компании 15 октября 1864 г. вошли первой гильдии купцы И.Н. Трапезников и Я.А. Немчинов [6].
Так как учредители пароходной компании одновременно являлись владельцами золотых промыслов в Олекминском округе, пароходство развернуло свою деятельность в основном в верховьях р. Лены, до Мачинской резиденции золотопромышленников, и по р. Витим. До Якутска совершалось не более трех рейсов в навигацию, и то в конце июля-августе.
Появление в 60-70-х годах XIX в., наряду с «Ленско-Витимским пароходством», новых пароходовладельцев не сняло с повестки дня вопрос об оживлении пароходного сообщения на р. Лене. В этом были заинтересованы как власти, так и частные лица - предприниматели При-ленского региона. Владельцы пароходов сначала удовлетворяли собственные потребности - их интересовало, как и прежде, верховье Ленского бассейна. Обращения властей Восточной Сибири в начале 80-х годов кзолото-промышленникам-пароходовладельцам о совершении на условиях казны рейсов для перевозки почты по р. Лене не нашло у них отклика. По этому поводу генерал-губернатор Восточной Сибири, генерал-лейтенант Дмитрий Гаврилович Анучин после навигации в 1883 г. с горечью писал: «...по p.p. Ленского бассейна ходят: пять пароходов золотопромышленной К0 Немчинова, Сибиря-кова и др., два парохода бр.[атьев] Дмитриевых и два парохода купца Шмотина, но срочных рейсов пароходы эти не делают (курсив мой.-П.К.), а занимаются исключительно перевозкою на золотые промыслы грузов и рабочих».
13 декабря 1883 г. с большими надеждами Д.Г. Анучин сообщил министру внутренних дел, графу Д.А. Толстому о заявлении иркутского первой гильдии купца Федора Ивановича Пахолкова «...учредить по р. Лене срочное пароходство для перевозки почты, пассажиров и арестантских партий...». Из-за границы телеграфировал
Паузки первой гильдии купца И.Г. Громова на р. Лене (конец 80-х годов XIX в.).
Иннокентий Михайлович Сибиряков, выразивший желание «...принять на себя учреждение срочного пароходства на Лене» [7].
Оба претендента представили уставы учреждаемого пароходства. Однако, если Ф.И. Пахолков отправным пунктом избрал село Усть-Кут, то И.М. Сибиряков - станцию Тарасовская, на 205 верст выше по р. Лене. Спустя два года после начала рейсов последний обязался отправным пунктом сделать пристань Жигаловское, выше Тарасовской на 138 верст. Кроме того, «...плата, назначенная Сибиряковым за перевозку почты, арестантов, нижних воинских чинов и частных пассажиров» оказалась, «значительно дешевле определенной Пахолко-вым». Поэтому генерал-губернатор рекомендовал министру поддержать предложения И.М. Сибирякова.
На устройство пароходства Сибиряков должен был потратить 600 тыс. руб., а ежегодное его содержание обходилось бы около 210 тыс. руб. Совещание с министрами внутренних дел и финансов, начальником Главного тюремного управления, членами особой комиссии из представителей министерств внутренних дел, финансов, путей сообщения, военного, государственных иму-ществ и государственного контроля, при участии генерал-губернатора Восточной Сибири графа Алексея Павловича Игнатьева, обсудило вопрос об открытии пароходства по р. Лене, назначило ежегодное пособие от казны в размере не свыше 168 тыс. руб. и поручило Министерству путей сообщения войти в Комитет мини'ст ров с представлением.
16 июля 1885 г. Комитет министров принял принци пиальное решение: «Признать учреждение -срочного почтово-пассажирского пароходства по р. Лене, хотя бы с пособием от- казны,- настоятельно необходимым». Министерству было поручено выйти с представлением в Государственный совет. 9 августа 1885 г. Александр III утвердил решение Комитета министров [8].
