Научная статья на тему 'Новое самоопределение университета: мировоззренческие основания'

Новое самоопределение университета: мировоззренческие основания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
14
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Карнаухов Н. Н., Бакштановский В. И., Богданова М. В.

The concept of sense and value targets of self-identification of the university is presented. The analysis of the experience of the design of credo-mission of Tyumen State Oil and Gas University from managerial ethic and sociological positions is carried out. The choice of the focus of the new self-identification of the university that is professional and moral values of basic professions of scientific and educational activity is substantiated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Карнаухов Н. Н., Бакштановский В. И., Богданова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Self-Identification of the University: Outlook Bases

The concept of sense and value targets of self-identification of the university is presented. The analysis of the experience of the design of credo-mission of Tyumen State Oil and Gas University from managerial ethic and sociological positions is carried out. The choice of the focus of the new self-identification of the university that is professional and moral values of basic professions of scientific and educational activity is substantiated.

Текст научной работы на тему «Новое самоопределение университета: мировоззренческие основания»

Карнаухов Н.Н., Бакштановский В. И, Богданова М. В.

НОВОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТА:

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

Завершая коллективную монографию «Становление духа университета: опыт самопознания»[1], представляющую собой итог процесса самоопределения Тюменского государственного нефтегазового университета на этапе его становления, авторы писали: «Финал ли это? Обретен ли "конечный продукт"?» Но это были скорее риторические вопросы. Мы исходили из представления о самопознании как сущностно незавершаемом и всякий раз другом процессе: «Возможно, именно в способности к непрерывному продолжению самопознания и заключается фундаментальное отличие университета от вуза как такой институции, которая не имеет (не смеет иметь) внутренних импульсов познания самого себя. Конечно, такая институция может видоизменяться по разным векторам: расти, сокращаться, перестраиваться и т.д., но это признаки лишь движения, не нуждающегося в рефлексии, а не развития. Развитие предполагает процесс рефлексивной биографии, нестандартизируемой, свободно проектируемой биографии университета. ...Если, конечно, он стремится органически войти в динамически развивающуюся национальную культуру, чего нельзя достичь механическим движением в пределах заданных извне контуров. Как сказал один современный автор, важен путь, а не дорога. Духу университета всегда тесно в предзаданных формах, он устремлен в будущее, он - пленник процесса самоопределения» [2].

Сегодня Тюменскому государственному нефтегазовому университету предстоит новое самоопределение. Решив задачу «выживания» становящегося университета в новых экономических условиях, затем, успешно реализовав возможности экстенсивного развития, университет начинает осознавать, что в современном обществе знания он не просто выполняет функции «фабрики» в сфере индустрии науки и образования, но имеет высокое назначение.

Коллективом университета проведена систематическая работа по анализу опыта самопознания на предшествующих этапах его жизненного пути и проектированию смысло-ценностных ориентиров нового самоопределения университета. Процесс и результаты этой работы отражены в проекте «Миссия ТюмГНГУ»[3] и оформлены в базовом документе нормативно-ценностной системы университета -«Миссия-Кредо ТюмГНГУ»[4].

Можно спорить о том, «откуда берется» миссия конкретного университета. Рационализируя поиск своей миссии в диапазоне между идеальной моделью и отечественными реалиями, Тюменский нефтегазовый университет предпочел начать новый этап своего самоопределения с рефлексии его мировоззренческих основ. -

Миссия-Кредо и Миссия-стратегия

Один из аргументов в пользу такого предпочтения - осознанное стремление к конвергенции менеджеристского и гуманитарного подходов [5]. Эта особенность проявилось в критическом анализе опыта создания документов о миссии ряда отечественных университетов и в попытке обосновать необходимость наряду с традиционным для стратегического менеджмента документом, формулирующим миссию организации, документа инновационного, фиксирующим институциональную особенность такой организации, как университет. И при этом не противопоставлять один документ другому, а, понимая их органическую связь, рассматривать оба документа, идентифицируемые нами как Миссия-Кредо и Миссия-Стратегия в качестве элементов единой нормативно-ценностной инфраструктуры университета.

В ситуации характерного для последних лет отечественного бума университезации [6] и порожденного им массового процесса определения миссий, важно вовремя предвидеть и, по возможности, профилактировать вполне прогнозируемые последствия-риски для самоопределения университета, связанные с особенностью интерпретации понятия «миссия» в общеменеджеристском подходе, когда этот подход апплицирует,ся к ситуации университета без стремления учесть особенность такого типа институции.

