Научная статья на тему 'Новое строительство на Крестовском'

Новое строительство на Крестовском Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Комов В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новое строительство на Крестовском»

Комов В.М., д-р техн. наук, профессор Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета

НОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО НА КРЕСТОВСКОМ

В 1710-1741 гг. Крестовский остров был пожалован Петром 1 Светлейшему князю генерал-губернатору С.Петербурга А. Д. Меньшикову. Последующие владельцы: сестра Петра 1 царевна Наталья Алексеевна (1717 г.), снова князь А.Д. Меньшиков (1719-1727 гг.), граф Б.-Х. Миних (1731-1741 гг.). В эти годы сформировался очаг первоначального освоения островной территории—на восточной стрелке был обустроен усадебный комплекс. В1910-1911 г. городская управа ставит вопрос о присоединении Крестовского острова к С.-Петербургу, что позволило бы приобщить территорию к благам столичной культуры (трамвай, водопровод, канализация, школы, больницы и пр.). На острове насчитывалось 6900 жителей, 53 каменных дома, 365 деревянных, 32 смешанных, 13 мастерских и 66 торговых заведений. В 1917г. Крестовский остров присоединен к городу Петрограду. В 1920-е г. вдоль южного берега р. Крестовки и на восточной оконечности Крестовского острова стали складываться зоны специализир ов анных спортивных учреждений (плавательных и гребных баз), Проектная работа велись с 1925по 1934гг. под руководством арх. О. Л. Лялина. 19331937 гг. Строительство стадиона началось в 1933 г. Оконча-

тельно проект утвержден в 1937 г., вместимость трибун сокращена до восьмидесяти тысяч человек. Приморский парк Победы открыт.Завершено строительство стадиона им. С.М.Кирова (арх. А.С.Никольский,А.И.Каши-н,Н.Н.Степанов,А.А.Заварзин).

У главного входа установлен бронзовый памятник С.М.Кирову (ск. В.Б.Пинчук, арх. Л.М. Хидекель).

1980 г. Реконструирован стадион им. С.М. Кирова (мастерская № 3 ЛенНИИпроекта, арх. А.И. Прибульс-кий, С.П. Одновалов, М.В. Цимбал). Территория стадиона со спортивными площадками отделена от парка оградой.

В 2007 году определением комиссии при правительстве г. Санкт-Петербурга, по проведении конкурса, победителем признан японский архитектор К. Курокава и его концепция по строительству стадиона на Крестов-сом острове.

Решением японского архитектора ^Ио Кигокаша в архитектурной концепции поставлена амбициозная цель-выполнить строительство стадиона, являющегося достопримечательностью Санкт-Петербурга. Техническое решение предполагает максимальное применение вы-

соких инженерных технологий и современного дизайна мирового уровня. К характерным особенностям возводимого стадиона следует отнести наличие сдвигаемой крыши и перемещаемое футбольное поле весом -11700 тонн. Территория строительства расположена на Крестовском острове на северо-западе Санкт-Петербурга, на восточном берегу Финского залива. Площадка окружен-на рекой Невой с юго-востока. При проектировании учитывается, что территория Крестовского острова включена в зону-заповедник исторических памятников Санкт-Петербурга (Приморский парк Победы). На территории стадиона и у его главного входа располагаются сооружения для проведения различных видов соревнований и развлечений. Фактически предполагается строительство футбольной площадки мирового уровня для игр чемпионата РФ и проведения международных матчей.

Главная ось (центральная дорога) устраиваемого стадиона располагается в восточной части острова и сфокусирована на проектируемый футбольный стадион (см. рис.1).

Вокруг стадиона планируются разместить автостоянки вместимостью на 1500 мест. Предусмотрены места для парковки вдоль дороги. Благодаря стратегическому местоположению в западной оконечности Крестовского острова и величественному виду на Финский залив, новый футбольный стадион может стать знаковым ориентиром Санкт-Петербурга. План возводимого сооружения и прилегающей территории приведен на рисунке 2.

