетизм». Сразу отметим, что мы с глубоким уважением относимся к этому термину, имеющему глубокое нравственное значение в различных религиях. Тем не менее, нам все-таки хотелось, чтобы предложенный термин вызывал ассоциации со словом «аскетизм», но не в религиозной интерпретации, а в более раннем значении этого слова - как производного от греческого «ascesis», трактуемого как «искусно и старательно перерабатывать, обрабатывать грубые материалы, украшать и во всем этом упражняться» [2].
Использование при создании художественных произведений палитры, ограниченной компьютерными символами, а также возможность их расположения в строго
определенных местах как раз и требуют от художника искусности и старательности. Более того, образы, создаваемые с использованием компьютерных символов, требуют определенного опыта - «упражнений». Некоторую связь можно проследить, также исследуя религиозную трактовку термина: в религиозном аспекте в основе аскетизма часто лежит дуалистическое мировоззрение, предполагающее «непреодолимую пропасть между духом и материей, причем последняя обычно рассматривается как зло и источник зла» [6]. Искусство ASCII, существующее главным образом в виртуальном пространстве, также отрицает материальность.
Использование для создания изображений символов ASCII, унифицированных практически для всех компьютеров, дает возможность визуализировать их на любом компьютере и практически без потери качества. Более того, для их просмотра не требуется специальных графических программ либо аппаратно поддерживаемых графических режимов.
Стандарт ASCII разработан Национальным институтом стандартов США (American National Standards Institute - ANSI) и утвержден в 1968 г. Он представляет собой систему, назначающую числовые значения различным символам и стандартным операциям. В 1979 г. приняты стандарты ANSI x3.16 и ANSI x3.64, которые позволяют создавать цветные и динамические изображения. Новые стандарты ANSI получили широкое распространение на электронных досках BBS (от англ. Bulletin Board System - электронная доска объявлений, способ общения пользователей компьютеров через коммутируемые телефонные сети; широко использовался до распространения кабельных компьютерных сетей; работа с BBS производится с помощью терминальной программы в текстовом режиме). Таким образом, с 1979 г. в аскитизме оформились два основных направления: ASCII-арт, использующий монохромную палитру символов, и ANSI-арт, позволяющий работать с цветом и создавать подвижные изображения.
По нашему убеждению, использование такой терминологии неоправданно, поскольку не отражает сущности различий между
© Ерохин С.В., 2009
двумя стандартами и, более того, даже вносит некоторую путаницу. Дело в том, что код ASCII также прописан в стандарте, обозначаемом как ANSI, а именно ANSI x3.4, или ISO 636. Таким образом, ASCII также является стандартом ANSI, точнее, названием одного из стандартов (на такую странность в терминологии указывает также Дж. Старк). Поэтому в дальнейшем мы будем употреблять термин ASCII-арт.
В среде художников-аскитистов, а также специалистов, занимающихся данным направлением ЦИЗО, продолжительное время ведется горячая дискуссия о том, являются ли работы, созданные на основе других кодов, произведениями искусства либо таковыми можно признавать только созданные исключительно на основе «стандартного кода». Нам представляется целесообразным разрешить этот спор путем введения в оборот соответствующих терминов: аскитизм (ASCII-арт) и классический аскитизм (классический ASCII-арт). Под аскитизмом мы будем понимать графическое направление цифрового изобразительного искусства, палитра которого состоит из буквенных, цифровых, служебных и других компьютерных символов и для которого характерны пространственный способ организации образа и виртуальный характер создания и существования произведений. Под классическим аскитизмом будем понимать такой вид аскитизма, палитра которого в символьном плане ограничена стандартным набором из 128 монохромных символов, предусмотренных стандартом ANSI x3.4 1968 г. (ISO 636), и в котором при создании произведений не используются специальные конвертеры -программы, позволяющие переводить различные форматы изображения в ASCII-формат.
Возникновение аскитизма связывают с появлением в 1960-х годах Интернета. Однако относительно широкое распространение он начал получать в середине 1980-х годов, когда варезные группы стали дополнять свои релизы информационными файлами, содержащими выполненный символами ASCII логотип группы. За этим направлением закрепилось название «Старая школа» (“Old Sсhool”) или «Стиль Ами-га» (“Amiga style”) - по названию распространенной в середине 1980-х годов платформы Amiga. К концу 1980-х годов ASCII-
арт практически полностью перешел на платформу PC, широко использующую стандарты ANSI 1979 г.