Министр путей сообщения генерал-адъютант Константин Николаевич Посьет 8 октября 1885 г. вышел с представлением в Государственный совет, с приложением «Положения о срочном почтово-пассажирском пароходстве по р. Лене», состоящим из 32 параграфов.
Однако дело так и не дошло до'заседания Государственного совета. 6 декабря 1885 г. И.М. Сибиряков, находящийся в Санкт-Петербурге, известил Министерство путей сообщения и телеграфировал генерал-губернатору Восточной Сибири о своем отказе «от учреждения срочного почтово-пассажирского пароходства на Лене» [9].
Хотя в телеграмме к генерал-губернатору И.М. Сибиряков не объяснил причины своего отказа, но несомненно то, что решающими в этом вопросе стали условия порейсовой платы со стороны казны (не свыше 168 тыс. руб.), которые не окупали бы даже ежегодных расходов. Тем не менее, положительным моментом двухлетней переписки между местными и центральными органами власти, а также ведомствами было определение насущной потребности Приленского края в почтово-пас-сажирском пароходстве, выработка условий, в том числе и казенного финансирования его содержания.
Прошло около трех лет, прежде чем появился новый претендент. В конце 1888 г. на имя иркутского генерал-губернатора А.П. Игнатьева поступил проект от нижне-удинского второй гильдии купца Николая Егоровича Глотова, уже имевшего опыт в организации речных сообще-
>/ ■ А.' • «iVi^Miflii
ний на р. Лене [10]. Компаньонами Глотова по учреждению пароходства на первоначальном этапе выступали иркутский мещанин И.И. Минеев и киренский мещанин A.M. Кавинин, отошедшие впоследствии отдел.
Обращение и проект устава обсуждались не только в Иркутске, но и Якутске. Так, получив указания обсудить проект устава пароходства, якутский губернатор, статский советник Владимир Захарович Коленко 23 августа 1889 г. внес его на рассмотрение общего присутствия Якутского областного управления. В результате были дополнены и уточнены некоторые пункты устава учреждаемого пароходства и принято решение: «Ходатайствовать перед г. Главным Начальником края (т.е. иркутским генерал-губернатором. - П.К.) о содействии учреждению пароходства по реке Лене до Якутска, хотя бы от Усть-Кута, с будущего 1890 года...» [11].
Однако потребовалось еще пять лет, пока проект Н.Е. Глотова дошел до завершающей стадии. Совместное заседание департаментов Государственной экономии и Законов Государственного совета 30 декабря 1893 г. после обсуждения условий и проекта договора по устройству и содержанию срочного почтово-пассажирского пароходства по р. Лене приняло проект положения, первый пункт которого гласил: «Предоставить Иркутскому Генерал-Губернатору заключить договор об устройстве и содержании срочного почтово-пассажир-ского пароходства по реке Лене с предпринимателем нижне-удинским купцом Н.Е. Глотовым сроком на двенадцать лет начиная с 1894 г., согласно выработанным Министерством Путей Сообщения проектам основных условий,исправленным по преподанным Государственным Советом указаниям, с выдачею
названному предпринимателю из казны: а) порейсовой платы, в размере не свыше пятидесяти пяти тысяч рублей в гор, в течение первых двух лет содержания пароходства и не свыше шестидесяти тысяч рублей в год в течение остальных десяти лет и б) беспроцентной ссуды в шестьдесят тысяч рублей, подлежащей погашению в течение шестилетнего срока, считая со времени выдачи оной, ежегодно равными частями по десяти тысяч рублей, с удержанием сих денег из первых, в каждом году, платежей порейсовой платы...». Обсудив выработанный
проект, Общее собрание Государственный совета, под председательством Великого князя Михаила Николаевича, 14 февраля 1894 г. поддержало его и представило на Высочайшее утверждение. 28 февраля 1894 г. предложение Общего собрания Государственного совета «...об устройстве срочного почтово-пассажирского пароходства по р. Лене...» Александр III «утвердить соизволил и повелел исполнить» [12].
