Научная статья на тему 'НОВОЕ ОТКРЫТИЕ ПЕТЕРБУРГА. ПАМЯТИ ИСТОРИКА АРХИТЕКТУРЫ Б.М. КИРИКОВА'

НОВОЕ ОТКРЫТИЕ ПЕТЕРБУРГА. ПАМЯТИ ИСТОРИКА АРХИТЕКТУРЫ Б.М. КИРИКОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
110
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Левошко С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВОЕ ОТКРЫТИЕ ПЕТЕРБУРГА. ПАМЯТИ ИСТОРИКА АРХИТЕКТУРЫ Б.М. КИРИКОВА»

Academia. Архитектура и строительство, № 3, стр. 157-161. Academia. Architecture and Construction, № 3, стр. 157-161.

События

Новое открытие Петербурга. Памяти историка архитектуры

Б.М. Кирикова

Мой Старый Петербург В осенней дремлет мгле.

Застыли реки будто из базальта Здесь знаю каждый дом До трещин на стекле И глажу лоб морщинистый асфальта.

Б. Кириков. Фрагмент из стихотворения (б/н), август 1979. Из книги «Поэтика зодчества. Очерки об архитектуре Петербурга со стихами в эпилоге» (СПб: Всемирный клуб петербуржцев, 2021)

Борис Михайлович Кириков (04.10.1948, Ленинград -09.08.2022, Санкт-Петербург) - выдающийся историк архитектуры, посвятивший себя изучению архитектуры и сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга, общественный деятель. Происходит из семьи потомственных ленинградцев и петербуржцев, инженера Михаила Константиновича и Людмилы Ивановны Кириковых. Дед Константин Иванович Кириков был инженером-строителем, работал с известными в своё время архитекторами Петербурга, в частности, с М.М. Перетяковичем, о котором студент Борис Кириков потом написал свою первую курсовую работу.

С Петербургом, городом, где архитектура на самом деле -«мать всех искусств», Борис Михайлович неразрывно связан, он растворён в нём, обязан ему своей научной судьбой и делом служения его культуре, являющейся всемирным достоянием.

Б.М. был педантом в научной работе. Он сам себя таковым считал, но в общении никак не производил такое впечатление, скорее наоборот. У него была прекрасная библиотека, в ней царил идеальный порядок, он точно знал местонахождение буквально каждой книги. Тщательно вёл библиографию своих трудов, которую регулярно публиковал в своих книгах.

Ещё будучи школьником, с 14-ти лет Борис Кириков начал своё изучение старого Петербурга. Он обходил город дом за домом, квартал за кварталом, наносил на карту обследованные дома, и это оказалось для него интереснее любых других занятий.

«Вслед за центральными улицами я постепенно открывал для себя глухие малопривлекательные уголки, далёкие от экскурсионных маршрутов, но способные оказать сильнейшее впечатление, запомнившиеся на всю жизнь», - это он об открытии для себя промышленной архитектуры.

Главное, что характеризует Б.М. Кирикова как настоящего учёного, - он был первооткрыватель. Всем его работам присуща новизна. Он открывал новые направления, темы и новые имена в изучении истории архитектуры Петербурга: модерн, неоклассицизм, авангард, городская среда.... А ведь у Петербурга великая историография, какие имена её составили! А.Н. Бенуа и Г.К. Лукомский, В.Я. Курбатов и П.П. Вейнер, Н.П. Анциферов и наши современники А.Л. Пунин, В.Г. Лисовский...

И в этом действительно блистательном круге авторов найти своё исключительное место, увидеть собственным взглядом и сказать новое слово о том, над чем размышляли поколения предшественников, - для этого нужны и фундаментальные знания, и талант. Ведь это самое важное в науке: открывать новые направления и представлять явление так, как до тебя этого никто не делал.