Концепция строительства предполагает максимальное сохранение зеленых насаждений, парков и исторической архитектуры, расположенной на месте строительства. Предусмотрено оптимальное использование всей строительной территории в полном объеме. Планируется строительство причала, чтобы организовать транспортировку строительных материалов по воде для устройства стадиона. В архитектурной концепции предусмотрено устройство более чем 300 бизнес-кабин и 7000

деловых мест, предназначенных для круглогодичного использования. Стадион предполагается использовать как многофункциональный и многоцелевой центр. В него будут включены плавательный бассейн, фитнес-центр, магазины, офисные помещения, досуговые центры и другие организации каждодневного использования. На верхних ярусах стадиона будут располагаться террасы обзора и бизнес--кабинеты. Разрез стадиона с расположением бизнес площадей показаны на рисунке 3.

Новый футбольный стадион проектируется в соответствии с рекомендациями международной футбольной ассоциации FIFA для проведения международных кубковых турниров. Вместимость стадиона составляет 62000 зрителей (в том числе 2000 мест для СМИ и корреспондентов). Стадион в плане имеет размеры 254х278 м. Трибуны разделены на верхние и нижние ярусы с помощью центрального зала. Купол стадиона опирается на 8 мачт и может покрывать всю главную и заднюю трибуны.

Кровля нового стадиона проектируется как комбинация стационарной крыши с потолочным светом в центре, прямо над полем, и устройство убирающейся крыши с мембранной структурой, надуваемой горячим воздухом, что будет способствовать таянию снега. В архитектурной концепции возводимого здания предполагается, что конструкция будет состоять из 16 скользящих балочных ферм и 14 секций складных воздушных подушек (воздушная изоляционная подкладка) между скользящими фермами. Применение данного метода позволяет облегчить вес подвижной кровли.

Размеры крыши в открытом положении составляют 92х22,5 м. Складывание осуществляется в южном и северном направлении соответственно. На открытие и закрытие требуется примерно 30 минут. Воздушная изоляционная подкладка состоит из двух слоев пленки, которые соединяются со скользящими балочными фермами и ведущими балками, способными перемещаться в

Рис.1. План освоения территории

Рис.2. Общий вид стадиона

четырех направлениях. Пустоты в воздушной подкладке образуются посредством механизма складывания ведущих балок. Давление воздуха автоматически контролируется при надувании воздушной матрицы и изменении её формы. В открытом положении крыши воздушные маты находятся между передвижными балочными фермами. Посредством их раздвижения на 80% осуществляется полное раскрытие крыши к югу и северу. В закрытом положении крыши ширина воздушной изоляционной прокладки 14 м, длина 73 м (в том числе 6,5 м складной структуры). В обычных случаях воздушная изоляционная подкладка поддерживает давление 20 мм .рт.ст, во время дождя или снегопада давление повышается для увеличения поверхностного натяжения до 60 мм.рт.ст. При открытии и закрытии давление внутри воздушной подушке снижается до 10мм.рт.ст. Рекомендуемый материал для пленки изоляционной подкладки -это поливинилиден фторид (РУОР) на волокне полиэтилена специального сплетения.

Для остальной части крыши кровельным материалом может служить нержавеющая сталь или титан. Альтернативным материалом для крыши предлагается фторкаучуковая пленка «ЕТБЕ». Она имеет хорошую све-топропускающую способность, малый вес, высокую прочность и предоставляет множество возможностей для дизайна: на нее можно наносить рисунок методом трафаретной печати, ее можно тонировать, регулируя таким образом количество пропускаемого солнечного тепла и света или проецировать изображения изнутри крыши.

Структур а крыши представляет собой конструкцию из 16 главных диагональных стропильных ферм, висящих с помощью тросов на 8 мачтах. Наружные края

стропильных ферм связаны с конструкцией каркаса трибун на верхнем ярусе, что позволяет всей конструкции крыши иметь стабильное устойчивое состояние при вертикальной и горизонтальной нагрузке. Предполагаемые технические решения по устройству раздвижной крыши проиллюстрированы на рисунке 2. Раздвижная крыша.