Однако с подписанием договора и открытием пароходства в навигацию 1894 г. вышла накладка. Дело в том, что шестой год продолжались всевозможные обсуждения проблемы открытия пароходства на р. Лене. Естественно, за все эти годы доверенные (управляющие) пароходами Н.Е. Глотова на р. Лене добросовестно выполняли свои обязанности, в кото-
'¿-ГЫШМП4, ъШгиХ/ ¿¿I- <:{-
] М'■thiCtbJsb Syi
pijZ'/'e. 'ЖпМ nft&}4ct!t& su-wicimf' m!f?{i:c*'A>fm. ■tu 'Jimtie Wi, •JjjiMl- t!C.MMi>!ff!.HU-. -*ui' H&'Amvuu/ Ыиу ¿Ынш! Л*
Н/,ИыЯ<ши с4а ¿^Осшим' Стешчик-
w-Ф Ы йгтыЖ 'Мм'м-i, äw -tur-
HWMtf uns ifitut,* ж ' nemttmü M decs
f-t-toIt ¿Q—tl.tMMt+tUi.' Stf. -
1 ti/yrmtitnii iiua-iMti
f wetxra uti-,fi Jttb&niiv, *te>
■Scn-xi- ц- ш<-теи^яё to-tnr«**;
Itfl&fi-' Uu^k 'Ji.CMlUltf' НШЗНтШстш>' '¿Ш/X-Mf.MM/ СйяЫМЛ€4п&Ч ■ Ci 'ХЛ№н»#&г
Я- пширлн^ Шымни/ <:&$f,puui,ii>f4w.y ш/тг-ш/- /и; vbiw-Tv Жлмюшв&г- № tfaiujrutp', ■есе&шш' Ш ,:i:tfhue' ; л
n/i-fi&XfUttAjti iii/üw«. Jmt>' Sa, q&nfiebutnet,
'И/¿&.4.Ш.. MsfttfAt/rau&HtU -KfrUiMtmiMcu.-п.-#><к.
Ut+uttU№<*U>- - « GttuyztH*!..'
{{'/• 4*t-}?J.iAA"0/>ISß- ■ fy>(*Mt -НИ' ■>*>/,¿'' ¿itjbi^, _
<л,4А*№ .niftiZjijrtA таы4е(- fu'iit-fftf.i/ji ' J-fm-и/ fatw.rs-ic ■ iMtUiltJiti 'U-, i£i>twpHM Jte&M& *сеш*иш1*кемь
¿tivtPj Шк4- -снЛ- yifww
firflkltilMiriWii'' V. d*tfZHHy/t' ifbdJi'-. -
ilvtt.att" ■it&nb ¿a.mfa
¿mi r '.■■■■■'.<'■
ФШиш***?* itftQjve-^k ■
»4
Заявление Н.Е. Гпотова от 23 декабря 1888 г.
рые входил поиск подрядов и задействование пароходов в навигацию.
Так поступил при подготовке к навигации 1894 г. и доверенный Н.Е. Глотова - читинский мещанин- Яков Алек* сандрович ПодглазбвЕ Получав известие о Высочайшем повё^ лении, он обратился 23 мая 1894 г. с заявлением к иркутскому генерал-губернатору Александру Дмитриевичу Горемыки-ну: «...Дело об учреждении Ленского пароходства начато в 1889 году (вернее, в 1888 г. -П.К.), т.е. тянется уже пять лет. Не полагая, чтобы оно могло быть решено в настоящем году, я в видах соблюдения интересов моего доверителя, ранее получения известия о разрешении передать Ленское пароходство в его руки, позакпючив уже условие на доставку грузов на прииски Витимской системы, и в настоящее время пароходы моего доверителя заняты доставкою; это лишает меня воз-
можности подписать договор с Правительством без изменения § 2...» Я.А. Подглазова просил перенести срок открытия пароходства с 1894 г. на 1895 г.