В 1980-е годы у Кирикова появились книги об архитектуре и искусстве малых исторических городов России: Углич (1984), Кашин (1988), статьи о городе Печоры и некоторых других малых городах (1989). Надо иметь в виду, что в 1970-

е годы ленинградские издательства по истории архитектуры в принципе не принимали его заявок на книги о модерне и неоклассицизме, о творчестве архитекторов этого периода. Б.М. в какой-то мере был вынужден переключиться на другие темы, и он обратился к малым городам Верхневолжья, что потом пришлось кстати в стенах Ленинградского филиала ВНИИТИАГ в те два года (1988-1990), когда он там служил. Обратился к эклектике, понимание роли и места которой в истории петербургской архитектуры и градостроительства вышло на новый уровень осмысления во многом благодаря работам Б.М. Кирикова.

Проведение по собственной инициативе сплошной атрибуции исторической застройки Петербурга можно считать исследовательским подвигом Б.М. Кирикова В результате было описано около тысячи сооружений города, произведён сбор и систематизация сведений о почти 1300 петербургских архитекторах и строителях. Борис Михайлович считал это главным делом своей жизни.

Кириков привлёк тогда к этой работе А.М. Гинзбурга (1911-2000), пионера в разработке систем управления ракет,

переехавшего по выходе на пенсию из Харькова в Ленинград. Он занялся сплошным обследованием рядовой застройки, а более или менее значимыми объектами занимался сам Б.М. В результате совместной работы при участии ещё двух коллег появился фундаментальный труд «Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX - начала ХХ века. Справочник» (1996). Заметим, что пятнадцатилетием раньше был издан «каталог выставки» «Архитекторы-строители Петербурга-Петрограда начала ХХ в.» (авторы-составители: В.Г. Исаченко, Б.М. Кириков, С.Г. Федоров, А.М. Гинзбург, 1982), что говорит об огромной предварительной работе по сплошному обследованию застройки Петербурга, начавшейся еще в 1970-е гг. По воспоминаниям А. В. Кобака, когда он в самом конце 1970-х появился в Музее истории Ленинграда, картотека с атрибуцией застройки уже существовала и пополнялась.

Вот уже четверть века «Справочник» - классика жанра, настольная книга любого историка петербургской архитектуры. Выпускники архитектурных школ Петербурга, начав свою карьеру в нашем городе, нередко по воле судьбы оказывались в других городах и весях России и за рубежом. Сегодня, из-

Работы Б.М.Кирикова

учая их наследие, исследователи тоже обращаются к этому «Справочнику» как к самому фундаментальному изданию по Петербургу. Я несколько раз сетовала в присутствии Б.М, что не нашла в «Справочнике» того или иного имени, что года жизни где-то указаны неверно. На что Борис Михайлович совершенно справедливо заметил: «Тем не менее я сам даже удивлён, насколько мало ошибок и лакун в нашем Справочнике. Он актуален и точен на 99% по сей день».

Кириков участвовал почти во всех десяти выпусках «Материалов к биографическому словарю архитекторов народов СССР. Словник (список имён)» под редакцией А.Ф. Крашенинникова (М., 1981-1989), а также в первом и, к сожалению, последнем томе «Архитекторы Российской империи с начала XVIII века до 1917 года. Биографический словарь» (М., 2007. Т. I. «А»).

Тесно сотрудничал со многими исследователями, ставшими его соавторами, друзьями и соратниками: В.Г. Исаченко, А. Гинзбургом, С.Г. Фёдоровым, А.В. Фроловым, О.М. Иоанни-сяном, Л.А. Кириковой, А.Д. Марголисом, М.С. Штиглиц, А.В. Вознесенским и др.

Не только фундаментальной наукой занимался Кириков, но и практической, порой рутинной, но совершенно необходимой работой.

Научные интересы Б.М., его педантизм и новаторский подход к предмету изучения счастливо, можно сказать, совпал с его служебными обязанностями и возможностями. Будучи заведующим сектором учёта объектов культурного наследия в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП, 1996-2008), он сделал всё, чтобы научные результаты исследований доводились до практического завершения: публиковались создаваемые на основе нового подхода официальные Списки памятников, вносились в Единый государственный реестр ранее не признававшиеся таковыми объекты культурного наследия (модерн, авангард, промышленная архитектура), спасались десятки, сотни памятников. В своё время это был прорыв в оценке культурной значимости объектов, их реального статуса, номинирования в Списке. Б.М. неоднократно рассказывал об этом в разных аудиториях.