Последствия-риски связаны, прежде всего, с таким распространенным явлением, как вольное-невольное упрощение роли миссии университета до функции стратегического целеполагания в деятельности организации. Без особого внимания к тому, что эффективность университета как «бюрократически организованного делового предприятия», не тождественна эффективности университета как научно-образовательной институции с присущей ей особой императивно-ценностной системой.

Декларированное в первом абзаце документа «Миссия-Кредо ТюмГН ГУ» восхождение к идее современного университета и предполагает предварительное проектирование мировоззренческих основ целеполагания организации - миссии в традиционном формате стратегического менеджмента. Возвышение рассуждений о миссии университета до категориального гнезда этики научно-образовательной деятельности, до языка профессионально-этического императива - характерная особенность формата Миссии-Кредо, предполагающего делегирование языка административного решения, принимаемого менеджментом в рамках деятельности организации, формату Миссия-Стратегия. Разумеется, формат Миссии-Кредо не отменяет (и не может отменить!) законов стратегического менеджмента. Но миссия в ее гуманитарном измерении - Миссия-Кредо - скорее ценностнорациональна, а Миссия-Стратегия - скорее целерациональна.

Особенности формата Миссия-Кредо и способа его сочетания с форматом Миссия-Стратегия наглядно проявляются уже в преамбуле императивно-ценностного документа Тюменского государственного нефтегазового университета. «Миссия-Кредо университета

- формула его предназначения, мировоззренческий ориентир научно-образовательной корпорации: оправдание-смысл служения в профессии для профессорско-преподавательского корпуса; мировоззренческий ярус профессионально-этического кодекса университета как научно-образовательной корпорации; «цель целей», основание стратегического целеполагания для управления университетом.

Воплощенная в этическом кодексе университета, стратегических документах, университетской концепции воспитания, Миссия-Кредо ТюмГНГУ как его притязание на самоопределение - осознание ответственности за возложенный на себя долг (не просто «функцию»), «демонстрация флага» - сигнал о новых моральных обязательствах нашего университета в становящемся «обществе знания». Поиском своей миссии университет добровольно возлагает на себя выходящую за пределы функциональных обязательств сверхзадачу служения идее университета».

Ситуация самоопределения университета

Создание «Миссии-Кредо» - «ответ» университета на вызов современной ситуации в научно-образовательной деятельности.

Ответ, сформировавшийся в результате более чем пятнадцатилетнего опыта целенаправленного самопознания университета, поиска им ценностных ориентиров, «духа» и «Правил игры» своего развития.

Не ставя здесь задачи анализа современной ситуации в научно-образовательной деятельности, ограничимся выделением ее морально акцентированных признаков. Как отметили авторы «Бухарестской декларации», посвященной этическим ценностям высшего образования в Европе, «изменения миссии и структуры высшего образования и научно-исследовательской деятельности поставили под сомнение традиционное представление об университетах». Для управления современными крупномасштабными университетами уже недостаточно ни традиционных академических норм, ни норм корпоративной этики; для современных университетов обострилась проблема равновесия между деятельностью во благо общества - и ориентацией университетов на предпринимательство, нарушение которо-*о наносит ущерб ценностям университета как научно-образовательной корпорации; должны быть сформулированы новые моральные обязательства университетов как следствие резкого расширения их миссии в «обществе знаний»[7]. Новая ситуация предполагает новое самоопределение.

Как известно, самоопределение - процесс и результат осуществляемого субъектом (индивидом и институцией) жизненно важно-го выбора, предпочтения одной из альтернатив, способ реализации автономии субъекта, свободы его выбора. Ситуация самоопределения субъекта актуализируется в качестве проблемы общества в эпоху модерна - заменяя собой ситуации предопределенности социального положения.

Самоопределение субъекта в эпоху «растекающегося модернити», - не только и не столько выбор способа достижения, сколько

• з*струирование им своего образа, места, роли, идентичности. Как показал 3.Бауман, в период раннего модерна самоопределение субъекта было сосредоточено на выборе способов достижения соответствия заданным в культуре образцам и стандартам. Во время

растекающегося модернити» самоопределение субъекта происходит в ситуации изменения не только способов достижения, но и -ра-чсформации социальных типов возможной идентификации субъекта[8].

