Научная статья на тему 'Новое парадигмальное направление в осмыслении духовных проблем современности (к вопросу преподавания «Основ православной культуры)'

Новое парадигмальное направление в осмыслении духовных проблем современности (к вопросу преподавания «Основ православной культуры) Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
30
28
Поделиться

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Грыжанкова М. Ю.

Автор обращается к философской проблематике образовательной деятельности, к ее богатому нравственно-эстетическому потенциалу русской ценностно-нормативной модели. Автор размышляет о православии как основном проводнике данной модели, акцентируя внимание читателей при этом на специфику российской духовности. В работе рассматриваются и вопросы обновления содержания образования исходя из православных традиций.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Новое парадигмальное направление в осмыслении духовных проблем современности (к вопросу преподавания «Основ православной культуры)»

НОВОЕ ПАРАДИГМАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ОСМЫСЛЕНИИ ДУХОВНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ (К ВОПРОСУ ПРЕПОДАВАНИЯ «ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ)

М. Ю. Грыжанкова

Автор обращается к философской проблематике образовательной деятельности, к ее богатому нравственно-эстетическому потенциалу русской ценностно-нормативной модели. Автор размышляет о православии как основном проводнике данной модели, акцентируя внимание читателей при этом на специфику российской духовности. В работе рассматриваются и вопросы обновления содержания образования исходя из православных традиций.

Духовное возрождение России, служение благу людей конкретными делами — это задача и Церкви, и власти, и всего народа. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II [1]

В последние годы значительно возрос интерес исследователей к философской проблематике образовательной деятельности. Это вызвано объективной ролью образования в решении сегодняшних глобальных проблем. В этой связи философия позволяет осмыслить сущность образования как феномена, выделить его кардинальные цели и ценности, увидеть его место в системе жизнедеятельности общественного организма. Не вызывает сомнений, что в основе педагогических и воспитательных концепций лежит этический идеал, формирующийся определенной культурой и концентрирующий в себе ее представления о наиболее сущностных ценностных основаниях бытия и способах их воплощения. Следовательно, и саму историю педагогики можно представить как цикличный процесс возникновения, кризиса и смены доминирующего идеала, зарождающегося в недрах культуры и получающего оформление в этических и философско-антропологических системах.

В формировании отечественной ценностно-нормативной модели существенную роль сыграло и вновь начинает играть православие. Ментальный срез антропологической модели, характерной для отечественной традиции, предполагает единство рационального и морального, философского умозрения, рефлексии и религиозной веры. Русские философы, отмечая специфику российской духовности, подчеркивали значимость нерациональных аспектов ее восприятия мира, прежде всего веры как

специфического способа познания. С. Булгаков, С. Франк, Н. Бердяев, отмечая значимость веры в структуре сознания, говорили о том, что она пронизывает все аспекты духовной деятельности, лежит в основе нравственности, отношения к труду, природе, к ценности и смыслу жизни. При этом образованность и духовность рассматривались как самостоятельные феномены, не обусловливающие друг друга.

Таким образом, вера рассматривалась в качестве основания духовного мира русского человека. Соответственно приоритет отдавался не столько образованию, сколько просвещению, суть которого была замечательно сформулирована Н. В. Гоголем: «Просветить, не значит научить или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь» [3, с. 94].

Одним из направлений модернизации и реформирования современной школы является обновление содержания образования. Культура России исторически сформировалась под воздействием религиозных взглядов и устоев, являющихся важнейшими областями социально-гуманитарного знания. На сегодняшний день ясно представляется, что без их знания невозможно адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно гуманитарных. Несомненным фактом современной жизни России стало возрождение религиозной жизни и повышенное внимание к ней. Насколько

глубока эта возрождающаяся религиозность и насколько широко распространена она в самых разных слоях населения и духовных сферах России — это другой вопрос, ответы на который достаточно полярны.

В данном контексте очень важно обратить внимание на то обстоятельство, что сам факт может быть понят как следствие глубочайших изменений в социальной, культурной и духовной жизни современного российского общества, освобождения от идеологического диктата. Настоящим открытием для многих стало широкое переиздание работ не только религиозных мыслителей, философов, но и отцов и учителей церкви.

Сегодня с достаточной долей уверенности можно говорить о зарождении совершенно новой парадигмы в осмыслении духовных проблем времени, взаимоотношения церкви и государства, соотношений нравственности и веры. Именно в этом контексте следует рассматривать появление учебного пособия «Основы православной культуры».