Любил он один сквозной сюжет в своих исследованиях, связанный с «тотальными» обследованиями и списками: установление и уточнение времени создания архитектурного произведения по «натурным датировкам» на фасадах или в интерьерах. Казалось бы, известный приём. Но он довёл его до совершенства и ввёл в научный оборот список зданий - источников атрибуции застройки Петербурга, постоянно пополняемый и регулярно им публикуемый (1997, 2000, 2003, 2005).

Кириков редко упоминает в опубликованных о себе данных свою научную степень кандидата искусствоведения как нечто сугубо второстепенное. Темой его кандидатской диссертации было «Творчество архитектора А.И. Дмитриева. От модерна к конструктивизму» (СПб, 2003). А. Дмитриев - давнее открытие Бориса Михайловича, ему он посвятил

свою дипломную работу (ЛГУ, 1971). Первая публикация об архитекторе состоялась в далёком 1982 году в Таллине, где по проекту Дмитриева был построен Балтийский завод. Потом был доклад за рубежом на конференции в Дессау в 1992 году: «Архитектор Александр Дмитриев и его вклад в развитие движения модерна в России и в СССР» («The architect Alexander Dmitriev and his contribution to the development of the Modern Movement in Russia and the USSR»). Капитальное монографическое исследование «Александр Дмитриев» вышло в 2004 году (сразу после защиты диссертации) в серии «Архитекторы Санкт-Петербурга». Логично, что эта монография и есть дополненный (447 с.) и переработанный текст диссертации. И ещё одна монография о Дмитриеве вышла в 2009 году. Б.М., если бы желал, мог защитить докторскую диссертацию просто по совокупности трудов, среди которых более 50 книг, но видимо, для него это было не важно. Ведь книги уже написаны и изданы.

Знатоком архитектуры Петербурга Б.М. Кириков считался уже в молодые годы, это отмечает его коллега по музею истории города Санкт-Петерубрга Г.Б. Васильева, хранитель фонда графики. Она вспоминает, как молодой Кириков часто приходил к ним в отдел работать, сколько ценных уточнений и атрибуций сделал. По её характеристике, он всегда был не только знающим, но творчески активным, и все свои замыслы доводил до определённого результата.

В начале 1990-х годов Кириков выходит на международный уровень, к нему обращаются как к самому квалифицированному петербуржскому специалисту, как к мэтру петербурговедения, обладающему высочайшим и непререкаемым авторитетом. В 1993 году выходят его статьи в немецком журнале «Авангард, 1924-1937. Советская архитектура» (Avantgarde II. 1924-1937. Sowjetische Architektur. Штутгарт) и пять биографических очерков в Международном словаре архитекторов и архитектуры (Дейтрот, Лондон, Вашингтон), он участвует в международной конференции DOCOMOMO в Дессау, а далее - во всех значимых региональных и зарубежных конференциях. На сегодня его работы опубликованы в США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, Португалии, Бельгии, Голландии и других странах.

Он не только сотрудничал, но и дружил с рядом крупнейших европейских историков архитектуры, например, с англичанкой Кэтрин Кук, трагически погибшей в 2004 году, которой он посвятил статьи «Памяти Кэтрин Кук» и «Учёный с мировым именем. Памяти Кэтрин Кук»2. В моей личной библиотеке имеется фолиант Джона Аллана «Бертоль Лю-беткин. Архитектура и традиция прогресса» (Лондон, 1992), подаренная мне Б.М. со словами: «Вам она нужней». В свою очередь, эту книгу ему подарили сама Кэтрин Кук и Саша

2 Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга. Исследования и материалы. Вып. 7 (СПб, 2004. - С. 347-352). А также: «XX век. Сохранение культурного наследия» (М., 2006. - С. 160-163. На русском и англ. яз.).

Любеткина, дочь пионера английского модернизма с пожеланиями: «Борису и Маше [Макагоновой. - С. Л.] от Кэтрин с товарищескими пожеланиями [успеха] в работе DOCOMOMO. Лондон-С. Петербург-Дессау. Сент. '92 г.» и «Борису и Маше большое спасибо за помощь в деле исследования жизни отца в Петербурге».