Применительно к субъекту-институции «университет» шанс адекватной самоидентификации связан с учетом такой особенности Современности, когда идеальная приспособленность к ситуации является скорее недостатком, и потому рискованны попытки макси-« = -ьного приспособления к обстоятельствам с применением испытанных ранее эффективных средств - это всегда будет приспособлено «к иному, исчезающему миру».

Ситуация в Тюменского государственного нефтегазового университета отражает общую для российских университетов напря-ке-ную ситуацию выбора ими стратегии своего развития и требует рефлексии и проектирования специальных нормативно-ценностных !:• .«ентов, содержащих ценностные ориентиры самоопределения университета.

В то же время уместно выделить две особенности ситуации в нефтегазовом университете. Во-первых, характерная черта Тюмен-:о'о государственного нефтегазового университета - согласованность адаптационной и неадаптационной стратегий самоопределения .-■'=«рситета. При этом императивно-ценностное самоопределение - через проектирование Миссии-Кредо - это не просто большая, по х^зг-ению с адаптивностью, мера реактивности поведения, но акт нравственной активности. Во-вторых, это многолетняя работа по :-«:-ознанию университета и наличие инновационных разработок в сфере смысло-ценностного ориентирования его самоопределе-

НП.

В опыте пути университета к созданию «Миссии-Кредо» можно выделить три этапа. На первом, связанном с изменением фор-

• а.-=*ого статуса вуза, ТИИ-ТюмГНГУ поставил задачу наполнения процедуры переименования («переписывания вывески») содержа--*е- связанным со сменой имени. В ценностном самоопределении Тюменского государственного нефтегазового университета была ^_е-*ирована проблема формирования «духа корпорации», определяющая стратегию трансформации технического института в уни-= г::--тет. «Сменой имени» был мотивирован интенсивный процесс самопознания университета. При этом успехи, достигнутые ТИИ, с г--:* стороны, расширили границы самоопределения становящегося университета, а с другой - остро проблематизировали выбор его -~~ОСТНЫХ ориентиров.

На втором этапе, связанном с процессом формирования университета в качестве образовательного комплекса как условия ;—г/=ания в рынок образования, актуализировалась самоидентификация университета как корпорации в сфере индустрии обра-. В понимании «духа корпорации» доминировало менеджеристское видение. В трактовке миссии университета были сильны : :-:-^зационно-стратегические ориентиры самоопределения, подчиняющие идею университета задаче приспособления к актуальной

- Успешно решив адаптационные задачи, освоив рыночный подход, достигнув многих лидерских позиций, университет поро-■ ■■ риск усиления негативных моментов адаптивной стратегии: подчинение обстоятельствам, даже когда они требуют жертвы идеей

.-'герситета ради прагматики.

В целом решение задач данного этапа создало возможности выхода на уровень сверхзадачи самоопределения университета. Возможность разработки неадаптивной стратегии.

Особенность нового этапа самоопределения университета - переход от самоидентификации в качестве образовательного ком-

- '-г*:са. корпорации в сфере индустрии образования, к самоидентификации в качестве научно-образовательной корпорации как институ-

~ а -данского общества. Такое самоопределение создает реальную возможность справиться с дилеммами современного образования —. образом, чтобы удержать идею университета.

Степень реальности этой возможности определяется рядом обстоятельств. Одно из них: профессионально-нравственные цен-базовых профессий научно-образовательной деятельности - преподавателя, исследователя - как высоких профессий становят--л :^~емообразующим ориентиром нового самоопределения университета. Еще одно - решение вопроса о возможности расширения “гс-эа зысоких профессий научно-образовательной деятельности - за счет включения в него профессии университетского менедже-:= условий его положительного решения - самоидентификация университетских менеджеров как субъектов профессионально-

венного выбора, ответственных не просто за правильное исполнение своей работы, но и за исполнение правильной работы. Пра-г**э»*ой сточки зрения профессионально-этических ценностей научно-образовательной деятельности.

Идея Миссии-Кредо

как мировоззренческого ориентира

научно-образовательной корпорации

В целом мировоззренческий потенциал Миссии-Кредо выражается в том, что базовый документ нормативно-ценностной системы . -«•вгзс^'ета, как указано в цитированном выше фрагменте этого документа, задает высокий смысл служения в профессии профессор-

ско-преподавательскому корпусу; является мировоззренческим ярусом профессис-алгно-эт.мес-юго кодекса университета как научно-образовательной корпорации; выступает основанием стратегического целеполагания для управления университетом.

Считаем возможным выделить здесь следующие аспекты идеи Миссии-Кредо кал мировоззренческого ориентира современного университета.