Нижний ярус трибун представляют собой конструкцию из сборного железобетона ступенчатой формы, верхний ярус трибун сделан из металлических арочных стропил с перекрытием из железобетонных плит, расположенных через одинаковые интервалы. Данная конструкция обеспечивает достаточную жесткость и устойчива к температурным деформациям. Метод проекти-ров ания конструкции позв оляет регулир ов ать наклон трибун верхнего яруса относительно положения кровли, обеспечивая удобство обзора и высокий уровень безопасности. Опорная колонна удалена из центра арочных стропил и поддерживает верхний ярус трибун с внешней стороны. Конструкция боковой трибуны с южной стороны предусматривает открывающуюся сквозную полость шириной 90 м для перемещения наружу футбольного поля. В конструктивные решения включена система подвижного игрового поля, позволяющая выдвигать его за пределы стадиона, с целью обеспечения наилучших условий обслуживания травяного покрытия.

В период, когда матчи не проводятся, площадка перемещается с южной стороны наружу стадиона. В нижний части под южной трибуной устраивается полость высотой в 1,4 м и шириной 90 м для перемещения поля наружу. Данная система предназначена для перемещения поля размером 82х120 м. Передвижное поле вклю-

Рис.3. Устройство бизнес-площадей

чает в себя следующие слои: дерн, грунтовую основу, дренажную систему и синтетическую плиту И=200 мм, общим весом около 11400 т. Плита опирается на 195 вертикальных колес, установленных на 15 продольных рельс типа 15СЯ с шагом 5 м. Движущей силой для данной конструкции являются электродвигатели мощностью 0,75кж установленные на 98 колес (половина), кото -рые одновременно приводят эти колеса в движение. Для полного выдвижения поля за пределы стадиона необходимо около 4 часов. Опорные рельсы устанавливаются на насыпи в канале-нише. Эти каналы закрываются, обеспечивая ровную поверхность. Таким образом, можно обеспечить использование данной зоны для других функций после выдвижения футбольного поля. Определение несущей способности свай производилось согласно НД4- СП 50-102-2003 и НД. 5- ТСН 50-302-2004г. Расчеты проведены в ручном режиме и с использованием программы ^тЬа8е 2.6. При проведении расчетов учтен пункт 12.1 НД-5 в соответствии с которым при проектировании фундаментов из буровых свай рекомендуется учитывать, что несущая способность свай по грунту в условиях

Санкт-Петербурга, по результатам статических испытаний, будет, как правило, в 1.5 раза выше рассчитанной по НД-4. Общие конструктивные элементы из железобетонных изделий запроектированы для получения с завода Санкт-Петербурга. Общая стоимость составляет -650000000 рублей. Срок продолжения строительства 2 года.

ЛИТЕРАТУРА

1. Известия ... Городской Думы. №21, С. 1758-1765.

2. РГИА, Ф.1288, Оп. 5, Д.13, с. 150.

3. Путеводитель. С.247., С.97 вып.Л, 1950 г.

4. Памятники. Санкт-Петербурга. С. 407 вып. Л, 1963 г.

5. Путеводитель. В.А.Витязева, Б.М.Кириков. Ленинград: Путеводитель. Л.,1986.

6. РГИА, Ф.1276,Оп.17.Д.260. Российский Государственный Исторический Архив. Фонд 1276. Опись 17. Дело 260.

7. ОР РНБ. Ф.1037,ед. хр. 467. Российская Национальная Библиотека, Отдел Рукописей, фонд 1037. А.С. Никольский, ед. хр. 467.

8. Плановое задание.Приморский парк Победы. Плановое задание. Л,1951. - ЛенНИИпроект, архив, № 428 П.З.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.