Борис Михайлович недолго преподавал, одно время читал лекции по истории русской архитектуры XVШ-ХХ веков в Ленинградском государственном университете, в других высших учебных заведениях. Есть у него несколько значимых учеников, среди них искусствоведы И. Саблин, А. Долгова, диссертация последней «Интерьер петербургского модерна. Особняки и дачи» (2015) была задумана под влиянием трудов Б.М. Кирикова.

Борис Михайлович закончил ЛГУ в 1971 году по специальности «История искусства». Их группа искусствоведов состояла всего из пяти человек, а конкурс, который он выдержал в первый же год поступления, составлял 50 человек на место!.. Достойный ученик известного и оригинального историка искусств Ю.М. Денисова. Своего Учителя очень ценил.

Борис Михайлович так сформулировал научный метод Ю.М. Денисова: строжайшая фактологичность, доскональное изучение первоисточников, тщательное натурное изучение памятников и лаконичная точность характеристики, и при этом «полет творческой мысли»3. Но разве не этот научный метод унаследовал сам Борис Михайлович? Опора на фундаментальную источниковую базу, неустанные натурные обследования, широта и новизна видения казалось бы известного.

Интерпретации архитектуры Кириковым всегда ювелирно точны, достоверны, обеспечены фундаментальными знаниями, вписаны в контекст эпохи, и при этом виртуозно изложены. Он настоящий мастер слова. По словам М.С. Штиглиц - его супруги и свидетельницы повседневной жизни и трудов - Борис Михайлович на протяжении последних полутора десятков лет стремился работать ежедневно и при любых обстоятельствах и при одолевающей его в последние годы болезни в том числе. Он рвался к рабочему столу, за ним он чувствовал себя в гармонии с миром и собой. К слову сказать, упрямо не пользовался компьютером как печатной машинкой. Он даже объяснял это тем, что якобы машинопись лишает текст «одухотворённости», нивелирует «личный почерк»... А ведь в других стихиях он был столь радикален!

Что касается мест службы Бориса Михайловича - Музей истории Ленинграда (с 1969 года, четверть века: научный сотрудник, заведующий архитектурным сектором истории города, заместитель по научной работе), КГИОП (1996-2008), - они соответствовали профилю его научных интересов, а также, что немаловажно, обеспечивали «административный ресурс» - способствовали реализации новых проектов. Сами места службы, на счастье Б.М., имели соответствующие фон-

ды - кладезь архивных, иконографических и литературных источников, где он собрал очень большой материал, которым пользовался всю жизнь. 1990-е годы были необычайно плодотворными для Б.М. В автобиографиях он отмечал, что в этот период удалось активизировать научные исследования, международный обмен выставками, издательскую деятельность. В Музее истории Ленинграда он основал научный сборник «Краеведческие записки» (выходивший много лет, начиная с 1993 года), в КГИОП - «Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга» (был научным редактором сборника); в издательстве «Белое и Черное» основал проект серии «Архитекторы Санкт-Петербурга» (с 1999).

Московская исследовательница, академик РААСН М.В. Нащокина, будучи близким другом семьи Б.М. Кирикова и М.С. Штиглиц, имела возможность, приезжая в Санкт-Петербург, наслаждаться экскурсиями по городу, проводимыми для неё Б.М. Она поражалась его всеобъемлющим знаниям об исторической застройке Петербурга, буквально о каждом доме, её составляющем. Он обладал какой-то феноменальной памятью на всё, что касалось предмета его изучения и любви. Знаю по собственному опыту, иногородние и местные участники петербургских конференций по балтийскому модерну, которые регулярно организовывал петербургский филиал НИИТИАГ в 2010-е годы, когда Б.М. Кириков был его директором, с большим энтузиазмом посещали авторские экскурсии Б.М. по модерну Васильевского острова и Петроградской стороны, а ведь все они сами профессиональные историки архитектуры. Доклады и экскурсии от «первого лица», от первооткрывателя петербургского модерна воспринимались по-особому.