1. Формулируя Миссию-Кредо, университет идентифицирует себя как ценностно-ориентирующий субъект становящихся в России гражданского общества и правового государства - социальный институт ценностной ориентации, призванный образовывать; общество и государство, ориентируя их на выбор системы ценностей гражданского общества и правового государства; человека, адекватного гражданскому обществу, независимую личность с чувством собственного достоинства, способную принимать в ситуации выбора свободное решение - и быть ответственной за него, умеющую жить в условиях открытого общества, в ситуации неопределенности. Личность, не исчерпываемую ролью профессионала, а потому ожидающую от университета не только прагматичных знаний в сфере избранной специальности, но и гражданских знаний (значимых в современном мире не меньше, чем первые) и приобщения к миру культуры.

Миссия-Кредо - «демонстрация флага» университета в «обществе знания». Не имея ни права, ни возможности пренебрегать требованиями «заказчика» - граждан, предприятий, региона, государства, - университет видит своим «заказчиком» не только производственную сферу, но потребности общества в целом: декларируемые в Миссии-Кредо ценностные ориентиры университета влияют на моральный облик всего общества.

2. Формулируя Миссию-Кредо, университет идентифицирует себя как научно-образовательную корпорацию. Корпорация как организация? В определенном смысле. Корпорация как профессиональное сообщество? В определенном смысле. Но, во-первых, социально ответственная корпорация, способная согласовать корпоративные ценности и общественное благо и, во-вторых, ориентировать цели организации на профессионально-нравственные ценности базовых профессий научно-образовательной деятельности.

Поэтому рискованно идентифицировать университет как бизнес-корпорацию, сосредоточенную, прежде всего, на прибыли. Этос, ценностные приоритеты и «правила игры» университетской корпорации не тождественны этосу бизнеса. Что совсем не исключает предприимчивости университета во взаимодействии с изменяющимися обстоятельствами, в поиске своеобразной автономии, индивидуализации в формировании своего будущего.

Самоопределение университета исходит из идентификации базовых профессий научно-образовательной деятельности - преподавателя, исследователя - как высоких профессий. Профессий, в которых мотив «служения в профессии» приоритетен перед интересом «жизни за счет профессии» (не отменяя стремления к честному заработку профессионала). Профессий, которым общество доверяет саморегулирование через профессионально-нравственные ценностные системы. Профессий, ценностные ориентиры которых определят нормы и ценности организаций, в которых осуществляется профессиональная деятельность.

Именно ценностный мир науки и образования как профессий, призванных к служению - системообразующий ориентир самоопределения университета.

3. Один из важнейших аспектов мировоззренческого статуса Миссии-Кредо - выход на моральную дилемму современного университета: «образовательные услуги - высокая профессия».

Ситуация в сфере научно-образовательной деятельности в условиях реформирования российского образования отличается известным дуализмом: научно-образовательная деятельность как профессия дополняется - а то и вытесняется - научно-образовательной деятельностью как сервисом. И этот дуализм создает моральный конфликт, решение которого связано с тем, какая из двух этих сторон окажется базовой ценностью: «хозяйствующий субъект», оказывающий образовательные услуги, сосредоточенный на обслуживании потребностей и упускающий миссию смыслоопределения, - или корпорация людей, профессия которых - служение делу духовного производства человека, а потому не имеющая права преследовать собственную выгоду столь же целеустремленно, как бизнес-корпорация.

Формулируя свой базовый нормативно-ценностный документ, университет полагает, что степень его соответствия идеальному образу научно-образовательной корпорации определяется мерой успешности осознания и решения этой дилеммы самоопределения. В актуальной проблемной ситуации «Тюменский государственный нефтегазовый университет занимает рациональную позицию, проектируя свою миссию в координатах реально-должного. Это предполагает, что ценностные приоритеты университетской корпорации не тождественны духу и «правилам игры» бизнес-корпорации - промышленной или финансовой, производящей товар как предмет купли-продажи и, как правило, ориентированной только на прибыль. Не имея возможности и права пренебрегать требованиями «заказчика», университет, во-первых, видит своим «заказчиком» не только производственную сферу, но общество в целом, и, во-вторых, не сводит свое назначение к роли «делового предприятия» в индустрии образования, считая своей миссией возвышение соответствующей рынку утилитарной функции «кузницы кадров» до высокого смысла «духовного производства человека». Университет подчиняет свою прагматическую стратегию ценностным ориентирам базовых профессий научно-образовательной деятельности. Даже в сложных рыночных обстоятельствах, ограничивающих независимость высоких профессий, их миссия не отменяется: именно в таком самоопределении - шанс прагматического успеха университета».