В начале 1990-х годов американская группа “ACID” создала релиз своего арт-пака. Он не содержал ни одного ASCII-изображения, однако часто именно это событие связывают с началом формирования ASCII-сцены. В целом именно на 1990-е годы приходится быстрое распространение аскитизма в зарубежных странах, прежде всего в США и странах Западной Европы. Связано это было, прежде всего, с распространением Интернета, обусловленным разработкой в начале 1990-х в Швейцарии WWW (от англ. World Wide Web - сеть компьютерных информационных ресурсов, для обеспечения широкого доступа к которым используются три основных механизма: единая схема наименования для поиска ресурсов (например, URL); протоколы для доступа к именованным ресурсам, например, HTTP, и язык разметки гипертекста, например, HTML), где впервые был использован язык HTML (от англ. Hypertext Markup Language - представляет собой язык разметки гипертекста, использующийся в Интернете, является приложением стандартного обобщенного языка разметки SGML, соответствует стандарту ISO 8879, разработан британским ученым Т. Бернерсом-Ли в начале 1990-х годов в рамках работ по созданию языка для обмена научной и технической документацией). В середине 1990-х годов первые работы ASCII-арт начали появляться в странах, расположенных на территории бывшего СССР. В 1997 г. Крашер (Crasher) и Кэмор (Camor) создали первую российскую ASCII-группу - “Just-X”, в которую позднее вошли С. Риманез (Sketch Rima-nez), Шэдоу (Shadow), Иксрип (Xrip) и новосибирский художник А. Новиков (Xkey). В конце 1990-х были образованы ASCII-сообщества “Chaos Energy Group” (CEG) и “Galza”, лидером которой стал московский художник С. Сафонов (Iron_Lung) и с которой связаны имена таких художников, как Bug, Crasher, Daeron, Diamond, Ho-vak, Kreestaj, Mongol, Otium Man, Shadow, Skreamer, Zmej и др.
Несколько позднее из среды художников “Chaos” была образована группа “Secular” во главе с уфимским художником С. Киреевым (Slash), позднее перебравшимся в
США. С группой “Secular” связаны имена таких представителей ASCII-арта, как зеленоградский художник Д. Сущенко aka Pe-netrat0r (DiZz), а также Digi, Xaoc, Zer0ix и др. В начале 2000-х годов оформились такие группы, как созданная Shadow “Project 13”, “Synthetic Mass Reaction” (SMR) и “Zeitnot”, основанная Р. Шуталевым (Ze-roman), позднее ушедшим в сольный проект “Division by Zero”. На отечественной ASCII-сцене представлены также группы “Bamboo”, “Dark Land Crew” (DLC), “Finish of Godz”, “Buzina”, “Energy Group”, “Power Flower Crew” (PFC), “Radiation Boom Group” (RBG), “Rebirth”, “Somnolent Flower”, “Xtremal Art!” и др.
Произведения аскитизма очень разнообразны, однако позволяют свести это разнообразие к несложной классификации по ряду параметров. По технологии создания произведений можно выделить следующие виды аскитизма: ручной, предполагающий создание изображения с использованием текстовых (или специальных ASCII) редакторов; конвертерный, произведения которого создают с использованием специальных программ, преобразующих различные форматы изображений в символьную ASCII-форму, и смешанный, совмещающий ручной и конвертерный способы.
По виду использования символьно-кодовой системы различают собственно ASCII и применяющую другие системы кодировки «псевдо-ASCII». По характеру цветовой палитры выделяются монохромные и полихромные; по способу формирования изображения - статические и динамические; по функциональному назначению -логотипы, иллюстрации, смайлы и т. д.
В рамках изобразительных искусств ASCII-арт следует отнести к графике. В самом деле, как и в традиционной графике, аскитизм создает изображения на плоскости, при этом сама плоскость сохраняется нетронутой, выполняя функцию светоносной пространственной среды, обобщающей изображение. Кроме того, аскитизм использует практически те же художественные средства, что и графика традиционная [1]. Так, основными средствами художественной выразительности ASCII-арта являются рисунок и композиция. Для него характерна тонально-линеарная конфигура-тивность изображения, основанная, главным образом, на выразительных возможностях
линии, штриха и пятна. Техники исполнения произведений ASCII-арта также практически совпадают с техниками, характерными для традиционной графики, т.е. используются линеарно-контурная, контрастно-силуэтная, живописно-тональная и смешанные техники. В целом произведения аскитизма носят рисуночный характер как с ярко выраженным графизмом, проявляющимся в контрастной монохромной, линеарно-контурной или локально-силуэтной стилизации форм, так и с тональноживописной нюансировкой.
Сравнительно новым направлением в рамках аскитизма является ASCII-видео, получившее распространение, прежде всего, благодаря развитию технологий JavaScript. Такие технологии используются также для создания произведений визуальной поэзии. В свое время развитие кино-и видеотехники открыло перед визуальными поэтами новую возможность - создавать динамические визуальные образы. Такая форма поэтических произведений получила сразу несколько названий: движущиеся стихи, графопоэза, кинепоэза и др. Нам представляется, что данный вид искусства лучше всего можно определить термином «динамическая поэзия». С одной стороны, этот термин демонстрирует преемственность данной формы творчества, развившейся из визуальной поэзии и использующей аналогичный повествовательно-визуальный, или литературно-изобразительный способ художественного представления. С другой стороны, указание на развертывание визуального образа во времени подчеркивает его принципиальное отличие от традиционной визуальной поэзии, изобразительная составляющая которой имеет статический характер.