Известность и признание, которыми Б.М. пользовался в Петербурге не только среди коллег и единомышленников, можно сказать, были «народными». Послушать самого автора на презентациях столь популярных книг, как «Архитектура Петербурга конца XIX - начала ХХ века. Эклектика. Модерн. Неоклассицизм» (2006), «Архитектура Петербурга-Ленинграда: страницы истории» (2014), трёхтомника «Архитектура петербургского модерна» приходило множество почитателей петербургского модерна. «Народным любимцем» модерн был далеко не всегда, как известно. Например, крупный историк архитектуры и археолог М.К. Каргер, заведующий кафедрой истории искусства исторического факультета ЛГУ, которую закончил Кириков, терпеть не мог модерн, и не он один. Однако «мимолётный» стиль как проявление «эпохи модерна» в художественной культуре с начала 1990-х завоевал небывалое признание4. А ведь Кириков еще в 1970-е годы, когда эта тема была в загоне, будучи совсем молодым исследователем начал ею интересоваться. Результаты исследования этого стилевого явления во всех проявлениях (будь то неорусский стиль или так называемый северный модерн, новые имена, которые «открыл» модерн, в градостроительстве), стали едва

3 «Мастер есть Мастер...» Памяти Ю. М. Денисова // Невский архив. - 2001. - Вып. V. - С. 595.

4 Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера (СПб, 1993, 2013).

ли не главным достижением учёного. Такой вывод о своей профессиональной работе делал и сам Борис Михайлович. Вышеназванные труды, ставшие классикой петербургове-дения, постоянно переиздаются, дополняясь, и пользуются невероятной популярностью «широкого круга читателей», несмотря на свою фундаментальность.

Б.М. Кириков был членом DOCOMOMO, председателем её российского отделения, членом Международной ассоциации «Еврокультура» (Брюссель), лауреатом Анциферовской премии за общий вклад в современное петербурговедение (1998) и Премии имени академика Д.С. Лихачева за вклад в науку и популяризацию наследия Санкт-Петербурга (2021).

Все годы - в активной общественно-профессиональной работе: член Градостроительного совета и Совета по охране культурного наследия СПб, член правления Санкт-Петербургского союза архитекторов, эксперт по охране культурного наследия и член правления Петербургского отделения ИКОМОС, топонимической комиссии Санкт-Петербурга, Всемирного клуба петербуржцев, заслуженный работник культуры РФ.

В 2019 году в петербургском издательстве «Коло» вышел поэтический сборник Бориса Михайловича «Осень»: стихи,

оказывается, он писал с юности. На творческом вечере поэта Белый зал в Доме архитектора был переполнен.

Более полутора лет назад вышел документальный фильм «"Периодическая система" Бориса Кирикова» (2021), снятый, по-видимому, осенью 2020 года. Сегодня, после ухода Б.М., фильм смотрится по-другому: грустно, но с благодарностью этой возможности снова и снова видеть его живым, идущим по улицам любимого города, статным красивым мужчиной, услышать его голос и речь, полную человеческого обаяния и юмора. Он рассказывает о себе, родственниках, друзьях, коллегах, о Петербурге, о главном деле своей жизни.

«Я - ленинградец, петербуржец», - так начал Борис Михайлович монолог о себе в этом фильме. Важность этого факта для него непреложна и во многом объясняет успешность дела, которому он был предан: истории архитектуры Петербурга, охраны и популяризации его культурного достояния. В любимом Кириковым издательстве «Коло» сегодня лежат не изданными ещё две рукописи об архитекторах А.И. фон Гогене и М.М. Перетятковиче. Они будут изданы.

Нам довелось быть современником этого человека, знать его лично.

Ленинградец, петербуржец Борис Михайлович Кириков, светлая Вам память!

С.СЛевошко,

кандидат архитектуры. Санкт-Петебург

Некролог

15 августа 2022 года на 83-м году ушёл из жизни член-корреспондент РААСН, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный деятель науки Республики Дагестан, доктор технических наук, профессор Мухтаритдин Магомедович Батдалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.