Опыт пути

Процесс самоопределения университета сопровождается исследовательскими проектами НИИ прикладной этики ТюмГНГУ. Проекты НИИ ПЭ были направлены как на познание профессионально-этических проблем современного образования, в том числе - на «исследование случая» - фиксирование «ситуации университета», описание процесса его самоопределения, активизацию самопознания профессионального сообщества посредством создания «публичных площадок» (в качестве последних можно считать ректорский семинар, публичное представление материалов проекта - текстов интервью, отчетов, обзоров - в периодитсгкСД издании НИИ ПЭ «Ведомости»; гуманитарную экспертизу современной ситуации российской высшей школы, рефлексию «реальных» и «должных» ориентиров самоопределения).

Эмпирическое социологическое исследование самоопределения университета как один из путей проектирования «Миссии-Кредо ТюмГНГУ» было предпринято в рамках проектов «Ситуация университета: идеальный образ и образ реальности (Внутренняя экспертиза)»[9]; «"Десять лет спустя": новая ситуация самоопределения университета»[10]; «Миссия университета»[11].

«Случай ТюмГНГУ» был исследован через организацию «внутренней экспертизы» ситуации университета и анализ ее дискурса в трех символических точках: (а) ситуации самопознания университета на начальном этапе «университезации» бывшего Индустриального института (рефлексия альтернативы «смена имени» или «смена вывески»); (б) ситуации самоопределения университета в пространстве разных версий идеи университета (рефлексия профессионально-нравственных ориентиров самоопределения университета «десять лет

пустя» после «смены имени»); (в) ситуации самоопределения через проектирование миссии университета. Сосредоточимся здесь на "оследней ситуации.

Применяемая в эмпирической части проекта «Миссия университета» исследовательская рамка социокультурного поля концен-"эировала внимание на «социальных узлах» проблемного взаимодействия идеально-должного и реально-должного в социокультурном 'оюстранстве университета. Существенное место в концепции проекта занимала содержательная операционализация проблемного взаимодействия идеально-должного и реально-должного. В качестве первого в данном случае рассматривались представленные в документе -ИИ ПЭ «Декларация о миссии ТюмГНГУ» ценностные ориентиры образования, соотнесенные с идеей современного университета. В ка--естве второго - понимание экспертами (сотрудниками ТюмГНГУ) практики своей научно-образовательной деятельности как профессии, оложившихся «правил игры» университетской жизни.

Анализ дискурса фокус-групп дает основание заключить, что идея высокой профессии не нуждается в «прививке» к опыту экс-■■езтов - она является ориентиром их профессии, служения в профессии: «Профессия преподавателя и возможна только как сверхна-'зузка, сверхзадача, служение. Смешно говорить, что образование может быть средством обогащения: удивительные, непонятные люди :о*аются работать в сфере образования». И должна, с точки зрения экспертов, быть системообразующим элементом самоопределения университета.

Важный результат фокус-групп - операционализация реально-должного: «Мы не можем выделить университет в какое-то отдель--з-е государство, но при любых обстоятельствах мы должны соответствовать статусу университета». Поэтому «сегодняшнюю ситуацию -гло пережить - выбрать такую стратегию, чтобы была возможность как-то зарабатывать деньги, но не доходить до крайности - коммер-зации научно-образовательной деятельности внутри университета. Образовательное пространство внутри университета следует :: = оанить от превращения в рыночное пространство. Мы не можем терять миссию университета, иначе у нас останется только вывеска <.'-^=ерситет», а содержание будет совсем другим, и нашу научно-образовательную деятельность придется оценивать с позиции матери-=-;-ого дохода. Материальная прибыль никогда не была и не может быть основным мотивом университетской образовательной деятель--ссти и, соответственно, критерием оценки ее успешности».

В целом фокус-групповое исследование позволило сформулировать некоторые гипотезы в отношении особенностей нового са-

• О'О-эеделения ТюмГНГУ.

| А) Ситуация самоопределения университета обретает конкретизацию на пересечении требований к его научно-образовательной От ‘* ости, предъявляемых, с одной стороны, государственной политикой в образовании, университетом как организацией, с другой -

зремени», с третьей - субъектами профессии.