27 мая 1894 г. А.Д. Горемыкин, в свою очередь, известил о просьбе Я.А. Подглазова министров внутренних дел И.Н. Дурново и путей сообщения A.B. Кривошеина, подчеркнув, что, в случае открытия пароходства, в 1894 г. казна понесет более 89 тыс. руб. убытка, не считая тех незапланированных в смете расходов сумм, которые должны быть выданы Н.Е. Глотову [13]. Генерал-губернатор просил министров отсрочить открытие паро-
ходства до следующего года. Доводы генерал-губернатора и аргументы доверенного Н.Е. Глотова нашли понимание у ведомств, и открытие почтово-пассажирского пароходства на р. Лене было отсрочено до навигации 1895 г.
Вот почему договор «на устройство и содержание срочного почтово-пассажирского пароходства сроком на 12 лет, т.е. до начала навигации 1907 г., между представителем Правительства - иркутским генерал-губернатором, генералом от инфантерии А.Д. Горемыкиным и нижнеудинским первой гильдии купцом Н.Е. Глотовым» был подписан 29 ноября 1894 г. - Н.Е. Глотовым и лишь 28января 1895г.-А.Д. Горемыкиным [14].
Таким образом, 28 января 1895 г. завершился 38-летний период поисков, предложений и обсуждений проблемы учреждения регулярного почтово-пассажирского сообщения по великой сибирской реке Лене. Это стало под силу только талантливому и дальновидному предпринимателю, нижнеудинскому, а с 1898 г. - иркутскому первой гильдии купцу Николаю Егоровичу Глотову. Именно ему суждено было открыть новую страницу в экономической жизни всего При-ленского региона, внести новое в систему путей сообщения Северо-Востока России. 10 мая 1895 г. с Тарасовской станции в Якутск вышел в первый еженедельный рейс пароход «Пермяк» (капитан - иркутский мещанин Н.В. Могилев).
В год открытия пароходства, в 1895 г., Н.Е. Глотов владел четырьмя пароходами - «Пермяк», «Витим», «Якут», «Почтарь», буксирным пароходом «Работник» и шестью железными баржами (вместимостью: одна - 2 тыс., три - по 6 тыс., две - по 14 тыс. пудов). В двух шеститысячниках имелись помещения для перевозки 131 и 121 арестантов с конвоем [15].
30 октября 1896 г. генерал-губернатором А.Д. Горемыкиным и Н.Е. Глотовым был подписан первый дополнительный договор, по которому с навигации 1897 г. исходным пунктом для рейсования была назначена Усть-Кутская почтовая станция, а ежегодная порейсовая оплата должна была составлять не свыше 50 737 руб. 50 коп.
По второму же дополнительному договору, заключенному 22 апреля 1900 г. между А.Д. Горемыкиным и доверенным Н.Е. Глотова горным инженером, действительным статским советником Александром Ивановичем Лушниковым, был установлен второй недельный рейс на 7 лет, начиная с навигации 1900 г., с порейсовой оплатой за навигацию не свыше 42 230 руб. 60 коп. [16].
Осилив главную пароходную линию по р. Лене, Н.Е. Глотов принялся за освоение притоков. Первым из них стала р. Витим, по которой он в 1901 г. открыл срочное почтово-пассажирское сообщение. Следующими его
шагами стали установление в 1905 г. сообщения по линиям: Якутск - Булун, Якутск - Вилюйск - Сунтары, Якутск - Усть-Мая. При этом он совершал их без порей-совой платы, но получил за это из казны 40 тыс. руб. беспроцентной ссуды, со сроком погашения два года [17].
Н.Е. Глотов стал постепенно приобщать к своему делу и сыновей, Николая и Константина. Вместе с ними он образовал товарищество «Н.Н.К. Глотовы». После истечения действия большого договора товарищество подписало договор с Управлением внутренних водных путей и шоссейных дорог Министерства путей сообщения на устройство и содержание почтово-пассажирской линии отУсть-Кута до Якутска сроком с 1 января 1908 г. по 31 декабря 1917 г. [18].