Православная культура, являясь ядром традиционной российской культуры, тесно связана с национальными культурами не только русского народа, но многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Приобщение детей и молодежи к православным культурным ценностям, имеющим общенациональную значимость, является необходимым условием формирования нравственного потенциала личности.

За многие века своего существования православие накопило колоссальный нравственно-эстетический потенциал. Православная культура — это литература, включающая сотни томов, это иконы, это богатейшие архитектурные традиции, берущие начало от храма Святой Софии в Константинополе, это музыка, поэзия, прикладное искусство. Актуальным обстоятельством также является то, что православная культура даже в своих мельчайших компонентах всегда оставалась духовно-моральной, эстетически значимой, что определяет необходимость изучения ее в наш прагматический век.

Современная практика православного воспитания, например, в воскресных школах — это попытка войти в реальную жизнь, связать ее с религиозной нравственностью. Вместе с тем недостаточность священников, которые могли бы профессионально вести обучение детей, мало-

численность православных педагогов, предельная допустимость учебной нагрузки создают определенные сложности организации изучения православной культуры в рамках времени, отведенного федеральной частью учебных планов.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Курс «Основы православной культуры» призван познакомить подрастающее поколение с многообразным миром православия и его значением в развитии всех сфер нашего общества, в личной жизни человека, потому очень важно в изучении сделать акценты в сторону морально-интеллектуального становления подростков, которые нуждаются в нравственных и эстетических критериях. Им нужны примеры, образцы, достойные подражания. Русская церковная история, история святых и великих деятелей России представляет замечательный материал такого содержания. Именно через историю, сопряженную с современностью, подростки смогут правильно сформировать свое отношение к семье, окружающим, Родине и природе.

Ушедшие поколения накопили и оставили бесценное духовное наследие Святой Руси — самое ценное из всех богатств России. Идеал святости стал для россиянина высшим моральным идеалом, воплощением непреходящих духовных ценностей. В наше время часто забывают или не знают основы христианской нравственности, те великие и бессмертные добродетели, о которых идет речь в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Всякий, считающий себя образованным и знающим свою культуру, должен знать их и руководствоваться ими в своей жизни. Мы очень много говорим о духовности и нравственности, считая их основой совершенствования человека и общества в целом. Именно об этом идет речь в девяти заповедях блаженств, представляющих единую систему, лестницу восхождения в добродетелях.

Православные ценности и принципы всегда лежали в основе жизни народа. Они напрямую связаны с самыми важными вопросами, от которых никому не уйти: для чего мы живем, для чего трудимся, познаем, изучаем? Что такое добро и зло, в чем предназначение человека, смысл его бытия? Вот некоторые из христианских духовно-нравственных ценностей, для осмысления которых не обойтись без установления их религиозного смысла. ВЕРА В БОГА. Имеется в виду уверенность в существовании Бога, которая определяет мысли и чувства, поведение человека. СОВЕСТЬ. Считается, что

это врожденное, Богом данное нравственное чутье, побуждающее человека к истине и добру и отвращающее от зла и лжи. ЛЮБОВЬ к БОГУ подразумевает милосердие, сострадание, сочувствие, благоговение, великодушие, желание творить добро, терпение. ЛЮБОВЬ к БЛИЖНИМ. Как говорят Отцы Церкви, человеку хочется жить потому, что есть люди, которых он желает увидеть завтра, с которыми его тянет общаться, которых он любит и которые его любят. Жить — значит любить. Человек призван быть любящим существом.

В некоторых философских учениях человек представляется деятельным; сверхчеловеком (концепция Ф. Ницше), предпринимателем (концепция человека Homo economicus) и т. д., выделяются соответствующие ценности: труд, индивидуализм, рационализм, протест против общества и т. д. Но все это лишь бесконечные поиски «человека в человеке». При этом остается в стороне главное свойство человека — духовность. Христианские заповеди представляют путь обретения внутренней гармонии, нравственного совершенства посредством развития в себе способности любви к ближнему, Отечеству. Важно научить детей осознавать, что все мы люди, живущие в России, и являемся ее детьми. Русские и мордва, чуваши и марийцы и другие многочисленные национальности, удивительным образом непохожие друг на друга и в то же время составляющие одно целое — народ.