(Б) Научно-образовательная деятельность, осуществляемая профессионалами 8 специфических институциональных рамках, зави-о/- ценностных ориентиров университета как институции. В ситуации падения престижа профессий в сфере научно-образовательной о.-г=*г-;-ости роль институции в поддержании этоса университета является наиболее значимой. Эксперты не случайно отмечали инсти--. .':-=-ьную неподкрепленность ценностных ориентиров высокой профессии. Только индивидуальных усилий преподавателя или на--о оаботника для сохранения и поддержания в обществе статуса высокой профессии недостаточно.

(В) Поддержка в этосе университета профессионально-нравственных ориентиров высокой профессии - потенциальный ресурс, ::6>-*й помочь университету не поддаться двум радикальным стратегиям: превращения его в «образовательный супермаркет» (3. Ба-.-»г-! стратегии герметизации - ухода университета от реальности.

Сравнивая результаты трех эмпирических социологических исследований ситуации самоопределения ТюмГНГУ, можно обнару--г: ¡-отделенную динамику формирования предпосылок нового самоопределения университета в координатах реально-дорожного. : 40=0» из проектов в идентификации ситуации университета доминировали характеристики реального и должного как параллельных, ■: • - -е -ересекающихся координат. Во втором проекте в экспертном дискурсе наметилась тенденция соотнесения реального с идеей . -' :т0 :»'~ета. Дискурс третьего проекта дает возможность зафиксировать доминирование тематической линии реально-должного. Имен--: ; этой тематической линии формировались содержательные конкретизации документа «Миссия-Кредо ТюмГНГУ».

1о>еди задач на будущее - разработка нормативно-ценностной инфраструктуры университета, конкретизация «Миссии-Кредо» в

о•* кодексе университета, в его стратегических документах и в концепции воспитания.

Для системного развития профессионально-этического дискурса как условия нового самоопределения университета, продук---*“£нение элементов технологии формирования обогащенного общественного мнения[12]. Например, постоянно действующих

- о - ■ > площадок, рефлексирующих современную идею университета и ситуацию базовых профессий научно-образовательной дея-

кмюстм.

СЛИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

¿.Становление духа университета: опыт самопознания. Под ред. В.И.Бакштановского и H.H.Карнаухова. - Тюмень: НИИ ПЭ Тюм-

(Ш. 2001.

2. Там же. С. 752.

5. «иссия университета. Ведомости. Вып. 30 / Под ред. В.И.Бакштановского, H.H.Карнаухова. - Тюмень: НИИ ПЭ, 2007.

- л .v.tsogu.ru/Newsitems/Umversity/headline. 2008-04-22.4716856821

5. Чарнаухов H.H. Диалог менеджеристского и гуманитарного подходов к стратегии развития университета: первые результаты ; =о»»_^ения над новыми тезисами НИИ ПЭ университету) // Свобода и/или справедливость. Ведомости. Вып. 28/ Под ред. В.И.Бакш--~-=-о «.ого, H.H.Карнаухова. - Тюмень: НИИ ПЭ, 2006.

Один из моментов зарубежной ситуации, проблематизирующий идентичность университетов, отмечен в статье с характерным = ^Возвышение псевдоуниверситетов»: «Традиционным университетам в условиях конкурентной среды XXI века необходимо откорректировать представления о своей миссии... Для начала хорошо бы "воскресить" свое собственное имя» (Альтбах Ф.Г. эсзвв_еяие псевдоуниверситетов // Вестник высшей школы. - 2001. - № 12. - С. 41).

Бухарестская декларация этических ценностей и принципов высшего образования в Европе // www.aha.ru/~moscow64/

educational_book.

8. Бауман 3. Индивидуализированное общество - М.: «Логос», 2002.

9. Ситуация университета: идеальный образ и образ реальный (Внутренняя экспертиза) // Этика дела. Ведомости. - Вып. 7

- Тюмень: НИИ ПЭ, 1997.

10. «Десять лет спустя»: новая ситуация самоопределения университета (Аналитический обзор экспертного опроса) // Свобода и/или справедливость. Ведомости. Вып. 28, 2006; «Десять лет спустя»: новая ситуация самоопределения университета (Аналитический обзор экспертного опроса. Часть вторая) // Этический консилиум. - Ведомости. - Вып. 29. - 2006.

11. Миссия университета. Ведомости. Вып. 30. - 2007.

12. Докторов Б.З. Отцы-основатели: история изучения общественного мнения. - М.: Центр социального прогнозирования, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.