Несмотря на техническую возможность, первоначально технология создания динамических работ была очень сложной и требовала не только специального дорогостоящего оборудования, но и профессиональных навыков работы с ним, поэтому динамическая поэзия была достаточно редким явлением. Так, в 1988 г. канадский поэт К. Мортон (Colin Morton) и мультипликатор Э. Акерман (Ed Ackerman) «оживили» поэму-импровизацию “Primiti Too Taa”, созданную на основе “Ursonate” Курта Швиттерса. Эта работа была выполнена по технологии классической мультипликации.
Вот как описывает этот сложный процесс К. Мортон: «На каждом футе 16-миллиметровой пленки умещаются 40 кадров; на ста футах - 4000 кадров; 4000 листов бумаги для Эда, которые он должен был подготовить и подогнать (как много раз?), чтобы получилась гигантская книга с перекидными страницами, представляющая собой фильм на две с половиной минуты» [7].
Современные компьютерные технологии не только значительно упростили описанный выше процесс, но и позволили легко создавать эффекты, чрезвычайно сложно достижимые в традиционной мультипликации. Это еще раз подтверждает вывод В. Беньямина о том, что «в истории каждой формы искусства есть критические моменты, когда она стремится к эффектам, которые без особых затруднений могут быть достигнуты лишь при изменении технического стандарта, т. е. в новой форме искусства» [4].
Тем не менее, до сих пор к созданию произведений динамической поэзии обращается не так много авторов. Мы убеждены, что в ближайшее время ситуация кардинально изменится, а пока приведем в качестве примеров работы А. Суздалева «Маленькое авто», созданное по мотивам одноименного стихотворения Г. Аполлинера, «Графопоэзу» И. Белого и «Бурати-но» Б. Ярмахова.
Как отмечалось выше, ASCII-арт - сравнительно новое направление в изобразительном искусстве и в то же время одно из старейших в ЦИЗО. Это искусство эпохи становления цифровых технологий, существующее в оригинальном виде только в цифровой форме. Аскитизм широко использует творческие методы, характерные для абстракционизма, кубизма, реализма, сюрреализма, концептуализма и других направлений, тем не менее, преимущественно оставаясь наивным искусством. В самом деле, многим работам ASCII-арта присущи качества, свойственные наиву: отсутствие акцента, плоскостность изображения, отсутствие перспективы, симметричность композиции, измененные пропорции и др.
Говоря о наивном характере аскитизма, следует заметить, что многим произведениям данного направления присущи особенности традиционного наивного изобразительного искусства, на которые ука-
зывал С. Тарабанов [5]. Так, предметы или люди в изображениях обычно не заслоняют друг друга, что особенно заметно в натюрмортах; в произведениях создается некий установленный образ предмета, вне его взаимосвязи со световой средой и композицией. И самое главное: аскитист, как и наивный художник, создает свои работы не для публики, а для зрителя, для конкретных людей, которым будет интересно увидеть его произведение. Несмотря на то, что наивность часто рассматривается как способ противостояния виртуальному миру [3], аскитизм успешно сочетает в себе наивность и виртуальность.
Литература
1. Анализ и интерпретация произведения искусства: учеб. пособие / под ред. Н.А. Яковлевой. М.: Высш. шк., 2005. 551 с.
2. Архимандрит Георгий (Тертышников). Аскетизм // Альфа и Омега. 1999. № 3 (21). C. 163 -166.
3. Балдина О. «Пространство мира и пространство картины» наивного художника (К постановке проблемы) // Философия наивности: сб. науч. тр. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 149 - 160.
4. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе / под ред. Ю. А. Здорового. М.: Медиум, 1996.
5. Тарабаров С. К вопросу о термине «наивное искусство» // Философия наивности: сб. науч. тр. М.: Изд-во МГУ, 2001. С. 203 - 205.
6. Христианство: энцикл.словарь: в 3 т. М., 1993 - 1995. T.1.
7. Morton C. The Making of The Making of A Film: Primiti Too Taa. URL: http://www.primiti-tootaa.com/articles/descant/page163.html.
New digital tendency in visual art
There is shown one of the newest tendencies of digital visual art - ASCII-art. New terminology is being implemented «askitism», «classical askitism», «and dynamic poetry». There is discussed the place of askitism among other tendencies and kinds of visual art. The author’s classification of askitism according to various criteria is given.
Key words: askitism, classical askitism, virtual art, digital graphics, digital visual art.