По договору от 19 мая 1909 г. Торговый дом А.И. Громовой взялся за содержание линии Якутск - Булун,
Пароход на р. Лене (конец XIX в.).
остальные линии (Якутск - Вилюйск - Сунтары, Якутск-Нелькан) остались за товариществом «Н.Н.К. Глотовы». По завершении в 1913 г. пятилёшего срока этих договоров их стали продлевать ежегодно, вплоть до навигации 1917 г. Увеличивалось и число пароходов Глотовых (в навигации 1915 г. поЛене их было двенадцать) [19].
После кончины в 1911 г. Николая Егоровича Глотова его сыновья успешно продолжали дело отца. Но в России произошла Октябрьская революция и установилась Советская власть. Подписанный председателем Совнаркома В.И. Лениным 27 января 1918 г. декрет «О национализации торгового флота» гласил: «Объявить общей национальной неделимой собственностью Советской Республики судоходные предприятия, принадлежащие акционерным обществам, паевым товариществам, торговым домам и единоличным предпринимателям, владеющим морскими и речными судами всех типов, слу-
Литература
Бурянина Е. В., Королюк Ю. Ф., Олесов Л. А. Теоретические основы электротехники: Ч. I. Цепи постоянного и синусоидального тока. Методы расчета: Учеб. пос. для студентов высших учебных заведений. -Якутск: ЯФ Изд-ва СО РАН, 2003.-224 с.
В пособии излагаются основы теории линейных электрических цепей постоянного и синусоидального однофазного и трехфазного токов и методы их расчета. Рассматриваются основные уравнения четырехполюсников и фильтров. Приводятся примеры расчетов, задачи и упражнения для самостоятельного решения. Предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 650900 «Электроэнергетика».
Лесных Е. В., Бурянина Н. С., Королюк Ю. Ф. Электропривод: Учеб. пособие. Часть I. -Якутск: ЯФ ГУ «Изд-во СО РАН», 2004. - 332 с.
В пособии изложены общие вопросы теории и практики электроприводов. Рассмотрены вопросы механики электропривода и электромеханические свойства двигателей постоянного и переменного тока. Особое внимание уделено режимам работы двигателей. Каждая глава сопровождается задачами и заданиями.
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений по специальности 100400 «Электроснабжение».
Буксир-толкач с баржей на р. Лене (начало XXI в.).
пассажиров со всеми и
жащими для перевозки грузов
движимыми и недвижимыми имуществами, активами пассивами таких предприятий» [20].
Так была предопределена и судьба товарищества «Н.Н.К. Глотовы». Однако труды Глотовых не пропали даром. Построенные ими пристани стали речными портами, мастерские и затоны-надежной базой для Ленского речного флота. Настало время достойно оценить труды Великого Труженика и Первопроходца- Н.Е.Глотова.
В 2005 г. ленским речникам, преемникам Глотовых, предстоит открыть 110-ю, юбилейную навигацию на р.Лене.
Ш
1. Гэсударственный архив Иркутской области (в дальнейшем - ГАИО), ф. 31, оп. 3, д. 308, л. 3.
2. Там же, л. 12.
3. Там же, л. 65, 70 об.
4. Гузенков С.В. У истоков пароходства на Лене // Земля Иркутская. - 1998. - № 10. -С. 50.
5. ГАИО, ф. 31, оп. 3, д. 308, л. 16, 59, 67.
6. Арутюнов Г. По Большой сибирской реке//Земля Иркутская. - 2002. -№3.~ С. 60.
7. ГАИО, ф. 24, оп. 12, д. 234, л. 11,21 об.
8. Там же, ф. 31, оп. 3, д. 317, л. 48-50.
9. Там же, ф. 24, оп. 12, д. 234, л. 37.
10. Там же, ф. 31, оп. 3, д. 317, л. 27.
11. Там же, л. 84.
12. Там же, д. 325, л. 29-34.
13. Там же, л. 50, 54-57 об.