Опыт, культура и история различных народов подтверждают единственно верный путь процветания народа — осмысление и сохранение животворящих истоков: родного языка, национального характера, народного просвещения и государственности. Особый акцент сделаем на первом — родном языке, животворящим истоком которого является церковнославянский.

Все удивительные черты русского характера, культуры питались от одного источника — СЛОВА славянского. До революции 1917 года церковнославянский язык изучался во всех школах. Он был частью духовной и культурной жизни русского народа, слова и выражения из него встречались не только в церковном обиходе, но и в стихах, повестях, рассказах. Реформа 1918 года исключила славянский язык из школьной программы обязательного обучения, прекратились его академические исследования. Сейчас многие, читая произведения Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и др., не понимают

цитат из Библии, выражений из житий святых и других церковнославянских книг. Даже в церкви стали использовать тексты, переписанные русским алфавитом. Многие забыли о том, что старинная азбука обладает особой красотой. Буквы, значки нередко придают словам и тексту тонкие смысловые оттенки. Церковнославянское слово в отличие от современного русского объемно, многозначно, оно настраивает на духовные мысли, дарит смысл и радость жизни. Так писал поэт П. Вяземский:

Язык есть исповедь народа: В нем слышится его природа, Его душа и быт родной.

Понимая взаимосвязь языка, духовных традиций и жизнеспособности, все народы мира свято чтут и изучают основы духовной письменности и культуры своего народа. Обязательным учебным предметом в школах мусульманских стран является арабский язык, в еврейских — иврит, в школах западной Европы — латынь и т. д.

Православие в России исторически приняли не одни только русские, но и большинство наций и народностей, населяющих великую Русь. Россияне генетически ощущают православие как самую близкую им по духу веру независимо от коренной национальности. Православие вошло в плоть и кровь языка и культуры. Поэтому, тот, кто считает себя гражданином России, человеком русской культуры должен знать основы православия, уметь читать священные для православных книги, надписи на иконах и исторических памятниках, понимать суть православных традиций и праздников, сердцем и умом воспринимать великую культуру. При этом совершенно очевидно, что система образования должна максимально полно учитывать и воспроизводить специфику духовности нации. Лишь тогда она эффективно сможет решить задачу формирования нравственной и социально ответственной личности.

Итак, в чем же сущность нового парадиг-мального направления? На наш взгляд — это очередная попытка переосмысления тех «элементарных понятий», из которых выстраивается наша жизнь, наше ВСЕ. После того как в конце ХХ века философия ценностей развенчала мифы о могуществе многочисленных измов — марксизма, позитивизма и т. д., необходимо вновь возвратиться к простым началам, нравственным основам — к совести. «Совесть так

мучит! Господи, дай силы, помоги мне», — записал А. Блок в своем дневнике в 1913 году [2, с. 484]. А вот потрясающие слова Блеза Паскаля: «О чем кричит человеку его жажда и бессилие, как не о том, что было у него некогда истинное счастье, от которого ныне остался лишь... призрачный след, и он тщетно пытается наполнить эту пустоту всем, что его окружает, ищет ее в том, что у него нет; но ничто не может ее дать, ибо эту бездонную пропасть способен заполнить лишь предмет бесконечный и неизменный, то есть сам Бог» [4, с. 119]. Вот такой мольбой, стенанием (часто неосознанным) наполнена душа современного человека, запутавшегося в

паутине псевдоценностей, где вера отождествляется со знанием, ценность — с юридическим законом. Но даже простое отвержение мира высших ценностей, если подходить к этому всерьез, чревато духовной гибелью.

Сегодня необходимо вспомнить старшему поколению тот универсальный путь нравственного совершенствования, который предоставляет человеку христианская религия. Вспомнить и рассказать об этом молодежи, школьникам, студентам. Указать на истинные ориентиры, ценности человечества, которые стоят вне времени и пространства, которые рано или поздно открывает для себя каждый человек.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Душа как христианка // Рос. газ. — 2007. — № 10.

2. Блок А. А. Избранное : стихотворения и поэмы / А. А. Блок. — М. : Центр-100, 1995. — 224 с.

3. Гоголь Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями / Н. В. Гоголь. — М. : Патриот, 1993. — 400 с.

4. Паскаль Блез. Мысли / Б. Паскаль ; пер. с фр. Ю. Гинзбург. — М. : Изд-во им. Сабашниковых, 1995. — 480 с.

Поступила 02.02.09.