14. Тамже, оп. 1, д. 116, л. 7^11.
15. Тамже, оп. 3, д. 344, л. 1 об.; Арутюнов Г. По шой сибирской реке//Земля Иркутская. - 200&. -С. 61.
16. ГАИО, ф.31, оп. 1, д. 116, л. 1-6.
17. Тамже, оп. 3, д. 384, л. 1.
18. Тамже, ф. 782, оп. 1, д-5,л. 155об.
19. Казарян П.Л. Пути сообщения в Якутии //Дороги Якутии. - М., 2004. - С. 88.
20. ГАИО, ф. 782, оп. 1, д. 15, л. 6.
Гипотезы и предположения
Виктор Васильевич Шепелев,
доктор геолого-минералогических наук, профессор, заместитель директора Института мерзлотоведения СО РАН, главныйредактор журнала.
В. В. Шепелёв
Гипотезы облегчают отыскание истины как плуг земледельца облегчает выращивание полезных расстений.
Д.И. Менделеев
Каждая фундаментальная наука в процессе развития формирует свою систему понятий, которая вписывается в общую картину познания человечеством окружающего мира. Ведущее место среди других наук в создании научной картины мира принадлежит, безусловно, астрономии. Это одна из древнейших областей знания, имеющая почти трехтысячелетнюю историю. Современная астрономия -обширная научная область, включающая как целый ряд частных наук (астрометрия, космология, космогония, небесная механика, сравнительная планетология, метеоритика и др.), так и научные направления, развивающиеся на стыке с другими дисциплинами (астрофизика, космофизика, космохимия и др.).
За последние 50 лет астрономия, благодаря интенсивному развитию космических исследований, совершенствованию технических средств, методов наблюдений, достигла огромных успехов, существенно углубила и расширила наши представления об окружающем космическом пространстве и Вселенной в целом. Тем не менее, в этой науке имеется ряд нерешенных актуальных теоретических проблем, касающихся, прежде всего, Солнечной системы. Многие исследователи отмечают парадоксальный факт - удаленные от нас космические объекты (галактики, звезды, туманности) изучены более основательно в теоретическом отношении, чем Солнечная система [1-3].
Одной из актуальных проблем в изучении Солнечной системы является удовлетворительное объяснение определенного порядка в расположении планет и их спутников. Коротко остановимся на предыстории этой проблемы.
В 1766 г. немецкий физик и математик Иоганн Тициус (рис. 1) своем
переводе с французского книги Шарля Боне «Созерцание природы» поместил примечание, в котором представил выведенную им формулу, определяющую расстояние планет от Солнца [4,5]:
КП=0,4 + (0,3-2П)
(1)
где И„ - среднее расстояние планеты от Солнца или большая полуось ее орбиты в астрономических единицах (1 а.е. = 149,6-109м); п-показатель степени, равный -да; 0; 1; 2; 3..., соответственно для Меркурия, Венеры, Земли, Марса и т.д.
Сначала на полученную Тициу-сом зависимость мало кто из астрономов того времени обратил внимание. Она приобрела широкую известность, благодаря немецкому астроному Иоганну Боде (1747-1826 гг.), который постоянно подчеркивал важность данной закономерности для Солнечной системы, излагая и комментируя ее в своих научных трудах. Именно по этой причине формула (1) стала называться законом или правилом Тициу-са-Боде.
Всеобщее признание она получила в 1781 г., когда была открыта планета Уран, среднее расстояние которой от Солнца (19,18 а.е.) примерно соответствовало расчетам по правилу Тициуса-Боде (19,6 а.е.). В начале XIX в. между орбитами Марса и Юпитера были обнаружены первые крупные астероиды, что явилось хорошим подтверждением установленного правила.
По существу, формула (1) выражает геометрическую прогрессию: 0; 3; 6; 12; 24; 48 и т.д. Если к каждому члену этой прогрессии прибавить 4, а полученную сумму разделить на 10, то получается последовательность, числа которой с определенной